Кто посылает вещие сны бог

Православная Жизнь

Сон – это вполне естественный процесс, который необходим каждому человеческому организму. В Книге Екклесиаста говорится, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5:2), чем наличие и наполнение сновидений связывается с физиологической деятельностью мозга.

Однако в Священном Писании имеются свидетельства и несколько иного характера. В Ветхом Завете неоднократно говорится, что посредством сна Господь открывал Свою волю пророкам и другим избранникам. К ним можно отнести патриархов Авраама (см.: Быт. 15:12), Иакова (см.: Быт. 28:12), Иосифа (см.: Быт. 37:6), а в более позднее время – пророка Даниила (см.: Дан. 7:1). Суть подобных видений очень хорошо раскрыта в Книге Иова, где акцентируются их исключительная важность и значение для самого человека: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33:15–18). В Новом Завете также имеются упоминания о сновидениях, ниспосланных от Бога. Это, прежде всего, видения Иосифа Обручника, которому Ангел являлся во сне и сообщал о готовящемся покушении на Богомладенца Христа, а также сон жены Пилата, в котором она, как сообщает об этом евангелист Матфей, «страдала за Христа» (см.: Мф. 27:19).

Но в то же время Божественное Откровение не всегда отзывается о человеческих сновидениях столь положительно, предостерегая человека от безрассудной веры в увиденное во сне. В Книге пророка Иеремии сказано: «Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23:32), и несколько далее пророк продолжает: «Да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29:8).

По словам святителя Филарета Московского, «сюжетная линия» сна может иметь не всегда безобидное происхождение: «сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание». А преподобный Исаак Сирин говорит более конкретно: «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его». Следовательно, доверчивость снам может привести человека к весьма пагубным последствиям.

Согласно мысли святых отцов, человек всегда должен испытывать то, что приходит к нему извне, в том числе – и посредством сновидений. Однако в силу несовершенства своей духовно-нравственной природы человек самостоятельно не может отличить сон от Бога от бесовского наваждения. И потому, по словам блаженного Диадоха Фотикийского, следует вообще не верить никаким снам: «Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней».

При этом голос церковного Предания единогласно осуждает стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним. Человек, чрезмерно уделяющий внимание своим сновидениям, рано или поздно придет к суеверию, а в результате – и к неверию в Бога. Для таких людей, к сожалению, определяющим фактором в жизни станет не воля Божия, выражающаяся через голос Церкви, а то, что им будет навеяно во сне. Доверяя снам больше, чем Богу, человек будет продолжать удаляться от единственного спасительного пути, ведь именно в соответствии с тем, как будет растолковано то или иное сновидение, и будет выстраивать свою деятельность, становясь, по сути, марионеткой в руках темных сил.

Источник

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2

Вещие сны

Аскетическое отношение к сновидениям

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Сон праведников

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

[1] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[3] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

[4] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[5] Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.

[6] Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.

7] Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.

[8] Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.

[9] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.

[10] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[11] Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.

[12] Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.

[13] Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.

[14] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[15] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.

[16] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.

[19] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.

[20] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.

[22] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.

[23] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.

[24] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.

[25] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[27] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.

[28] Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.

[29] Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.

[30] Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.

[32] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.

[33] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.

[34] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[35] Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.

[36] Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.

[37] Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.

[38] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[39] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.

[40] Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.

Источник

Говорит ли Бог через сны сегодня? Пророческие и другие виды снов

Всем людям на земле снятся сны. Они бывают сказочными и страшными, мирными и тревожными, бессмысленными и важными. Для христиан сны имеют особое значение — это еще один способ, когда Бог может нам проговорить. Мы собрали мнения служителей о важности снов и в особенности о таком явлении, как пророческие сны.

Валерий Татаркин, автор книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

Бог в Библии говорил о том, что сны бывают пророческие, даваемы Им (сны фараона, Вавилонского царя, Иосифа…). Но бывают и простые сны, которых больше!

«Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря» (Зах.10:2).

«Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся…» (Иер.29:8).

«Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты» (Еккл.5:6).

Нужно знать, что сны, даваемые Богом, особые. В Библии, описывающей жизнь Божьего народа во временном отрезке в несколько тысяч лет, они были очень редки. При этом, пророческие сны никто не мог толковать, а только Божие пророки. Внимание (!): Божьи пророки – это не простые люди, а праведники, всегда четко чтущие Закон Божий – Его заповеди, вещающие обличения, вразумления народу, сны и видения от Творца и учащие людей вере только в Единого Живого Бога!

Джейн Хемон в программе Сида Рота «Это – сверхъестественно»

Алёна Монах, пастор церкви «Помазание» (Киев, Украина)

«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян.2:17).

Сны — это язык духовного мира. Если человек неверующий, то через этот канал может говорить дьявол. Но по Писанию мы знаем, что Бог также может разговаривать с язычниками — чтобы предупредить, чтобы вразумить, наставить и привести к покаянию — особенно если кто-то ходатайствует за этого человека. Мы, как христиане, можем молиться за своих не спасённых родных и близких, чтобы с ними через сны говорил Дух Святой. Если человек христианин, то Бог очень часто может вести через сны, предупреждать, наставлять, говорить о будущем, о призвании, учить чему-то. Сны бывают совершенно разные.

Вот несколько категорий снов:

1. Пророческие сны. В таких снах Бог показывает нам наше будущее, наше призвание, но на этом история не должна заканчиваться. Такой сон — это как точка отсчёта. Далее, мы должны начать молиться за то, чтобы всё это состоялось, потому что дьявол может это украсть.

2. Сон предупреждения. Во сне Бог предупреждает нас о том, что дьявол собирается сделать по отношению к нам. По пробуждении мы в молитве должны разрушить эту атаку, во имя Иисуса, и аннулировать план врага. Также через сон-предупреждения мы можем видеть атаку на наших родных и близких, верующие они или нет, мы можем разрушить план дьявола над их жизнями. Если Бог нам это показывает, значит мы способны, как духовные существа, отреагировать моментально и решить проблему в духовном мире. Я это не раз делала и по отношению к верующим и по отношению к неверующим. Бог всех любит и обо всех хочет заботиться одинаково — Ему нужны сотрудники для этого, которые не безразличны к людям, как и Бог не безразличен.

3. Божье посещение. Через такие сны мы можем видеть Иисуса, Ангелов, людей в образе Иисуса. В таких снах мы можем видеть себя танцующими с Иисусом, беседующими с Ним, гуляющими по цветущим местам вместе. После таких снов мы чувствуем Божью любовь и принятие, мы уверенны в том, что Бог не равнодушен к нам.

4. Сны о духовной войне. Через такие сны Бог показывает нам либо то, что сейчас происходит в духовном мире, либо то, что может произойти. Мы можем поменять ход этой войны, если начнём молиться ходатайственной молитвой. Это может касаться лично нашей жизни, жизни близких, церкви или страны.

Кто посылает вещие сны бог. son 2. Кто посылает вещие сны бог фото. Кто посылает вещие сны бог-son 2. картинка Кто посылает вещие сны бог. картинка son 2. Сон – это вполне естественный процесс, который необходим каждому человеческому организму. В Книге Екклесиаста говорится, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5:2), чем наличие и наполнение сновидений связывается с физиологической деятельностью мозга.

5. Сон-обучение. Через такой вид сна Бог учит нас и объясняет то, что мы в естественном мире не видим или не понимаем. После таких снов всё становится на свои места и многие вопросы отпадают — как по отношению личной жизни, так и по отношению тех, кто рядом с нами по жизни и по отношению к церкви. Об этом виде сна можно говорить много и более детализировано. Но это уже удобнее делать в частном порядке, когда есть в наличии конкретный сон. Это очень интересно и захватывающее. Я очень люблю такой вид снов.

6. Есть такой вид снов, где мы видим, что нас или наших близких ждёт в будущем, но это изменить нельзя — это произойдёт и мы ничего не сможем сделать. Бог заранее нам это показывает и морально готовит к тому, что нам нужно пережить или преодолеть. Это нелегко принять и согласиться с этим, но после этого мы можем пребывать в молитве смирения и очищения перед Богом. Это делает нас сильнее, приближает к Богу, мы духовно крепнем и растём, преодолевая некие трудности. После таких сезонов мы можем стать поддержкой и примером для других, которые тоже вступают или вступили в эту фазу.

ПРИНЦИПЫ ТОЛКОВАНИЯ

Для всех этих снов нужно понимание и истолкование, чтобы не было вопросов, зависших в воздухе.

Самый первый принцип толкования — записать свой сон, чтобы не забыть все подробности и детали. Обычно, как только ты проснулся, ты либо сразу имеешь понимание данного сна, либо тебе предстоит обратиться к помощи истолкователя.

Второе: если ты сам не понимаешь к чему этот сон, то можешь обратиться за помощью к братьям и сёстрам, которые помазаны и движутся в сфере истолкования. Также полезно обратиться к пастору своему за истолкованием, потому что он, как твой духовный наставник, может знать, о чём с тобой разговаривает Бог.

Далее, для понимания своих снов, полезно обратиться к служителям, имеющим авторитет в Теле Христа, которые целенаправленно учат этой теме. Лично я многому научилась через пророка и служителя Джона Пола Джексона (он уже у Отца на небе). Есть много книг, видео- и аудио-уроков в интернете, через которые вы можете многому научиться, а также принять помазание на истолкование снов.

В Первом послании к Коринфянам 12:30 написано: «…все ли истолкователи?». Слово говорит, что не все толкователи. Мы все служим друг другу для назидания, для устроения дома Божьего. Если вы не понимаете свой сон, то это нормально — вы можете обратиться за истолкованием. Да благословит вас Господь и да поможет в этой сфере иметь мудрость, во имя Иисуса.

Джон Пол Джексон, автора, учителя, спикера, пророка, основателя международного служения «Потоки»

Учение Джона Пола Джексона на тему «Сны и тайны»:

Александр Штеингардт, служение «Пророческая культура» (Эссен, Германия)

Человек проводит во сне треть или четверть своей жизни и не удивительно что Бог использует сон для того, чтобы говорить к сердцу человека. Сон — это часть отношений с Богом, когда Бог может вложить определенные мысли или даже отвести душу (Иов 33:15-18) от неверного предприятия или гордости, как, например, в случае с Лаваном и Иаковом.

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28). Пророк ясно говорит, что последствия того, что Дух Святой обитает на нас и в нас (а именно это подчеркивает Новый Завет), старцы будут видеть сны. Как правило многие думают, что это удел пожилых людей, но я уверен, что Писание больше говорит о духовном возрасте и зрелости человека, а не просто о физическом возрасте. Потому что именно зрелый духовно человек, знающий Писание, понимающий язык символов, приучивший чувства к различению добра и зла способен толковать сны. Именно верное толкование снов сыграло решающую роль в формировании библейской истории, а не просто наличие самих снов. Бог говорит во снах как верующим, так и не верующим, но понимать сны — это удел духовно зрелых людей. БольшАя часть Писания описывает сны и их последствия. По этой причине, нам необходимо не просто «смотреть» сны, а располагать свое сердце и быть внимательными к снам, изучить этот вопрос, возрастать в зрелости, чтобы быть способными понимать символический язык сновидений, когда они приходят от Бога.

Алексей Коломийцев, пастор церкви «Слово Благодати» (Батл Граунд, Вашингтон, США)

Алексей Коломийцев отвечает на вопрос: «Открывается ли Бог людям во сне?»

Владимир Бухтин, руководитель духовно-образовательного проекта для молодежи «Властелин Судьбы» (Киев, Украина)

Сон: 1) Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания; 2.)То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Это общепринятое понимание, что такое сон. Треть своей жизни человек проводит во сне. Если вы проживете 90 лет, то 30 лет из них вы проведете во сне. Это значительный период времени и поэтому важно разобраться по возможности и постараться понять, что же в это время происходит, и как воспринимать и относится, к тому информационному потоку, что приходит через сны.

Все ли видят сны? Ученые доказали, что сны есть у всех, и если человек, «не видит сны», то что-то блокирует воспоминания после сна или память о том, что было во сне.

В Библии 427 раз в Ветхом Завете и около 80 в Новом Завете, упоминаются слова сон, сны и видения. Это много и поэтому, я считаю, это очень важная тема и для христианина, так же.

Сны видели Авраам и Иосиф, Иаков. Через сны Бог говорил царям, судьям, пророкам.

«Бог людям говорит во снах, возможно, в видениях ночных, когда их сон глубок. Тогда они пугаются, услышав предупрежденья Господа» (Иова 33:14).

«Время сна» — это время порой сверхъестественного вмешательства Бога в жизнь человека. Бог может «навести» сон, чтобы человек не мешал Богу творить задуманное. Сон может «напасть» на человека, для того, чтобы вызвать определенные» чувство и это изменит поведения и действия человека.

Для меня сон — это канал общения с Богом. Мне сны снились всегда, с детства. Я считаю, что сны, как канал связи, особенно присутствуют в жизни людей с пророческим даром по благодати.

В Новом Завете сны видели Мария и Иосиф, Петр и Павел. «И при сошествии Духа Святого, в день Пятидесятницы Петр сразу изрек пророчество пророка Иоиля: «И в эти дни последние, — говорит Бог, — Я изолью Дух Мой на всех людей. И дочери, и сыновья ваши будут пророчествовать, и юноши ваши будут иметь видения, а старикам вашим будут сниться сны» (Деян.2:17).

Кто посылает вещие сны бог. son 3. Кто посылает вещие сны бог фото. Кто посылает вещие сны бог-son 3. картинка Кто посылает вещие сны бог. картинка son 3. Сон – это вполне естественный процесс, который необходим каждому человеческому организму. В Книге Екклесиаста говорится, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5:2), чем наличие и наполнение сновидений связывается с физиологической деятельностью мозга.

Есть отличие между сном и видением.

Сны содержат в себе значения, они иносказательны по природе, много образов, над которыми надо размышлять и просить содействия Духа Святого. Видения более буквальны. Как видишь, так и есть.

Например, во сне поезд символизирует служение в Духе Святом, а в видении — поезд есть поезд, средство передвижения по определенным путям.

В начале моего христианского пути, Бог мне больше давал видения. Исполнения, которых я потом видел и вижу до сих пор. А сейчас больше это сны с образами и символами различными, над которыми надо «потрудиться». «Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследовать дело» (Пр.25:2).

Сны — это сильная вещь, они помогают войти людям в служение. Сны могут изменить судьбу человека. Для меня сны — это подсказки от Бога. Наиболее четкие и ясные сны мне Бог дает именно в ключевые моменты, когда остро стоит вопрос по какой-то ситуации или человеку. Как дальше поступать? Стоит ли взаимодействовать с конкретной личностью?

Есть особый вид снов, как их назвал Джон Пол Джексон — «смывные сны», это в которых делаешь что-то противоестественное, что-то не соответствующее природе Божьей и не зная, о таком виде снов — это может напугать и огорчить. Через такие сны Бог просто «смывает» какое-то негативное воздействие от человека, с которым было общение и который находится под влиянием или в зависимости от какого-то нечистого духа, явного греха. А вообще это очень обширная и серьезная тема, по которой стоит себя развивать, размышлять. Стоит просить у Бога еще подтверждение снов, по Слову и другим каналам общения с Автором и Творцом Жизни. «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чс.12:6).

Хазем Фаррадж, ведущий спутниковой телепрограммы для мусульман

Хазем Фаррадж, ведущий спутниковой телепрограммы для мусульман под названием «Рассуждения», говорит, что он постоянно слышит от мусульман о том, как во снах и видениях им является Иисус Христос, который навсегда изменяет их жизнь.

Другие статьи по теме «Сновидения и толкования» >>

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Источник

Православное отношение к сну и сновидениям

Содержание

Часть 1

Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21 ).

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» ( 3Мак. 5: 6 ). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» ( Еккл. 5: 11 ); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» ( Сир. 31: 22 ).

Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» ( 1Цар. 26: 12 ); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» ( Есф. 6: 1 ).

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» ( Еккл. 5: 2 ), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» ( Еккл. 5: 6 ). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12 ) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6 );

видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12 ); посредством сна Бог вразумил

Лавана (см.: Быт. 31: 24 ); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9 ), он же давал

толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40 ), а затем и фараона (см.:

Быт. 41: 15–32 ); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13 );

«в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» ( 3Цар. 3: 5 ); пророк Даниил толковал вещий сон

Навуходоносора (см.: Дан. 2 ) и сам видел во сне «пророческие видения» ( Дан. 7: 1 ).

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» ( Иов 33: 15–18 ).

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» ( Чис. 12: 6 ). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» ( Мф. 27: 19 ).

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил. 2: 28 ). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» ( Деян. 2: 14, 16–17 ).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» ( Зах. 10: 2 ). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» ( Иер. 23: 27 ); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» ( Иер. 23: 32 ); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» ( Иер. 29: 8 ).

Еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Состояние сна как метафора

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Часть 2

Вещие сны

Аскетическое отношение к сновидениям

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Сон праведников

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *