Вентиляторы на карбюраторную ниву
Методы установки электрических вентиляторов на классическую Ниву (ВАЗ 2121)
На классической Ниве стандартная система охлаждения далека от совершенства и в условиях современной дорожной обстановки (простои в многочисленных пробках и прочие напряженные режимы) просто не справляется со своими обязанностями. На последующих моделях данная проблема была устранена путем установки эффективных электрических вентиляторов и нет ничего удивительного в том, что со временем желание улучшить охлаждение возникает и у владельцев ВАЗ 2121, тем более что выполнение такой доработки доступно практически любому автолюбителю.
В общем случае самым простым вариантом подобного улучшения является установка стандартного блока сдвоенных вентиляторов от ВАЗ 21214, который прекрасно помещается непосредственно перед радиатором и у нас, при этом, освобождается достаточно много места в подкапотном пространстве. Впрочем, при отсутствии бюджетных средств с таким же успехом можно установить и вентилятор от ВАЗ 2106.
Что касается дополнительных деталей и расходных материалов то нам понадобятся:
Место под установку датчика выбирается в соответствии с предпочтениями исполнителя (в верхнем патрубке, в радиаторе или нижнем патрубке), однако учитывая целесообразность ( а именно то, что за температурой двигателя следит термостат, а нам необходим контроль температуры на выходе радиатора), рекомендуется остановиться на третьем варианте (кстати, именно в нижний патрубок вполне удобно врезать упомянутую выше тройник от Газели).
Приведенная ниже схема подключения вентиляторов охлаждения является наиболее простым вариантом. Основное питание в данном случае подается через замок зажигания и данное обстоятельство дает гарантию того, что мы не разрядим аккумулятор, случайно оставив выключатель в положение «включено постоянно».
Вторая схема несколько сложнее (впрочем, ненамного) однако ее реализация позволит контролировать систему охлаждения при различных режимах двигателя и даже выявлять появившиеся неисправности. В дополнение к уже перечисленным деталям придется приобрести двухцветный светодиод и два резистора (подойдут МЛТ-0,25).
В случае если для совершенствования системы охлаждения выбран блок сдвоенных вентиляторов от ВАЗ 21214, то в процессе доработки можно внести еще одно полезное новшество, а именно обеспечить раздельное подключение каждого из вентиляторов (такая возможность имеется, однако на базовой модели, почему то, не реализована).
Далее приведена электрическая схема, позволяющая осуществлять принудительное включение одного или двух вентиляторов независимо от текущего режима работы системы охлаждения.
В итоге имеем следующий алгоритм действий:
Подобное решение является весьма эффективным при попадании в пробки, а также в случае отказов датчика температуры.
Установка дополнительного вентилятора
Большинство владельцев автомобиля Lada 4×4 («Нива») задумывается о том, как улучшить заводские характеристики модели, и одной из самых популярных процедур по тюнингу машины становится установка дополнительного вентилятора. В случае частых поездок по бездорожью мотор авто подвергается сильному нагреву, с которым не справляется штатное оборудование; то же самое случается при длительной эксплуатации в жаркий сезон, особенно в южных регионах. Если перегреть двигатель, ремонт обойдется довольно дорого, и избежать этого риска позволит дополнительный вентилятор охлаждения. «Ниву» после установки этого элемента можно использовать в самых суровых условиях, не боясь, что ДВС «закипит».
Второй вариант расположения встречается чаще.
Прежде чем начать устанавливать элемент, необходимо учесть несколько моментов:
- Перед монтажом потребуется снять радиатор вне зависимости от схемы расположения дополнительного вентилятора, поскольку он будет мешать. Для работы потребуется приобрести тройник от автомобиля ГАЗель, и на рынке можно найти несколько вариантов этого приспособления. Короткий тройник не подходит в силу малых размеров и диаметра патрубков, длинный придется укорачивать. Наиболее здравое решение – найти средний тройник. При выборе температурного датчика подойдет модель ТМ-108 (его также ставят на ВАЗ-03, 07, ГАЗ-3102, 3110). Резьба датчика перед установкой смазывается герметизирующим средством: штатная шайба не обеспечивает полной защиты от протечек.
Чтобы поставить на модель 2121 или 21213 дополнительный вентилятор, потребуется выполнить следующие действия:
• Слив тосола, снятие радиаторной решетки и самого устройства. Основные сложности на этом этапе заключаются в закисании винтов, резьбы, из-за чего при скручивании можно сорвать ее. Если это произошло, винты придется высверлить.
Подкапотное пространство после снятия радиатора
• После снятия необходимо сделать стальные кронштейны шириной 2,5 см с резьбовыми отверстиями: они необходимы для фиксации вентиляторного кожуха к кузову. Пара изделия ставится слева от радиатора, еще пара – сверху и снизу. На более поздних модификациях «Нивы» крепления для установки электровентиляторов уже имеются с завода: для такой модели понадобится снять решетку и дефлектор штатного устройства.
• Верхние кронштейны требуют установки уплотнителя для герметичности; можно использовать изделия, устанавливающиеся на автомобильные двери. После этого можно монтировать сам вентилятор и закрепить его в кожухе. В некоторых случаях кузов не имеет точек фиксации устройства, и потребуются сварочные работы для создания креплений.
Установленный сдвоенный вентилятор
Схема подключения электровентилятора к системе
Особенности установки перед радиатором
Процесс монтажа дополнительного вентилятора по этой схеме мало отличается: необходимо предусмотреть соответствующие крепления и проследить за тем, чтобы крепежные болты не мешали поставить приспособление. Для того чтобы поток воздуха направлялся внутрь, потребуется установить входной диффузор: его можно сварить из стальных пластин. Подобный способ монтажа дополнительного охлаждающего устройства особенно популярен у тех владельцев «Нивы», которые ездят преимущественно в городе.
Видео
Лада 4×4 3D Вишенка › Бортжурнал › вентилятор охлаждения от карбюраторной нивы на инжектор
Добрый вечер, прошло примерно 5 месяцев как поставил вентилятор охлаждения от карбюраторной нивы.
Весна и Лето выдалось очень теплое, и меня напрягало что вентиляторы очень часто включаются и температура двигателя всегда скачет. особенно часто вентиляторы молотят на бездорожье когда обдува мотора нет и при этом постоянно давишь на газ!
посидев в интернете узнал что можно поставить механический вентилятор на помпу. и сразу побежал в магазин, по мимо вентилятора нужно купить шайбы чтобы лопасти не задевали за шкив каленвала и конечно винты дленее)
после установки и перегазовки из моторного отсека вылетело столько пыли и мелкого песка, создаваемого воздушным потоком лопастей))
в итоге получилось очень хорошо электрические вентиляторы срабатывают очень редко и температура не скачет. нет ощущения что мотор закипает.
единственное впереди зима и не будет ли холодно в машине?!
Лада 4×4 3D 2006, двигатель бензиновый 1.7 л., 83 л. с., полный привод, механическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Лада 4×4 2121 Нива, 2007
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 2007
Лада 4×4 2121 Нива, 2011
Комментарии 19
совет тебе: то что ты поставил — молодец — только не работает твоя задумка, и вот тебе объяснение
самое главное в установке данной конструкции это кожух (которого у тебя нет) без него вентиляторы просто гоняют воздух в подкапотном пространстве и все. При установке кожуха вынтилятор будет высасывать воздух из сот радиатора тем самым охлаждая двс и так же кожух способствует защите лопастей.
Короче говоря доделай и доведи до ума. Установи кожух.
Прекрасно работает и без кожуха. Согласен с кожухом будет лучше, но и так поверь работает весьма эффективно
зачем?
наоборот ушел от этого.
изначально карб был с этим карлсоном. снял его. заменил на 214-е электро по 1 датчику. теперь инж. поставил все штатно. теперь штатно через ЭБУ винты включаются по одному плавно, но все равно громко работает, ибо не иномарка (там вообще не слышно, что он есть). но почему у вас греется температура? я не пойму. собрал тоже самое.
они включались примерно через каждые 2 минуты. особенно напрягало на бездорожье когда вокруг машины бегаешь. и складывалось ощущение что машина вообще от них не остывала
не замечено такого
Путаете года выпуска машин и теплонагруженность двигателей последних выпусков. Сейчас очень актуальная тема! На старых движках такой проблемы нет и можно обойтись электрическим приводом. Сейчас венты колотят на каждом светофоре. Хотя с 16 года внедрили две скорости, там должно быть полегче.
Эммм. как бы объяснить по конкретнее…
я переделал систему питания. т.е. вместо карба стоит инжекторная система. установлена гбц н\о. прошивка под ЕВРО2 ЭБУ Бош. по сути заменено все. из машины 21213 получилась нива 21214-М. родным остался лишь блок 213-й. но блок на теплонагруженность я не пойму как может влиять…
есть одно только. система охлаждения собрана как на 2123 ПОЛНОСТЬЮ.
подробнее в БЖ
п.с. на моем ЭБУ уже есть управление винтами. сначала работает 1 винт, при сильном нарастании температуры, подключается 2-й
Ну вот оно : сначала работает 1 винт, при сильном нарастании температуры, подключается 2-й
А тут оба включаются при 100 градусах.
зачем?
наоборот ушел от этого.
изначально карб был с этим карлсоном. снял его. заменил на 214-е электро по 1 датчику. теперь инж. поставил все штатно. теперь штатно через ЭБУ винты включаются по одному плавно, но все равно громко работает, ибо не иномарка (там вообще не слышно, что он есть). но почему у вас греется температура? я не пойму. собрал тоже самое.
Карбюратор отличается по температуре работы от инжектора. Я читал для того чтобы повысить экологичность, моторы евро 4,5. Заставили работать на более высокой темпепатуре для более полного сгорания топлива в цилиндрах. И поэтому на новых нивах в теплую погоду или где-то на бездорожье, вентиляторы постоянно включаются. Я думаю что установка механического вентилятора, только облегчит мотору работу, поддерживая нормальную температуру охлаждающей жидкости
это я знаю. на инже раб температура 110 гр. на карбе — 85-92
так про то и пишу. сейчас стоит инж с головой н\о! вместо карба. включается не часто. правда есть 1 нюанс: охлаждение собрано по системе 2123 (все есть в БЖ). но на это я не уповаю. не думаю, что из-за этого редко включается, но в салоне ощутимо теплее и прогревается заметно быстрее.
с этим карлсоном только шум, да все дорожное говно под капотом равномерно раскидывается, про брод вообще молчу
Фигней маетесь.
Выкинул механический, поставил электро, сделал 2-ступенчатое включение.
Красота!
Тоже поставил летом. Задолбал постоянный шум пропеллеров в жару. Только я пошёл другим путём-лопасти подрезали чтобы шкив не цепляло. Всё собирался проставку выточить да так и не собрался. На следующее лето буду проставку точить, а на зиму да, снимать нужно. Будь добр, прикинь общую толщину всех шайб (что бы более менее с толщиной проставки определиться)?
1см точно там получилось. можно и больше, потому что до радиатора еще много места. единственное чем ближе к радиатору тем сложнее винты наживить в резьбу.
Ставил себе немного по другому. Со старой помпы фланец спрессовал шайбы по него + 1 для зажима и вентилятор на него центрируется. Меньше смещение и биение.Конечно лучше изготовить переходную втулку.
Сообщества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › Карлсон, который живет на крыше.Установка вентиляторов ВАЗ 21214 / 2123 на ВАЗ 2107
Всем карлсонов привет! 🙂
Собственно, дебют в данном сообществе 🙂
Критика и помидоры приветствуются 🙂
В этой записи я расскажу, покажу, подробно опишу, как-же все-таки поставить эти ЗЛЫЕ пропеллеры.
Штурмуя, словно брод на БПАН Приоре, интернет, я ничего дельного и толкового по поводу установки сего девайса на заднеприводные тазы я не нашел.
Везде были похожие заголовки:
«Поставил Шнива Вентиляторы»
«Сдвоенные вентиляторы поставил»
Естественно, ни детальных фото, ни описания бог им не дал, по-этому начинаем колхозить сами.
После некоторых примерок, было решено, что кроме как резать часть телека- выхода нет, ибо они здоровые.
На этот раз дочка болгарина сама запрыгнула на руки.Соскучилась наверно.
Отрезаем немного телевизора. Добавляем карлсонов. Соль, перец по вкусу.
С метоположением карлсонов вроде понятно, как закрепить?
А очень просто! Идем в инетрент, ищем, как закреплены данные пропеллеры на 214 Ниве или Шевроле-Ниве. Все как положено, через резиновые проставочки, чтобы снизить вибрации на кузове.
Переходим наверх. Как же быть, что-же делать.
Далее радиатор. Его решено было оставить пока родным, так как турбо-тракторный мотор я не собираюсь ставить, да и доработки не большие будут.Да и лонжерон и брызговик мять я не хотел, чтобы поставить радиатор от Нивы или 2112.
С правой стороны по ходу движняка радиатор крепится на стандартное крепление! Бинго! Достижение 80 левла! Просто очень не хотелось трогать нижние площадки радиатора и пододвигать его к дрыгателю.
Смотри со стороны морды. Делал это все еще до покраски.
Но не оставлять же кровавые пропеллер, как-будто это мясорубка.
Разбираем, красим.Тут отдельно хотел бы сказать про снятие крыльчатки. Долго гуглил — безрезультатно.
А все почему? Мне показалось, что снять замок на осе мотора недостаточно для снятия крыльчатки. А как оказалось, надо было просто постучать по оське, и мотор благополучно съезжает вниз. О как… ))
Очищаем от старой краски, красим в новые цвета. Хотел «Слава Украине» сделать, но нееее 😀
Ну и после высыхания данного говна изобретения, примеряем:
Все кронштейны так-же были покрашены, нет фото. Отверстия обработаны мовилем.
Что касается подключения,то еще не подключал. Но хочу сделать вот как: один винт пустить от датчика, второй от тумблера в салон, ибо моторы итак мощнее чем сток, а если одновременно два, у меня Гена будет звать на помощь Чебурашку.
В дальнейшем хочу найти либо двухуровневый датчик (вроде бывают такие), либо запаять схему последовательного включения. Я еще не придумал на счет этого 🙂
Ну, вроде все,что хотел описать и показать.
Для чего это сделано? Да больше для красоты, нежели для эффекта, так как стандартного вентилятора стандартному мотору хватало, не перегревался никогда. А почему-бы не воспользоваться случаем, если винты достались мне ну по ооооочень сладкой цене 🙂
Электровентилятор на ниву 21213 своими руками
В 1994 году был разработан двигатель ВАЗ-21213, который занял свое почетное место под капотом новых и старых автомобилей «Нива». С того времени мотор постоянно модернизируется и совершенствуется, ровным счетом, как и система его охлаждения. В этом материале мы расскажем о том, как установить вентилятор на «Ниву», что для этого понадобится, а также на какие особенности системы охлаждения необходимо обратить особое внимание.
Особенности системы охлаждения двигателя на «Ниве»
Прежде чем приступать к модернизации «сердца» автомобиля, стоит детально изучить его особенности, в частности, систему охлаждения. На «Ниве» она жидкостная, закрытого типа и с принудительной циркуляцией. Герметичность всей системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Когда двигатель нагревается, жидкость расширяется и вытесняется в бачок, когда мотор остывает – наоборот.
Термостатом и вентилятором радиатора регулируется тепловой режим работы агрегата. На карбюраторных автомобилях вентилятор охлаждения радиатора расположен на шкиве насоса охлаждающей жидкости, а на автомобилях, двигатель которых оснащен системой впрыска, два электрических вентилятора установлены перед радиатором. Последние включаются электронным блоком управления двигателя.
Вентиляторы охлаждения бываю трех типов: с вискомуфтой, с электронным блоком управления и с термовыключателем. Наибольшей популярностью пользуются вентиляторы с электроприводом, которые состоят из электродвигателя, электронного блока управления, температурного датчика и реле включения вентилятора. Вентиляторы с вискомуфтой чаще всего устанавливает завод-изготовитель.
Что понадобится для усовершенствования системы
Для того, чтобы усовершенствовать вентилятор охлаждения радиатора «Нивы», потребуются следующие инструменты и расходные материалы:
1. Для установки температурного датчика – тройник;
2. Резиновые амортизаторы;
3. Реле, хомуты и клеммы;
4. Предохранитель и установочная колодка;
5. Электронный блок управления.
Датчик может быть установлен в трех местах: радиатор, верхний патрубок или нижний патрубок. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на последнем варианте, в таком случае удастся контролировать температуру на выходе радиатора.
Многих автовладельцев волнует не только вопрос усовершенствования старых моделей «Нивы», но и непосредственно замена вентилятора охлаждения в случае поломки. Заводской схемой предусмотрено параллельное подключение вентиляторов, а их включение происходит при помощи двух реле. На автомобилях с карбюраторным двигателем вентиляторы включает датчик на радиаторе, а на инжекторном – блок управления двигателем. От этого и зависит способ замены.
Как установить вентилятор на «Ниву», подробная инструкция
На классической «Ниве» вентилятор установлен на помпе, а скорость его вращения зависит от оборотов двигателя. В современных условиях эксплуатации транспортного средства данная конструкция может привести к перегреву мотора. Поэтому и необходимы электрические вентиляторы охлаждения.
Для того чтобы агрегаты работали и на малых, и на больших оборотах, потребуется установка дополнительного реле. Его управление может быть ручным и/или автоматическим. Схема подключения вентиляторов отличается в зависимости от типа двигателя. Примерьте новые вентиляторы к старым кожухам, чтобы дополнительно не вырезать проймы. А вот вся суть подключения заключается в правильном соединении реле и выводов.
Схема подключения в последовательном соединении:
1. Разместите дополнительное (пятиконтактное) реле рядом с вентилятором. Выводы 85 и 86 – выводы катушки электромагнита, вывод 30 – подвижный контакт, а 87 и 87а – неподвижные контакты.
2. Провод «-» извлеките из фишки, подключенной к одному из вентиляторов, и подключите его к выводу 87а, а освободившееся место при помощи провода соедините с выводом 30.
3. Вывод 87 соедините с проводом «+» второго вентилятора.
4. Из гнезда штатного реле извлеките провод и подключите его к выводу 85, при этом вывод 86 соедините с массой автомобиля.
5. У вас освободится вывод штатного реле, который необходимо соединить с дополнительным датчиком включения.
На автомобиль Шевроле «Нива» вентиляторы системы охлаждения подключаются идентично. Схема работает следующим образом: при достижении температурой порога реагирования датчика сработает реле, что приведет к поступлению тока на плюсовую щетку первого вентилятора, затем на минусовую, и в итоге на электродвигатель второго агрегата. Установка электрических вентиляторов на «Ниву» поможет избежать постоянного шума автомобиля, увеличит проходимость, снизит нагрузку на двигатель, а также сократит расход топлива.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.
Т.к. тема является архивной.
Может пригодится кому.
Электровентилятор «классического» ВАЗовского семейства 01-07 можно поставить в Ниву «2121», если из полосок стали сделать небольшой кронштейн
Установить вентилятор в моторный отсек не получится, из-за размеров электромотора вентилятора.
Поэтому его приходится располагать между радиатором и облицовкой «морды», как показано на фотографии.
Кронштейн изготовлен из полосок 3 мм стали, скрепленных болтами М8.
Расстояние между лопастями вентилятора и радиатором регулируется с помощью шайб, установленных в месте крепления кронштейна к кузову.
При этом можно немного сдвинуть радиатор внутрь моторного отсека за счет установки дополнительных шайб в верхние крепления радиатора к кузову.
Среди особенностей установки можно отметить следующее: необходимо изменить полярность подачи тока на вентилятор, что бы лопасти крутили в нужную сторону.
Для того, чтобы крыльчатка (она закреплена гайкой) случайно не выкрутилась, в месте соединения шкива мотора и гайки необходимо просверлить небольшое отверстие, «закрепив» тем самым гайку от случайного откручивания.
Поскольку вентилятор установлен обратной стороной, то существует вероятность попадания грязи в основание крыльчатки.
Чтобы этого не произошло, я установил и закрепил впереди кронштейна пластиковую защиту (вырезал дно от ведерка из-под шашлыка).
Подключен вентилятор обычным способом через металлический соединитель в верхнем патрубке радиатора с установленным в нем температурным датчиком.
п.с. забыл добавить, что также необходимо переставить лопастные грузики
стоимость классического вентилятора – 700-800 рублей
стоимость «нивского» вентилятора – 2,5 тысяч рублей ¶
Главный радиатор автомобиля NIVA 4х4 представляет собой сотовый теплообменник, работающий по принципу «охлаждающая жидкость — воздух». Главная его цель — отдать лишнее тепло мотора в окружающую среду. Снабжен электрическим двумя вентиляторами, установленные в специальном диффузоре на поверхности теплообмена радиатора, и датчиком температуры. Последний сигнализирует о повышении температуры в сотах теплообменника, в результате чего блок управления включает вентилятор. Чаще всего такая ситуация возникает при движении в пробках или повышенных нагрузках на малой скорости движения.
На инжекторных автомобилях ВАЗ 2121, ВАЗ 21213-21214 i вентиляторы системы охлаждения 21214-1300024-43 «Валее 95» приводятся электродвигателями постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Управляет работой вентиляторов контроллер системы управления двигателем, на который поступает сигнал от ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости). Электродвигатели вентиляторов системы охлаждения двигателя не нуждаются в обслуживании. В случае выхода из строя замените вентилятор системы охлаждения двигателя новым.
1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя; 4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя; 5 – кран отопителя; 6 – радиатор отопителя; 7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора; 9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора; 10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции; 11 – перепускной (байпасный) шланг термостата; 12 – крышка насоса охлаждающей жидкости; 13 – крыльчатка вентилятора; 14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – радиатор; 17 – пробка радиатора; 18 – сливная пробка радиатора; 19 – кожух вентилятора; 20 – отводящий шланг радиатора; 21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 22 – корпус насоса охлаждающей жидкости; 23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 24 – термостат; 25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска; 28 – крыльчатка электровентилятора; 29 – электродвигатель; 30 – кожух электровентиляторов.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 21214— жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
Технические характеристики Электровентиляторов системы охлаждения двигателя с кожухом 21214-1300024-43 :
– Потребляемое напряжение: 12В;
– Потребляемый ток: 18А;
– Количество электровентиляторов – 2 шт.;
– Ø крыльчатки: 285 мм;
– Обороты: 2 700 об/мин;
– Тип вращения: осевое.
На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости ВАЗ 21213 – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.
Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.
Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.
Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентиляторов. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.
На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).
В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.
В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этиленгликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок, охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.
Рубашка охлаждения двигателя — система каналов в блоке и головке цилиндров, позволяющих отводить тепло от горячих стенок гильз и камер сгорания.
Конструкция электродвигателя не предполагает ремонтопригодность. Электродвигатель имеет ресурс более 5 000 часов, что эквивалентно примерно 8 годам средней эксплуатации. Искрогасящие дросселя нужны для того, чтобы «погасить» искру, возникающую в момент разрыва контакта щеток с коллектором из-за которой быстро изнашиваются (выгорают) щетки и коллектор.
Вентилятор охлаждения 21214-1300024-43 «Валее 95» полностью соответствуют требованиям нормативам заводов-изготовителей:
Продукция сертифицирована по международной системе менеджмента качества ISO 9001 TUV и имеет сертификаты соответствия ГОСТ-Р.
ВАЗ 2121, ВАЗ 21213-21214i
Как самостоятельно заменить мотор радиатора ВАЗ-21214 в сб. с кожухом на инжекторном автомобиле семейства НИВА 4х4.
С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.