Объект консервации и реставрации

Консервация и ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия

Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.

Перед началом любого вмешательства на территории охраняемого объекта необходимо выполнить ряд обязательных действий, в числе которых научно-исследовательские, инженерно-технические изыскания, разработка детальной проектной и производственной документации. Причем эти исследования проводятся не только во время подготовительного этапа намеченных действий, но и во время всего процесса их осуществления.

Существующие различия цели охранных мероприятий позволяют определить два основных направления деятельности: консервация, ремонт и реставрация.

Консервация предусматривает действия для сохранения здания или сооружения в том виде и физическом состоянии, в котором он находится к моменту начала работ. В этом случае существующий облик постройки не претерпевает никаких изменений, а только проводятся противоаварийные мероприятия для предупреждения его дальнейшего разрушения.

Ремонт ориентирован на поддержание оптимального состояния сооружения для его безопасной эксплуатации и сохранности памятника без нарушения изначального историко-культурного облика.

Реставрация объекта наследия предполагает восстановление или воссоздание первоначального вида всего здания, а также его отдельных частей, например, оригинальной кровли, фасадного декора и т.п. Чаще всего это делается в едином комплексе с ремонтом памятника, поэтому обычно их объединяют под понятием ремонтно-реставрационные работы.

Если какой-либо особо ценный историко-культурный объект находится в полностью разрушенном состоянии, то может быть принято решение по воссозданию памятника. Такой вариант действий возможен только при условии наличия достоверных научных данных, без которых воссоздание утраченного памятника невозможно. Речь идет не о строительстве копии, а о детальном, максимально точном восстановлении утраченного сооружения.

В процессе ремонта или реставрации все применяемые технологии, приемы и методы должны проводиться только в строгом соответствии с существующими нормами и правилами, которые утверждены центральными органами охраны объектов наследия. Для того, чтобы соблюсти подлинный облик сооружения на всех стадиях выполнения работ, предусматривается осуществление научного руководства на протяжении всего срока реставрационных мероприятий. Кроме этого, авторы или разработчики проекта ремонта или реставрации обеспечивают постоянный надзор прямо на месте их проведения. Эти меры необходимы, так как авторский надзор и научное руководство являются обязательным элементом научно-исследовательского обеспечения сохранности исторических оригинальных элементов сооружения и соблюдения требуемого качества реставрационных мероприятий.

Специфика организации и осуществления консервационных и ремонтно-реставрационных работ требует специальных навыков, поэтому разработка проектной документации, проведение научно-изыскательских исследований на таком объекте и выполнение самих работ разрешено исключительно организациям или предпринимателям, которые получили лицензию на такую деятельность и имеют возможность ведения таких работ. Соответственно научный руководитель тоже должен быть квалифицированным и аттестованным специалистом.

Готовый проект, разработанный с учетом полученных данных проведенных изысканий, должен пройти историко-государственную экспертизу, а затем согласовывается с органами государственной охраны объектов культурного наследия.

По окончанию ремонта или реставрации оформляется научно-реставрационный отчет, где дается оценка проведенных мероприятий, указывается их соответствие с проектными. Если на стадии реализации проекта произошли отступления от первоначального плана, то дается обоснование этих действий.

Последовательность проведения консервации, ремонта или реставрации должна соответствовать установленным правилам. Первый этап включает в себя предварительные действия, во время которых проводятся первичные исследования, начинает разрабатываться необходимая документация. На втором этапе осуществляется комплекс научных и инженерно-изыскательных исследований с привлечением материалов архивов и специализированной литературы, натурными (полевыми) изысканиями. На третьем этапе формируется научно-проектная документация запланированных мероприятий, которая проходит государственную экспертизу, корректируется, оформляются необходимые допуски и разрешительные документы. После чего начинается выполнение работ по утвержденному и согласованному с профильными органами проекту. Завершающим этапом является научно-реставрационный отчет.

Источник

Консервация памятников культуры

Объект консервации и реставрации. 15 LMink Konservatsiya min. Объект консервации и реставрации фото. Объект консервации и реставрации-15 LMink Konservatsiya min. картинка Объект консервации и реставрации. картинка 15 LMink Konservatsiya min. Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.

Консервация памятников культуры

Ремонт, реставрация и консервация памятников архитектуры имеют общие черты — они служат сохранению объекта культурного наследия, проводятся под контролем со стороны уполномоченных органов Минкульта и каждому мероприятию предшествует серьезная подготовка. Чтобы не утратить памятник в ожидании его полноценной реставрации, часто объекты подвергают консервации и периодически проводят ремонт, не затрагивая основной структуры и особенностей, которые и придают ему историческую и культурную ценность.

Консервация — это работы по сохранению памятника истории и культуры, требующие специальных мер, несколько отличающихся от тех, что выполняются в ходе ремонта. Часто применяется, когда памятник уже находится в плачевном состоянии, и может заключаться в следующем:

Последний вариант по сути можно назвать частичной реставрацией — такие работы выполняются после специфических исследование памятника, для них составляется отдельный проект, в процессе выполнения сложной консервации необходим технический и инженерный надзор. Здесь ремонт и консервация памятника практически не имеют различий: общая цель — сохранить памятник в том виде, в котором он дошел до наших дней, выполнять ремонт и консервацию вправе только фирмы с лицензией Министерства культуры, контроль работ ведется на всем протяжении — от согласования проекта до сдачи результата заказчику.

Правила консервации

Консервацию памятника архитектуры желательно проводить так, чтобы не исказить облик здания. Исключение можно сделать для временных конструкций, поддерживающих стены от обрушения или сохраняющие уникальную отделку от деформации. В иных случаях лучше укреплять здание с помощью скрытых конструкций — только так можно сохранить старинные уникальные памятники.

На памятниках, отличающихся особой ценностью — древних, несущих уникальный авторский стиль, где особенно важно сохранить подлинность облика, качественная консервация становится оптимальным решением. По сути, это должно быть профилактическим укреплением существующего состояния памятника, а не «новоделом» с попыткой воссоздать первоначальный внешний вид.

Специалисты отмечают, что консервацию памятников архитектуры нельзя считать сугубо инженерной задачей. При проектировании следует исходить из того, что каждый памятник обладает особой структурой и историей, и именно они определяют характер и особенности предстоящих работ. Учитывать нужно и то, что без восстановления старых уникальных конструкций зачастую невозможно сохранить объект, а значит, консервация будет включать в себя элементы реставрации. С другой стороны, нельзя исключать, что памятник в будущем придётся «раскрыть» — выявить ценные и уникальные элементы, возможно скрытые при попытках укрепить конструкции и устранить деформации отдельных участков. Здесь на первый план выходят архитекторы-реставраторы — именно они выступить координаторами всей работы, начиная от разработки плана и проекта и на протяжении всего хода консервации памятника.

Как получить лицензию Минкультуры для работ по реставрации и консервации памятников истории и культуры? Обращайтесь, поможем оформить лицензию или приобрести готовую фирму. Звоните!

Источник

Обыденные представления и научные понятия «консервация», «реставрация», «реконструкция».

Консервация и реставрация в системе гуманитарных наук.

Используются методы естественных наук (физика, химия). Выделяют: 1.Рентгенустановки. 2.Бинокулярные лупы (с 2-х сторон выпуклы). 3.Ультрафиолетовое излучение.

Р.и К. имеет дело с гуманитарными науками: история искусства, культурология, история матер. и нематер. культуры, фалеристика, нумизматика. Гуманитарные науки рассматривают культурное наследие как феномен и как предмет культурологического осмысления. Интерес естественных наук направлен, главным образом, на объекты материальной культуры, что, в первую очередь, выражается в обеспечении их физической сохранности. Процесс реставрации физико-химич. составляющая предмета. Два эти направления связаны с музеологией: передача информации посредством музейных предметов. Всерос.реставрац-научн. Центр им.Грабаря создан в 1918 г.(ведущее научно-исследовательс. учреждение). Росреставрация, отделение микрофотографирования текстов, бумаг, отделы реставрации музеев России:Кремль,Русский музей. Две точки зрения на рест. и консервац.: естественно-техничес; гуманитарная. Основа: передача памятников последующим поколениям и способы сохранения памятников. Кон. И реставр.-дисциплина, которая взаимодействует со всеми отраслями науки и техники, способствующими изучению и сохранению монументального наследия.

