Масло для консервации деталей
Консервационные смазки
Консервационные смазки востребованы в разных отраслях промышленности. Их выпуск регламентируется ГОСТами и ТУ: разработано 6 государственных стандартов и 11 технических условий. Рекомендации по применению приведены в ГОСТ 13168-69.
Описание
Консервационные смазки – жидкие и пластичные смазочные материалы, используемые для защиты от коррозии хранимых в складских помещениях, подлежащих транспортировке или длительное время находящихся под открытым небом металлоизделий из черных и цветных металлов (инструментов, деталей, запчастей, механизмов). Продолжительность консервации с полным сохранением товарных качеств зависит от состава смазки.
Сфера применения
Смазки защитного типа используются практически во всех отраслях промышленности: топливной, химической и нефтехимической, пищевой, полиграфической, машиностроительной, оружейной, металлургической, автомобилестроительной, станкостроительной, приборостроительной, космической. Они находят применение в сельскохозяйственной сфере и в автосервисах.
Консервации подлежат элементы оборудования: цепи, ножи дорожной техники, подшипники, втулки, муфты, шестерни, пресс-формы термопластавтоматов. С помощью консервационных смазок ограждаются от атмосферной коррозии печатные полиграфические машины, дизель-генераторы, снегоходы и другие машины, навесное оборудование, металлические столы и стеллажи, направляющие, штампованные (стальные) диски и прочие изделия из металла.
Состав
Консервационные смазки, в соответствии с консистенцией и составом, делят на пластичные и жидкие. Пластичные смазочные материалы имеют в своей основе специальные жидкости или масла:
Для загущения используются:
Для повышения адгезии (сцепления с поверхностью), улучшения вязкостно-температурных характеристик и термической стабильности добавляются специальные присадки: дисульфид молибдена, синтетические продукты, графит. Обязательно вводятся ингибиторы коррозии (в связке с загустителями такие присадки обеспечивают высокие защитные свойства).
Жидкие консервационные смазки представляют собой ингибированные масла. В их состав введены присадки, содержащие маслорастворимые ингибиторы коррозии, вытесняющие воду с поверхности и образующие адсорбционную пленку.
Характеристики
При подготовке техники к хранению пластичный смазочный материал обычно используют только наружно, нанесение на труднодоступные поверхности из-за плотной консистенции затруднено. Также его применяют для консервации отдельных деталей. Материал надежно держится на поверхностях, не стекает под действием гравитации, не смывается, имеет хорошие изоляционные свойства. Наносится он без дополнительного нагрева (используются лопатка, ветошь) или после нагревания до +85. +115 °С (применяется кисть). Перед вводом в эксплуатацию нанесенный состав обычно удаляют.
Жидкие консервационные материалы наносятся без предварительного разогрева, расход меньше, чем при использовании пластичных материалов. Для нанесения используются технические приспособления. Расконсервация проводится чаще всего без удаления смазки. Минус таких составов – они легче смываются. Их чаще всего используют для обработки внутренних поверхностей изделий. Внешняя обработка возможна, если изделия будут храниться в помещении или в упаковках. Толщина слоя – около 50 мкм.
Защитные восковые дисперсии включают в свой состав твердые углеводороды (изопарафин, парафин, нафталин), воду, растворители. Они образуют пленку, защищающую от агрессивных веществ и от влаги неокрашенные или покрытые лакокрасочным покрытием металлические поверхности, пластмассу, резину. Расконсервация после их нанесения обычно не требуется.
Лучшие производители и продукты
По приблизительным оценкам на российском рынке на долю консервационных смазок приходится около 15% от общего объема производства смазочных материалов. В рейтинг лучших производителей входят Dow Corning (Molykote), Weicon, Литол-24, Taerosol.
Weicon Corro-Protection
Molykote Metal Protector Plus
Смазка Molykote Metal Protector Plus производится корпорацией Dow Corning. Это одна из самых востребованных на рынке марок. В основе универсального материала находятся синтетический воск, ингибиторы коррозии и растворитель. Смазка почти на 90% снижает риск развития коррозии на оборудовании и деталях.
