Кто во сне держатся лапками
Какие морские животные, засыпая, держатся лапками друг за друга?
Трогательные фотоснимки парочки уснувших в воде каланов, крепко взявших друг друга «за ручки», активно покоряют сердца пользователей Интернета и собирают лайки. Узнайте, зачем они это делают, чем еще примечательны эти забавные животные, и какие страшные времена им пришлось пережить.
Калан — что это за зверь?
Калан относится к семейству куньих и является «родственником» куницы, обосновавшимся в морских просторах. Зверек обитает в прибрежных водах у северных берегов Тихого океана, является одним из самых мелких морских млекопитающих, причем хищным. Питается преимущественно морскими ежами и моллюсками, а также крабами, рыбой и различной мелкой живностью. Каланы известны очень густым мехом, который защищает их от переохлаждения в воде и компенсирует отсутствие толстой жировой прослойки.
Другие названия калана:
Интересные факты из жизни каланов
Каланы — очень социальные животные, они всегда держатся группами, но выделить вожака или отметить какое-либо еще иерархическое деление в стае не удавалось. Представители вида отлично ладят между собой, у них практически не возникает разногласий, и даже калана-чужака, прибившегося к стае, животные принимают абсолютно дружелюбно.
Спят каланы обычно в воде недалеко от берега. Опасаясь уплыть во время сна по течению в открытое море, зверьки предупредительно запутываются в водорослях, можно сказать, «становятся на якорь». С этой же целью, а вернее, чтобы не расстаться по воле течения с особями своей группы, каланы могут удерживать друг друга передними лапками в момент засыпания.
Очень умиляет продолжительная и самоотверженная забота самок о детенышах, которых они несколько месяцев продолжают «катать» на своем брюхе, плавая на спине. При необходимости самка калана усыновляет чужого малыша.
Каланы удивительно сообразительны, они даже используют камни в качестве орудия для разбивания раковин моллюсков. Повышенное внимание животные уделяют уходу за своим мехом.
Каждый день в жизни животного проходит строго по графику:
Каланы так похожи на людей
Наблюдая за каланами, ученые в разные времена отмечали свойственную им взаимовыручку, избыточную заботу о детенышах и другие проявления, напоминающие поведение людей. Некоторые зоологи даже применяют для описания этих морских млекопитающих антропоморфные термины, называя их флегматичными, подмечая такие их повадки, как задумчивое почесывание затылка, жалобное пищание, массирование груди лапками, причесывание и т. д. Не оставили без внимания доброжелательных по отношению к людям и в чем-то на них похожих зверьков и представители северных народов: алеуты, камчадалы, айны. В культуре и фольклоре этих древних племен каланы занимали определенное место. О них слагались легенды, их изображали на магических амулетах и даже считали произошедшими от человека.
О ценных мехах, далеких берегах и чаепитии
Каланы изначально доверчиво подпускали к себе людей и совершенно их не боялись. Но люди, познав исключительную коммерческую ценность меха этих животных, ответили коварством. С середины XVIII века охота на каланов ради самой дорогостоящей в мире пушнины была открыта сначала на Камчатке, затем распространилась на Командорские и Курильские острова, на Аляску, а в последствии перекинулась на Алеутские острова и западное побережье Северной Америки. Жажда обладания драгоценными шкурками каланов, поразившая русских купцов, как это ни цинично звучит, сыграла главную роль в деле освоения Русской Америки. А торговля мехами с китайцами послужила на благо упрочнения деловых отношений России и Китая. Кроме того, шкурки было принято обменивать на чай и душистые травы. Поэтому калана можно поблагодарить за распространение традиции чаепития в нашей стране.
Под защитой закона
В начале XVIII столетия, еще до того, как стартовала повсеместная охота за мехом каланов, в которой к русским купцам подключились не менее жадные до наживы англичане, американцы и японцы, популяция пушных зверьков составляла сотни тысяч особей. В результате массового истребления вида он оказался под угрозой полного исчезновения, и к началу XX века в мире насчитывалось не более двух тысяч каланов. Доведя ситуацию до абсурда, человечество, наконец, проявило человечность. Разные страны, одна за другой, внесли калана в свои охранные документы, и «меховая лихорадка» прекратилась. Численность каланов со временем значительно увеличилась, но сегодня перед ними выросла другого рода угроза, к которой тоже причастны люди, — экологическая.
Лунатизм: почему люди ходят во сне и можно ли их будить?
20% детей и как минимум 1% взрослых странно ведут себя во сне: ходят, разговаривают, даже двигают мебель. Кого-то это пугает, а кому-то кажется забавным. В Средние века лунатиков даже обвиняли в связи с потусторонним миром.
Что это такое?
Сомнамбулизм, лунатизм или снохождение – это нарушение сна, при котором человек совершает бессознательные действия. Он может просто сидеть на кровати, а может делать что-то сложное и очень странное: например, выйти на улицу и предложить прохожему заняться сексом. При этом у лунатика открыты глаза, и он может даже отвечать на вопросы. Но, проснувшись, ничего не вспомнит.
Почему так происходит?
Почему мозг даёт спящему такие команды, точно неизвестно. Раньше учёные считали, что лунатики делают то, что им в этот момент снится. Но потом итальянские исследователи выяснили, что сомнамбулизм возникает, мозг впадает в парадоксальное состояние: одни его участки бодрствуют, а другие – глубоко спят. В это время мышцы находятся в тонусе, а человек не видит снов. Дисбаланс продолжается около 90 минут. Вероятно, он и вызывает приступы лунатизма.
Почему у одних людей появляется это состояние, а у других нет?
Сомнамбулизм передаётся по наследству. Если он есть у обоих родителей, с вероятностью 45-60% ребёнок тоже будет ходить во сне. А ещё многое зависит от характера: легковозбудимые и эмоциональные люди чаще других страдают лунатизмом.
У детей сомнамбулизм связан с особенностями взросления: чрезмерно активная эндокринная система напрягает ещё не до конца развитую нервную. С возрастом это проходит.
Стресс, тревожность, высокая температура и бессонница тоже могут вызвать сомнамбулизм. Но это будет единичный случай.
Это вредно?
Конечно, такие страшные истории случаются редко, но около 40% «хронических» лунатиков причиняют себе физические повреждения. Например, они могут встать под горячий душ или уронить себе что-нибудь тяжёлое на ноги.
Нет. Если лунатик проснётся посреди «сеанса» ночного хождения, он может сильно испугаться и дезориентироваться. Вплоть до сердечного приступа. Лучше отведите его обратно в постель.
А что тогда делать?
Обратитесь невропатологу или психотерапевту. Чаще всего проблема решается парой сеансами психотерапии и курсом снотворных препаратов.
В остальном же всё лечение сводится к созданию комфортных условий для сна:
Сомнамбулизм – это ещё не самое страшное, что может произойти с человеком во сне. 7% людей хотя бы раз просыпались с ощущением, что они парализованы, и их душит неведомое существо. Подробней об этом состоянии – в статье «Сонный паралич или синдром старой ведьмы: страшно, но не опасно».
Глава V. КОНЕЧНОСТИ
Язык, на котором «говорит» тело в ночной темноте, может быть простым и сложным, как грамматическое предложение. Основная поза определяет общий смысл, но он подчеркивается или изменяется положением рук, ног и других «малых» частей тела. Подобно тому, как прилагательные или наречия придают простому предложению окраску и значение, «малые» части тела часто сообщают позе более сложной смысл, иногда даже меняя ее общую тональность.
Положение рук и ног наиболее важно, но и то, как «ведут» себя пятки, лодыжки, запястья, локти, отражает индивидуальность личности, да и голеням, коленям, бедрам есть что рассказать о нас. Даже ягодицы бывают выразительны, когда два человека спят в одной постели.
Ноги несут нас по жизни, плетемся мы или пританцовываем, идем, бежим или стоим. На приеме у психоаналитика многие пациенты, испытывая тревожные мысли или чувства, спускают с кушетки одну ногу на пол, принимая как бы позу бегуна, стартующего с этой кушетки. И во сне положение ног много говорит о том, как человек «стоит» и движется в жизни. Исследование, проведенное в 1944 году, показало, что многие люди как бы ухватываются ногами за постель. Это те, кто сопротивляется переменам в жизни, с осторожностью относятся к неизвестному и неожиданному. Они часто засовывают одну ногу или обе под матрас, как это делала женщина, описанная в предыдущей главе. Во время сна с партнером некоторые люди обхватывают ногами партнера, как бы пытаясь двигаться по жизни в ногу с ним. И наоборот, человек может свесить ногу или ноги свободно с края или конца постели, демонстрируя отказ согласовать себя полностью с ее пространством. Как и те пациенты, что оставляют одну ногу, лежа на аналитической кушетке, эти люди хотят иметь запасной маршрут, позволяющий им в любое время ускользнуть.
Рис. 6. Поза «арестант».
Скрещенные лодыжки тоже имеют свое особое значение в словаре языка тела. Это значение однажды открыл мне один из моих пациентов. Когда я попросил его принять позу, в которой он спит, он лег в позу «полузародыша» и
сказал: «Видите, я совершенно нормален». Он знал, что поза «полузародыша» — самая общепринятая из всех. Но лодыжки выдали его. Он спал с разведенными коленями и скрещенными лодыжками — в позе «арестанта». Это описание дает точную картину тех проблем, с которыми этот человек имел дело в жизни. В своих личных отношениях он был «стреножен», не способен достичь необходимой степени интимности с женщиной: любой контакт, в который он вступал, был поначалу очень интенсивным, но из-за страха перед реальным вовлечением в ситуацию он всегда отходил в сторону. Вдобавок в начале лечения он жаловался на скучную — работу, неспособность завершить свою диссертацию и на пассивность во многих других областях деятельности. Несмотря на то, что он выглядел вполне квалифицированным и образованным специалистом (имел образование и профессиональную подготовку в двух разных областях), он чувствовал себя пленником собственного беспокойства, неспособным мобилизовать себя. Положение лодыжек во сне точно отражало эти его трудности.
Существует и несколько других конфигураций ног, имеющих значение при сне на боку. Многие люди, спящие в позе «полузародыша», помещают ноги в точности одна над другой: бедра, колени и лодыжки обеих ног соприкасаются друг с другом. Я называю это позой «сандвича». Она говорит о значительной степени комфортности в жизни человека. Как и во сне, в дневном мире такие люди стремятся к симметричным отношениям с миром: насколько возможно, они избегают каких-либо отклонений от того, что другие ожидают от них.
Рис. 7. Поза «сандвич».
Некоторые люди, хотя и спят на боку, но вытягивают ноги, нарушая тем самым обычную конфигурацию позы «полузародыша». Как-то ко мне в контору пришла группа из телевизионных новостей, чтобы снять фильм о моей работе, связанной с позами спящих. Один репортер по собственной инициативе лег на кушетке, желая показать мне позу, в которой он спит.
Лежа на боку, он полностью вытянул ноги и положил одну ногу на другую. Я истолковал эту позу как демонстрирующую высокую степень активности — репортер не позволял себе полностью расслабиться даже во сне, он держал себя в готовности сразу шагнуть назад в «вертикальный» дневной мир. Я назвал это позой «героя». Эта поза, будучи «продолжением» позы «сандвича», указывает на активную и напористую личность, типичную для тех, кто всегда в пути (каким и должен быть репортер в избранной им профессии).
Другая вариация позы «полузародыша». тоже связанная с положением нижних конечностей, — это «фламинго». В ней одна нога вытянута, а другая согнута в колене под острым углом, причем ступня иногда подсунута под голень вытянутой ноги, а иногда лежит на ней. Прямая нога указывает на самостоятельность, однако согнутая говорит о расслаблении и пассивности. Эта поза характерна для лиц, которые обычно считаются пассивно-агрессивными. В отношениях с людьми они выказывают как пассивность, так и агрессивность, и оба эти элемента существенны в их характере. Жизнь таких людей вполне может быть чем-то вроде игры в теннис между двумя сторонами личности, так что они ведут в счете по очереди.
Рис. 8. Поза «фламинго».
Положение верхней ноги во сне служит хорошим показателем сексуальной открытости — или наоборот. Когда бедра разведены в позе клина, оставляя открытым вход в генитальную область, индивидуум обычно открыт в сексуальных отношениях. Если же бедра крепко сведены в позе бельевой защелки — это говорит о робости, сдержанности и оборонительной позиции в области секса. В главе, посвященной сну вдвоем, мы будем более подробно рассматривать сексуальный смысл различных поз, а также «использование» гениталий, ягодиц и груди для установления сексуального контакта с партнером по сну.
Положение рук во сне также может указывать на напряжение или расслабление. Как дирижер оркестра использует руки, чтобы передать музыкантам характер и эмоции, заложенные в нотах симфонической партитуры, так и мы пользуемся руками (и в дневном мире, и в мире сна), чтобы выразить богатые мелодии нашей повседневной жизни.
Многие люди любят во время сна держаться за столбик кровати. Я называю это позой «пуповины». Такие люди испытывают и в жизни потребность держаться за кого-то или что-то, и они часто оказываются прилипчивыми, очень зависимыми, не могут позволить себе оставить какую-то опору и ощущать себя самими собой.
Не следует, однако, забывать, что рук у нас две. И нередко может показаться, что правая рука не ведает о том, что делает левая.
Например, человек может вцепиться в столбик кровати правой рукой, а левая при этом может быть вытянута и свободно свешиваться с края постели. Расслабленная рука показывает, что человек склонен полностью вверить себя «географии» постели, как и своему жизненному окружению. Зависимость, о которой говорит сжатая рука (правая), противоречит свободно висящей левой. В этом случае перед нами индивидуум с сильным элементом зависимости, который, однако, отказывается этой зависимости полностью подчиняться. Его руки демонстрируют степень такой двойственности. Этот конфликт между потребностью твердо держаться и потребностью расслабиться будет скорее всего проявляться во взаимоотношениях с другими-людьми. Он будет чувствовать себя неуютно, если не найдет кого-то, к кому возможно прильнуть, но будет столь же обеспокоен, если этот человек потребует от него в эмоциональном смысле слишком многого.
Может показаться, что такое внимание к положению рук во сне преувеличено. Могут ли на самом деле руки рассказать столь много о личности?
Я отвечаю — да. За годы наблюдений вновь и вновь я обнаруживал, что отдельные детали различных поз сна отражают всю личность. Если мужчина или женщина привыкли спать в определенной позе ночь за ночью, это будет свидетельствовать об их вполне определенных нуждах и страхах. И хотя «язык» конечностей может быть весьма тонким, он от этого не становится менее информативным.
Конкретные положения рук, как правило, связаны с основными позами сна. Для человека, спящего на боку в типичной позе «полузародыша», вполне естественно держать руки перед туловищем на уровне верхней груди. Люди, лежащие на спине в «королевской» позе, чаще всего держат руки на матрасе, по бокам туловища, причем ладони согнуты, показывая максимальную готовность воспринимать внешний мир. В случае «простертой» позы руки обычно вытянуты выше головы, а локти согнуты. Эта поза — поза «лягушки» — имеет тот недостаток, что иногда с ней связаны трудности циркуляции в руках, — это и есть упомянутый выше синдром брахиоплексуса.
Если прочно переплетенные руки поддерживают живот или сложены на животе одна над другой, требуется новое толкование. Это защитная поза. Живот, конечно, ассоциируется с пищей и, возможно, с отношениями между ребенком и кормящей матерью. Одна женщина-пациентка, которую часто били в детстве, спала в «королевской» позе, но не по обычной причине (безопасности и открытости), а из потребности быть в максимальной готовности отразить возможное нападение. Сложенные руки показывают, что она в действительности не имела чувства безопасности в этой позе, иначе руки оставались бы расслабленными, подтверждая открытость основной позы. Когда ее состояние улучшилось по мере лечения, эта пациентка начала спать на боку, показав с определенностью, что «королевская» поза не была для нее естественной, а принималась для физической защиты.
В какой-то момент, когда терапевт уехал в отпуск и пациентка лишилась чувства безопасности, приобретенного в процессе лечения, она снова стала спать на спине с руками, сложенными на животе. Но как только психотерапевт вернулся, она снова самопроизвольно приняла позу на боку.
Вытягивание рук над головой в различных позах тоже многозначительно. Мы ухе упоминали позу «лопасти», в которой голова покоится между ладонями, а локти разведены в стороны, что характерно для лиц, использующих интеллектуализацию в качестве защиты. Восхваляя покойного социального философа Хапну Арендт, писательница Мэри Маккарти заметила, что ей удалось наблюдать, как мисс Арендт размышляете она лежала на кушетке, а руки были подложены под головой в виде лопастей.
Рис. 9. Поза «лопасти».
В позе «гимнаста» человек лежит на спине, держа руки в нескольких дюймах от ушей, как бы поднимая штангу или подтягиваясь на перекладине. Такое положение рук усиливает чувство удовлетворения, связанное с «королевской» позой. Зато иногда руки полностью вытянуты в позе капитуляции, как сели бы спящий подчинялся команде «Руки вверх!». Здесь руки бездействуют и остаются полностью на виду, демонстрируя пассивность, до некоторой степени противоречащую основной «королевской» позе (но мы знаем, что бывают не только сильные, но и слабые короли).
Иногда рука во сне захватывает противоположное плечо (это может быть сделано обеими руками). Выглядит же это так, как если бы человек озяб и нуждается в чьем-то тепле. Однако люди, принимающие эту съеженную позу, редко открыто выражают свои потребности — их пальцы обычно крепко сжаты, а вовсе не раскрыты, как было бы при настоящем объятии.
В дневной жизни мы многое выражаем жестами рук, поясняя то, что хотим сказать. Во сне мы неспособны выразить свои мысли посредством связной речи, зато руки становятся еще более выразительными: подобно глухонемым, мы используем их чрезвычайно наглядно. Например, один мужчина всегда спал приложив палец ко рту, как бы говоря: «Шшш, тихо…» Другая моя пациентка во сне прикрывала рукой генитальную область — жест, истолковать который несложно. Но в этом случае защитный жест содержал противоречивый элемент. Иногда эта женщина засыпала, держа в руке коробок спичек, рука же по-прежнему лежала над гениталиями. Это указывает, что потенциально она была способна к быстро вспыхивающему сексуальному возбуждению и в то же время защищалась против такого возбуждения.
Когда руки сжаты в кулаки (поза «боксер»), это живо демонстрирует агрессивность и — враждебность. Один молодой человек, обычно спавший с скрытыми ладонями, сжимал их, однако, в кулаки во время визитов к родителям, чем весьма ясно демонстрировал свои чувства по отношению к своей семье. Как мы увидим в главе о сне вдвоем, руки и другие «малые» части тела выражают агрессивность или любовь в отношении спящего партнера.
Однажды моя пациентка, разведенная женщина, к своему удивлению узнала, что ее бывший муж собирается жениться на одной из ее лучших подруг. Ее реакция на эту новость проявилась в мире сна тем, что руки сжимались в кулаки, но таким образом, что большой палец всовывался внутрь между ладонью и остальными пальцами. Такой мнимый кулак показывал двойственность в ее отношении к собственной агрессивности. В дневной жизни она справлялась с ситуацией в точности таким же образом: испытывала обилуй гнев, но в то же время была неспособна их выразить, так как понимала, что не имеет объективных причин сердиться.
Рис. 10. Поза «боксер».
Одна из моих пациенток, которой была удалена правая грудь (рак), изменила позу сна в двух отношениях. Раньше она спала в основном на правом боку, но после операции для большего физического комфорта повернулась на левый бок. Из-за психологической боли, которую она стала ощущать после операции, эта пациентка начала закрывать лицо руками — классический жест траура.
Все эти примеры показывают, как глубоко выразительны могут быть руки в мире сна. Во сне мы разыгрываем драму нашей жизни, используя вместо слов собственные тела, чтобы выразить радость и печаль, любовь и ненависть. В ночном мире каждый из нас средствами пластики рассказывает свою личную повесть.