Два радиатора отопителя на ниву
Лада 4×4 3D Хочу дизель › Бортжурнал › Дополнительная печка в салон Нивы
День добрый! Вот решил обновить свой борт журнал. Почти два года назад установить в салон авто дополнительную печку под пассажирское сидение. Печку заказывал на сайте Нива тюнинг 24/7. Изготовление это изделие из серийных запчастей. Радиатор отпителя от ваз 2108, моторчик вентилятора от ваз 2101-07. оригинальный лишь корпус печки.
Установку начал с того, что снял пассажирское сидение и основной радиатор печки. далее отрезал выходной патрубок радиатора. как показано на картинке.
. В комплекте с печкой идут шланги, патрубки и металлические трубки.
Один из патрубков необходимо подрезать (фото ниже)
И с помощью этого патрубка подсоединяем одну из трубок к радиатору
Вторую такую же трубку присоединяем к патрубку который идет от радиатора к термостату
.
Далее примеряю новую печку по месту и закрепляю ее с помощью эластичного шнура. Лажиться на место как родная. Сидение сверху встает очень хорошо, правда необходимо доработать рычаг фиксации сидения.
Устанавливаем на место основной радиатор отопления, и начинаем прокладывать шланги к дополнительной печке.
Прокладываем шланги, подключаем к радиаторам и закрепляем их с помощью скоб для крепления металлической гофры.
Далее собрал торпеду, установил «бороду» и вещевую полку.
Для того, чтобы установить сидение необходимо подогнуть рычаг, с помощью которого фиксируется сидение.
И устанавливаем сидение.
Далее залил тосол, прокачал систему. В машине стало теплее заметно, но не достаточно. Решено было в дополнении ко всему установить электропомпу.
Циркуляция тосола проходит сперва через основной радиатор, а затем в дополнительную печку.
На сегодняшний момент печкой доволен. Правда пришлось заменить мотор вентилятора, т.к. он с первого момента шумел как пылесос. С установкой помпы при минус 37 на задних сидениях пассажиры чувствовали себя вполне комфортно, а иногда даже просили выключить печку. Да и вообще в машине стало на много теплее. Отопителем доволен, правда редко пользуюсь (зимы стали мягче). Но хотелось бы конечно, чтобы печка была разборной. Потому что при замене вентилятора пришлось высверливать заклепки и затем сажать все на двухсторонний скотч.
Доброго всем здравия друзья! Продолжу тему модернизации отопителя, начатую в первой части тут ТЫЦ, кстати с новым вентилятором приточная вентиляция заметно мощнее.
Сейчас хочу затронуть тему выбора радиатора отопителя, т.к. после прочтения кучи форумов и отзывов определенного кворума у отвечающих не было. Мнения разделились примерно поровну — за медный радиатор и за алюминиевый. Кто-то поставил медный после алюминиевого и стало холоднее, кто-то поставил мадный после алюминиевого и стало теплее, кто-то поставил алюминиевый после медного и стало теплее, но много и тех кто разницы не заметил. Приводились в качестве аргументов теплоемкость и теплопроводность меди и алюминия. Вот мне захотелось с этим разобраться, но не покупать же разные радиаторы и не менять же их для сравнения)))
Итак, в контуре отопителя у нас циркулирует охлаждающая жидкость, к которой применимо физическое понятие теплоемкости, и только к ОЖ, к материалу радиатора и форме это не применимо. За точку отсчета принята теплоемкость воды. В современных реалиях у всех залит плюс/минус одинаковый по составу антифриз(например G12), на этом этапе влиять на тепло в салоне мы не можем. Аргументы что в старых копейках было теплее скорее всего основываются на том что в систему заливали либо воду, либо сместь воды с этиленгликолем, которые имели теплоемкость выше чем у современных антифризов низкой плоности(но это не точно))).
Далее антифриз попадает в радиатор отопителя, и тут мы сталкиваемся с понятиями теплопроводность и теплоотдача. Теплопроводность напрямую характеризует материал радиатора. Для понимания: медный куб со стороной 1м с разницей температур на противоположных гранях 1 градус будет иметь мощность теплового потока 390Вт(это максимальное значение у чистой меди) от одной грани к другой, у алюминия примерно в 1.5 раза меньше. Представим жало паяльника — оно из меди, долго нагревается, но при соприкосновении с оловом мгновенно не остывает. Или алюминиевая ложка — опусти в горячий суп или чай и она нагреется почти моментально, но за ручку можно держать, тепло до нее не доходит(вернее ложка отдает быстрее тепло воздуху по пути к пальцам)). Алюминий быстро нагревается, но и быстро остывает. Но в Нашем случае это не имеет практического значения, т.к. толщина материала радиатора очень тонкая, а масса теплоносителя достаточно большая. т.е. и алюминиевые, и медные трубки в радиаторе будут прогреваться практически одинаково, ну разве алюминиевый чуть быстрее, но не принципиально. А вот дальше конструктив уже имеет значение. Медные пластины смогут прогреться дальше от трубки и поддерживать там высокую температуру, а алюминиевые так далеко тепло не проводят. Но сравнивая конструкции медного и алюминиевого радиатора видно что у медного ребра расположены реже, а у алюминиевого чаще раза в 2. т.е алюминиевый радиатор нивелирует разницу большим числом ребер.
Следующее звено в передаче тепла от радиатора воздуху описывает теплоотдача. Тут мне кажется самое интересное, т.е. до этого момента два типа радиаторов были примерно равны. Теплоотдача — это то, сколько тепла отдает радиатор окружающей среде, и зависит от площади поверхности оребрения(у алюминия ребер больше), цвета радиатора(черный в 8 раз эффективнее серебристого), скорость движения теплоносителя(т.к сечение патрубков подающий и отводящий и помпа не меняются, будем считать скорость одинакова). Я пренебрегаю коэффициентами теплоотдачи от жидкости к стенкам радиатора, и потерями тепла при прохождении через стенки. По теплоотдаче медь лидирует только по цвету, так как более темная. Хотя если анодировать алюминий, то его эффективность явно превысит медный по всем параметрам, т.к. в алюминиевых ребер изначально больше. Если брать стандартный алюминиевый радиатор из блестящего алюминия, то только при условии плотного оребрения он способен греть на уровне медного.
Вывод: оба типа радиаторов имеют условный паритет по эффективности. Это подтверждают многие, кто не заметили разницы. Те кто сказали что при переходе на медь стало теплее скорее всего имели забитый внутри алюминиевый радиатор, или самый дешевый не заводской с редкими ребрами. Те кто при переходе на алюминий
сказали что стало холоднее вероятнее всего купили самые дешевые изделия с редкими ребрами и без завихрителей в трубках для перемешивания ож.
Это все была теория, сейчас перейдем к практике. Самые известные медные производит Шадринский автоагрегатный завод радиаторов, Luzar, Оренбургский завод радиаторов.
Алюминиевые ДААЗ, Luzar, Прамо, Fenox и др. Зашел на сайт каждого производителя, нашел технические характеристики. У медного оренбургского теплоотдача 6.5кВт, у медного Luzar 6,7кВт, у медного ШААЗ 5,8кВт, у алюминиевых Luzar примерно 6.7кВт, по заводскому ДААЗ информацию не нашел. Самое главное в этом — что в цифрах они примерно одинаковы. По отзывам лидирует алюминиевый ДААЗ и Luzar, остальные даже не стоит рассматривать, и на ютубе много роликов с отличиями(редкие ребра, трубки без «лапши»).
Интересную информацию нашел на сайте Luzar в вопросах/ответах:
Геннадий
29 Января 2015
Радиатор отопителя 2101-2107 медный какова теплоотдача?
Приведенная теплоотдача радиатора LRh 0101c в расчетной точке 6,7 кВт
Геннадий
29 Января 2015
Радиатор отопителя 2101-2107 медный трехрядных или 2х?
По толщине сердцевины наш радиатор отопителя соответствует штатному трехрядному радиатору отопителя, так как у нас используется одна широкая и одна узкая трубки. Вообще рядность радиатора не является показателем его теплоотдачи, так как из-за особенностей конструкции при одинаковой ширине он может быть даже однорядным — с трубкой на всю ширину радиатора.
Константин
7 Февраля 2013
Здравствуйте!Установил радиатор отопителя LRh 0101c медный трехрядный, автомобиль ваз 2107, до него стоял заводской алюминиевый радиатор отопителя, езжу уже неделю с ним, но разницы медного и алюминиевого не чувствую, как это можно объяснить?или медный радиатор нагревается дольше?
Теплоотдача медного радиатора выше лишь порядка 10-15% — вряд ли вы это почувствуете и ощутите без специального оборудования.