Литол-24 РК
Taerosol Cover Wax
Taerosol Cover Wax – противокоррозионное, эластичное, водостойкое средство, используемое для консервации техники и оборудования, промышленных установок, автопогрузчиков, транспортных средств, комбайнов, рабочей техники. Оно подходит для смазывания медленно движущихся элементов. После нанесения образует восковую пленку толщиной 25-50 мкм. Для ее удаления при расконсервации используют углеводородные растворители. Продолжительность защитного действия зависит от места хранения:
Смазка не стекает, отталкивает влагу, она способна проникать в мелкие щели, выдерживает температуру до +100°C.
Несмотря на высокую востребованность, консервационные смазки представлены на рынке в относительно небольшом ассортименте, их выпускают не все ведущие производители смазочных материалов.
Масло для консервации деталей
115054, г.Москва, 5-й Монетчиковский
переулок, д.20, стр.3
Статьи
Самые читаемые
Выпущенные запчасти для различной техники, металлические детали могут перед использованием длительное время храниться на складе. Все это время они подвергаются воздействию влаги, содержащейся в виде водяных паров в воздухе, что вызывает развитие коррозии. Итогом становится ухудшение внешнего вида готового изделия или вовсе выход его из строя. Для предупреждения неблагоприятного развития ситуации проводится консервация, задача которой в физическом ограждении поверхности запчастей от контакта с окружающей средой с помощью различных смазочных материалов, лакокрасочных покрытий. Это классический метод, имеющий следующие преимущества:
Одновременно подобная методика имеет ряд недостатков. Связаны они с необходимостью тщательно наносить покрытие (делается это обычно вручную), так как любые необработанные участки могут быть повреждены коррозией. Кроме этого требуется периодическая повторная консервация, невозможно точно прогнозировать расход смазочных материалов, могут возникать трудности с идентификацией запчастей без их расконсервации, требуется время на снятие защитного слоя. В итоге было предложено несколько альтернативных способов защиты запчастей, среди которых одним из наиболее эффективных стало использование защитных пленок, содержащих в составе ингибиторы коррозии.
Как работает этот метод консервации?
Особенность защитной пленки в содержании летучих ингибиторов, которые после упаковки под действием влаги оседают на металлических поверхностях, образуя тонкий мономолекулярный защитный слой. Это дает следующие преимущества:
В итоге применение подобных пленок становится универсальным и удобным способом консервации запасных частей к любому оборудованию, которое улучшает репутацию производителя за счет эстетической привлекательности, отсутствия риска загрязнения при взятии детали в руки. Высокая же прочность пленки позволяет без опаски хранить комплектующие под открытым небом или навесом.
Особенности консервации запчастей
Проведение консервации деталей и запасных частей классическим методом включает следующие этапы:
Если защита от внешней среды металлических деталей и оборудования идет современным методом с помощью пленки, содержащей в составе летучие ингибиторы, то процедура упрощается, но предварительно нужно очистить поверхность от загрязнений. Причина в том, что уже появившаяся коррозия, следы окалины и охлаждающей эмульсии, масляные пятна не позволяют качественно выполнить консервацию и места их расположения становятся слабой точкой, откуда может начаться коррозий. При этом происходит это вне зависимости от метода осуществления защиты, так как даже если запчасти упакованы в пленку, то она может быть случайно повреждена и на металл попаду пары влаги и другие загрязнения.
Вещества для проведения консервации
Защита от коррозии металлических деталей и запчастей предусматривает использование жидких или пластичных смазок. К числу первых относят смесь индустриального масла И-20А с ингибитором коррозии или специальной присадкой, а ко вторым Солидол. Жидкие смазки для консервации используются на небольших деталях простой формы. Наносится она окунанием на 30-60 секунд в ванну с нагретым до 40-50 градусов маслом и последующем отстоем для стекания избыточного количества. Пластичные смазки также могут наноситься методом окунания в разогретую до 80-100 градусов среду, но альтернативой здесь становится использование кисти.
После нанесения консервирующего состава для предупреждения его растекания необходима защита парафинированной или конденсаторной бумагой. Мелкие детали могут просто в нее заворачиваться, а на более крупных она закрепляется скотчем, шпагатом или другими материалами. Как показывает практика, на выполнение всех этапов консервации запчастей уходит не более двух часов.
Проведение расконсервации запчастей
Удаление пластичной или жидкой смазки идет с помощью промывки в горячем масле или уайт-спирите с последующей сушкой и дополнительным осмотром деталей на предмет наличия коррозии и других дефектов. Только после этого можно запчасти отправлять на конвейер или использовать для установки на оборудование.
Где купить материалы для консервации?
Если вы хотите приобрести качественные и современные материалы для консервации, то универсальным вариантом станет обращение в нашу компанию НТО Приборсервис. Мы занимаемся производством полиэтиленовой пленки с летучими ингибиторами в составе по лицензии американской компании Cortec, остающейся одним из мировых лидеров в этом направлении. Делая выбор в нашу пользу при выборе поставщика материалов для защиты от коррозии, вы получаете следующие преимущества:
Получить дополнительную информацию и запросить коммерческое предложение вы можете по телефону 8-499-135-73-44.
Масло для консервации деталей
Консервационные смазки занимают почетное место в ряду пластичных смазок, выпускаемых отечественной промышленностью. В общем объеме производства смазок в Российской Федерации, канатные и консервационные смазки занимают около 15 процентов. Так как промышленности требуется большой объем консервационных смазок, их изготовление сосредоточено в основном на крупных НПЗ. Этим во многом объясняется относительно небольшое число сортов смазок, специально разработанных для консервации механизмов и машин. Сейчас действуют 11 технических условий, один отраслевой и шесть государственных стандартов на эти смазки. Широко распространены смазки Е-1, канатная 39у и особенно ПВК. Менее распространены смазки ЗЭС и ПП-95/5. Остальные смазки производятся в небольшом количестве.
Для надежной и длительной защиты от коррозии металлических изделий наряду с консервационными можно применять многие антифрикционные смазки. В качестве консервационных смазочных материалов наиболее рационально использовать нерастворимые в воде, химически- и коллоидно-стабильные антифрикционные смазки с низкой испаряемостью, обладающие в связи с этим хорошими защитными свойствами. Из таких антифрикционных смазок можно назвать солидол С, литол-24; для консервации механизмов, работающих при низких температурах, можно употреблять смазку МС-70, а для приборов — смазки ОКБ-122-7 или ГОИ-54п. В условиях возможного контакта с морской водой для консервации широко используют смазки АМС.
Рекомендации по применению консервационных смазок даны в ГОСТ 13168—69.
Консервационные смазки в соответствии с их составом и свойствами обычно принято разбивать на две группы: канатные и общего назначения.
Смазки общего назначения
Преобладающее положение среди всех других консервационных смазок, вырабатываемых в РФ, занимают углеводородные смазки. Уже около ста лет используют углеводородную смазку — вазелин, представляющую собой нефтяное масло, загущенное церезином и парафином. Эта смазка была известна под разными названиями: артиллерийское или нефтяное сало, вазелин, себонафт, пушечное масло, пушечная смазка и др. В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность России производит семь углеводородных смазок типа технического вазелина. Особняком в этом ряду стоит полужидкая алюминиевая смазка ЗЭС и электроизоляционные кремнийорганические вазелины.
В неответственных случаях для консервации металлоизделий можно применять петролатум (смесь вязкого масла с твердыми парафинами и церезинами)— побочный продукт производства тяжелых авиационных масел. Петролатум — плотный вязкий материал — удобно наносить на металлические изделия только в расплавленном виде. Затруднено и его удаление при расконсервации. Однако низкая цена петролатума стимулирует его применение.
Смазка ПВК (пушечная) (ГОСТ 19537—83) — предназначена для защиты от коррозии металлических изделий любых размеров и формы. Она предотвращает коррозионное поражение изделий как из цветных так и черных металлов. Смазку используют для консервации узлов и агрегатов, упакованных в тару и хранящихся без тары. Пушечная смазка защищает от коррозии металлические агрегаты и машины, находящиеся на консервации в закрытых складах, под навесами и даже на открытом воздухе. Безусловно, при прямом воздействии атмосферных осадков, солнца и ветра, а также других неблагоприятных факторов время эффективной защиты металлов смазкой уменьшается. Однако и в самых неблагоприятных условиях смазка ПВК способна защищать металлы от коррозии в течение многих лет (от двух до десяти), в зависимости от условий хранения узлов и агрегатов. Смазку ПВК выпускают с 1975 г. взамен трех смазок: СХК ГОСТ 11059—64, пушечной (УНЗ) ГОСТ 3005—51 и ПВК (пушечной) ГОСТ 10586—63.