Музей и консервационно-реставрационная деятельность.

Хранитель, устанавливая и поддерживая нужный температурно-влажностный, световой, биологический режим хранения, уже осуществляет консервацию предметов. Однако чаще всего этих мер бывает недостаточно. Требуется решительное вмешательство в сохранность предмета с помощью химических и физических средств. Такого рода консервация может проводиться только реставратором, лицом, получившим специальную подготовку. Консервация — сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов». Между консервацией и реставрацией не всегда можно провести четкую границу. Например, удаление с поверхности предмета вредных окислов или загрязнении одновременно служит и целям сохранения предмета, и целям восстановления его внешнею вида. Консервация и реставрация археологических памятников обычно начинается в полевых условиях. Осуществляя контроль за сохранностью собрания, хранители и реставраторы отбирают предметы, нуждающиеся в консервации или реставрации. Этот отбор целесообразно проводить в процессе сверки наличия фондов с учетной документацией, когда осматривается каждый предмет. Предметы, находящиеся в экспозиции, осматриваются без демонтажа. Осмотр крупногабаритных предметов, находящихся в фондохранилищах, делают на месте их хранения. Работа с небольшими предметами ведется на специально подготовленном столе. Стол покрывают гладкой белой бумагой или тканью. На таком покрытии легко обнаружить отделившиеся от предмета мелкие фрагменты, осыпи, волокна, которые важно сохранить для проведения реставрации. Кроме того, на нем могут быть отчетливо видны следы некоторых биологических повреждений. Чтобы избежать опасности переноса заболевания на другой предмет, покрытие меняют. Осмотр делают при помощи лампы накаливания с рефлектором и длинным шнуром. В ряде случаев целесообразно применение лупы. Обнаруженные повреждения: царапины, очаги плесени, коррозии, трещины, осыпи — измеряют линейкой. Функции реставратора в музее многогранны. Вместе с хранителями он осуществляет контроль за сохранностью музейного собрания, отбирает предметы, нуждающиеся в консервации и реставрации, осуществляет эту работу; от него многое зависит в решении вопроса о возможности экспонирования и транспортировки предметов. Проводимые реставраторами исследования оказывают большую помощь научным сотрудникам, изучающим музейные предметы, например в определении материала, техники изготовления предмета. Опытный реставратор вносит вклад в теорию и методики консервации и реставрации.Во многих социалистических странах имеется развитая сеть учебных заведений для подготовки реставраторов. Этих специалистов готовят профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Большую роль в подготовке и повышении квалификации реставраторов играет специальная литература. Активизируется обмен опытом, сотрудничество со специалистами из других учреждений — химиками, физиками, биологами и т. д.Сздание совета реставрацион. Спец. Документы по положению совета: заключение о качестве реставрации,о выставке предметов на экспозицию. Составление реставрационного паспорта.

Обыденные представления и научные понятия «консервация», «реставрация», «реконструкция».

4)Предмет и задачи консервационно-реставрационной деятельности.Реставрацией называется укрепление и восстановление поврежденных, разрушенных либо искаженных памятников культуры и истории, целью которого является сохранение их художественного и исторического значения. При проведении реставрации художественных деревянных изделий, испорченные детали укрепляются либо заменяются, а отделочные покрытия восстанавливаются в первоначальном своем виде. Работы по реставрации выполняют обычно вручную, механизация используется обычно только на предварительных операциях, таких как раскрой и обработка заготовок при изготовлении отсутствующих деталей, а также при отделке, когда нужно нанесли сплошное покрытие. При реставрации различных высокохудожественных, старинных изделий основной задачей реставратора становится сохранение их подлинности и исторической ценности в качестве документа своей эпохи. В подобных случаях специалисты нередко ограничиваются только консервацией предмета – дезинфекцией, очисткой от загрязнений, укреплением и защитой его от последующего воздействия внешней среды. Следует отметить, что все производимые реставратором действия должны отличаться обратимым характером, чтобы впоследствии, при необходимости, оставалась возможность проведения новой реставрации данного изделия. Необратимые синтетические материалы (лакокрасочные составы, клеи и пр.) использовать категорически нельзя, также запрещается применять недостаточно проверенные растворители, пропиточные составы и прочие аналогичные средства. В реставрации недопустимо принятие необдуманных, поспешных решений, особенно в случаях, когда происходит реставрация музейного экспоната. Перед началом проведения самих реставрационных работ необходимо тщательно обследовать предмет, произвести его атрибуцию (определить подлинность предмета, его автора, если же узнать автора невозможно, следует определить художественную школу, время создания, страну и пр.), выявить степень сохранности. Следует продумать тщательно весь процесс, составить план предстоящих работ, определить приемы и методы реставрации, подобрать подходящие материалы. При появлении сомнений либо при нехватке опыта для выполнения определенной задачи, следует проконсультироваться у искусствоведов, музейных работников, опытных мастеров и прочих специалистов. Следует всю информацию о реставрируемом изделии (сведения об условиях хранения предмета, о его истории, о предшествующих реставрациях и пр.) сохранить, также необходимо сохранить маркировки, этикетки, а также прочие знаки, расположенные на самом изделии. Также в процессе реставрации нужно зафиксировать все произведенные мастером действия с подробным описанием всех использованных материалов, методов, инструментов, а также сроков выполнения каждой операции. Все вышеперечисленные данные вносят в «Паспорт реставрации памятника культуры и истории», который является официальным документом и крайне важен для дальнейшего изучения художественного изделия. Предмет: памятник-хранитель исторически-художественной информации. Грендберг выдвигал следующие задачи: стабилизация состояния памятника искусства, воссоздание утраченных объектов, контроль за состоянием. Правильность выбора фронта работ( какой период важнее).Подходы восстановления памятников: восстановление первого пласта, удаление позднейших слоев. Признание подлинности памятника. Метод сигнации-разделение. Задачи: 1. сохранение максимальной подлинности; 2. избегать необратимых действий; 3. уважать политику времени; 4.восполнение; 5.состав; 6.сохранение информации.

5)Консервация и реставрация как способ сохранения памятников.

Под термином «реставрация» принято понимать набор необходимых мероприятий по приданию архитектурным и культурным памятникам их первоначального вида. Делается это всего с одной, однако, с крайне благородной целью – сохранить данное культурное наследие для новых поколений. Реставрацию, однако, не следует путать с новостроем – полным восстановлением полностью утраченного памятника. Реставрация подразумевает лишь частичное восстановление утраченного декора или отдельных элементов памятника или здания. Задачи реставратора кардинально отличаются от задач простых строителей или реконструкторов. Как правило, архитектурные сооружения возводились постепенно, в разные периоды времени, и даже с использованием различных материалов. Целью реставратора является на основе соответствующих документов и чертежей определить все составляющие этой архитектурной «головоломки», а также характера каждой из них. Поскольку реставратор не имеет права вносить какие-либо изменения в первоначальную концепцию постройки или объекта, ему необходимо ознакомиться со всеми тонкостями и нюансами, применяемыми при первоначальном строительстве здания. Если при возведении нового здания или памятника строители не ограничены в использовании материалов и технологий, при реставрации мастер должен чётко придерживаться уже установленных правил. Перед началом реставрации необходимо ознакомиться с типом ранее используемых материалов, стараться максимально точно подобрать необходимое сырьё. Если такой возможности не представляется, используемому материалу необходимо придавать тот же цвет, форму и фактуру во избежание нарушения общей композиции. Рабочий проект реставрации по определению корректируется плоть до завершения самой реставрации. Если историческое сооружение подверглось большим разрушениям, полная реставрация без достоверных данных и документов о нём невозможна. В таких случаях обычно проводятся работы по укреплению и восстановлению оставшихся уцелевших частей. Работа реставратора требует большого опыта, знаний и усердия, а также искренней любви к этому сложному, но крайне полезному делу.Основные принципы научной реставрации и консервации: минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением; обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства; научность; археологическая реставрация; стилистическая реставрация; историзм; Информация о памятниках многосторонняя. Памятник: комплексный исторический источник. Зодчество- древняя разновидность производства. Художественные ценности как основа. Памятник как контекст сочетает разновременные художественные элементы( Московский Кремль). Архитектура- безликое пространство(изменение восприятия старых памятников в современных городах). Иконы- церковное пространство.

