Кубинский сон или сальса
Кубинская Сальса
Сальса. Какие ассоциации возникают у вас со словом сальса? Пальмы, золотой песок, темпераментные загорелые парни, жаркие красотки, льющаяся через край энергия, сумасшедшая пластика, дикие извивы тел? А что, если это прежде всего внутренняя свобода, возможность выразить свои чувства и эмоции, раскрепоститься, стать совсем другим человеком хотя бы на несколько минут (а может быть, и на всю жизнь), да просто интересно отдохнуть, приобрести новых друзей-единомышленников, ощутить радость движения? Хотя одно другому не мешает, конечно же. Просто вовсе необязательно быть глянцевым загорелым мачо в белых штанах, чтобы танцевать сальсу. Этот танец доступен абсолютно всем, и в этом его прелесть. Начать танцевать сальсу можно в любом возрасте и при любом уровне подготовки.
Кубинская сальса
Она же сальса касино, или просто касино, ворвалась в Европу стремительно и за какие-то пару лет завоевала танцполы и сердца людей. Что там говорить, если уж даже кинематографисты, не особенно жалующие танцевальную тему, взялись разрабатывать этот благодатный материал. В итоге, увы или к счастью, о сальсе узнали даже в самых глухих и отдаленных уголках нашей страны. В результате такой популярности танец не мог не обрасти легендами и стереотипами.
Под названием «кубинская сальса» появлялись формы танца, которые имели весьма отдаленное отношение к этой самой кубинской сальсе. А ведь убери любую из ее отличительных особенностей – и это будет уже совсем не то. К примеру, танцевание по кругу. Все в мире движется по кругу, все вращается, танец – мир в миниатюре, ритм и круг – магические составляюзие сальсы. Но некоторые школы умудрялись «забывать» об этом. Разумеется, сальса – танец свободный и максимально избавленный от жестких правил, характерных для спортивных танцев, но и он имеет свои отличительные черты, благодаря которым его так любят во всем мире. И мы и по сей день стремимся бережно сохранять эти черты, чтобы даже на Кубе наши ученики могли слышать в свой адрес восторженные отзывы.
История сальсы
Есть те, кто с пеной у рта утверждает, что сальса родилась в Нью-Йорке, для других ее родина – Куба. И единого мнения по этому вопросу, вероятней всего, не будет никогда, как нет двух кубинцев, которые танцевали бы абсолютно одинаково. На эту тему которое десятилетие яростно спорят музыковеды, музыканты и танцоры. А мы не будем вдаваться в малоинтересные подробности, а просто ознакомим вас с основными вехами развития сальсы и предоставим вам самим решить, как дело было.
Само слово «salsa», которое в переводе с испанского означает «соус», предполагает богатую смесь ингредиентов, из которых складывался танец. Хотя существует еще одна широко известная версия происхождения названия танца, согласно которой Бенни Море еще в 1957 году, чтобы подбодрить и расшевелить своих музыкантов, покрикивал им: «Salsa, salsa!», намекая на то, что можно было бы играть и поострее и поживее.
Структура и фундамент сальсы, вне всякого сомнения, были заложены на Кубе. Vмузыканты с бесспорной точностью переняли стилистические и ритмические черты, характерные для кубинского сона.
Собственно, ритмы и танцы, на основе которых позже возникла сальса, стекались на Кубу из разных частей света, но в основном из Африки. В результате смешения местных и завезенных ритмов возникли такие музыкальные и танцевальные стили как мамбо, гуарача, кубинский сон, монтуно, афро-кубинский джаз, которые распространились потом по всей Латинской Америке, откуда вместе с эмигрантами дошли до Нью-Йорка. Процесс продолжался на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 30-х годов.
В 1933 году кубинский музыкант Игнасио Пинейро впервые использовал в кубинском соне под названием Echale salsita соответствующее слово, которым позже стал называться музыкальный жанр и танцевальный стиль. В середине 1940-х годов кубинец Чео Маркетти эмигрировал в Мексику. Вернувшись на Кубу, он основал свою группу и назвал ее Conjunto Los Salseros. В 1957 году он совершил большое турне в Венесуэлу с несколькими концертами, где все чаще по радио стало звучать слово «salsa» в отношении кубинских музыкантов, исполняющих сон на Кубе и за ее пределами. Самих же музыкантов стали именовать «сальсеро». Слово «salsa» применительно к музыке, исполняемой латиноамериканцами, эмигрировавшими в Соединенные Штаты Америки, стало активно использоваться в Нью-Йорке в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
Как видим, в какую бы часть света не заносило кубинских эмигрантов, и какое бы происхождение впоследствии не приписывалось музыке с их родного острова, ритмы, инструменты, прочие составлящие танца, равно как и ее суть, душа, корнями тянутся к Кубе.
Музыка сальсы
В целом, сальса отличается большим разнообразием музыкальных инструментов. Тимба, ее современная кубинская версия, в музыкальном плане очень богата и насыщена. Именно это богатство звучания и ритма обеспечивают заряд энергии и эмоций на танцполе. Действительно, в сравнении с другими музыкальными и танцевальными стилями, отличается динамизмом, высокой энергетикой, силой и страстью. Отсюда и тематика песен – о любви, вкусе к жизни, вызове общественным стереотипам.
Уроки сальсы в Санкт-Петербурге
Вы влюбились в этот зажигательный танец, хотите научиться танцевать как танцуют сальсу на Кубе, мы поможем вам в этом, приходите к нам на уроки на Большую-Морскую 18, занятия проходят по понедельникам и средам в 20-00. Обучение танцу проходит по программе, это позволяет вам быстрее освоить начальные шаги и перейти к более сложным и, уже через некоторое время, вы сможете танцевать и гордиться своими навыками, чтобы окружающие восхищались вами.
Сальса Касино
Данная статья посвящена основным идеям и концепциям, отличающим стиль «касино» от прочих стилей сальсы. Цель написания этой статьи – дать подсказки людям, желающим глубже узнать этот стиль сальсы и научится танцевать его, а также доказать, что касино – это не только увлекательное танцевальное направление, но и воплощение множества традиций Кубы с её уникальной культурой, музыкой и историей.
Вашему вниманию предлагается не список жестких правил и ограничений, а некоторые результаты развития сальсы, которые могут и будут меняться тем больше, чем дальше мы будем уходить от общих понятий об этом танце.
Техника и стили исполнения
1 Обратите внимание на позу – касинеро танцуют на согнутых коленях, корпусом слегка подавшись вперед. Это стандартное положение, которое покажется Вам знакомым, если вы спортсмен, поскольку такая поза позволяет всегда быть готовым к действию.
2 Отличительно от других стилей, для касино характерно близкое расположение партнеров относительно друг друга, особенно в закрытой позиции.
4 Для касино характерны небольшие шаги и согнутые колени, что позволяет касинеро акцентировать движения бедер во время танца. Это отличительная черта кубинского стиля. Касинеро вообще не стесняются активно двигать корпусом, плечами и ногами, что во многом свойственно африканским танцам.
5 Во время танца пара всегда двигается по кругу (даже во время вращения!), а не в линию.
6 Набор элементов чаще всего заканчивается элементом «диле ке но» (исп. «dile que no»). Это простая комбинация шагов удобна для завершения одной цепочки элементов, возвращения в исходное положение и перехода к другим элементам.
8 Использование тэпов, заполняющих музыкальные паузы (шаг, шаг, шаг, пауза/тэп), типично для касино. Впрочем, вы как касинеро вправе сами решать, использовать вам это украшение в танце или нет. Вы также можете делать тэп в одних элементах и не делать в других. Учтите, что быстрый ритм не всегда позволяет использовать тэп в танце.
10 На Кубе последнее время получила распространение тенденция занятия партнерами главной роли не только в части выбора элементов и ведения в паре, но и в части украшения пары и создания общего впечатления о паре, игры на публику. Вместо традиционной демонстрации красоты и таланта своей партнерши, партнеры во время танца активно демонстрируют свои способности и привлекательность.
11 Кубинцы танцуют касино не только в паре. Возможны следующие варианты:
— руэда дэ касино (исп. «rueda de casino»): круг из нескольких пар, синхронно исполняющих элементы по команде ведущего – кантора (исп. cantor);
— триос/куартетос дэ касино (исп. «trios/cuartetos de casino»): один мужчина танцует с двумя или тремя женщинами;
— касино суэльта (исп. casino suelta): несколько человек танцуют, встав по одной линии и также под руководством кантора.
13 Кубинцы черпают вдохновение из музыки! Касинеро слушают музыку не только для того, чтоб танцевать в ритм; касинеро не танцуют подряд все элементы, какие только знают. Они стараются подобрать элементы, которые бы гармонично вписывались в ритмический и эмоциональный рисунок музыки.
15 Касинеро для того, чтоб танцевать в музыку, слушают удары музыкального инструмента «клаве» (исп. clave). Этот инструмент задает ритм для кубинских музыкантов и потому служит хорошим ориентиром для танцоров.
17 Кубинцы не склонны использовать термин «сальса» для определения популярного танцевального или музыкального направления. Для них, как для создателей, есть существенная разница между каждым танцем, пришедшим к нам из далекого солнечного острова Кубы, будь то мамбо, сон, ча-ча-ча, конга или касино. Многие кубинцы утверждают, что такой танец, как касино, и такой музыкальный стиль, как тимба, есть ни что иное, как современный стиль кубинского сона.