Консервационная способность смазки ПВК обусловлена ее высокой водостойкостью. Как и все углеводородные смазки, она совершенно нерастворима в воде. Хорошие защитные свойства смазки ПВК несомненно объясняются также низкой испаряемостью, высоким сопротивлением к окислению и отличной коллоидной стабильностью. При длительном хранении, а также в процессе эксплуатации кислотное число смазки ПВК может повышаться и достигать нескольких миллиграмм КОН на 1 г смазки. Однако это не приводит к увеличению ее коррозионной активности. При осмотре открытых металлических поверхностей, находившихся под слоем пушечной смазки в течение семи лет, коррозионного изменения поверхности не наблюдалось. Вместе с тем кислотное число смазки достигло почти 1 мг КОН/г. Применение присадки МНИ-7 в ряде случаев объясняет появление в смазке ПВК небольшого количества водорастворимых кислот. Стандарт допускает их наличие, поскольку это не ухудшает, а даже улучшает антикоррозионные свойства смазки. Смазка ПВК при хранении сохраняет стабильными свои свойства чрезвычайно долго. Хотя гарантийный срок ее хранения в таре, установленный ГОСТ 19537—83, 5 лет, она может без всякого ущерба сохраняться в течение 10 лет. Смазку ПВК выпускают в промышленной таре — в металлических и деревянных бочках. При поставке смазки Министерству Обороны используют бидоны из белой жести емкостью 20 литров. Низкая стоимость и хорошие консервационные свойства обусловили широкое применение смазки ПВК. Можно с уверенностью утверждать, что она еще долго будет самой распространенной консервационной смазкой.
Защитная (смазка УНЗ) (ТУ 38 001277—76) выпускалась ранее по отмененному ГОСТ 3005—51 под наименованием пушечная УНЗ. Вырабатывается в относительно небольшом количестве заводом «Нефтегаз». По составу, внешнему виду и основным характеристикам не отличается от смазки ПВК. Различие между ними состоит в том, что в состав защитной смазки не входит присадка МНИ-7. Отсутствие присадки МНИ-7 практически не сказывается на консервационных свойствах защитной смазки. Для консервации металлических изделий в Министерстве Обороны смазка защитная не используется.
Вазелин технический для резиновой промышленности (ОСТ 38 1.56—74), известный в прошлом под названием вазелин технический УН (ГОСТ 782—59 отменен с 1975 г.), ранее широко использовали в качестве дешевой консервационной смазки. По составу и свойствам он близок к смазке ПВК. Сейчас нефтяная промышленность вырабатывает вазелин технический в качестве компонента (мягчителя) резиновых смесей. Вазелин, выпускаемый по отраслевому стандарту, можно использовать и для консервации металлоизделий, но он уступает смазке ПВК по температуре плавления, менее стабилен по составу и свойствам. По стабильности при хранении в таре вазелин технический эквивалентен смазке ПВК.
ВНИИСТ-2 жировая для изоляции надземных трубопроводов (ТУ 38 101379—73) представляет собой обычную углеводородную смазку с добавкой около 20% консервационного масла НГ-204у (ГОСТ 18974—73). Смазка имеет полужидкую консистенцию. Название неверно отражает состав смазки, так как жир в нее не вводят. По основным характеристикам и особенностям применения смазка ВНИИСТ-2 близка к смазке ПВК. Технические условия на нее составлены весьма лаконично. У смазки ВНИИСТ-2 не нормируется почти ни один показатель качества, имеющийся в стандартах на другие консервационные смазки, что затрудняет их сопоставление. Основное требование, предъявляемое к смазке ВНИИСТ-2,— сохранение сплошного слоя при охлаждении ее до — 60 °С. Смазку ВНИИСТ-2 наносят на поверхность надземных трубопроводов большого диаметра, проходящих в северных районах страны. Она предотвращает коррозию при температурах от 40 до — 60 °С в течение 4 лет и более. В частности, смазка была испытана при защите от коррозии магистральных газопроводов диаметром 530 мм Мессояха — Норильск и Таас — Тумус — Якутск. Гарантийный срок хранения в таре смазки ВНИИСТ-2 установлен 1 год. Но, по-видимому, она может храниться гораздо дольше — 10 лет и долее. Несмотря на отсутствие данных сравнительных испытаний, можно полагать, что смазку ВНИИСТ-2 целесообразно заменить более распространенной и более дешевой смазкой ПВК.