Источник

Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия
В. В. Сидорова, 2018

Объект консервации и реставрации. cover. Объект консервации и реставрации фото. Объект консервации и реставрации-cover. картинка Объект консервации и реставрации. картинка cover. Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.

Содержание настоящего учебного пособия соответствует курсу лекций по дисциплине «Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. В конце учебного пособия представлены иллюстрированные приложения, дополняющие темы. Предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство, а также в помощь преподавателям.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Сущность реставрации и реконструкции объектов культурного наследия

Цель — кратко ознакомиться с историей реставрации в России. Изучить основные термины и определения, касающиеся сохранения, восстановления и продления функционирования объектов культурного наследия, рассмотреть определение реставрации и реконструкции, проследить систему критериев оценки градостроительных объектов и основные подходы к реконструкции памятников.

1.1. Краткая история реставрации в России

История реставрации в России началась с мая 1918 года — год создания Всероссийской реставрационной комиссии. Затем комиссия переименована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Первая российская научная методика реставрации была выработана в ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря.

В послевоенные годы созданы республиканские, областные и городские мастерские по реставрации историко-архитектурных памятников. В 1958 г. основана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР).

В 1960–1980-х гг. осуществлён переход от простых восстановительных работ к комплексным исследованиям методами гуманитарных и естественных наук в сочетании со сложными консервационно-реставрационными работами.

В начале 2000-х гг. стал возвращаться интерес к реставрации памятников и активное развитие получили научные методы реставрации. Культурному наследию уделяют серьезное внимание при разработке градостроительной документации [1].

Министерство культуры РФ в 2014 году приняло решение о создании ОАО «Реставрационные Компании» для сохранения научных достижений и многолетних разработок, реставрационных методик и уникальных мастеров» [2].

Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (E. C. C.O. — E. K. O. K. European Confederation of Conservator-Restorers Organizations) сформулировала этический кодекс консерваторов-профессионалов. Главная идея кодекса — сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений [1].

Прогрессивная реставрационная наука основывается на двух основных принципах:

1) восстановление разрушенных объектов культурного наследия;

2) сохранение объектов культурного наследия.

Основой проекта реставрации является первозданный вид объекта, в отличие от проекта нового строительства. Сложность состоит в том, чтобы найти документальные исторические свидетельства, описывающие и изображающие все этапы изменения объекта реставрации. Ведутся поиски исходных документов в архивах страны. Важно воссоздать исходный вид памятника архитектуры. На базе полученных данных об облике объекта реставратор приступает к разработке проекта практических действий, на основе которого в дальнейшем будет проводиться реставрационный процесс.

За последний век реставрация трансформировалась в научную дисциплину и началась подготовка специалистов высшей квалификации. Реставрацию следует воспринимать как комплексную науку, сочетающую компетенции нескольких профессий. Реставраторы могут подготовить и осуществить научно-исследовательские работы по памятнику, составить проект и разработать методику реставрации, подготовить научно-проектную документацию и осуществить реставрационные работы согласно действующему законодательству.

1.2. Виды реставрационных работ. Термины и определения

Перед выполнением реставрационных работ на объекте культурного наследия принято осуществлять археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования для сбора полного комплекта информации об объекте. После этого разрабатывается индивидуальная проектная документация.

Все работы, проводимые на поврежденных объектах культурного наследия, называют общим термином — реставрация, которая охватывает три различных комплекса работ: консервацию, реставрацию и реконструкцию.

В практике, перечисленные выше виды восстановительных работ, применяют в комплексе, как различные этапы единого процесса или как самостоятельный вид восстановления [3].

Реставрация. Ведущей задачей реставрации памятников зодчества является усиление оснований и фундаментов: перекладка и докладка полуразрушенных фундаментов, усиление кладки, устройство свайных фундаментов, усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями.

Важнейший принцип научной реставрации согласно международной Венецианской хартии гласит: «…реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза..». [4].

Реставрация считается сложным, комплексным видом проводящихся на памятниках работ, цель которой — продление жизни памятника. Реставрация может состоять из ремонта и консервации, и включать изменение современного вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств и продление функциональной жизни объекта.

Технология и материалы, применяемые в реставрации, должны отличаться от авторских.

