Вездеход самодельный на базе нивы
Делаем из Нивы настоящий внедорожник (из собственного опыта)
Нива является уникальным отечественным автомобилем, а так же первым семейным полноприводным внедорожником. Эта модель в заводском состоянии способна преодолевать труднопроходимые участки дорог, но не всегда удачно справляется с обязанностями. Это обусловлено следующими факторами:
За основу будет взят карбюраторный двигатель, объемом 1.6 литра. Для того, что вы на выходе получить мощный мотор для преодоления трудных дорог, потребуется полный капитальный ремонт. В первую очередь требуется расточка блока цилиндров до размера 82 мм. Это позволит установить поршни модели 21213, либо незначительно облегченные 21083. В паре с новыми поршнями будут монтированы облегченные шатуны (каждый на 125г). Для того, что бы получить объем 1.8 литра, приобретаем коленвал сходом поршня 84 мм.
Что бы обеспечить качественное и своевременное зажигание, устанавливаем БСЗ (35$).
Для того, что бы прокормить новый мотор потребуется купить карбюратор «Солекс» для Москвича 2141, объемом 1.8-2.0 литра, либо «Солекс Спорт» (95$).
Выхлопная система должна быть прямоточной, комплект, которого составляет 120 уе.
Что бы преодолевать глубокие водоемы, потребуется переместить генератор на уровне ГБЦ, а так же установить шноркель. Новый мощный генератор с установочным комплектом будет стоить 100 уе, а шноркель 50уе.
Касательно коробки передач: достаточно будет перебрать ее заново. Сцепление можно установить от Шевроле Нива, так как диаметр диска сцепления 215 мм, что позволяет держать высокую мощность. Ремонт КПП и новое сцепление будет стоить 200 уе.
Раздаточная коробка так же подвергается капитальному ремонту, и для нее приобретается подрамник, который надежно закрепит элемент трансмиссии, продлив ей жизнь (150 уе).
На передний и задний мосты устанавливаем винтовую блокировку дифференциала, которая отличается высокой надежностью. Стоимость двух блокировок 400 уе.
Полуоси, после установки больших колес, должны быть усиленными и больше в диаметре. Такой комплект обойдется в 300уе.
Итого, модернизация трансмиссии обойдется 1200 уе.
Для увеличения клиренса на 50 мм потребуется лифт комплект, который стоит 150 уе. Вдобавок потребуются регулируемые реактивные штанги (60уе), амортизаторы газомаслянные и жесткие пружины (120уе). Чулок моста покупаем усиленный, так как нагрузка на него значительно возрастет. Так же приобретаем стабилизаторы поперечной устойчивости с большим диаметром.
Колеса устанавливаем увеличенного диаметра с грязевыми покрышками. Для установки колес потребуется подрезка арок и установка проставок. Комплект колес выйдет в 800уе.
Итого ходовая вышла нам в 1200уе.
Кузов и его облегчение
Кузов Нивы весит довольно много, поэтому снизим вес при помощи деталей кузова из стекловолокна; это будет крышка багажника, капот и крылья. Данный комплект обойдется в 200уе. Бампера следует заменить на силовые, с возможностью установить лебедку. Начальная стоимость силовых бамперов с кенгурятником и боковыми дугами 400уе.
Оптика должна пополниться минимум двумя противотуманными фарами желтого цвета, а так же светодиодной люстрой на крыше (150уе). Для того, что бы поместить запасное колесо, лопату, канистру и другие необходимые вещи для успешных поездок по бездорожью, устанавливаем специальный багажник на крышу (150уе).
Отметим, что после установки колес большого диаметра, они будут тереть об арки, поэтому арки потребуется обрезать, и что бы придать эстетический вид – установить пластиковые расширители арок.
В среднем, модернизация и оснащение кузова обошлась в 950уе.
Что касается салона, то рекомендуется установить дополнительные приборы, которые дают подлинную информацию о температуре двигателя, давлении масла и напряжения бортовой сети. Сидения рекомендуется сменить такие, что бы при резких поворотах и при качении можно было сидеть удобно и комфортно.