Состав предохранительный (смазка ПП-Э5/5) (ГОСТ 4113—48)—по внешнему виду, составу и свойствам похож на другие углеводородные защитные смазки, рассматриваемые выше. Он представляет собой сплав 95% петролатума с 5% парафина. Эта плотная мазь предназначалась для предотвращения коррозии боеприпасов, остававшихся на складах в 1945 г. при особо долгом хранении. Для нейтрализации продуктов окисления в смазку вводят 0,02% NaOH или поташа. Такое небольшое количество никак не сказывается на коррозионной активности смазки ПП-95/5 по отношению к цветным металлам.
Антикоррозионная АК (ТУ 32 ЦТ 552—73) выпускается для железнодорожного транспорта. Ее появление и существование ничем не оправдано. Она пополнила и без того достаточно многочисленную группу углеводородных защитных смазок общего назначения. Смазку готовят загущением вязкого масла церезином — весьма дорогостоящим продуктом. В результате антикоррозионная смазка в 3—6 раз дороже, чем все другие смазки, описанные в этой статье. По свойствам и особенностям применения антикоррозионная смазка не отличается от смазки ПВК, технического вазелина и др. Ее температура каплепадения на 6—10 °С выше, чем у других защитных смазок. Это объясняется большей температурой плавления загустителя — церезина. В технических условиях предусмотрено испытание смазки на стальных тросах при температурах от —50 до 50 °С, так как она предназначена для покрытия стальных тросов и деталей контактной сети электрифицированных железных дорог. Вместо нее для этих целей вполне можно использовать смазку ПВК. Кроме того, для сходных целей (защита от коррозии линий электропередачи) разработана смазка ЗЭС.
Смазка ЗЭС (ТУ 38 101474—74) представляет собой черную мазь с мягкой и вязкой консистенцией. Пенетрация смазки находится в пределах от 270 до 335. Она достаточно близка по составу к смазке АМС-3, но отличается от нее пониженным содержанием загустителя и использованием для получения алюминиевых мыл фракции СЖК. Кроме того, в смазку вводят петролатум. Смазка ЗЭС обладает высокой температурой каплепадения, несмотря на отсутствие пластичности. Она хорошо удерживается на металлических поверхностях при высоких температурах (90— 100 °С). Способность смазки удерживаться проверяют следующим образом. На стальную пластинку, которая установлена под углом 45 градусов, наносят слой смазки толщиной 2 мм. Затем в течение 6 часов при 92 °С испытуемый образец не должен выделять масло и стекать. Высокая водостойкость и липкость придают смазке ЗЭС хорошие консервационные свойства. К недостаткам смазки, как и почти у всех консервационных смазок, относится высокая вязкость при минусовых температурах, что затрудняет ее нанесение в зимнее время.
Благодаря полужидкой консистенции в теплое время года защищаемые поверхности достаточно удобно покрывать смазкой ЗЭС при помощи кисти или тампона, не расплавляя ее. При нанесении окунанием или распылением смазку ЗЭС разбавляют бензином (1:1). После нанесения защитного слоя толщиной 0,5—1,5 мм бензин на воздухе улетучивается через 20—30 мин. Основное назначение смазки ЗЭС (защитной электро-сетевой) — защита от коррозии высоковольтных линий электропередач. В первую очередь смазка ЗЭС применяется для грозозащитных тросов а арматуры машин и механизмов, хранящихся или эксплуатируемых на открытом воздухе структурами РАО ЕЭС. Смазка ЗЭС предотвращает коррозию как черных так и цветных металлов. Превосходные консервационные качества делают ее незаменимой для использования в тропиках, а также в контакте с морской водой. Гарантийный срок хранения смазки в таре 2 года. Фактически она сохраняет стабильность гораздо дольше.
Вазелин кремнийорганический KB 3/10Э (ГОСТ 15 975—70) назван так из-за внешнего сходства с медицинским вазелином. Фактически же это силикагелевая пластичная смазка, получаемая загущением диметилсилоксановой жидкости негидрофобизированным аэросилом А-380. Вазелин имеет вид светлой пасты серо-голубого цвета. Он химически инертен, нетоксичен, взрывобезопасен. Термостоек при 200°С. Вазелин KB 3/10Э используют для защиты поверхности полупроводников в приборах корпусного исполнения (диодах, триодах, тиристорах). Гарантийный срок хранения вазелина KB 3/10Э в таре установлен 1 год. Он сохраняет стабильность и при более длительном хранении. Стандарт предусматривает, наряду с вазелином марки KB 3/10Э выпуск вазелина еще двух марок: KB 3/10 и KB 3/14. С 01.03.1978 в стандарт внесено изменение, исключающее эти марки.
Кремнийорганическая паста КПД (ТУ 6-02-833—74) по свойствам и составу близка к вазелину KB 3/10Э. Отличается от него отсутствием структурирующей присадки. Смазка (паста) КПД предназначена в качестве вспомогательного изоляционного материала для изоляторов контактных и высоковольтных сетей. Благодаря гидрофобизирующему действию, нанесенный на поверхность изолятора кремнийорганический вазелин, предотвращает или уменьшает ее загрязнение и увлажнение. В результате снижается опасность короткого замыкания и поверхностной утечки тока. Влага не растекается по поверхности изолятора, а токопроводящие частицы обволакиваются смазкой и изолируются друг от друга. Кремнийорганические смазки эффективны в течение двух лет и более. При хранении в таре паста КПД недостаточно стабильна и уже через несколько месяцев разжижается. Это снижает ее защитное действие на поверхности изоляторов.
Основные характеристики вазелина KB 3/10Э и пасты КПД приведены ниже:
НГ-213
НГ-203А (Б, Р)
Под воздействием окружающей среды металлы подвергаются разрушению и окислению, в результате чего изготовленные из них узлы и механизмы двигателей теряют свои эксплуатационные свойства. Убытки, которые способна нанести коррозия, огромны. Из-за неё выходят из строя машины, оборудование и механизмы. Одни металлы большей степени подвержены разрушению, другие – в меньшей. Борьба с ней – трудоёмкий и затратный процесс. Поэтому проще принять меры, предотвращающие коррозию.
Предназначение рабоче-консервационных и консервационно-рабочих масел
Наиболее действенным способом по предотвращению коррозии в промышленности считается применение консервационных масел. Их эффективность определяется составом масла. Присадки, которые входят в консервационное масло, нейтрализуют кислотные продукты сгорания и сводят к минимуму риск разрушения металла. Использовать консервационное масло можно как при производстве техники, так и вводе её в эксплуатацию. Перед началом использования механизма рекомендуется воспользоваться отдельным видом консервационного масла, которое носит название консервационно-рабочего. Для защиты изделий из металла во время простоев оборудования и машин, а также при транспортировке предназначен другой вид консервационного масла, который называется рабоче-консервационным.
Сфера применения консервационных масел
Российская промышленность давно практикует применение консервационных масел в борьбе с коррозией. Масла этой группы используют на предприятиях различных отраслей отечественной промышленности:
• автомобилестроение;
• авиационная отрасль;
• станкостроение;
• судостроение;
• сельскохозяйственное машиностроение;
• производство инструментов и оборудования.
Консервационные масла применяются как в процессе производства для обработки отдельных узлов и деталей, так и для консервации готовых изделий. Отдельные элементы механизмов окунают в консервационное масло полностью или же обрабатывают при помощи пульверизатора. Такая межоперационная защита позволяет сохранить целостность поверхностей деталей до момента дальнейшего использования. Для обработки консервационным маслом готовых двигателей в них заливают консервационное масло и дают поработать на холостом ходу, после чего масло сливают. Даже кратковременная работа на консервационном масле способна причинить ущерб всему механизму.
Покупая качественное консервационное масло, вы продлеваете срок полезного использования ваших станков, машин и оборудования.
Применение консервационных масел:
Для производства и обработки деталей в машиностроении, судостроении, металлургии, авиационной промышленности, а также при изготовлении оборудования и инструментов используют консервационные масла.
Консервационные масла являются отличной жидкой ружейной смазкой, применяют для очистки от нагара поверхностей из метала. Используют в качестве присадки к газотурбинным топливам и как кратковременную антикоррозийную защиту. Также данный вид масла используют при сборке сцеплений транспортных средств и гидроприводов тормозной системы автомобилей.