Автопутешествия на ниве 2131
Бюджетный тюнинг ВАЗ-2131
Миллионам россиян, живущим по формуле «денег нет, а ездить хочется», посвящается
После волны, поднятой увольнением в запас Land Rover Defender, на берега соцсетей и масс-медиа выбросило лишь пену и останки последних настоящих внедорожников, для пересчёта которых нынче хватает пальцев одной ноги. Сонмы блогеров, журналистов и независимых экспертов дружно загудели в трубы апокалипсиса полноприводного мира, растирая в пыль кроссоверы и прочие «туареги»… И тут, как звезда в ночном небе над мутным от пыли горизонтом, поднялась слава УАЗ «Патриот». Ясно, что не сама, а силами тех же блогеров, журналистов и независимых экспертов, к которым присоединились пишущие джиперы и некоторые экспедиционеры. Да, действительно неплохой автомобиль, когда-то недорогой, просторный и рамный. Но мы будем говорить не о нём, а о позабытой и почти заброшенной Lada 4×4, той, которая ВАЗ-2131. Да-да, о «крокодиле»!
Формула, с которой я познакомился ещё в 1997 году, в момент начала работы в автомобильной прессе и увлечения полноприводными автомобилями, не меняется до сих пор. И звучит она примерно так: «Денег нет, а ездить хочется!» Сейчас же, вообще, всем непросто. Даже покупателям Infiniti QX80. А уж недавно продавшему свою Nexia да поднакопившему ещё «соточку» так и вовсе не пройти сквозь узкое игольное ушко полноприводного рынка. Даже с тремястами тысячами там делать особо нечего. Причём вроде и машин много. Популярный интернет-авторынок предлагает почти девять тысяч полноприводных автомобилей стоимостью до 250 тысяч рублей. Наличие пяти дверей и ограничение по региону сокращает выбор до шестисот с небольшим. Денег на обслуживание иномарок не предвидится, да и запчасти хотелось бы просто покупать, а не заказывать с ожиданием в месяц. Ограничим год выпуска 2010-м, чтобы не латать ржавые кузова. М-да… Вот и кончился выбор, остались «буханки», «козлы» да «крокодилы». Даже «Шнива» не влезает, если она без явных проблем. И тут, где-то за гранью адекватного восприятия действительности, оглушенное одами «Патриоту» сознание цепляется за серо-зелёное длинное до несуразности тельце на крохотных ножках, робко прячущееся за мостами, рамами и кенгурятниками, – ВАЗ-2131М, 2011 год, 220 тысяч рублей. Один владелец. ПТС – оригинал. Срочно! Ещё и на подготовку останется, подумал я, и вдогонку…
Известно, что подготовка машины может длиться бесконечно, и порой она интереснее, чем сам автомобиль, поездки на нём и его продажа вместе взятые! Эх, «коротыша» бы взять, да на лесной триал! Но семья не поймёт, да и потом, что в Карпаты, что на Кольский надо брать с собой много всего, а куда это в «коротыше» денешь? В общем, мы решили сделать спецпроект под рабочим названием «Возвращение на Ниву». Он должен показать и доказать, что даже без миллиона в кармане и богатых спонсоров можно купить, построить и эксплуатировать удобный, достаточно проходимый, экономичный и недорогой в содержании автомобиль. Верхнюю планку определили в 300 тысяч рублей. Выбор необходимых работ и оборудования будет совершаться при помощи знающих тему профессионалов и энтузиастов, а публикации в журнале и блоге, равно как и видео на Youtube, будут выглядеть как рекомендации для тех, кто в будущем собирается пройти этот нелёгкий путь. Начнём?
АКТ ПЕРВЫЙ: КОМФОРТ
Что для меня «Нива»? Нечто козлящее, шумное, с невозможной посадкой за рулём, наполняющее мозг вибрациями такого порядка, что порой отказывает зрение. Причём это всё недостатки, а не особенности. А значит, их надо исправлять. Во-первых, поставить нормальные кресла, во-вторых, убрать вибрации, в-третьих, снизить шум. Это для начала.
Кресла несложно найти на торговых площадках интернета. Цены в широчайшем диапазоне – от полутора до пятнадцати тысяч рублей и выше. Чего хотелось мне? Прежде всего, регулировку по высоте, а лучше по уровню передней кромки. Длинную подушку и, желательно, попадание в тон заднего дивана. Такие кресла нашлись быстро. От Kia Rio. Чистенькие и крепкие. А вот с установкой получилось нехорошо. «Мастер» внимательно выслушал мои объяснения, сказал, мол, приезжай завтра, и сделал всё наоборот… Пришлось до ночи, тыкая пальцем, всё переваривать. Но худшее из того, что он сделал, – это убрал штатные крепления. Мол, слишком хлипкие… Тут надо сделать пометку, что в зависимости от года на «Нивы», в том числе и длинные, ставили разные кресла. На моей стояли «девяточные» – самый неудачный вариант. Другие – те, что на салазках, – можно просто заменить на более подходящие, купив переходную решётку-платформу. В моём случае надо было химичить. Вот горе-мастер и нахимичил. В итоге ко второму часу ночи удалось привести водительское кресло в более или менее приемлемый вид и положение. Словом, соберётесь менять кресла – будьте рядом, хорошо всё продумайте или делайте сами.
Второй пункт – вибрация. Решительно побороть её можно только с помощью подрамника раздатки. Но рассказ об этом окажется чуть длиннее, чем о креслах, поэтому мы продолжим его уже в следующем выпуске нашей саги «Возвращение на Ниву».
Ваз-2131
Поспешу предупредить поклонников последовательного описания жизненного пути той или иной модели, принятого в этом разделе: сегодня речь пойдет лишь об одном случае из содержательной биографии пятидверной «Нивы», а хронологический порядок ее отказов и ремонтов будет восстановлен следующий раз. Итак, вас ждет совершенно правдивая история, произошедшая во время поездки на лоно природы.
Да, порой случай подбрасывает нам сюрпризы, напоминающие то ли выдумку, то ли веселый фельетон. Впору бы посмеяться, если бы ты сам не был непосредственным участником событий.
Поездка на рыбалку, пожалуй, самый подходящий случай проверить вездеходные качества автомобиля. Сказано — сделано. В дождливую осеннюю ночь с субботы на воскресенье длинная «Нива» покинула Москву. Если вы помните из предыдущих отчетов о VAZ 2131 (ЗР, 1996, № 5, 9), с ноября 1995 года не случилось ни одного прокола колес. На наших дорогах бесконечно долго такого не бывает. Стоило удалиться от города — сзади донесся характерный звук спустившего колеса. Километров за десять до этого мы как раз преодолели весьма сомнительный участок, где ремонтировали дорожное покрытие. Из растерзанной бетонки кое-где торчали прутья арматуры.
Торможу, осматриваю машину. О ужас, боковина правой задней шины вспорота сантиметров эдак на тридцать. Ремонт исключен — резина годится только для клумбы. Но сам порез очень аккуратный — камера не задета острым предметом, а протерта нитками корда, торчащими из разорванной покрышки. Ее-то, пожалуй, можно завулканизировать, но делать это придется днем на обратном пути, когда заработают шиномонтажные мастерские (запомните этот факт). Что же, дело житейское, вдвоем с напарником ставим запаску и бодро двигаемся дальше.
Добираться до речки пришлось через раскисшую пашню. «Нива» великолепно миновала глубокую грязь, но почти у самого берега ее стало тянуть влево. Неужели снова. Докатываю до места, глушу мотор. Елки-моталки — приехали! Левое переднее колесо на диске — шина спущена. Две дырки подряд — конечно, неприятно, но не смертельно. Решили по завершении рыбалки, периодически подкачивая колесо компрессором, доковылять до ближайшего поселка с сервисом. Расстояние — рукой подать, километров семь-восемь!
Отдохнув с удочкой в руках от капризной техники, начинаю готовиться в обратный путь. Достаю из багажника компрессор, перевожу рычаг коробки в нейтраль, зажигание, стартер, и. «Нива», урча двигателем, полным ходом выезжает в кусты. В чем дело? Надо все проверить еще раз. Результат неутешительный — якобы надежная «классическая» коробка внезапно заклинила! Включена первая передача, а рычаг болтается в нейтрали. Попытки пошуровать им туда-сюда с применением силы ничего не дали, разбирать механизм переключения на природе — глупо. Придется «пилить» на первой. К счастью, у «Нивы» есть «запасная» нейтраль в раздаточной коробке. Благодаря ей завел двигатель, подключил компрессор и на стоящей машине подкачал шину.
До асфальта всего километр, но когда «Нива» выползла на дорогу, колесо снова спустило. Нейтраль раздатки, подкачка, несколько минут езды на первой передаче — эту процедуру пришлось повторить много раз, прежде чем добрались до нужного поселка. Но главный сюрприз ждал именно там — в воскресенье единственный шиномонтаж (он же сервис) не работал. До Москвы почти 150 километров. Со скоростью не выше 30 км/ч, да еще «подкачиваясь» каждые пять минут, — это сколько же ехать придется.
Выручила наблюдательность напарника. Он заметил, что воздух выходит только из-под вентиля камеры, и если его отогнуть вбок, то утечка становится заметно меньше. Тут же на обочине был найден небольшой камешек. Его запихнули между отверстием в диске и вентилем, добившись нужного перекоса. Будь что будет — попробуем ползти дальше. Прошло пять минут, десять — о чудо, покрышка держит. Так — на первой передаче и с камешком — доковыляли до крупного районного центра, преодолев пятьдесят километров! Там история повторилась — все пункты технического обслуживания оказались закрыты.
Но, видимо, свою долю невезения за эту поездку мы уже исчерпали. На окраине города попался работающий автобусный парк. Пропуском в местную ремзону послужила весьма небольшая сумма в рублях. Туда-то мы и притащили два дефектных колеса, оставив «Ниву» на дороге. Специалист по обувке «икарусов» и
ЛиАЗов взялся за дело. Камеру от покрышки, пробитой арматурой, завулканизировали быстро. А вот с другим колесом пришлось повозиться. Оказалось — сдала шина. Нитки корда вылезли внутрь и протерли камеру. Причем дырка была такой большой, что, по мнению нашего спасителя, подкачать баллон компрессором, а тем более ехать на нем было просто невозможно. Наверное, так и есть, но на «Ниве» стояли легкосплавные диски «Слик», предназначенные для бескамерной резины. Боковина шины плотно и надежно прилегала к ободу. Воздух выходил из пробитой камеры и, не найдя другого пути, просачивался наружу только через отверстие под вентиль. Дальнейшее вы знаете.
Вторую камеру тоже залатали, а чтобы защитить ее от острых ниток корда, внутрь покрышки запихнули «шубу» из листовой резины явно автобусного происхождения. Перспектива доехать до Москвы обрела реальные очертания — на автомобиле стояли четыре целых колеса, а в багажнике лежала запасная камера.
Нудное путешествие на первой передаче, длившееся целую ночь, подробно описывать не буду. Тот, кто много ездит, может себе представить изнурительную «пилёжку» со скоростью 25–30 км/ч. Под утро «Нива» наконец-то доковыляла до столицы.
Через несколько дней вскрыли коробку. Виновником бед оказался механизм переключения передач. Хвостовик его рычага без видимых на то причин выскочил из прорези штока первой-второй передачи. Все детали были целыми — менять их не пришлось. Аккуратно собрали узел, и коробка заработала как ни в чем не бывало. Самое удивительное, что по сей день она нас больше не тревожит.
В заключение отметим грустную подробность — все описанные события произошли с новым в общем-то автомобилем. Пробег пятидверной «Нивы» тогда едва перевалил за 25 тысяч километров.
«Нива 2131»: полноприводный пятидверный автомобиль из семейства внедорожников
Тщательно подготовьте Ниву заранее
Хотя бы за 2-3 недели до поездки. Не поленитесь заехать на проверенный автосервис к знакомому квалифицированному мастеру. Если у вас до сих пор нет ни одного такого — обязательно познакомьтесь. Это еще не раз пригодится. Внимание надо уделить всем агрегатам, которые внезапно могут отказать.
