К чему крепить лебедку на ниве
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Нива 21213. Установка лебедки в базу
Всем привет! Наконец-то и у меня появилась возможность приобрести лебедку. Не малую долю в выборе сыграл бюджет, поэтому была заказана с Владивостока Electric Winch 12 000 lbs с синтетическим тросом. Про нее рассказывать нечего — все изъезжено вдоль и поперек. Разницы в габаритах и весе лебедок с тяговым усилием на 9500 и 12 000 фунтов нет, разница в цене — 500р, в связи с чем было принято решение брать с запасом.
Вот она- виновница торжества!
Пока лебедка ехала транспортной компанией было очень много размышлений по поводу её установки. Изначально определено только то, что обязательно будет синтетический трос. Все его минусы перекрываются возможностью установки в салон, клюзом вместо направляющих роликов, ширина которых приблизительно равна стандартному бамперу нивы, и весом самого троса. Классический вариант лебедки спереди влечет за собой усиление лонжеронов, переделку подвески, перегруженный перед, увеличенный свес, а так же лишает возможности сохранить «кривой»! Плюсом к этому лебедка постоянно купается в лужах и требует следить за намоткой троса на барабан. Если же ставить в правой части салона автомобиля, то сразу появляется проблема с проходом на задний ряд — придется каждый раз дергать водителя. Помимо этого в правой части моторного отсека расположена приемная труба. Дырявить лонжерон — тоже не наш метод. Выход один — ставим за собой!
Первым делом нам нужны болванки под клюзы и болты. Болванки отдаем токарю
Затем разбираем салон и прокладываем трубу. Здесь нужно понимать что труба — эта всего лишь своеобразный чехол, который не должен нести нагрузку. Поэтому важно выдержать прямую линию между клюзами. Вариантов как это сделать немного — пространство ограничено РПМ, рулевой тягой, сошкой рулевого редуктора и кронштейном двигателя. Как определились с трубой и местоположением клюзов, начинаем крепить лебедку. Чтобы избежать лишних нагрузок и улучшить укладку троса, клюз в салоне располагаем приблизительно на высоте 2-3 витка на барабане, а саму лебедку доворачиваем перпендикулярно трубе. Остается все это надежно закрепить. Для этого помимо ввареной площадки добавляем проставку из уголка, которая будет помогать препятствовать скручиванию. А так же кидаем усилитель вдоль левого порога и поперек всего пола, через тоннель на правый лонжерон и порог. В общем лучше один раз посмотреть, чем несколько раз услышать!
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Лебедка в базу нивы
После 3х недель вечерних работ по установке лебедки можно и написать краткий отчет.
Лебедка 4х4 9500 СТ, покупал на www.vnedorozhnik4x4.ru/ через vk.com/id25172205, который является представителем данной торговой сети в Ижевске. Продавцу спасибо, доставил вовремя, все понравилось.
Изначально планировал сделать съемный вариант, но когда пару раз поднял/опустил понял что этот вариант отпадает, да и бывалые джипперы нашей группы vk.com/glazov4x4 рекомендовали ставить стационарно.
Работу по установке начал с установки клюзов. Их изготовление мной было описано в предыдущем блоге, поэтому тут останавливаться не буду, отмечу только то что наружний клюз приварен на 40ой уголок и прикручен на болты к трубам бампера, которые усилил трубой диаметром поменьше.
Для троса была использована полипропиленовая труба наружный d=32мм 2 метра, которую пустил под кронштейном двигателя, рулевой тягой и сквозь пол под педалью газа. Труба зажималась тягой и был небольшой излом из за чего кронштейн двигателя пришлось немного болгарить.
С площадкой под лебедку мудрить не стал, взял два уголка и немного листового металла, отпилил отрезал приварил — готово!
Не наступайте на мои грабли! Варите по максимуму по месту, т.к. я варил на улице и металл просто напросто уводит и конструкция становится кривой. Либо после каждого элемента бегайте примеряйте. Мне повезло, у меня есть кувалда! Шучу. Сварщик я так себе, поэтому варил сплошняком с обоих сторон, надеюсь не отвалится нигде.
