Как переделать вентилятор на ниве
Установка дополнительного вентилятора
Большинство владельцев автомобиля Lada 4×4 («Нива») задумывается о том, как улучшить заводские характеристики модели, и одной из самых популярных процедур по тюнингу машины становится установка дополнительного вентилятора. В случае частых поездок по бездорожью мотор авто подвергается сильному нагреву, с которым не справляется штатное оборудование; то же самое случается при длительной эксплуатации в жаркий сезон, особенно в южных регионах. Если перегреть двигатель, ремонт обойдется довольно дорого, и избежать этого риска позволит дополнительный вентилятор охлаждения. «Ниву» после установки этого элемента можно использовать в самых суровых условиях, не боясь, что ДВС «закипит».
Второй вариант расположения встречается чаще.
Прежде чем начать устанавливать элемент, необходимо учесть несколько моментов:
- Перед монтажом потребуется снять радиатор вне зависимости от схемы расположения дополнительного вентилятора, поскольку он будет мешать. Для работы потребуется приобрести тройник от автомобиля ГАЗель, и на рынке можно найти несколько вариантов этого приспособления. Короткий тройник не подходит в силу малых размеров и диаметра патрубков, длинный придется укорачивать. Наиболее здравое решение – найти средний тройник. При выборе температурного датчика подойдет модель ТМ-108 (его также ставят на ВАЗ-03, 07, ГАЗ-3102, 3110). Резьба датчика перед установкой смазывается герметизирующим средством: штатная шайба не обеспечивает полной защиты от протечек.
Чтобы поставить на модель 2121 или 21213 дополнительный вентилятор, потребуется выполнить следующие действия:
• Слив тосола, снятие радиаторной решетки и самого устройства. Основные сложности на этом этапе заключаются в закисании винтов, резьбы, из-за чего при скручивании можно сорвать ее. Если это произошло, винты придется высверлить.
Подкапотное пространство после снятия радиатора
• После снятия необходимо сделать стальные кронштейны шириной 2,5 см с резьбовыми отверстиями: они необходимы для фиксации вентиляторного кожуха к кузову. Пара изделия ставится слева от радиатора, еще пара – сверху и снизу. На более поздних модификациях «Нивы» крепления для установки электровентиляторов уже имеются с завода: для такой модели понадобится снять решетку и дефлектор штатного устройства.
• Верхние кронштейны требуют установки уплотнителя для герметичности; можно использовать изделия, устанавливающиеся на автомобильные двери. После этого можно монтировать сам вентилятор и закрепить его в кожухе. В некоторых случаях кузов не имеет точек фиксации устройства, и потребуются сварочные работы для создания креплений.
Установленный сдвоенный вентилятор
Схема подключения электровентилятора к системе
Особенности установки перед радиатором
Процесс монтажа дополнительного вентилятора по этой схеме мало отличается: необходимо предусмотреть соответствующие крепления и проследить за тем, чтобы крепежные болты не мешали поставить приспособление. Для того чтобы поток воздуха направлялся внутрь, потребуется установить входной диффузор: его можно сварить из стальных пластин. Подобный способ монтажа дополнительного охлаждающего устройства особенно популярен у тех владельцев «Нивы», которые ездят преимущественно в городе.
Видео
Лада 4×4 3D 21213 НИВА › Бортжурнал › дополнительный ветилятор
эта доработка была сделана до наступления аномально «тёплой» погоды, а сейчас я всё больше и больше радуюсь тому, что она есть.
>> о состоянии машины и размышлениях буду писать на момент установки вентилятора
Впечатления только положительные – дует тихо, температура двигателя всегда в норме. Сколько есть тока – не знаю, т.к. стоит генератор на 80А, просадки напряжения не возникает при включении.
Всем, кто надумает удачи в установке! Не кипятитесь 🙂
Лада 4×4 3D 1997 — тюнинг
Машины в продаже
Лада 4×4 2121 Нива, 2013
Лада 4×4 2121 Нива, 2016
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 1990
Комментарии 28
Привет, а подскажи от какой Митсубиси ставил?
Привет! Это было больше десяти лет назад, я не помню уже. Возможно и тогда не знал. Приехал на разборку, посмотрел подходящий по размерам от иномарки, и купил.
Грамотно сделано! буду также делать!
Очень полезная доработка
да. особенно чувствуются прелести, когда копаешься на одном месте без движения, а на улице +35
во-во. Я ствил зимой о прочуствовал все плюсы летом.
зимой он тоже иногда приятный. когда радиатор снегом залеплен и копаешься-копаешься в снегу на месте. моя грелась, а доп вентилятор пресекал этот перегрев
прогревается движка тож быстрее, поэтому и ставил зимой
генератор штантный расчитан на меньший ток. про инсталяцю очень грамотно написано тут www.niva-faq.msk.ru/tehni…elektro/generat/21214.htm покупаешь по списку и инсталируешь. там всё просто. никаких хиростей не помню.
Штатный вентелятор я оставил он не мешает. В бродах по долгу не стою, так что лопасти не обламываются, кроме того вокруг него дефлектор заводской…так что проблем с ним нет. если начнутся — просто подрежу лопасти, снимать его не собираюсь. Есть ещё одна причина — в ходе последнего рейда сдох миЦушный мотор дополнительного электровентилятора. Предстояло ещё плыть и плыть по грязи и если б не было штатного — это бы превратилось в натоящую проблему.
Молодец. Хорошее решение. правильное. У нас действительно проблема с охлаждением. У меня 214, я буду делать на место запаски доп радиатор(от печки) с пропеллером. На зиму буду отключать.
координальное решение…но, на мой взгляд, спорное. я бы тебе предложил поставить вместо штатного радиатора радиатор от 213 и жабры в капот врезать. ИМХО, так будет проще и эффективнее.
Дело в том что он все-таки сдвоенный и у меня стоит принудительное включение, так что тут всего хватает(не зря наверное все-таки на 213 ставят 214). А имея под капотом доп радиатор, который еще и принудительно обдуваться будет(кроме пропеллера(нашел в «Билтем» ) еще и дырка в капоте с ноздрей) я думаю проблема уйдет.
я вобщем-то не про вентилятор говорил, а про радиатор. на 213-ой радиатор больше
извини втупил. Наверное можно Так ведь 213 тож греются не хило. ничем не меньше 214. А второй под капотом как минимум не забьется глиной и грязью. Я тут промывал Кехером около50л воды вылил. Как-то так наверное.
с интересом буду следить за твоими доработками 😉 идея интересная!
Отличное решение! Он со штатным в паре работает или ты снял его?
рядом со штатным, могут работать в параллель.
Лада 4×4 3D Вишенка › Бортжурнал › вентилятор охлаждения от карбюраторной нивы на инжектор
Добрый вечер, прошло примерно 5 месяцев как поставил вентилятор охлаждения от карбюраторной нивы.
Весна и Лето выдалось очень теплое, и меня напрягало что вентиляторы очень часто включаются и температура двигателя всегда скачет. особенно часто вентиляторы молотят на бездорожье когда обдува мотора нет и при этом постоянно давишь на газ!
посидев в интернете узнал что можно поставить механический вентилятор на помпу. и сразу побежал в магазин, по мимо вентилятора нужно купить шайбы чтобы лопасти не задевали за шкив каленвала и конечно винты дленее)
после установки и перегазовки из моторного отсека вылетело столько пыли и мелкого песка, создаваемого воздушным потоком лопастей))
в итоге получилось очень хорошо электрические вентиляторы срабатывают очень редко и температура не скачет. нет ощущения что мотор закипает.
единственное впереди зима и не будет ли холодно в машине?!
Лада 4×4 3D 2006, двигатель бензиновый 1.7 л., 83 л. с., полный привод, механическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Лада 4×4 2121 Нива, 1990
Лада 4×4 2121 Нива, 2007
Лада 4×4 2121 Нива, 2011
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Комментарии 19
совет тебе: то что ты поставил — молодец — только не работает твоя задумка, и вот тебе объяснение
самое главное в установке данной конструкции это кожух (которого у тебя нет) без него вентиляторы просто гоняют воздух в подкапотном пространстве и все. При установке кожуха вынтилятор будет высасывать воздух из сот радиатора тем самым охлаждая двс и так же кожух способствует защите лопастей.
Короче говоря доделай и доведи до ума. Установи кожух.
Прекрасно работает и без кожуха. Согласен с кожухом будет лучше, но и так поверь работает весьма эффективно
зачем?
наоборот ушел от этого.
изначально карб был с этим карлсоном. снял его. заменил на 214-е электро по 1 датчику. теперь инж. поставил все штатно. теперь штатно через ЭБУ винты включаются по одному плавно, но все равно громко работает, ибо не иномарка (там вообще не слышно, что он есть). но почему у вас греется температура? я не пойму. собрал тоже самое.
они включались примерно через каждые 2 минуты. особенно напрягало на бездорожье когда вокруг машины бегаешь. и складывалось ощущение что машина вообще от них не остывала
не замечено такого
Путаете года выпуска машин и теплонагруженность двигателей последних выпусков. Сейчас очень актуальная тема! На старых движках такой проблемы нет и можно обойтись электрическим приводом. Сейчас венты колотят на каждом светофоре. Хотя с 16 года внедрили две скорости, там должно быть полегче.
Эммм. как бы объяснить по конкретнее…
я переделал систему питания. т.е. вместо карба стоит инжекторная система. установлена гбц н\о. прошивка под ЕВРО2 ЭБУ Бош. по сути заменено все. из машины 21213 получилась нива 21214-М. родным остался лишь блок 213-й. но блок на теплонагруженность я не пойму как может влиять…
есть одно только. система охлаждения собрана как на 2123 ПОЛНОСТЬЮ.
подробнее в БЖ
п.с. на моем ЭБУ уже есть управление винтами. сначала работает 1 винт, при сильном нарастании температуры, подключается 2-й
Ну вот оно : сначала работает 1 винт, при сильном нарастании температуры, подключается 2-й
А тут оба включаются при 100 градусах.
зачем?
наоборот ушел от этого.
изначально карб был с этим карлсоном. снял его. заменил на 214-е электро по 1 датчику. теперь инж. поставил все штатно. теперь штатно через ЭБУ винты включаются по одному плавно, но все равно громко работает, ибо не иномарка (там вообще не слышно, что он есть). но почему у вас греется температура? я не пойму. собрал тоже самое.
Карбюратор отличается по температуре работы от инжектора. Я читал для того чтобы повысить экологичность, моторы евро 4,5. Заставили работать на более высокой темпепатуре для более полного сгорания топлива в цилиндрах. И поэтому на новых нивах в теплую погоду или где-то на бездорожье, вентиляторы постоянно включаются. Я думаю что установка механического вентилятора, только облегчит мотору работу, поддерживая нормальную температуру охлаждающей жидкости
это я знаю. на инже раб температура 110 гр. на карбе — 85-92
так про то и пишу. сейчас стоит инж с головой н\о! вместо карба. включается не часто. правда есть 1 нюанс: охлаждение собрано по системе 2123 (все есть в БЖ). но на это я не уповаю. не думаю, что из-за этого редко включается, но в салоне ощутимо теплее и прогревается заметно быстрее.
с этим карлсоном только шум, да все дорожное говно под капотом равномерно раскидывается, про брод вообще молчу
Фигней маетесь.
Выкинул механический, поставил электро, сделал 2-ступенчатое включение.
Красота!
Тоже поставил летом. Задолбал постоянный шум пропеллеров в жару. Только я пошёл другим путём-лопасти подрезали чтобы шкив не цепляло. Всё собирался проставку выточить да так и не собрался. На следующее лето буду проставку точить, а на зиму да, снимать нужно. Будь добр, прикинь общую толщину всех шайб (что бы более менее с толщиной проставки определиться)?
1см точно там получилось. можно и больше, потому что до радиатора еще много места. единственное чем ближе к радиатору тем сложнее винты наживить в резьбу.
Ставил себе немного по другому. Со старой помпы фланец спрессовал шайбы по него + 1 для зажима и вентилятор на него центрируется. Меньше смещение и биение.Конечно лучше изготовить переходную втулку.
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Замена вентиляторов охлаждения радиатора, регулировка ступичных подшипников.
Наверное ещё недели 2-3 назад заметил, что при нагреве машины включился только один вентилятор. Тут я сразу понял, зачем в ниве два вентилятора: не для увеличения потока воздуха, а для резервирования. Тудя сюда, пять минут изысканий и умозаключений и был найден сгоревший предохранитель. Ну не просто же так он сгорел, наверное либо двигатель неисправен, либо КЗ. Кстати, любой электродвигатель в момент старта (пока ротор не крутится) для источника питания выглядит именно как КЗ (короткое замыкание). Достал елм-327, подключился, с мобильной версии opendiag стал пытаться включать вентиляторы, но почему-то с мобилки только левый включался, но он и работал. Пошёл в ближайший магазин автозапчастей, купил там несколько штук предохранителей, заменил и вроде бы заработало, но как-то не так. Ну ладно. На следующий день поехал в более другой магазин и был вариант либо брать всё в сборе (2 вентилятора + рамка) либо один. Какой именно у меня там с завода стоял, я не знал, поэтому купил самый дешёвый лузар за 1830 рублей и он был в наличии только один и ещё какой-то подороже был тоже только один — взял лузар. Ещё через день взял ноутбук с нормальным опендиагом (там вроде бы всё можно включать и выключать и всё работает) и поехал в гараж менять вентилятор. В тот раз фото не делал, но там между крыльчаткой и рамкой была размазана какая-то пластмасса, т.е. это такой же пластик из которого там всё и сделано. Облой наверное попал ещё очень давно и подклинивал все эти годы, но умирать стало только сейчас. Штатно с завода установлены были вентияляторы Валее или как-то так они называются. У них 8 лопостей, у лузара 7 и крутится он в другую сторону. Раскрутил, заменил, контакты очистил спреем для эоектроконтактов, а после подключения опрыскал разъёмы спреем диэлектрика (какая-то смазка на ощупь, защищает от доступа влаги и воздуха). Опендиаг не позволяет оба вентилятора сразу включить, проверил по отдельности — оба работают.
Для интереса полностью разобрал электромоторчик, посмотрел что там да как, где что почистил смазал, но передний подшипник так и не снял. Он на заклёпках и скорее всего при замене его потом фиг отцентруешь. Одноразовые вещи делают. По идее, если заменить этот шарикоподшипник, то вентилятор (почищенный и смазанный в остальных местах) будет работать ещё минимум столько же. Подшипник стал гудеть, но основной вой, я думаю, не от него, а от сочетания количества и формы лопастей и магнитных полюсов — что-то там в резонанс входит. Собрал обратно, подключал несколько раз к батарейке напрямую, всё крутится, дует, но гудит.
Надо было срочно ехать куда-то и в тот день я работы закончил, сел в другую машину и уехал.
Если кто не знает, то сливать ничего никуда не надо. Радиатор крепится на два болта сверху, прижимает через резинки блок вентиляторов. Снизу, что у того, что у другого нет креплений, всё просто куда-то вставляется через резинки и так и держится за счёт двух верхних болтов. Но для снятия пришлось снять запаску и открутить ту планку жёсткости, на которой лешжит запаска. Ещё я снимал защиту снизу для удобного доступа до разъёмов проводов. Сверху тоже можно, но жутко неудобно и можно разиатор замять. Сам же блок вентиряторов вынимается через морду, вверх он просто так не пролазит, но радиатор надо отводить. Т.е. поднимаем блок вентиляторов чуть вверх в сторону заблаговременно отведённого радиатора и вынимаем через морду. Ну и обратно так же, только провода надо засунуть как были. Кстати, у правого лузара длины провода не хватает, пришлось немного нештатным образом проложить.
Ноута у меня вчера не было и в любом случае надо было сделать ещё две вещи:
1. Проверить работу вентиляторов вместе, оценить «звук» :-).
2. Прогреть ступичные подшипники в условиях жары и отрегулировать их в условиях жары же.
Поехал по району нарезать круги … может показалось, но машина стала чуть меньше греться. Либо плацебо, либо меньшее число лопастей и уменьшенная их площадь — больше воздуха проходить стало, но это не точно :-). Подъехал к гаражу и стал ждать, пока включатся карлсоны. Включились … думал, будет лучше. Это всё из-за того, что работают одновременно два вентилятора и они по-любому будут друг друга дессонировать. Вот один любой, что валее что лузар, работает благозвучнее чем два лузара и тем более чем два валее. Ну ладно, имеем то, что имеем. Наверное теперь люди будут чуть меньше пугаться вентиляторов в моём нивасе. Ещё один плюс: штатные вентиляторы на 21 ампер, а лузарские — на 17, при включении карлсонов от лузара просадка напряжения в бортсети чуть меньше, это совершенно точно, но особых измерений я не проводил. Думаю, 2-3 десятых вольта разница.
Заклепал гайки, ещё раз всё проверил, люфт никуда не ушёл. Быстро машину с чурок и айда кататься. проехал кружок по району, вернулся в гараж. Пирометр показал +46 градусов :-(, но люфт остался такой же как при регулировке.
Дополнительные вентиляторы охлаждения
Рег.: 05.04.2011
Сообщений: 73
Откуда: Казань
Возраст: 39
Авто: ВАЗ 21213, 1997 г.
Рег.: 23.08.2009
Тем / Сообщений: 2 / 12192
Откуда: Нижегородская область Выксунский р-он
Возраст: 37
Авто: ВАЗ-2121 1985 г.в.
Рег.: 01.01.2012
Тем / Сообщений: 2 / 446
Откуда: Русь, Тверская обл., одна глухая деревня
Возраст: 38
Авто: Ваз 21214М, 2011г.в.
Рег.: 15.08.2007
Тем / Сообщений: 2 / 103
Откуда: Славный Н.Тагил
Возраст: 39
Авто: ВАЗ-21214 белая-белая, 2013
Если сделать так (мех. крыльчатка на ГУР)?:
Три болта, держащих шкив на помпе, заменить шпильками. На шпильки гайки, чтобы притянуть шкив и через втулки уже крыльчатку.
Не нужно будет делать бутерброд из шкивов и снятие/установка более быстрее.
Ничего не упустил? Покритикуйте.
Критикую.
Без снятия радиатора не поставить крыльчатку на авто с гуром. Ни с болтами, ни с шпильками не подлезть.
Рег.: 11.11.2014
Сообщений: 49
Откуда: Октябрьский
Возраст: 45
Авто: Lada 4×4 2131, 2014, аллигатор
Рег.: 17.11.2014
Сообщений: 13
Откуда: томск
Возраст: 54
Авто: vaz 21214 2012 года
Имя: Ярослав
Рег.: 21.03.2012
Тем / Сообщений: 3 / 8260
Откуда: Таганрог
Возраст: 29
Авто: ВАЗ-21214-50-120 (01.06.2012), SHTAT UniComp 400L (прошивка 3.3.1), ВАЗ-11173 2012, ВАЗ-21112 2006
Рег.: 20.01.2013
Сообщений: 126
Откуда: Чебоксары
Возраст: 48
Авто: 21214, 2007 г.в.
Имя: Ярослав
Рег.: 21.03.2012
Тем / Сообщений: 3 / 8260
Откуда: Таганрог
Возраст: 29
Авто: ВАЗ-21214-50-120 (01.06.2012), SHTAT UniComp 400L (прошивка 3.3.1), ВАЗ-11173 2012, ВАЗ-21112 2006
Рег.: 20.01.2013
Сообщений: 126
Откуда: Чебоксары
Возраст: 48
Авто: 21214, 2007 г.в.
Рег.: 15.10.2006
Тем / Сообщений: 5 / 5013
Откуда: kolomna
Возраст: 46
Авто: 21213 98г.в. 1875см3 48мм разрезная шестерня мегасолекс нулефильтр prosport автоматический октан корректор АСТРО-ПЕНЗА
Рег.: 20.01.2013
Сообщений: 126
Откуда: Чебоксары
Возраст: 48
Авто: 21214, 2007 г.в.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23192
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.
Рег.: 17.11.2014
Сообщений: 13
Откуда: томск
Возраст: 54
Авто: vaz 21214 2012 года
Здравствуйте, докладываю о своем опыте по установке вентилятора :
-на штатной крыльчатке токарь отрезал от лопастей 3.2 см.(окончательно и рисковано выровнял на месте на работающем двигателе наждачкой, обернутой на брусок)
-прижимную шайбу (а ее надо обязательно) вырезал там же из приводного шкива помпы
-штатные болты крепления от 2101.
В итоге предрекаемого шума нет, вентиляторы после остановки движения включаются, но не сразу, есть время около 5 минут. Считаю, что на лето помог двигателю, а дальше время покажет.