Замена помпы на шеви ниве с кондером
Инструкция по замене помпы на Ниве Шевроле, советы по диагностике и выбору запчастей
Помпа на «Шниве» — ключевой элемент системы охлаждения, от которого зависит работоспособность двигателя.
Ремонт этого узла не предусмотрен производителем. Поэтому при обнаружении любых неисправностей необходима замена агрегата.
Эта операция не требует высокой квалификации и специальных приспособлений. Для проверки работоспособности и замены помпы своими силами не нужна даже яма или эстакада.
Зачем нужна помпа в авто?
Водяной насос двигателя внутреннего сгорания обеспечивает циркуляцию антифриза в контуре охлаждения. Благодаря ему нагретая жидкость из блока цилиндров поступает в радиатор, где отдает тепло окружающей среде.
Помпа «Нива Шевроле» имеет простую центробежную конструкцию: поток антифриза направляется вращающейся крыльчаткой, которую приводит в действие ремень ГРМ.
В случае неисправности жидкость перестает циркулировать и тепловой режим мотора нарушается. Это ведет к закипанию антифриза и, если не заглушить мотор, к поломке легкоплавких вкладышей подшипников скольжения. В этом случае понадобится капитальный ремонт или замена агрегата.
Признаки поломки
Чаще всего ломается сальник либо подшипник узла. В результате помпа начинает подтекать, что может привести к потере антифриза или заклинивание двигателя. Также возможна поломка или обрыв крыльчатки. Понять, что насос нуждается в замене можно по таким признакам:
Выбор запчастей – какая фирма лучше?
Покупка дешевого недоброкачественного изделия может нанести серьезный вред силовому агрегату. Бракованные или поддельные запчасти могут дать течь почти сразу после установки.
Возможно и заклинивание помпы, сопровождающееся обрывом ремня ГРМ и «встречей» клапанов с поршнями. Тогда к дорогостоящему ремонту добавятся еще и затраты на эвакуатор.
Поэтому лучше покупать водяной насос только от проверенного производителя — HEPU, Metelli, Dolz, Valeo. Из отечественной продукции подойдет ТЗА или «Фенокс».
Чтобы не купить подделку, пользуйтесь услугами проверенного продавца или интернет-магазина. Консультанты подскажут, какая помпа подойдет к вашему авто и помогут выбрать качественную запчасть, соответствующую бюджету ремонта.
Как поменять своими руками?
Если вы решили выполнить работу своими руками, вам понадобится новая помпа на «Ниву» и стандартный набор инструментов.
Необходимые материалы и инструменты
«Нива Шевроле» проста в обслуживании, поэтому замена помпы своими руками не займет много времени. Вам понадобится:
Необходимо установить машину на ровную площадку, заглушить мотор и включить ручной тормоз.
Важно: нельзя менять помпу на «Шниве», если двигатель прогрет до рабочей температуры — вы можете получить ожоги. Чтобы ускорить охлаждение и раньше приступить к ремонту, следует открыть капот.
Ход работ
Прежде чем приступать к замене водяного насоса на «Ниве» с кондиционером, необходимо слить излишек охлаждающей жидкости. Если же она уже вытекла (что обычно и происходит при поломке насоса), можно сразу приступать к работе.
Последовательность действий следующая:
1. Снять гофру воздушного фильтра;
2. Демонтировать патрубки, идущие к термостату и помпе;
3. Открутить 3 гайки крепления вентилятора охлаждения;
4. Отпустить 3 болта крепления крыльчатки помпы плоским ключом на 13
5. Ослабить ремень электрогенератора, нужно ослабить 3 болта
6. Ослабить натяжку торцевым ключом и снять ремень;
7. Открутить ключом на 13 гайки крепления шкива и вытащить его;
8. Выкрутить 3 гайки и 1 шпильку, удерживающие помпу «Шеви Нива»;
9. Извлечь водяной насос, удобнее это будет сделать через низ, открутив 2 болта крепления защиты;
10. Удалить ножом остатки герметика и старой прокладки;
11. Нанести тонкий слой герметика на блок и новую помпу;
12. Установить новую прокладку;
Далее все операции выполняются в обратном порядке:
13. Вставить водяной насос на посадочное место;
14. Затянуть шпильку и гайки крепления;
15. Установить шкив;
16. Натянуть ремень привода генератора;
17. Нанести герметик на термостат и выход из насоса;
18. Надеть патрубки и затянуть хомуты;
19. Закрепить гофру воздухопровода;
20. Долить антифриз.
Видео
Рекомендуем посмотреть полезное видео по грамонтной замене помпы, скриншоты из которого были использованы для иллюстрации нашей текстовой инструкции:
Chevrolet Niva 80 усталых пони › Бортжурнал › Ремонтные работы: Замена помпы на шниве с кондиционером
Приветствую вас, уважаемые читатели и гости портжурнала шнивы) Уже давно стал замечать на машине следующее явление: после запуска мотора утром в расширительном бачке начинается бульканье, которое проходит через 30-60 секунд и тогда уже начинает идти обратка. Сначала были подозрения на прокладку ГБЦ, которую я уже менял на 85 тысячах пробега.Но при пробитой прокладке тосол уходил довольно быстро, а тут его уровень оставался практически постоянный, лишь немного сопело через крышку расширительного бачка. Затем стал слышать с утра на не прогретом до рабочей температуры моторе звуки вроде «уыть-уыть-уыть», которые зависили от оборотов. Ремень и ролики я тоже недавно менял, так что они были вне подозрения, но когда я их менял обратил внимание, что шкив помпы слегка люфтит. Поэтому когда утром мотор снова начал издавать звуки я открыл капот и убедился, что это от помпы. К тому же на грязевом щитке под кондиционером тоже всё было мокрое.
В итоге поехал в лада деталь, где была куплена новая помпа ТЗА за 1200 рублей (прокладка в комплекте) и литрушка тосола «феликс» за 95 рублей (потом ещё за второй литрушкой поехал)):
Поскольку машина с кондиционером, купил ещё болт М10х1,25х50, чтобы заменить им шпильку, которая держит компрессор кондиционера. А для откручивания шпильки купил ещё гайку под этот болт:
На машинах без кондиционера шпильки нет.
Менять поехал к братишке в гараж.
Сначала нужно сорвать болты крепления шкива помпы. Для этого мы брали вот такую толстую «отвёртку»:
и вставляли её под ремень сверху шкива помпы. Ключом на 13 резким движением срываем винт шкива, но до конца не откручиваем:
Поскольку с левой стороны подбираться неудобно, делаем тырк стартером, чтобы к каждому болтику подобраться справа.
Далее ослабляем натяжитель и снимаем ремень — как это делать я уже писал здесь
Откручиваем винты шкива (у меня от руки отворачивались после срыва) и вынимаем шкив с левой стороны (в другую сторону вынуть мешает мотор карлсона):
Если машина с кондиционером, откручиваем ключом с карданчиком гайку на шпильке кронштейна кондея ( под вторую гайку мало места):
Убираем шайбу, теперь вторая гайка туда тоже поместится) Выкручиваем злополучную шпильку):
Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров. Поскольку я планировал использовать её снова, то подставил воронку и при сливе пальцем направлял струю туда. Воронку тоже кое как пропихнул к сливной пробке. Сливали в пустую 3л канистру из под тосола — другой тары не было:
Откручиваем 4 гайки крепления помпы (у меня они были затянуты весьма небольшим усилием), убираем шайбы:
Помпа прикипела к своему месту, пришлось постучать выколоткой по хвостовику шкива и она снялась. При этом вылилось ещё примерно 0,5-1 литр тосола. Саму помпу сняли со шпилек и немного повернули, чтобы она не упиралась в мотор карлсона. Вытаскивали с правой стороны, вертя её по всякому)))
Зачищаем посадочное место от остатков старой прокладки (весьма неудобно):
Сборка в обратном порядке.
ВНИМАНИЕ! Прокладка помпы ставится только в одном единственном положении! Будьте внимательны при её установке!
Видеоролики, как мы ставили новую помпу на место, за качество простите)) главное всё понятно)):
Chevrolet Niva «Нивас» › Бортжурнал › Замена помпы
Всех приветствую и всех с праздниками! 🙂
Новый год начался прощанием с помпой. Появился свист из под капота, открыл, увидел болтающийся шкив и брызги антифриза и пустой бачок)) Да ну на**й подумал я. Никогда не было и вот опять 😂
Надежда на помпу HEPA P620 завершилась раньше времени(думал ещё пару лет хотя бы поездить, но хватило лишь ещё на 600км). С горем эта помпа прошла 30т.км примерно, из них последние 9т.км с шумом и люфтом)
Крайне не приятно, но уже было ожидаемо, т.к. люфт был ощутимый.
Начал искать варианты. А вариантов толком нет. Игра в лотерею, что не возьми, повезёт — не повезёт. Может на 5т.км, а может на 30-40 хватит даже. Начитался в интернетах о помпе Fenox HB1004P1, с отзывами 50 на 50. Решил её взять. (Спойлер: это последняя покупка мной деталей от этой фирмы)
Заказал, забрал. На вид вроде ничего. Коробка, алюм.крыльчатка, вроде по крепче в подшипнике сидит, штампы, дренажи и прочие моменты. В довесок купил в запас ремень Gates 5PK1885.
Старую снял быстро, ибо уже на опыте. Скинул ремень, шкив и небольшим усилием помпа выходит наружу.
Поставил новую, прокладка, чуть герметика и готово. Хотел поставить шкив, но обратил внимание, помпа то не крутится, от слова совсем. Да ну на**й подумал я второй раз.😂
Минут 5-10 ступор, ибо не пойму что произошло. Откручиваю обратно всё, и чувствую что крыльчатка трёт по внутренней полости.
Снял, начал сравнивать со старой(если честно, даже как то не думал, что даже такая подстава может быть — на будущее урок для внимательности):
На этот раз, благо всё отлично встало. Залил фриз, ремень, завёл, всё отлично. Теперь гадаю на сколько этого чуда хватит. Пока работает всё тихо. После HEPU прям даже не привычно тишину слышать.
Остались на будущее пока два варианта, если эта скончается, которые так же вычитал в сети: Metelli 240575 и DOLZ L120
Вот такие дела 😊😁
Из предстоящих дел, планирую генератор перебрать. Причина так же в подшипниках. Выть начали. Пока не поздно, думаю перебрать и новые запрессовать.
Chevrolet Niva Niva67 › Logbook › Замена помпы Chevrolet Niva.
Что-то зашумело, точнее начинало шуметь уже где-то месяц назад. Но звук проявлялся и исчезал, а тут зашумело постоянно. Немного расстроился пока не осенила мысль «Помпа». Делов то)))
Снятие ремня показало что да, она родимая.
Итак для тех кто не сталкивался с заменой небольшой отчет. Все совсем не сложно.
Откручиваем натяжитель и снимаем с помпы ремень.
Откручиваем защиту и пыльник, долазим до помпы. Откручиваем хомут.
Маленькую отвертку или гвоздик просовываем под патрубок. Аккуратно сливаем жидкость во что нибудь что попало под руку.
Откручиваем 3 болта крепления корпуса помпы к двигателю и снимаем помпу.
При снятии может вытечь еще грамм 100 жидкости.
Потом разбор, замена изношенной части и сборка в обратной последовательности.
Помпа вот попалась прикольная.
Ширина основных лопастей таже, но рабочая поверхность у новой другая(синие и красные стрелки) плюс дополнительные лопасти.
Chevrolet Niva 2004, engine Gasoline 1.7 liter., 80 h. p., AWD drive, Manual — DIY
Comments 16
3 года. Это где-то 90 т.км. пробега.
Намучился с гайкой под номером 3, ну ни чего туда не входило из имеющегося инструмента.Еле открутил.
Да, поганая. У меня как раз под такие гайки Г-образный ключ на 10.
Тоже недавно менял, только чуток по другому)))
Да, тут можно по разному)
Когда ремень менял недавно-весь в каке перепачкался, которой был испачкан весь мой двиг.Потом психанул-весь двигатель, где смог долезть, тряпочкой до блеска оттер))))
А сперва ведь думал-стоит геныч ослабить и ремень снимется-фиг там, пока 3 гайки на ролике не ослабил-ремень и не думал сниматься)))
В сторону помпы тож посматривал, но очень надеюсь, что хватит ее еще надолго-очень не хочется камасутрой заниматься
Я специально не тру чтобы было видно если где потекет. 50 т.км. после капиталки, нигде ничего не текет.
Добрый день, а что за помпа такая(марка)?
а зачем снимать корпус помпы? Можно сразу снять с нее шкив, а потом саму помпу, открутив 4 гайки.
Я подумал что открутить 3 болта и потом ее спокойно разобрать на столе проще чем все откручивать снизу. До одной цели можно добраться разными путями)))
Вспомнил. Шкив был хорошо прикручен, не получалось открутить на машине.
Я ваще помпу менял без ямы, слил охлождайку с термостата, потом снял сам термостат и через эту промежность вынул помпу и поставил новую. Делов заняло около 2ух часов с перекурами.
Здесь около часа, но это когда яма или подъемник есть.
Ну мож и я за час справился бы, но первый раз помпу менял и без мурзилки, несколько раз ремень только натягивал что бы колесо на помпе открутить))) потом пока додумался как вынуть это всё дело.
Здесь около часа, но это когда яма или подъемник есть.
снимаешь диффузор кулера — если он еще есть конечно жэ.
ослабляешь 3 болта на шкиве
снимаешь ремень.
снимаешь шкив
снимаешь полупомпу
вытаскиваешь ее вверх.
Тосол сливаешь из блока через шлангу в тазик под машиной.
Выливаешь в канистрочку тосол через воронку с примитивным фильтром, что бы упавшая грязь не попала в середину.
Час работы, а только галстук снять надо и пиджак.
Про замену помпы Нивы Шевроле
Система охлаждения оживает в ту же секунду, когда заводится двигатель, и постоянно заботится о его температуре и самочувствии. Главный узел системы охлаждения – помпа, или, если придерживаться официальной терминологии, «Насос водяной, предназначенный для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля».
Конструкция
Классический центробежный насос консольного типа. Рабочий вал, установленный на подшипниках в корпусе из алюминиевого сплава, с одной стороны имеет фланец для крепления шкива привода. С другой стороны на валу жестко закреплено рабочее колесо с криволинейными лопатками. Подшипники однорядные шариковые, нестандартизованные, внутренней обоймой является сам вал, в котором выполнены беговые дорожки шариков. Наружная обойма подшипников общая, запрессована в корпус с натягом и дополнительно фиксируется винтом. С внешней стороны подшипник защищен обычной манжетой, со стороны рабочего колеса установлено сальниковое уплотнение сложной конструкции, в стальной обойме, с двумя защитными кольцами. Смазка в подшипники заложена на заводе-изготовителе, пополнение смазки конструкцией не предусмотрено.
Рабочее колесо, в зависимости от производителя, может быть изготовлено из чугуна, стали или пластмассы.
Шкив насоса получает вращение от коленчатого вала через поликлиновой ремень, одновременно приводящий во вращение генератор и ГУР. Натяжение ремня регулируется подвижным роликом.
Свою родословную помпа Шевроле-Нивы ведет от водяного насоса легендарной «копейки», ВАЗ- 2101.
Долговечность ответственного узла, по законам логики, должна быть близка к сроку службы самого двигателя, но в отечественном автопроме что-то пошло не так. Если «копейке» капремонт мотора требовался не ранее 130…150 тысяч км пробега, и владелец при этом даже не знал, где там помпа установлена, то сегодняшние комплектующие столько не живут.
На просторах и в дебрях интернета можно встретить самые разные данные о сроке службы водяного насоса Шевроле-Нивы, от 10 до 80 тысяч пробега, но большинство источников сходятся во мнении: раз каждые 60 тысяч пробега меняем ремень генератора, значит, меняем натяжной ролик, и заодно заменяем помпу, если она до этого не «крякнула».
Причины поломки водяного насоса
Самая распространенная причина – выход из строя сальникового уплотнения со стороны рабочего колеса. Горячий, более ста градусов, тосол затекает в подшипники, вымывает из них смазку и вытекает через наружную манжету. Далее события развиваются лавинообразно – разрушение подшипников, перекос вала, тосол ручьем из корпуса помпы. Если вал помпы заклинит в рассыпавшихся шариках, возможен обрыв приводного ремня.
Очень редко, но встречается разрушение пластиковой крыльчатки, рабочего колеса помпы. Как правило, это вызвано применением некачественной охлаждающей жидкости. Основным компонентом и тосола, и антифриза является этиленгликоль, смешанный с дистиллированной водой и различными присадками-ингибиторами. При низких температурах, если рецептура нарушена, охлаждающая жидкость превращается в густую кашу из кристаллов льда. В сильный мороз, в момент пуска двигателя и на прогреве, помпа испытывает высокие нагрузки, от которых ломаются лопатки пластмассового рабочего колеса.
Признаки неисправностей и диагностика
Выход из строя сальника рабочего колеса вызывает подтекание охлаждающей жидкости со стороны приводного шкива. Визуально или наощупь течь определить достаточно трудно, шкив и сама помпа хорошо «спрятаны» под капотом.
Рекомендуется, отъехав со стоянки, осмотреть место, где стоял автомобиль. Следы охлаждающей жидкости на асфальте или снегу могут предупредить владельца о возможном дефекте. Также о течи ОЖ может предупредить понижение её уровня в расширительном бачке.
Подшипники рабочего вала, работающие без смазки, издают характерный шум при работе двигателя, усиливающийся по мере их износа. Перед «финишем» может добавиться еще и визг крыльчатки, трущейся о корпус.
У исправного водяного насоса люфт рабочего вала в подшипниках практически отсутствует. Если, покачав рукой шкив вместе с ремнем, вы обнаружите даже незначительный зазор, ремонт остро необходим.
При разрушении крыльчатки прекращается циркуляция ОЖ, двигатель быстро перегревается, загорается красная сигнальная лампа. Тосол в «водяной рубашке» может закипеть и сорвать патрубки, или выдавить прокладку головки блока.
Отказ термостата, вызывающий похожие симптомы, случается крайне редко. Термостат, если и ломается, то, как правило, в открытом положении, это предусмотрено его конструкцией.
В любом случае, мотор следует немедленно заглушить, и искать буксир, чтобы двигаться к месту ремонта.
Ремонт или замена?
Отремонтировать помпу теоретически возможно. Для этого достаточно иметь новый рабочий вал в сборе с подшипниками, сальником, рабочим колесом и манжетой. Когда-то, во времена «Жигулей», такой ремкомплект можно было «достать».
Добавьте к перечисленным деталям новый корпус – и вы получите «водяной насос в сборе», который сегодня без проблем можно приобрести в специализированных магазинах.
Кстати. Когда-то Генри Форд сказал: Автомобили мы делаем для того, чтобы потом продавать для них запасные части.
Про выбор
Номер по каталогу АвтоВАЗ: 2123-1307011-75.
На заводе «Шевроле-Нива» комплектуется водяным насосом производства ЗАО «Тольяттинский завод автоагрегатов» (ТЗА).
На прилавках можно встретить так же продукцию отечественных СОАТЭ, Fenox, Pekar. Из импортных славятся качеством изделия от Hepu (Германия), Graf (Италия), SKF (Германия — Испания).
Стоимость отечественного узла начинается от 880-900 руб, импортные можно найти и за 1900.
Очень распространены на рынке контрафактные изделия различных теневых производителей, внешне практически не отличающиеся от оригинала.
Замена помпы на Ниве Шевроле
Работы можно выполнить на любой ровной площадке.
Из инструмента вам понадобятся:
Откручиваем и снимаем шкив
Работать начинаем после остывания двигателя.
Внимание! Оборудование в подкапотном пространстве Шевроле-Нивы, как у любого современного автомобиля, достаточно плотно скомпоновано. Поэтому работаем аккуратно, с минимальным уроном для себя, и окружающих узлов и деталей.
Резьба под болт-пробку коническая, поэтому никаких прокладок не требуется.
Вариант: для слива ОЖ можно воспользоваться краном на радиаторе, однако он установлен не во всех вариантах исполнения.
Если при поломке помпы охлаждающая жидкость вытекла, и продолжала вытекать, пока вы ходили в магазин и готовились к ремонту, операции по сливу ОЖ можно не проводить. Оставшиеся выше уровня фланца насоса литр-полтора особого вреда уже не принесут, машина и без того стоит в луже. Далее:
Внимание! Если ваш автомобиль оборудован кондиционером, его кронштейн крепится на боковой шпильке корпуса помпы. Не нужно снимать кондиционер в сборе, достаточно вывернуть шпильку, пользуясь способом «гайка-контргайка». При сборке замените шпильку на болт М8 подходящей длины.
Демонтаж закончен. Подготовка к монтажу проста
Тщательно очистите – отверткой и ножом – привалочную поверхность корпуса на блоке двигателя от старой прокладки. Протрите все доступные поверхности под капотом от грязи, масла и потеков ОЖ. Вытрите руки. Сухими чистыми руками нанесите тонкий слой герметика на фланец помпы, установите на него прокладку, выровняйте и плотно прижмите её. Нанесите на поверхность прокладки еще слой герметика – тонкий, но равномерный. Опять вытрите руки и начинайте монтаж:
Внимание! Проконтролируйте положение приводного ремня перед его натяжкой. Все гребни ремня должны лечь в соответствующие ручьи шкивов.
Дальнейшая сборка производится в порядке, обратном описанному выше.
При монтаже шлангов термостата, на его патрубки рекомендуется нанести герметик.
После установки гофры воздуховода и возвращения на место минусового провода АКБ еще раз внимательно проверьте правильность выполненных работ и приступайте к заливке охлаждающей жидкости.
Важно! На заводе в систему охлаждения двигателя «Шевроле-Нивы» заливается ТОСОЛ ТС-40, производитель Felix, г. Дзержинск. На авто с кондиционером рекомендуют применять антифриз G12. Смешивать разные марки ОЖ не допускается.
Заменять ОЖ рекомендуется каждые 60 тысяч км пробега, или раз в три года.
Вместимость системы охлаждения около 10 литров.
Эти указания взяты из руководства изготовителя, на них и следует ориентироваться.
Если слитая из двигателя жидкость потеряла характерный цвет (для тосола зеленовато-синий, для антифриза малиново-красный) и превратилась в мутную жижу, лучше промыть систему охлаждения и залить новую ОЖ.
Ранее слитую ОЖ заливать необходимо в расширительный бачок через воронку с простейшим фильтром из капронового чулка.
Способов заполнения системы охлаждения примерно столько же, сколько автовладельцев. Во избежание дискуссий, лучше следовать рекомендациям 70-х годов прошлого века, написанным для ВАЗ-2101.
Так как ваша Шнива все еще обездвижена, поддомкратьте её переднюю часть, и подложите под передние колеса доски, кирпичи и т.д. Стояночный тормоз перед этим нужно затянуть.
Залейте ОЖ в расширительный бачок до уровня «макс.» Очистите и промойте «дыхательный» клапан в пробке бачка и наверните её.
Запустите двигатель и прогрейте до включения вентилятора. Заглушите двигатель. Осмотрите доступные шланги и патрубки с целью обнаружения течей.
После остывания ОЖ до температуры «рука терпит» (около 65 градусов), повторите процедуры доливки в расширительный бачок. В бачок заливайте ОЖ до среднего уровня, между отметками «мин.» и «макс.».
Пользуясь домкратом, уберите из-под колес временные «городки».
Еще раз проведите осмотр подкапотного пространства. Установите пластиковую крышку двигателя и закройте капот. Уберите инструмент. Канистру с остатками ОЖ положите в багажник.