Дальше прикидываем лебедку на площадку, ставим сиденье, смотрим чтобы нигде ничего не задевало и если все устраивает то прикручиваем на глухо. Обратную часть лонжеронов услил также отрезком листового металла. Между площадкой лебедки и полом я вырезал поставки из рваного резинового коврика наверно для самоуспокооения, может вода меньше будет туда просачиваться.
Дальше электрическая часть. Провода оставил штатные, их сечение меня вполне устроило, длины хватило впритык. Заводил через бардачок затем вдоль тоннеля и к лебедке.
Минус вывел на прямую, плюс сделал через сварочный быстросъем (гнездо и вилка). Если потребуется резко включить/ отключить лебедку то все под рукой и не надо никуда бежать.
вид на аккумулятор
Сейчас планирую сделать блок и думаю как работать назад. Все же хочется заднее сиденье оставить и трос пускать под ним при лебежении, все должно получиться.
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Установка лебедки в штатный бампер Нивы
Эксплуатация моего джипика перестала приносить безграничную радость ))
сказать что стал заезжать дальше, нет места те же но дороги становятся все хуже и хуже все чаще приходится махать лопатой и пытаться выбраться с помощью ручной лебедки и прочих приспособлений.
И зимой …
Вопрос установки лебедки из раздела прихоти перекочевал в разряд необходимости потому как редкая поездка обходится без потери драгоценного времени на извлечение авто из какой либо засады.
Стал тяжелый вопрос выбора … перерыл как мне кажется все форумы где упоминалось слово лебедка, способы установки ее.
Выбор упал на лебедки 4Х4. Почему, сложно сказать прям явную причину скорее это совокупность отзывов, времени на рынке, наличие запчастей, адекватность поставщика.
Купил 2 лебедки у Михаила, он постоянно на уазбуке живет, за две получил скидку )) хватило как раз закрыть доставку приехали деловыми линиями прям ко двору по демократичной цене.
Взял 9 потому что 6 при всех ее плюсах (малое токопотребление, двигатель на постоянных магнитах ) есть иминусы то что эти же магниты могут и отвалиться, в 9 этих проблем нет но надо будет поменять аккумулятор на более емкий сейчас стоит не первой свежести 60 надо как минимум 65 и разница в весе на 10 кг не в ползу 9.
магазин если кому интересно тут
avto-lebedka.ru/avtowiench
отзывы тут
forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=159254
Радость от приобретения быстро переросла в головную боль как же поставить, платить за готовый бампер с площадкой под лебедку или отдельно за площадку не хотелось да если честно сказать далеко не все варианты устраивали в одной то не нравится в другой еще что либо.
Сформулировались требования сохранить штатный бампер, не сильно утяжелять конструкцию, конструкция должна быть довольно жесткая, т.е. при возможности выдержать лебежение в сторону и по возможности минимум переделок.
Понравилась конструкция с заменой круглых труб на квадратные 50 на 50 толщиной 2 мм, купил, но вот жесткость такой трубы мягко говоря не внушила ни какого доверия, пластилин какой то, решил усилить уголками 45 и 40.
Материал для замены штатных труб
Всего надо 1.5 м уголка на 40 на 45 и трубы 50 на 50
Получается примерно вот так
Проварил точечно, хотя там и так ни чего не болтается 40 уголок позвякивает и все можно вылечить парой ударов молотком но это не наш метод.
Трубы готовы, пришлось чуть чуть подрихтовать установочные места, вырубить зубилом перегородки в лонжеронах, из круглых отверстий сделать в фартуке чуть чуть не круглые.
Для того чтобы трубы зашли подальше с целью увеличения рычага при боковом лебежении вырезал трубы вот таким образом что бы они заходили за болты крепления верхней чашки пружины. Длинна пропилов 10 см.
Забил до упора трубы и просверлил 2 отверстия
первое через уже имеющеюся в лонжероне отверстие крепления родного бампера, просверлил только трубу лонжерон не сверлил.
второе поперек, там где удобно было.
На трубы приварил гайки для крепления через отверстие стандартного крепления бампера, взамен вырубленных из лонжерона, гайку пришлось чуть сточить по высоте, но это индивидуально, ставили на две машины при этом в одной трубы легко заходили и выходили руками во второй исключительно с помощью кувалды.