Дмитрий
14 Декабря 2012
Можно ли получить информацию по теплоотдаче радиаторов отопителя для 2105? Хочу сравнить и выбрать наиболее «горячий». Прошу прощения если данная информация представлена на сайте, видимо я не доглядел
Спасибо!
Для ВАЗ 2101-2107 у нас существует 4 вида радиаторов отопления. Это связано с тем, что на автовазе в «классику» в разные годы устанавливались разные модели радиаторов отопления.
Если у вас был установлен медный или алюминиевый паяный радиатор производства Бугуруслан, то вам потребуется установить радиаторы 1 или 2.
Если у вас был установлен алюминиевый сборный радиатор, то вам требуется установить радиаторы 3 или 4.
1. Медно-латунный радиатор отопления LRh 0101c, приведенная теплоотдача 6,7 кВт
2. Алюминиевый сборный радиатор LRh 0101, приведенная теплоотдача 6,85 кВт
3. Алюминиевый сборный радиатор LRh 0106, приведенная теплоотдача 6,85 кВт
4. Алюминиевый паяный радиатор LRh 0105b серия «Сomfort», приведенная теплоотдача 8 кВт.
Интересный момент — пункт 4 запомним)))) а вот еще:
максим
10 Марта 2012
у какого радиатора отопления больше теплоотдача и на сколько у LRh 0101c или LRh 0101
по результатам испытаний при условии расхода воды 800л/час и расходе воздуха 300 кг/час, теплоотдача LRh 0101c составляет 4,35 кВт, теплоотдача LRh 0101 — 4,74 кВт
Интересное испытание, медный показал незначительно меньшую теплоотдачу. Ну и размеры у копеечного медного и пятерочного алюминиевого радиатора разные, поэтому в ниву с пятерочной печкой толстый и узкий медный радиатор не влезет.
А вот еще немного описания с сайта Лузара:
Радиаторы отопления LUZAR выпускаются трёх типов:
Трубчато-пластинчатый, сборный, алюминиевый. Состоит из алюминиевых пластин, сквозь которые проходят алюминиевые трубки, внутри которых бежит охлаждающая жидкость. Бачки на таких радиаторах изготавливаются из пластика. Радиаторы отопителя такого типа используются для отопления салонов небольшого размера – в связи с ограниченной теплоотдачей; имеют наилучшую жёсткость и малый вес, а также наименьшую цену.
Трубчато-ленточный, несборный (паяный), алюминиевый. Гофрированная алюминиевая лента в таком радиаторе находится между алюминиевыми плоскоовальными трубками. Бачки радиаторов данного типа могут изготавливаться как из пластика, так и из металла. Конструкция несборных (паяных) алюминиевых приборов является наиболее универсальной, позволяя создавать теплообменники с любыми заданными характеристиками. Алюминиевые радиаторы печки имеют малый вес и относительно высокую жёсткость, а также оптимальные цены.
Трубчато-ленточный, несборный (паяный), медно-латунный. По конструкции очень близок к типу 2 – между медными плоскоовальными трубками расположены медные ленты, сложенные в виде «гармошки». При этом бачки на таких радиаторах отопления используются латунные – в целях повышения общей жёсткости конструкции.
Медные радиаторы отопления – благодаря высокой удельной теплоёмкости меди – обладают отличными показателями теплоотдачи. Однако – в связи с высокой мягкостью меди – радиаторы отопления из этого металла вынуждено имеют узкую трубку и большой интервал (шаг) между трубками, что накладывает серьёзные ограничения в максимальной эффективности. Также медные радиаторы печки имеют наиболее высокую стоимость и наименьшую жёсткость на кручение, излом и внутреннее давление. В этой связи медные радиаторы отопителя являются «устаревшими» и постепенно выбывают из применения.
Ну раз делать так делать, полумеры не для нас. Вентилятор тихий и мощный уже стоит, значит радиатор надо соответствующий:
Установка второй печки в салон Нивы
Не секрет, что существует две категории автовладельцев. Первая категория владельцев отличается тем, что при обнаружении явных недостатков своего автомобиля, с которыми никак не хочется мириться, принимает решение распрощаться со своим «железным товарищем», а взамен приобрести новое транспортное средство, в котором нет такого недостатка. Вторая категория автовладельцев, наоборот, чрезмерно привязана к своей машине, поэтому не желает её просто так предавать, отказываясь от неё только по причине выявленного недостатка. Именно такие автовладельцы готовы совершать разнообразные действия, направленные на модернизацию своего транспортного средства.
Внешний вид дополнительной печки на Ниву
Если вы относитесь ко второй категории водителей, значит, вы по-настоящему любите свою машину, поэтому именно для вас мы готовы презентовать некоторые секреты, устраняющие недостатки, тревожащие вас.
Являясь владельцем Нивы, вы, наверное, уже успели заметить, что печка недостаточно эффективно гонит тёплый воздух в салон, а точнее, плохо распределяет его по всему пространству. По этой причине пассажиры, сидящие на задних сидениях, жалуются на то, что у них даже ноги замерзают. В этой ситуации просто поменять печку, конечно, можно, но только такие действия вряд ли принесут ощутимые плоды. Если бы отопитель работал неэффективно, тогда и в передней части салона было бы холодно. По этой причине мы предлагаем вам просто взять и поставить второй радиатор печки и сам отопитель на вашу Ниву. Как это сделать технически правильно, вы поймёте после ознакомления с нашими рекомендациями.
Правила установки дополнительного отопителя
Наверное, вас не стоит убеждать, что дополнительная печка однозначно поспособствует лучшему обогреву всего салона. Останутся довольными созданными комфортными условиями и водитель, и пассажиры. Прежде чем приступить к непосредственному решению такой проблемы, приобретите заранее вторую печку. Вы должны помнить, что она также должна сопровождаться наличием радиатора, а также электромотора с крыльчаткой. Найти подходящую модель можно даже сидя дома, просматривая разнообразные предложения интернет-магазинов, реализующих автозапчасти.
Алгоритм действий
Итак, теперь, когда вами уже приобретена вторая печка в Ниву, ознакомьтесь с нашими рекомендациями, а только после этого приступайте к непосредственным действиям. Если вы очень жаждете модернизировать своё транспортное средство, приложите старания, мы уверены, что в этом случае у вас всё получится, вы останетесь довольны конечным результатом.
Размещение второй печки между сиденьями
Итак, сначала нам нужно определиться с местом, где мы будем размещать наш второй отопитель. Идеальным вариантом является туннель между задними и передними сидениями. Следует вам, конечно, учесть, что в дальнейшем на заднем сидении будет комфортно пребывать одновременно только двум пассажирам. Если же понадобится умоститься третьему человеку, он будет ощущать небольшой дискомфорт, поскольку расположить удобно ноги ему не удастся.
Итак, демонтируйте декоративную накладку туннеля, снимите обшивку КПП и РК, а также полочку, расположенную под перчаточным ящиком. После этого расположите печку на освобождённом пространстве, убедитесь, что вами выбрано оптимальное место, только потом прикрутите отопитель к туннелю при помощи саморезов. Попробуйте прокрутить крыльчатку руками. Если вы заметите, что при вращении ей что-то мешает, подпилите эту преграду.
Протяжка шлангов по салону для дополнительного отопителя
В моторном отсеке найдите шланг, подсоединяющийся к основной печке, отсоедините его. В салоне вы точно так же сможете обнаружить верхний патрубок, подключённый к основной печке, его вам тоже нужно отсоединить. Теперь вам придётся изменять длину и конструкцию верхнего патрубка. В частности, вам следует вырезать кусок длиной около 6 см, чтобы укоротить изделие. Среднюю вырезанную часть оставляем в покое, а две другие части возвращаем на место, подсоединяя их к нужным местам радиатора и самого отопителя. На места срезов наденьте шланги, которые будут подведены к вашей устанавливаемой второй печке. Эти шланги проложите на полу салона так, чтобы они особо не провоцировали дискомфорт в дальнейшем. Конечно, эти два конца шлангов подсоедините ко второй печке.
Салон с установленным отопителем
Следующим вашим шагом должна стать заливка тосола. Воспользуйтесь лейкой и через неё вливайте охлаждающую жидкость в верхний патрубок, пока тосол не начнёт выливаться из нижнего патрубка «родного» отопителя. После этого подсоедините шланг к этому нижнему патрубку, затем закрепите надёжно кожух второй печки. На этом ваши действия завершаются. Остаётся только проверить результативность выполненной вами работы. Запустите двигатель, прогрейте свой автомобиль и пронаблюдайте, откуда и насколько интенсивно поступает тёплый воздух в салон.
Итак, мы уверены, что вы смогли наглядно убедиться, что внесение именно таких технических изменений в часть конструкции вашей Нивы 2131 посильно даже новичку, если следовать предложенному нами алгоритму не спеша.