Кто написал сон макара
Кто написал сон макара
Короленко Владимир Галактионович
Владимир Галактионович Короленко
Но пока отцы и деды Макара воевали с тайгой, жгли ее огнем, рубили железом, сами они незаметно дичали. Женясь на якутках, они перенимали якутский язык и якутские нравы. Характеристические черты великого русского племени стирались и исчезали.
Как бы то ни было, все же мой Макар твердо помнил, что он коренной чалганский крестьянин. Он здесь родился, здесь жил, здесь же предполагал умереть. Он очень гордился своим званием и иногда ругал других «погаными якутами», хотя, правду сказать, сам он не отличался от якутов ни привычками, ни образом жизни. По-русски он говорил мало и довольно плохо, одевался в звериные шкуры, носил на ногах торбаса, питался в обычное время одною лепешкой с настоем кирпичного чая, а в праздники и в других экстренных случаях съедал топленого масла именно столько, сколько стояло перед ним на столе. Он ездил очень искусно верхом на быках, а в случае болезни призывал шамана, который, беснуясь, со скрежетом кидался на него, стараясь испугать и выгнать из Макара засевшую хворь.
Работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод. Были ли у него какие-нибудь мысли, кроме непрестанных забот о лепешке и чае?
Трезвый он оставлял эти мысли, быть может сознавая невозможность найти такую чудную гору; но пьяный становился отважнее. Он допускал, что может не найти настоящую гору и попасть на другую. «Тогда пропадать буду», говорил он, но все-таки собирался; если же не приводил этого намерения в исполнение, то, вероятно, потому, что поселенцы-татары продавали ему всегда скверную водку, настоянную, для крепости, на махорке, от которой он вскоре впадал в бессилие и становился болен.
Ему пришла в голову счастливая мысль. Он встал и надел свою рваную сону (шубу). Его жена, крепкая, жилистая, замечательно сильная и столь же замечательно безобразная женщина, знавшая насквозь все его нехитрые помышления, угадала и на этот раз его намерение.
— Куда, дьявол? Опять один водку кушать хочешь?
Он вышел, поймал в аласе старого лысанку, привел его за гриву к саням и стал запрягать. Вскоре лысанка вынес своего хозяина за ворота. Тут он остановился и, повернув голову, вопросительно поглядел на погруженного в задумчивость Макара. Тогда Макар дернул левою вожжою и направил коня на край слободы.
На самом краю слободы стояла небольшая юртенка. Из нее, как и из других юрт, поднимался высоко-высоко дым камелька, застилая белою, волнующеюся массою холодные звезды и яркий месяц. Огонь весело переливался, отсвечивая сквозь матовые льдины. На дворе было тихо.
Здесь жили чужие, дальние люди. Как попали они сюда, какая непогода кинула их в далекие дебри, Макар не знал и не интересовался, но он любил вести с ними дела, так как они его не прижимали и не очень стояли за плату.
Войдя в юрту, Макар тотчас же подошел к камельку и протянул к огню свои иззябшие руки.
Чужие люди были дома. На столе горела свеча, хотя они ничего не работали. Один лежал на постели и, пуская кольца дыма, задумчиво следил за его завитками, видимо связывая с ними длинные нити собственных дум. Другой сидел против камелька и тоже вдумчиво следил, как перебегали огни по нагоревшему дереву.
Конечно, он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей, какие воспоминания теснились в их головах в этот вечер, какие образы чудились им в фантастических переливах огня и дыма. К тому же у него была своя забота.
Молодой человек, сидевший у камелька, поднял голову и посмотрел на Макара смутным взглядом, как будто не узнавая его. Потом он тряхнул головой и быстро поднялся со стула.
— А, здорово, здорово, Макар! Вот и отлично! Напьешься с нами чаю?
Макару предложение понравилось.
Он стал живо разоблачаться. Сняв шубу и шапку, он почувствовал себя развязнее, а увидав, что в самоваре запылали уже горячие угли, обратился к молодому человеку с излиянием:
— Я вас люблю, верно. Так люблю, так люблю. Ночи не сплю.
Чужой человек повернулся, и на лице его появилась горькая улыбка.
Так как чай был предложен Макару самими хозяевами, то он счел уместным пойти далее.
Теперь Макар считал за чужими людьми в долгу кусок жареного мяса, а у него подобные долги никогда не пропадали.
Через час он опять сел в свои дровни. Он добыл целый рубль, продав вперед пять возов дров на сходных сравнительно условиях. Правда, он клялся и божился, что не пропьет этих денег сегодня, а сам намеревался это сделать немедленно. Но что за дело? Предстоящее удовольствие заглушало укоры совести. Он не думал даже о том, что пьяному ему предстоит жестокая трепка от обманутой верной супруги.
— Тпру-у. Тпру-у. Видишь, конь проклятый какой. куда едет! оправдывался Макар, все-таки крепко натягивая левую вожжу и незаметно подхлестывая лысанку правой.
Умный конек, помахивая укоризненно хвостом, тихо поковылял в требуемом направлении, и вскоре скрип Макаровых полозьев затих у татарских ворот.
У татарских ворот стояли на привязи несколько коней с высокими якутскими седлами.
В тесной избе было душно. Резкий дым махорки стоял целой тучей, медленно вытягиваемый камельком. За столами и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое-где помещались кучки играющих в карты. Лица были потны и красны. Глаза игроков дико следили за картами. Деньги вынимались и тотчас же прятались по карманам. В углу, на соломе, пьяный якут покачивался сидя и тянул бесконечную песню. Он выводил горлом дикие скрипучие звуки, повторяя на разные лады, что завтра большой праздник, а сегодня он пьян.
Макар, русские прадеды которого когда-то давно пришли жить в якутскую тайгу, жил бедно и голодно в местечке Чалган, а когда напивался, мечтал бросить все и уйти жить на одну ему ведомую гору, где не надо будет работать, а только спасаться.
В татарской чайной Макар купил себе бутылку разведенной водки и тут же уселся с чашкой за столик в дальнем углу. Очень скоро он опьянел и, упав на солому, затянул песню, а через несколько минут был вышвырнут хозяином заведения на улицу. Дома Макар получил еще тумаков и от жены-якутки за то, что выпил бутылку водки в одиночку. Лежа на постели, пьяный крестьянин не мог заснуть, ему чудилось, что в его силок, расставленный в тайге, попалась лисица, которую надо принести домой. Он видел окровавленную шкурку зверя как будто наяву. Одевшись, Макар снова уселся в сани.
Доехав под колокольный звон чалганской церкви до темной тайги, он увидел чьи-то деревянные ловушки и принялся их обходить, ведь лисица могла попасть и в чужой силок тоже. Внутри было пусто, но когда пьяница уже решил вернуться к саням, между деревьев ему опять привиделась окровавленная рыжая шубка. Гоняясь за миражом по всей тайге, Макар потерял рукавицы и шапку, устал и сбился с пути. Побродив в изнеможении по лесу, он упал в снег и умер.
Проснувшись, Макар понял, что уже не живой – над самым его телом стоял поп Иван, преставившийся сам 4 года назад. Поп и привел крестьянина к Большому Тойону, который должен был решить, куда же определить душу крестьянина. На божьем суде деревянная чаша весов с грехами Макара почти перевесила его добрые поступки, но после того, как крестьянин рассказал о своей горькой жизни, смягчилось суровое сердце верховного старца, и он даровал Макару спасение.
Также читают:
Рассказ Сон Макара (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Рассказ под названием «Пигмей» написан русским писателем Лесковым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
Был рожден в августе 1913 года, в Ярославле, был драматургом и сценаристом. Им было написано примерно 20 пьес и больше чем 6 сценариев для фильмов. Также был управляющим академией искусства. Умер в 2004 году 28 сентября.
В издании говорится про немолодого жителя фермы по имени Моуз Эбрамс. Утром старец стал искать собственный скот и обнаружил посреди глуши странноватую сущность. Существо было салатной окраски с сиреневыми пятнышками
В своей статье Писарев высоко оценивает роман Тургенева «Отцы и дети». Он говорит о том, что роман правдоподобный. Каждый молодой человек в нём может найти себя.
Краткое содержание рассказа В. Г. Короленко «Сон Макара»
1883
Краткое содержание рассказа
Читается за 3 минуты, оригинал — 50 мин
Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнёс своё произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара — на него, по русской поговорке, «все шишки валятся»; с другой стороны, короленковский Макар живёт именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял». Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далёкой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил.
В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге — в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разрешить Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промёрзшая земля и злая тайга. » Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», по «теперь он стоял у конца, и надежда угасла…» От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!» Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплёка позволяла давать различные интерпретации — как революционного характера, так и сугубо христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замёрз в тайге, а видит сон, отлёживаясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и начало гл. IV).
Кто написал сон макара
Автор: Алла Новикова-Строганова
Встреча героя рассказа Короленко – полудикого жителя якутской тайги – с Богом, «большим Тойоном» (по представлениям Макара) происходит, когда Макар замерзает в тайге в самый канун Рождества.
Здесь «Большой Тойон» напоминает скорее представления полудиких жителей «края света», «куда Макар телят не гонял», о «сильном божестве», гнева которого надо опасаться. Деревянная чаша весов с грехами Макара перетянула золотую чашу добродетелей. Присутствующие здесь Ангелы – «молодые Божьи работники» в белоснежных одеждах, у каждого из которых «на спине болтались большие белые крылья», и Макаров знакомый добрый попик Иван, умерший несколько лет назад, не в силах помочь.
Но за грешника вступается Милосердный Сын сурового Бога. Согласно рождественской концепции «Христос рождается прежде падший восставити образ». Господь Бог не хочет вечных мук и смерти грешника, является в мир для искупления и очищения падшего человека. Сын Божий просветляет тёмное сознание забитого Макара, наделяет его рождественским даром. Здесь это дар слова – с тем, чтобы безропотный, бессловесный человек, загнанный угнетателями всех мастей, возродился, самовосстановился и смог бы оправдаться перед Богом, дать «ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).
Короленко неслучайно выбирает здесь форму несобственно прямой речи, проникнутой авторским пафосом, поскольку также полон сочувствия к бедняку-страдальцу: «Да, его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засуха; гоняла промёрзшая земля, злая тайга!» (26).
Бесхитростным рассказом о своей мученической жизни Макар приводит «Большого Тойона» в замешательство. Это совершенно новый, непривычный ход в святочной беллетристике, когда не сразу срабатывает важнейшая мотивировка чуда рождественского спасения. Не только лесковский архиерей в рассказе «На краю света», но и Всевидящий «Большой Тойон» в рассказе Короленко не сразу разглядел за грубой и неприглядной оболочкой чистую душу. «Большой Тойон» задумался: «– Что же это, – сказал Он, – ведь есть же у Меня на земле настоящие праведники… Глаза их ясны, и лица светлы, и одежда без пятен… Сердца их мягки, как добрая почва А ты посмотри на себя…» (27).
В самом деле, внешность Макара мало чем отличается от портрета дикаря, каким увидел его вначале владыка в «На краю света»: «рожа обмылком – ничего не выражает; в гляделках, которые стыд глазами назвать, – ни в одном ни искры душевного света; самые звуки слов, выходящих из его гортани, какие-то мёртвые: в горе ли, в радости всё одно произношение, вялое и бесстрастное Где ему с этими средствами искать отвлечённых истин, и что ему в них?» (V, 489). Также и в наружном облике Макара нет никакого благообразия: «глаза его мутны и лицо темно, волосы и борода всклокочены, и одежда изорвана» (27).
«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), – эти евангельские слова, избранные Лесковым в качестве эпиграфа к повести «Владычный суд», как нельзя лучше подошли бы и к рассказу Короленко.
Грешник, считающий себя отделённым от Бога, интуитивно страшится перехода в план смертного греха и небытия. Но человек, который и был сотворён для цельного и гармоничного бытия, обретает искомую полноту и самодостаточность, устремляясь к единению с Богом, желая превзойти свою ограниченность.
Небесная «большая дверь, которую раньше скрывали туманы» (21), для Макара открыта. Здесь снова перекличка с Лесковым, также не раз размышлявшим о том, кто достоин Царствия Небесного. В «рождественском рассказе» «На краю света» впервые появляется образ-символ «билета», развитый затем в «Братьях Карамазовых» (1881) Достоевским. «Ну а теперь мы видим, – пишет Лесков, – что рядом с нами туда же бредёт человечек без билета. Мы думаем: “Вот дурачок! Напрасно он идёт: не пустят его! Придёт, а его привратники вон выгонят”. А придём и увидим: привратники-то его погонят, что билета нет, а Хозяин увидит, да, может быть, и пустить велит, – скажет: “Ничего, что билета нет, – Я его и так знаю: пожалуй, входи”, – да и введёт, да ещё, гляди, лучше иного, который с билетом пришёл, станет чествовать» (V, 472).
В финале рассказа Короленко сглаживается наметившееся отступление от традиционных святочных мотивировок. На первый план выступают главные рождественские мотивы – чудо, спасение, дар.
Урок-исследование по рассказу В.Г. Короленко «Сон Макара». 9-й класс
Разделы: Литература
Класс: 9
Данный урок является уроком-исследованием с опережающим заданием. Он направлен на актуализацию опорных знаний и умений учащихся по теории литературы. В ходе урока активизируются навыки работы с художественным текстом, проводится интерпретация художественных приемов и средств, этнографическое наблюдение, поисковая работа, которые стимулируют усвоение учащимися теоретических знаний по основам литературоведческого анализа текста.
Цель урока: Обобщение и систематизация умений и навыков литературоведческого анализа художественного текста.
— формировать навыки работы с художественным текстом;
— формировать умения анализировать и интерпретировать художественно- стилистические средства;
— проводить этнографическое наблюдение и вести поисковую работу;
— развитие творческих возможностей учащихся.
— овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка;
— активизация лексического запаса учащихся;
— развитие умения анализировать текст, обобщать и систематизировать полученные знания и умения;
— учить определять и объяснять понятия.
— воспитание вдумчивого читателя;
— воспитание языкового чутья учащихся;
— повышение общей языковой культуры.
Оснащение: ноутбук, мультимедийные презентации, раздаточный материал, опережающие творческие задания.
Здравствуйте. Тема нашего урока “Роль пейзажа в рассказе “Сон Макара”. Эпиграфом к уроку мы взяли высказывание М.М. Пришвина: “…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой”.
Целью нашего урока является нахождение художественно-стилистических средств в рассказе, выявление их роли в раскрытии образа главного героя, анализ национальной лексики, выполнение творческих заданий.
Вступительное слово учителя о великом русском писателе, публицисте, общественном деятеле В.Г. Короленко, об истории создания рассказа “Сон Макара” в период амгинской ссылки в Якутии.
В.Г. Короленко – писатель-демократ, публицист, общественный деятель. Короленко родился 15 июля 1853 года в г. Житомире на Украине. Во многих своих произведениях автор показал пробуждение человеческого сознания и мечту простых людей о счастливой и свободной жизни. Он видел свой долг писателя в том, чтобы вселить в людях бодрость, пробудить веру в свои силы.
2. Сообщения учащихся.
Ученик 2: Как пейзажист В.Г. Короленко занимает особое место в русской литературе. Своеобразие его художественного метода состоит в том, что он к каждому явлению в жизни и к человеку подходит через природу. Этот художественный метод писателя подчеркивается заглавиями его произведений: “Лес шумит”, “Река играет”, “Мороз”, “Марусина заимка”, “Последний луч” и мн. др. С очерками Короленко впервые в русскую литературу вошли картины нашей Северной Амги во всем их разнообразии и своеобразии. Он зарисовал ее суровые морозы, когда все тонет “в северном, холодном, непроницаемом, точно выжатом из воздуха, тумане”; он сумел уловить и передать напряженную и “чуткую пугливость” воздуха, в котором “треск льдины вырастает в пушечный выстрел” и “падение ничтожного камня гремит, как обвал”.
Учитель: Итак, на фоне сибирского пейзажа, через призму его образов стремится Короленко “почувствовать” душу сибиряка-северянина и уловить смысл его существования.
Давайте обратимся непосредственно к рассказу писателя “Сон Макара”, который был написан в Амге на местном материале.
3. Работа по творческим группам (опережающие задания):
Задания для 1-й группы:
1) Прочитать и выписать слова, которые отражают национальную специфику Якутской области.
2) В каких произведениях русской и якутской литературы используется образ сна?
3) Объясните смысл названия рассказа “Сон Макара”.
Задания для 3-й группы:
1) Прочитать и выписать слова, которые характеризуют природу.
2) Какой эпизод вас больше взволновал и почему?
3) Проанализируйте описания зимнего пейзажа. В чем точность метафор и эпитетов?
4. Защита творческих групп.
Приведем фрагменты выступлений:
Внимательное чтение текста ребятами позволило выявить следующий факт: фантастический сюжет рассказа не помешал писателю очень реалистично, почти с этнографической точностью, изобразить как самих действующих лиц, так и все события их жизни. Даже приветствия, какими обмениваются действующие лица в “Сне Макара” – точное воспроизведение якутского приветствия при встрече:
— Капсе (говори)! – сказал Макар приветливо.
— Ничего не видал (87).
И дальше, когда поп Иван и Макар пришли к большому Тойону (богу), один из работников подошел тоже к камельку (якутская печь) и, повернувшись к нему спиною, заговорил с попом Иваном:
— Что слышал на свете?
— Ничего не видал (87).
Такой зачин беседы при встрече настойчиво повторяется в рассказе два раза. Эта деталь действительно бросается в глаза при первом знакомстве с местными обычаями. Самостоятельные наблюдения над языком рассказа помогают школьникам почувствовать смысл и значение художественного текста.
Отвечая на вопрос: “В каких произведениях русской и якутской литературы используется образ сна?” учащиеся вспомнили, что в якутском фольклоре есть легенды, предания, сказания, где главные действия происходят во сне (поэма “Сон шамана”). Одна ученица заметила, что в поэме Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос” сон играет главную роль в раскрытии содержания произведения.
Учащиеся 2-й группы провели исследовательскую работу по выявлению роли якутского пейзажа в раскрытии характера и поступков героя. Школьники говорили о том, что писатель любит природу и показывает ее благотворное влияние на человека.
Природа вначале враждебно настроена по отношению к герою. Макар без шапки, без рукавиц кружит по тайге, пытаясь вырваться из Яммалаха (название утеса в Амге, позже переименованное в “Гору Короленко”), но “чаща, точно заколдованная, держала его в своих объятиях…”, “тайга все оживлялась, но оживлялась враждебно”.
Девственная тайга, весь ее растительный и животный мир настороженно и отчужденно встречает охмелевшего и воровато обыскивающего чужие капканы чалганца: “Теперь даже дальние деревья протягивали длинные ветви на его дорожку и хватали его за волосы, били по глазам, по лицу” (с.87). Тетерева, косачи, лисица, зайцы на все лады хохотали и наперебой кричали о его кознях, стремясь пресечь его порочные замыслы. Рисуя такое оживление природы, писатель раскрывает перед читателями мир представлений якута о природе. Но та же природа притихла и искренне скорбит над заиндевевшим Макаром: “Теперь лиственницы стояли над ним смиренные, тихие, точно стыдясь прежних проказ. Мохнатые ели вытягивали свои широкие, покрытые снегом лапы и тихо-тихо качались. В воздухе так же тихо садились лучистые снежинки. Яркие добрые звезды заглядывали с синего неба и как будто говорили: “Вот, видите, бедный человек умер” (87).
Природа преображается и дружелюбна, когда Макар подходит к жилью большого Тойона, когда близится развязка, задуманная писателем, как яркий рассвет жизни. Писатель подчеркивает это в рассказе раскрытием перед Макаром окружающей его красоты родной природы.
Природа занимает в авторском повествовании значительное место. Описания природы перемежаются с реалиями жизни. Таким образом, природа служит своеобразным фоном для раскрытия чувств главного героя. Она отражает внутренние порывы и настроение героя. Писатель восхищается величественной красотой сибирской природы.
Далее учащиеся проанализировали приветственную песню солнцу:
Макар слышит песню во сне. Это рассветная песня. Песня зари и восходящего солнца. В рассказе Короленко ей принадлежит символическая роль. Каждый раз земля приветствует солнце песней. И прежде слышал Макар эту песню, но раньше она не привлекала его внимания. Лишь теперь он понял ее величие и красоту. Песня пробуждающейся после ночного сна земли становится символом пробуждающегося сознания Макара. Не случайно рассказ о ней расположен так, что непосредственно предшествует страстной защитительной речи Макара на суде у большого Тойона.
Картина солнечного восхода резко контрастирует с предшествующим повествованием: Макар наивно хитрит, рассчитывает выведать у попика Ивана кое-что об отношении Тойона к себе. За разговорами он не заметил, “что на равнине как будто стало светать”. Здесь тон авторского повествования меняется и следует такое описание:
“Из-за горизонта выбежали несколько светлых лучей. Они быстро побежали по небу и потушили яркие звезды. И звезды погасли, а луна закатилась. И снежная равнина потемнела.
Тогда над нею поднялись туманы и стали кругом равнины, как почетная стража:
“И в одном месте, на восток, туманы стали светлее, точно воины, одетые в золото.
И потом туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу.
И из-за них вышло солнце и стало на золотистых хребтах и оглянуло равнину.
И равнина вся засияла невиданным, ослепительным светом.
И туманы торжественно поднялись огромным хороводом, разорвались на западе и, колеблясь понеслись кверху”.
Приветственная песня солнцу не приведена в произведении, она как бы включена в описание природы, и, благодаря этому, вся картина рассвета приобретает поэтический характер. Авторская речь становится ритмической, отрывок приобретает характер стихотворения в прозе. Анафоры (стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, синтаксических построений в начале смежных стихов), вычурные сравнения туманов с воинами, одетыми в золото, метафорические обороты придают предрассветному пейзажу особую торжественность, исключительность, выделяют его из общего стиля повествования, привлекают к нему внимание.
Учащимся 3-й группы был задан вопрос “Какой эпизод вас больше взволновал и почему?”. Они ответили, что им больше всего запомнился не один какой-то эпизод, а разные эпизоды. Большинству ребят понравился эпизод, связанный со сном Макара:
“Они как будто поднимались все выше. Звезды становились все выше и ярче. Потом из-за гребня возвышенности, на которую они поднялись, показался краешек давно закатившейся луны. Она как будто торопилась уйти, но Макар с попиком ее нагоняли. Наконец она вновь стала подыматься над горизонтом. Они пошли по ровному, сильно приподнятому месту.
Теперь стало светло – гораздо светлее, чем при начале ночи. Это происходило, конечно, оттого, что они были гораздо ближе к звездам. Звезды, величиною каждая с яблоко, так и сверкали, а, луна, точно дно большой золотой бочки, сияла, как солнце, освещая равнину от края до края.
На равнине совершенно явственно виднелась каждая снежинка. По ней пролегало множество дорог, и все они сходились к одному месту на востоке. По дорогам шли и ехали люди в разных одеждах и разного вида”.
В данном эпизоде писатель необычайно образно воссоздает атмосферу, окружавшую Макара и попика на пути к большому Тойону. Здесь фантастическое переплетается с реальностью. Мы все видим глазами Макара, которому открывается совершенно потрясающий пейзаж, доселе ему неведомый. Он восхищается красотой звезд, которые теперь столь близки от него. Подобное описание пробуждает воображение читателя, открывает перед ним неизведанное, производит яркое неизгладимое впечатление.
Многие обратили внимание на описание природы. Когда Макар выходит из дому и направляется к тайге, предстает такая картина: “Между тем, луна опустилась, а вверху, в самом зените, стало белесоватое облачко и засияло фосфорическим блеском. Потом оно как будто разорвалось, растянулось, прыснуло, и от него быстро потянулись в разные стороны полосы разноцветных огней, между тем как полукруглое темное облачко на севере еще более потемнело. Оно стало черно, чернее тайги, к которой приближался Макар”.
Полосы разноцветных огней возможно символизируют простых людей, их стремление вырваться из пут тяжелой жизни. Темное облачко может быть символом гнета господ, которые всю жизнь эксплуатируют их труд, заставляют платить большую подать. У них нет сил вырваться из этого замкнутого круга.
Мысли Макара затуманены. Они угрюмы и темны, как сама темная тайга, которая как будто притягивает его, заставляя забыть о доме и родных.
Учеников взволновал фрагмент, в котором рассказывается о том, как татарин ехал на украденном у Макара коне:
“Постой, постой! – кричал попик, но Макар даже не слышал. Он узнал знакомого татарина, который шесть лет назад увел у него пегого коня, а пять лет назад скончался. Теперь татарин ехал на том же пегом коне. Конь так и взвивался. Из-под копыт его летели целые тучи снежной пыли, сверкавшей разноцветными переливами звездных лучей. Макар удивился при виде этой бешеной скачки, как мог он, пеший, так легко догнать конного татарина. Впрочем, завидев Макара в нескольких шагах, татарин с большою готовностью остановился. Макар запальчиво напал на него”.
“Постой! – сказал татарин. – Не надо к старосте. Твой конь говоришь. Ну, и бери его! Проклятая животина! Пятый год еду на ней, и все как будто ни с места… Пешие люди то и дело обгоняют меня; хорошему татарину даже стыдно”.
Они сказали, что в данном отрывке видно как грехи, которые люди совершают в земной жизни оказываются тяжелой ношей после смерти. Так татарин, укравший коня, вынужден ехать на нем и никак не может дойти до Тойона, он словно стоит на месте, но избавиться от коня не может.
5. Завершение урока
Учитель: Таким образом, в русской литературе трудно найти другой художественный образ, который бы имел такое огромное значение для якутской литературы, как образ Макара, созданный Короленко. В силу своей типичности он стал любимым героем якутских школьников.
Итак, завершаем работу наших творческих групп. Все работали очень плодотворно.
Спасибо всем за активное участие!
Проведенная работа показала, насколько необходима для современных школьников исследовательская деятельность. Она развивает мышление, творческую активность, совершенствует культуру речи и формирует их читательский интерес. Урок строился с опорой на уже имеющиеся знания и умения, чтобы самостоятельная творческая работа была новым шагом в литературном развитии школьников. Занятию предшествовало опережающее занятие, которое способствовало активному поиску нетрадиционных решений.