Зачем нужна блокировка дифференциала на ниве
Блокировка дифференциала на Шевроле Нива: для чего предназначена и как она работает
Шевроле Нива показывает достойные результаты как в городских условиях, так и на бездорожье. Последнее не удивительно, так как модель выполнена по внедорожной компоновке, то есть имеет постоянный полный привод, раздаточную коробку и блокировку межосевого и межколесного дифференциала.
Водителям обычных легковых автомобилей с приводом на одну ось часто бывает непонятно, как работает блокировка дифференциала на Шевроле Нива и других внедорожниках. Еще одна особенность Шеви Нивы — наличие раздаточной коробки, которой также нет на моноприводных автомобилях. Ее основное назначение перераспределение тягового усилия при передаче крутящего момента от двигателя к колесам.
Для чего предназначена блокировка
Межколесный дифференциал — механизм, обеспечивающий вращение колес одной оси с различной частотой. Он устанавливается в разрезе привода валов ведущих колес, а на автомобилях с полным приводам — на обоих мостах. Свое основное применение дифференциал находит при прохождении поворота — так как колеса одной оси проходят различное расстояние в повороте, то дифференциал обеспечивает устойчивость автомобиля и устраняет паразитарную циркуляцию мощности при прохождении поворотов.
Межосевой дифференциал применяется на автомобилях с двумя или более ведущими мостами. Он обеспечивает деление поступающего от карданного вала крутящего момента на два независимых потока. Еще одна функция узла — обеспечение устойчивости при прохождении полноприводным автомобилем поворотов.
Однако работающий дифференциал может создавать сложности на бездорожье. Если одно колесо автомобиля вывешено и не имеет контакта с дорогой, а второе колесо оси стоит на твердой поверхности, то работа дифференциала обеспечивает вращение именно вывешенного колеса.
Подобную проблему помогает решить принудительная блокировка дифференциала. Она позволяет выровнять соотношение поступающего крутящего момента на все четыре колеса, а значит, уравнять суммы скоростей вращения колес передней и задней осей. Если одно из колес находится в вывешенном состоянии или буксует, то максимум крутящего момента будет передаваться на колеса, имеющие максимальное сопротивление вращению. Передавая больший крутящий момент на колеса, имеющие сцепление с покрытием, блокировка увеличивает проходимость и позволяет преодолеть бездорожье.
Принудительная или автоматическая блокировка дифференциала — непременный атрибут полноприводных автомобилей, претендующих на звание внедорожников. Электронная (автоматическая) блокировка устанавливается на современных внедорожниках, однако ее недостатком будет недостаточно быстрое реагирование на изменение дорожного покрытия. Принудительная (ручная) блокировка — более старый, но и более надежный и эффективный способ. В этом случае в салоне автомобиля расположен рычаг управления раздаточной коробкой, которым и производится блокирование.
Справка. На Шевроле Нива применена схема с ручной (принудительной) блокировкой дифференциала.
Включение блокировки дифференциала
У Chevrolet Niva установлено три дифференциала:
За включение и отключение блокировки отвечает раздаточная коробка («раздатка»). Она представляет собой совокупность нескольких узлов:
Как уже говорилось, блокировку дифференциала имеет смысл применять для преодоления препятствий. Лучше делать это не тогда, когда одно колесо или целая ось уже пробуксовывают, а при движении по дорожному покрытию с высоким риском завязнуть, забуксовать или вывесить колесо:
Выключают блокировку дифференциала, когда Шевроле Нива преодолела сложный участок дороги или бездорожье. При движении по нормальной дороге с равномерным покрытием заблокированный дифференциал снижает устойчивость автомобиля при прохождении поворотов. Поэтому после выезда на твердое покрытие рычаг раздаточной коробки должен быть передвинут вправо.
Внимание! Постоянно заблокированный дифференциал грозит не только увеличением риска аварии, но и уменьшает КПД мотора и снижает ресурс всей трансмиссии.
