Иллюстрация к стихотворению есенина нивы сжаты
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Сергей Александрович Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»
Сергей Александрович Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство своих стихов этого поэта выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них – произведение «Нивы сжаты, рощи голы…», написанное в 1917 году.
К этому времени Сергей Есенин уже жил в Москве и считался достаточно перспективным молодым литератором. Тем не менее, мысленно он постоянно возвращался в родное село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом. Между тем, память услужливо подсказывала поэту картины из прошлого, которые и ложились в основу его произведений. Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.
Образность, свойственная произведениям Есенина, и на этот раз позволяет автору при помощи нескольких точных метафор воссоздать идиллическую картину. «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось», — отмечает поэт и, развивая эту тему, рассказывает о том, каким волнующим может быть осенний закат за сельской околицей. Привычка наделять свойствами живых людей неодушевленные предметы также придает произведениям Есенина особый шарм. «Дремлет взрытая дорога», — отмечает автор, указывая на то, что она мечтает как можно скорее получить в подарок роскошное снежное покрывало. Действительно, глубокой осенью природа выглядит уныло и негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит определенную романтику. И также, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир. Глядя на небо, поэт видит, как «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Эта очень яркая метафора указывает на то, что и сам Есенин мечтает о снеге, ему неуютно чувствовать себя одиноким и неприкаянным среди лесов и полей, которые заняты приготовлениями к зимней спячке. Однако поэт мысленно уговаривает себя подождать еще немного и полюбоваться ночным небом. Он знает, что зима не заставит себя ждать, но пытается уловить тот момент, когда она придет на смену осени, очистив землю от грязи, а душу – от нелепых переживаний.
Природа Мира
С. А. Есенин “Нивы сжаты, рощи голы”
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
1917
Анализ стихотворения С. А. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы”
Трудно вспомнить более народного поэта, чем С. А. Есенин. Каждая его строчка пронизана любовью к природе, деревне, народу, русским красавицам, бескрайним просторам, Родине. Тема патриотизма первостепенна в его лирике. Тексты певучи, раскатисты, плавны, гармоничны, их хочется петь. Неудивительно, ведь поэт был воспитан на фольклоре, с колыбели слышал народные песни, сказки.
Детство его прошло на Рязанской земле, на воле, что помогло ему сроднится с лесами, полями, реками. Поэтому в его творчестве так много олицетворений, художественного параллелизма. Для него природа – главное действующее лицо. Тонкоствольная белая березка – любимая героиня поэта, олицетворяет юную скромную красавицу, деревенскую девушку. Черемуха – барышня, ее наряд дорог, одета по моде. Себя же он сравнивает с опавшим, заледенелым кленом, выжженным эмоционально и физически.
Психология, душа русского народа сквозит в каждом катрене. Здесь нет спокойствия, только эмоции, буря, безудержность во всем. Будучи истинным певцом России, вышедшим из крестьянской жизни, Сергей Александрович умел находить прекрасное в любом сезоне, погоде. В звонких весенних ручейках, которые напитывают влагой почву, в летней грозе, которая прекрасна своей несдержанностью, кратковременностью, в заснеженных лесах и полях, которым нет конца.
Осень – время особенное для поэта. Это пора сбора урожая, как материального, так и жизненного, философского, время подведения итогов. Ведь для любого крестьянина, новый год наступает осенью после торжественного окончания полевых работ. Поэтому так важно то, что останется с человеком после того, как будут сжаты последние нивы и окончательно опустеют рощи, скинув свою листву. Будет ли это тоска, одиночество или надежда на светлое будущее, радужные планы.
Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы» написано в 1917 году – непростой для страны период. Тогда каждый понимал, что урожай собран, итоги подведены, старое разрушено на корню. Но никто не мог однозначно утверждать каким будет то новое, за которое так боролись. Тем не менее стихотворение не несет прямых подтекстов и относится к пейзажной лирике автора.
У Есенина осень еще острее, пронзительнее, чем у Лермонтова. Здесь нет пушкинского восторга от поздней осени, но и душевного метания, неприятия, как у Фета, читатель не встретит. Сергей Александрович, как настоящий художник, рисует нам картины осенней природы, передавая унылость, тоску, горечь, но выбирая яркую, глубокую, насыщенную палитру. Облетевшие рощи, опустевшие нивы, сырость, туман – все это поглотило былую радость жизни, навеяло легкую грусть. Заставило задуматься о будущем.
В природе все естественно, гармонично, что стремится передать автор. Поля, леса, изрытая дорога находятся в предвкушении, в ожидании зимы. Это неудивительно, что дороге мечтается о пушистом снеге, который скоро на нее ляжет. Ведь она с весны до поздней осени трудилась, потому изрыта. По ней часто ездили, возили собранный урожай. Зима – отдых для крестьянина, труженика поля. Поэтому ожидание нового времени года так остро в стихотворении. Осталось совсем немного.
Ключевые образы стихотворения: явления, происходящие в природе и лирический герой, то есть сам рассказчик. Кажется будто автор стоит в эпицентре предстоящих перемен. Но от него ничего не зависит, он лишь наблюдатель.
Примечательно описание «рыжего месяца». Использовано сравнение его с жеребенком. Конь, жеребенок – любимые образы автора, которые появляются достаточно часто в его стихах. Лошадь – это перевозчик, способный привезти что-то новое. А жеребенок – олицетворение чего-то невинного, незащищенного.
Речь Есенина, яркая, образная. Использовано много средств художественной выразительности. Солнце сравнивается с колесом, месяц с жеребенком. Эпитеты: «седая зима», «звонкая чаща». Дорога отождествляется с живым существом, которому «примечталось» скорое наступление зимы.
Композиция стиха простая. Он включает три катрена, изложенных с помощью перекрестной рифмы. Чтобы придать певучести, мелодичности строкам, автор останавливается на четырехстопном хорее. Интонация спокойная, размеренная. Текст читает легко, певуче. Остаются приятные эмоции после прочтения.
Стихотворение и анализ «Нивы сжаты, рощи голы…»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Краткое содержание
Стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» датируется 1917 годом и посвящено описанию поздней осени. Несмотря на грустную картину увядания, автор сумел рассмотреть в ней удивительную красоту, наполненную тихой печалью перед наступлением холодов. Перед глазами возникает изрытая дорога, пустынные поля и оголенные рощи, нависший сырой туман прячет и без того тихое, осеннее солнце. Вся природа замерла в ожидании зимы.
Последнее четверостишие несет в себе уже другой настрой. Звонкая чаща призвана разбудить окружающую природу, сбросить унылость и хандру. Месяц поэт сравнивает с жеребенком, символизируя, таким образом, перевозчика, который скоро доставит в эти края морозную зиму.
Зима для крестьянина – одно из самых любимых времен года – урожай убран, самые тяжелые полевые работы остались позади. Поэтому в стихотворении все посвящено ее ожиданию. Сам герой появляется лишь в конце произведения, до этого момента он играет роль стороннего наблюдателя, описывающего природу своих родных мест.
Даже став городским жителем, Есенин не утратил крестьянского духа. Это проявлялось в его отношении к природе, его умении во всех процессах, происходящих в ней, увидеть глубокий смысл. Он не применял стандартных поэтических сравнений, а рисовал образы, напрямую связанные с крестьянским бытом. Это хорошо прослеживается в данном стихотворении: солнце – это колесо, месяц – жеребенок. Поэт, идеализировавший деревенскую жизнь, был уверен, что, лишь подчиняясь законам природы, человеку удастся сохранить чистоту своих помыслов.
Анализ
История создания
К моменту написания стихотворения Есенин уже пять лет жил в Москве, но постоянно испытывал щемящее чувство тоски по родному Константиново. Ему очень недоставало природы отчего края, и в его памяти часто всплывали образы белых берез, безбрежных полей, лугов, залитых солнцем, молодого месяца на звездном небе. Они вдохновляли поэта на создание новых произведений. Под впечатлением от этих воспоминаний появилось и анализируемое стихотворение. Несмотря на эпоху перемен, в нем нет и намека на политику, поэт просто делится с читателем картиной осеннего пейзажа родного края.
Персонажи и образы
Центральное место в стихотворении занимают образы природы. Автор так смог передать осеннее настроение, что перед глазами возникают яркие реалистичные картины. В них прослеживается прочная связь творчества Есенина с народным фольклором. Природа у него словно оживает, находится в движении: солнце скатывается, как колесо, дорога дремлет и мечтает, месяц в образе жеребенка запрягается в сани. Такого рода сравнения обычно использовались народом при создании разных сказок, преданий, былин.
В роли лирического героя представлен сам автор. Это его глазами читатель видит удивительные картины осени, его слова передают ее описание очень яркими и точными выражениями.
Композиция
В стихотворении простая линейная композиция. Четко выделяется экспозиция, где дается общая картина увядающей природы. В завязке автор описывает скрывающееся за горизонт солнце. Развитие действия начинается с изображения грезящей зимой дороги. Наконец, кульминация и развязка посвящены личному впечатлению героя от рыжего месяца, подобного жеребенку. Последнее четверостишие символично тем, что опустившаяся на землю ночь окончательно усыпила природу, сон которой продлится до наступления весны.
По литературному направлению это произведение принадлежит к имажинизму. Его последователи считали метафору основным средством художественной выразительности, а главным в творчестве – создание образа. По родовой принадлежности стихотворение относится к лирике, по жанру это – пейзажная лирика.
Размер и средства художественной выразительности
Практически у каждого поэта был свой любимый стихотворный размер. У Есенина это – четырехстопный хорей. Его он и использовал при написании данного текста. Этот размер наиболее близок к фольклору, что приближает авторское произведение к народному. Рифма здесь перекрестная – АБАБ, местами неточная: голы-горы, сырость-скатилось.
Язык произведения простой, разговорный, народный, без пафосных конструкций и оборотов. Именно это придает тексту особую яркость и выразительность. Автор использует большое количество метафор и олицетворений: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», а также эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».
Проблематика и основная идея произведения
Автор не вкладывает в произведение никакого тайного смысла, как и не затрагивает никаких проблем, кроме одной – любовь к родине и ее природе. Он просто делится с читателем своим восхищением предзимним сельским пейзажем. Здесь есть и грусть, навеянная осенней картиной, что заставляет невольно задуматься о быстротечности жизни, и предвкушение пробуждения. Ведь природа уснула не навсегда, пройдет зима и все вокруг вновь оживет, начнется отсчет нового жизненного круга. Этот мотив часто прослеживается во многих есенинских стихотворениях, особенно относящихся к позднему периоду.
В стихотворении ярко отразилась любовь поэта к природе родного края. Поскольку такие чувства знакомы каждому человеку, это произведение не утратит своей актуальности во все времена. Оно учит тому, что родину нужно принимать любой. Пусть это будет унылый осенний пейзаж, или размытая дождями проселочная дорога, выжженное солнцем поле или занесенная снегами окраина села. Иногда простой деревенский пейзаж оказывается во сто крат дороже роскошных морских побережий.
С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». 3-й класс
Класс: 3
Цели:
Оборудование: проектор, портрет поэта, карточки для словарной работы, музыкальные фрагменты, презентация, листья для самооценки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)
– Здравствуйте ребята! Литературное чтение, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!
– Положите руки друг другу на плечи.
«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.
– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.
– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.
– Улыбнёмся друг другу.
– Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.
– Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.
II. Вводная беседа.
– Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло у нас в классе от ваших улыбок и доброго настроения. Но, стоит посмотреть в окно, как мы сразу увидим, что в природе уже мало тепла и света, один день не похож на другой, потому что в природе всё постоянно изменяется. А чтобы узнать о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:
– Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
– Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – листья, опавшие с деревьев.
– Что же мы знаем об этом времени года? (Ответы учеников)
– Составим синквейн с этим словом.
– Испугались нового слова? Не надо бояться. Сейчас мы вместе выберем самые точные, яркие слова к этому времени года. Именно так работают авторы со своими произведениями. Из тысячи слов они выбирают одно – самое точное.
Осень.
Дождливая, пасмурная.
Украшает, всё увядает, наводит тоску.
Осень украсила пёстрым ковром всю землю.
Красота.
– Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения, послушайте:
– Фёдор Иванович Тютчев так писал об осени:
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».
– А для Александра Сергеевича Пушкина – это
«Унылая пора! Очей очарованье!»
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной» – писал Иван Алексеевич Бунин.
– Что я сейчас прочитала? (Стихотворения)
– Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)
– Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, метафора, эпитеты)
– Эти приёмы помогут нам понять образный язык того стихотворения, над которым мы сегодня будем работать. Это стихотворение замечательного русского поэта, чьи напевные, полные очарования строчки находят отклик в сердце каждого из нас.
– А чтобы узнать его имя, зачеркните лишние буквы и сможете прочитать слова, которые здесь спрятались, узнайте его имя:
САПСЕРГЕЙКУЕСЕНИНФ – Сергей Есенин
– Сергей Александрович Есенин родился 114 лет назад, 3 октября в 1895 году, в старинном селе Константинове, что протянулось по правому берегу Оки, неподалёку от Рязани. Талант Сергея Есенина был в его душевной распахнутости, искренности, обаяния. Природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом», так говорил о себе поэт.
(Слушание фрагмента песни на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»).
– Прочитайте эпиграф к уроку:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу. (С. Есенин)
– О чём эти строки? (О любви поэта к родине)
– Через свою поэзию Есенин смог рассказать нам о своей безграничной любви к родному краю. Потому что он вырос среди русских пахарей, которые знают цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. Любовь к родному краю немыслима без любви к природе, без милосердия к людям, сочувствия ко всему живому. «До радости, до боли» близки поэту родные русские просторы, которым нет ни конца, ни края – деревья, цветы, травы, реки, зори – во всем открывает он «душу живую».
III. Работа над темой урока.
1. Определение темы и цели урока.
– Определите тему урока. (Стихи Сергея Есенина)
– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении? (Об осени)
– Тема нашего урока «С. Есенин, стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы».
– Какие цели поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым стихотворением, научиться его читать выразительно и получать от этого удовольствие; понимать образный язык произведения, развивать поэтический вкус, получать от чтения стихотворения эстетическоенаслаждение).
– Что постараемся понять, прочитав стихотворение? (Работая над стихотворением, мы должны доказать, что С. Есенин испытывал глубокую щемящую любовь к родному краю.)
– Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопрос, записанный на доске:
– Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение? (Грустит вместе с природой)
– Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением.
2. Самостоятельное чтение стихотворения.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса, чтобы представить полную картину, почувствовали красоту Есенинского стихотворения, помечая карандашом непонятные слова.
3. Словарная работа.
– Переставьте карточки так, чтобы соединить слово и его значение.
4. Работа над содержанием.
1 строфа
– Прочитайте только первую строфу – первые 4 строчки.
– Какое время года описывает поэт? (Осень)
– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?
– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).
– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?
– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)
– Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть? (Звуки: о, и, ть, сь, к.)
– Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)
– Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)
– А какой тон? (Напевный, грустный)
– Будем читать громко или тихо?
2 строфа
– Прочитайте вторую строфу.
– О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)
– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)
– Какие звуки помогают понять, какая эта дорога? (Взр)
– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)
– Какой это приём? (Олицетворение)
– В каких словах ещё выражено олицетворение? (Зима седая)
– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)
– Почему поэт 2 раза употребил «совсем-совсем»? Что хотел этим сказать? (Скоро придёт зима, которая укроет землю своим белым пушистым покрывалом, которое по-своему украсит землю)
– Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)
– Какой темп будем соблюдать? (Медленный)
– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)
3 строфа
– Прочитайте 3-ю строфу.
– Чьё настроение можно почувствовать, понять в этой строфе? Почему? (Автора)
– Какие слова вызывают это настроение? (Ах, в чаще звонкой)
– Какие звуки помогают передать настроение строфы? (Зв, н, р, ж, б, г)
(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)
– Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)
– Он сам удивился и мы удивляемся вместе с ним.
– Давайте все вместе удивимся! – хором
– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)
– Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?
– Как вы себе это представляете?
– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.
– Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:
– В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?
IV. Физкультминутка.
– А перед тем, ребята, как мы будем отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте пожалуйста.
Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.
– Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это стихотворение С. Есенина.
V. Самостоятельная работа.
– А работать над стихотворением мы будем в группах. Послушайте задание:
– Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам.
– Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)
– Надо так приготовить свою часть, чтобы получился целостный образ осени.
Ученики отвечают у доски по одному от каждой команды – зачитывают стихотворение выразительно.
– А сейчас мы прочтём его все вместе, хором.
– Спасибо, ребята. Мы получили эстетическое удовольствие, слушая вас.
VI. Итог урока.
– Передал ли Сергей Есенин через это стихотворение свою любовь к родной земле, родному краю?
– Затронуло ли это стихотворение струнку вашей души?
– Это и была цель нашего урока.
– Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.
(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)
VIII. Самооценка своей деятельности.
– Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите жёлтые листочки, как символ осени. Выйдите ко мне.
– А сейчас, листопадом своих приподнятых настроений закончим наш урок.