Зреет рожь над жаркой нивой рисунок 3 класс

История создания

Литературоведам неизвестно, когда именно было написано стихотворение. Предположительная дата — конец 1850-х годов. Работа была опубликована в журнале «Русский вестник» в 1860 году. Фет считал себя приверженцем чистого искусства, поэтому в своем творчестве не затрагивал темы политики и других проблем внешнего мира.

Фет в стихотворения рисовал не просто картину природы. Прежде всего, он обращался к внутренним чувствам и эмоциям.

В текстах поэт часто описывает понятия красоты и счастья. Именно это сделало его мастером пейзажной лирики.

Фет часто олицетворяет природу, делает ее живой. Это позволяет почувствовать ее важность для человека. От урожая зависело, как люди будут переживать зиму. Большое количество зерна позволяло не беспокоиться о возможном голоде.

Краткое содержание

Стих начинается с описания природы. Зреет рожь, поле словно укрыто золотым покрывалом. Кажется, что оно не имеет размера. Только ветер мягко перебирает колоски ржи. События происходят в момент, когда день клонится к концу и уже виден едва заметный месяц. Он словно удивлен происходящим, но не отказывается забрать день себе и вступить в свои полные права.

Жатва хлеба кажется безбрежной. И только на мгновенье между заходом и восходом солнца скрываются светлые лучи. Этот момент напоминает око, которое смыкает на миг веки.

В стихотворении нет лирического героя, но его присутствие неощутимо чувствуется. Именно он любуется красотой природы и восхищается тем, как много поспевает зерна. В тексте выросшие колоски напоминают безбрежное поле. Оно не зеленое, а золотое.

Плавная смена дня на ночь показывает непрерывность бытия. Еще немного подождать и придет пора собирать урожай, потом отдых и снова нужно сеять зерно. Эта цикличность будет неизменной.

Художественные приемы

При чтении некоторые описания могут быть непонятны. Например, значение слова «смежает» в стихотворении Фета — соединять, смыкать края, закрыть. Поэт описывает небо как живое существо, которое закрывает глаза на недолгое время. Строчка «смежает небо огнедышащее око», означает, что день сменился ночью, и природа словно заснула. Если внимательно читать Фета, можно нарисовать в своем воображении фантастическую картину.

Яркое солнце и золотая рожь словно напоминают чудовище, которое дышит огнем. Именно поэтому все окрашено в желто-красные оттенки. Только ночью существо засыпает и закрывает свои глаза. Нива в стихотворении Фета — это поле, которое было обработано человеком и засеяно зерном.

Стихотворение условно можно разделить на 3 части:

На протяжении всего стиха описывается одна картина. Она неразрывно связана с эмоциональным состоянием героя, поэтому автор так детально представляет природу.

Размер стиха — трехстопный хорей. Именно он лучше всего передает ритмический рисунок и показывает красоту предзакатного времени.

При написании стихотворения Фет использовал следующие средства выразительности:

Поэт умело описывает природу. Она предстает живым существом, которое неподвластно человеку. Все что могут люди — смотреть, восхищаться, растворяться в ней. Но контролировать ее они не могут.

Источник

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Творчество Афанасия Фета занимает важное место в сокровищнице мировой поэзии. Пейзажная лирика поэта описывает состояние природы в краткий миг времени. Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» позволяет прочувствовать красоту русской земли сквозь призму восприятия автора. В тексте описана пора перед сбором урожая. Оглядывая золотые поля в момент наступления ночи, лирический герой находится в восхищении и испытывает гордость за свой край.

История написания

Исследователи творчества поэта до сих пор не сошлись во мнении, когда был написан стих. Считается, что Афанасий Афанасьевич работал над ним в конце 1850-х гг. Первая публикация произведения состоялась в журнале «Русский вестник» в 1860 г. Будучи приверженцем «чистого искусства», поэт в своем творчестве не затрагивал вопросы политики, общественной жизни и других проблем общества. Он рисовал картины природы, обращался к внутреннему миру и чувствам читателей.

Благодаря мастерству автора стихотворение о ниве вызывает глубокий эмоциональный отклик. Фет показывает, что природа живая, дает почувствовать ее важность для людей. Щедрый (тороватый) урожай — повод для радости. Чтобы его собрать и сохранить, придется приложить немало сил. Однако есть уверенность, что никто не останется голодным будущей зимой.

Описывая красоту природы, мастер пейзажной лирики вызывает у читателей чувство радости и счастья. На душе становится легче.

Содержание стихотворения

Перед проведением анализа стихотворения Фета «Зреет рожь», важно познакомиться с содержанием и понять значение произведения для автора. Первые строки переносят читателя в томный и жаркий августовский вечер. Бескрайнее поле спелой ржи колышется под ветром. Закат подошел к концу, и уже «месяц смотрит в очи». Он «изумлен, что день не минул», поскольку золото колосьев и закатное солнце еще побеждают тьму. Пограничное время перехода дня в ночь автор описывает в трех последних строках.

В истинно русском пейзаже присутствует кормилица народа — рожь. Бескрайняя равнина, над которой сгущаются сумерки — еще один главный элемент природы средней полосы России. При чтении произведения перед читателем возникает картина бесконечных русских просторов, налитых колосьев и поля, по которому можно идти долго, слушать ветер или любоваться синевой неба.

При помощи смены дня и ночи автор показывает непрерывность бытия.

Скоро придет время жатвы и небольшой передышки для крестьян. Затем начнется новый цикл и будет необходимо готовить землю, семена, снова пахать и сеять. Цикличность будет неизменной долгие века.

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

Композиция и жанр

Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:

Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».

Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.

Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.

Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.

Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.

Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.

Эмоциональная раскраска решает важную задачу автора, который стремится передать читателю свою ощущения и позволить на миг ощутить красоту летнего вечера.

Краткий анализ

Описывая ниву, лирический герой стремится охватить как можно больше, навсегда запечатлеть в памяти прекрасный момент. В природе он находит вдохновение и восхищается неизмеримой красотой мира. Кратко анализ произведения можно выполнить по плану:

Стихотворение позволяет понять, что каждый миг вечности по-своему прекрасен. Чтобы ощутить прелесть природы, изобразить ее на рисунке или в стихах, ребенок и взрослый может просто оглянуться вокруг. Необязательно ехать в дальние края на поиски живописных пейзажей.

Родные просторы не менее восхитительны, нужно только с любовью относиться к природе.

Источник

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Русские поэты ХIХ веков. А,А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» (учебник,с.64) ». УМК «Школа России»

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Русские поэты Х I Х веков. А,А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» (учебник,с.64) ». УМК «Школа России»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи : создать условия для обучения анализу лирического текста, произведений фотографического искусства и живописи (определять тему, главную мысль, содержание произведения); определению настроения, средств художественной выразительности, главных (ключевых) слов; способствовать развитию интереса к чтению лирических текстов

научатся понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; осознавать смысл традиций русского народа, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному

познавательные: осмысленно читают лирические тексты; понимают настроение стихотворения; определяют свое собственное отношение; осуществляют поиск необходимой информации по фотографии, репродукции картины; осмысливают объекты;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

ценят и уважают поэтов, выража-ющих свои чувства к Родине через художественное слово, составляют рассказы об этих людях, передают в своих рассказах восхищение и уважение к поэтам

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

I. Проверка
домашнего
задания.

1. Выразительное чтение (наизусть) стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

– На предыдущем уроке мы познакомились с произведениями русского поэта
Ф. И. Тютчева о временах года – весне и осени. Стихотворение о весне вы учили наизусть. Вспомните о правилах выразительного чтения, загляните в памятки.

Осуществляет индивидуальную проверку.

Осуществляет фронтальную проверку. Выделяет в каждом сочинении только положительные стороны

Выразительно читают стихотворение наизусть.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

Представляют свое сочинение. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль

Владеют навыками выразительного чтения стихотворения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Владеют навыками составления небольших текстов на заданную тему, придерживаясь основной мысли, логики изложения, самоконтроля и взаимоконтроля

II. Речевая
разминка

– О каком времени года мы будем говорить, вы узнаете, прочитав строки стихотворения:

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя. Действуют

– Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая голос.

– А теперь наоборот – громкий голос постепенно затихает.

– В заключение прочтите выразительно

Выполняют задания согласно рекомендациям учителя

учителя согласно инструкции.

Владеют навыками выразительного чтения стихотво-рения

III. Постановка учебной задачи

– Познакомьтесь с темой урока. Сегодня будем учиться анализировать текст, определять чувства литературного героя, выражать свое отношение к прочитанному

Осознают
и принимают учебную задачу

1. Биография
А. А. Фета.

– Я познакомлю вас с еще одним замечательным русским поэтом, который необыкновенно красиво писал о русской природе. Это Афанасий Афанасьевич Фет. Он родился более 190 лет тому назад в Орловской губернии в семье помещика Афанасия Шеншина. Фамилия матери Фет стала литературным именем поэта. В детстве он вместе с деревенскими детьми бегал по лесу, ездил верхом, лазил по деревьям.
Уже в то время он увлекался стихами, особенно поэзией А. С. Пушкина. Окончив Московский университет, Фет поступил на военную службу. После отставки вернулся в родовое поместье и до конца жизни писал стихи. Специально для детей Фет не писал, но его поэзия понятна всем. Строки стихотворений так мелодичны, что ко многим из них написана музыка.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия.

2. Слушание романса «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

– Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого романса?

– Какую картину вы увидели?

Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

3. Подготовка
к восприятию текста.

– Работая над стихотворением Ф. И. Тютчева, мы говорили об осени, когда «буйные ветры» срывают листочки с деревьев. Что происходит в природе потом?

(Можно показать слайды с пейзажами зимы.)

– Что вы чувствовали, когда после дождливой, грязной осени вы видели первый снег?

Описывают свои ощущения.

4. Работа над стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» и узнаете, какие чувства испытал он, когда в детстве увидел первый выпавший снег. (Показ иллюстраций к тексту.)

1) Прослушивание образца – чтения учителем.

Слушают чтение, отмечая непонятные слова.

2) Анализ стихотворения.

– Понравилось вам стихотворение?

– Какие чувства у вас возникли?

– От чьего имени написано это стихотворение?

– Что удивило ребенка, когда он выглянул в окошко?

– Какое слово вам показалось непонятным?

– Найдите это слово в словаре и прочтите его значение.

– Найдите в тексте восклицательные предложения, прочтите их с выражением.

– Что хотел сказать автор, выделив эти слова?

– С какой интонацией надо читать вопросительное предложение?

– У автора нет названия этого стихотворения. А как бы вы его назвали?

Стараются уловить настроение, делятся впечатлениями.

Тороватый – щедрый, не скупой.

– Передать чувство восторга, радости, желание поделиться этим с окружающими.

– Неуверенно, с ожиданием получить положительный ответ.

Совместно с соседом
по столу обсуждают название стихотворения.

Принимают
и сохраняют учебную цель, анализируют, дают оценку событиям. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Понима-

3) Подготовка
к выразительному чтению.

– Прочтите текст самостоятельно, «про себя».

– Отметьте места, где не надо делать паузы в конце строки.

– А где надо делать короткие паузы?

– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.

Отмечают в учебниках.

– Где есть перечисление.

ют на слух ответы учащихся. Строят понятные для собеседника высказывания. Рассматривают и описывают содержание картин

5. Работа над стихотворением А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1) Первичное чтение стихотворения учащимися.

– Прочтите стихотворение методом жужжащего чтения.

– Какой вы видите картину, описанную поэтом?

– Какими художественными средствами пользуется автор?

– Найдите в тексте слова, которыми описывает автор картину.

– Летний вечер, месяц, закат солнца, ржаное поле.

Зачитывают после совместного обсуждения в парах.

2) Словесное рисование.

– Какие слова непонятны?

3) Выборочное чтение.

4) Словарная
работа.

5) Рассматривание и описание картин. Прослу-шивание музыкального фрагмента.

– Посмотрите на картины А. Саврасова и И. Шишкина «Рожь» и послушайте фрагмент произведения П. И. Чайковского «Август».

Прослушивают мелодию, рассматривают репродукции, делятся впечатлениями.

6) Выразительное чтение стихотворения

– Что объединяет эти произведения и стихотворение А. Фета?

– Прочитайте стихотворение выразительно

– Любовь к природе,
родине

V. Домашнее задание

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную

VI. Рефлексия. Итог урока

– Какой отзвук находят эти стихи в вашей душе?

– С чем вы познакомились впервые?

– Как передают настроение музыканты, художники и поэты?