Правила использования дифференциала
В салоне Шевроле Нивы на центральном туннеле находится рычаг управления раздаточной коробкой. Он находится немногим ниже рычага управления КПП. Кроме управления блокировкой дифференциала, рычаг «раздатки» отвечает за включение понижающей передачи.
Рычаг имеет несколько положений:
Еще один элемент раздаточной коробки — понижающая передача. После включения она увеличивает крутящий момент, поступающий к колесам автомобиля. Понижающая передача применяется, когда ощущается нехватка мощности, например, при движении по сложному покрытию, при подъеме и т. д.
Справка. Если рычаг будет передвинут вперед и влево, будут включены и блокировка дифференциала, и понижающая передача. Такое положение обеспечивает максимальную проходимость.
Управление рычагом раздаточной коробки требует соблюдения нескольких правил:
Одна из проблем Шевроле Нивы — заклинивание рычага блокировки во включенном положении. Многие владельцы модели продолжают ездить с блокированным дифференциалом, так как на первый взгляд это не доставляет проблем.
Однако постоянно отключенный дифференциал плохо влияет на трансмиссию и эффективность мотора Шеви Нивы. Поэтому свойственную модели проблему нужно решать. Отключить заклинившую блокировку можно, переключая рычаг при движении задним ходом. Если это не помогло, то можно попробовать выключить блокировку, двигаясь вперед.
Справка. Чтобы в дальнейшем блокирование дифференциала осуществлялось без проблем, рекомендуется иногда включать его с периодичностью раз в неделю.
Заключение
Наличие раздаточной коробки с блокировкой дифференциала и понижающей передачей не делает из Шевроле Нивы вездеход. Повышенная проходимость на бездорожье — приятный бонус, а не основное назначение русско-американского внедорожника.
Если одновременно забуксуют или будут вывешены колеса на разных осях, то ни понижающая передача, ни блокировка не помогут. Поэтому перед преодолением серьезных препятствий лучше выйти из машины и оценить, способна ли Нива на это. Лучше потратить 5 минут на исследование бездорожья, чем несколько часов — на вызволение из него.
Винтовая блокировка на «Ниву»: принцип работы
Благодаря такому автотранспортному средству можно проехать по абсолютно любым, в том числе и по труднодоступным местам. Таких великолепных результатов позволяет достичь обычная блокировка. Вот о ней и пойдет речь в данной статье более подробно. Дифференциал представляет собой устройство, благодаря которому автомобиль может свободно двигаться по заданной траектории.
В автомобилях, у которых один привод, используется только лишь один межколесный дифференциал. А что касается полноприводных автомобилей, в них используется два-три межколесных и один межосевой дифференциал.
Общеизвестный факт, что во время поворота автомобиля левое и правое колеса проходят разный путь. Если они между собой очень жестко сцеплены, то одно колесо во время движения будет проскальзывать, а другое колесо, наоборот, тормозить. Из-за этого обстоятельства очень сильно возрастает нагрузка на ось. Следствием перегруженной оси является чрезмерный износ резины и поломка самой оси.
С этой проблемой справиться помогает исключительно дифференциал. Например, на обычных автомобилях он расположен между колесами на оси, благодаря этому колеса могут вращаться независимо друг от друга. Дифференциал при этом распределен между колесами не в равной пропорции, все зависит от условий движения каждого. То есть получается на одно меньше, а на другое – больше.
Работа дифференциального механизма
Дифференциал весь свой крутящий момент передает в ту сторону, в которой нагрузка минимальна. В результате этого получается, что одно колесо крутится максимально быстро, а что касается других колес, то они стоят на одном месте. И таким образом получается, что автомобиль не движется, а стоит на месте. Наглядным примером служит ситуация, когда автомобиль никак не может подняться по обледеневшей дороге в гору. В этих условиях получается, что колесо, которое попало на лед, продолжает крутиться, но сама машина при этом стоит на месте. В итоге автомобиль впустую шлифует дорожное покрытие. Избавиться от этой ненужной работы позволяет блокировка. Такая блокировка установлена на автомобиле «Нива», а также на многих других автомобилях, которые приспособлены к трудным дорогам.
Разновидности блокирования
В настоящее время существует два основных типа блокировки:
Межколесный тип блокировки тормозит работу дифференциала, который установлен между колесами на одной оси. А что касается межосевой, то ее задачей является обеспечить распределение усилий между мостами.
Принцип работы дифференциального механизма на «Ниве»
Если автомобиль двигается по хорошей дороге, то крутящий момент будет распределяться между всеми колесами равномерно. А если, например, двигаться по грязи или бездорожью, то крутящего момента будет недостаточно. Простая ситуация: если машина забуксовала, то весь крутящий момент будет поступать только на то колесо, которое застряло. В этом случае автомобиль двигаться не будет. То есть даже никакой полный привод в такой ситуации не поможет.
Для того чтобы выехать, необходимо включить межосевую блокировку. Работает этот тип блокировки по следующему принципу. В раздаточной коробке автомобиля есть специальная муфта. В момент включения блокировки происходит соединение валов, которые и передают крутящий момент на мосты. Таким образом, усилие, которое выдается в этот момент двигателем, будет между ними делиться принудительно поровну. Получается, что крутящий момент не уходит весь на буксующее колесо, а часть поступает на передний мост.
В каких ситуациях надо пользоваться блокированием
Если автомобиль движется по нормальной дороге, включать блокировку не требуется. А если выехать на проселок либо оказаться перед крутым подъемом, то водитель должен обязательно перестраховаться. Отсюда следует вывод, что к системе блокирования стоит прибегать только в тех ситуациях, когда перед автолюбителем при движении возникает препятствие. Делать это лучше всего заблаговременно, для того чтобы машина не застряла, тем более что процесс включения блокировки не занимает много времени.
И при этом необходимо помнить, что, если использовать систему блокирования без надобности, это не приведет к сохранности автотранспортного средства: начинает происходить перерасход бензина, а также изнашивается резина.
Каким образом можно включить блокирование
На автомобиле «Нива» делать это довольно просто. Справа от водителя находится три рычага, необходимо обратить внимание на самый маленький. Если его передвинуть назад, то начинает работать блокировка. Если эту ручку передвинуть, наоборот, вперед, то режим блокировки отключится. Стоит отметить, что подобные манипуляции лучше всего производить на неподвижном автомобиле.
Многие автомобилисты знают, что блокировка не всегда включается с первого раза. Иногда бывает так, что валы может «закусить». Это чаще возникает в тех ситуациях, когда автомобиль остановился на повороте. Для того чтобы этого избежать, необходимо немного проехать вперед либо назад и выровнять колеса. После этих действий блокировка включается с первого раза.
Блокирование дифференциального механизма
Полный привод не всегда гарантирует проходимость автомобиля по плохим дорогам. В большинстве случаев этого бывает недостаточно. Только в ситуациях, когда блокировка и полный привод работают вместе, автомобиль становится близким к вездеходам.
И при этом всегда нужно помнить о том, что блокировка дифференциала является режимом, предназначенным исключительно для трудных условий движения. С помощью системы блокирования можно проехать по тем местам, по которым другие автомобили не смогут проехать. Без необходимости в городе этот режим использовать не рекомендуется. В противном случае машина может сломаться.
Дифференциалы самоблокирующиеся
Для того чтобы процесс управления автомобилем был еще проще, используются самоблокирующиеся дифференциальные механизмы.
В настоящее время существует 4 основных вида системы блокирования:
Что касается современных разработок, то в них уже используются электронные системы контроля проскальзывания колес, которые основаны на использовании штатных тормозов, а также на применении датчиков вращения. Такие системы, как правило, совмещаются с противопробуксовочными и антиблокировочными.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Особенности самоблокирующегося дифференциального механизма винтового типа
Многие начинающие автомобилисты очень часто спрашивают, какой самоблок лучше поставить на «Ниву»? Ведь если установить не тот, могут возникнуть некоторые сложности.
Винтовую блокировку дифференциала по-другому еще называют червячной. В настоящее время эти самоблоки являются самыми массовыми, так же как и их производители. Поэтому очень важно обратить внимание на закалку металла и качество обработки. Не рекомендуется приобретать винтовую блокировку на «Ниву» от малоизвестных производителей. Это связано с тем, что такие самоблоки не смогут пройти и более 1000 км.
Поэтому необходимо приобретать проверенные винтовые блокировки. Отзывы на эту тематику стоит почитать. Например, если рассматривать наших отечественных производителей, то у автолюбителей пользуются спросом самоблоки от НИРФИ, «Вал-рейсинг», «Автоспринтер», AVT.
Многие автовладельцы на практике убедились в том, что винтовая блокировка на»Ниву» является идеальным балансом между проходимостью и управляемостью.
Червячные (винтовые) самоблоки представляют собой дифференциал повышенного трения, при котором блокировка частичная осуществляется за счет трения одних деталей о другие.
Винтовой тип самоблокирующихся дифференциалов в основном устанавливают на переднеприводные автомобили, например ВАЗ-2121, «Ниву-Шевроле». Для «Нивы» самыми популярными являются ДАН и ДАК.
ДАН и ДАК
ДАН расшифровывается как «дифференциал автоматический Нестерова». Он является неким продолжением ДАКа. Принцип работы винтовой блокировки заключается в следующем: он позволяет мягко распределять крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и дифференцировать угловую скорость ведущих колес машины при ее маневрах.
ДАК расшифровывается как «дифференциал автоматический Красикова». Этот дифференциальный механизм относят к семейству шариковых автоматических дифференциалов. Благодаря ему происходит полное блокирование, а также равномерно распределяется нагрузка.
Если судить по отзывам некоторых автолюбителей, то можно сделать выводы, что при работе данного дифференциала без какой-либо нагрузки срок службы его значительно сокращается. ДАК является идеальным вариантом для установки в подключаемый мост.
Преимущества и недостатки винтового типа
К преимуществам винтовой блокировки дифференциала на «Ниву» можно отнести следующее:
Самым главным недостатком винтовой блокировки «Нивы-Шевроле» является то, что со временем преднатяг ослабевает.
Использовать этот тип дифференциального механизма можно как в обычном повседневном вождении, туризме, так и в любительском спорте.
Достаточно часто многие автолюбители у специалистов спрашивают, какой самоблок лучше поставить на «Ниву 2121»? По мнению вторых, самым идеальным для данного автомобиля является винтовой тип дифференциального механизма.
Преимущества и недостатки дискового дифференциала
К его преимуществам можно отнести следующее:
К основным недостаткам можно отнести такие:
Применять такой тип дифференциального механизма лучше всего в следующих случаях: во время кольцевых гонок, ралли, ралли-кросса, дрифта.
Особенности штатного дифференциала
Этот дифференциальный механизм устанавливается на автомобиль еще на заводе. Он распределяет крутящий момент между колесами в таком соотношении как 50 на 50 %
К преимуществам такого дифференциала можно отнести следующие моменты:
К основным недостаткам можно относятся:
Блокировка дифференциала на Ниву (самоблок): доводим машину до совершенства
Сегодня мы рассмотрим изделия, позволяющие качественно улучшить трансмиссию Нивы. Их на рынке огромное множество. Мы постараемся внятно и доходчиво ответить на вопрос – какой самоблок лучше поставить на Ниву.
Содержание
С чем имеем дело?
Что такое дифференциал или как его иногда сокращённо называют «диф». Зачем он нужен?! Латинское слово «differentia» и схожее английское «different» переводятся на русский язык почти одинаково: «разница» или «разный». Существует ещё одно определение дифа – планетарная передача.
Назначение данного элемента – передавать посредством вращения мощность силового агрегата без её потери на полуоси с закреплёнными на них колёсами. Дифференциал заставляет их вращаться с разной частотой в зависимости от условий езды. Внутри поворота колесо совершает гораздо меньше оборотов, чем то, которое идёт по длинному радиусу. Будь на месте «планетарки» обыкновенная сплошная ось, вероятная паразитная циркуляция мощности гарантировала бы снижение контроля над машиной, потерю сцепления с асфальтом, существенный износ трансмиссии, невероятный расход горючего и т.д. Дифференциал же «сцепляет» привода одной оси, убирает «паразитное» явление, без потери мощности.
Межколёсный дифференциал присутствует почти во всех машинах. Он располагается обычно на ведущей оси. Осей, на которые «планетарка» раздаёт входящий поток мощности, может быть две и более.
Коэффициент, преднатяг и другие нюансы
Нива 2121 снабжена постоянным полным приводом, а потому кроме двух межколёсных дифференциалов у неё присутствует третий – межосевой, распределяющий момент между передком и задком.
Обычного «свободного» дифа владельцу Нивы не всегда хватает. Внедорожник покупают, чтобы гонять, как тёщу, по разному рельефу и покрытию: грязь, снег, лёд и т.д. Нередко автомобиль оказывается двумя колёсами на цепком покрытии, а другим бортом на скользкой текстуре. В такой ситуации его легко «потерять». Блокировка позволит не беспокоиться об этом.
Выбирая блоку нужно учитывать два важных момента – коэффициент блокировки и преднатяг. Первым обозначают соотношение момента на отстающем колесе с хорошим сцеплением и на забегающем, которое уже утратило контакт с дорогой. У свободного дифа коэффициент 1. У самоблокирующихся – до пятёрки. То бишь, отстающее колесо получит в 5 раз больше момента. Этот параметр иногда указывают в %. У червячных его задаёт наклон зубьев, у дисковых – конфигурация фрикционов.
А преднатяг это некий момент блокировки внутри корпуса изделия ещё до момента, когда он может потребоваться. Преимущественно в современных самоблоках преднатяг создаётся шайбами. Его можно настроить почти под любые требования водителя. Шайбы по мере износа можно заменить, а дифференциал продолжит верой-правдой служить ещё много лет. В то время, как зубья «червяка» и фрикционы «дисковой» конструкции рано или поздно изнашиваются, преднатяг снижается.
Правда, тут важно не «переборщить» – запредельный преднатяг сильно повышает нагрузку на сам диф и усиливает износ всех элементов трансмиссии.
Разновидности блокировок на Ниву
«Родные» дифференциалы можно заменить самоблокирующимся аналогом повышенного трения или же устройством, где «планетарка» блокируется принудительно. Для желающих самостоятельно установить самоблок на Ниву постараемся досконально объяснить в чём разница между червячной, винтовой или дисковой блокировкой. Оценим и каждую конструкцию, которая работает «с кнопки».
Самоблок повышенного трения (LSD)
Диф повышенного трения или limited slip differential устанавливается на различные спортивные машины. Такие штуки в России давно и большим тиражом серийно выпускают многие компании. В нём изначально заложено ограниченное проскальзывание. Эта штука самостоятельно выравнивает угловые скорости. Служит, по сути, прямой передачей, будто мощность передаётся на единственную «палку» на которой одинаково вращаются два колеса. Возможна установка и на автомобиль Нива 2124.
LSD различают по формату срабатывания – от возникновения разницы угловых скоростей (дисковые) или при изменении крутящего момента (винтовые).
Дисковая блокировка
Вариантов исполнения такой блокировки много, но у всех общий принцип – диф здесь оснащён двумя наборами дисков. Стоит появиться пробуксовке, фрикционы сжимаются и выравнивают угловые скорости. Диски похожи на фрикционы АКПП. Они никак не мешают при гражданской эксплуатации машины. Преднатяг тут создаёт пружина или же конические кольца.
В магазине SV-PARTS представлена на повседневную езду блокировка на Ниву для полуосей с 22 или 24 шлицами:
Это делает возможным применение данного изделия хоть на старую добрую Ниву, производства АВТОВАЗа, хоть на её «младшую» сестру – Chevrolet Niva:
Как работает блокировка на «Ниве»: принцип действия
Любимый автомобиль рыбаков и охотников – «Нива». А причиной подобного отношения является возможность с его помощью попасть в глухие и редко посещаемые места. Что же позволяет добиваться таких результатов? На «Ниве» работает блокировка. Как она помогает и в чем – об этом речь пойдет ниже.
О трансмиссии
Прежде всего несколько слов об устройстве «Нивы». Она обладает постоянным полным приводом. Что это значит? Все просто – крутящий момент одновременно передается на четыре колеса. В этом и состоит одно из принципиальных отличий «Нивы» от других автомобилей. У них момент подается только на один из мостов (передний или задний).
Полный привод реализован благодаря использованию раздаточной коробки. Крутящий момент, пройдя КПП, поступает на раздатку, а с нее – на передний и задний мосты. Такая конструкция позволяет создать блокировку межосевого дифференциала на «Ниве», которая совместно с полным приводом обеспечивает ей повышенную проходимость. Здесь нельзя не сказать несколько слов о дифференциале. Во многом благодаря ему реализуются отличные внедорожные характеристики «Нивы».
Понятно о дифференциале
Это устройство позволяет автомобилю свободно двигаться в заданном направлении. При повороте левое и правое колеса машины проходят разный путь. А если они жестко соединены, то одно будет проскальзывать, а другое тормозить. Кроме того, в этом случае резко возрастает нагрузка на ось, следствием чего будет ее поломка или чрезмерный износ резины.
Справиться с этой проблемой позволяет дифференциал. На обычных автомобилях он располагается на оси между колесами, что позволяет им вращаться независимо друг от друга. Дифференциал распределяет между колесами поступивший к нему момент, причем не в равной пропорции, а в зависимости от условий движения каждого – на одно больше, на другое меньше.
То же самое относится к мостам в целом (переднему и заднему). Их движение, например в повороте, также различается. Для распределения усилий применяют так называемый межосевой дифференциал. Благодаря ему, в зависимости от условий движения, передаваемый на передний и задний мосты момент будет различаться.
Особенности работы дифференциала
Момент распределяется таким образом, что передается туда, где нагрузка меньше. Подтверждением сказанному может служить обычная картина – машина стоит тремя колесами на асфальте, а одним – на льду. Тронуться с места ей не удается. Сила трения резины о лед гораздо меньше, чем резины об асфальт, а значит, и нагрузка на колесе, стоящем на льду, меньше, чем на других.
А дифференциал весь крутящий момент передает в сторону минимальной нагрузки. В результате одно колесо вращается с бешеной скоростью, а остальные стоят на месте, автомобиль не движется. Примерно так же выглядит ситуация, когда автомобиль не может подняться в гору по обледеневшей дороге. В этом случае одно колесо, попавшее на наледь, крутится, но машина стоит.
Производится никому не нужная работа. Колесо «шлифует» дорожное покрытие (наледь). Избавление от подобной бесполезной работы – блокировка как на «Ниве», так и на любом другом автомобиле, приспособленном к трудным дорогам. Но обычно описываемые устройства есть далеко не на всех машинах.
Какие бывают блокировки
Обычно различают два типа – межколесные и межосевые. Первые блокируют работу дифференциала, установленного между колесами, на одной оси. Задача межосевой блокировки – обеспечить распределение усилий между мостами.
У «Нивы» три дифференциала, межосевой и два межколесных. Но они принципиально разные. Если межколесные дифференциалы свободные, на них нет никаких дополнительных устройств, то межосевой имеет принудительную блокировку. Она значительно облегчает движение автомобиля в условиях бездорожья, частично придавая ему возможности вездехода.
Как работает блокировка дифференциала на «Ниве», принцип работы
При движении по нормальной дороге крутящий момент распределяется относительно равномерно между всеми колесами. Но на бездорожье, в грязи этого недостаточно. Простая ситуация – машина забуксовала, например левое заднее колесо. Тогда весь крутящий момент будет поступать именно туда, и автомобиль не сможет ехать. В такой ситуации не поможет никакой полный привод.
Но выход есть. Надо включить межосевую блокировку. Как работает на «Ниве» такое устройство? В раздаточной коробке есть специальная муфта. При включении блокировки она соединяет валы, передающие момент на мосты. Скажем так, между ними принудительно поровну делится усилие, выдаваемое двигателем. Таким образом, момент не уходит весь на буксующее колесо, а часть его поступает на передний мост (в нашем примере).
Теперь начинает работать полный привод. На передний мост при включенной блокировке принудительно поступает половина момента, выдаваемого двигателем. Благодаря этому автомобиль начинает двигаться. Как только он тронется с места, прекратится пробуксовка заднего колеса, и крутящий момент поступит на все остальные. Тогда «Нива» благополучно преодолеет трудный участок.
Надо отметить, что автомобиль «Лада 4х4» не является единственным обладателем описанного устройства. Подобная блокировка дифференциала работает как на «Шевроле-Ниве», так и на других моделях внедорожников, правда, реализована она может быть по-разному. Но тем не менее выполняет аналогичные задачи.
Когда надо пользоваться блокировкой
В условиях нормальной дороги на «Ниве» ничего включать не надо. А вот на проселке или перед крутым подъемом водителю стоит подумать о подстраховке. Как работает блокировка на «Ниве», мы уже выяснили. Так что к ее помощи стоит прибегать в случае возникновения препятствий при движении, и сделать это надо заблаговременно, до того как машина застряла.
Если впереди трудный участок, то лучше всего заранее включить блокировку, тем более что много времени это не занимает. Надо только помнить, что пользование блокировкой без необходимости не способствует сохранности автомобиля, приводит к перерасходу бензина и износу резины.
Как включить блокировку
Делать это довольно просто. На автомобиле «Лада 4х4» справа от водителя есть три рычага, нас интересует из них самый маленький. Когда водитель передвинет его назад, работает блокировка на «Ниве 2121», как только переведет ручку вперед – режим отключится. Производить все манипуляции лучше всего на неподвижном автомобиле.
Опытные водители знают, что включается (выключается) блокировка не всегда с первого раза. Дело в том, что валы могут стоять не в том положении или их может «закусить», если на муфту приложено дополнительное усилие (например, автомобиль остановился на повороте). Тогда надо немного проехать вперед или назад, выровнять колеса и повторить попытку. Как правило, в этом случае все включается.
На «Шевроле-Ниве» эта процедура производится по-другому. Там не два рычага для управления режимами раздатки, а один. Нужный нам расположен ближе к водителю. Хотя работают блокировки на «Ниве-Шевроле», как и на автомобиле «Лада 4х4», одинаково, но включаются по-другому. На «Шевроле» для этого рычаг управления режимами раздаточной коробки надо перевести при выжатом сцеплении на стоящем автомобиле влево (к себе). Чтобы отключить блокировку – в противоположную сторону.
Блокировка дифференциала на «Ниве» – верный помощник водителя
Полный привод не всегда обеспечивает проходимость по бездорожью. Зачастую этого мало. Вот когда, как на «Ниве», блокировка работает совместно с полным приводом, можно говорить, что автомобиль, по крайней мере, близок к вездеходам. И на такой машине вполне реально если не покорять распутицу, то довольно смело передвигаться по проселочным и заброшенным дорогам.
Но при этом не стоит забывать, что блокировка дифференциала – режим для трудных условий движения. Но и бояться его не нужно. Надо помнить, что блокировка позволяет «Ниве» проехать там, где другие не будут и пытаться это сделать. Но не стоит без необходимости ее включать в городе. Это чревато излишним расходом бензина, износом резины и в конечном итоге – поломкой машины.