Исходя из вышеописанного списка, можно выявить следующее: за 4500- 5000 долларов мы получаем внедорожник, построенный своими руками, который будет преодолевать преграды, которые неподвластны многим современным джипам. Конечно же, за эту сумму можно найти старый внедорожник с похожими характеристиками, но обслуживание и ремонт такого «аппарата» выйдет намного дороже, чем содержать ВАЗ Нива. Так же, большим преимуществом Нивы является доступность в тюнинге и модернизации, а стоимость усовершенствованных запчастей на порядок ниже, чем у иностранных конкурентов.
САМОДЕЛКИН ДРУГ
Вездеход гибрид ОКИ и НИВЫ на шинах низкого давления
Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» из представленного материала вы узнаете, как самостоятельно собрать вездеход гибрид из Отечественных автомобилей ОКА и НИВА на шинах низкого давления. Представленная машина предназначена для преодоления бездорожья, водных преград, а так же снежных заносов. Рама вездехода сварена из профиля квадратного сечения 40х40 мм, двигатель от автомобиля ОКА, а так же с нее заимствована КПП, рулевое управление, электрика, облицовка, сидения и прочие мелочи. Трансмиссия практически полностью НИВА, в последствие мосты были заменены на УАЗовские более надежные в эксплуатации. Раздаточная коробка и шрусы НИВА.
И так, давайте более внимательно рассмотрим процесс сборки вездехода на шинах низкого давления.
Материалы
Инструменты
Пошаговые фото сборки вездехода на шинах низкого давления своими руками. Вначале автор изготовил колесные диски (см фото ниже)
Установлены шины «Шаина»
Рама и корпус вездехода из профиля.
Установка ДВС.
Сидение водителя размещено по центру салона, взади пассажирское для двух человек.
Рундук.
источник: Lunahoda.net
Вездеход самодельный на базе нивы
Сообщение H_A_N » 23 дек 2020, 20:33
Для легких (полная масса 1500 кг) гусеничных вездеходов в качестве автомобиля – донора удобно использовать силовые установки заднеприводных и переднеприводных автомобилей. Гусениц – две, приводных колеса – тоже два.
Для легких колесных вездеходов с числом колес – 4 в качестве донора в большей степени подходят полноприводные автомобили.
Первым очевидным кандидатом на такую роль донора вездехода является автомобиль Нива.
Тут уже возникает значительное число вариантов применения узлов трансмиссии и всей силовой установки автомобиля Нива.
Максимальный крутящий момент доступных двигателей этого семейства составляет 135 Нм. Коробка переключения передач (КПП) имеет передаточное число 3,67 на первой передаче и 0,82 на пятой. Следовательно, КПП Нивы выдерживает на входе крутящий момент 135 Нм и при этом может создать на выходе крутящий момент до 135 Нм х 3,67 = 495 Нм.
Именно по этой причине ни в коем случае нельзя ставить на Ниву блокировки дифференциалов мостов. Эти блокировки неизбежно приводят к поломке полуосей мостов.
Нам при конструировании трансмиссии также следует придерживаться этого правила: если вы собираетесь делать блокировку дифференциала моста, то замените мост на более мощный. Какой? Выясним это позже.
Обычные мосты Нивы имеют ПЧ = 3,9.
Рассмотрим вариант колесного вездехода с переломной рамой или поворотными колесами. Здесь всю силовую установку Нивы будем использовать в полном объеме. Снова в качестве отправной точки берем минимальную скорость вездехода 1 км/час при 1000 об/мин двигателя. Делим 1000 об/мин на ПЧ 1-ой передачи КПП (3,67), затем на ПЧ пониженной передачи РК (2,135), затем на ПЧ главной передачи (ГП) моста (3,9) и получаем:
1000 / 3,67 / 2, 139 / 3,9 = 32,7 об/мин.
32.7 – это число оборотов в минуту полуосей мостов при минимальной скорости вездехода.
Возьмем для примера колеса чуть более скромного диаметра – 1300 мм, что позволит проектируемую трансмиссию сравнить с трансмиссией популярного вездехода ДИФ-4.
Длина окружности колеса 1300 мм х 3,14 = 4,08 м. 1км/час = 16,7 м/мин. При минимальной скорости колесо за минуту совершит 16,7 / 4,08 = 4,1 оборота.
Поскольку за минуту при минимальной скорости полуоси совершают 32,7 оборота, то между мостом и колесом необходимо установить бортовой редуктор (БР) с передаточным числом 32,7 / 4,1 = 8.
Получилась следующая схема трансмиссии колесного вездехода.
Подчеркну, что это вариант использования двигателя, трансмиссии и прочих узлов Ваз-2121 Нивы в максимально большом объеме. Из явных преимуществ схемы перед предыдущими схемами является наличие 10 скоростей, что в значительной степени снимает неудобство малой максимальной скорости вездехода.
При минимальной скорости 1 км/час максимальная скорость вездехода при 5600 об/мин составит 1 км/час х 5600 об/мин / 1000 об/мин х 2,135 (1 ПЧ РК) / 1,2 (2 ПЧ РК) х 3,67 (1 ПЧ КПП) / 0,82 (5 ПЧ КПП) = 44,6 км/час. Очень и очень неплохой результат.
Огромным преимуществом схемы является возможность включения блокировки главной передачи (ГП) раздаточной коробки (РК) только при необходимости. В обычном режиме все колеса движутся независимо, что самым благоприятным образом сказывается на проходимости по местности с сильно развитым рельефом и на ресурсе трансмиссии. Блокировку следует включать только при плохом сцеплении с почвой, когда жесткая связь колес между собой уже не столь пагубно сказывается на ресурсе трансмиссии.
Очень не рекомендую делать блокировку мостов. Лучше сделать раздельное торможение по бортам. Преимущество такого метода торможения рассмотрим в другой специализированной статье.
Что можно посоветовать по поводу бортового редуктора? Можно сделать двухступенчатый цепной редуктор, что, к сожалению, многие не любят. Такое решение трансмиссии позволяет обратить максимальное внимание на единственный сложный самодельный узел – бортовой редуктор (БР).
Итак, вполне жизнеспособен вариант колесного вездехода с колесами 1300 мм и силовой установкой Нивы (двигатель, КПП, РК, мосты) плюс четыре бортовых редуктора ГАЗ-71. Это точно будет не хуже, чем трансмиссия ДИФ-4. И намного проще в реализации.
Еще лучше этот вариант с колесами БЕЛ-79.
Считаем тягу вездехода. На выходе РК максимальный крутящий момент будет 1057 Нм. Суммарный крутящий момент на колесах будет равен 1057 Нм х 3,9 (ПЧ ГП) х 8 (ПЧ БР) = 32978 Нм. Делим полученный момент на радиус колеса и получаем 32978 / 0,65 / 9,8 = 5177 кгс. Абсолютно чудовищная тяга, превышающая полную массу вездехода более чем в три раза. Фактически это вариант для любителей динамичной езды. Будем считать, что запас – дело неплохое. Получили исключительно удачную тяговитую схему трансмиссии легкого колесного вездехода. Основные ходовые качества вездехода будут как минимум не хуже, чем у популярного вездехода ДИФ-4 при несравнимо более дешевой комплектации. Десять скоростей – тоже немаловажное преимущество перед ДИФ-4.
Рассмотрим теперь возможные реализации гусеничного и бортповоротного колесного вездеходов. Если перед нами стоит задача сохранить независимость всех колес при движении по сильно развитому ландшафту, то схема на рис. 1 полностью подходит для бортповоротного колесного варианта вездехода.
Если нас больше заботит вес вездехода (а также в случае гусеничной реализации вездехода), то необходимо расстаться с одним из мостов, поскольку он явно лишний. Сразу возникает проблема выравнивания крутящих моментов. Как это сделать? Ставить повышающий редуктор между раздаточной коробкой (РК) и мостом глупо. Убрать РК означает лишиться расширенного диапазона скоростей. Один из выходов следующий. Необходимо использовать двигатель с максимальным крутящим моментом, не превышающим 135 / 2 = 67,5 Нм. Это могут быть самые маломощные четырехцилиндровые двигатели ВАЗ с объемом двигателя до 1,2 литра. Можно дефорсировать двигатель Нивы. Можно использовать двигатели Оки или Матиза и аналогичные им. Главное – не превысить крутящий момент 67,5 Нм.
Считаем гусеничный вариант. Снова в качестве ведущей звездочки гусеницы используем автомобильный колесный диск диаметром 13 дюймов (330 мм). Длина окружности диска 330 мм х 3,14 = 1 метр. 1км/час = 16,7 м/мин. За минуту звездочка должна совершить 16,7 / 1 = 16,7 оборотов. Считаем ПЧ бортового редуктора (БР). Делим число оборотов полуосей моста при минимальной скорости (вычисляли выше) на число оборотов ведущей звездочки гусеницы и получаем 32,7 / 16,7 = 1,96. Это уже совсем интересно в плане разнообразия реализаций. Можно формально предложить рассчитать цепной редуктор, можно предложить бортовой редуктор переднего моста трактора Т-40, можно пойти по пути подбора передаточных чисел. В последнем случае следует найти ГП моста с максимальным ПЧ, а также уменьшить диаметр ведущей звездочки гусеницы.
Схема трансмиссии гусеничного вездехода будет выглядеть так.
Считаем тягу. На мост не должен поступать крутящий момент более 528 Нм.
528 Нм х 3,9 (ПЧ ГП) х 1,96 ПЧ БР) / 0,165 (радиус ведущей звездочки гусеницы) / 9,8 = 2496 кгс (килограмм-сила), что также значительно превышает полную массу вездехода. Тяга борта будет составлять 1248 кгс, что гарантирует уверенный бортовой дифференциальный поворот.
Считаем колесный бортповоротный вариант. ПЧ бортового редуктора уже посчитано выше. ПЧ БР = 8. Тут ситуация совсем интересная. Если мы отказались от второго моста в угоду простоты и весу, то раздачу крутящего момента на колеса одного борта необходимо производить цепями. Именно для этого цепи и существуют, чтобы передавать крутящий момент на приличное расстояние. Если передаем момент цепью, то ничто не мешает сделать одноступенчатый цепной редуктор. Отсюда два решения. Либо от моста крутящий момент на колеса передается двухступенчатым цепным бортовым редуктором, либо от моста момент подается сначала на бортовой редуктор ГАЗ-71, а уже от БР ГАЗ-71 крутящий момент подается на колеса через одноступенчатый цепной бортовой редуктор (ЦБР).
С учетом особенностей реализации трансмиссии тяга такого вездехода составит ровно половину от рассчитанного выше колесного варианта и составит 2589 кгс. Никаких проблем с дифференциальным бортовым поворотом, естественно не будет.
Схема трансмиссии колесного бортповоротного вездехода будет выглядеть так.
Очень интересный вариант трансмиссии гусеничного вездехода получается, если оставить от Нивы двигатель, КПП и РК, а в качестве моста выбрать мост от УАЗа с максимально возможным передаточным числом главной передачи (ПЧ ГП = 5,38). В качестве приводной (ведущей) звездочки гусеницы выберем колесный диск автомобиля Ока на 12 дюймов. 12 дюймов = 304,8 мм. Радиус колеса 0,15 м. Длина окружности звездочки 0,957 м. 1 км/час = 16, 7 м/мин. За минуту звездочка должна при минимальной скорости совершить 16,7 / 0,957 = 17,45 оборота.
Считаем число оборотов полуосей моста при минимальной скорости.
1000 об/мин / 3,67 (1 ПЧ КПП) / 2,135 (1 ПЧ РК) / 5,38 (ПЧ ГП моста) = 23,72 об/мин.
Разница между оборотами полуосей и ведущей звездочки гусеницы при минимальной скорости не столь значительна, чтобы ставить бортовой редуктор. Схема трансмиссии вездехода получается очень простой.
Минимальная скорость вездехода будет равна 1 км/час х 23,72 / 17,45 = 1,36 км/час. Очень неплохой результат.
Считаем тягу. На выходе РК Нивы максимальный крутящий момент будет 1057 Нм.
1057 Нм х 5,38 (ПЧ ГП моста) / 0,15 (радиус звездочки гусеницы) / 9,8 = 3868 кгс (килограмм-сила). Тяга вездехода численно в 2,6 раза больше полной массы вездехода. Очень высокое значение.
Максимальная скорость составит 1,36 км/час х 5600 об/мин / 1000 об/мин х 3,67 (1 ПЧ КПП) / 0,82 (5 ПЧ КПП) х 2,135 (1 ПЧ РК) / 1,2 (2 ПЧ РК) = 60,6 км/час при 5600 об/мин двигателя.
Получили схему скоростного тяговитого вездехода с минимальнейшими переделками заводских узлов.
Таким образом, на базе ВАЗ-2121 Нива мы получаем большое количество возможных реализаций вездеходов как гусеничных, так и колесных с очень большой тягой, гарантирующей отличный дифференциальный поворот.
Вместо двигателя ВАЗ-2121 и коробки ВАЗ-2121 ставим двигатель от автомобиля Ока ВАЗ-11113 с максимальным крутящим моментом 44,1 Нм и коробку переключения передач автомобиля Ока с передаточным числом главной передачи 4,1.
Получается следующая схема трансмиссии.
Из схемы видно, что раздаточная коробки Нивы немного перегружена крутящим моментом, что требует достаточно аккуратного управления таким вездеходом. В остальном схема трансмиссии вполне пригодна для реализации. Очень хорошим обстоятельством является отсутствие бортовых редукторов и использование деталей автомобиля ВАЗ-2121 Нива в максимально возможном объеме.
Считаем минимальную скорость вездехода.
1000 об/мин / 3,7 (ПЧ КПП) / 4,1 (ПЧ ГП КПП) / 2,136 (1 ПЧ РК) / 3,9 (ПЧ ГП моста) = 7,9 об/мин. Это число оборотов полуосей мостов при минимальной скорости.
Длина окружности колеса 1,3 х 3,14 = 4,08 м. За минуту вездеход проедет 4,98 м х 7,9 об/мин = 32,2 м. За час вездеход проедет 32,2 м х 60 = 1932 м.
Минимальная скорость вездехода составит 1,9 км/час. Очень и очень неплохо с учетом отсутствия бортовых редукторов.
Тяга вездехода составит 1057 Нм (выход РК) х 3,9 (ПЧ ГП моста) / 0,65 (радиус колеса) / 9,8 = 647 кгс. Немного, но вполне хватит для очень легкого вездехода.
Если применить шины Бел-79 диаметром 1085 мм, то минимальная скорость будет 1,6 км/час а тяга 775, что существенно лучше, чем в варианте с колесами диаметром 1300 мм.
Вездеход Нива на больших колесах: как переделать самому на бездорожье, важные моменты, какие шины выбрать
Нива-болотоход пользуется большой популярностью на Крайнем Севере. Такой агрегат способен пройти по любому бездорожью, по раскисшему грунту или весенней тундре с многочисленными прогалинами. Давление на грунт минимально, этим усиливается высокая проходимость машины. Снегоболотоход на базе Нивы — надежный транспорт. Сделать его технически несложно и недорого.
Конструкция Нивы
Нива — нестандартный автомобиль российского производства. Он имеет массу достоинств.
Однако есть и свои недостатки, самые главные из которых на примере ВАЗ-2121:
Важные моменты перед началом работ
Перед началом сборки следует сделать чертежи, эскизы, просчитать нагрузки, определить последовательность работ.
Есть множество давно созданных удачных моделей, проще всего позаимствовать какой-либо функционирующий образец болотохода, сделанный на базе Нивы.
Для работы потребуются инструменты и оборудованный гараж. Необходимо будет поднять днище машины, дополнительно приварить узлы из швеллеров и труб, поставить колеса большого диаметра, удалить крылья, поместив на их место брызговики.
Процесс переделки автомобиля своими руками
Чтобы сделать вездеход из Нивы,часто берут узлы от других транспортных средств. Так, элементы ходовой заимствуют от УАЗа (отличительные особенности: хорошее качество и низкие цены). Для обшивки используют листовой металл и диски.
Для создания снегоболотохода на базе Нивы потребуется уменьшить вес машины. Для этого нужно срезать некоторые элементы. Важно учитывать, что не должны уменьшаться основные показатели прочности.
Вспомогательные чертежи
Перед началом работы необходимо составить чертежи и эскизы, просчитать размеры. Проще всего взять в качестве базы чертежи действующей модели болотохода.
Внешние изменения
Внешние изменения могут быть кардинальными. Нередки случаи, когда нужно сделать из Нивы вездеход, который может беспрепятственно проходить по глубокому снегу или заболоченной местности. Тогда колесная база оборудуется широкими гусеницами.
Процесс монтажа гусениц трудоемкий и достаточно непростой. При этом повышается коэффициент сцепления с поверхностью. Скорость такого ТС будет априори небольшой, по нормальной трассе ездить будет крайне затруднительно.
Болотоход имеет следующие параметры:
Замена и дополнение механики
Чтобы переделать Ниву в вездеход, используют трехдверный вариант автомобиля. Причин несколько:
Движок у этой модели имеет хорошую тягу на небольших оборотах. На такой агрегат необходимо ставить пятиступенчатую коробку передач (приемлемый вариант от ВАЗ-2110). Раздаточная коробка подойдет от УАЗа. В болотоходе размеры колес соответствуют параметрам моста и рамы. Можно взять элементы от военного УАЗа (с бортовыми редукторами) или КрАЗа. Лишний протектор часто удаляется, чтобы еще больше снизить массу.
Рама является базовым узлом для агрегата. На ней своими руками монтируют:
Клиренс у такого ТС составляет около 500 мм, кузов становится длиннее на 0,3 метра, дверной проем расширяется на сходную величину. Ставится также гидроусилитель, без него управлять машиной будет затруднительно.
Что касается системы охлаждения, дополнительно ставят еще один радиатор и вентилятор.
Это способствует снижению температуры силовой установки, которая в основном работает на небольших оборотах, что приводит к чрезмерному нагреву.
Движок BA3-21213 фиксируется в 4 точках на опорах. Ставится коробка передач BA3-21083, главная пара 3,9. Крутящий момент учетверяется, он передается с использованием «восьмого» колесного привода, который передается на раздаточный блок от Нивы.
Можно также сделать дополнительное усиление, используя уголки, передаточное число 23,984 (верхний ряд) и 42,432 (нижний уровень). При этом в расчет не принимаются ряды КП.
Все это обеспечит главные пары «восьмой» коробки передач и вазовских мостов вместе с демультипликатором Нивы. Машина способна беспрепятственно и уверенно передвигаться на малых скоростях и при этом не пробуксовывать. Любое бездорожье для нее не помеха.
Переделка салона
В салоне происходят такие видоизменения:
Как выбрать новые шины
Большие колеса низкого давления подходят для болотохода оптимально. Они не проваливаются в мягкий грунт, при этом сохраняется нужное сцепление с почвой.
Разновидности шин для болотоходов:
Покрышки имеют необходимый рисунок. Они выгодно отличаются длительным сроком службы и высоким коэффициентом прочности. Некоторые модели оснащаются системами, которые обеспечивают оперативную подкачку. Водитель имеет возможность регулировать давление в шинах в зависимости от качества дороги.
Без резки арок
Если ставить на Шевроле Ниву колеса диаметром 29 дюймов, то резать арки нет необходимости. В редких случаях обрабатываются уголки на бампере (спереди). Еще несколько лет назад для дорестайлинговой Шевроле Нивы изготавливались специальные расширители «Лаптер», но затем их производство было свернуто.
С необходимостью резки
Чтобы поставить колеса низкого давления, следует реализовать большой объем работ:
Резать арки у Нивы необходимо, чтобы поставить элементы диаметром 28-30 дюймов. Для этого требуется специальный инструмент, а также опыт выполнения подобных работ.
Передняя арка переделывается сравнительно просто, с кормовым блоком дело обстоит несколько сложнее. Арка сформирована из 2 элементов (внутреннего и наружного). После подрезки 2 части требуется свести воедино и правильно загнуть.
Сложность работы заключается в том, что показатели прочности и жесткости материала корпуса должны оставаться практически неизменными.
Для снегоболотохода
Лучшие шины для болотохода имеют такие характеристики: ВИД 20, размерность 1300 x 530-330, могут работать при давлении до 0,5 атм. Иногда для Нивы делают покрышки своими руками.
Каракат тоже оборудуется по сходному алгоритму. Б/у исходники берут от грузовых машин, вертолетов или самолетов, автомобильная резина используется стандартная.
Характеристики вездехода на выходе
Это транспортное средство делается с таким расчетом, чтобы оно соответствовало жестким экологическим нормам и одновременно обладало высокой проходимостью.
Машина в управлении достаточно тяжелая, поэтому необходимо поставить гидроусилитель. Характерные для Нивы вибрации во время работы силовой установки полностью отсутствуют, движок работает тихо. Ход агрегата можно назвать степенным, т.е. неторопливым и плавным.
Нива-снегоболотоход имеет такие технические показатели:
Машина двигается легко по зыбучим пескам и заболоченным низинам. Использование больших колес позволяет оказывать на грунт минимальное давление. Такие ТС применяются часто в регионах вечной мерзлоты и тундре.
А вы могли бы своими руками сделать болотоход на базе Нивы?