Критики о дядюшкин сон

«Дядюшкин сон» как комическая повесть

Критики о дядюшкин сон. fc293c8182dd7ed70633196562a5ae95. Критики о дядюшкин сон фото. Критики о дядюшкин сон-fc293c8182dd7ed70633196562a5ae95. картинка Критики о дядюшкин сон. картинка fc293c8182dd7ed70633196562a5ae95. Рубрика: 4. Художественная литература

Рубрика: 4. Художественная литература

Дата публикации: 05.11.2013

Статья просмотрена: 573 раза

Библиографическое описание:

Старыгина, В. О. «Дядюшкин сон» как комическая повесть / В. О. Старыгина. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4459/ (дата обращения: 24.04.2021).

«Сибирские повести», так условно называются две повести Достоевского «Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон», создавались почти после десятилетнего молчания. Писались они осторожно, с постоянной оглядкой на цензуру. И все-таки в них ясно чувствуется стремление писателя откликнуться на злободневные вопросы общественной жизни того времени, и прежде всего на крестьянский вопрос. Это отчетливо звучит и в рассуждениях помещика Мозглякова, и в сумбурных рассказах князя К. В повести «Дядюшкин сон» писатель нарисовал яркую картину провинциальной жизни. «За внешней формой комического рассказа в этой повести скрывается злая ирония и презрение Достоевского к затхлой жизни Мордасова, где господствуют лицемерие, пошлость и цинизм, где душно человеку с возвышенными чувствами и благородным сердцем». [1. Т.2 с.44] Опубликовав повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский заявил о своем возвращении в литературу.

В 1855 году в Семипалатинске Достоевский, по его признанию, задумал комедию. Вскоре из отдельных приключений героя стал составляться «комический роман». «Я шутя начал комедию, — писал об этом Достоевский Майкову 18 января 1856 года, — и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор все писал отдельные приключения написал довольно, теперь все сшиваю в целое. К замыслу «комического романа», занимавшему Достоевского в 1855–1856 годам, так или иначе восходят две первые повести, написанные им после каторги, — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Они, как указывается в примечаниях к полному собранию сочинений Достоевского, видимо, являются разработкой сюжетных линий и эпизодов, которые, по первоначальному намерению автора, должны были составить единый «Комичный роман», но затем обособились друг от друга и получили самостоятельное развитие в двух писавшихся параллельно произведениях. В письме брату Достоевский пишет: «В большом романе моем есть эпизод, вполне законченный, сам по себе хороший, но вредящий целому. Я хочу отрезать его от романа. Величиной он тоже с бедных людей, но только комического содержания. Есть характеры свежие» [1, Т.2; с.510]. Замысел романа, который охватил бы несколько эпох жизни одного лица не был осуществлен, хотя возникал у него неоднократно и позднее. В основу повести легли личные впечатления писателя и его наблюдения над провинциальном бытом Семипалатинска.

В примечаниях к повести «Дядюшкин сон» указывается, что заметка, перепечатанная «Москвитянином» в разделе «Заграничные известия», могла подсказать некоторые комические черты внешнего облика старого князя. В ней сообщалось о молодящемся семидесятитрехлетнем графе Генрихе из Парижа, выдававшем себя за сорокалетнего. Тайна графа была раскрыта племянником уже после смерти старика. Эта заметка могла напомнить Достоевскому сходные анекдоты, которые рассказывали о военном министре Николая Первого графе А. И. Чернышеве, также широко известного своей страстью к моложению. Как сообщается в тех же примечаниях, прототипом комического образа мог послужить и Ф. Ф. Кокошкин, директор московских театров, комедиограф и переводчик Мольера. О нем Достоевский мог услышать от своего приятеля А. П. Милюкова, который впоследствии в своих мемуарах изобразил внешность Ф. Ф. Кокошкина и воспроизвел анекдотические истории об этом старом жуире, перекликающиеся с некоторыми эпизодами повести Достоевского.

Составители комментариев не исключают, что некоторые черты богатого слабоумного старика, «полуразвалины, полукомпозиции», объекта домогательств многих наследников, могли быть подсказаны письмом М. М. Достоевскому от 18 апреля 1856 года, в котором говорилось о родственнике Достоевских П. А. Каренине: «На дядю плохая надежда. Он безвыходно живет в креслах и стал как ребенок, а братья его и племянники овладели тетушкой. Просто взяли целый дом в опеку» [1, Т.2; с.511].

Гротескный образ старого князя в какой-то мере связан с традициями народного кукольного театра. Об интересе Достоевского к последнему свидетельствуют главы «Записок из Мертвого дома».

Писатель хорошо знал репертуар русских скоморохов. Он даже считал, что «Петрушку» можно поставить на Александрийской сцене, «так как есть, целиком, ровно ничего не изменяя». Почти во всех народных представлениях Петрушка- обжора, плут, охотник погулять с девушкой, хотя внешность для соблазнителя у него самая неподходящая. Восхищаясь героем кукольных представлений, Достоевский говорил: «Какой характер, какой цельный художественный характер!». В ряде ситуаций и эпизодов «Дядюшкина сна» можно увидеть отражение этих сцен народного театра, например сцена разоблачения князя — неудачного жениха. «“Моложению” князя соответствуют в кукольном театре сцены “омолаживания” стариков и старух с помощью переваривания их в котлах или перековывания в кузнице» [1,Т. 2; с.512].

Новыми приемами пользуется Достоевский в повести «Дядюшкин сон». Обилие набегающих друг на друга событий, напряженные, развернутые диалоги, сжатость во времени и пространстве насыщают действие драматизмом. Широко используются сборища действующих лиц с неожиданными скандалами и непредвиденными последствиями.

Комичное в творчестве Достоевского приобретает новые формы. Так сам писатель написал в одном из своих писем: «… Между тем жизнь полна комизма» [1,Т 29; с.122]. Способность Достоевского «тешиться юмором» от его избытка — характерная черта не только литературной манеры, но и самой личности писателя. О любви Достоевского к шутке, остроумию, веселому каламбуру, о его «неподражаемом юморе» вспоминали многие мемуаристы (С. Яновский, Н. Страхов, М. Иванова, М. Каменецкий) и жена писателя А. Г. Достоевская. Первым на комический талант Достоевского указал В. Г. Белинский: «С первого взгляда видно, что талант г. Достоевского не сатирический, не описательный, но в высокой степени творческий и что преобладающий характер его таланта — юмор». Одним из первых о комическом в произведениях Достоевского написал И. И. Лапшин. Его статья «Комическое в произведениях Достоевского», прочитанная в семинаре по изучению Достоевского при Русском народном университете в Праге, была напечатана в сборнике «О Достоевском» под редакцией А. Л. Бема в 1929 году. В своей небольшой по объему статье Лапшин затрагивает основные аспекты комизма во всем творчестве писателя. Примечательно, что в своей работе Лапшин рассматривает и автобиографические черты писателя и говорит о некоей раздвоенности Достоевского, указывая на две стороны характера писателя — оптимистическую и пессимистическую: «… Если светлый лик Достоевского озарен кроткой детской улыбкой, то другая половина его существа скрывала в себе «демонические» черты. «Кроткому Достоевскому мил безобидный юмор, “жестокому таланту” свойствен адский хохот, полный мук» [2 с.34]

Лапшин отмечал, что Достоевский глубоко чувствовал «трагику как основу комизма», поэтому элементы комизма у Достоевского — «средства к очищению своей души от продуктов душевного распада». Важно, что юмор — одно из сильнейших средств борьбы писателя с человеческими пороками, поэтому «Достоевский в едкой саркастической форме издевается над человеческой низостью и злобой». Среди форм создания комического Лапшин выделяет пародию, эффект контраста (всеобщий хохот и рыдания на страницах произведений), цинический оттенок комических ситуаций. Также важным, по мнению литературоведа, является мастерство писателя в создании особых характеров — «комических личностей», которые сродни «героям-маскам» Гоголя. Однако даже у таких героев «комическая доминанта» переплетается с трагическими чертами. В книге Н. М. Чиркова «О стиле Достоевского» автор говорит, что «у Достоевского наряду с патетикой мы нередко имеем не только сцены скандалов, но и наблюдаем моменты грубого буффонного комизма, шутовства и паясничания. Комическое снижение подчас имеет у него своей функцией прямое пародирование патетического. Однако такое пародирование в конечном счете заостряет патетическое». Чирков называет «Дядюшкин сон» романом-комедией. Автор статьи считает, что Достоевский в повести испытал влияние Мольера. Роман полон действия, это действие носит характер нарастающий комедийной интриги. В повести есть неуклонное нарастание действия, своя чисто комедийная кульминация. Также Чирков отмечает, что для повести характерно сочетание резко комедийного гротеска и утонченного психологического рисунка, стремящегося выявить тайные изгибы души. В повести характерно выявление душевного мира героев без авторской интроспекции. Р. Г. Назиров в книге «Творческие принципы Достоевского» отмечает, что комическое у Достоевского неразрывно связано с трагическим и подчиняется общим задачам трагедии. Для Достоевского характерны также горькая ирония и сарказм. В подавляющем большинстве случаев комизм характеров контрастно снимается смертью комических персонажей. Неожиданно умирает князь К. Р. Г. Назиров считает, что основной способ выявления комизма характеров у Достоевского — собственная речь персонажей.

Мы слышим слюняво-сладострастные комментарии князя-дядюшки к внешности Зины. Юмор в речи персонажей Достоевского, их каламбуры и оговорки, а также комизм положений глубоко исследовал М. С. Альтман. В частности, Р. Г. Назиров пишет: «Юмор возвышенного и трогательного в их обреченности, мрачный юмор (сарказм) и юмор нелепости играют определяющую роль у Достоевского. Иронией окрашены приемы ложного пафоса и притворства непонимания автора или «посредников». Когда ирония обращается не только на персонажей, но и на самого автора или рассказчика, мы замечаем у Достоевского известное сходство с позднеромантической иронией Генриха Гейне, которого русский романист знал и ценил весьма высоко». Ю. И. Сохряков в статье «О комическом у Достоевского» писал, что пародийно-комические интонации пронизывают страницы многих других произведений. Однако «Дядюшкин сон» — это самое яркое проявление комического «Юмор Достоевского выполняет вполне определенные смысловые функции. Живой, естественный, добродушный юмор писателя порождается такой особенностью русского национального характера, как способность не только искренне и беззлобно посмеяться над тем, что действительно смешно, но и прежде всего над самим собой. Этим самым русский юмор отличается от язвительной иронии, порожденной личным ощущением собственного избранничества и служащий самоутверждению за счет насмехательства над другими.

В статье «Проблемы поэтики Достоевского» М. Бахтин рассматривает поэтику Достоевского в контексте смеховой, карнавальной культуры, он подробно исследует смеховой элемент, карнавальную природу смеха, а также природу пародии: «Пародирование — это создание развенчивающего двойника, это тот же «мир наизнанку». Исследователь уделяет особое внимание образу двойников у Достоевского, появляющихся на протяжении всего творчества писателя, которые были довольно частым явлением и карнавализованной литературе. Достоевский широко использует символы карнавала: речь героев, мимику, особую звуковую организацию речи персонажей.

1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 томах. — Л.: Наука, Т.2. 1976.

2. Лапшин И. И. Комическое в произведениях Достоевского // О Достоевском: Сб.ст./ под ред. А. Л. Бема. — Прага, 1993.

Источник

Творческая история повести «Дядюшкин сон»

Выполнила:

студентка 3 курса группы «»
филологического факультета

Научный руководитель:
ассистент

Стерлитамак 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон». 5

§1. Творческая история повести «Дядюшкин сон». 5

§2. Повесть «Дядюшкин сон» в оценке литературоведов. 10

Глава 2. Средства изображения характера главных героев в повести Достоевского «Дядюшкин сон». 12

§1. Роль портрета и речевой характеристики женских образов в повести «Дядюшкин сон». 12

§2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским. 16

§3. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон». 19

Введение

Нет в русской литературе такого писателя-классика, который возбуждал бы своим творчеством столь различные, неред­ко даже противоположные суждения и оценки, как Достоевский.

Объясняется это, конечно, глубочайшими противоречиями миропонимания Достоевского и вытекающей отсюда слож­ностью и разносторонностью содержания и формы его произ­ведений. Но такая сложность и противоречивость не была просто личным, прирожденным свойством его мышления и та­ланта. Она была по-своему порождена напряженной обществен­ной борьбой, которая происходила в русском обществе в 1840 – 1870-е годы, во время формирования мышления и та­ланта писателя, и в которой он постепенно занял совершенно особенное и самостоятельное место. Для того, чтобы это понять необходимо проследить хотя бы коротко путь жизненного и твор­ческого развития писателя.

Если уж говорить о тех характерных сторонах гения Достоевского, в которых дей­ствительно отражается русская душа, русский национальный характер, то это как раз то, что можно назвать беспощадностью в стремлении дойти до самого предела, до конца в развязывании всех, самых сокровенных узлов мысли и чувства, в беспощадной искренности обнажения всего того, что враждебно справедливости и правде. Герой Достоевского мучается противоречием между присущим ему стремлением к правде, справедливо­сти, добру и тем, что окружающая его действительность вынуждает тво­рить зло. Пусть Достоевский ошибался, считая стремление к добру и стрем­ление к злу одинаково сильными и вечными, неизменными в душе человека; пусть он ошибался, стремясь перенести борьбу между добром и злом в метафизическую плоскость борьбы между богом и дьяволом, где поле битвы — сердца людей, в сферу изолированной, извечно равной самой себе человеческой души; это вело к своего рода «дурной бесконечности» замкнутого психологического самоанализа. Но все же голос реальной дей­ствительности, реальных страданий человечества, стремление к предель­ной правдивости всегда звучали в его произведениях с неослабевавшей силой[1].

И в повести «Дядюшкин сон» присутствуют данные мотивы. Может показаться странным, что Достоевский, еще в раннем своем творчестве обративший внимание критики «мрачным, унылым, болезнен­ным тоном» (Н. А. Добролюбов) своих повестей, пережив дантов ад «Мертвого дома» и свое «освобождение» из него солдатом в затерянный где-то на задворках империи полк, заявляет вдруг читателям о своем возвращении в литературу после десятилетнего перерыва как писатель комический. Правда, способность автора «Бедных людей» к юмору как «преобладающая черта его таланта» была отмечена еще первым его цени­телем — В. Г. Белинским. Но даже если целиком согласиться с этой оценкой великого критика, нельзя не заметить все же явного вроде бы несоответствия между веселым смехом «Дядюшкиного сна», увлекающего читателя целым каскадом lazzis (шуток — импровизаций в духе итальян­ской комедии масок), и безрадостным, полунищенским существованием их создателя, сосланного на поселение после каторги в Семипалатинск.

Таким образом, определяется цель исследования – выявление причин написания сатирического произведения, раскрытие исторических условий, мировоззрения Достоевского, литературных источников; описание своеобразия конфликта, системы героев.

Актуальность же данной работы в том, что повесть «Дядюшкин сон» в основном в литературоведении обходят стороной, как произведение несвойственное писателю и малозначимое. В связи с этим важным представляется изучение места данного произведения в творчестве Достоевского и его роль.

В исследованиях Г. М.Фридлендера, М. С. Альтмана, Л. П. Гроссмана, Н. П. Утехина, Н. Ф. Бельчикова, В. Н. Захарова и др. есть указания на «Дядюшкин сон», его творческую историю и значение, проблему жанра.

Материал, представленный в курсовой работе, обладает ценной практической значимостью. Во-первых, на лекциях и семинарах, посвященных изучению творчества Достоевского и особенно такого переломного в его жизни момента, как связь с кружком петрашевцев, каторга и поселение в Сибири; во-вторых, на спецсеминарах и уроках. Необходимо подчеркнуть, что дальнейшее развитие и углубление темы может послужить для написания дипломной работы и других научных исследований.

Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»

Творческая история повести «Дядюшкин сон»

Сороковые годы XIX века, когда начали складываться идей­ные интересы и идеалы Достоевского, были началом очень большого и глубокого перелома во всей русской общественной жизни — постепенного превращения России крепостнической в Россию буржуазную. Назревал общий кризис самодержавно-крепостнической системы. Это уже смутно сознавали лучшие люди из русской интеллигенции, особенно разночинской, демо­кратически мыслящей, такие, как Белинский, Петрашевский, их соратники и ученики[2].

Во второй половине 40-х годов Достоевский сближается с критиком «Отечественных записок» Валерианом Майковым, его братом – поэтом А. Н. Майковым и А. Н. Плещеевым. Через них он связывается с кружком М. В. Петрашевского. С начала 1847 года Достоевский становится посетителем «пятниц» Петрашевского, на которых обсуждались острые вопросы современной политической жизни и теории утопического социализма. Участники кружка Петрашевского были людьми разных взглядов, но их объединяло отрицание самодержавно-крепостнического режима и увлечение утопическим социализмом. В кружке «петрашевцев» осо­бенно популярны были теории утопических социалистов — Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Однако «мирные» идеи Фурье и Сен-Симона, их мечтания об устройстве справедливого общества, основанного на равенстве его членов, которые будут добровольно нести трудо­вые обязанности, в условиях русской действительности приобретали антикрепостнический характер, и «петрашевцы» в своих полити­ческих чаяниях стали на путь революционной подпольной организации. Петрашевцы выдвигали широкую программу демократических преобразований, и прежде всего уничтожение крепостного права. Достоевский вместе со Спешневым и некоторыми другими петрашевцами пытались организовать нелегальную типографию для печатания пропагандистской литературы. 23 апреля 1849 года он, как и прочие посетители «пятниц», был арестован и почти восемь месяцев провел под следствием в каземате Петропавловской кре­пости. В особую вину ему ставилось чтение и распространение знаменитого письма Белинского к Гоголю. Суд признал Достоев­ского виновным «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов», в «распространении преступного о рели­гии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышлен­ного сочинения поручика Григорьева» и приговорил его к лише­нию «всех прав состояния» и к «смертной казни расстрелянием». Этот приговор был заменен Николаем I ссылкой на каторжные работы на 4 года с лишением дворянства и определением после каторги на военную службу рядовым. Эта царская «милость» была объявлена Достоевскому и другим осужденным, когда они уже приготовлены были к расстрелу. 24 декабря 1849 года До­стоевский вместе с партией арестантов, закованных в кандалы, был отправлен по этапу в Сибирь[3].

Так поплатился будущий великий писатель за свое участие в нелегальном политическом движении 40-х годов. Но это уча­стие оставило неизгладимый след на всем складе его умствен­ной жизни. Достоевский навсегда сохранил демократичность своих стремлений и идеалов, постоянное сочувствие к людям унижаемым и оскорбляемым. Он вынес вместе с тем из испыта­ний своей молодости не только неизменный, но все возрастаю­щий (по обстоятельствам дальнейшего развития России) жгучий интерес к важнейшим, кардинальнейшим проблемам устройства человеческой жизни, исключительную склонность к нравственным исканиям и, наконец, глубокую страстность своего художественного мышления. Однако все это сказалось в полную силу в мировоззрении и творчестве писателя лишь позднее — в пореформенные десятилетия[4].

С 1850 по 1859 год Достоевский провел мучитель­ное десятилетие каторги и ссылки в Сибири. Около четырех лет он находился в Омской крепостной тюрьме, пребывание в которой описано им в «Записках из Мерт­вого дома». По словам писателя, он в эти годы «был похоронен живой и закрыт в гробу». Положение арестанта в Омском остроге, закованного в «ножные железа», подвергающегося оскорблениям и унижениям тюремного начальства и опасности расправы со сто­роны уголовных преступников, тягостно действовало на писателя. У него появилась тяжелая нервная болезнь — эпилепсия, припадки которой мучили его в дальнейшем всю жизнь. Однако эти суровые четыре года, проведенные в Омском остроге, не прошли для писателя бесследно. Здесь он встретился с людьми из народа, с солдатами, крепостными крестьянами, с которыми близко позна­комился в условиях каторжного быта.

На каторге произошел у писателя тот перелом мировоззрения, который в известной мере был подготовлен его колебаниями в 40-е годы. Достоевский с болезненной остротой почувствовал разрыв между отвлеченными гуманными идеалами утопического социализма и реальными нуждами народа. Однако выводы, которые он сделал из этих наблюдений, оказались отходом от революционных и подлинно демократических идеалов, привели писателя к оправданию религии, к пересмотру своих прежних взглядов.

По окончании каторжных работ Достоевский в начале 1854 года был зачислен в сибирский линейный батальон, находившийся в Семипалатинске. При всех трудностях царской солдатчины освобождение из тюрьмы в корне меняло образ жизни, давало возможность читать и даже урывками писать[5].

Заветные замыслы Достоевского отличались и тогда той глубиной и трагизмом, которые не соответствовали требованиям официальных кругов к опальному сочинителю – доказать свою лояльность отказом от критики современной действительности и умением показать русскую жизнь в светлых и радостных тонах.

Достоевскому приходится «отложить в сторону» свои любимые идеи и взяться за разработку подходящих для печати и цензуры, безобидных и даже забавных сюжетов. В конце 50-х годов он создает две повести: «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково». Достоевский не любил этих вынужденно беспечных семипалатинских произведений. Но сибирские повести представляют интерес как создание типов, которые получат развитие в позднейшем творчестве Достоевского[6].

Впервые «Дядюшкин сон» напечатан в мартовской книжке «Русского слова» за 1859г.

Время, когда была начата работа над повестью, можно определить лишь предположительно. Как известно из письма к А. Н. Майкову от 18 января 1856г., в это время Достоевский был занят комическим романом: «Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то, что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор все писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое».

Однако комический роман не был написан Достоевским, не сохранилось никаких рукописей к нему. Два года спустя после первого упоминания об этом замысле, в январе 1858 г. Достоевский писал из Семипалатинска брату Михаилу Михайловичу, что он оставляет «до времени» работу над большими произведениями. Вместо этого он собирается написать повесть или «небольшой роман, в величину «Бедных людей», т. е. будущее «Село Степанчиково». «Кроме того, — сообщает Достоевский, — в большом романе моем есть эпизод, вполне законченный, сам по себе хороший, но вредящий целому. Я хочу отрезать его от романа. Величиной он тоже с «Бедных людей», только комического содержания. Есть характеры свежие». Этот «эпизод» предназначался для журнала «Русское слово». Писатель обещал выслать в журнал часть своего произведения в апреле или целиком всю повесть в сентябре. Однако 13 декабря 1858 г. он снова писал M. M. Достоевскому: «Уведомлял я тебя в октябре, что 8-го ноября непременно вышлю тебе повесть. Но вот уже декабрь, а моя повесть не кончена. Многие причины помешали. И болезненное состояние, и нерасположение духа, и провинциальное отупение, а главное отвращение от самой повести. Не нравится мне она, и грустно мне, что принужден вновь являться в публику так не хорошо». Сетуя, что не имеет возможности работать над «большим романом», дорогим для него замыслом, Достоевский заключает: «И для денег я должен нарочно выдумывать повести. Скверное ремесло бедного литератора. Повесть моя растянулась в шесть листов, и, кажется, скоро пошлю к тебе ее». В январе следующего года повесть была окончена и отправлена в Петербург, где и вышла из печати в мартовском номере «Русского слова»[7].

Очень вероятно, что «Дядюшкин сон» и был эпизодом большого романа. Эту мысль высказал П. Н. Сакулин в статье «Второе начало» (там же, т. II, С. 534.). О первоначальном намерении Достоевского писать комедию свидетельствуют многие страницы «Дядюшкина сна», где описания очень напоминают ремарки в драматическом произведении: «Десять часов утра»; «В этом салоне порядочно выкрашены полы и недурны выписные обои. В мебели, довольно неуклюжей, преобладает красный цвет. Есть камин, над камином зеркало, перед зеркалом бронзовые часы с каким-то амуром весьма дурного вкуса. Между окнами, в простенках, два зеркала, с которых уже успели снять чехлы»; «Сама Марья Александровна сидит у камина в превосходнейшем расположении духа и в светлозеленом платье, которое к ней идет»; «Перед ней стоя рисуется молодой человек и что-то с одушевлением рассказывает» и т. д.

В начале 1859г. Достоевский отправил повесть в «Русское слово» и с волнением ждал от брата сообщений о впечатлении, которое она произведет в редакции: «Это для меня, друг мой, чрезвычайно важно…Любопытно знать, не выкинула ли чего цензура» («Письма», т. II, С. 596-597)[8].

«Дядюшкин сон», как и писавшееся одновременно с ним «Село Степанчиково», во многом связаны с литературной традицией. Позднее, в «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал о семипалатинском периоде своей жизни: «Помню, что выйдя в 1854 году, в Сибири, из острога, я начал перечитывать всю написанную без меня за пять лет литературу» (Дневник писателя. 1877 г. Ноябрь. Гл. I. § 2). Об этом же говорят и его письма 1850-х годов. Чтение И. С. Тургенева («Записки охотника», повести), А. Ф. Писемского, M. Е. Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки») отразилось в литературной работе Достоевского. Однако уже в семипалатинский период творчества писатель не прошел мимо новых литературных открытий (изображение провинциальной, глубинной России). Возможно, одним из литературных источников «Дядюшкиного сна» оказалась и повесть Ф. M. Достоевского «Пятьдесят лет», опубликованная в 1850 г. в журнале «Отечественные записки». В. С. Нечаева показала близость сюжета, отдельных эпизодов и образов в обеих повестях[9].

Многие литературные заимствования чувствуются в его комическом романе «Дядюшкин сон» (1859). В основу положена развязка «Ревизора», «реприманд», пережитый город­ничихой. В «Дядюшкином сне» эта участь выпала на долю «первой дамы» города, всесильной Марьи Александровны Мо­скалевой. Уж не послужила ли прототипом Марья Алексеевна из «Горя от ума», недаром эти женские имена совпадают, а фамилия Москалева отсылает нас мысленно к фамусовской Москве, хотя действие происходит в заштатном городке Мордасове. Всегда все спрашивали в Мордасове: «Ну, как-то теперь поступит Марья Александровна. » (то есть прямо как у Грибоедова: «. что станет говорить княгиня Марья Алексевна»).

Герой романа князь К., старик, селадон, приехал в город и остановился в доме Москалевой. Это возвысило ее в глазах общества и породило у нее самой некоторые планы относительно князя и своей дочери. Зина любила музыку, у нее уже был поклонник из мелких чиновников. Много стоило матери угово­рить ее пуститься в затеянную авантюру, женить на себе старого князя. Провинциальные нравы, хроника событий несколько напоминают только что появившиеся тогда «Губернские очерки» Щедрина. Есть сходство и с пьесой Тургенева «Провинциалка». Внесены черты из собственной биографии: запоздалый роман с Исаевой. Достоевский искренне считал себя после каторги уже пожилым, ему было 37 лет. Следы старых манер видны отчет­ливо: любящий Зину Вася — бедный чиновник, «мечтатель», таких Достоевский уже выводил в «Слабом сердце» и «Белых ночах». К «Неточке Незвановой» отсылает сцена прощания умирающего Васи с Зиной.

Комизм состоит в том, что князь хлестаковствует и не догадывается, что затевается вокруг него. Он не годится для роли жениха. Ведь недаром же говорили, что у него глаза вставные, ноги пробочные и весь он на пружинах. Хвастовство князя тем, что он целый «водевиль написал», что он лорда Байрона «помнит» и с ним «был на дружеской ноге»,— все это отзывается прямыми заимствованиями из «Ревизора»[10].

Достоевский любил называть в своих произведениях те художественные создания, которые своим жанром или общей идеей могли служить ему для написания данной вещи. Так, упоминаются «Мемуары» Казановы, причем самим дядюшкой.

Такие параллели как бы служили ключом и комментарием к сложным внутренним событиям фабулы. Они углубляли и характеристику героев[11].

Итак, мы рассмотрев исторические условия написания повести, мировоззрение автора, литературные источники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *