Кто осуществляет толкование федеральных законов
Официальное толкование нормативных правовых актов. Кто-то видел хотя бы разок?
Сейчас много говорят о правовом просвещении граждан. А некоторые органы, вроде ЦБ, прямо программы предлагают, по-видимому, финансируемые из бюджета. Но чтобы кого-то в чём-то просветить, необходимо точно знать, каким образом однозначно должна применяться та или иная норма права и кому дано право указывать, как на самом деле она должна применяться.
А это мнение, с точки зрения правоприменения, в большинстве своём, ничего не значит.
Ну, если по актам, которые выпускают министерства и ведомства, они ещё могут сами что-то там сами разъяснить и истолковать, то с Федеральными законами далеко не все ясно.
Нас ведь интересует не мнение кого-либо, кто даёт и пишет комментарии к Кодексам и Законам. Они вообще ничего не значат. Нас интересует мнение того, чьё мнение принял бы, как должное, наш справедливый и неподкупный. То есть, нам интересно только мнение тех, чьё толкование имеет силу закона, то есть официальное толкование НПА для того, чтобы было на что опереться, к примеру, в суде.
Так что смотрим, применительно к Федеральным законам.
Вот указывают, что Официальное толкование нормативных правовых актов (НПА) осуществляется принявшими их нормотворческими органами в том же порядке, в котором приняты толкуемые НПА.
ФЗ принимает Госдума, потом одобряет СФ, а потом подписывает Президент.
Соответственно и официальное толкование по поводу правоприменения каких-либо норм, прописанных в ФЗ, также должно пройти все эти процедуры в ГД, СФ и у Президента.
Получается, что Госдума принимает кучу ФЗ и изменений к ним, а как нормы, прописанные в них, однозначно должны применяться, это никого не волнует.
И здесь ещё интересно вот что. Оказывается, такой орган, как Генпрокуратура, который должен следить за соблюдением всеми действующего законодательства не может со 100% точностью сказать, как должна применяться та или иная норма, нет у него права давать официальное толкование, что и как должно быть в реальности. Просто высказывают свое личное мнение о том, что и как они видят. Я уже не говорю про Минюст.
Дошли до того, что в своих ответах они ссылаются на мнение ВС. А ВС, в свою очередь, тоже не имеет права давать официальное толкование НПА. Он может давать судам разъяснения по вопросам судебной практики.
Получается, что все отдано на откуп судьям, а они сами как хотят, так и толкуют НПА.
И пресловутый ответ на вопрос, с точки зрения людей с техническим образованием, чему равно дважды два, у судей является далеко не однозначным.
А если требуется получить официальное толкование и разъяснение по поводу правильного и однозначного применения норм, прописанных в ФЗ № 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс РФ», то здесь вообще труба.
Тут уж юристы из ГП и Минюста крутятся как ужи, лишь бы самим не дать прямого и однозначного ответа на конкретно поставленные вопросы.
В примеру, возьмем простую статью из ГПК за номером 109.
ГПК РФ Статья 109. Последствия пропуска процессуальных сроков
1. Право на совершение процессуальных действий погашается с истечениемустановленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока.
2. Поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы.
Ну куда уж проще. В Кодексах, размещённых на разных сайтах, даже комментариев к этой статье никто не приводит. Да и зачем и так всё и всем понятно.
А вот если задать по ней вопросы с точки зрения её правоприменения, причём правоприменения именно судьями, то никто не хочет дать прямой ответ.
Вопросы, к примеру, такие:
1. Если судья приобщил к материалам дела документы, поданные после истечения, назначенного им, процессуального срока, то говорит ли это о том, что он нарушил положение закона, предусмотренное статьёй 109 ГПК?
2. Если одной из сторон суду было указано на это (см.1), но судья не отреагировал, то не говорит ли это о том, что действия судьи носят преднамеренный (умышленный) характер?
Вроде и норма простая и вопросы конкретные, но дать прямой ответ на них никто не хочет.
Кто может дать толкование федерального закона?
Юридическую силу в РФ может иметь толкование Конституции.
Толкованием Конституции занимается Конституционный суд РФ. Но только с подачи Президента, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов.
В некоторых субъектах закреплена возможность толкования законов субъекта путем принятия закона о толковании конкретного закона. Граждане и юрлица могут обращаться в орган законодательной власти субъекта с предложением о толковании.
P.S. Вспомните, когда ввели лишение прав за выезд на встречку, суды стали лишать за поворот налево. Затем собрался какой-то суд и определил, что считается выездом на встречку. Кто тогда обращался в суд?
Еще раз повторюсь.
Начали лишать прав за поворот налево с пересечением двойной сплошной.
Потом вышло Постановление Пленума ВС РФ, в котором объяснялось как толковать те или иные статьи КоАП. Без привязки к каким-то конкретным ситуациям. То есть это постановление просто устранило недоразумение, вызванное неграмотным составлением закона, который допускал двойное толкование.
Так же и в моей ситуации. Только практики по такому вопросу нет или она незначительна.
То есть, как я понимаю, простой гражданин не может ни у кого спросить как понимать тот или иной закон (органы власти, которые используют этот закон не в счет, т.к. они толкуют его в свою пользу)?
То есть, как я понимаю, простой гражданин не может ни у кого спросить как понимать тот или иной закон (органы власти, которые используют этот закон не в счет, т.к. они толкуют его в свою пользу)?
Потом вышло Постановление Пленума ВС РФ, в котором объяснялось как толковать те или иные статьи КоАП.
Может ли гражданин РФ написать куда-нибудь (наверное в какой-нибудь из судов), чтобы ему ответили на вопрос как толковать ту или иную норму федерального закона?
Может ли гражданин РФ написать куда-нибудь (наверное в какой-нибудь из судов), чтобы ему ответили на вопрос как толковать ту или иную норму федерального закона? Куда писать, есть ли примеры?
Спасибо.
P.S. Вспомните, когда ввели лишение прав за выезд на встречку, суды стали лишать за поворот налево. Затем собрался какой-то суд и определил, что считается выездом на встречку. Кто тогда обращался в суд?
Насколько правомерным будет такое поведение ГИБДД вчера и сегодня? Никаких официально опубликованных документов о том, что ранее исполнительный орган данную норму токловал ошибочно, поэтому не привлекал граждан к ответственности, нет. Поэтому я бы очень хотел, чтобы Конституционный Суд России дал толкование части 3 статьи 15 Конституции (об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина), ответив на вопрос: имеют ли право органы государственной власти, ведающие вопросами исполнения того или иного нормативного правового акта, без издания и официального опубликования соответствующего правового документа изменить практику исполнения этого НПА (то есть, начать или, наоборот, прекратить совершать в отношении граждан те или иные действия), если посчитают, что прежняя практика является неправомерной, поскольку она основана на ошибочном толковании исполняемой правовой нормы. Особенно в случае, если исправление такой ошибки влечёт за собой ухудшение правового положения простого человека.
И получится, что по абсолютно одинаковым вопросам разные суды могут принять разные решения.
Постановления Пленумов ВС и ВАС по сути не являются официальным толкованием законов, они лишь дают некоторые разъяснения нижестоящим судам
Среди прочего Президиум ВАС РФ отметил, что позиция судов нижестоящих инстанций, согласно которой при отсутствии регистрации договора участия в долевом строительстве и уступки прав по нему гражданин не может требовать от застройщика выполнения договора путем передачи оплаченного жилого помещения (в том числе при банкротстве застройщика), не учитывает целей Закона N 214-ФЗ и 7 гл. IX Закона о банкротстве.
отсутствие государственной регистрации договора не означает отсутствия обязательственных отношений между его сторонами при условии исполнения этого договора