Тормоза, сцепление, ходовая часть (шаровые, стабилизатор, кардан, крестовины), ремни, все виды жидкостей, шланги радиатора, аккумулятор, двигатель, электрика (спидометр, фары, габариты, противотуманки), кондиционер, бензонасос и т. д. После проверки и ремонта, необходимо обязательно обкатать Ниву в течение 1-2 недель, прислушиваясь к изменениям. Если что-то будет не так, вы скорее всего это заметите. Убедитесь в том, что техосмотр, страховка и прочие бюрократические бумажки не закончатся аккурат во время поездки.
Recommendations
Comments 68
Если не пугает низкая крейсерская скорость, относительно высокий расход и шумность, то вполне годная для дальних поездок. Однако, если поездка только по асфальту, то смысла не вижу при возможности выбрать другое авто. Если же выбора нет или предстоит в пути проходить бездорожье или плохие дороги, то очень даже вариант. Немало зависит от самого водителя: одному удобно в ней, а другой и через 100км изнемогать будет. Ездил в Абхазию в сентябре. На круг получилось 5000км. В первый день удалось пройти 1400км. Да пятая точка затекает, ну и коленки тоже (но с коленями у меня свои счеты-травмы дают о себе знать). При этом разминка во время 10-15 минутной остановки снимает усталость в теле. Самое, что досаждает-дохлый двигатель. На обгонах сложно, на затяжных подъемах скисает. Машина скорее катится, чем едет) Зато с подъемами на перевалы, грейдер и упоминание об асфальте машина справилась хорошо. Крейсер держал 85-90км/ч. Пробег на момент выезда чуть меньше 3000км. Расход в среднем вышел в районе 10л на сотню (мин. был около 9л/100км). Авто с е-газом Е-5. Точно не запомнил, хотя считал по итогам поездки по чекам. Ехал как от заправки до заправки (от полного бака до резерва), так и с более частыми остановками. Так что вполне на ней можно ехать далеко.
Нужно брать, другую машину для гонок…эта машина имеет другое предназначение, проехать там где другим проблематично…
Не хватает максималки. при 3000 оборотов скорость чуть выше 100 км. в остальном вполне нормальна (чуть шумно, на обгон подготовившись, когда груженый жрет так приличненько)
казань—волгоград-сочи-анапа-волгоград-казань шнива прошла на ура. по трассе много ремонтов. ни разу не пожалели, что на ней поехали. стоит гбо. расход 9,5-12. максималка местами была 140 кмч
Ездили с Перми до Абхазии и обратно. 7000 км накатал. Ни чего. Нормально. По дороге сдох гена 80 амперный. Был заменён.
Каждый год (а бывает и три-четыре раза) мотаемся на Шнивке Караганда-Новосибирск. Трое человек + собака + полный багажник (иногда прицеп беру). Жару успешно давит кондер. В России дороги, а у нас… (мат), тут как раз Шнивка и показывает свои качества. За световой день 1100 км — спина не болит, жэппо немного затекает. По Казахстану тоже мотаемся (Балхаш, Алматы, Астана, Семей), любим автопутешествия. Да и дешевле чем на том же автобусе/поезде. Самый большой дальняк Караганда-Павлодар-Новосибирск-Кемерово-Шарыпово. С ночевкой в Новосибе все в круг обошлось в 6000 км. Скорость по трассе 95-110 км/ч, больше нет смысла. Для обгона надо хорошо знать свою машину :)))
Я как то в молодости на «Пирожке» 1200 км в одну харю дунул. Вот это было приключение…
Ездил на ниве самое дальнее 5 часов дороги подряд, с 1 перерывом мин в 15. После фокуса — спина устает на ниве раза в 2 больше но это из за такого сидения. Да, шумно. Но если нет возм-ти для дальней поездки сесть на лбычную легковушку иномарку то в общем то ездить можно. Езжу обычно 110, редко разгоняюсь до 130, штрафов не хочу. На иномарке фокусе так же по скорости еду. И да, обгон на ниве — еще уметь надо и рассчитывать расстояние успеешь ли обогнать, тк разгон на ней — это печаль… Ну мне все равно нравится другой такой вездеходик в среднем состоянии за 200 тыс руб не найти.
Ездили с соклубнем. Потратили на топливо, каждый примерно по 3т.р. У обоих ГБО.
Ездили в Казань на слёт в прошлом году. 900км туда и столько же обратно. Единственный минус — жара +38 всю дорогу. Если есть кондей, вообще ехать комфортно. Больше 110 и не разгонялись — нет смысла!
В Грузию, по Грузии и обратно этим летом. 7000 км где-то. все норм)
Мне просто завтра предстоит 300 туда и 300 обратно
Так 600 это и не расстояние… Сел и поехал, если конечно машина не сарай и ты в ней уверен. В этом году Москва — Кавказ — Черноморское побережье — Москва… В общем около 7 тысяч не самых лучших дорог, так как катались в горы (Бермамыт, Орлиная полка, Царские ворота и т.д.) проблем никаких))) И кстати, весь путь проделан в вдвоём с женой и немецкой овчаркой)
Я ездил в отпуск, получилось на круг больше 4000 км. Почти сутки за рулем как в одну, так и в другую сторону. Вполне нормально ехать. Единственная претензия — бак нужен побольше. Слишком часто приходится заезжать на заправки.
Ну если выбора нет и жизнь внутри организма течёт размеренно и неторопливо ☺️, то почему нет. Были у меня две 3х дверные и две шнивы и это машины для ближнего боя, в радиусе 200-250 км от дома. На м4 можно заснуть пока до Воронежа доедешь, хоть выходи толкай её. Да и фуры сейчас 100-110 носятся, некомфортно на этом тихоходе. Да для дома, огорода, грибов, деревни шнива огонь.
А почему бы и нет?! Если нет какого — то фантастического количества вещей, то спокойно ездим с муже на ШНивчике, хотя, в принципе, если прикупить бокс на крышу, то можно и с большим количеством вещей поехать (например, в горы со всей снарягой). А так — в прошлом году ездили в Карелию на несколько дней. больше 2500 накатали и остались крайне довольны! www.drive2.ru/l/452923475170951679/
Летом вдвоем с женой ездили в отпуск. На Горный Алтай. В один конец 400км, там за три дня накатали 300 и обратно 400. Никакого дискомфорта абсолютно. Еще психология большую роль играет. Если ты без ума от своей тачки, то и никаких неудобств ты не почувствуешь.
Найдите штурмана
Штурман — крайне полезный помощник, которого не заменить никакими подручными средствами. Штурман не даст вам спать, когда монотонная дорога будет клонить в сон. Достанет карту и не позволит пропустить нужный поворот. Будет вслух предупреждать о том, что ему виднее с пассажирского места: дорожных знаках и патрулях ДПС. Штурман нальет, подаст, уберет, подержит, расскажет, покажет, сфотографирует, позвонит, узнает и еще много глаголов, без которых ваше путешествие будет пресным, а возможно даже и опасным.
Спокойно проходите досмотр
Неизменным атрибутом любого пересечения государственной границы, даже границы между Россией и Украиной, является контрольно-пропускной пункт. По новому таможенному кодексу, досмотр легковых автомашин происходит довольно быстро. Если с документами все в порядке, занимает значительно меньше времени, чем раньше.
Соблюдайте скоростной режим
Дороги на Украине примерно схожи с дорогами РФ в 90-е годы. Одна полоса туда, одна обратно и так 600 километров. По пути, вне зависимости от времени года, вам встретятся: невообразимые пейзажи урожайных полей; тяжело груженные разнообразными товарами фуры; маленькие и не очень городки и деревеньки и главное, инспекторы державной автоинспекции различных модификаций.
Они могут дежурить на стационарных и мобильных постах. Они имеют нездоровое пристрастие к автомобилям с иностранными номерами. С 2009-го года на Украине более, чем в 10 раз выросли штрафы за нарушения ПДД. При этом нарушения, а стало быть и штрафы, классифицируются по разделам. Например, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части.
В этот раздел попадает в том числе и движение в левом ряду при свободном правом. За такое, казалось бы, незначительное нарушение предусмотрен штраф в районе 240-350 гривен. Вообще рекомендую перед поездкой внимательно ознакомиться со специализированными дорожными форумами и текстом ПДД. В нем есть некоторые отличия от российской версии правил. Рекомендуется также запастись телефонами доверия МВД тех регионов, через которые вы будете проезжать. Еще не мешало бы записать телефоны нескольких клубов автомобилистов и обществ помощи таковым. ГАИшного беспредела при этом на дорогах нет, из любой ситуации можно найти выход.
Экспедиция к плато Маньпупунёр на «Нивах»
В сентябрьском номере журнала мы поместили краткую заметку о том, что «банда ниваводов» отправилась на плато Маньпупунёр, к знаменитым столбам. смелая затея увенчалась успехом, и мы с радостью предлагаем вам подробный отчет об этой весьма непростой экспедиции.
ПЕРВЫЕ ДНИ ПУТИ
Бъехав в Волгоградскую область, поняли, что проверка на надежность уже началась: «стиральная доска» тянулась до самого Волгограда. Прицеп с колесами на хвосте же стоко мотает, скорость 60-70 км/ч, еще и добавилась жара. Короче, «ахтунг»!
На заправке спустило заднее правое колесо на синей «Ниве». Подкачали, заправились и поехали. У красной «нивки» 500 км пробега после капитального ремонта — проводим плановую замену масла. На улице +47°С — скорее прочь из города! Выехали в сторону Саратова, встали на ночевку на берегу матушки-Волги в 100 км от Волгограда. Пейзаж великолепен, а река-а-а-а! В сравнении с Волгой, Кубань
Брод через реку Вижай. Подъезжая к таким бродам, понимаешь, что где-то тут есть подвох, но наметанный глаз сам выстраивает правильную траекторию движения. Не так страшен черт, как его малюют
Минуем Камышин. Вот где начинается настоящий «ахтунг»! Тягуны, обилие ремонтов на дороге, фуры… а количество водителей, не боящихся ни-че-го, вылетающих на встречку, просто поражает! Еду с одной мыслью: «Люди! Опомнитесь! И вас, и нас ждут дома, ради чего вы рискуете в крутом пике?! Те, кто, не дай бог, пострадает или погибнет по вашей вине, — они в чем виноваты?!» В общем, с тяжелыми мыслями доехали до М5 «Урал».
И вот, под вечер — подарок. Меня, путешественника и жителя Северного Кавказа, горами не удивить, но Жигули — это нечто! Как такую красоту природа изваяла на ровном месте?! Ни тебе предгорий, ничего такого, что сказало бы: «Будь готов, сейчас появятся горы». Они просто возникли перед тобой, и будь я художником, остался бы и дышал этой красотой долго-долго…
Двигаемся в сторону Уфы. Температура понижается, пейзажи завораживают, настроение все лучше и лучше. Перед Уфой — хай-вэй, Летим… и вдруг встаем в глухой пробке: ремонт моста. Ждем…
Ишачок старенький, да удаленький. Мы с ним объездили пол-Кавказа и треть страны, и ни разу он не подводил. Люблю тебя, моя «нивка»
Минут через 40 поехали, но с такой скоростью, что Стасик успевает бегать среди машин с консервами. Хоть и устали, но комичность ситуации поднимает градус настроения.
И совсем стало весело, когда какой-то дальнобойщик, увидев нашу «Ниву» с прицепом, груженным колесами, послал в эфир фразу: «Смотрите, на обочине «Нива» с прицепом — мечта шиномонтажника!»
Ищем ночевку, и тут спускает второе колесо на синей «Ниве». Ставим запаску, догоняем своих и, свернув с трассы в двухстах метрах от поворота становимся на ночлег. День утомил всех. Ставим палатки, пьем чай, всё — отбой.
ВОТ ВАМ И УРАЛ!
Едем в сторону Челябинска, Решаем немного сократить и сворачиваем на Златоуст. Вот город, где нравится всё! Неторопливое движение, в меру широкие улицы в центре, все такое уютное, домашнее.
Миасс. Я-то думал: «Родина грузовиков «Урал», на въезде в город наверняка будет какой-нибудь памятник на постаменте!» Что бы вы думали? Даже намеков на производство нет. Зато в центре города растянут огромный баннер с рекламой то ли «Скании», толи «Ивеко»…
Серовский тракт — это «гут»! Вот и Североуральск. Красиво, свежо, и, что самое главное, чувствуется приближение к цели. Последние километры, и вот он — И вдел ь! Даже не верится! Хоть и с опозданием, но мы добрались без приключений. Отмечаемся в местной МЧС и отправляемся на заправку.
Картина, представшая перед ясны очи местных жителей, — зрелище не для слабонервных и уж тем более не для торопыг. Одну из двух колонок облепили 4 человека, 2 машины и штук 70 пятилитровых бутылок. Все это хозяйство, журча бензином из пистолетов и шарахаясь по заправке в течение 40 минут, привлекало внимание местных жителей, которые, судя по их виду, были не очень довольны затянувшейся оккупацией. Но у нас все отработано по Станиславскому. Лицо кирпичом, и только глаза слезливо, с подергиванием нижнего века беззвучно просят прощения у всех окружающих.
Съемки с квадрокоптера помогают получить великолепную картинку области, по которой ты движешься, но даже с него не видно, какие трудности ожидают нас впереди
Запруда на реке вдоль Серовского тракта. Кому и для чего придумалась построить эту запруду, непонятно. Речка, питающая ее, шириной не более полутора метров
НЕПРОСТАЯ ДОРОГА НА ПЛАТО
Впереди начало внедорожной части нашей поездки, Перед сном взрываем пару петард для отпугивания мишек, хотя понимаем, если они захотят прийти нас проведать, то им ничто не помешает. А ну их — не дураки же они по ночам шастать…
Утром предстояло перекинуть колеса. Накануне мы установили шатер-кухню-столовую. Неплохая конструкция, раскладывающаяся за 30 секунд. Кроме того, внутри можно поставить палатку и изолировать себя отлетающей нечисти.
А ее в этих краях предостаточно! Бывалых путешественников не удивишь, а вот людей, не сведущих в делах комариных, можно даже напугать. Происходит все примерно так: выходишь из машины, и через 5 секунд вокруг тебя образуется очередь из желающих тобой закусить. Репелленты не помогают, они только усиливают желание у тех, кто хочет тебя съесть. Но они же не одни, у них есть друзья — оводы.
У этих вообще аппетит адский. Когда они садятся на тебя в количестве 85 особей на 1 см’ ты начинаешь жалеть, что родился не Карлсоном. Но есть и положительный момент: они не боятся, а значит, можно одним шлепком 85 штук лишить возможности насладиться чудесным мероприятием под названием жизнь! Но с приходом ночи и понижением температуры вся эта летающая братия уходит спать, и можно немного расслабиться. Но вернемся к колесам. Резанный «пятак» 2-х видов и «сильвер» — именно на них нам предстояло двигаться дальше.
Бот и Вижай. На въезде стоит столб с указателем. Делаем несколько фото и едем искать пристанище для прицепа. Спрашиваем мужичка, тот не особо приветливо показывает вниз по улице в направлении турбазы. Подъезжаем, выходит хозяйка и называет сногсшибательную сумму в 50 рублей за сутки стоянки. Черт возьми, я хочу, чтобы в центре Краснодара работали парковки по вижайским ценам!
Оставляем горемыку и трогаемся в сторону первого брода. А вот и он. На берегу стоят 2 «легковухи» с приклеенными к ним записками: «Ушли на Пупы, будем 20-го= августа». И ведь никто ничего не украдет и не открутит…
Весь лес вокруг Вижая — сплошное пепелище. В 2011 году случился пожар, в результате которого сгорел и поселок, и до сих пор лес не восстановился. Кстати, примечательно и то, что бурелом признали деловым лесом и даже местным пытаются продавать его на дрова за деньги.
Брод неглубокий, проходим его по дуге. Протяженность около 100 м. На другом берегу стоят 2 «тойоты». Знакомимся. Ребята из Тюмени возвращаются с Пупов. Общаемся, разузнаем о деталях предстоящего маршрута. Оченьд обрые и отзывчивые люди, да еще на прощание поют нам песню, в которой столько куплетов, что ее проще сочинить, чем запомнить! Прощаемся и едем дальше.
Первая кровь. В ремонте «Нивы» в полевых условиях нет ничего сложного, а в теплую погоду это вдвойне приятно
«Эскадренный броненосец» ГАЗ-66 тактично уступил фарватер мелкосидящему «ше&итралыцику». Мелочь, но приятно
Перед Ушмой дорогу перебежал хозяин тайги, но так быстро, что опознан был только на видеоповторе с регистратора. Ушма — поселок-призрак. Развалины-дома с выбитыми окнами. Ни души. Проезжаем не останавливаясь. По навигатору приближаемся к базе Ильича. Началось легкое бездорожье в виде луж по фары и легких «диагоналок». Уже в сумерках подъезжаем к домику. Он занят. Решаем не мешать и останавливаемся на по ляне, на берегу Ауспии, не доезжая до Ильича метров 500. Находим дрова, делаем пионерский костер.
Утром традиционное купание. На этот раз — в Ауспии. Вода вполне теплая, что кажется удивительным для речки, берущей начало в горах Северного Урала.
Практически сразу за избой начинаются камни. Нас, облазивших пол-Кавказа, камнями не удивить!
Так мы думали. Но скорость падает, железо скрипит, лоб морщится — мы начинаем напрягаться. Впереди небольшой ступенчатый подъем. Передо мной две машины. Смотрю траекторию Вовы — неплохо прошел, почти чисто, но немножко быстро. Следом Теми к. И вдруг красная «нивка» тихо щелкнула и остановилась. «Спокойно, — сообщаю в радио, — порвана правая полуось». Эх, думаю, надо было Тёмку убедить перед экспедицией поставить полуоси «Иж-Техно». Мой
Очаровательные истоки Лозьвы. Погода позволила полюбоваться речушкой во всей ее красе
Незадолго до базы Ильина дорога превращается в каскад луж и заполненных водой желобов, на дне которых нередко встречаются остатки гатей косяк, но теперь что говорить, надо делать.
Без суеты протягиваем «Ниву» на лебедке через ступеньки, завешиваем ее и в течение 40 минут меняем полуось. Пришлось снять обе, чтобы извлечь обломок. Без специального инструмента выполнить эту процедуру было бы проблематично.
Но теперь у Темы одна стандартная полуось — надо быть очень аккуратным.
Вскоре видим остатки «мотика» с коляской. Тормознули, сделали смешное фото. Камни, камни, тягуны, и вот, за очередным подъемом, слева табличка: «Стоянка красного запорожца». О нем мы читали, смотрели. Ребята реально смелые, если решили на «запоре» забраться сюда. Посидели, представили нас на их месте… да нет, лучше на нашей технике.
После перевала начались курумники. Три километра до ночевки прыгаем на камнях. Наивные, мы не знали, что это самые безобидные километры и самые дохлые курумы. За ручьем находим площадки под палатки. Спуск к ручью и подъем из негодовольно круты, но «нивке» они не страшны. После наполненного событиями дня быстро засыпаем.
То, что в этих краях расстояние измеряется днями, мы поняли уже накануне. Безопасный темп и погода диктуют свои условия, И если с темпом все ясно, то погода пока держала нас, что называется, «на стреме»: ветер, туман и даже холод. С утра ветер сгоняет с гор волны тумана и туч. Они яростно несутся вниз, а на смену им приходят полчища новых. Кажется, ни конца, ни края не будет этому. А в такую погоду и настроение так себе.
Первая пониженная и почти холостые. Невдалеке от ночевки верховое болото: участок, длиной метров 250, изрезанный колеями. Выбираю траекторию и вперед. Пока консилиум решает, как ехать, наш экипаж уже ждет на «другом берегу». Пока переезжали, я изучал работу «пятака» в болоте. Надо сказать, что сей самопал неплохо справляется с болотом. Надо только понять, в какой момент поддать или сбросить газ.
Пока пацаны «переплывали», нас окружили «мотики». «Сборная страны» на легких эндуриках возвращалась с Пупов. Увидели нас и без призыва решили подъехать поделиться информацией. Долго беседуем, выспрашиваем о ключевых препятствиях и, конечно же, о Пупах. Из рассказа делаем выводы: во-первых, не так страшен черт, как его малюют, во-вторых, даже если опоздать на Пупы, то на них всегда пустят, главное — наличие пропуска.
Начали попадаться куру мы из больших камней. На них приходится беречь красную, теперь «полустандартную» «нивку». Но Артем молодец: поняв суть происходящего, перестроил стиль езды.
А вот«шевику» тяжковато, из-за передаточного отношения в трансмиссии он не может ехать медленнее, и вскоре это дает о себе знать. Вылезает грыжа на одном из колес. Вова ставит свою запаску. Осталось всего две, а впереди еще 2/3 пути.
Во второй половине дня подъезжаем к истокам Лозьвы. Перед спуском к реке гоняю четырех жирных куропаток, которые убегают от меня, резко меняя курс и разбегаясь в разных направлениях. До боли в паху смеюсь над своим мальчишеством и над ситуацией в целом. Когда еще так получится повеселиться!
Если отойти от брода вниз по течению на 150 метров, то можно увидеть каскад небольших, но очень симпатичных водопадов. Любуемся, фотографируем и, пропустив москвичей на «Дефах», начинаем подъем через отрог Отортен. Периодически туман рассеивается, и открываются виды на горы Северного Урала. Потихоньку едем, до «стены» остается совсем немного.
Проходим спуск к знаменитой «стене»: он действительно интересен и довольно непрост. Вот он позади, и мы стоим перед «стеной». Вышли из машин, походили, прикинули: нет, ходом не зайти, не хватит инерции. Но попробовать можно. Захожу на траекторию, собственно, по-другому тут и не проехать, так как сама дорога в желобе. Крутизна примерно 30-35 градусов, протяженность около 30 м. Беру небольшой разгон из речки, но пройдя метров 6-7, «нивка» зарывается в рыхлый грунт. Цепляю трос, подлебеживаюсь метра 3-4 и дальше своим ходом спокойно выезжаю на площадку над «стеной». Разворачиваюсь, спускаюсь к концу подъема и, упершись в дерево бампером, помогаю лебедиться остальным. Весь процесс занял около часа.
Следом за «стеной» подъем по лесу. Ловлю себя на мысли, что после дождя — это примерно 30 метров непрерывного винчевания. Даже по сухому после Вовы и Артема захожу в подъем лишь с третьей попытки.
Выходим из леса, и вдруг… на «шниве» помирает второе колесо — вылезла камера. Забираем запаску у Тёмы, понимаем, что впереди еще полпути, а осталась одна на троих. Оставляем колесо недалеко от таблички, возвещающей о том, что мы находимся в буферной зоне заповедника. В колесо вставляем записку с просьбой не обижать его в наше отсутствие.
«Шевики» не летают, но пытаются. На курумнике возможны и взлеты, и падения, но только не спокойная езда!
Одновременно сломавшиеся болты вкрхних реактивных тяг заставили творчески подойти к процессу установи последних на свое место
А что, такое есть в машине!? К сожалению, усталостные разрушения металла не редкость.Вот и полуоси «вал-рейсинг» отходили свое
До ночевки бодро проезжаем пару километров и на поляне возле речки разбиваем лагерь. Дров нет, зато есть куча мусора от прошлых экспедиционеров. Дрова все же находим, хотя и тратим много драгоценного времени. Костер горит, борщ булькает в котле. До Пупов остается 46 км езды и 12 км пешего похода.
Вечером затеяли разговор о мишках. Стасик, выпив бутылочку пива, с презрением к опасности отошел на 5 метров в лес и выстрелил добрую часть своего пиротехнического арсенала. После такой встряски не то что медведи, даже землеройки затихли в своих норах. А Стасик с гордым видом победителя исчез в Вовиной машине и уже через несколько минут добил всех мишек своим молодецким храпом…
Судя по всему, в этот день боги наконец-то заметили вторжение пришельцев на свою территорию. Но мы-то, двинувшись с утра в путь, не догадывались, что они уже знают о нас,
В ста метрах от ночевки подъем: довольно крутой, с поворотом и каменными ступенями. Первый шел Вовка, затем Тёма, и вот он-то и завис, В какой-то момент передние колеса стали рассказывать друг другу о тяжести службы в рядах вооруженных сил Артема. Беглый осмотр показал, что лопнула сошка маятника в рулевом механизме, однако у нас с собой был маятник, изготовленный нашим другом «Андреем 69». Это очень прочная конструкция на подшипниках, да еще и с усиленной сошкой — такую не сломать.
Вспоминаем, что надо бы перекусить, и, вызвав всех по рации, собираемся воедино на дороге, у зарослей голубики. Прикидываем, что если будем так ехать, то, возможно, к полуночи успеем к модулям. Подкрепившись, трогаемся в путь.
Артем на «стене». Ею нас пугали все экипажи, возвращавшиеся с поломками обратно, но нас, жителей кавказских гор, такими препятствиями не испугаешь!
Заветный Маньпупунёр. Поговаривают, что 8-й Пуп раздробили на щебень для отсыпки дорожек по плато. По другой версии, он прячется в тайге от назойливых глаз туристов
Местами величина камней заставляет красться. Машинки с дополнительным грузом поскрипывают кузовами, но стойко выносят тяготы маршрута. К 7-8 часам вечера подъехали к заболоченному участку. Вот это стихия «пятачков»: грызут и едут — одно удовольствие.
За очередным поворотом из кустов выбегает детвора и неистово начинает фотографировать наши машины. Это группа туристов из Перми, пугают непролазной грязью. Ну, мы для приличия «пугаемся» и катим дальше, ибо до цели 12 км по навигатору, правда, складывается впечатление, что мы топчемся на месте.
Уже окончательно стемнело, туман сгустился до состояния молока, ничего не видно, и мы ползем почти вслепую. И вдруг сквозь муть возникают очертания ленточек на границе Печоро-Илычского заповедника. Все, приехали! Пока решаем, что делать, из темноты появляются две светящиеся точки — подходят егеря. Здороваемся, показываем пропуск. Одни отправляются ночевать на модули, другие ставят палатки. Завтра на Пупы!
В СТОЛБНЯКЕ ОТ СТОЛБОВ
Дорога идет вниз, и до недавнего времени сюда можно было доехать, но теперь тут поставлен кордон, и дальше только пешком. Погода радует: солнечно, тепло, но слишком много летающей братии. Пока идешь, нормально, но стоит остановиться, как она неистово принимается тебя жрать.
Впереди последний подъем, и вот уже виден домик. За 10 минут до нашего прихода с Пупов улетел вертолет с туристами, и теперь мы остались совершенно одни. От домика виден один Столб, остальные же прячутся на склоне плато.
Нас встретили двое ребят. Знакомимся: Максим — сотрудник заповедника, инспектор по экологии, и Иван — егерь. Получаем от них инструкцию: не сорить, ходить только по отсыпанным дорожкам, камни с плато и Столбов не выносить, зверей не пугать, ягоды не рвать — короче, на время экскурсии превращаемся в поднадзорных. Ну, оно и понятно — каждый норовит утащить кусочек Пупов особой, однако этому препятствуют три обстоятельства. Во-первых, Столбы просто огромные; во-вторых, все камни, что можно было слямзить, уже слямзили, и остался монолит, который просто так не оторвешь; в-третьих, конечно же, два стражника правопорядка, которые зорко следят за тем, чтобы все ушли без сувениров.
Вот мы уже идем по отсыпной дороге к идолам, из-за перегиба появляются все остальные Столбы. Мы все ближе, а они выше и выше. Подошли. Стоим, обалдевшие от увиденного, от осознания того, что не зря мы затеяли всю эту экспедицию, и, самое главное, от величия природы, сотворившей все это великолепие. На плато две площадки, где можно посидеть, отдохнуть.
У последнего Пупа Максим устраивает тематический экскурс в историю. Узнаем, что это место овеяно легендами. Народ манси сложил чудесную легенду о злом шамане и братьях девушки, на которую он положил свой глаз. Довольно трогательная история, в финале которой главные судьи — боги — все же дали шаману по шапке, то есть по заслугам. Ну а мы прониклись духом, не побоюсь этого слова, мистического места и двинулись в обратный путь, чтобы утром начать возвращение.
Обратные километры пролетели быстро, вот ухе и модули видны. Перед сном надо поесть, но для этого нужна вода, а она в 1,5 км от машин, причем туда-то идти вниз, а обратно с добычей — вверх.
ВНИЗ, ДОМОЙ, ИЛИ БОГИ МСТЯТ
Цель, ради которой все затевалось, достигнута! Обратный путь всегда короче, и дом ближе после долгой разлуки. Однако Северный Урал не торопился отпускать новичков, которым, как известно, всегда везет, и которым с первого раза посчастливилось добраться до цели.
Расположенное в 12 км от модулей болотце, после прохождения по нему «гелика» на порталах и «80-ки» на 35-х колесах, очень охотно приняло нас в свои объятия, а вот отпускать не торопилось. Обе расположенные рядом дорожки были одинаково разбиты, и если красную «нивку» стали лебедить сразу, для сбережения полуосей, то синяя продралась почти до конца, но, углубившись до непроходимости, была вытянута лебедкой.
Вовка и Стасик уже не отнекивались от езды на бампере, а охотно, как ручные белки, подходили на свист и занимали места согласно боевому расписанию.
Вскоре начались подъемы, которые на пути к Пупам были спусками. Честно признаться, даже с нашим опытом езды при виде нагромождения камней, по которым надо было ехать вверх, морщины со лба перемещались дальше по черепу
Сразу за стоянкой «шевика» коварный спуск с поворотом, пришлось даже выйти из машины, чтобы посмотреть траекторию. Потихоньку сползли.
Дальше брод, за которым короткий, но очень крутой подъем с перегибом. Первая пониженная, 1200 об/мин, и поехали на ровном газу Передние колеса уже зашли за перегиб, и вдруг сзади раздался знакомый «клац». Все, полуоси нет. Цепляем лебедку и тащимся наверх. Слышу сзади рык Артемкиного мотора, потом шелест буксующей по камням резины и опять тот же «клац». Ну, хорошо хоть, что все в куче сломались.
Нашли шикарное место для ремонта, да и ночь обещала быть теплой. Полуоси от «Иж-Техно», установленные на синей «Ниве», великолепные детали, а конструкция их такова, что можно разобрать задний мост, не снимая колес, причем без домкратов и подставок, а значит, безопасно. Достаю полуоси, снимаю редуктор, выковыриваю обломок, промываю потроха, собираю. На все уходит около часа неспешной работы.
Для ловли кадра операторам приходится занимать самые немыслимые позиции, часто на спусках, стоя на траектории движения машины, они выпадают из поля зрения водителя и рискуют попасть под колеса
Следующий пациент — красная «нивка». На ней уже стоит одна стоковая полуось, и сейчас нужно внедрить вторую, взамен сломанного «вал-рейсинга». Однако проблема в том, что чулок у Тёминой машины длинный, а полуось короткая. Не беда! Мажем шлицы герметиком и вставляем полуось в чулок. Вынимаем и понимаем, что зацепа хватает. Осталось устранить недостаток толщины в месте насадки сальника. Из майки Вовика мастерим сальниковую набивку, все собираем и проверяем.
Третий больной — Вовин «ше-вик». Тут задача сохранить раздатку, не дать ей развалиться дальше. Полоса металла, взятая у егерей на Пупах, за несколько минут превращается из однослойной в трехслойную, затем крепится по диагонали под коробку, как бы охватывая ее снизу и прижимая к тоннелю, не давая ей колебаться на кочках. Таким образом, уменьшаются знакопеременные нагрузки на треснувший корпус, и у него появляется шанс доехать до дома.
Северный Урал за что-то нас невзлюбил: на протяжении полукилометра сломал все три машины
Отортен. Решаем сделать радиальный выход на пору. Кроме того, ворота Отортенз манили нас своей таинственностью. Идем вверх по нудному, но не крутому подъему, Вдруг между камней заметалась бурая тень. Она все приближалась и в итоге обрела очертания маленького горностая. Напуганная зверюшка вплотную приблизилась к нам, замерла в полуметре и, окинув наше ничтожество хищным изучающим взглядом, помчалась по своим горностаечным делам. Завороженные его красотой, поднимаемся дальше. Из-за перегиба на склоне, метрах в ста от нас, мелькнули рога. В следующее мгновение пара диких оленей, вынырнув из-за скалы, продефилировала мимо нас. Говорят, что встретить их в дикой природе — большая удача!
Мы думали, что варить от аккумуляторов сложнее, чем инверторной сваркой, но на поверку оказалось все наоборот
Начали спуск к Лозьве, и после брода в рации забулькал тревожный голос Вовика, вещающий о том, что в заднем мосту «шевика» наметился какой-то маленький «Сталинград». Детальное изучение симптомов вселило уверенность в неизбежности ремонта здесь и сейчас. Разобрав узел, выяснили, что лопнул палец дифференциала (у нас в редукторе стоят блоки «Иж-Техно»), вследствие чего детали перекосило и одна из них лопнула. Однако у нас с собой все было: редуктор с нужно и парой, и даже с винтовой блокировкой AVT, тихонько, как мышка, ждал своего часа под сиденьем у Вовика.
Когда его поставили, уже стемнело, поэтому решили заночевать у истоков Лозьвы. Вечером, сидя в шатре за чашкой чая, решили, что духи Отортена на нас имеют зуб и теперь мстят, поэтому решили, утром, пока духи спят, по-тихому валить отсюда, и чем дальше, тем лучше. Так и поступили.
После обеда мы были на перевале Дятлова и, еще раз развернув флаги наших спонсоров, начали спуск. Кстати, издали Отортен похож на спящего варана.
Вдруг у «шевика» подломило задний мост. Выяснилось, что срезало оба болта верхних реактивных тяг. Поменяли, и только стоило нам тронуться, как вдруг услышали характерный скрип спереди на синей «Ниве». Обломило шейку ступицы. Тут же у Артемки вырвало кронштейн и крепление нижней реактивной тяги, и если со ступицей было все понятно, то с кронштейном… Пришлось достать специально заготовленные для такого случая провода и электроды. Сняли кронштейн, зачистили оторванные части, соединили последовательно аккумуляторы и, надев три пары солнцезащитных очков, приварили отломанные части на место. Все получилось отлично, хотя «зайцев» нахватался изрядно. Пришлось немного отдохнуть, чтобы восстановить зрение.
Духи Отортена следили за нами и чинили нам козни до последнего. Через полкилометра у «шниаы» выскочил правый привод, причем произошло это давно, а мы просто прозевали этот момент. Помимо всего, вместе с приводом покинуло пределы переднего редуктора и масло.
СПАСИБО ВАМ, «НИВЫ»!
Дальнейший спуск проходил быстро и гладко. Пролетели Чирканур и, спустившись к полуночи к избе, заночевали.
Дальше была последняя ночевка за Вижаем, скупка сувениров в Ивделе. Как бывает всегда после завершения экспедиции, вселилось чувство опустошенности и полной оторванности от мира. Вскоре после возвращения это пройдет. Мы — «Банда НИВАводов» — снова соберемся вместе и отправимся в путешествие на своих горячо любимых стареньких машинках, с которыми мы прошли не один десяток, а может, сотен маршрутов, которые дарят нам мир и свободу, красивейшие уголки нашей необъятной страны. Они, как и люди, иногда болеют, капризничают, но неизменно остаются нашими друзьями, а друзей не продают. И многое, что появилось в нашей жизни, — их заслуга!
Текст: Валентин Палицын, Фото: участники экспедиции, Журнал 4X4
Штурман поможет
Особое внимание к знакам и ситуации на дороге проявляйте в городах. Штурман в данной ситуации просто незаменим. Вооружившись подробной картой (добытой заранее, разумеется), лишь он один укажет вам правильный путь.
В заключение можно добавить, что поездка на автомобиле выгодна с материальной точки зрения, если едет 3 и более человек. Изначально в бюджет поездки необходимо заложить солидную сумму на непредвиденные расходы. Если же удастся обойтись без них — данная сумма может быть легко воспринята как выражение удачи в денежном эквиваленте, что, согласитесь, приятно.
При этом ничто не заменит ощущения трассы под колесами, ветра в открытое окно, возможности выстроить мысли и разложить их по полочкам, а также множества иных ощущений, на, которые щедры дальние поездки в путешествие на Ниве.
Продумайте маршрут
По опыту вождения в поездках в путешествие на Ниве в пределах Юга России, могу сказать, что федеральная трасса почти всегда лучше местечковых. Поэтому даже если у вас будет намечаться возможность «срезать угол» или сэкономить немного времени, я бы рекомендовал оставаться на федеральной трассе и далеко от нее не отлучаться. За исключением случаев, когда вы точно знаете, куда приведет дорога, либо, когда вы имеете время и желание это узнать.
А еще интересно: Какой будет новая Нива 2017-2018 года?