Краткое содержание сна иакова

Лекция 3

Период третий – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет

Начало истории еврейского рода

Сим – Арфаксад – Каинан – Сала – Евер 35 – Фалек – Рагав – Серух – Нахор – Фарра 36 – Авраам 37 ( Быт. 11, 10–26 : Родословие (Толедот) Сима).

Призвание Авраама

Быт. 12, 1–3 : Призвание Авраама. Завет Бога с Авраамом.

Авраам с семейством в Египте ( Быт. 12, 10–20 ).

Исход Авраама с семейством из Египта ( Быт. 13, 1 ).

Краткая историческая справка – Египет

Египет (Мицраим) – одна из древнейших стран на земле.

Египет граничит на юг с Эфиопией, к северу со Средиземным морем, к востоку с Чермным морем, к западу с песчаною возвышенностью Сахары и Ливийской пустыней.

Страна представляется путешественнику в виде громадной равнины простирающейся на около 1000 км в длину и окруженной на восток и запад рядом холмов и обширной пустыней.

Первые египтяне, которые поселились в долине реки Нил, назывались тасо-бадарианцы и имели африканское происхождение, то есть являлись хамитами. Первый Египетский фараон носил имя Нармер. Он покорил неприятельское царство в дельте Нила и основал первую династию.

Что касается происхождения названия страны, то мнения об этом различны. В Ветхом Завете слово Египет переводится еврейским словом Мицраим, именем одного из сыновей Хама ( Быт. 10, 6 ), который мог быть родоначальником Египтян. Иногда он называется землею Хамовой (Книга Псалтырь).

Около 96 % нынешнего Египта занимает пустыня и 99 % населения живет на 4 % всей территории страны.

Авраам и Лот

Спор между пастухами Лота 41 и пастухами Авраама ( Быт. 13, 2–7 ).

Лот избирает себе Содом ( Быт. 13, 8–13 ).

Быт. 13, 14–18 : Повторение Обетования Аврааму. Поселение Авраама у дубравы Мамре, что в Хевроне.

Война царей. Захват Содома и Гоморры. Лот в плену ( Быт. 14, 1–12 ).

Авраам освобождает Лота из плена ( Быт. 14, 13–16 ).

Мелхиседек, царь Салимский

Быт. 14, 17–24 : Встреча 42 Мелхиседеком Авраама. Царь и пророк Салима 43 Мелхиседек 44 – прообраз великого Первосвященника Нового завета. Пример благочестия в ином народе.

Завет Бога с Авраамом и Обетование сына

“Благословятся в тебе все племена земные” ( Быт. 12, 1–3 – см. стр. 1).

Рождение Исмаила

Сара 45 отдает Агарь 46 Аврааму. Агарь изгоняется Сарой ( Быт. 16, 1–6 ).

Быт. 16, 7–14 : Обетование Божие Агари.

Знамение Завета

Быт. 17, 9–14 : Знамение Завета – закон об обрезании мужеского пола. Прообраз святого крещения.

Обетование Исаака. Наречение имени Сарра ( Быт. 17, 15–21 ).

Краткая историческая справка – обряд обрезания:

Обрезание – обряд Иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в восьмой день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом ( Быт. 17, 10 – 12 ). Повеление об обрезании было повторено Моисею ( Исх. 12, 44 ; Лев. 12, 3 ).

Из несомненных свидетельств видим, что обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что обряд был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южноафриканского народонаселения. Кафры доселе совершают этот обряд и, вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что Филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными.

От Евреев многие другие восточные народы приняли этот обряд и он составляет главное условие вступление в религию Магомета.

Новейшие Иудеи доселе совершают этот обряд с большою торжественностью: дитя приносят в синагогу и известное лицо, называемое Баал-Берифом, принимает его на свои руки и раввин совершает над ним обрезание со многими обрядностями.

Богоявление у дуба Мамрийского

Обетование рождения сына. Смех Сарры ( Быт. 18, 9–15 ).

Извещение Божие о конце Содома и Гоморры ( Быт. 18, 17–21 ).

Быт. 18, 22–33 : Заступничество Авраама. О силе молитвы праведника.

Содом и Гоморра

Быт. 19, 1–11 : Лот принимает двух ангелов. Суть содомского греха.

Быт. 19, 12–14 : Зятья Лота не верят ему.

Быт. 19, 15–23 : Семья Лота покидает Содом. Путь нечестивца погибнет. Об ангельской помощи. Необходимость решительности при оставлении нечестия.

Грех дочерей Лота. Происхождение Моавитян 52 и Аммонитян 53 ( Быт. 19, 30–38 ).

Авраам и Авимелех

Переселение 54 Авраама. Грех неведения Авимелеха 55 ( Быт. 20, 1–7 ).

Молитва Авраама об Авимелехе ( Быт. 20, 8–18 ).

Рождение Исаака

Изгнание из дома Авраама Агари и Исмаила ( Быт. 21, 15–21 ).

Авраам переселяется в Вирсавию 57 ( Быт. 21, 33–34 ).

Высшее испытание веры Авраама

Быт. 22, 15–19 : Повторение благословения Божия к Аврааму.

Смерть и погребение Сарры ( Быт. 23 ).

Женитьба Исаака

Наказ Авраама рабу своему относительно женитьбы Исаака ( Быт. 24, 1–9 ).

Встреча раба с Ревеккой 61 ( Быт. 24, 15–33 ).

Раб сватает Ревекку за Исаака ( Быт. 24, 34–49 ).

Ревекка соглашается пойти с рабом Авраама ( Быт. 24, 50–61 ).

Ревекка делается женой Исаака ( Быт. 24, 62–67 ).

Рождение Исава и Иакова

Быт. 25, 19–26 : Рождение Исава 62 и Иакова 63 : “больший будет служить меньшему”.

Быт. 25, 27–34 : Исав продает свое первородство. О пренебрежении к отеческому благословению. Исав – начальник рода Идумеян.

Исаак и Авимелех

Исаак обманывает Авимелеха о Ревекке ( Быт. 26, 6–11 ).

Богатство Исаака. Засыпание колодцев. Зависть Филистимлян ( Быт. 26, 12–16 ).

Спор Исаака с Авимелехом о колодцах. Союз между Исааком и Авимелехом. Исаак поселяется в Вирсавии (Беэршива) ( Быт. 26, 17–33 ).

Благословение Иакова и Исава

Женитьба Исава в тягость Исааку и Ревекке ( Быт. 26, 34–35 ).

Отец готовится к благословению сына. Исав охотится за дичью ( Быт. 27, 1–5 ).

Ревекка и Иаков прибегают к хитрости ( Быт. 27, 6–17 ).

Иаков выдает себя за Исава и подходит за благословением к отцу ( Быт. 27, 18–26 ).

Быт. 27, 27–29 : Благословением Исааком Иакова.

Исав подходит к отцу и просит благословения ( Быт. 27, 30–38 ).

Исав берет себе третью жену из дочерей Исмаила ( Быт. 28, 6–9 ).

Сон Иакова

Иаков и Лаван

Иаков встречается с Рахилью у колодезя ( Быт. 29, 1–12 ).

Иаков встречается с Лаваном ( Быт. 29, 13–14 ).

Иаков семь лет работает за Рахиль 70 ( Быт. 29, 15–20 ).

Лаван обманывает Иакова и дает ему в жены Лию 71 ( Быт. 29, 21 –25а).

Иаков наконец получает в жены Рахиль и работает еще семь лет ( Быт. 29, 15–30 ).

Рождение сыновей Иакова:

Рувим, Симеон, Левий, Иуда – сыновья от Лии ( Быт. 29, 31–35 ).

Дан и Неффалим – сыновья от служанки Рахили Валлы ( Быт. 30, 1–8 ).

Гад и Ассир – сыновья от служанки Лии Зелфы ( Быт. 30, 9–13 ).

Иссахар и Завулон – последние сыновья Лии ( Быт. 30, 14–20 ).

Сделка Иакова с Лаваном ( Быт. 30, 25–43 ).

Иаков намеривается вернуться домой. Господь призывает Иакова к возвращению ( Быт. 31, 1–16 ).

Бегство Иакова

Иаков уходит незаметно. Рахиль похищает идолов отца ( Быт. 31, 17–22 ).

Лаван догоняет Иакова на горе Галаад 72 ( Быт. 31, 23–32 ).

Лаван ищет похищенных идолов ( Быт. 31, 33–42 ).

Иаков и Лаван заключают союз друг с другом ( Быт. 31, 43–55 ).

Встреча Иакова с Исавом

Послы Иакова отправляются навстречу к Исаву ( Быт. 32, 1–5 ).

Возвращение послов. Сообщение о том, что Исав с 400 воинами идет навстречу к Иакову ( Быт. 32, 6–8 ).

Быт. 32, 9–12 : Молитва Иакова при переходе через Иордан.

Быт. 32, 13–21 : Иаков отсылает подарки Исаву.

Быт. 32, 22–32 : Иаков получает имя Израиль.

Быт. 33, 1–11 : Встреча Иакова с Исавом. Молитва и смирение умягчает сердце врага.

Исав возвращается в Сеир 73 ( Быт. 33, 12–16 ).

Иаков поселяется близ Сихема ( Быт. 33, 18–20 ).

Краткая историческая справка – страна Идумея:

Идумея, страна Эдомская, Идумеяне – страна, народ получившие свое название от Исава, или Эдома. Эта страна лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе земля или гора Сеир, в Библейские времена составляла небольшую полосу земли между пустыней Син на запад и Каменистою Аравией на восток. Климат в ней был превосходный и она отличалась особенным плодородием почвы.

Царство Едом имело около 100 км в ширину и 180 км в длину, то есть его площадь составляла около 18000 кв. км.

Древней столицей Идумеи был город Восора, вероятно нынешний Бессеира, упоминаемый в книге пророка Исаии (53, 1). Другими городами были:

После смерти Саула едомиты при первой же возможности показали свою ненависть к Израилю. Когда Давид воевал в северной Сирии с Адраазаром, царем Сувским, Едом, по всей видимости, напал на южную часть Иудеи и даже угрожал Иерусалиму. Однако по возвращении Давида более древнее царство Едом значительно уменьшилось в размерах, уступив часть территории более молодому Израилю; восемнадцатитысячное войско Едома было разбито в Соляной долине у южной оконечности Мертвого моря.

Давид покорил Едом, который оставался под владычеством Иудеи даже во времена разделенного царства вплоть до прихода к власти Иорама (середина IX в. до Р.Х.).

Села сделалась в последствии столицей Идумеи. Более известна она в греческом переводе под названием Петра. (Села означает камень по-древнееврейски, Петра – по-гречески). Лет через пятьдесят после смерти Иорама царь Иудейский Амасия (875–800 гг. до Р.Х.) захватил Едом и крепость Селу. Развалины этого древнего города со множеством пещер, гробниц, дворцов, триумфальных ворот открыты в 1812 году Буркгардтом, в местности Вади-Муза, к востоку от горы Ор, на которой скончался первосвященник Аарон. Этот город, как известно ( 4Цар. 14, 7 ) был взят царем Амасией, причем 10 тысяч Идумеян пало в сражении и 10 тысяч пленных Идумеев были низринуты победителями с утесов.

“Петра, столица земли Едомской, была одним из чудес древнего мира, – пишет Дейвис. Этот город был воздвигнут на гигантской скале, и многие здания были выдолблены в камне. Поразителен вид Петры, с ее домами, уходящими вглубь скальной породы – красивого розового камня. Город был практически неуязвим для вражеского нападения”.

Пророчество о Едоме завершилось с падением Ассирии. “Свобода, полученная Едомом от Иудеи, – пишет Говард Вос, – обернулась лишь передышкой перед тем, как царство попало под еще более сильный гнет, на этот раз Ассирийский”. “Когда ослабела Ассирия, – продолжает ученый, – Едом, наряду с другими народами был поглощен ордами халдеев, налетевшими из Трансиордании”.

Набеяне, видимо, и есть те самые “сыны Востока”, упомянутые в книге Иезекииля (25, 4) где-то в VI веке до Р. Х. вытеснили едомлян из их горных укреплений и заняли город Петру.

Ко времени рождения Господа нашего Иисуса Христа город Петра была процветающим городом, являясь конечным пунктом одного из великих торговых путей Азии. В Петре арабы сбывали свои пряности и благовония.

Во времена Римской империи, согласно “Библейскому словарю Уингера”, “едомляне составляли одно целое с еврейским народом, и вся область нередко называлась римскими и греческими авторами Идумеей. Непосредственно перед осадой Иерусалима императором Титом (70 г. по Р.Х.) около 20 тысяч идумейцев были впущены в Священный Город, наполнив его грабежом и кровопролитиями. С этого времени едомляне, как отдельный народ, исчезаают со страниц истории.

И даже в наши дни, когда слава о Петре распространилась по всему миру, число людей, которые видели этот город, остается ничтожно малым. Он остается затерянным и заброшенным, являя собой один из самых странных и прекрасных пейзажей в мире: огромный живописный некрополь, охраняемый орлами. ”

Третий древний Идумейский город Феман упоминается еще в книге Бытия (36, 34). По всей видимости это нынешний город Маан, к югу от Петры. Жители Фемана славились особенной мудростью ( Иер. 49, 7 ). Некогда расположенный на восточной границе земли Едомской, он остался единственным поселением этой земли, избежавшим рарушения.

Последующая жизнь Иакова

Иаков переселяется в Вефиль ( Быт. 35, 1–4 ).

Устройство жертвенника в Вефиле ( Быт. 35, 5–8 ).

Быт. 35, 9–15 : Подтверждение Обетования Иакову.

Смерть Исаака в Хевроне ( Быт. 35, 27–29 ).

Источник

Коллектор библейской книги

Произведения Вочмана Ни и Уитнесса Ли онлайн

ИНФОРМАЦИЯ ПО КНИГЕ

Краткое содержание сна иакова. 198.200. Краткое содержание сна иакова фото. Краткое содержание сна иакова-198.200. картинка Краткое содержание сна иакова. картинка 198.200. Сим – Арфаксад – Каинан – Сала – Евер 35 – Фалек – Рагав – Серух – Нахор – Фарра 36 – Авраам 37 ( Быт. 11, 10–26 : Родословие (Толедот) Сима).

Видение Божьего строения Уитнесс Ли

ISBN: 978-5-487-00001-9
Печатное издание: купить в магазине

Видение Божьего строения

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чтобы осуществить Свой вечный замысел, Бог должен выполнить два вида работы: работу по сотворению и работу по строению. Писание открывается Божьим сотворением и заканчивается Божьим строением. Божье сотворение предназначено для Божьего строения, а Божье строение является окончательной завершённостью, осуществляющей замысел, который был у Бога при сотворении. Важнейшим средством для осуществления Божьего сотворения является Божья божественная сила. А главным элементом, используемым для Божьего строения, является божественная жизнь. Мы были рождены в Божьем творении, но мы рождены заново для Божьего строения — церкви, окончательной завершённостью которой является Новый Иерусалим. Это строение связано с жизнью, осуществляется жизнью и посредством жизни. Возрождение в жизни является началом, рост в жизни является продолжением, а зрелость в жизни является завершённостью жизни для строения Божьего. Наконец, в Новом Иерусалиме, Божьем окончательном строении, показана текущая река жизни, которую должны пить те, кто участвует в Божьем строении, и растущее в реке жизни дерево жизни, которое они должны есть. И река жизни, и дерево жизни указывают на то, что строение Божье производится Самим Богом и посредством Самого Бога в Христе как жизни для нас, что оно получает питание от Него и поддерживается Им. Поэтому участвовать в Божьем строении мы можем только благодаря жизни и посредством жизни.

Жизнь и строение — это два ключевых слова всей Библии. Жизнь — это Бог в Христе как живое содержание, а строение — это совокупное выражение Триединого Бога. Как печально, что сегодняшнее христианство почти полностью пренебрегает и жизнью, и строением! Ради надлежащей церковной жизни и то, и другое должно быть полностью восстановлено. Недавно Господь начал это восстановление в США. Мы совершенно уверены, что в скором времени Он осуществит его в полной мере ради Своего замысла.

Главы этой книги являются сообщениями, сделанными на зимней конференции, проходившей в Лос-Анджелесе в 1964 году. В книге сохранена простая разговорная форма изложения. Пусть Господь использует эти сообщения для созидания Своих ищущих святых.

Уитнесс Ли
Лос-Анджелес, Калифорния, США
9 апреля 1972 г.

Примечание: Мы просим не копировать, не загружать и не переиздавать материалы этого сайта ни электронными, ни какими-либо другими средствами. Авторские права на все материалы принадлежат «Коллектору библейской книги» и Living Stream Ministry. Мы надеемся, что все наши посетители отнесутся к этой просьбе с уважением.
* Мы будем признательны вам, если вы сообщите нам об ошибке или опечатке в тексте. Для этого достаточно выделить нужный фрагмент и нажать сочетание клавиш Ctrl+Enter

Загрузка этого материала, даже для личного пользования, запрещается.
Ваш IP адрес: 188.68.216.12 [11:44:22, 23 апреля 2021]

Другие сайты

О Коллекторе библейской книги

«Коллектор библейской книги» — некоммерческая организация, основная задача которой — публикация служения Вочмана Ни и Уитнесса Ли на русском языке. Следуя по стопам этих двух служителей Господа Иисуса Христа, которые верно хранили наследие служения, полученного церковью от Господа, мы видим свою цель в том, чтобы распространять богатство Христово, снабжая всех верующих духовной пищей, которая даст им рост в божественной жизни ради созидания Тела Христова.

© 1998-2021 Религиозная организация евангельских христиан «Коллектор библейской книги».
Все права защищены. Воспроизведение в целом или частично без разрешения запрещено.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 28:12

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-13 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему

Посмотри же на этого праведника, который лежит на голой земле и созерцает видение, а лучше – удостаивается явления самого Бога. Усматривай здесь дивное попечение человеколюбца Бога. Он видел, что Иаков, по совету матери, страшась брата, предпринял это странствование, и совершает путь, как какой-нибудь скиталец, не имея ни откуда никакого утешения, но во всем полагаясь на помощь свыше; и тотчас, в самом начале пути, желая укрепить его стремление, является ему и говорит: «аз есмь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака». Я сделал то, что и патриарх и отец твой достигли столь великой славы; а потому «не бойся», но веруй, что Я, исполнивший данные им обетования, удостою и тебя Моего промышления.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 54.

Свт. Амвросий Медиоланский

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Об Иакове и блаженной жизни.

Свт. Кесарий Арелатский

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Смотрите и внимайте, каково величие происходящего: и спящий Иаков, и Господь, опершийся на лестницу, являются прообразами Христа. Когда наш Спаситель, говоря о Нафанаиле, упомянул благословенного Иакова, Он сказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1:47; ср. Быт. 32:28), а дальше добавил: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1:51). В Евангелиях же Господь учил относительно Себя тому самому, что Иаков видел во сне: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Если Ангелы Божии нисходили к Сыну, поскольку Он был на земле, то как может быть, что те же ангелы восходили к Сыну Человеческому, если только Он не на небе? Так что Он Сам спал в Иакове, но и с неба тоже Сам взывал к Иакову.

Но почему произошло это в пути, прежде чем Иаков нашел жену? Потому что Господь наш, истинный Иаков, сначала на лестнице, то есть на кресте, умер, а затем обручил Себе Церковь. Сначала Он дал ей залог Своей крови, чтобы затем дать в приданое Свое Царство.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Искусные толкования на Пятикнижие.

См. также Толкование на Быт. 28:10

Свт. Феолипт Филадельфийский

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Трезвение пробуждает сердце и просвещает его и когда тело бодрствует, и когда оно спит, по словам [Соломона]: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5:2). Свидетельствует об этом и Иаков: покинув свою землю, [по дороге] прилег на землю и увидел [во сне] лестницу, по которой восходят и нисходят Ангелы [Божии]. Ведь когда душа, отправившись в странствие с органами чувств, простирается в благомыслии смиренномудрия, словно на подвижническом ложе, то владычественное начало свое возлагает, словно главу, на камень, на веру Христову, тогда чувства тела спят, не будучи заняты попечением о насущных [вещах], а сердце бодрствует, делая неусыпным око души. Тогда хранение мысли представляется как лестница, воспаряющая горе, по которой помыслы, труждающиеся над добродетелями и простирающиеся к ведению горних [вещей], восходят и снова нисходят, смиряемые немощью естества.

Слова о трезвении. Его же Слово о бдении и молитве.

Свт. Филарет (Дроздов)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Вот лестница и проч. В сем Божественном явлении должно прежде познать Явившегося, дабы потом уразуметь образ явления.

Некоторые толкователи (Grot. Calm. Ιο; Cler.) думают, что один из Ангелов высшего чина представлял здесь лицо Господа между прочими Ангелами, но священное повествование нимало не благоприятствует сей догадке; ибо в нем Господь совершенно отделяется от Ангелов.

Иисус Христос, беседуя с истинным израильтянином Нафанаилом и обещая ему непрерывное Божественное видение, подобное Иаковлеву сновидению, ощутительно поставляет Себя самого началом и того, и другого: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к (επι*) Сыну Человеческому (Ин. 1:51).

Но если явившийся Иакову был Сын Божий, Который есть вкупе и Сын человеческий, весь образ явления должен представлять какое‑либо Ему принадлежащее свойство или действие. Итак, лестница, стоящая на земле и касающаяся небес, может означать Его воплощение или Божественное человечество, посредством которого земля соединяется с небом, тварь с Творцом, человек с Богом; и которая после отпадения Адамова от первобытного соединения с Богом есть единый возвратный, новый и живый путь к Престолу Благодати (Евр. 10:20; Евр. 4:16). Восхождение и нисхождение Ангелов по лестнице образует или собственно действие Ангелов, посылаемых в служение для тех, которые должны наследовать спасение (Евр. 1:14), восходящих к Господу для приятия от Него повелений и нисходящих на землю для исполнения их; или, по всеобщему понятию лестницы, всеобщую постепенность тварей, которые в Сыне Божием, яко своем начале, от Которого все (Евр. 2:10), обретая и свой конец, для Которого все нисходят в любви Его, дабы простирать ее благотворные влияния от высших на низшие степени, и восходят в своем совершенствовании; или, наконец, по отношению к тайне воплощения, служение сей тайне всех богоносных патриархов, из которых некоторые, как, например, Сиф, Ной, Авраам, Исаак, во время открытия сей тайны Иакову, уже возвратились или возвращались с земного поприща к Богу, а некоторые, как Иуда, Давид, Соломон, как бы еще нисходили от Бога и готовились явиться на земле, предшествуя Сыну человеческому, который, по предопределению, с небесной высоты Своей, также долженствовал по степеням их рождений снити к собственому земному рождению.

Таким образом, видение лестницы прежде слов откровения внушало уже Иакову, что он, будучи в опасном отлучении от общества человеческого, вступает между тем в спасительное общение с вышними силами и обретается под непосредственным охранением Господа Богочеловека, Коего тайне сохранением и продолжением обетований послужить должен. То же излагается потом и словами откровения.

*Что предлог επι имеет сие, приличнейшее в сем месте значение, на сие есть примеры. Мк. 5:21; Лк. 23:1; Ин. 19:33.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Антоний Великий

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

послушные дети по праву наследства обыкновенно получают от родителей своих богатство, благословение и даже самые их добродетели. Молитвы, которые воссылают послушные дети к Богу, подобны молитвам их родителей: они делают их наследниками добродетелей, которыми украшаются родители их.

Так, молитвы Иакова во всём подобны были молитвам его родителей, и потому благословение Божие, данное родителям его, перешло и на него и он удостоился видеть ту духовную лествицу, по которой восходили и нисходили Ангелы. Но прежде, нежели он получил благословение своих родителей, не видел ни одного Ангела; получив же родительское благословение, увидел Ангелов и был благословлен ими.

Истинные и благоразумные дети знают, что они не могут иметь никакой добродетели, если не получат благословения от своих родителей. Посему они стараются оказывать послушание родителям и просят их, чтобы они благословили их, потому что родительское благословение дает им возможность видеть полки Ангелов и через то укрепиться навсегда в добродетели.

Письма к монахам.

Прп. Ефрем Сирин

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Прп. Максим Исповедник

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Что означает лестница, которую увидел Иаков, и кто суть нисходящие и восходящие ангелы?

Мы полагаем, что лестница — это благочестие пред Богом. Ангелы же нисходящие и восходящие [означают следующее]: восходящие — логосы добродетелей, через нас возвышаемые, а нисходящие — логосы знания, спускающиеся по причине возвышения наших добродетелей.

Вопросы и затруднения.

Блж. Августин Иппонский

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Иероним Стридонский

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Трактат на Псалмы.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы.

Ст. 12-13 И сон виде: и се, Лествица утверждена на земли, еяже глава досязаша до небесе, и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней и рече: Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему

Сам Иаков, по пробуждении от сна, признал бывшее ему во сне видение за Божественное откровение (Быт. 28:16-19). Откровение во сне укрепило его в надежде на Бога, какую он имел в бодрственном состоянии. Лествица, со­единявшая небо с землей, верхним концом достигавшая до небесного свода, нижним упиравшаяся на земле близ места ночлега Иаковлева, – знаменовала непрерывающееся об­щение мира духовного с избранниками Божиими на земле. Явление Бога, Владыки неба и земли, ангелов и человеков, наверху Лествицы, показывало, что Сам Бог с высоты свя­тыя Своея призирает на землю и Своим всемогущим по­кровом осеняет людей, подобно Иакову уповающих на Него и преданных Ему. Восхождение и нисхождение анге­лов по Лествице являло в них слуг Божиих, посылаемых на землю для служения имеющим наследовать спасение (Евр. 1:14): одни из ангелов нисходят к людям для исполнения повелений Божиих относительно них, другие восходят от земли к Богу с отчетом об исполнении сих повелений и для принятия новых. Таким образом, видение Лествицы, на вершине которой стоял Бог и по которой восходили и нисходили ангелы, должно было укрепить в Иакове убеж­дение, что он находится под особенным покровительством Божиим и под защитой Сил небесных. Кроме того, в ви­денной Иаковом Лествице предуказана тайна искупления. Грех расторгнул тесный союз человека с Богом и с верными Его слугами – ангелами. Чрез воплощение Сына Божия и все Его искупительные действия, как бы чрез Лествицу, небо снова соединилось с землей, Бог – с человеками, снова водворился на земле мир с Богом и открылся путь к небу странникам земли. В этом именно смысле разуметь Иаковлево видение научил нас Господь Иисус Христос, когда в беседе с Нафанаилом обещал ему, что он очами веры «узрит небо отверстое и ангелов Божиих, восходящих [на небо] и нисходящих к Сыну Человеческому» и в лице Его ко всем искупленным людям (Ин. 1:51). «Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся». Сими, объ­ясняющими видение Лествицы словами Господь укрепляет Иакова к мужественному перенесению дальнейших, пред­стоящих ему трудностей путешествия и долговременного пребывания вдали от родины, внушая ему, что будет так же близок и милостив к нему, как был близок и милостив к деду его Аврааму, и как доселе близок и милостив к отцу его Исааку. «Земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему». Это обетование, данное Аврааму и Исаа­ку, и теперь повторенное Иакову, весьма отрадно было для него в его положении. Он теперь был только странником в Ханаанской земле, не имел никакой собственности на ней, и даже, когда возвратится в нее чрез 20 лет, будет жить в ней как чужестранец; но вот Господь ему обещает, что вся эта земля будет во владении его потомства, что его потомки будут полновластными господами той страны, в которой теперь нет для него безопасного пристанища. Надежда на исполнение сего обетования в потомстве для родоначаль­ника приятна не меньше, как если бы он сам дожил до времени этого исполнения.

Толкование на паремии из книги Бытия

Беда Достопочтенный

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Гомилии на Евангелия.

Иаков Афраат

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Тахвиты.

Хроматий

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Итак, Воскресением Христа был открыт путь. Поэтому не без основания патриарх Иаков повествует, что он видел в том месте лестницу, верх которой касался неба, и Господь опирался на нее (Быт. 28:13). Лестница, утвержденная на земле и касающаяся неба, есть крест Христов, через который нам открыто место на небесах и который истинно ведет нас к небесам. На этой лестнице утверждено множество ступеней добродетели, по которым совершаем мы свое восхождение к небесам: вера, справедливость, целомудрие, святость, терпение, благочестие и другие добродетели составляют ступени этой лестницы, по которым, если поднимаемся уверенно, без сомнения, достигнем небес. И правильно следует понимать лестницу как образ Господня креста, поскольку, как лестница охватывается двумя вертикальными подпорами, так и крест Господа охватывается двумя Заветами, содержа в себе ступени небесных заповедей, посредством которых мы восходим на небо.

Проповеди.

Свт. Андрей Критский

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.

Великий канон, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 4.

Лопухин А.П.

Ст. 12-15 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе

Бедственное и тревожное состояние Иакова является благоприятным условием для принятия им первого откровения (во сне). Откровение это прямо отвечало насущным потребностям Иакова:

1) утвердиться в вере в божественные обетования Аврааму и Исааку и

2) получить уверение в личной безопасности со стороны Исава и других возможных бедствий.

То и другое дается Иакову в словах Господа ст. 13–14, причем здесь дается и высшее обетование о благословении в потомстве избранных Богом патриархов; впрочем, «Иакову не открывается всей будущности израильского народа, как Аврааму (15:13), мужу твердому духом…» (Г. К. Властов, Священная летопись, СПб. 1878, 1, 253).

Характер всего видения Иакова соответствует тому кругу воззрений, в которых жил и вращался будущий патриарх народа Божия. В целой картине видения — 3 элемента (внешним образом выделяющиеся через троякое «вот», евр. hinneh).

1) Лестница от земли до неба, как выражение тесной связи земли с небом: утешительная для человека истина, что он не предоставлен на земле одним мировым силам, но имеет доступ на небо и помощь оттуда!

Правдоподобно сообщение Гункеля (s. 289), что представление о небесной лестнице было распространено на древнем Востоке, особенно в Египте (лестница Гатора, по которой восходят к небу души умерших); но ложно утверждение названного ученого, что видение лестницы не имеет никакой связи с остальной историей Иакова. Связь, напротив, весьма тесная.

2) Ангелы восходят и нисходят по лестнице, т. е. возносят мольбы, мысли, попечения и проч. человека к Богу, с другой стороны низводят на человека разные виды милости Божьей.

Талмуд и Мидраш (Beresch. г., 333) понимают «восхождение» и «нисхождение» в том смысле, что Ангелы, сопровождавшие Иакова во время путешествия его по Ханаану, взошли на небо, а другие Ангелы, имевшие сопровождать Иакова в Халдею, сошли с неба на землю; некоторой опорой этого толкования служит упоминаемое в Быт. 32:1–2 усиленное ополчение («маханаим») Ангелов. Ст. 12 признается классическим свидетельством веры ветхозаветной в бытие и деятельность Ангелов, как посредников между Богом и людьми (ср. Ин. 1:51).

3) Но это посредство Ангелов не исключает и непосредственного действия Бога на Своих избранников: Иегова, как Бог завета или Ангел Иеговы.

Толковая Библия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *