Как менять помпу на ниве 21214
Снятие крышки насоса охлаждающей жидкости, либо замена насоса охлаждающей жидкости в сборе (инж.)
Сливаем охлаждающую жидкость. (см. тут)
Снимаем приводной ремень (см. тут)
Головкой «на 13» ослабляем затяжку трех болтов крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.
Шкив от проворачивания удерживаем шлицевой отверткой, поочередно вставляя ее враспор между головкой каждого болта крепления и буртиком ступицы шкива.
Отвернув болты крепления.
. снимаем шкив с насоса.
Отворачиваем регулировочную гайку до конца и вынимаем болт.
Головкой «на 17» отворачиваем гайку крепления натяжной планки.
Снимаем натяжную планку.
Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки насоса охлаждающей жидкости.
Снимаем крышку насоса в сборе с крыльчаткой и подшипником.
Стык крышки и корпуса насоса охлаждающей жидкости уплотнен прокладкой.
Примечание
На новых Нивах устанавливаются современные прокладки и сальники которые исключают такой дефект как «течь водяного насоса»
Установка крышки насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.
Для снятия насоса охлаждающей жидкости в сборе.
. отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга к корпусу насоса.
. и снимаем шланг с патрубка корпуса.
Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем два болта нижнего
крепления корпуса насоса к блоку цилиндров.
. и один болт верхнего крепления.
Снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе.
Стык корпуса насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров уплотнен прокладкой.
Установку насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.
Видео
Когда и как нужно менять помпу на ВАЗ 2121 «Нива»
Для циркуляции жидкости в системе охлаждения используется помпа. Несмотря на высокую надёжность узла, деталь может выйти из строя. Водяной насос ремонту не подлежит и меняется в сборе. Для этого необязательно быть автомехаником и иметь большой набор инструментов.
Для чего нужна помпа в автомобиле
Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и охлаждающей жидкости. Одной из основных деталей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего отводится тепло от головки блока цилиндров и самого блока цилиндров. Больше никаких функций на помпу не возлагается, но от неё напрямую зависит работоспособность мотора. В случае выхода из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.
Наиболее распространены помпы центробежного типа, что обусловлено конструктивными особенностями. В движение деталь приводится от коленчатого вала двигателя посредством ремня. По системе охлаждения жидкость циркулирует за счёт крыльчатки, которая располагается в крышке насоса.
Основная часть помпы расположена с внешней стороны двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса довольно проста: с помощью ремня деталь от коленвала получает вращение, приводя в движение зубчатое колесо либо шкив, жёстко закреплённый на оси. С противоположной стороны оси устанавливается крыльчатка, которая тоже начинает вращаться. Она находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работающем двигателе создаётся центробежная сила, которая заставляет двигаться жидкость по системе.
Помпа для автомобиля необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения мотора и предотвращения его быстрого перегрева
Когда необходима замена помпы
Несмотря на простоту конструкции водяного насоса и высокую надёжность, узел находится постоянно в работе и с ним могут возникнуть неисправности, о которых лучше знать заранее. Слабыми местами в рассматриваемом элементе являются сальник и подшипник. При износе подшипника появляется люфт, шум, что выводит сальник из строя.
Существует ряд признаков, которые свидетельствуют об износе помпы и необходимости её замены:
Перечисленные признаки указывают на износ подшипника и сальника. Есть и другие менее распространённые причины выхода из строя водяного насоса. К таковым можно отнести: повреждение крыльчатки, появление трещин на корпусе детали, износ шкива либо зубчатого колеса.
Стоит отметить, что помпа не подлежит ремонту, а меняется в сборе, поскольку конструкция является неразборной: все её элементы запрессовываются в корпус. В обязательном порядке при замене водяного насоса меняется и прокладка.
Основными причинами замены помпы являются течь, шум подшипника и люфт
Замена помпы на «Ниве»
На автомобиле ВАЗ 2121 насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны и его демонтаж не вызывает каких-либо сложностей даже у новичков.
Помпа на «Ниве» располагается в передней части двигателя с правой стороны
Инструменты для замены
Чтобы произвести замену помпы, понадобится следующий перечень инструментов:
В процессе демонтажа может потребоваться другой инструмент, например, молоток, отвёртка, что зависит от сложившейся ситуации.
Для демонтажа помпы потребуется перечень инструментов, который будет зависеть от того, снимается только помпа или насос вместе с корпусом
Слив охлаждающей жидкости и замена насоса
Прежде чем приступить к работе потребуется слить жидкость (воду, тосол) с системы охлаждения двигателя. Для этого нужно подставить подходящую ёмкость с левой стороны двигателя и, отвернув ключом болт на 13 приложить трубку к сливному отверстию и снять пробку с горловины радиатора. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу помпы.
Чтобы снять вентилятор, потребуется головкой на 13 открутить три болта крепления крыльчатки и шкива насоса охлаждающей жидкости
Для доступа к помпе необходимо снять натяжную планку генератора при помощи головки на 17
С помощью головки на 13 необходимо отвернуть четыре гайки крепления помпы
После откручивания гаек вынимаем помпу из корпуса, не забывая снять прокладку
Бывают ситуации, когда помпу приходится менять вместе с корпусом. В этом случае потребуется открутить две гайки на 10 крепления трубки подвода жидкости к помпе накидным ключом либо трещоткой.
В некоторых случаях приходится производить замену помпы вместе с корпусом, что связано с невозможностью её ремонта
После чего трубка аккуратно отводится назад. Далее, отворачиваются три болта на 13: один сверху и два снизу. Крестообразной отвёрткой ослабляется хомут патрубка, идущий от термостата к помпе, после чего он сдёргивается. Далее, насос вместе с корпусом демонтируется с двигателя.
После замены детали не забываем залить жидкость в систему охлаждения до необходимого уровня. В систему охлаждения автомобиля «Нива» совместно с системой отопления салона заливается 10,7 л. охлаждающей жидкости.
Видео: замена помпы на «Ниве»
Замена помпы на «Ниве» 21213 своими руками
Каких-либо принципиальных отличий в замене насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 21213 по сравнению с ВАЗ 2121 нет. Разница заключается в том, что на более современных автомобилях вентилятор закрывается специальным защитным кожухом. Для его демонтажа понадобится накидной ключ и головка на 10. Ключом отворачиваются две гайки, которые соединяют части кожуха, после чего нижний кожух снимается. Верхняя часть кожуха крепится болтом под головку на 10.
Установка производится в обратной последовательности. Единственное на что следует обратить внимание, так это на верхний кожух, на котором есть паз: его необходимо надеть на выступ кронштейна. На современных «Нивах», а именно на ВАЗ 21214, принудительный вентилятор охлаждения отсутствует: его сменили электровентиляторы, расположенные спереди радиатора охлаждения и управляемые посредством реле. Замена помпы производится аналогичным образом.
На ВАЗ 21213 для снятие вентилятора потребуется демонтировать кожух вентилятора
Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»
Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.
Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.
Хоть классическая помпа и подходит на инжекторную «Ниву», деталь может попросту не справиться с высокой температурой и её замена потребуется раньше. Существуют следующие разновидности детали:
Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.
Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна
Как поставить вентилятор на помпу ВАЗ 21214
Некоторые владельцы ВАЗ 21214 сталкиваются с ситуацией, когда штатные электрические вентиляторы системы охлаждения радиатора не справляются со своей задачей. Обычно проблема проявляется в летний период в городских пробках. В этом случае приходится задумываться об установке вентилятора на помпу, как на ВАЗ 2121, но при этом просто взять и поставить не получится. Дело в том, что пропеллер задевает шкив гидроусилителя руля. Проблема решается путём установки проставки в виде шайб между вентилятором и шкивом помпы.
Чтобы лопасти вентилятора не цеплялись за гидроусилитель, их можно немного сточить либо установить проставки в виде шайб
Некоторые автомобилисты прибегают к более кардинальным мерам, стачивая край лопасти пропеллера на 2–3 мм при помощи напильника.
Для установки вентилятора на помпу Ваз 21214 необходимо немного сточить лопасти, чтобы они не цеплялись за гидроусилитель
В результате описанных доработок двигатель прогревается практически так же, как и с электрическими вентиляторами, но при достижении температуры в +80˚С, дальше она поднимается очень медленно.
После некоторых доработок вентилятор принудительного охлаждения радиатора занимает свое место и его работа не вызывает нареканий
Произвести замену водяного насоса сможет даже начинающий автолюбитель. Главное, не торопиться и выполнить процесс в описанной последовательности, не забывая заменить прокладку и залить по окончании работ охлаждающую жидкость до требуемого уровня.
Лада 4×4 3D Нива › Бортжурнал › Замены помпы
После замены шкива помпы, мне не давало покоя, что новый шкив работает «восьмёркой». В этих наших интернетах пишут, что это может быть одной из причин поломки шкива. Не откладывая это дело в долгий ящик я купил ещё один шкив. Но когда я его поставил, оказалось, что и он работает «восьмёркой». Кроме того, на помпе был небольшой люфт, так что решил её заменить.