– Что вам дал сегодняшний урок? Отвечайте по кругу, выбирая одно из написанных на доске предложений:

Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ

Источник

«Зреет рожь над жаркой нивой» анализ стихотворения Фета по плану кратко – эпитеты, тема, идея

Стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец “чистого искусства” он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ “Зреет рожь над жаркой нивой” по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.

Зреет рожь над жаркой нивой рисунок 3 класс. 1351f23293311b2e739654a6350ea2f7. Зреет рожь над жаркой нивой рисунок 3 класс фото. Зреет рожь над жаркой нивой рисунок 3 класс-1351f23293311b2e739654a6350ea2f7. картинка Зреет рожь над жаркой нивой рисунок 3 класс. картинка 1351f23293311b2e739654a6350ea2f7. Литературоведам неизвестно, когда именно было написано стихотворение. Предположительная дата — конец 1850-х годов. Работа была опубликована в журнале «Русский вестник» в 1860 году. Фет считал себя приверженцем чистого искусства, поэтому в своем творчестве не затрагивал темы политики и других проблем внешнего мира.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зреет рожь над жаркой нивой.

История создания – точная дата написания неизвестна, приблизительно это произведение датируется концом 1850-х. Напечатано впервые в журнале “Русский вестник” в 1860 году.

Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.

Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая ее с разных сторон.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Эпитеты“жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.

Олицетворения“гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.

Это классическая пейзажная лирика – одно из трех направлений в поэзии, которое признавалось достойным “чистого искусства”.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Источник

Анализ стихотворения А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец «чистого искусства» он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ «Зреет рожь над жаркой нивой» по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.

Полный текст стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой…»А. А. Фет

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы, и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Краткий анализ стиха «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. А. Фет

Вариант 1

А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики, открывается чудная картина. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.

Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголам, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.

Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке.

Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».

В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.

Вариант 2

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета написано в конце 1850‑х годов. Названо оно по первой строке «Зреет рожь над жаркой нивой…» Великолепие красок жаркого лета, широту русских просторов поэт умело выражает в своих стихах. Через описание природы мы чувствуем душевный восторг, счастье русского человека.

В стихотворении описан один летний день. Но воображение рисует полное лето, от созревания колосьев до жатвы хлеба. Плавный переход сменяемого дня и ночи указывает на непрерывность бытия. В стихотворении тонко переплетается человек и природа. Лирический герой испытывает состояние покоя. Зреющая рожь вызывает благодатные чувства, удовлетворение, что зима будет сытной. Жаркое солнце вознаграждает за труды человека богатым урожаем.

Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший. Перекрестная рифма чередуется мужской и женской формой, создает песенный мотив. В строках чувствуется мягкое колыхание ветра. Ритм стиха задает динамику смены картин.

В первой строфе речь идет об описании нивы. Эпитетами «золотые переливы» и «жаркая нива» Фет выражает красоту полей. «Прихотливый» ветер и жаркое солнце заботливо помогают колосьям созревать. Природа в гармонии с человеческим трудом.

Во второй строфе указывается на время после полудня. Месяц уже показался на небе, а солнце еще не ушло. Для более выразительной передачи смены дня и ночи Фет использует олицетворение – «месяц смотрит», «день объятия раскинул». Минутная смена заката выражается фетовским умением передать миг в ярких красках. Как коротка летняя ночь! Автор одухотворяет природу, наделяя её эмоциями человека – «месяц робкий», «изумлен».

В третьей строфе автор показывает насколько богато поле, ниву он называет «безбрежным хлебом». Яркой метафорой «огнедышащее око» наделяет солнце. Как будто высшее существо наблюдает за всем, ему всё подвластно. Природа существует по своим законам.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика Фета. Это любимое направление автора. Фет охватывает всю землю, и вширь, и ввысь: «безбрежная», от заката до востока. Широка душа русского человека! В данном стихотворении незримо ощущается его присутствие. Глазами лирического героя мы смотрим на богатство полей. Мы видим отрадную картину и испытываем наслаждение. А. Фет умело предает настроение пейзажа, делая его живым, подвижным.

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850‑х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину, и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.

Это классическая пейзажная лирика – одно из трех направлений в поэзии, которое признавалось достойным “чистого искусства”.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.

Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Вариант 2

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества.

Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы – живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины – поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца – все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига – закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

Анализ стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Вариант 1

Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. В поэтическом восприятии пейзаж по-своему прекрасен. Особенной утонченной эстетикой в пейзажной лирике отличался защитник идеалов «чистого искусства», предшественник старших символистов К.Бальмонта и В. Брюсова, А.А. Фет, судьба которого складывалась весьма

Трагично и нелегко. Его творчество существовало как будто обособленно от него, как от человека. В 1850е годы Фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. В это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные восхищением красотой пейзажей, удивлением прекрасной, словно живой природой. Одним из такого стало лирического произведения «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. В этом проявляется свойственная Фету импрессионистичность – способность уловить, запечатлеть мгновение. Масштабность этого мгновения, этого пейзажа определяет своеобразный в стихотворении хронотоп. С одной стороны, есть внимание к деталям – сужение пространства, усиливающееся повторами и многосоюзием: «зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы, и до нивы…».

С другой стороны, масштабность возрастает «гонит ветер прихотливой»; в стихотворении охватывается большое открытое пространство, бесконечные дали: «Но широко в область ночи день объятия раскинул»; «Над безбрежной жатвой хлеба…». Хронотоп непосредственно влияет на восприятие этой мгновенной картины лирическим субъектом, позволяет ему ярче запомнить этот момент во всех красках и пространственности.

Краски в стихотворении представлены светлые, яркие, живописные, но множества оттенков и цветов Фет не использует, вполне достаточно эпитета «золотые переливы»- золотой цвет это, как и цвет нивы, так и цвет заходящего солнца, говоря о котором поэт использует очень яркий перифраз, в котором заключено антропоморфическое и символическое восприятие «огнедышащее око». Солнечный жар приписывается свойствам огня, которым солнце «дышит»- символическое значение; око-солнце за всеми наблюдает, смотрит, словно какое-то высшее живое существо – в этом антропоморфичность словосочетания.

Антропоморфизм проявлен также как один из основных приемов в основе всего стихотворения, в природе чувствуется душа, волнение. На это указывают яркие олицетворения, особенно во втором катрене: «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…День объятия раскинул». Этот прием позволяет говорить и о неком психологизме пейзажа, который как будто является воплощением щемящего чувства лирического героя, что что-то близится, что-то вскоре наступит – оно отражено в приближении захода солнца. Одухотворенное описание пейзажа передает состояние души, человеческое настроение.

Из этого можно сделать вывод, что у этого лирического произведения элегический модус художественности — результат эстетического переосмысления, элегическое «я» состоит из цепи мимолетных состояний- восхищение, волнение, предвкушение, причем это элегическое «я» относится к природе, но подразумевается, что такие же ощущения испытывает лирический субъект. По жанру соответственно тоже близко к элегии, поскольку созерцание пейзажа эмоционально, хотя и нет глубоких размышлений на поверхности строк, но они подразумеваются.

Обострение эмоционального ощущения передается с помощью четырех стопного хорея, который задает динамику, особый интонационный темп в соответствии с темпом изменения пейзажа в его переходном состоянии. Различная организация рифмы и рифмовки в первом катрене – смежная рифма, женская рифмовка позволяют цветописи – «золотым переливам» охватить пространство «от нивы и до нивы».

Использование высокой лексики, во-первых, указывает на утонченность эстетики в лирике Поэта, во-вторых делает возвышенным и необыкновенным образ природы, красота и своеобразие которой в этом стихотворении становятся преображающей мироздание силой, чем-то вечным, несмотря на то, что мгновение, бессмертным. Эта философия Фета о преклонении красоте, которая подменяет собой Бога, звучит в данном стихотворении и в других лир произведениях поэта. Чуть позднее такие мотивы будут звучать, например, у А.А.Блока и других символистов.

Вариант 2

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет.

Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850‑х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:

…Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасиевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

Вариант 3

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега” и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры “золотые переливы”, которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, “широко в область ночи день объятия раскинул”. Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества.

Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он “робко смотрит в очи” и “изумлен, что день не минул”. Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где “над безбрежной жатвой хлеба” небо “смежает огнедышащее око”, ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета “Зреет рожь под жаркой нивой”, скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *