Кто из пророков толковал сны
Как понять, что сон является правдивым?
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول لم يبق من النبوة إلا المبشرات قالوا وما المبشرات قال الرؤيا الصالحة يراها المسلم أو ترى له
«Прекратилось пророчество, и остались лишь радостные вести» Сподвижники спросили: «Что такое радостные вести?». Он ответил: «Правдивый сон, который видит верующий».
Эти радостные вести, которые утешат человека и не обманывают.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
إذا اقترب الزمان لم تكد تكذب رؤيا المؤمن
«Когда приблизится Судный день, сны верующего уже почти не будут лгать».
Как же понять, что сон является правдивым? Как добиться, чтобы сны были такими? Во – первых: Пророк (мир ему и благословение) указал на то, что правдивые сновидения видят правдивые в своих речах. Сны человека, который не лжёт, в основном правдивы. Правдивы сны тех, кто ложится в состоянии омовения; употребляющего дозволенную пищу; который ложится спать с упоминанием Аллаха.
Одни из людей слишком много уделяют внимания снам. Встречаются теле- и радио каналы, интернет-сайты, на которых рассказывают о толкованиях снов. Люди стремятся растолковать свои сны. Доходит до того, что люди «живут» своими снами – «я увидел во сне апельсин», «я увидел жёлтое», «я увидел змею … увидел солнце… увидел луну… увидел следы человека… увидел летающую машину» и т.д. Чтобы он не увидел, он хочет растолковать это. Многое из этого просто бессвязные сны, которые не должны беспокоить человека, кроме того случая, когда в действительности приснилось что-то, связанное с религией или каких-то дел. В таком случае можно пойти к человеку, разбирающемуся во снах.
Важное примечание. Кто может толковать сны? Может ли этим заниматься любой человек? Сегодня каждый встречный готов растолковать сон. Но толкование снов – это наука. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
الرُّؤْيَا عَلَى رِجْلِ طَائِرٍ
«Сон в когтях птицы», т.е., если расскажешь другому – упадёт.
Сон, являющийся радостной вестью, рассказывайте лишь тем, кто любит вас. Когда Юсуф рассказал о сне Якубу, тот сказал (смысл):
لَا تَقْصُصْ رُؤْيَاكَ عَلَىٰ إِخْوَتِكَ فَيَكِيدُوا لَكَ كَيْدً
«О сын мой! Не рассказывай этого сна братьям, а не то они замыслят против тебя коварство» (Коран, 12:5). Потому что радостная весть может вызвать зависть у некоторых людей. Человек должен думать, кому он рассказывает сон, кто сможет объяснить сон, чтобы извлечь из сна пользу. Человеку нет никакого вреда, если он никому расскажет о своём сне. Но в том случае, если он всё-таки рассказал о нём плохому человеку или толкователю, то это может навредить ему.
Иногда человеку может присниться беспокойный, несвязный сон, от которого он просыпается. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если кто-нибудь из вас видит сон, который ему не нравится, то пусть сплюнет налево три раза, и ищет убежища у Аллаха от шайтана три раза, и повернется на другой бок» (имам Муслим). Некоторые люди просыпаются, начинают переживать из-за таких снов, но, как сказал Пророк (мир ему и благословение), это защитит от вреда шайтана. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что не следует упоминать о плохом сне кому-либо.
Большой неосторожностью будет, когда человек лжёт, рассказывая о своих снах. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
روى البخاري عن ابن عباس رضي الله عنهما
من تحلم بحلم لم يره كلف أن يعقد بين شعيرتين ولن يفعل
«Того, кто расскажет о сне, который он не видел, заставят распутывать два волоска и он не сможет это сделать» (имам аль-Бухари). Он подвергнется наказанию, ему скажут: «Распутай эти два волоска», как же он сможет распутать два маленьких волоска?
Самым лучшим сновидением человека является видение во сне Пророка (мир ему и благословение), так как он сказал:
عن أبي هريرة قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : من رآني في المنام فقد رآني ، إن الشيطان لا يتمثل في صورتي
«Кто увидел меня во сне, тот увидит меня и наяву, поистине шайтан не может принять моё обличье» (имамы аль-Бухари, Муслим). Если вы увидели Пророка во сне, то это истина. То, что шайтан не может принять его облик является одной из особенностей Пророка (мир ему и благословение). Если будем следовать сунне Пророка (мир ему и благословение), будем искренне любить его, будем сильно желать увидеть его, то Всевышний окажет нам милость и позволит увидеть его. Пророк (мир ему и благословение) рассказывал о братьях, которые не видели его, но жаждут увидеть его, и любят его больше, чем себя и имущество. Являемся ли мы в действительности такими?