Из всех вариантов, которые существуют на рынке, хвалят два варианта: ТЗА (Тольяттинский завод автоагрегатов) и HEPU P620. Я решил поддержать отечественного производителя, но тут есть небольшой, но важный нюанс. У ТЗА есть два варианта помпы: для Шнивы (арт.: 2123-1307011-75) и «классическая», для ВАЗ 2101, 2103, 2104i, 21067i, 2105, 2106, 2107 и 21214 (арт.: 2107-1307011-75). Внешне они абсолютно одинаковые: корпус, крыльчатка, посадочное место шкива… Единственное внешнее отличие — отсутствие шпильки крепления кронштейна генератора в варианте для Шнивы. При этом Шнивовская на 100 рублей дороже. Разница в подшипниках: в «классической» помпе устанавливаются два шариковых подшипника, а для Шнивы шариковый и роликовый. Связано это с тем, что у Шнивы применяется широкий поликлиновый приводной ремень, соответственно нагрузка на фланец помпы больше и требуется более выносливый подшипник.
Закупив всё необходимое, поехал к другу в гаражи и приступил к замене…
Пару раз прерывался на дождь 🙂
Помимо люфта Лузаровской помпы оказалось, что она ещё и подтекала. К слову, вместо гарантированных 125000 км она прошла всего 10000 км (запись о замене здесь).
Немного негатива в адрес автомагазина РУСЬ. Вчера приехал к ним в магазин на Ярославке — купить антифриз и ремень ГУРа. Вместо нужного ремня подсунули ремень генератора (именно подсунули: магазин сейчас работает только на вынос, заказ через менеджера по телефону, товар вынесли в пакете). Причем при общении с менеджером он несколько раз уточнил, что для ГУРа… Но ок, сам дурак — не перепроверил. Благо, этот ремень стоит первым и меняется легко.
Но дальше — веселее. Ещё когда нёс пакет с канистрой антифриза и ремнём, обратил внимание, на капли антифриза на пакете, но не придал этому значения. В итоге, в канистре оказалось примерно на литр антифриза меньше. Но самое неприятное — эта канистра была вскрыта до меня: отсутствовала защитная фольга и картонная прокладка на крышке. Понял я это уже после того, как залил эту канистру и начал открывать следующую (уже с фольгой и прокладкой)…
Как поменять помпу на ниве 21214 видео
Для циркуляции жидкости в системе охлаждения используется помпа. Несмотря на высокую надёжность узла, деталь может выйти из строя. Водяной насос ремонту не подлежит и меняется в сборе. Для этого необязательно быть автомехаником и иметь большой набор инструментов.
Для чего нужна помпа в автомобиле
Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и охлаждающей жидкости. Одной из основных деталей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего отводится тепло от головки блока цилиндров и самого блока цилиндров. Больше никаких функций на помпу не возлагается, но от неё напрямую зависит работоспособность мотора. В случае выхода из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.
Наиболее распространены помпы центробежного типа, что обусловлено конструктивными особенностями. В движение деталь приводится от коленчатого вала двигателя посредством ремня. По системе охлаждения жидкость циркулирует за счёт крыльчатки, которая располагается в крышке насоса.
Основная часть помпы расположена с внешней стороны двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса довольно проста: с помощью ремня деталь от коленвала получает вращение, приводя в движение зубчатое колесо либо шкив, жёстко закреплённый на оси. С противоположной стороны оси устанавливается крыльчатка, которая тоже начинает вращаться. Она находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работающем двигателе создаётся центробежная сила, которая заставляет двигаться жидкость по системе.
Помпа для автомобиля необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения мотора и предотвращения его быстрого перегрева
Когда необходима замена помпы
Несмотря на простоту конструкции водяного насоса и высокую надёжность, узел находится постоянно в работе и с ним могут возникнуть неисправности, о которых лучше знать заранее. Слабыми местами в рассматриваемом элементе являются сальник и подшипник. При износе подшипника появляется люфт, шум, что выводит сальник из строя.
Существует ряд признаков, которые свидетельствуют об износе помпы и необходимости её замены:
Перечисленные признаки указывают на износ подшипника и сальника. Есть и другие менее распространённые причины выхода из строя водяного насоса. К таковым можно отнести: повреждение крыльчатки, появление трещин на корпусе детали, износ шкива либо зубчатого колеса.
Стоит отметить, что помпа не подлежит ремонту, а меняется в сборе, поскольку конструкция является неразборной: все её элементы запрессовываются в корпус. В обязательном порядке при замене водяного насоса меняется и прокладка.
Основными причинами замены помпы являются течь, шум подшипника и люфт
Замена помпы на «Ниве»
На автомобиле ВАЗ 2121 насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны и его демонтаж не вызывает каких-либо сложностей даже у новичков.
Помпа на «Ниве» располагается в передней части двигателя с правой стороны
Инструменты для замены
Чтобы произвести замену помпы, понадобится следующий перечень инструментов:
В процессе демонтажа может потребоваться другой инструмент, например, молоток, отвёртка, что зависит от сложившейся ситуации.
Для демонтажа помпы потребуется перечень инструментов, который будет зависеть от того, снимается только помпа или насос вместе с корпусом
Слив охлаждающей жидкости и замена насоса
Прежде чем приступить к работе потребуется слить жидкость (воду, тосол) с системы охлаждения двигателя. Для этого нужно подставить подходящую ёмкость с левой стороны двигателя и, отвернув ключом болт на 13 приложить трубку к сливному отверстию и снять пробку с горловины радиатора. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу помпы.
С помощью ключа или головки на 13 откручиваем три болта вентилятора. Они же являются креплением шкива насоса.
Для доступа к помпе необходимо снять натяжную планку генератора при помощи головки на 17
Головкой на 13 откручиваем четыре болта крепления водяного насоса.
С помощью головки на 13 необходимо отвернуть четыре гайки крепления помпы
Извлекаем помпу из корпуса.
После откручивания гаек вынимаем помпу из корпуса, не забывая снять прокладку
Устанавливаем новую деталь в обратной последовательности, не забывая об уплотнении стыка корпуса и насоса при помощи прокладки.
Бывают ситуации, когда помпу приходится менять вместе с корпусом. В этом случае потребуется открутить две гайки на 10 крепления трубки подвода жидкости к помпе накидным ключом либо трещоткой.
В некоторых случаях приходится производить замену помпы вместе с корпусом, что связано с невозможностью её ремонта
После чего трубка аккуратно отводится назад. Далее, отворачиваются три болта на 13: один сверху и два снизу. Крестообразной отвёрткой ослабляется хомут патрубка, идущий от термостата к помпе, после чего он сдёргивается. Далее, насос вместе с корпусом демонтируется с двигателя.
После замены детали не забываем залить жидкость в систему охлаждения до необходимого уровня. В систему охлаждения автомобиля «Нива» совместно с системой отопления салона заливается 10,7 л. охлаждающей жидкости.
Видео: замена помпы на «Ниве»
Замена помпы на «Ниве» 21213 своими руками
Каких-либо принципиальных отличий в замене насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 21213 по сравнению с ВАЗ 2121 нет. Разница заключается в том, что на более современных автомобилях вентилятор закрывается специальным защитным кожухом. Для его демонтажа понадобится накидной ключ и головка на 10. Ключом отворачиваются две гайки, которые соединяют части кожуха, после чего нижний кожух снимается. Верхняя часть кожуха крепится болтом под головку на 10.
Установка производится в обратной последовательности. Единственное на что следует обратить внимание, так это на верхний кожух, на котором есть паз: его необходимо надеть на выступ кронштейна. На современных «Нивах», а именно на ВАЗ 21214, принудительный вентилятор охлаждения отсутствует: его сменили электровентиляторы, расположенные спереди радиатора охлаждения и управляемые посредством реле. Замена помпы производится аналогичным образом.
На ВАЗ 21213 для снятие вентилятора потребуется демонтировать кожух вентилятора
Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»
Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.
Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.
Хоть классическая помпа и подходит на инжекторную «Ниву», деталь может попросту не справиться с высокой температурой и её замена потребуется раньше. Существуют следующие разновидности детали:
Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.
Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна
Как поставить вентилятор на помпу ВАЗ 21214
Некоторые владельцы ВАЗ 21214 сталкиваются с ситуацией, когда штатные электрические вентиляторы системы охлаждения радиатора не справляются со своей задачей. Обычно проблема проявляется в летний период в городских пробках. В этом случае приходится задумываться об установке вентилятора на помпу, как на ВАЗ 2121, но при этом просто взять и поставить не получится. Дело в том, что пропеллер задевает шкив гидроусилителя руля. Проблема решается путём установки проставки в виде шайб между вентилятором и шкивом помпы.
Чтобы лопасти вентилятора не цеплялись за гидроусилитель, их можно немного сточить либо установить проставки в виде шайб
Некоторые автомобилисты прибегают к более кардинальным мерам, стачивая край лопасти пропеллера на 2–3 мм при помощи напильника.
Для установки вентилятора на помпу Ваз 21214 необходимо немного сточить лопасти, чтобы они не цеплялись за гидроусилитель
В результате описанных доработок двигатель прогревается практически так же, как и с электрическими вентиляторами, но при достижении температуры в +80?С, дальше она поднимается очень медленно.
После некоторых доработок вентилятор принудительного охлаждения радиатора занимает свое место и его работа не вызывает нареканий
Произвести замену водяного насоса сможет даже начинающий автолюбитель. Главное, не торопиться и выполнить процесс в описанной последовательности, не забывая заменить прокладку и залить по окончании работ охлаждающую жидкость до требуемого уровня.
ВАЗ 2121 – довольно интересная машина, которая может преподнести Вам сюрприз прямо в дороге. Совсем недавно я столкнулся с такой поломкой, как неисправность помпы, которая спровоцировала мне перегрев мотора. Стоит отметить, что если помпа не циркулирует тосол или антифриз по системе, двигатель сильно перегревается и может дойти до самых серьезных последствий, а это дорогостоящий ремонт двигателя. Затягивать с заменой помпы на Ниве не рекомендую, поэтому сегодня я публикую подробную инструкцию на данную тему.
Если у Вас есть время и желание, выполнить замену помпы на ВАЗ 2121 своими руками можно в короткие сроки.
Видео. Неисправная помпа на Ниве
(нужна срочная замена помпы на ваз 2121)
Для этого нам потребуются такие инструменты:
1. Крестовая отвертка.
2. Рукоятка-трещотка.
3. Удлинитель.
4. Вороток.
5. Головка ключа на 10 и 13.
Напомним, что в предыдущей статье мы рассказывали как установить сигнализацию на приору своими руками. Сейчас пошли такие времена, что на охранной системе автомобиля просто нельзя экономить, поэтому мы рассмотрели возможный способ установки сигнализации на автомобиль.
Замена помпы на Ниве своими руками
Чтобы выполнить замену помпы, нам требуется слить тосол или антифриз из системы охлаждения автомобиля. Откручиваем пробку радиатора охлаждения, затем пробку в блоке цилиндров и сливаем охлаждающую жидкость в подходящую посуду. Для снятия водяного насоса нужно будет немного ослабить ремень генератора, чтобы аккуратно достать деталь.
Откручиваем гайки, на которых держится крепление трубки подвода охлаждающей жидкости к водяному насосу, их всего 2-е штуки, смотрите на изображении подробней.
Чтобы не сломать трубку, аккуратно отводим её назад. Стоит немного добавить усилий и Вам придется выполнять замену и этой трубки.
Затем нужно открутить болт, который держит крепление помпы сверху.
И еще два болтика снизу, смотрите фото.
Теперь нужно взять крестовую отвертку и ослабить крепление хомутов патрубка, который держит курс от термостата до водяного насоса. Вытягиваем шланг, затем снимаем весь корпус помпы, так как больше креплений нет.
Стоит отметить, что не всегда нужно производить снятие помпы на ВАЗ 2121 вместе с корпусом, а достаточно только снять нужную деталь. Но так даже проще, нужно взять ключ на 13 и открутить пару гаек легким движением руки. Стоимость нового водяного насоса была около 1500 рублей, но с грядущим кризисом уже не знаешь, какова цена будет завтра.
Установка новой помпы на Ниве происходит в обратно последовательности, не забывайте залить достаточно тосола или антифриза в систему охлаждения автомобиля.
Lada 4х4 (ВАЗ-21214) : Снятие насоса охлаждающей жидкости двигателя
Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости», с. 20).
Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов (см. «Проверка состояния и замена ремня привода вспомогательных агрегатов», с. 30).
Головкой «на 13» ослабляем затяжку трех болтов крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.
Шкив от проворачивания удерживаем шлицевой отверткой, поочередно вставляя ее враспор между головкой каждого болта крепления и буртиком ступицы шкива.
Отвернув болты крепления.
Отворачиваем регулировочную гайку до конца и вынимаем болт.
Снимаем крышку насоса в сборе с крыльчаткой и подшипником.
Стык крышки и корпуса насоса охлаждающей жидкости уплотнен прокладкой.
Монтаж крышки насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.
Для снятия насоса охлаждающей жидкости в сборе.
Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем два болта нижнего
крепления корпуса насоса к блоку цилиндров.
Стык корпуса насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров уплотнен прокладкой.
Установку насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.