с трубами все, теперь площадка. варианты рассматривались всякие и профильные трубы и уголки и пластины но более эстетично и прочно мне показался обычный швеллер на 18 см, поля на нем были срезаны плазмой переднее оставил где то 1,5 см заднее поле около 2.5 см, цель обрезки была облегчить конструкцию сделать ее более менее эстетичной (что б из за бампера не торчала) при этом по возможности сохранив жесткость.
Вопрос массы конструкции ушел из головы после взвешивания, 20 кг не такой уж и большой вес для этой конструкции.
все собиралось вот на таких болтах, правда гайки потом заменил на самоконтрящиеся.
болты те что крепят трубы снизу пришлось чуть чуть подрезать, упирались в лонжерон.
Придвинул максимально к решетке
Пришло время крепления бампера, обрезал куски труб прям на длину швеллера приварил стандартные крепления срезаные с родных труб примерял бампер, разметил, в углах реза просверлил
примерка и подгонка
Блок управления перенес под капот в единственно свободное место.
Провода пришлось сделать новые от блока к лебедке, все без проблем есть в магазине электротоваров.
Вывод:
Ну вот в принципе и все, 2 дня дел куча инструмента. Полевых испытаний не было еще только они покажут жизнеспособность этой конструкции. Вся конструкция получилась разборной, варить передумал если срежет такие болты то и сварка не выдержит, болты из хорошей стали покупал по 25 руб кажется за штуку. На вид получилась легкая конструкция не громоздкая. Куда деть номер еще не решил закрепил пока хомутами на решетке радиатора закрывает блин пол радиатора, если греться не будет то может там и останется. Бампер выдвинулся вперед где то на 4 см без учета направляющих рокиков, их наверно со временем заменю на чугунный клюз, он более эстетичен.
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Установка лебедки в базу нивы — полный отчет — часть 1
Итак, хоть лебедка еще пока не протестирована (просто у нас сушь и нет грязи от слова вообще), все же напишу отчет об установке лебедки в базу нивы.
Ставил все самостоятельно, инфы порой не совсем хватало, потому думаю отчет будет полезен для тех, кто решил так же заморочиться как и я.
Итак. Почему все же в базу?
Мои доводы, как сосисочного джиппера:
1. Нет лишней нагрузки на морду
2. Минимальный передний свес
3. Можно лебедиться в обе стороны (через блок, естественно заднего сиденья быть не должно)
4. Лебедка всегда стоит в тепле и сухости
5. Возможно контролировать намотку троса
6. Возможно включать/отключать свободную размотку из салона
7. Сам факт наличия лебедки явно не заметен ни ГИБДД, ни пионерам
Для осуществления этих планов понадобиться:
1. Лебедка с синтетическим тросом
2. Кронштейн лебедки в салон
3. Два прото-клюза
4. Кабель КГ 1-35 (штатных в салон не хватит)
5. Размыкатель плюса.
6. Сварка-болгарка
— Дальше озадачился кронштейном лебедки. Пересмотрел в сети множество конструктивов, но в итоге нечаянно наткнулся на пост с дербаном нивы-попугай и купил уже готовый кронштейн в конструкции от S-labMotorsport
— Потом клюзы. Черт меня дернул их сделать самостоятельно))) Проще и быстрее было бы купить))) В итоге их производство заняло слишком много времени и это очень затормозило процесс установки.
— Кабель. Штатных кабелей в салон не хватит, да и сечения маловаты, потому было куплено 10 погонных метров кабеля КГ 1-35. Нормального кабеля по ГОСТ не нашел, взял по ТУ. По факту там слава богу, если есть хотя бы 30 квадратов из 35 заявленных.
Теперь по работам.
По задумке производителя кронштейн крепиться болтами М12 к лонжеронам пола. Для того, чтобы он надежно держался мне посоветовали или завтулить лонжероны, или изготовить на них накладки толщиной 1,5-2мм. Я в итоге решил сделать оба варианта.
Для того, чтобы не заморачиваться с изготовлением втулок, ярешил применить заводские, а именно распорнуе втулки задних амортизаторов. Они как раз под М12, длинна чуть больше высоты лонжерона.
Болты взял обычные в строймаге, гаки с пластиковым стопором.
Для начала примеряем кронштейн к полу. Размечаем отверстия
Когда отверстия размечены начинаем сверлить отверстия диаметром 20мм (равное внешнему диаметру втулки). Все работы производил «на земле», без подъемника. Потому обычными длинными сверлами пользоваться малореально. Спасает вот такое ступенчатое сверло.
Тут появился небольшой момент. Я очень боялся насверлить дырки неправильно. В итоге оказалось, что кроштейн разработан очень грамонтно и одно из отверстий с каждой стороны кронштейна уже совпадает с нижним сливным отверстием в лонжероне.
В итоге можно было разметить гораздо проще. Просверлить эти сливные отверстия в салон, прикрутить через них кронштейн болтами и заметить остальные 4 отверстия уже по месту. Но у меня получилось и так все замечательно.
Примеряем втулки
Они, как я уже писал раньше чуть длинее, потому укорачиваем их.
И ввариваем со стороны салона.
Как вы уже поняли по фото швов, сварщик я так себе, потому потолочные швы я варить не умею. Потому машину уронили на бок и обварили втулки снизу.
Дальше было решено изготовить накладки на лонжероны. В гараже не нашлось листа толщиной 2мм и я краснознаменно взял лист 5мм)))) Наложил его на лонжерон и разметил все по месту. Пилим, сверлим, красим в «спортивный» цвет)))) В итоге имеем:
Дальше нам понадобится изготовить крепление клюзов. Трос будет идти по салону в 32мм (по внешнему диаметру) пластиковой трубе.
В районе ручника должен быть установлен клюз и от него трос в трубе идет к переднему бамперу. Выходить из слона он будет под педалью газа. Передний клюз будет расположен на переднем бампере бампере.
Для реализации схемы нам понадобится изготовить два кронштейна для клюзов. Чтобы труба держалась хорошо, на кронштейны привариваем трубу с внутренним диаметром близким к 32-35мм. Выглядит это так:
Кронштейн клюза в салон:
Так же, для уменьшения переднего свеса я решил сдвинуть бампер к морде на 4см.
Для крепления переднего клюза делаем пластину 5мм, привариваем к ней как же направляющую металлическую трубу.
Привариваем в стык (с зазором) к уголку и кидаем по бокам косынки.
Так. На Д2 ограничение на количество фото. Продолжение в следующей части
Лада 4×4 3D 1994, двигатель бензиновый 1.7 л., 79 л. с., полный привод, механическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Лада 4×4 2121 Нива, 2017
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 2015
Комментарии 40
Хороший способ лебедиться в чистом поле. Мож кому пригодиться
Ужас какой. Они специально так мучаются или они реально рукожопы?
Обычного грузина за глаза. Только в ковровом болоте он не работает. И не надо городить кучу черенков с оттяжками)))
Этого «грузина» я несколько раз вытаскивал а машина даже не шевелилась при этом.
Лебёдка в базе в паре с этим смешным подрамником- нонсенс! Это как калоши со шпильками.:) Прочитал обоснование проекта и долго смеялся. Лебёдка в сухости? Да она говнища в салон натаскает столько, что внутри будет болото! В обе стороны на Ниве проще лебедиться двумя лебёдками, поставив назад самую мелкокалиберную хрень на штатный бампер. Передний свес у Нивы при нормальных колёсах такой, что между бампером и фартуком влезет любая 9000я лебёдка без вреда для углов въезда. Проверено на практике. И для этого существует вставка в бампер. Хочешь под 6000, хочешь под 12000 и ничего на передке не оторвётся ввиду близости балки. Просто нужно знать мат. часть и сопромат. 🙂
yadi.sk/d/lKjDlsKDxyuJVg
Смешно, даже комментировать не буду)))
Братан, я этих нив перестроил море. Что я с ними не делал только. В том числе и лебёдку в базу ставил в различных вариациях. Для спорта это решение запрещено. Но судя по фоткам, у тебя не спортивный болид, а сток. И ты заморочился вот всем этим ради того, чтобы лебёдку от ментов спрятать? :)))) А про узелки на тросу ты не слышал? » Большое количество узелков на тросу лебёдки говорит о наличии в экипаже как минимум одного идиота.» (с) Лёня Немодный:))) Трос имеет свойство рваться, особенно с узелками, путаться со всякой хренью, а труба забиваться говном, а зимой снегом. Так вот как ты будешь сидя по уши в говне протягивать трос по тоннелю, если он порвётся или придётся его отрезать? Можно было бы задней лебёдкой подтянуться на сухое и произвести ремонт, но у тебя нет второй рабочей лебёдки, а трос может быть покоцан на мелкие куски, если случилась борода! 🙂 Зимой в салоне трос будет всегда мокрый, а если на улице жёсткий минус, он просто в трубе сам себя приморозит уже через несколько минут. Это чисто кроулинговое решение для условий Аризоны! 🙂 Советую вот тут почитать обсуждение вопроса:
www.drive2.ru/c/496943522700591184/
Но я для себя давно уже сделал вывод, что оно того не стоит. Плюсов мало, гимора много.
Ну хотя бы по пунктам что ли отвечу))
1. «Для спорта это решение запрещено» — для какого спорта? Шахмат?))) ЧР, КР, RFC, Ладога видимо не являются спортом))
2. «А про узелки на тросу ты не слышал?» — узлами вяжут идиоты, при вот таком сплетений www.drive2.ru/b/519871363796697327/ нет никакой разницы в тоннеле идёт трос или просто намотан на барабане.
3. «Можно было бы задней лебёдкой подтянуться на сухое и произвести ремонт, но у тебя нет второй рабочей лебёдки, а трос может быть покоцан на мелкие куски!» — тупо выдерживаешь трос из трубы, кидаешь его через открытый багажник и лебедишься назад)))
4. «Зимой в салоне трос будет всегда мокрый» — а на улице он будет примерзший сам к себе в виде комка льда на барабане))))
5. «Советую вот тут почитать обсуждение вопроса» — а что там читать? Там обсуждается совершенно другое решение. И по мне очень бредовое. Со всеми комментами там согласен. Трубу говном забьет и все. Моя инсталляция к этой отношения не имеет абсолютно никакого)))
6. «Но я для себя давно уже сделал вывод» — вот и отлично! Но только не надо его навязывать ещё кому то. Я вот не пишу, что это единственное верный вариант установки. Как говориться, для всех фломастеры разные.
PS. Фото из предыдущего комментария вообще огонь))) Пишите ещё)))
Кстати про узлы. Клюзы для базы есть на 22 и 24. Спортсмены просят 24. Чтоб узел проходил. А узлы просто случайно возникают )))
Андрюш, он не вкуривает про узлы, оставь его. Пусть свои шишки набивает. Мы же, олдскульные старички, теперь не авторитет для молодёжи, а фантазёры. А они все ТРУ! :))))
Ну хотя бы по пунктам что ли отвечу))
1. «Для спорта это решение запрещено» — для какого спорта? Шахмат?))) ЧР, КР, RFC, Ладога видимо не являются спортом))
2. «А про узелки на тросу ты не слышал?» — узлами вяжут идиоты, при вот таком сплетений www.drive2.ru/b/519871363796697327/ нет никакой разницы в тоннеле идёт трос или просто намотан на барабане.
3. «Можно было бы задней лебёдкой подтянуться на сухое и произвести ремонт, но у тебя нет второй рабочей лебёдки, а трос может быть покоцан на мелкие куски!» — тупо выдерживаешь трос из трубы, кидаешь его через открытый багажник и лебедишься назад)))
4. «Зимой в салоне трос будет всегда мокрый» — а на улице он будет примерзший сам к себе в виде комка льда на барабане))))
5. «Советую вот тут почитать обсуждение вопроса» — а что там читать? Там обсуждается совершенно другое решение. И по мне очень бредовое. Со всеми комментами там согласен. Трубу говном забьет и все. Моя инсталляция к этой отношения не имеет абсолютно никакого)))
6. «Но я для себя давно уже сделал вывод» — вот и отлично! Но только не надо его навязывать ещё кому то. Я вот не пишу, что это единственное верный вариант установки. Как говориться, для всех фломастеры разные.
PS. Фото из предыдущего комментария вообще огонь))) Пишите ещё)))
Ну полтора года- это не срок. Всё ещё впереди. 🙂 Ты вот пишешь выдернул трос и кинул его назад…Нет троса! Ты его порезал на кусочки, чтобы размотать бороду, которая даже с лебёдкой в базе случается. И самый длинный кусок застрял в трубе. И что? 🙂 Чем сложнее проводка троса, тем больше проблем. Тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы это понять. У лебёдки в базе есть свои плюсы и минусы. И минусов, при нашей эксплуатации больше чем плюсов. Хочешь это проверять на своём личном опыте- велкам! Теперь про фантазии:
Без моей фантазии вы бы ездили на своих Нивах без подрамника, без СРПМа, без А-образника на 9-шной шаровой, без ступиц на 108-х подшипниках и ещё много без чего. И уж поверь мне, разработчику и испытателю всех этих девайсов в нечеловеческих условиях, что я то уж лучше тебя знаю, говно у тебя подрамник или нет, покоритель Ладоги 🙂 tracktourist.ru/podramnik…-s-traversoj-tretej-opor/
Про то, говно мой подрамник или нет, дискутируйте с его создателем. Ссылка на него есть в теме. Мне про это писать бессмысленно.
Скажу только, что данный кронштейн лебедки установлен на куче авто с Д2 и эксплуатируется без проблем.
И таки да, на «ты» мы не переходили.
Стоп-стоп))) мы что, подрамник РК обсуждаем? Его у меня вообще нет))) стояло жёлтое говно когда то, так я его выбросил к чертям)))
В моем понимании подрамник в Вашем сообщении = кронштейн лебедки в салон))) тот что на фото
А мы оказывается подрамник РК обсуждали)))
Ну вот, приехали…:) Как крепится лебёдка в салоне на самом деле пофиг. Все проблемы использования заключены в наличии рубашки, длинных проводов в салон, тащащийся с тросом грязи и слишком неудобным процессом лебежения назад. Если багажник забит шмурдяком, то придётся всё вынимать, чтобы перестроить схему. По этому машина для такой установки должна быть всегда пустой, не бояться набрать говна в салон, не бояться сгореть и выдрать заклинивший в тоннеле трос с мясом. Ты же не можешь его контролировать? Жмёшь себе на пульт, пока чё нить не хрустнет. Так? А происходит это мгновенно. Лебёдкой должен управлять и хорошо видеть что с ней происходит штурман, а не пилот! На то он и нужен. А в кабине кто за ней будет следить, если она сзади стоит? Пассажир чтоль? :))) Про перепады плюса и минуса уже говорил. Как только горячая машина встанет на несколько часов после активного говнолазания зимой на ночлег, всё, что было мокрое так прихватится, что оторвать это без отмораживания будет невозможно. Исходя из этого вся лебёдка и трос должны и остывать и нагреваться целиком. Снаружи на барабане трос хоть газовой горелкой аккуратно можно будет отогреть. В тоннеле — нереально! По этому две отдельных лебёдки предпочтительнее. Лучше с одинаковыми присоединительными размерами, чтобы можно было перетасовать. А все эти попытки решить вопрос на пол шишечки рано или поздно оканчивается какой-нить жопой. Лебёдка в базе рулит лишь для двух вещей: если она огромная и мощная- для развесовки и свеса. Но всё это только летом на денёк и только для болидов без салона. Как гражданский вариант для лёгкого туризма с пассажирами и шмурдяком- один большой гимор. Кстати «Санитарка Нюша», которая тебя так приколола- как раз один из таких чудных проектов. Совместить болид с развлекательной машинкой. Я лишь исправлял косяки автора. Но машинка оказалась весьма живучей.
www.niva4x4.ru/ph/zKXNnmAqTWqsztuDOKkXPQ
www.niva4x4.ru/ph/w_7qv1zwSuSjW82D8T_8AQ
s013.radikal.ru/i325/1106/f3/b823b680d192.jpg
s54.radikal.ru/i146/1106/cb/261792d4aa89.jpg
А про Нюшу — чистой воды обман)))
На первом фото она в бампере с адовым свесом, а на фото ниже уже на месте радиатора за решеткой)) к слову такой вариант установки мне тоже нравится.
У вас на ютубе есть видео как вы катаетесь по бездорожью России. А то через яндекс подтормаживают ваши видео. Одно видео посмотрел понрав илось
К сожалению на ютубе нет этих фильмов, т.к. они неформатные. Надо поискать, где то был целый список ссылок на яндекс-диск где их можно качнуть.
О, интересно как! Не заметил что-то раньше.