Вездеход из матиза своими руками
Шесть колёс, рукоятка газа и двигатель Матиза: тест-драйв вездехода PTZavr
О целесообразности красоты
Любая красота имеет цель – об этом писал ещё великий советский фантаст Иван Ефремов. О вездеходах, правда, он умалчивал, но к ним этот тезис относится в полной мере. Бегло осмотрим PTZavr и выясним, почему он выглядит именно так, и никак иначе.
Стихия серьёзного вездехода – полное отсутствие дорог, но до таких мест нужно сперва добраться. Редкий вездеход способен ехать по шоссе быстрее 50 километров в час. PTZavr может передвигаться не быстрее 35 км/ч – вездеходы не строят для гонок по асфальту. Поэтому один из вопросов, который стоит перед разработчикам вездеходов, это как доставить технику до её естественной среды обитания.
Кто-то предлагает специальные прицепы, кто-то старается вписать габариты машины в рамки грузового отсека вертолёта Ми-26. В случае с нашим вездеходом всё чуть проще: на момент проектирования в распоряжении конструкторов был Фиат Дукато. Вот в этот-то фургон и должно было помещаться их будущее детище. Поэтому и габариты получились небольшими: ширина вездехода составляет всего 1,4 метра, а крыша сделана складной. Впрочем, секрет небольшой ширины скрывается не только в кузове Дукато.
PTZavr был построен для поездок в лесу. Именно в лесу, а не по лесным дорогам, поэтому его пытались сделать не слишком большим, но манёвренным. Если у вас хватит терпения дочитать материал до конца, то вы убедитесь, что всё задуманное получилось в полной мере.
И прежде чем мы откроем рты и начнём чесать затылки, рассматривая вездеход снаружи, расскажем, что такое слово PTZavr.
Это ж надо такое придумать!
Была б моя воля, я бы непременно наградил конструкторов вездехода медалью за техническое остроумие и механический авантюризм. Мотоциклетный руль, гусеницы из водопроводных труб, бортовые фрикционы, откидные понтоны, двигатель от Дэу Матиз… И ведь всё ездит и работает!
Начнём с того, что колёсная формула 6×6 не слишком популярна. Но давайте посмотрим, например, на американский ARGO 6×6 Scout. Машины очень похожи, даже руль от мотоцикла есть. Не будем скрывать: Арго был неким ориентиром, и первые ходовые прототипы PTZavr были очень похожи на заокеанского собрата. Но у Арго есть некоторые недостатки, и первый из них – не самая высокая надёжность. Да и плавает он только с минимальной нагрузкой и не слишком шустро – скорее, кое-как держится на плаву. Одним словом, концепция американца была принята, но на этом общие черты заканчиваются.
Первым материалом, который попытались применить при создании гусеницы, стал полипропилен, точнее – полипропиленовые трубы. Да, как раз из таких монтируют водопроводы. Конструкция получилась лёгкой и простой в монтаже – как и задумывалось. Но в планы конструкторов не входило то, что полипропиленовая «гусянка» будет неожиданно разваливаться по необъяснимым причинам. Пришлось искать другой материал. На глаза попались полиэтиленовые водопроводные трубы ПНД.
Итак, есть шесть колёс, и все они ведущие. Привод осуществляется цепями. Для ещё большего снижения давления на грунт и увеличения площади контакта с дорогой необходимы гусеницы. Пришлось их делать, и этот процесс заслуживает особого внимания.
Траки гнули, нагревая трубы феном. На изгибах получилось тонко и непрочно. Поэтому в трубу диаметром 40 мм вставили трубу 32 мм. Двойную трубу феном уже не нагреешь. Что делать? Любой бы растерялся, сел в угол, заплакал и пошёл бы вышивать гладью. Но и тут создатели не спасовали. Решили греть трубы в масле, после чего они обретали нужную пластичность. Для этого сначала сделали масляный бак с подогревом и термостатом (температуру надо всегда выдерживать одинаковую – 140 °C). Именно при таких условиях трубу можно согнуть правильно, с сохранением толщины стенок по всей длине. А чтобы загибать, нужно было сделать ещё и трубогиб. Сделали и его, причём сначала один экземпляр, тестовый, а потом и рабочий – на три трубы сразу.
Гусеницы получились отличными. Идёт третий год эксплуатации – и ни одной поломки, зато масса преимуществ. Например, удалось повысить плавучесть за счёт непотопляемых гусениц.
Ещё одна «фишка» вездехода – откидные понтоны. Ездить по лесу с расправленными «крыльями» неудобно, а вот в воде – самое то. А в ручейках и маленьких речках они вообще незаменимы: поставив в воду вездеход, по понтонам можно бегать, как по мостикам. И даже мою благородную стокилограммовую тушку они выдерживали легко, не скрипнув.
Что же, пора уже залезть внутрь этого «ПиТиЗавра» и покататься в своё удовольствие по карельскому лесу.
«…Ноги выше, три-четыре»!
Если быть последовательным, то придётся начать с момента выгрузки вездехода из Фиата. Он сам съехал из фургона по доскам. Но это ещё не всё, сначала надо разложить крышу.
Конечно, её проще было бы сделать жёсткой. Но как тогда заезжать в фургон? Вот и пришлось строить складную конструкцию. Получилось и прочно, и практично. Вот только боковые окна уже не поставишь, придётся обходиться брезентом.
Второе, чем занялись создатели вездехода, это установкой гусениц. Их размотали на обочине, вездеход наехал на них, после этого закрепили замки. Это был единственный раз, когда я усомнился в конструкции: ну не привык я ездить на водопроводных трубах! Думал, либо порвутся, либо слетят. Слава богу, обошлось. Они даже попыток таких не делали, пришлось признать, что и из водопроводной трубы при желании можно сделать что-то высокотехнологичное.
Внутри вездехода царит небольшой технически-творческий беспорядок. Несмотря на то, что машине уже четвёртый год, она не выглядит совсем уж законченной, но так устроен мир: нет ничего более вечного, чем временная изолента и прочие вещи, которые «пусть пока будут так, я потом доделаю». Не будем осуждать фанерную приборную панель (кроме спидометра и вольтметра на ней, по сути, нет ни одного прибора) или полное отсутствие кожухов там, где им, вообще-то, неплохо было бы быть. На скорость и проходимость такие вещи не влияют. Лучше оценим необычную компоновку салона.
Сидячих мест – три. С учётом, что размеры PTZavr всего 3,1х1,4 метра, высота без учёта складной крыши – 1,6 м, три места – это очень хороший результат. Расположены они необычно: водитель – справа, пассажир – слева, второй пассажир – впереди, спиной к левому борту. Но расположиться можно с удобством.
Как я уже говорил, управление тут почти как у мотоцикла: такой же руль, да и ручка газа тоже на руле, справа. Слева – управление электрической лебёдкой. Что ещё хорошего в таком руле? Вспомним: поворот осуществляется за счёт фрикционов, то есть подтормаживания одной из сторон вездехода. Обычно для управления фрикционами используют рычаги, которые имеют один недостаток: за них нельзя держаться, надавишь на рычаг нечаянно, и машина поедет в сторону. А вот в руль можно вцепиться и не отпускать до окончания поездки, что иногда очень удобно.
Ну что ж, поехали!
В управлении этим вездеходом есть очень и очень много тонкостей. Но зато он сразу же вызывает восторг: мы едем по лесу, но PTZavr умудряется проскочить в такие щели, куда, кажется, и пешком не протиснуться! А при желании его можно развернуть на пятачке. Пока по моему довольному лицу хлещут еловые ветви (окошек-то тут нет, закрывать нечего), мы пробираемся к реке.
Съезжать в речку лучше под прямым углом. И всё потому, что уж очень любит PTZavr завалиться набок, даже его конструкторы признались: раз семь смогли его «кувырнуть», пока привыкли к этой его особенности. Что поделать – узкая колея хороша в лесу, но устойчивости никак не добавляет. Поэтому в речку входим почти перпендикулярно. Как только вездеход занимает горизонтальное положение, крутим рукоятку газа. Моторчик Матиза взвизгивает, будто ему воткнули шило в инжектор, и PTZavr выбирается на противоположенный берег. Не могу сказать, что крутые берега даются ему легко. Иногда нам всё же приходилось «лебедиться», но это уж если лезли с твёрдым намерением застрять. Если ехать без фанатизма, то проходимость и, главное, манёвренность этого вездехода просто поражают.
Полное отсутствие подвески не делает его слишком жёстким. Да, язык иногда прищемить можно, но кто ж катается по бездорожью, зажав язык зубами? Зато отказ от подвески позволил сделать вездеход максимально непотопляемым: вода хоть и может просочиться сквозь сальники в корпус, её будет мало. Сзади в кузове есть сливные отверстия – это если плавать придётся долго, то воду всё же нужно слить.
Мы тем временем подъезжаем к болоту… Тут ходить пешком уже нельзя: проваливаешься. А вот PTZavr едет сравнительно легко. Его вес – всего 1 200 кг, а установка гусениц позволяет снизить давление на грунт до минимума. Нам не пришлось искать более-менее твёрдых участков – ехали, куда глаза глядят. Болото болоту рознь, оно бывает разных видов, и не всегда одна и та же техника способна пройти по любым их разновидностям. PTZavr был построен как раз для того, чтобы ездить по северным болотам, в том числе карельским. Должен признать, получилось. Он не рвёт верхний слой, не проваливается вниз. Впрочем, в более простых условиях он может проехать и без гусениц, на колёсах (они, кстати, от квадроцикла 27х12х12), но наша задача была – проверить всё, на что способен PTZavr, поэтому без «гусянки» нам делать было бы нечего.
Чтобы ни у кого не возникло сомнений, уточним насчёт критичных кренов и углов. Разумеется, возможности проводить лабораторные испытания у конструкторов нет, поэтому точных цифр назвать никто не сможет. Да, повалить PTZavr в сторону легко – нужно просто хорошенько разогнаться и подпрыгнуть одной стороной на подходящей кочке. Но давайте подумаем: кто из нас, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, будет проделывать на вездеходе подобные упражнения? Можно, конечно, опрокинуться случайно, но и это не так уж просто, поэтому не надо думать, что PTZavr неустойчив, как курс нефти. Нет, как раз ему доверия больше.
Теперь что касается продольных наклонов. Когда я впервые увидел в лобовое стекло небо, мне стало не по себе: вспомнился недавний Тритон-1 с его попыткой показать брюхо солнечному свету. Но со временем, лёжа спиной на спинке кресла или видя в лобовое стекло воду реки, я не волновался: PTZavr даже не думал сделать кульбит. Но осторожность ещё никому не помешала.
Вечером…
Вот и закончилась поездка на ПиТиЗавре. Да, было весело, интересно. Но пора отправлять его в гараж до следующих «покатушек». Это значит, что надо снять гусеницы, сложить крышу и загнать его в фургон. Все операции проделываются быстро: опыт эксплуатации уже вполне приличный. И знаете, мне было жалко, что всё закончилось так быстро, часа за четыре: очень уж он мне понравился.
Да, я скептически смотрел на двигатель Дэу, я сомневался в «водопроводных» гусеницах, я не был поражён видом салона. Но ведь он сделан частниками, а ездит ничуть не хуже некоторых заводских моделей! Более того, конструкторы выбрали очень правильный подход к конструированию: они определили цели, для которых строили будущую машину. И именно в тех условиях, для которых она была создана, и проходила её доводка.
Я не знаю, как PTZavr покажет себя в песках, на камнях или глубоком снегу. Но там, в лесу, на болоте, он не стеснялся ничего, и это только подтверждает то, что с поставленными перед собой задачами создатели вездехода справились. Остаётся надеяться, что PTZavr – далеко не последнее их детище, а увлечение строительством вездеходов не разобьётся о какой-нибудь экономический кризис или другое непреодолимое препятствие.
Хотя, вряд ли есть для таких людей что-то непреодолимое.
«Ментовозы дяди Вовы»: как я в гараже построил 29 вездеходов
Я тридцать с лишним лет носил погоны. Ушел на пенсию подполковником в 2011‑м.
Еще когда был милиционером, увлекся рыбалкой, охотой, сбором ягод и грибов. Работа была напряженной: 15–16 часов в сутки, а тут выйдешь в лес, пройдешь десяток-другой километров, подумаешь о чем-то постороннем — и голова проясняется. С тех пор в лесу я бываю не реже одного-двух раз в неделю.
Когда собирал клюкву на болотах, видел, как местные жители передвигаются на самодельных вездеходах. Их у нас называют каракатами — видимо, по аналогии с каракатицами. Это очень примитивные агрегаты — обычно на базе мотоциклов «Восход», «Минск», «Иж Планета» или «Иж Юпитер».
Вот тогда и загорелся: «А чем я хуже? Сделаю-ка я свой болотоход».
Свои вездеходы я называю «ментовозами». Не вижу в этом названии ничего обидного, ведь я сам из милиции
Как сделать вездеход в обычном гараже
Чтобы собрать вездеход, нужен обычный гараж с набором самых ходовых инструментов: пилой-болгаркой для резки труб, оборудованием для сварки (у меня она трех видов), домкратами и прочим. Я себе поставил задачу — в конструкции не должно быть больше шести элементов, изготовленных на токарном станке. Станка у меня нет, поэтому такие детали заказываю на стороне.
Профильные трубы для рамы и каркаса покупаю в магазине и сам свариваю их в нужной конфигурации. Мосты — как правило, они уазовские — с авторазборок, куда поступают битые машины. Двигатели — оттуда же. Сначала я пользовался моторами мотоциклов и мотороллеров, но потом перешел на двигатели от наших «Оки» или ВАЗа, в основном «девятки». Пробовал и китайский «Лифан», но он получается дороже, чем старые «жигули».
Донорами для колес становятся покрышки от вездехода КрАЗ (его в народе называют «лапотником»), МАЗа или «Урала». Раньше они валялись на свалках, а сейчас приходится покупать.
Чтобы покрышки были легкими, снимаю с них несколько слоев, оставляя максимум четыре корда.
Никаких предварительных чертежей будущего вездехода не делаю. Все в голове. По наитию. Под свою задумку и подбираю необходимые составляющие.
Про первые «ментовозы»
Первый вездеходик пытался сделать из своего огородного мотоблока: присоединил к нему тележку с колесами.
«Ментовоз-2011» — мотосредство с рамой от тяжелого мотоцикла «Урал», двигателем от мотороллера «Тулица»
Спустя год я создал свою первую полноценную машину, которую самоиронично назвал «ментовоз». Это было причудливое трехколесное мотосредство с рамой от тяжелого мотоцикла «Урал», двигателем от мотороллера «Тулица», мостом от «Москвича-412», коробкой от ВАЗ-2101 и простой цепной передачей. Вот на нем я и совершил свои первые поездки в лес.
Ну а дальше — пошло-поехало. Особенно после того, как вышел со службы на пенсию и свободного времени стало много.
Все мои машины — колесные. Гусеничную технику я не очень люблю. Она тяжелая и дорогая в производстве.
Про мой парк вездеходов
Свои аппараты я уже традиционно зову «ментовозами». У каждого детища есть и отдельное прозвище-название. Например, «Муравей» — потому что он сам весит меньше, чем груз, который может перевозить.
Еще я участвую в соревнованиях «Вездеход-Трофи». Раньше они проходили в Ленинградской области, а в этом году впервые пройдут на Вологодчине
Мой любимый вездеход — это «Боевая машина мента», или, по-другому, «Зверюга». Он плавающий. Если нужно проехать по жидкому болоту поверх мха, колеса за несколько секунд спускаются, давление на поверхность становится минимальным, и мы легко преодолеваем топь. Потом компрессором точно так же за несколько секунд колеса накачиваем обратно.
«Болотный бегемотик» в естественной среде обитания
У «Зверюги» гидрообъемное рулевое управление — можно баранку пальцем крутить. Рама, как и во всех предыдущих моделях, так называемая переламывающаяся, то есть состоящая из двух частей. Это позволяет легко преодолевать неровности рельефа и крутые ямы. Очень удобный заход в кабину для водителя и отличный обзор. А еще боковые дверцы для аварийного выхода. Сверху поставлен кунг для 3–4 пассажиров с двумя спальными местами.
Сейчас я вожусь со своим тридцатым вездеходом, которого назвал «Агрессор». Считаю, он будет самым совершенным из всех. В нем куча моих личных, эксклюзивных технических решений.
Все мои машины — колесные. Гусеничную технику я не очень люблю: хотя у нее есть свои плюсы, но она и тяжелая, и дорогая в производстве
Впервые я использую непереламывающуюся усиленную раму хребтового типа, которая позволяет ставить мосты от УАЗа и двигатель вазовской «девятки». «Агрессор» уже на ходу, осталось кое-что доделать по мелочи.
Почему вездеход у нас незаменимая вещь
Большинство вездеходов я раздал друзьям, родственникам и знакомым. Небольшую часть продал. Без такой машины в наших северных краях — никуда! Ведь больше половины территории Вологодской области — это топи и болота.
Без в вездехода в наших краях — никуда!
Цена моего трехколесного вездехода на базе мотоциклетного двигателя была смешная — 25 тысяч рублей, четырехколесного с автомотором — в пределах 350–400 тысяч. Это даже ниже себестоимости производства. Но для меня это не бизнес и не средство заработать, а просто увлечение всей жизни.
Несколько лет назад мы начали проводить и вездеходные походы в труднодоступные исторические места и к уникальным природным памятникам. Не только по Вологодчине, но и в Карелии и соседних регионах.
Например, в 2014 году на 9 вездеходах, преодолев 130 километров, мы дошли до заброшенного города Чаронда, основанного еще в XIII веке на границе с Архангельской областью.
А еще несколько раз мне приходилось выступать в роли спасателя МЧС. Еду где-нибудь по болоту в глухомани и вдруг слышу крик: «Помогите!» Выходят измученные, покусанные комарами и мошкой мужчина и женщина. Собирали клюкву, ушли далеко от машины, заблудились, мобильник сигналы не ловит. Ночь провели под кустом и совсем уже отчаялись.
Беру их на борт моего «ментовоза» и везу километров 10–15 до оставленной машины или прямо в поселок, откуда они вышли.
Текст: Сергей Пономарев
Фото: из личного архива Владимира Сидорова
ความคิดเห็น • 0
а можно по конкретнее с чего гусеницы?? спасибо
ну братцы СУПЕР молодцы )
места в кабине маловато а так молодцы
вкладыши выдержать такой нагрузка?
Почему москвичи говорят: вотонон
доказательство универсальности наших Мотек и их компонентов))
Можете помочь? Нужны размеры шатуна коленчатого вала на 1 литр (диаметр корня 44 мм).
расскажи пожалуйста про датчик абсолютного давления, симптомы его неисправности
Интересно, было бы посмотреть аппарат на бездорожье!
Вариатор самодельный или заимствован?
Рубрика «Это вы можете» телевидение 1985 года 🙂
Он регистрируется как трактор? Номеров не увидел. А вообще- молодцы!)
Кузов из металла какой толщины?
в магазине) я так понимаю техника еще в процессе построения, хотя замечание в тему. Владимир, не наснимайте себе на штраф ненароком, а то прецеденты были
подскажите почему так плохо включается вторая передача если переходишь на пониженную, что менять тросы или это коробка
нужно на нейтрали давать немного газу,а потом выжать сцепление-тогда передача спокойно включится. Скорее всего синхронизатор накрывается. если я не ошибаюсь.
попробуй подгазовывать при переключении.
интересно сколько она весит.. мне кажется литровый двигатель подошел бы туда лучше.
Вездеход Матиз
ความคิดเห็น • 0
«Щас до спуска на Крутиковский. » 😄😉
Слежу за твоими работами, земеля! Молодчага!🤝👍
Колесник конешно же хорошо но гусеничный лучше
Мужское средство передвижения
Чертежи аппарата имеются))?
Хочется двигатель по центру поставить ни как все с перед))думаю так и развесовка лучше будет))вот и узнаю у всех кто как делает!
С чертежами не интересно. Интернет в помощь. Сейчас всё очень доступно. Ну и каждый проект конечно же индивидуально
Посмотреть бы как он поведет себя на торфяном болоте. И какие понты будут у водителя
Посмотрите на Ютубе вездеход прикол 11, характеристики примерно одинаковые, но тот в торфе творит чудеса
@Сергей Проскурнин мотор 0.8 куб.и так прёт по тайге,невероятно.я удевлён. ну спасибо.я из д. востока г.уссурийск хочу тоже сибе такой каракат калхозить. всего вам хорошего.
@Горец Горецот Дэу Матиз)))
@Сергей ПроскурнинСергей на митизе что за двигун стоит.если не секрет.
@Сергей Проскурнин а где, я чтото нигде ненашол.
Почему не найти? Мой другой вездеход, Пассо)))
Мечта моя собрать что нибудь
Как себя показывает блокка иж техно,проблем с ней не возникало, за сколько её брал?,у меня тоже гп 5,2 газель и колёса ураган
@Евгений Евгений без обид, читайте принцип работы в интернете. Всё предельно понятно
@Сергей Проскурнин она считается принудительной?её просто включил-выключил и все?
Если нет грузоподъемности это уже просто жопокаталка и 500.000т.р. не стоит. Жопакаталка от150 до200т.р куда оправдана покупка. В1тону должен тянуть без потери проходимлсти как
@Камера 24 покупайте прикол, как раз под вас техника, в чем проблема? Вроде их собирают, продают.
С вашими запросами я сомневаюсь что вы найдете вездеход)))
@Камера 24 так в чём проблема? Откройте производство, сделайте хороший проходимый, комфортный, удобный, экономичный вездеход, тысяч так за 300. Я с удовольствием куплю у вас его и не нужно мучаться год в гараже, пиздякаться. Вперёд.