Для фрагментарной реставрации часто характерны:

— отсутствие стилистического единства,

— признание ценности поздних наслоений на объекте,

— восстановление только тех элементов, форма которых достоверно документирована.

Фрагментарная реставрация принципиально противопоставлена целостной реставрации.

Целостная реставрация ориентирована на восстановление первоначального облика памятника или его образа, сложившегося в период его расцвета. Такую реставрацию называют «реставрацией на оптимальную дату».

Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух этапов:

1) раскрытие памятника в результате удаления поздних искажающих деталей и фрагментов;

2) восстановление утраченных деталей памятника.

Раскрытие памятника производят только в случае, если удаляемые фрагменты не представляют ценности ни с архитектурно-художественной, ни с исторической стороны или представляют меньший интерес, чем ценность раскрываемого подлинника. Удалять наслоения разрешено только после открытого коллегиального решения с участием профессионалов. В случае наличия стадии раскрытия, объектом реставрационного исследования всегда должен быть весь объект, а не только его отдельные элементы, признаваемые заведомо ценными.

Раскрытие запрещено, в случае если оно нарушает конструктивную жёсткость здания или влияет на ухудшение условий его сохранения.

Необходимо предусмотреть меры по сохранности раскрываемых элементов или поверхностей стен. Быстрое освобождение деревянных обшивок срубов на памятниках русского деревянного зодчества часто влечёт резкое ускорение процесса разрушения древесины.

В простейших случаях реставрация может состоять только из раскрытия. Например, после фрагментарного удаления штукатурки на фасадах Софийского собора в г. Киев, Спасо-Преображенского собора в г. Чернигове и других памятников архитектуры Киевской Руси (рис. 1), выявлена первоначальная фактура древней кладки. Раскрытие в данных случаях позволила наглядно показать действительную древность сооружений. Такие раскрытия активно воздействуют на восприятие как отдельных сооружений, так и общей городской среды.

Раскрытые в виде небольших зондажей остатков готической кладки на зданиях г. Львова или г. Каунаса способствовали созданию особой эмоциональной атмосферы историчности городского ансамбля (рис. 2, 3).

Интересный художественный эффект дает раскрытие естественной фактуры стен всего сооружения при условии обеспечения соответствующих мер их сохранности. Примерами служат удаленная штукатурка со стен церкви Петра и Павла в Кожевниках в г. Новгороде, а также освобожденные от обшивок памятники русского народного деревянного зодчества.

Объект консервации и реставрации. i 001. Объект консервации и реставрации фото. Объект консервации и реставрации-i 001. картинка Объект консервации и реставрации. картинка i 001. Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.

Рис. 1. Реставрационное раскрытие поверхности стен Софийского собора в Киеве

Объект консервации и реставрации. i 002. Объект консервации и реставрации фото. Объект консервации и реставрации-i 002. картинка Объект консервации и реставрации. картинка i 002. Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.

Рис. 2. Раскрытие остатков готического проема на фасаде ратуши в Каунасе

Обычно реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Подлинник, который подвергается раскрытию, практически никогда не бывает полностью сохранившимся. Обычно он имеет различного рода утраты. Часто выполняют частичное дополнение подлинника, восстанавливают утраченные элементы, наглядно показывают остатки первозданных элементов. Также выявляют места примыкания утраченных стен или сводов расчисткой, реже добавочной выкладкой соответствующих штраб. Восстановительные мероприятия назначаются для каждого случая индивидуально, в зависимости от сочетания факторов, влияющих на памятник [5].

Реконструкция является основной формой градостроительного развития территории. Она дает возможность рационально контролировать преобразование пространственной среды, препятствует необратимым и хаотичным процессам в городской системе.

Реконструкция охватывает обширный диапазон возможных картин развития города — от сохранения сложившейся структуры до почти полной ее замены или уничтожения. Противоположное реконструкции развитие города — новое строительство. Оно редко осуществляется в чистом виде, и чрезвычайно редко не рассматривается отдельно от процесса реконструкции.

Объект консервации и реставрации. i 003. Объект консервации и реставрации фото. Объект консервации и реставрации-i 003. картинка Объект консервации и реставрации. картинка i 003. Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.

Рис. 3. Двор церкви Санта-Мария-Магдалена во Флоренции до реставрации

Градостроительная реконструкция — изменение ранее сформировавшейся планировочной системы населённого пункта или составляющих ее элементов, вызванное необходимостью улучшения и развития данной системы в количественном и качественном отношении. Часто градостроительная реконструкция подразумевает сохранение большей части исторических элементов при существенном изменении целого [4].

Научно-музейная реконструкция запрещает имитацию подлинника и решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи. Главная ее задача — максимально выявить оригинальные сохранившиеся части объекта и обеспечить явное отличие от всех современных деталей и фрагментов. Это достигается с помощью введения строительных и отделочных материалов, подчёркивающих свойства и фактуру исторических материалов, применение упрощённой архитектурно-художественной выразительности архитектурных деталей и т. д. [6].

Производственная реконструкция — воссоздание сильно деформированного или полностью разрушенного памятника с внедрением строительных материалов и технологий, идентичным оригинальным, которые применялись при изготовлении объекта истории и архитектуры. Это могут быть серийные однотипные элементы и предметы интерьера и архитектурно-декоративного убранства: лепнина, маскароны, кариатиды, вазы, мраморные и изразцовые камины, панно, фонтаны и т. п. Этот вид реконструкции предполагает обычно восстановление относительно крупных по объему и художественной значимости элементов объекта либо произведения в целом.

Результатом производственной реконструкции является полная подмена утраченного или значительно руинированного здания или сооружения за счет максимального использования идентичных скульптурных материалов, довольно часто игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. Это можно назвать копированием с попыткой воспроизведения утраченной древней строительной техники, забытого ремесла, секретов технологии и т. д.

Консервация. Главная цель консервации — прекращение или приостановление разрушительных факторов, оказывающих влияние на памятник, а также выявление и стабилизация материальных остатков объекта в том виде, в каком он дошел до наших дней, в его исторической подлинности; придание ему долговременной сохранности.

В процессе консервации выполняются преимущественно химико-технологические виды работ: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация [6].

Необходимость в проведении консервации возникает только, когда памятник находится в неудовлетворительном состоянии.

Выделяют два вида консервации. К первому типу относятся мероприятия по временной защите памятников, которым в ближайшее время угрожает разрушение: установка временных подпорных конструкций, устройство защитных навесов и т. п. Такая консервация часто применялась в послевоенные годы, на поврежденных памятниках в период Второй мировой войны.

Второй тип консервации — инженерная реставрация, включает сложный комплекс мероприятий по укреплению и защите зданий и сооружений. Работы по инженерной реставрации включают в себя: укрепление оснований и фундаментов, усиление несущих конструкций, укрепление материалов памятника, ликвидация различных деформаций, работы по борьбе с влажностью, по обеспечению необходимого температурно-влажностного режима, обессоливание кладки и т. п. Их осуществление требует сложных специализированных исследований. Выполняют их под инженерным и технологическим надзором.

Необходимо отметить, что консервацию нельзя рассматривать исключительно как инженерную задачу, ведь ее объектом является историко-архитектурный памятник со сложной строительной историей, со своими особенностями. В связи с этим, часто консервация включает в себя элементы реставрации. Важно, чтобы консервация предусматривала в будущем возможность раскрытия объекта для выявления ценных архитектурных и художественных элементов. Консервация обязательно должна основываться на инженерно-технических и архитектурных исследованиях.

Новые конструкции при консервации не должны искажать облик памятника, если только они не являются временными. Применяют скрытые конструкции для сохранения уникальных старых конструкций.

Консервация является основным видом работ на особо ценных, древних и уникальных памятниках. Например, консервация обязательна для сооружений античности или раннего средневековья, для уникальных элементов объекта, носящим след индивидуального творчества зодчего, то есть там, где в приоритете стоит требование максимально сохранить подлинность.

Таким образом, основной и наиболее рациональный метод сохранения историко-архитектурных памятников с точки зрения сохранения их аутентичности, является консервация. В случае признания здания или сооружения объектом истории и культуры принимается решение о его консервации, подразумевающее запрет на любое вмешательство в планировочные, архитектурно-художественные, конструктивные особенности памятника

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *