Золотые нивы золотые руки тяжелый чемодан тяжелый характер легкая работа
Контрольная работа по теме «Лексика», 5 класс
Контрольная работа состоит из двух вариантов с ответами
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Лексика», 5 класс»
Контрольная работа по теме «Лексика»
Ученика 5 ___ класса Ф.И.__________________________________
Лексика – это наука о
1) звуках речи; 2) правильной постановке ударения в словах;
3) словарном запасе языка.
2. Лексическое значение слов разъясняется в
1) этимологическом словаре; 2) толковом словаре; 3) орфоэпическом словаре
3. Лексическое значение слова – это то,
1) что слово обозначает; 2) как слово произносится; 3) как слово пишется.
4. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены данные слова:
Золотые нивы – золотые руки, тяжелый чемодан – тяжелый характер, легкая работа –
легкая рука, железная дисциплина – железный гвоздь, плачущая берёза – плачущий
ребенок, спят цветы – спят дети, серебряные ложки – серебряный свет, бронзовая монета –
бронзовый загар, воет волк – воет буря, шёлковое платье – шёлковые волосы, пустая
голова – пустая кружка, разбитая чашка – разбитое сердце, холодный взгляд – холодный
чай, плоский живот – плоские шутки, голодный волк – голодный взгляд.
5.Найдите слова, которые могут быть омонимами:
1) тушить 2) месяц 3) жюри 4) энциклопедия 5) телевизор
6. Определите, к какой части речи относятся одинаковые по произношению выделенные слова.
Стекло было совершенно прозрачным.
7. В каком ряду все слова являются синонимами :
1) идти, шагать, строить; 2) робкий, трусливый, боязливый;
3) большой, громадный, тёмный.
8. Укажите синоним к слову огромный:
1) громадный; 2) маленький; 3) мизерный.
9.Подберите к словам синонимы, составьте с ними словосочетания :
а) мощный б) смелый в) занимательный
10. К какому слову верно подобран синоним:
1) медлить – бежать; 2.) пёс – собака; 3) говорить – болтун.
11.Выпишите из предложения синонимы.
12.Антонимы – это слова
1) противоположные по смыслу; 2) близкие по лексическому значению;
3) одинаковые в написании, но разные по значению.
13. Укажите антоним к слову румяный
1) краснощёкий; 2) бледный; 3) голубоглазый.
14. Какие пары слов являются антонимами:
1) говорить-молчать; 2) большой – громадный; 3) маленький – крохотный.
15. В каком варианте пары слов НЕ являются антонимами
1) высоко – низко; 2) здесь – сейчас; 3) уронить – поднять.
16.Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?
1) свежий костюм 2) свежий воротник 3) свежий журнал 4) свежий хлеб
Выпишите из предложений антонимы.
1) Он радовался, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огорчался, если это не получалось. 2) У журнала не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки — большие, на целую страницу.3) А он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается.
Контрольная работа по теме «Лексика»
Ученика 5 ___ класса Ф.И.__________________________________
Словарный состав языка изучает ___________________________________________________
Слова, имеющие одно значение, называются _________________________________________
Слова, имеющие несколько значений, называются_____________________________________
Слова, имеющие близкое значение, называются ______________________________________
Слова, одинаковые по написанию и по произношению, но совершенно различные по значению, называются ___________________________________________________________
2. Определить, в каком значении употреблено слово крыло в предложении «На перекрестке мне помяли левое крыло»:
А) орган летания у птиц Б) боковая часть здания В) часть самолета
Г) деталь автомобиля Д) защитная планка над колесом велосипеда.
3. В каком выражении слово бежать употреблено в переносном значении?
1) Бежать по дороге 2) время бежит очень быстро
3) бегут спортсмены к финишу 4) надо бежать на урок.
4. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены данные слова:
Золотые нивы – золотые руки, тяжелый чемодан – тяжелый характер, легкая работа –
легкая рука, железная дисциплина – железный гвоздь, плачущая берёза – плачущий
ребенок, спят цветы – спят дети, серебряные ложки – серебряный свет, бронзовая монета –
бронзовый загар, воет волк – воет буря, шёлковое платье – шёлковые волосы, пустая
голова – пустая кружка, разбитая чашка – разбитое сердце, холодный взгляд – холодный
чай, плоский живот – плоские шутки, голодный волк – голодный взгляд.
5. У какого слова есть омоним, подчеркни его? Колонна, фантастика, блеск, ветеран.
6. Найдите пару синонимов, подчеркни его.
7. Найдите пару антонимов, подчеркни её.
8. Найди лишнее слово в синонимичном ряду, зачеркни его.
Неуч, невежа, профан, невежда.
9. Найдите синоним к слову бурлить.
А) источать Б) клокотать В) дымиться Г) кипеть
10. Укажите многозначное слово:
А) гимнаст Б) барабан Г) календарь Д) жалюзи
11.Укажите однозначное слово.
А) праздник Б) рукав В) форма Г) свекла
12. В каком ряду все слова могут употребляться только в прямом значении
А) линейка, автомат Б) вал, нарядный В) караван, горячий Г) каникулы, гимнаст.
13. Какое из словосочетаний употреблено в переносном значении?
А) тяжелый характер Б) золотое кольцо Г) черствый хлеб Д) легкий портфель
14. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару
А) высокий – низкий Б) молчать – говорить В) глупость – умный Г) яркий – тусклый.
15.Укажите строку, в которой все слова являются синонимами.
А) тихий, бледный, безмолвный Б) своеобразный, особенность, самобытный
В) безграничный, необъятный, бескрайний Г) замечательный, видный, заурядный
16. Укажите синонимы:
А) мелкий – глубокий Б) свежий – старый (журнал) В) свежий – чистый (снег)
Г) много стекла – вода стекла.
Выпишите из предложений антонимы.
1) Он радовался, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огорчался, если это не получалось. 2) У журнала не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки — большие, на целую страницу.3) А он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается.