Как крепить домкрат в ниве
Лада 4×4 3D URBAN › Бортжурнал › домкрат — реставрация и модернизация
История про то как сданный на металлолом дедушка домкрат обрёл молодость и силу.
🙂
Началось всё с того, что у меня сорвало домкрат.
Благо под машиной уже стояла опора и когда я попытался ещё чуть чуть поднять машина свалилась на на неё.
Причины поломки домкрата две — это отсутствие резьбы на «верхнем» конце винта и пластиковая «гайка» которая дойдя до этого участка потеряла резьбу и сорвалась.
На фото вынутая «гайка» и ошмётки сорванной резьбы.
Купил по быстрому новый домкрат, а сам звоню знакомому токарю и спрашиваю, есть ли техническая возможность выточить металлическую гайку.
А он мне и говорит, приезжай мол, у меня тут парочка старых домкратов валяется с металлическими гайками, откопал на металлоприёмке.
Ниже несколько сравнительных фото.
По внешнему виду почти одинаковые, по весу тоже.
Ручки немного разные.
Подошва у старого чуть шире.
Палец у старого имеет более выгодную геометрию которая меньше способствует застреванию в грязном отверстии опоры машины.
Винт на старом нарезан до конца, на новом по заподлянски не дорезали, потому гайка и не выдержала.
У старого домкрата была одна проблема, обломана шестерёнка на винте.
Он обломалась при попытке её открутить, хвостовую часть так и не удалось сдёрнуть с винта.
Благо резьба живая осталась.
Ладно, чиним…
Дремелем в резьбе винта сделал пропил, по которому потом пошло сверло.
Сверлить с одетой шестернёй нельзя, так как метал у шестерни мягче и сверло уползёт в неё.
Накрутил шестерню используя красный фиксатор резьбы.
Потом сверлом сделал отверстие на границе резьб винта и шестерни и в это отверстие забил штифт, в моём случае болт.
Лишнее потом отпилил.
Далее приварил вот что…
Палец, крючок, стояк… ну яж говорил вначале, что домкрат обретёт былую силу.
Для чего… будет сказано чуть ниже.
🙂
Чистим, цинкуем, красим…
В замен утерянного упора для пальца делаем из резинки вот такую штуку.
Крышку редуктора пришлось взять со сломанного нового домкрата, но вылез косяк, радиус закругления у старого меньше.
Гнём немного внутрь края, примерно так.
После чего крышка садится уверенно.
Получаем вот такого красавца.
Теперь самое главное, для чего на фото рядом с домкратом лежит резиновый бублик и ремень.
А вот для чего…
Получаем из домкрата мини хай-джек, на фото ниже всё понятно.
Резиновый бублик выступает в качестве предохраняющего упора.
В транспортировочном варианте он может пригодится вот в таком качестве.
У многих может возникнуть вопрос, а если колесо не так стоит, и внизу только одна спица.
Не проблема, вяжем как душе угодно.
Как крепить домкрат в ниве
Статья опубликована в апрельском номере журнала «Полный Привод 4х4» 4/2005 под названием «Игры разума». Публикуется с согласия автора и редакции.
Реечный домкрат Hi-Lift Jack относится к разряду культовых предметов в среде поклонников off-road и полного привода и не нуждается в особом представлении. Все его достоинства хорошо известны, а наличие в багажнике автомобиля при выезде на природу вселяет надежду в душу владельца авто на благополучный исход мероприятия. О разных вариантах применения этого универсального инструмента было много написано, повторяться не стоит. Хочется рассказать о собственном опыте применительно к российскому автомобилю Нива.
Хранение HJ в НИВЕ
Итак, домкрат Hi-Lift HL-484 уверенно прописался в багажнике Нивы-21213. Такой домкрат имеет рейку длиной 118 см и весит 12.4 кг. Если у домкрата открутить верхнюю петлю или просто повернуть ее вниз вдоль рейки, то он прекрасно помещается в багажнике Нивы. Первое время домкрат хранился на полу багажника вдоль порога задней двери и достаточно часто извлекался на белый свет. После периода активных испытаний наступило время относительного затишья и стало заметно, что он занимает довольно много места в небольшом «городском джипе». При близком знакомстве с устройством домкрата оказалось, что он без проблем разбирается на составные части. Для этого надо вынуть шпильки фиксирующие ручку и основание, открутить верхнюю петлю и снять подъемную машинку с рейки.
Рейка домкрата и ручка, лежат на полу багажника у проема задней двери, практически не выступая над порогом:
Поверх инструментов укладывается туристический коврик:
По ходу дела обнаружился еще один положительный эффект: подъемная машинка, завернутая в полиэтиленовый пакет и убранная в угол, не собирает мусор из багажника на подпружиненные пальцы, покрытые смазкой и не требует чистки и смазки перед использованием, что иногда бывало, когда домкрат хранился в собранном виде на полу.
Сборка Hi-Lift Jack’а, а именно: пристегнуть основание, надеть подъемную машинку на рейку и вставить ручку, занимает от силы 5 минут, и домкрат готов к работе. При сборке необходимо обратить внимание на положение рейки домкрата: конец рейки с «пропущенной дыркой» должен быть сверху – это защита от переподъёма груза!
Основание фиксируется на рейке штатной шпилькой или куском проволоки.
HJ как замена лебедки
Известно, что Hi-Lift Jack можно использовать в качестве лебедки, и в продаже есть специальные наборы для этого от производителя домкрата фирмы Bloomfield Manufacturing Co, Inc. Но вот цена…. Да и входят в этот набор только две короткие цепи, которыми необходимо перехватывать за тяговую цепь по мере вытягивания авто, а сама тяговая цепь в набор не входит, то есть её надо докупать дополнительно…
А можно ли сделать работоспособный аналогичный комплект, не приобретая фирменный комплект «Off-Road Kit»?
Самый главный элемент комплекта – тяговая цепь.
Хочется сразу отметить тот факт, что огромное количество цепей, которые можно найти на строительных рынках и в магазинах, не рассчитаны для работы с большими нагрузками. Например, характеристики оцинкованных цепей импортного производства общехозяйственного назначения, которые можно встретить на любом строительном рынке (выдержка из таблицы):
Рабочая нагрузка, Т
Разрывная нагрузка, Т
Вес 1 пог. м цепи, кГ
ОБРАЩАЮ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ: домкрат может развить усилие, превышающее разрывную нагрузку указанных цепей!
Поиск необходимых материалов и комплектующих привел на производственные фирмы, профессионально занимающиеся грузоподъемным оборудованием и материалами для такелажных работ.
Для использования в качестве тяговой цепи лучше всего подходит «Цепь высокопрочная (Класс 8)».
Цепи высокопрочные (Класс 8), используются для изготовления цепных стропов и применяются в цепных талях в качестве тяговых и имеют следующие характеристики (выдержка из таблицы):
Рабочая нагрузка, Т
Разрывная нагрузка, Т
Вес 1 пог. м цепи, кг
* где 6 – диаметр проволоки звена, мм, а 19 – шаг цепи, мм.
Обращаю внимание, что запас прочности для данной категории цепей принят равным 4, как и для других элементов грузоподъемного оборудования, таких как крюки, соединители для цепей, такелажные скобы и т. д.
Цепи класса 8 обязательно маркируются на звеньях:
Цепи высокопрочные бывают «черными» (без покрытия) и «белыми» (с гальваническим покрытием). Ценой и функционально они не отличаются, но цепи без покрытия начинают ржаветь после первого применения.
Для соединения цепи с домкратом используем «укоротители для цепи» соответствующего размера. Укоротители крепятся к рейке домкрата и к клюву подъемной машинки при помощи такелажных скоб (шаклов):
Укоротители позволяют закрепиться за любое звено тяговой цепи, что позволяет выбрать слабину на цепи:
На конце цепи, для крепления к машине или к опоре необходимо закрепить крюк или такелажную скобу:
Крюк может быть специальный «цепной» с вилочным соединением или обычный крюк и соединитель для цепи:
На другом конце цепи закреплен соединитель для цепи и такелажная скоба (шакл):
На крюках, скобах, соединителях для цепи и всех других элементах профессионального грузоподъемного такелажа указывается рабочая нагрузка:
Запас прочности для таких элементов обычно не менее 4-х.
Если на крюках, скобах и пр. отсутствуют данные производителя о допустимой нагрузке – делайте выводы сами.
Исходя из того, что в паспорте на Hi-Lift Jack указана рабочая нагрузка 2114 кГ (тестовая 3175 кГ), выбираем подходящую цепь и соответствующие ей такелажные элементы.
Для Нивы я выбрал цепь 6 х 19 (с разрывным усилием 4.48 Т).
Для другой машины и более экстремальных условий применения наверно будет оправдано приобретение более мощной цепи и соответствующих ей по размерам и грузоподъемности такелажных элементов.
Итак, имеем для варианта с крюком и 5-ти метровой цепью:
5 метров цепи NK6 (6 х 19 кл. 8)
2 укоротителя LUK6
3 скобы омегаобразные г/п 1 Т
крюк чалочный г/п 1,0 Т
соединитель для цепи
Цены на декабрь 2004 года.
Вес комплекта 5.1 кГ. Объем, занимаемый комплектом, можно примерно оценить по следующей фотографии:
Для удобства в работе с Hi-Lift Jack’ом в качестве лебедки можно порекомендовать использовать две цепи. Одна используется для крепления вершины домкрата к опоре и вторая – от клюва подъемной машинки домкрата до автомобиля. Обе цепи можно укорачивать до необходимой длины и легко подобрать удобную позицию для работы. Для крепления цепи к вершине домкрата можно использовать укоротитель и шакл, или крепить цепь, пропуская её через отверстие в верхней петле.
Из отрицательных моментов можно отметить, что вес и цена комплекта при использовании двух цепей также удваиваются.
При использовании домкрата в качестве лебедки с использованием цепи надо быть готовым к тому, что каждый раз, при ее укорачивании, 15-20 см хода домкрата будет теряться на холостой ход, и эффективное вытягивание будет составлять 60-70 см для домкрата с рейкой 48”.
Пробное затягивание Нивы на откос (последовательность: слева направо, сверху вниз):
1. Машину можно вытащить на откос с применением домкрата, на который она въехать не может или не хочет.
2. Процесс это не быстрый. Протягивание машины на длину одной цепи
5/0 метра заняло около 1,5 часов и 7 или 8 укорачивания цепи.
3. Применение страховочного каната ОБЯЗАТЕЛЬНО.
HJ тянем столб из земли 1-3.jpg
HJ и якорь для лебедки
Прошлой зимой снега в Подмосковье было немало и довелось мне посадить на мосты Ниву в заснеженном поле по дороге с дачи, куда я ездил проведать хозяйство. Как водиться, на обратном пути решил «срезать угол» и проехать напрямую через поле по полузаметенной колее. Кто же знал, что такие славные накатанные колеи оказались следами от снегоходов, которые в открытом поле разошлись в разные стороны. В общем, сели. Хорошо, что в 45-50 метрах в поле оказался бетонный столб, причем в нужном направлении. Размотать ручную лебедку, зацепиться и вытащить машину заняло полчаса в общей сложности. Все благополучно завершилось, и мы снова обрели способность к самостоятельному передвижению. Но это при наличии столба. А что делать, если сядешь в чистом поле, да еще зимой. Ведь запаску, как якорь, в мерзлую землю не закопать, трос от лебедки цеплять не за что? Остается только копать и домкратить, домкратить и копать.… А ведь иногда достаточно лебедкой помочь чуть-чуть.
В книжках я встречал совет по изготовлению якоря для лебедки с использованием металлической полосы с отверстиями и длинных «гвоздей», которыми эта полоса прибивается к земле. Такой якорь иногда называют «немецким якорем». Рейка у Hi-Lift Jack’а представляет собой готовую планку с отверстиями, вопрос только в гвоздях. Чего нельзя купить – то можно сделать самому или найти место, где это могут изготовить. Я выбрал первый вариант. Дольше всего искал подходящий материал – стальной легированный пруток, который пружинит, но не гнется. Материал оказался разного диаметра и уже нарезанный по длине, поэтому гвозди получились длинной 60-80 см и диаметром 8 и 10 мм. Всего изготовлено 10 гвоздей. С одной стороны электросваркой приварены гайки:
Другой конец заострен. Зимы мы решили не ждать и провести опробование якоря, как только он был изготовлен. Натурные испытания, произведенные в поле, показали что, якорь, прибитый 6-ю гвоздями к земле на участке, покрытом дерном, вполне справляется с нагрузкой создаваемой ручной лебедкой грузоподъемностью 1 тонна, при затягивании Нивы на откос. Наверное, зимой в мерзлый грунт гвозди забить будет труднее, но и держать нагрузку они должны надежней. Зима придет – испытаем. Извлечение «гвоздей» из грунта не вызывает проблем. Для этого на торце ручки Hi-Lift Jack’а с помощью УШМ (угловая шлифовальная машина, в народе «болгарка») прорезан треугольный паз как у гвоздодера.
Дополнив наш арсенал какой-нибудь опорой, например кирпичом или бревном, используем ручку как рычаг и, зацепив «гвоздь» за «шляпку» вытягиваем из земли.
Хранятся «гвозди» в багажнике вместе с рейкой и ручкой Hi-Lift Jack’а возле проема задней двери (Фото см. в параграфе Хранение HJ в Ниве).
Вся конструкция стягивается резьбовой шпилькой М16 с гайками сквозь перекладину и отверстия в стойках:
Отверстия в рейке домкрата не круглые, поэтому на шпильке в местах сопряжения с рейкой сняты фаски:
Самый длинный груз, который мне довелось везти на этой конструкции – доски длиной 6.6 метра.
Приспособление для подъема Нивы за диск колеса
Следуя изменениям в мире автомобилей 4х4, связанные с нашествием вседорожников с пластиковыми бамперами за которые невозможно зацепиться домкратом, производитель домкратов Hi-Lift Jack фирма Bloomfield Manufacturing Co, Inc. (www.hi-lift.com) выпустила на рынок новый продукт Lift-Mate LM-100 – приспособление для подъема автомобиля с креплением за диск колеса.
От нее же использовал и короткий кусок ленты, который закреплен на лебедке стяжки. Для снятия этого куска с лентой достаточно открутить болт, которым он закреплен. Таким образом, имеем кусок ленты длинной 30 см с петлями на концах и с крючком с одной стороны:
Второй крючок снимаем с длинной ленты стяжки и одеваем на свободную петлю. В результате имеем ленту с крючками на концах. Для крепления ленты к клюву подъемной машинки использовал широкую омега-образную скобу от буксирного троса:
Испытания проводил на той же Ниве-21213, т. к. Шеви-Нива пока только в планах, как на литых, так и на штатных дисках. Результат на фото:
Дополнение к этому параграфу от 27.06.07, автор Pilot:
Вот пришла идея использовать ненужные крюки + порванный на покатушках трос. Подгонял длину по месту, по колесу. Прошил все толстыми нитками. Получилась вот такая вещь:
Только надо постараться закреплять так, чтобы клюв джека не упирался в резину.
Классическую Ниву можно поднимать Hi-Lift Jack’ом прямо за родные бампера. Бампер выдерживает такую нагрузку, но при этом деформируется нижняя кромка профиля, выполненного из легкого сплава. Если это не критично для пользователя, то появляется еще одно преимущество у такого способа: клюв подъемной машинки не скользит по мягкому профилю и домкрат лучше фиксируется. Домкрат лучше устанавливать под бампер в тех местах, где он крепится к трубам.
Если на машине установлена передняя защита (дуга), можно поднимать за нее, только предварительно надо посмотреть, из чего эта защита выполнена и каким образом закреплена к машине. Крепление должно быть надежным и выдерживать вес автомобиля. Сзади можно поднимать за кронштейн тягово-сцепного устройства.
При попытке поднять машину сбоку, надо быть готовым к тому, что зацепиться домкратом не за что, пороги из тонкого металла на это не рассчитаны. Вариант с подкладыванием доски на клюв домкрата отметаем, по причине крайней неустойчивости и непредсказуемости получаемой конструкции и опасности повредить автомобиль и себя любимого. Напрашивается желание поставить на машину пороги из труб, которые можно купить почти в любом магазине, и на них иногда даже приварены гнезда под штатный домкрат. Выглядят они солидно, но, к сожалению, испытания показывают, что порожки эти чистая декорация, веса Нивы не выдерживают и гнуться при первой же попытке подъема. Ситуацию можно поправить, если с помощью сварки усилить места крепления «порожков», добавив еще одну тягу под гнездом домкрата.
Теперь машину можно Hi-Lift Jack’ом поднимать с любой стороны.
Подъем на скользком основании
Прошлой зимой при попытке поднять машину Hi-Lift Jack’ом на обледенелой дороге столкнулся с тем, что основание домкрата стремилось «уехать» в сторону и вся конструкция была крайне неустойчивой. В конференции на www.auto.ru увидел полезный совет на эту тему. В основании домкрата есть три отверстия диаметром 14 мм и если вставить в них три коротких болта М12 с гайками, то основание на скользкой поверхности будет стоять гораздо уверенней:
Втулка установлена на «холодной сварке» в торец ручки Hi-Lift Jack’а:
Теперь одна ручка используется и для домкрата и для лебедки.
Ручка как подпорка
И последнее, самое востребованное использование ручки от Hi-Lift Jack’а в Ниве – поддержание полки багажника в открытом положении:
Полка багажника в поднятом положении ничем не фиксируется, и использовать ручку как подпорку оказалось вполне удобно, благо, что она всегда под рукой.
- Рецепт бутерброда с помидором
- Кот с мышью во сне