Краткое содержание труды и сны
Краткое содержание Гесиод Труды и дни для читательского дневника
В поэме воспевается всемогущий Зевс, который все решает на Земле. Его кары избежать нельзя. Ему подчиняются боги, которые следят с неба за жизнью людей. Четыре поколения людей уже сверг Зевс, теперь на Земле живет пятое поколение. Чтобы его Зевс не сверг, певец учит этих людей, как правильно жить и работать.
Дидактическая поэма Гесиода учит, как правильно жить и работать.
Краткое содержание Гесиод Труды и дни
Певец призывает Муз воспеть всемогущего Зевса. Затем поет «правду» о мире богов, в котором есть две Эриды. Одна злая, вызывает войны, другая – полезная для людей, всякого побуждает к труду. Затем рассказывает, что боги спрятали от людей источники пищи, чтобы люди денно и нощно трудились ради пропитания. Это сделал Зевс, разозлившись на Прометея, когда тот украл огонь и раздал его людям.
После этого Зевс приказал Гефесту сделать из воды и земли с человеческим голосом и девичьим обличием Пандору. Этот подарок отвезли к Эпиметею. Пандора открыла сосуд с бедами и выпустила их наружу. Певец делает вывод, что замысла Зевса избегнуть нельзя. Далее он рассказывает о поколениях людей, созданных Зевсом: золотом, из серебра, медном, полубогах. Теперь поколение железных людей. И его скоро Зевс уничтожит. Певец говорит о том, что боги наблюдают за жизнью людей. Он желает слушателю, чтобы того не постиг голод. Для этого нужно трудиться.
Затем он дает наставления, как работать в течении года, советы мореплавателям, житейские советы. Поэма заканчивается перечислением дат удобных для всяких дел.
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Князь Владимир решил устроить праздник собрав вместе своих сыновей, друзей и другой народ. Поводом для праздника стала свадьба его единственной дочери-Люды. Вокруг все рады этому событию
В деревне, возле самого леса жили дед Кузьма и внучка Варя. Когда наступила зима, у деда закончилась махорка, он стал кашлять и все время жаловался на здоровье
Книга поделена на две части. В первой части автор рассматривает любовь с точки зрения теории. Он подробно разбирает такие понятия как любовь матери к ребенку, любовь между мужчиной и женщиной, любовь человека к Богу и даже любовь к самому себе
Главный герой романа работает в химическом институте. Он заведует лабораторией, которая постоянно проводит какие-то эксперименты. Он женат, но не имеет детей. Обе попытки были неудачными: первый ребенок не выжил
Описывается воспоминание автора о том, как случилось ему однажды плыть по мрачной сибирской реке. Осенний вечер, природа увядает. Река извилистая, непредсказуемая.
Толкование сновидений
Очень кратко : Сновидение — «царская дорога» к познанию бессознательного, таинственная сфера душевной жизни человека. В нём всегда присутствует смысл, находят отражение наши желания. Психоанализ объясняет природу этой загадки, раскрывая тайну сна.
Научная литература по вопросу о сновидениях
Книга начинается с обзора значимых теорий о природе сновидений, накопленных до написания данной монографии. Анализируя эти теории, автор выделяет основные идеи знаний о сновидениях:
Сновидение является психическим явлением, которое можно объяснить. Это позволит объяснить причины психических заболеваний (неврозы, психозы, истерия).
Сновидение обладает свойством превращать небольшое раздражение, возникшее во время сна, в огромное событие.
Сновидение состоит из наших осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни.
Сновидения часто забываются, так как не осознаются.
Сновидение содержит воспоминания из прошлого, которые на первый взгляд не являются важными в настоящем.
Ни одно впечатление из памяти человека не исчезает бесследно.
На сновидение влияют как внешние (холод, звук, свет), так и внутренние раздражители (болезни внутренних органов). Толкование может помочь при диагностике скрытых или начинающихся болезней.
Смысл сновидения ускользает при объяснении, когда сознание пытается домыслить, связать непонятные образы и отрывки сна в нечто целое.
Сновидение говорит на языке образов, а не слов и понятий.
Сновидение выявляет нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже себе самим.
Сновидение представляет объект не целиком, а частично, взяв какое-либо его свойство, черты или контур.
Все теории делятся на три группы, «относительно степени участия и характера душевной деятельности в сновидениях»:
Метод толкования сновидений
Для успешного толкования сновидения «необходима психическая подготовка» клиента.
От него требуются две вещи: усиление внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которой он обычно производит подбор возникающих в его мозгу мыслей.
Не стоит искать желанного разъяснения сна. Нужно озвучивать все свои мысли и чувства. Отбросить критику всплывающих мыслей не так просто, так как многие из них неприятны, и человек склонен избегать травмирующих воспоминаний.
Для понимания сновидения «следует брать не сновидение во всём его целом, а лишь отдельные элементы его содержания». Разным людям могут присниться схожие по содержанию сны, но каждый из них будет иметь собственный смысл и желания.
Любое сновидение имеет смысл и представляет собой осуществление желания. Автор приводит пример собственного сновидения, в котором видит свою бывшую пациентку Ирму, проходившую лечение от истерического страха. Во сне она «выглядит болезненно и жалуется, что у неё болит горло и желудок», но автор говорит ей, что она сама виновата в своих болях. Накануне сновидения он встретил знакомого, который сообщил, что ей стало лучше, но не настолько хорошо. Автору показалось, что сказано это было с неким упрёком, и он написал оправдательную записку другому врачу. Это сновидение означает желание оправдать и успокоить себя — пациентка сама отказалась от лечения и страдает не по вине аналитика.
Сновидение — осуществление желания
В главе доказывается тезис о том, что сон представляет собой исполнение неудовлетворённого в реальности желания. В сновидении желание представляется исполнившимся. Простым примером является сон о жажде:
Осуществление желания подтверждают и сны, когда человек находится где-то, хотя при этом мирно спит в постели.
Мне снилось очень часто, что я уже встал и стою перед умывальником. Спустя несколько мгновений я все же начинал сознавать, что ещё лежу в постели, но продолжал спать.
Автор приводит примеры расшифровки нескольких сновидений, подтверждающих истинность этих положений.
Сон женщины, увидевшей на своей одежде следы молока, означает желание беременности и возможность кормить своего будущего ребёнка.
Детские сновидения явно исполняют желания ребёнка, но и взрослые могут видеть инфантильные сны. Например, люди на длительной зимовке постоянно видят сны о разнообразной пище, больших запасах табака, сладостей и приближающемся судне.
Искажающая деятельность сновидения
По своему содержанию сновидение может быть явным и скрытым. Явное — это то, что можно сообщить после пробуждения. Скрытое содержание можно понять лишь после толкования.
Сновидение образуют две психические силы: первая представляет собой желание, испытываемое человеком, вторая — цензуру, которая искажает это желание.
Где в социальной жизни можно найти аналогичное искажение психического акта? Лишь там, где имеется двое людей, из которых один обладает известной силой, другой же принуждён считаться с последней.
Этот механизм напоминает действие политической цензуры: если писатель открыто и прямо выскажет свою критику в отношении власти, то его не издадут и накажут. Но если героями его книги будут звери или несуществующие персонажи, то и мысль будет высказана, и возмездия не наступит. Цензура изменяет желание, искажая его порой до противоположности: например, враждебность к кому-то в скрытом содержании лицемерно заменяется нежностью в явном (сознательном) содержании.
Многие сновидения до толкования настолько скрыты, что вроде и не являются исполнением желания. Автор доказывает, что это не так.
Женщине приснилось, что она хотела на ужин пригласить гостей. Но из-за ряда обстоятельств (магазин закрыт, а до поставщика не дозвониться), её намерения не осуществились.
Выясняется, что в гости ожидалась подруга, которую она ревнует к мужу. Гостья мечтает пополнеть и мужу сновидицы нравятся полненькие. Во сне осуществилось желание, чтобы ужин не состоялся — подруга не пришла, не пополнела на угощениях, а сновидица не ревновала её к мужу.
Другой пациентке приснилось, что умер её любимый племянник Карл. Видит его, гроб, свечи.
Оказалось, что женщина любила мужчину, но не могла быть с ним. До этого, во время похорон другого её племянника, она увидела этого мужчину у гроба. Сновидение осуществило желание — встретиться с любимым человеком на похоронах.
Мужчине приснилось, что он идёт к себе домой под руку с женщиной и, подъехавший в карете, полицейский хочет его арестовать.
Во время анализа мужчина высказал мысль, что его могли арестовать за детоубийство. Его тайная связь с любовницей вызвала тревогу, что она забеременела и их разоблачат. Сновидение исполнило желание: ребёнок убит, детоубийца арестован.
У каждого есть неприятные, запретные желания, в которых он не способен признаться ни другим, ни себе. Они коренятся в глубинах бессознательного и не достигают сознания в своём первоначальном виде, проходя искажение цензурой.
Сновидения, в которых присутствует страх, в основе имеют какое-либо неудовлетворённое сексуальное желание (либидо).
Материал и источники сновидений
Вытеснение — это процесс отрицания и отклонения желания, при котором изменяется объект желания, но сила эмоции сохраняется. Оно образуется благодаря действию цензуры, когда желание носит асоциальный характер (секс, убийство, инцест). Вытесненные желания, как правило, касаются Эдипова комплекса, согласно которому ребёнок бессознательно стремится к обладанию матерью и устранению отца и братьев. Эти детские переживания никогда не изживаются, являясь мощным источником сновидений.
Другим механизмом является смещение, при котором мысль, избегая цензуры, проникает в сознание. Например, солдат защищает флаг (кусок материи), заменяющий понятие Родины и долга.
Также в сновидении присутствует и функция сгущения, когда несколько пережитых эмоций, объектов или событий могут объединяться в одно. В реальной жизни связи между этими элементами нет.
Источниками сновидения могут быть:
Типические сновидения — это сновидения, присущие всем людям:
Работа сновидения
Если цензура не допускает в сознание желание, сновидение использует процесс сгущения. Например, для изображения сходства разных людей создаётся новая единица из одного человека, во внешности которого могут присутствовать черты замещаемых им людей. Наиболее ярко сгущение проявляется в образовании слов и имён, когда в результате соединения, смещения, замещения рождаются комические и причудливые комбинации речи.
Смещение — это замена бесцветного и абстрактного содержания мысли, лежащей в основе сновидения, более пластичным и конкретным выражением. Смещение и перенесение значения с более важных элементов на менее важные — это искажающая работа сновидения. Главная цель искажения — избежать цензуры, дать возможность желанию проникнуть в сознание.
Сгущение и смещение являются способами одного и того же вытеснения, которое избегает употребления слова с прямым смыслом. При этом образуются новые, причудливые и непонятные слова и предложения. Такое образование встречается при неврозе, паранойе, истерии или навязчивых проявлениях.
Методика анализа сновидения состоит в том, чтобы рассматривать сон не целиком, а отдельно каждый из его элементов. Сновидение содержит только мысли, а не связь между ними. Чтобы связать нескольких мыслей, сновидение использует форму одновременности, когда весь материал представляется в виде одного события.
Чтобы выразить противоречивые отношения («наоборот»), сновидение использует переворачивание имеющегося в сновидении элемента. Сновидение может искажать и время, когда заключительное событие помещается в конце, а причина — в начало сновидения.
Психология процессов сновидения
Автор разделяет психический аппарат человека на две системы. Первая носит пассивно-воспринимающий характер, на полюсе которого многообразные впечатления расщепляются. Вторая содержит моторно-волевые функции, соединяющие эти впечатления в целостную эмоцию. Другими словами, у психики имеются два полюса — чувствующий и моторный. Психический процесс протекает от воспринимающего конца к моторному.
Автор выдвигает гипотезу, что сновидение является результатом сохранения энергии организма, который стремится дольше сохранять состояние сонного покоя, так как сон является оптимальным состоянием равновесия. Сон — это полное замыкание организма на себе, исключения себя из взаимодействия с внешней средой. Но система организма зависит от воздействия внешних условий (климатические, температурные, звуковые и визуальные раздражители). Влияние внешних факторов выводит организм из состояния покоя, создаёт напряжённость, которую он стремится нейтрализовать посредством сновидения. Сон трансформирует внешние впечатления (звонок, хлопок двери, холод) в образы сновидения, призванные смягчить реальные впечатления воображаемыми образами.
Автор называет пассивную систему Бессознательным (Бсз), а активную — Предсознательным (Псз). Если первая производит различные аффекты, то вторая стремится подвергнуть их цензуре. Аффективная и цензурирующая системы выполняют различные задачи, создавая психический конфликт. Бессознательное производит иррациональную, агрессивную деятельность, вызывающую неприятные эмоции. Предсознательное ориентировано на цензурирующую деятельность разума и стремится создать компромисс с инстинктами бессознательного.
Книгу завершает мысль о том, что сновидение «переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого».
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание гесиод труды и дни точный пересказ сюжета за 5 минут
Гесиод «Труды и дни» – краткое содержание
Гесиод (VIII-VII в. до н. э.) – первое вполне реальное имя в античной литературе. Традиция приписывает ему авторство двух поэм – «Труды и дни» и «Родословной богов», определяющих два новых направления в греческой литературе VII–VI вв. до н. э.– дидактическое и генеалогическое.
Гесиод. Бюст эллинистической эпохи
Гесиод подробно излагает в «Трудах и днях» мифы о Прометее и о пяти веках жизни человечества и затем рассказывает судьям басню о соколе, который растерзал соловья, не заботясь о его прекрасном пении.
«Только тот город процветает и пользуется милостью богов, говорит он, в котором царствует правосудие; где же господствует своеволие и беззаконие, туда Юпитер посылает голод и язву. Подумайте, судьи, о том, что бесчисленные бессмертные стражи Зевса наблюдают за делами людей, и что сам Зевс смотрит на вас.
Животные по воле богов руководятся правом сильного, люди же должны руководиться справедливостью».
Далее, до 382 стиха «Трудов и дней», следует множество экономических наставлений и изречений разного рода, которые только отчасти относятся к Персу, частью же имеют более общий характер и связаны между собою так слабо, что если они и принадлежат самому Гесиоду, то мы должны считать их здесь просто вставками, к делу не относящимися.
Все произведение, известное под именем «Трудов и дней», было составлено впоследствии из двух, первоначально независимых одна от другой поэм Гесиода, и заключает в себе много отрывочных сентенций и изречений, которые взяты, может быть, и из гесиодовских поэм, но здесь только нарушают ход изложения. Обе поэмы, каждая отдельно, изложены довольно последовательно.
Как произведения дидактические, обе эти части «Трудов и дней» отличаются краткостью, и даже мифические сказания и басни, приводимые для пояснения главной мысли, изложены, сравнительно с гомеровской поэзией, весьма сжато.
Тон «Трудов и дней» отличается вообще сухостью и трезвостью взгляда; но в некоторых местах, там, где Гесиод говорит о власти богов, о непоколебимом порядке и вечном нравственном законе, он возвышается до торжественности, и речь его звучит подобно словам жреца, предсказывающего будущее.
Хотя «Труды и дни» имеют мало художественных достоинств, так как отдельные части этой поэмы связаны между собою слабо и без особенного искусства, однако, благодаря своему нравственному содержанию, она высоко ценилась древними, которые пользовались ею особенно для воспитательных целей.
Содержание «Трудов и дней» Гесиода
Гесиод начинает «Труды и дни» хвалою Зевсу, волею своею унижающему гордых и возвышающему смиренных. Сделав это вступление (proomion), Гесиод обращается к своему брату, Персу, и говорит ему, что есть два рода состязания, дурной и хороший: дурное состязание – судебная тяжба; хорошее состязание – соревнование в земледелии и ремеслах.
Пусть Перс уклоняется от дурного состязания и пусть не подкупает снова судей, чтобы во второй раз отнять у Гесиода его собственность; пусть Перс приобретает выгоду себе честным трудом.
Зевс постановил, что жизнь человека подвершена труду и бедствиям; когда Прометей тайно принес с неба огонь людям для облегчения их жизни, Зевс послал к людям Пандору с ящиком, в который были вложены всяческие бедствия; с той поры владычествуют на земле нужда и страдание; и особенно сильно стало владычество страданий в нынешнем, пятом железном веке, когда к физическим бедствиям присоединились пороки, неверие, несправедливость. По мнению автора «Трудов и дней», цари уподобились ястребу, терзающему соловья, и на жалобы его отвечающему: «я сильнее тебя». Но только то государство пользуется спокойствием и благоденствует, в котором оказывается справедливость и гражданину и пришельцу; а где сильные беззаконники, подкупленные подарками, судят неправо, на ту страну Зевс посылает мор и голод; народ её гибнет, женщины не рождают детей, война опустошает ее, и корабли её тонут. Бесчисленные сонмы бессмертных существ, святых служителей Зевса, облеченные скрывающею их мглою, невидимые, обозревают землю, наблюдают дела людей, справедливы ль они, или беззаконны. И за грехи царей, утверждается в «Трудах и днях», страдает народ. По праву сильного поступают звери; а человеку Зевс дал справедливость, величайшее из всех благ. «Легко ты можешь, Перс, приобретать трудами дурное, потому что путь к нему недалек, оно подле тебя», – говорит Гесиод брату. Но боги постановили, что хорошие качества приобретаются трудами, в поте лица; длинен и крут путь, приводящий к добродетели, он идет в гору; но когда ты взойдешь на высоту, будет тебе легко и хорошо. Труд приятен богам, и нет стыда в нем. Только то, что приобретено честным трудом, служит в пользу, только оно прочно. Остерегайся согрешать против отца и брата, против сирот и слабых; служи богам, приноси им жертвы чистыми руками и в чистоте сердца. Дорожи друзьями и соседями, советует Гесиод, расположение их полезно; приглашай их на обеды, давай им подарки щедрее полученных от них; не поддавайся обольщениям любимой жены; кто доверяет жене, доверится и обманщикам; надобно иметь детей, чтоб они сохранили и увеличили твое наследство; но не следует иметь слишком много детей.
Дальше у Гесиода идёт описание самих «трудов и дней». Он рассказывает брату, какие полевые труды в какие времена и дни года надо исполнять и по каким правилам должно вести их, чтобы сельское хозяйство шло хорошо. Во-первых, надобно обзавестись домом, посудою, хорошими рабами; раб должен быть неженатый, у рабыни не должно быть детей.
Во-вторых, надо обзавестись ручною мельницею, ступою и двумя плугами из сухого дубового или вязового дерева, срубленного осенью. Пахарем должен быть раб средних дет, крепкого здоровья, человек солидного характера; перед работою надобно давать ему на завтрак восемь ломтей хлеба; в плуг должно запрягать двух девятигодовых волов.
Гесиод считает, что самая лучшая пора для посева – когда перестают восходить Плеяды и скрываются на сорок ночей: воздух тогда свеж, а земля размягчена дождями. При посеве, за сеятелем должен идти мальчик с мотыгою и прикрывать зерна землею, чтобы птицы не выклевали их.
Надобно и молиться божествам земли, чтобы выросло священное зерно Цереры. «Когда будешь вести полевые работы, как должно, – говорит Гесиод брату в «Трудах и днях», – то будешь ты радостно видеть обильные запасы в твоем доме, не будешь завидовать другим; напротив, другие будут, просить у тебя помощи».
Но если сеять хлеб во время зимнего солнцестояния, жатва будет так мала, что весь хлеб нивы принесешь домой в корзине.
Впрочем, не все годы одинаковы: тот, кто запоздал посевом, еще может поправить дело: он должен дожидаться для посева, когда в возрождающейся зелени дуба начнет куковать кукушка, и Зевс даст три дождя. Хороший поселянин пользуется и зимним временем. Он быстро проходит мимо теплой сельской гостиницы: кто засиживается к гостиницах, тот беднеет.
Автор «Трудов и дней» полагает, что хороший хозяин должен заблаговременно позаботиться о том, чтобы рабы выстроили себе хижины для защиты от зимнего холода, когда северный ветер волнует море, валит в горах дубы и ели на мерзлую землю. Дрожа, прячутся тогда животные, холодно даже тем, у которых длинная шерсть; и даже старика мороз заставляет бежать.
Нежная девушка любит тогда сидеть дома с матерью.
«А ты надень длинную шерстяную одежду, – говорит Гесиод брату, – обуйся в сандалии из толстой воловьей кожи на меховой подкладке, надень на плечи плащ из шкурок козлят, сшитых воловьими жилами, накрой голову войлочною шапкою, чтобы не мерзли у тебя уши, когда утром дует холодный северный ветер, и стелется по полям туман.
Дни тогда короткие, ночи длинные, людям и скоту довольно половины той пищи, какая нужна с наступлением весны. Когда придет шестидесятый день после зимнего солнцестояния, подрезывай, не теряя времени, виноградные лозы: это должно кончиться до возвращения ласточек.
А когда пчела, боясь Плеяд, станет прятаться между листьев, точи серп для жатвы, подымай рабов от сна на рассвете: в эту пору надо торопиться с трудами, чтоб успеть убрать хлеб; утро – третья часть дня; чтобы скорее кончить работу, надобно работать с раннего утра.
А когда расцветет репейник, начнет в траве стрекотать стрекоза, и наступит, с восхождением Сириуса, пора томительного зноя, надобно уходить под тень скал, и там в прохладе подкрепляться смешанным с чистою родниковою водою красным вином, хлебом, козьим молоком, говядиною, козьим мясом.
А когда станет сиять Орион, надобно велеть рабам молотить и веять хлеб на крепко утоптанном току, и собирать провеянный хлеб в сосуды. Когда хлеб собран в дом, то надо держать при доме зубастых собак, и кормить их, чтобы они охраняли запасы от воров. Теперь можно дать отдых рабам, и не запрягать волов до той поры, когда станут высоко подниматься Орион и Сириус. Тогда наступает сбор винограда. Сорвав дары Диониса, радующего сердце, надобно дать им лежать десять дней на солнце и пять в тени; после того выжимать их сок и сливать его в сосуды. С наступлением осенних дождей Гесиод советует сложить в доме дерево для плуга и других орудий.
Так излагаются в «Трудах и днях» правила земледелия. А если ты хочешь, говорит брату Гесиод, заниматься мореходством, то должен тоже замечать времена года.
Когда Плеяды, испугавшись Ориона, уходят в море и начинают бушевать ветры, вытащи корабль из опасного волнения на берег, и подложи под его бока камни; надобно вычерпать из него воду, чтобы дерево не гнило; все снасти должно перенести в дом.
Потом, через пятьдесят дней после солнцестояния, когда лето приближается к концу, небо становится ясно, море спокойно и благоприятно плаванию. Тогда пора снарядить корабль и, стащив его в воду, заботливо укладывать в него груз; и потом вверяйся ветрам. Но спеши вернуться до начала зимних бурь и осеннего ненастья.
Последний раздел «Трудов и дней» наполнен суеверными наставлениями о том, какие дни счастливы, какие несчастливы для тех или других дел. Счет счастливых и несчастливых дней идет по лунному месяцу, и кажется, что их суеверное значение имело во времена Гесиода связь с характером богослужебных обрядов, какие совершались в эти дни.
Моральные и общественные идеи в «Трудах и днях»
«Труды и дни» Гесиода – единственный дошедший до нас образец греческого дидактического (наставительного) эпоса. Поэма лишена сюжета.
Её содержание состоит в поучениях брату поэта Персу, который после смерти отца подкупил судей и присвоил себе большую и лучшую часть наследства. Но обращение к адресату – лишь дань дидактической форме.
В действительности поэма была рассчитана на широкую аудиторию.
«Труд человеку стада добывает и всякий достаток,
Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее
Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки»
(Труды и дни, ст. 308–310; пер. В. В. Вересаева).
«Нет никакого позора в работе: позорно безделье»
(Труды и дни, ст. 311; пер. В. В. Вересаева).
Пессимизм Гесиода нашел выражение в рассказе «Трудов и дней» о пяти веках – о постепенной деградации человечества и росте жизненных трудностей.
Мысль об ухудшении жизни на земле поясняется мифом о Пандоре. Этот пессимизм связан с растущим в Греции социальным неравенством, с делением людей на «лучших» и «худых».
Гесиод живет надеждой на Зевса, который должен установить справедливый миропорядок.
Описание трудов земледельца сопровождается практическими советами и излагается в поэме по дням, в календарном порядке. Гесиод рассказывает, в какие дни лучше приступать к пахоте, в какие – собирать урожай. Для любого дела, как хозяйственного, так и семейного, существуют с его точки зрения «счастливые» и «несчастливые» дни:
«Мало хорошего, если двенадцатидневный ребенок
Будет лежать на могиле – лишится он мужеской силы»
(Труды и дни, ст. 750–751; пер. В. В. Вересаева).
Гесиод. “Труды и дни”. Базельское издание 1539 г.
Другая сохранившаяся под именем Гесиода поэма – «Родословная богов» – это первая известная нам попытка греков систематизировать мифы о происхождении богов Древней Греции.
Сказания, излагаемые Гесиодом, изобилуют грубо фантастическими деталями, отсутствующими у Гомера (например, описание сторуких великанов, Ехидны, Химеры и других чудовищ).
Это указывает на более архаическое миропонимание автора «Теогонии» по сравнению с автором поэм о греко-троянской войне и о путешествиях одного из ее героев, явно стремящимся к упорядочению мифа, к отнесению его на периферию культуры.
Несмотря на это, мы находим в «Теогонии» Гесиода стремление к жизненному правдоподобию, к логическому осмыслению окружающего мира. Как бы ни было фантастично, например, описание чудовища Тифона, оно нужно Гесиоду для объяснения природы вулканических извержений и землетрясений.
Vikent – Гесиод сочиняет поэму: «Труды и дни»
История Прометея, кратко рассказанная у Гесиода, легла в основу сюжета трагедии «Прометей прикованный» древнегреческого драматурга Эсхила, жившего на два века позже.
«Труды и дни» относятся к той группе величайших шедевров мировой литературы, центральные темы которого знает любой образованный человек, даже никогда не читавший само произведение и с трудом припоминающий имя его автора.
Гесиод призывает сограждан к праведному труду. Он даже придумал вторую Эриду – богиню трудового соревнования (тогда как в «Илиаде» Эрида является богиней раздора). Гесиод жил в те времена, когда политическая власть в Греции ещё принадлежала родовой аристократии, но экономическое господство перешло уже в руки богатых, зачастую безродных.
И главное – лучшие времена позади! Гесиод рассказывает легенду о пяти поколениях людей – золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное поколения относятся ко временам господства отца Зевса – Крона, три последних – к эпохе владычества Зевса. Первое поколение было создано богами из золота, и жили те люди как боги.
Так последующие поколения становились все хуже и хуже, а дальше будут ещё худшие. Сейчас настало время железных людей:
Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги… Железные люди непременно погибнут. А потом станет легче.
От этого рассказа Гесиода пошло выражение «золотой век» – время, когда люди были честными, совестливыми, трудолюбивыми и жили счастливо. Хорошо было бы вернуться в прежние времена и восстановить добрые отношения между людьми.
В поэме Гесиода высказана еще одна важнейшая мысль, на которой обычно не акцентируют внимание. Меняются не только времена – меняются человеческие рода, то есть люди золотого поколения родственно связаны с людьми железного поколения.
Со временем люди золотого поколения стали добрыми демонами, следящими за делами людей на земле; люди серебряного рода стали блаженными под землёй; воинственные люди медного (или бронзового) рода самоистребились и сошли в Аид безвестными; люди рода героев либо погибли в боях, либо в счастье и изобилии проводят жизнь на Островах блаженных.
Железные люди ни с кем из прежних людей родства не имеют и стать счастливыми не могут и не имеют на то права.
Поэма «Труды и Дни» пользовалась в Греции грандиозным успехом, а потому сохранилась целиком. Для древних греков она была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов.
Пока Гесиод занимался созданием поэмы, Перс вновь подал на него в суд и с помощью неправедных судей отсудил у поэта большую часть его достояния. Процесс был долгий и дорогостоящий. Гесиод разорился, впал в нищету. Тяжёлым трудом пришлось ему восстанавливать свое состояние».
Еремин В.И., 100 великих поэтов, М., «Вече», 2006 г., с. 19-20.
Описание и анализ поэмы “Труды и дни” Гесиода
«Труды и дни» — эпическая поэма Гесиода Аскрейского (828 стихов). Древнейшее из известных, классическое произведение дидактического эпоса (то есть излагающего не сказания о подвигах и странствиях героев, как эпос героический, но нравственные и практические наставления), написано, вероятно, в VIII в. до н.э.
Греческая традиция часто противопоставляет Гесиода и Гомера. Их считали современниками: иногда Гесиода старшим, а Гомера младшим, но чаще наоборот; с последним суждением согласны и современные представления о последовательности возникновения их поэм.
Легенда (и излагающая ее поздняя анонимная прозаическая повесть) рассказывает о встрече и поэтическом состязании старца Гомера и юноши Гесиода; слушатели, устрашенные грозными песнями его соперника о войнах и бедах, присудили венок победителя юному поэту. Этому состязанию посвящена элегия Ш.
Мильвуа, переложением которой является одно из лучших стихотворений К.Н. Батюшкова.
Славой певца мирных сельских трудов Гесиод обязан «Трудам и дням»; однако в них совершенно отсутствует та идеализация крестьянской и пастушеской жизни, та «буколическая идиллия», которая стала распространенной в античной и европейской поэзии позднее. При этом в молодости и сам Гесиод, если верить его поэмам, пас овец под Геликоном, недалеко от родной Аскры; там ему и явились живущие на Геликоне Музы и вручили своему соседу жезл певца и дар возвещающих истину песнопений.
Об этом Гесиод рассказывает во вступлении к другой своей поэме, «Теогонии», которая открывается торжественным гимном «ведающим прошлое, настоящее и будущее» Музам, а затем кратко и просто рассказывает о родословии богов (начиная с появления из хаоса земли и неба) и излагает некоторые мифы о них. «Теогония» имела в древности обширное, в несколько раз превосходившее ее размером продолжение, посвященное родословным полубогов-героев и мифам о них; эта поэма называлась «Каталог женщин» (потому что герои рождались от богов и смертных женщин) и сохранилась во фрагментах. Характерные для генеалогического эпоса длинные перечни личных имен, бесконечные каталоги, доказывающие всеведение истинного избранника Муз, уже древние критики называли «гесиодовой манерой». Под именем Гесиода были известны и многие другие дидактические поэмы, в частности, об астрономии и о птицегадании.
«Труды и дни» написаны Гесиодом как собрание наставлений для его неразумного и неправедного брата Перса, который вел с Гесиодом тяжбу о разделе наследства, выиграл ее с помощью несправедливых покровителей, а затем промотал свою долю и захотел судиться с братом снова.
Чтобы высказать идеи, имеющие значение отнюдь не только для них с братом, поэт не стесняется избрать личный повод.
Это один из признаков родства дидактической поэзии Гесиода с лирикой его младших современников Архилоха и Сафо (назидательная эпическая дидактика часто воспринимается как нечто прямо противоположное лирическим излияниям).
В отличие от автора гомеровских поэм, Гесиод ощутимо присутствует в «Трудах и днях»: он сетует и наставляет, иногда вспоминает эпизоды своей жизни (плавание по морю), а мифы излагает не для того, чтобы произвести впечатление на слушателей величественными или изящными картинами, но чтобы выразить владеющие им чувства.
Гомеровский идеал воинской доблести чужд Гесиоду; скромный труженик — герой его поэмы «Труды и дни». Миф рассказывает, что однажды Прометей, чтобы помочь людям, украл у богов огонь и дал его человеку вместе с ремеслами; за это боги создали Пандору, из ларца которой беды и болезни разлетелись по миру и наполнили землю и море.
Некогда на земле жил «золотой род» людей, не ведавших трудов и горестей; но за ним последовал «серебряный», за ним — «медный», истребленный за нечестие богами.
После него, отступая от прозрачной схемы мифа, Гесиод вводит «род героев» (описанный им в «Каталоге женщин»); мы же, говорит поэт, живем в железном веке, когда труды становятся все тяжелее, а справедливость встречается все реже.
Цари жадны и несправедливы, пускай за справедливостью и смотрит с небес всевидящий глаз Зевса, а по самой земле ходит тридцать тысяч блюдущих ее стражей. В «Теогонии» взгляд поэта на мир не исполнен такой горечи: ведь Музы, которые есть «забвение бед и прекращение забот» все же даруют лучшим из правителей дар справедливости, а лучшим из поэтов — дар песен и знания.
Советом начинать сев с восходом Плеяд, а жатву — с их заходом начинается следующая часть поэмы, содержащая собственно земледельческие наставления (ее-то традиция и назвала «Трудами» и воспринимала как главную).
Они конкретны и практичны: Гесиод перечисляет все части, из которых следует собирать плуг, и их размеры; виноградники следует обрезать прежде, чем через 60 дней после солнцеворота появятся ласточки. Труд раба и батрака — нормальное явление в гесиодовом хозяйстве.
Картины природы — весны, лета, морской бури — всегда являются у этого автора описанием условий деятельности человека; из этого отнюдь не следует, что поэт и его читатель не чувствовали их эстетической ценности.
В конце поэмы находится перечень нескольких ритуальных табу (нельзя, например, мочиться в реку) и список «счастливых» и «несчастливых» дней месяца (эта часть поэмы, собственно, и называется «Дни»).
Писавшим о Гесиоде часто приходилось извиняться за то, что он разделял наивные суеверия своей эпохи: энциклопедист по натуре, он не мог упустить ничего из накопленных современниками знаний.
Изложены они с большим количеством реалистических деталей, метким и лаконичным языком, возможно, вобравшим в себя пословицы и поговорки.
Наставления Гесиода вызывали у новейших критиков как упреки в плоской прагматичности, лишенной какой бы то ни было поэтической цели, так и похвалы за скромность, трезвость и стремление к правдивости. В.
фон Крист даже хотел противопоставить Гесиода как глубокого и серьезного поэта Гомеру как легкомысленному певцу поверхностных красот: «Своими менее гибкими и красочными стихами Гесиод вводит нас в серьезные глубины человеческой жизни и мышления гораздо больше, чем всегда радостная Гомерова песня».
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998
Античный миф о пяти веках Время жизни Гесиода
Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Античный миф о пяти веках Время жизни Гесиода. =>>>
Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.
В основной части Гесиод описывает работы земледельца в течение года; он призывает разорившегося брата Перса к честному труду, который один может дать богатство. Поэма заканчивается перечнем «счастливых и несчастливых дней». Гесиод отличается большой наблюдательностью; он вводит живые описания природы, жанровые картины, умеет приковывать внимание читателя яркими образами.
Поводом для написания поэмы «Труды и дни» послужил процесс Гесиода с братом Персом из-за раздела земли после смерти отца. Поэт счёл себя обиженным судьями из родовой знати; в начале поэмы он жалуется на продажность этих «царей», «пожирателей даров»
Редко бывают подобны отцам сыновья, но по большей
Затем пришёл век серебряный, когда был свергнут Сатурн и миром овладел Юпитер. Появились лето, зима и осень. Появились дома, люди стали работать, чтобы добыть себе пропитание. Потом наступил медный век
В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.
Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств, со слабым развитием ремесла и городской жизни. В эту отсталую область уже проникали денежные отношения, подтачивавшие замкнутое натуральное хозяйство и традиционный быт, но беотийское крестьянство еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность.
Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом (странствующим певцом). Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.
У Овидия представлено четыре века: золотой, серебряный, медный и железный. Век золотой, в котором люди жили без судей. Не было никаких войн. Никто не стремился завоёвывать чужие земли. Не надо было работать – земля приносила всё сама. Вечно стояла весна. Текли реки молока и нектара.
Духом суровей он был, склонней к ужасным браням,
Перенесение в далекую, незапамятную древность состояния земного совершенства – учение о «золотом веке» — свойственно народным представлениям и известно у многих народов (этнолог Фриц Гребнер отмечает его, например, у индейцев Центральной Америки).
К нему надо отнести и библейское учение о земном рае, основанное на вавилонских мифах. Сходные моменты находят и в индийской философии. Но это общее представление развито Гесиодом в целую систему ступенчатого падения человечества.
Более поздние литературные оформления той же мысли встречаются, например, в «Метаморфозах» Овидия, римского поэта, жившего с 43 г. до н. э. по 18 г. н. э.
От Гесиода сохранились две поэмы: «Теогония» (Происхождение богов) и «Труды и дни» («Работы и дни»).
Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе.
Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.
Части все хуже отцов, лишь немногие лучше.
Список использованной литературы:
Особое же внимание в поэме следует обратить на миф о пяти веках. По Гесиоду, вся мировая история делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный.
Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре,
Также в античной литературе мы находим легенду о смене веков, кроме Овидия, у Арата, отчасти Еергилия, Горация, Ювенала и Бабрия.
Время жизни Гесиода поддается лишь приблизительному определению: конец VIII или начало VII в. до н. э. Он является, таким образом, младшим современником гомеровского эпоса.
Но в то время как вопрос об индивидуальном «творце» «Илиады» или «Одиссеи» представляет собой сложную и не решенную проблему, Гесиод – первая ясно выраженная личность в греческой литературе. Он сам называет своё имя или сообщает о себе некоторые биографические сведения.
Отец Гесиода покинул из–за жестокой нужды Малую Азию и поселился в Беотии, около «горы Муз» Геликона
Античный миф о пяти веках
Но не преступный еще. Последний же весь из железа.
Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших.
Картина смены веков имеет совершенно исключительное значение в мировой литературе. Поэт впервые запечатлел в ней представление античности о непрерывном регрессе в сфере духовной и материальной. Она является развитием более общей житейской мудрости у Гомера (Од. II, 276):
В социально – историческом отношении этот отрывок чрезвычайно важен, так как рисует распадение родственных связей и начало классового общества, где действительно все являются врагами друг другу.
Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений.
Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
Однако между представлениями Овидия и Гесиода есть различия: у Овидия происходит непрерывное падение, образно выражаемое в понижении ценности металла, которым обозначается «век»: золото, серебро, медь, железо.
У Гесиода же нисхождение временно задерживается: четвёртое поколение – это герои, герои Троянской и Фиванской войн; время жизни этого поколения не определяется никаким металлом. Сама схема, безусловно, древнее времени Гесиода. Герои – вне ее.
Это осложнение, вероятно, есть дань авторитету героического эпоса, хотя против его идеологии и направлена оппозиция того класса, к которому принадлежит Гесиод. Авторитет гомеровских героев заставил автора вывести их за рамки мрачной картины третьего («медного») поколения.
Сочинение опубликовано: 13.06.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!
Античный миф о пяти веках Время жизни Гесиода
Пересказы, изложения, краткие содержания произведений и опер + 7000 сочинений и краткие биографии
К кратким содержаниям
“Краткость – сестра таланта.”
А.П. Чехов
Наше собрание пересказов, изложений и кратких содержаний вмещает около 2000 произведений русской и мировой литературы, начиная от античности и заканчивая 21-м веком. Здесь вы без труда найдете пересказ «Евгения Онегина» А.
С Пушкина, за пять минут познакомитесь с краткими содержаниями его же произведений «Дубровский» и «Капитанская дочка». У нас можно легко скачать краткое содержание романов «Война и мир» Л.Н.
Толстого (есть и более подробное по томам, частям и главам смотреть здесь), «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и многие другие крупные произведения школьной и вузовской программы.
Драматургия представлена краткими пересказами пьес А. Н. Островского «Бесприданница», «Гроза», содержаниями пьес «На дне» А.М. Горького, «Клоп» и «Баня» В.В. Маяковского, «Ревизор» Н.В. Гоголя.
И, конечно же, у нас припасены краткие содержания набивших оскомину пьес:«Вишневого сада» А.П. Чехова и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
Не хотите (лень или нет времени) читать «Обломов», «Кому на Руси жить хорошо», «Герой нашего времени», «Тараса Бульбу» – у нас есть пересказы и краткие содержания этих произведений.
На носу сессия, конец четверти – наше собрание кратких содержаний, изложений и пересказов поможет вам быстро подготовиться к контрольной, зачету, экзамену, ЕГЭ по русской и иностранной литературе, культурологии и другим смежным дисциплинам.
Но помните, что чтение хорошей литературы приносит истинное удовольствие. Не забывайте читать произведения в оригинале, а не только их краткие содержания. Поверьте, оно того стоит…
Заходите еще. Наше собрание пересказов и кратких содержаний постоянно пополняется.
Для особо ленивых у нас есть раздел сочинений. Если Ваш учитель точно не пользуется Интернетом, то милости просим сюда.
С краткими содержаниями и сюжетами опер можно ознакомиться в этом разделе.
Краткие содержания
Алфавитный каталог авторов
Тематика и композиция поэмы Гесиода “Труды и Дни”
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
По Истории Античной Литературы
Студентки 1-го курса
107-й группы (реклама)
Преподаватель: Балдицын П.В.
Москва 2000
Содержание
2. “Тематика и композиция произведения” – 3
4. Список использованной литературы – 8
«Труды и Дни»
Поэма Гесиода «Труды и Дни» возникла в русле «поучений», также известных в ближневосточной словесности 2-го – 1-го тысячелетий.
Принципиальная ее новизна состояла, однако, в том, что гомеровский гексаметр, предназначенный для воспевания героических подвигов эпических героев, здесь был с соответствующими модификациями приспособлен для совершенно иной тематики – воспеваний честного труда и наставлений по земледелию.
Социальная обстановка в Беотии была в это время мрачной.
«Лучшие», «вожди», то есть бывшие племенные вожди, которые в эпоху межплеменных и всяких прочих войн в самом деле должны были показывать соотечественникам примеры доблести в бою, составили теперь привилегированную прослойку общества и, не имея сил для набегов на чужие земли, прибирали к рукам имущество своих сограждан –у кого за долги, у кого по суду, у кого силой. Отстоять свою самостоятельность было в таких условиях еще одной задачей Гесиода.
Тематика и композиция поэмы
Труды и дни — дидактический эпос, адресованный Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм.
Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор Илиады и Одиссеи полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который рассказывает сам о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. Произведение Гесиода должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение, ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд.
Все эпизоды на первый взгляд беспорядочной поэмы Гесиода подчинены ее главной дидактической функции: проэмий (вступление), адресованный Зевсу, стражу справедливости, повесть о двух богинях Эридах (спора, борьбы), одной — благосклонной, призывающей людей к состязанию, и другой — злобной, склоняющей к распрям; далее — миф о Прометее и ящике Пандоры, объясняющий причины нынешнего состояния вещей, и наконец, повесть о 5 эпохах человечества, исполненная глубокого пессимизма.
О неправедных царях-судьях написана первая в европейской литературе басня о животных (ястреб и соловей). Она иллюстрирует жестокую власть могущественных над талантливым, но слабым поэтом, но также является предостережением: над неправедными судьями довлеет справедливость Зевса, который наказывает злых и дарит благосклонностью честных.
В этом мрачном, полном насланных богами бед мире честный человек должен стремиться к добродетели, совершенству, которые находят свое выражение в труде земледельца, который приносит ему счастье.
Кто долго и честно трудится, тот может добыть себе средства к существованию, не будучи обузой для общества, нищим, над которым все насмехаются, и пользуясь уважением людей и покровительством богов. Не труд позорит человека, но бездеятельность. Таков ведущий принцип Гесиода, названный в более поздние времена нравственным императивом труда.
Эти поучения дополняет календарь земледельческих работ. Основываясь на собственном опыте, Гесиод перечисляет работы, устанавливая их порядок и время, когда их надо производить.
Эта часть поэмы, рисующая нам образ заботливого земледельца на лоне природы, обладает высокими поэтическими достоинствами. Здесь чувствуется мощная связь с землей, природой и ритмами ее жизни. Интересны описания примитивных сельскохозяйственных орудий и способов их использования.
Картина деревенской жизни представляется правдивой и пластичной, зато замечания о навигации, которые следуют за календарем, более схематичны и дышат крестьянской неприязнью к морю. В конце поэмы находится список счастливых и несчастливых дней, еще в древности признанный позднейшей вставкой.
Наставления Гесиода типичны для крестьянина из Беотии, которая в то время была одной из самых отсталых областей Греции. Власть принадлежала родовой аристократии. Деревня была перенаселена, земельные участки подвергались все большему дроблению, поскольку Беотия не участвовала в колонизации, которая на какое-то время разрешила данную проблему.
Отсюда идет характерный пессимизм Гесиода, который видел в истории не прогресс, но достеленный упадок (повесть о пяти веках).
На протяжении всего прошлого века композиционное единство «Трудов и Дней» оценивалось не слишком высоко. В последние десятилетия усилиями ряда исследователей было показано, что «Труды и Дни» достаточно убедительно членятся на части, каждая из которых вносит свой вклад в целое.
Определенную роль играет и первоначальная направленность поэмы, вызывающая отступления в виде обращений к персу, также полных назиданий.
Не следует недооценивать и ассоциативность мышления, и употребления так называемых лейтмотивов, когда автор, назвав одно понятие, развивает его в примыкающих стихах.
Условно поэму можно четко поделить на несколько частей по тематике их содержания:
1-8. Обращение к Музам.
9-39. Призыв к Персу и выделение двух Ирид, из которых Перс выбрал худшую.
40-46. Переход к мифу о Прометее Пандоре.
47-105. Миф о Пандоре, объясняющий трудности жизни.
106-201. Миф о смене веков, объясняющий ухудшение человеческого рода.
202-212. Переход к виновникам неправедного суда – «царям-дароядцам». Басня в назидание им.
213-224. Отступление: Обращение к Персу; необходимость следовать Правде.
225-247. Притча о двух городах: праведном и неправедном, обращенная к царям.
248-273. Следует помнить, что Справедливость (Дика) следит за поведением людей и сообщает о нарушении ее заповедей Зевсу.
274-292. Новое обращение к Персу. Призыв избрать верную дорогу.
293-341. Важность здравого размышлемия, честного труда и справедливого обогащения.
342-380. Наставления для повседневной жизни.
381-382. Только здесь начинается раздел «Трудов», то есть свод наставлений по временам года, способствующих благосостоянию.
383-404. Практическим предписаниям предшествует еще одно назидание.
405-413. Необходимые условия для разумного хозяйствования.
414-457. Подготовка к пахоте и озимому севу.
458-492. Вспашка земли.
493-563. Зима. Меры предосторожности от холода и болезней.
564-570. Наступление весны.
582-596. Летний отдых.
609-616. Сбор винограда и заключительный стих.
618-694. Мореплавание: наставления и предостережения.
706-764. Житейские советы, суеверия.
765-828. Перечень дней, удобных и нежелательных для исполнения разных дел.
Заключение
Таковы тематика и композиция «Трудов и Дней».
Произведение Гесиода охватывает все сферы социальной и личной жизни человека. Здесь можно увидеть советы по земледелию и мореплаванию, как выбрать жену и избрать верную дорогу. «Труды и Дни» включают в себя множество независимых произведений, которые объединяет одно – человек, ради которого Гесиод написал их, человек, нуждающийся в помощи и подсказке.
Список использованной литературы
1. Эллински поэты VII-VIII вв. до н.э. НИЦ «Ладомир», 1999
2. Статьи по античной литературе из электронных библиотек.