Я прошу Аллаха оказать нам почёт, дав увидеть Пророка (мир ему и благословение) во сне и наяву, в этом мире и вечном.
Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Сакафа
Какую информацию несут в себе сновидения?
Люди всегда обращали внимание на сны, придавали им большое значение. К этому их подталкивает чувство любопытства, желание узнать будущее, это часть человеческой природы. И, к сожалению, некоторые мусульмане, особенно в последнее время, начали придавать большое значение снам. В этой статье, с помощью Аллаха, мы постараемся немного раскрыть тему сновидений.
Есть ли вообще смысл у сновидений?
Аллах упомянул имя только одного пророка в Коране, которого Он обучил толкованию снов, пониманию их значения – пророка Юсуфа (мир ему). С самого детства у него была связь со снами, так, однажды он сказал своему отцу: «Я видел во сне 11 звезд, солнце и луну, совершающими мне поклон» (сура «Юсуф», аят 4).
إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ
Отец Юсуфа Якуб (мир ему) понял, что это не простой сон, что в нём содержится большой смысл, который прояснится в будущем. Именно поэтому он велел Юсуфу (мир ему) скрыть свой сон от других его братьев, чтобы те не навредили ему. Также Пророк Юсуф (мир ему) толковал сны и других людей, например, сновидения заключённых и фараона. Источником понимания Юсуфом (мир ему) значений снов было внушение от Аллаха (ильхам), порой божественное откровение (вахью), а иногда дар, данный ему Аллахом, иначе говоря, проницательность и мудрость.
Однажды сподвижник Пророка ﷺ по имени Убада бин ас-Самит (да будет Господь доволен им) попросил Посланника Божьего ﷺ объяснить значение слов Всевышнего в Коране: «Верующих ожидает благая весть на этом и том свете. ». Пророк ﷺ ответил ему: «Это благой сон, который снится праведному человеку или другому в пользу праведного» («Муснаду Ахмада», № 22688).
يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ قَوْلَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى < لَهُمْ الْبُشْرَى فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ >فَقَالَ لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ شَيْءٍ مَا سَأَلَنِي عَنْهُ أَحَدٌ مِنْ أُمَّتِي أَوْ أَحَدٌ قَبْلَكَ قَالَ تِلْكَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ يَرَاهَا الرَّجُلُ الصَّالِحُ أَوْ تُرَى لَه
В другом хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: «Не осталось из пророчества ничего, кроме предвещающих благое. Тогда Пророка ﷺ спросили: «Что же предвещает нам это?». Пророк ﷺ сказал: «Это- благой сон» («Сахих аль-Бухари» № 6475).
حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ عَنْ الزُّهْرِيِّ حَدَّثَنِي سَعِيدُ بْنُ الْمُسَيَّبِ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ لَمْ يَبْقَ مِنْ النُّبُوَّةِ إِلَّا الْمُبَشِّرَاتُ قَالُوا وَمَا الْمُبَشِّرَاتُ قَالَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ
В ещё одном изречении Посланника Господа ﷺ говорится, что Джабир (да будет Господь доволен им) слышал, что Пророк ﷺ говорил: «Сон верующего, праведного человека есть часть пророчества» («Муснаду Ахмада» № 14681)
رُؤْيَا الرَّجُلِ الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ النُّبُوَّةِ
Эти и многие другие доводы говорят, что сон порой может иметь смысл и даже быть вестником неких событий, которые произойдут в будущем в жизни человека, которому он приснился.
Источники сновидений
Источников снов три:
1. Сон от Аллаха.
2. Сны от шайтана.
3. Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Сон от Аллаха, или «вещий сон»
Сновидение, источником которого является Аллах, бывает истинным, такой сон всегда имеет смысл и сбывается. Сновидения пророков всегда имеют смысл и сбываются, потому они являются либо откровением (вахью), либо внушением (ильхам) от Всевышнего. Сны праведников тоже, зачастую, бывают вещими, особенно ближе к Судному дню. Доводам в пользу того, что сны Пророков (мир им) бывают вещими являются вышеприведённая история о пророке Юсуфе (мир ему), изречения Пророка Мухаммада ﷺ и история пророка Ибрахима (мир ему), которая тоже повествуется в самом Коране: (смысл): «Ибрахим (мир ему) сказал: «Сынок мой, я видел во сне, как предаю тебя в жертву ради Аллаха, что ты думаешь об этом?» (сура «ас-Саффат», аят 102).
قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَى
Сон от шайтана
Как правило, сны, источником которых является шайтан, бывают пугающими, вселяющими в человека тревогу, грусть и сомнения. Примеры такого сна: человек видит, что он падает с высокой горы, что его убивают, он тонет, душат и т.п. Шайтан пытается навредить человеку хотя бы во сне, когда не может сделать этого наяву. И об этом Господь в Коране сказал:
(смысл): «Воистину шайтан наущает верующим дурное, чтобы опечалить их» (сура «аль-Муджадаля», аят 10).
إِنَّمَا النَّجْوَى مِنَ الشَّيْطَانِ لِيَحْزُنَ الَّذِينَ آمَنُوا
В таких случаях, проснувшись от кошмара, надо трижды произносить «аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», каждый раз поплёвывая, поворачивая голову влево.
Также очень желательно читать «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»).
Как свести к минимуму сновидения от шайтана?
Чтобы оградить себя от снов от шайтана и физического зла от него, необходимо ложиться спать при обязательном омовении или обновив его, при необходимости. Также каждую ночь очень желательно сомкнуть кисти рук как во время дуа и читать на них «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (Кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»), а затем провести ладонями по всему телу. Очень важно не ложиться спать без чтения Корана и молитв (азкары, вирды). Если человеку будет суждено умереть во сне, то он умрёт поминающим Аллаха. Довольно многие люди позволяют себе ложиться спать без омовения, не прочитав никаких молитв, есть и такие, кто засыпает под музыку и потом ещё жалуются на то, что им снятся кошмары. Ведь известно, что музыка манит шайтана не хуже красивого чтения Корана для верующего.
Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Третьим источником снов являются его мысли и воображение. Довольно часто человеку снится то, чем он занимается, о чём много говорит, думает … К примеру, когда человек обсуждает кого-либо или что-либо, это может ему присниться. Может обсуждать с друзьями какую-нибудь машину, а затем увидеть её во сне; может планировать поездку и после увидеть её во сне и т.п. Такой сон не имеет ни значения, никакого-либо влияния, иначе говоря, это всего лишь человеческая фантазия и игра воображения.
Сонники и исламские сонники
Сегодня на прилавках книжных магазинов с легкостью можно найти так называемые сонники, встречаются и, якобы исламские, сонники. Однозначно могу сказать, что пользы от этих сонников, в том числе и так называемых «исламских» нет! Поэтому не стоит их покупать и вообще тратить время на их чтение. Они бесполезны, потому что в лучшем случае составлены из отрывков историй, в которых некие праведники и мудрецы толковали сны обратившихся к ним людей, которым приснился тот или иной сон. Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что сонники составляются таким образом в лучшем случае, в иных же случаях они попросту придумываются ради жажды заработать деньги на их продаже.
وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ
Что же касается второго, то он был нечестивцем, грешником и это было известно всем. В Коране сказано: (смысл) « затем воззвал один из них: «О караван, да вы воры»» (сура «Юсуф», аят 70).
ثُمَّ أَذَّنَ مُؤَذِّنٌ أَيَّتُهَا الْعِيرُ إِنَّكُمْ لَسَارِقُونَ
Как ясно из этого случая, даже один и тот же сон может иметь совсем разное значение для разных людей
Можно ли рассказывать свой сон?
Когда человеку снится какой-нибудь удивительный сон, ему не следует рассказывать его. Можно рассказать алиму или хорошему и честному человеку, который любит тебя и желает для тебя только блага, и который может дать тебе хороший совет. Но ни в коем случае не рассказывайте о своих снах всем подряд, людям, которые не отвечают вышеприведённым критериям. Ибо Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Сон привязан к лапке птицы до тех пор, пока тот, кому он приснился не расскажет его. А когда он расскажет его другому, он упадет (т.е. может не сбыться). И не рассказывай свой сон никому, кроме алима, искреннего советчика, умному и проницательному. Благой сон есть 1/46 часть пророчества» («Джамиуль-ахадис», № 12813).
الرؤيا معلقة برجل طائر ما لم يحدث بها صاحبها فإذا حدث بها وقعت فلا تحدثن بها إلا عالمًا أو ناصحًا أو لبيبًا والرؤيا الصالحة جزءًا من ستة وأربعين جزء من النبوة
Если Вам приснился благой сон и Вам есть с кем поделиться им, естественно, им должен быть любящий Вас и желающий Вам только добра человек, можете рассказать его. А если Вам приснился плохой сон, никому не рассказывайте его!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Что говорил Пророк ﷺ о тайнах сновидений?
Во сне протекает до трети нашей жизни, поэтому люди всегда интересуются снами, пытаются приоткрыть завесу над тайной сновидений. Что предвещает благой и радостный сон? Что последует за сновидением, которое нас испугало? Таким вопросами задаются многие из нас. Предлагаем вниманию читателей подборку хадисов Пророка Мухаммада ﷺ о снах и их значении.
Какие бывают сны?
От ‘Ауфа ибн Малика ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ говорил: «Сновидение бывает трёх видов! Из них то, что от шайтана из числа ужасов, которыми он печалит сынов Адама. Из них то, что заботит человека, когда он бодрствует, а затем видит это во сне. И из них то, что от Аллаха, что является одной из сорока шестой части пророчества» (Ибн Маджа и Ибн Хиббан).
О благих снах
Абу Хурайра ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ рассказывал: «Я слышал, как однажды Посланник Аллаха ﷺ изрёк: «Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей». Люди спросили: «А что такое радостные вести?» Пророк ﷺ промолвил: «Благие сновидения»» (имам аль-Бухари).
От Ибн ‘Умара ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Благое сновидение является одной из семидесяти частей пророчества» (имам Муслим).
Сообщается, что ‘Убада ибн ас-Самит ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «(Однажды) я спросил Посланника Аллаха ﷺ о словах (Господа): «Им предназначена радостная весть в этом мире» (смысл 64 аята суры «Юнус»), и он ответил: «Это благое сновидение, которое видит верующий сам или которое видят про него другие»» (имам ат-Тирмизи)
Когда во сне приснился Пророк Мухаммад ﷺ
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Увидевший меня во сне, увидел меня и наяву, ибо шайтан не может принимать мой облик» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Что делать, когда приснится хороший сон?
От Абу Са’ида аль-Худри ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что он слышал, как Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Если кто-нибудь из вас увидел сон, который ему нравится, то это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и рассказывает другим о нём» (имам аль-Бухари).
От Абу Катады ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и не рассказывает об этом никому, кроме тех, кого он любит». (имам Муслим).
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ изрёк: «Не рассказывайте сон никому, кроме учёного или искреннего наставника!» (имамы ат-Тирмизи и ад-Дарими).
Что делать, когда приснится плохой сон?
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Если кто-либо из вас увидит плохой сон, то пусть не рассказывает об этом никому. Пусть встанет и совершит молитву» (имам Муслим).
От Джабира ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Если кто-нибудь из вас увидит такой сон, который ему не понравится, пусть трижды сплюнет налево и трижды обратится к Аллаху за защитой от шайтана, а потом перевернётся на другой бок» (имам Муслим).
От Абу Са’ида аль-Худри ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что он слышал, как Пророк ﷺ изрёк: «Если кто-либо из вас увидел сон, который ему понравится, то он от Аллаха Всевышнего, так пусть же он воздаст Аллаху хвалу за это и рассказывает об этом сне. А если он увидит нечто иное, и это ему не нравится, то это – только от шайтана, пусть же он обращается за защитой к Аллаху от зла этого и никому не рассказывает этих снов, и тогда подобное ему не повредит» (имамы аль-Бухари и Муслим).
О сновидениях перед Судным днём
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Когда приблизится время, сновидения верующего почти всегда будут находить своё подтверждение, ведь сновидения верующего являются одной из сорока шести частей пророчества. А то, что имеет отношение к пророчеству, не является ложным» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Толкуя данный хадис, богословы разошлись во мнение относительно значения слов «приблизится время». Хафиз Ибн Хаджар считает однозначно правильным мнение, согласно которому речь идёт о приближении Судного дня. (См. Фатх аль-Бари 16/365).
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ сказал: «Когда приблизится время, сновидения верующего почти всегда будут находить своё подтверждение. И самые правдивые сновидения будут видеть самые правдивые из вас в речах» (имам Муслим).
О толковании снов
Со слов Абу Разина ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ сказал: «Сон словно привязан к ноге птицы, пока не будет истолкован, а если он будет истолкован, то он произойдет» (имамы Абу Давуд и Ибн Маджа).
От Анаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Поистине, сновидение станет таким, как было истолковано! Пример этому – человек, который поднял ногу и ждёт, пока опустит её. И если кто-либо из вас увидел сон, то пусть не рассказывает о нем никому, кроме учёного или искреннего наставника» (имам аль-Хаким).
От Ибн ‘Аббаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ и Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается: «Однажды один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, сегодня ночью я видел во сне облако, из которого изливались масло и мёд, и я видел людей, собиравших это в ладони, и у некоторых из них в руках оказалось много масла и меда, а у других мало. И я увидел веревку, тянувшуюся от неба до земли, и я увидел, как ты взялся за нее и поднялся по ней наверх. Потом, после тебя, за нее взялся другой человек и поднялся наверх, потом за нее взялся другой человек и поднялся наверх, а потом взялся другой человек, но она порвалась, а затем ее соединили для него, и он тоже поднялся наверх». После этого Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «О Посланник Аллаха, да станет отец мой выкупом за тебя, клянусь Аллахом, если позволишь, я истолкую этот сон». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Толкуй». Тогда Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «Что касается облака, то это Ислам, а что касается изливавшихся из него масла и меда, то это сладость и мягкость Корана. Что касается масла и мёда, которые люди собирали в ладони, то это значит, что некоторым людям достается много этого, а другим мало. Что же касается веревки, тянувшейся от неба до земли, то это истина, которой ты придерживаешься и посредством которой Аллах вознесет тебя ввысь. Потом, после тебя, её станет придерживаться другой человек, благодаря чему он тоже вознесётся ввысь, потом станет придерживаться её другой, благодаря чему он тоже вознесётся ввысь. Потом за эту веревку возьмётся другой человек, но она порвётся в его руках, после чего её соединят для него, и он тоже вознесётся ввысь. А теперь скажи мне, о Посланник Аллаха, да станет мой отец выкупом за тебя, прав я был или ошибся?” Пророк ﷺ ответил: «В чём-то ты был прав, а в чём-то ошибся». Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «Клянусь Аллахом, ты должен сказать мне, в чём я ошибся!» – на что Пророк ﷺ промолвил: «Не клянись»» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Можно ли выдумывать сны?
Василя ибн аль-Аска’ ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, величайшими видами лжи являются: объявление человеком себя сыном не своего отца; заявление о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел; и приписывание Посланнику Аллаха того, чего он не говорил!»» (имам аль-Бухари).
От Ибн ‘Аббаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «В мире ином на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет!» (имам аль-Бухари).
Этот хадисы однозначно запрещают выдумывать сны.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Хадисы Пророка ﷺ о тайнах сновидений
Во сне протекает до трети нашей жизни, поэтому люди всегда интересуются снами, пытаются приоткрыть завесу над тайной сновидений. Что предвещает благой и радостный сон? Что последует за сновидением, которое нас испугало? Таким вопросами задаются многие из нас. Предлагаем вниманию читателей подборку хадисов Пророка Мухаммада ﷺ о снах и их значении.
Какие бывают сны?
От ‘Ауфа ибн Малика ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ говорил: «Сновидение бывает трёх видов! Из них то, что от шайтана из числа ужасов, которыми он печалит сынов Адама. Из них то, что заботит человека, когда он бодрствует, а затем видит это во сне. И из них то, что от Аллаха, что является одной из сорока шестой части пророчества» (Ибн Маджа и Ибн Хиббан).
О благих снах
Абу Хурайра ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ рассказывал: «Я слышал, как однажды Посланник Аллаха ﷺ изрёк: «Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей». Люди спросили: «А что такое радостные вести?» Пророк ﷺ промолвил: «Благие сновидения»» (имам аль-Бухари).
От Ибн ‘Умара ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Благое сновидение является одной из семидесяти частей пророчества» (имам Муслим).
Сообщается, что ‘Убада ибн ас-Самит ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «(Однажды) я спросил Посланника Аллаха ﷺ о словах (Господа): «Им предназначена радостная весть в этом мире» (смысл 64 аята суры «Юнус»), и он ответил: «Это благое сновидение, которое видит верующий сам или которое видят про него другие»» (имам ат-Тирмизи)
Когда во сне приснился Пророк Мухаммад ﷺ
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Увидевший меня во сне, увидел меня и наяву, ибо шайтан не может принимать мой облик» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Что делать, когда приснится хороший сон?
От Абу Са’ида аль-Худри ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что он слышал, как Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Если кто-нибудь из вас увидел сон, который ему нравится, то это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и рассказывает другим о нём» (имам аль-Бухари).
От Абу Катады ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и не рассказывает об этом никому, кроме тех, кого он любит». (имам Муслим).
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ изрёк: «Не рассказывайте сон никому, кроме учёного или искреннего наставника!» (имамы ат-Тирмизи и ад-Дарими).
Что делать, когда приснится плохой сон?
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Если кто-либо из вас увидит плохой сон, то пусть не рассказывает об этом никому. Пусть встанет и совершит молитву» (имам Муслим).
От Джабира ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Если кто-нибудь из вас увидит такой сон, который ему не понравится, пусть трижды сплюнет налево и трижды обратится к Аллаху за защитой от шайтана, а потом перевернётся на другой бок» (имам Муслим).
От Абу Са’ида аль-Худри ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что он слышал, как Пророк ﷺ изрёк: «Если кто-либо из вас увидел сон, который ему понравится, то он от Аллаха Всевышнего, так пусть же он воздаст Аллаху хвалу за это и рассказывает об этом сне. А если он увидит нечто иное, и это ему не нравится, то это – только от шайтана, пусть же он обращается за защитой к Аллаху от зла этого и никому не рассказывает этих снов, и тогда подобное ему не повредит» (имамы аль-Бухари и Муслим).
О сновидениях перед Судным днём
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Когда приблизится время, сновидения верующего почти всегда будут находить своё подтверждение, ведь сновидения верующего являются одной из сорока шести частей пророчества. А то, что имеет отношение к пророчеству, не является ложным» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Толкуя данный хадис, богословы разошлись во мнение относительно значения слов «приблизится время». Хафиз Ибн Хаджар считает однозначно правильным мнение, согласно которому речь идёт о приближении Судного дня. (См. Фатх аль-Бари 16/365).
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ сказал: «Когда приблизится время, сновидения верующего почти всегда будут находить своё подтверждение. И самые правдивые сновидения будут видеть самые правдивые из вас в речах» (имам Муслим).
О толковании снов
Со слов Абу Разина ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ сказал: «Сон словно привязан к ноге птицы, пока не будет истолкован, а если он будет истолкован, то он произойдет» (имамы Абу Давуд и Ибн Маджа).
От Анаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Поистине, сновидение станет таким, как было истолковано! Пример этому – человек, который поднял ногу и ждёт, пока опустит её. И если кто-либо из вас увидел сон, то пусть не рассказывает о нем никому, кроме учёного или искреннего наставника»(имам аль-Хаким).
От Ибн ‘Аббаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ и Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается: «Однажды один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, сегодня ночью я видел во сне облако, из которого изливались масло и мёд, и я видел людей, собиравших это в ладони, и у некоторых из них в руках оказалось много масла и меда, а у других мало. И я увидел веревку, тянувшуюся от неба до земли, и я увидел, как ты взялся за нее и поднялся по ней наверх. Потом, после тебя, за нее взялся другой человек и поднялся наверх, потом за нее взялся другой человек и поднялся наверх, а потом взялся другой человек, но она порвалась, а затем ее соединили для него, и он тоже поднялся наверх». После этого Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «О Посланник Аллаха, да станет отец мой выкупом за тебя, клянусь Аллахом, если позволишь, я истолкую этот сон». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Толкуй». Тогда Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «Что касается облака, то это Ислам, а что касается изливавшихся из него масла и меда, то это сладость и мягкость Корана. Что касается масла и мёда, которые люди собирали в ладони, то это значит, что некоторым людям достается много этого, а другим мало. Что же касается веревки, тянувшейся от неба до земли, то это истина, которой ты придерживаешься и посредством которой Аллах вознесет тебя ввысь. Потом, после тебя, её станет придерживаться другой человек, благодаря чему он тоже вознесётся ввысь, потом станет придерживаться её другой, благодаря чему он тоже вознесётся ввысь. Потом за эту веревку возьмётся другой человек, но она порвётся в его руках, после чего её соединят для него, и он тоже вознесётся ввысь. А теперь скажи мне, о Посланник Аллаха, да станет мой отец выкупом за тебя, прав я был или ошибся?” Пророк ﷺ ответил: «В чём-то ты был прав, а в чём-то ошибся». Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «Клянусь Аллахом, ты должен сказать мне, в чём я ошибся!» – на что Пророк ﷺ промолвил: «Не клянись»» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Можно ли выдумывать сны?
Василя ибн аль-Аска’ ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, величайшими видами лжи являются: объявление человеком себя сыном не своего отца; заявление о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел; и приписывание Посланнику Аллаха того, чего он не говорил!»» (имам аль-Бухари).
От Ибн ‘Аббаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «В мире ином на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет!» (имам аль-Бухари).
Этот хадисы однозначно запрещают выдумывать сны.