Культура сна в детском саду

Организация сна детей в детском саду

Наталья Шишлянникова
Организация сна детей в детском саду

Организация сна детей в детском саду.

Не секрет, что не все дети любят спать в детском саду. Многие малыши и просыпаясь, с трудом включаются в активную жизнь группы. Но этот процесс может быть более приятным и безболезненным, если прочитать детям любимую сказку или включить тихую, спокойную музыку. Здесь нам помогут «живые игрушки»— знакомые детям сказочные персонажи.

Суть состоит в том, что перед сном или после сна можно рассказать малышам сказку или почитать стихи, используя «живые игрушки». Это поможет снять у малышей напряжение разнообразной деятельности в течении дня.Например:

«- Спать пора. Уснул бычок,

— Лёг в коробку на бочок. (фигурку бычка уложить в коробку)

— Сонный мишка лёг в кровать… (уложить медвежонка, накрыть его одеяльцем)

— Слоник тоже хочет спать… (уложить в кроватку слоника)

— Наши детки тоже спят,

Или рассказать детям сказку, используя «живые игрушки».

— В сказочном, густом лесу жили-были озорные медвежата. Они любили кувыркаться на зелёной травке.

— Всем пора нам засыпать.

— Тот, кто первым уснёт,

— Первым и играть пойдёт.

Лучше, если это говорить под музыку, неторопливо, спокойно, тихо. Любимые игрушки приглашают малышей закрыть глазки и заснуть.

После сна «живые игрушки» просыпаются –

— Самый первый ты встаёшь

— Разбуди моих ребят,

— Очень крепко детки спят.

— Вот проснулся бычок (на стол ставится игрушка бычка. Потянулся, улыбнулся)

— Медвежонок тоже проснулся (посадить медвежонка рядом)

— Вот открыл глаза и слон…

— Детям моим шлют зверушки поклон.

— Всем уже встать пора.

— Ждет нас давно озорная игра.

Похлопали ручками, потопали ножками

— Все проснулись – хорошо.

— Готовы вы к музыкальной разминке,

— Чтоб не болели наши спинки?

Звучит весёлая музыка, дети делают упражнения под музыку.

Можно использовать не только игрушки, но и «живые картинки»

(вырезанные из бумаги персонажи наклеить на картон, сделать опору, кроватку и другие предметы можно изготовить из плотной бумаги или кубиков). Размеры персонажей и декораций должны быть небольшими, чтобы все это могло уместиться на вашем столе. Сопроводительный текст придумайте сами или используйте известные песенки, стихи, потешки. Можно частично изменить, вставить своё.

Попробуйте! Вашим детям понравится.

Культура сна в детском саду. detsad 141597 1522066344. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-detsad 141597 1522066344. картинка Культура сна в детском саду. картинка detsad 141597 1522066344. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском садуОрганизация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Организация режимных моментов в детском саду во второй младшей группе Режимный момент, Время Приход детей в детский сад, самостоятельная деятельность, игры. (7.00-8.20) ЦЕЛЬ: Создать ребенку хорошее настроение.

Культура сна в детском саду. detsad 81094 1487007197. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-detsad 81094 1487007197. картинка Культура сна в детском саду. картинка detsad 81094 1487007197. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Культура сна в детском саду. detsad 592276 1551718443. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-detsad 592276 1551718443. картинка Культура сна в детском саду. картинка detsad 592276 1551718443. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском садуОрганизация экскурсии в детском саду При организации экскурсии большое внимание уделяется экологической направленности содержания и исследовательской направленности деятельности.

Культура сна в детском саду. detsad 747659 1516612374. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-detsad 747659 1516612374. картинка Культура сна в детском саду. картинка detsad 747659 1516612374. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Источник

«Дневной сон детей в детском саду».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Культура сна в детском саду. picture 728960 1497757320. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-picture 728960 1497757320. картинка Культура сна в детском саду. картинка picture 728960 1497757320. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Дневной сон детей в детском саду».

Ребенок не спит днем не потому, что не хочет, плохо засыпает вечером не потому, что не устал, а из-за того, что не созданы условия для сна (не продуманы бодрствование, питание, суточный режим; неудобные постель, одежда и т. д.). Но дети, так же как и взрослые, различаются по потребности в сне. Про своих детей вы должны знать, кто из них любит поспать, а кто наоборот, и регулировать организацию сна в группе.

В течение дня ребенок получает много впечатлений от окружающего мира, деятельная натура его требует усиленного движения, разнообразных игр, занятий. Все это приводит к быстрому утомлению нервных клеток коры головного мозга. Поэтому ребенок нуждается в покое не только ночью, но и в перерывах между интенсивной деятельностью среди дня.

В течение суток детям 3 лет надо спать 14—16 ч; 4—5 лет — 13 ч; 5—7 лет— 12 ч. Днем дети 3—4 лет спят 2 ч, 5—7 лет — 1 — 1,5 ч.

В детском саду надо расставлять кроватки на некотором расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель мог подойти к каждому ребенку, накрыть его или поправить одеяло, помочь принять удобное положение.

Зимой надо расставлять кровати так, чтобы дети не лежали головой у самых окон или у отопительных приборов. Для детей до 3 лет ставят кроватки длиной 120 см, шириной 60 см; высота ложа над полом переменная — 30 и 50 см. Для детей от 3 до 7 лет кроватки имеют следующие размеры: длина 140 см, ширина 60 см, высота ложа от пола — 30 см. Очень важно, чтобы постель ребенка была удобной, чтобы матрац или подстилка соответствовали размеру кровати, а подушка была довольно узкой, чтобы на ней помещалась голова, а не корпус ребенка, а по ширине она соответствовала ширине кровати. (На время дневного сна целесообразно постилать детям не матрац, а тонкую подстилку; одеяла должны быть также достаточно легкими.)

Постельное белье меняется один раз в неделю. Перед сном дети складывают свою одежду на стульчики, стоящие поодаль от кроваток, чтобы воспитатель в случае надобности мог подойти к каждому из них и помочь раздеться.

Если нет отдельной спальни, кроватки для дневного отдыха расставляют перед обедом в групповой комнате и обязательно убирают после подъема детей. Прежде всего надо освобождать от кроватей ту часть комнаты, где расположены игрушки, для того чтобы дети, одевшись, имели возможность начать играть.

Заведующий, наблюдая проведение сна, особое внимание обращает на следующее:

— как подготовлены детские постели (состояние ложа каждой кроватки, чистота постельного белья);

— умеют ли дети самостоятельно и последовательно раздеваться и одеваться; помогают ли друг другу, правильно ли складывают свою одежду;

— помощь взрослых и руководство воспитателя этим процессом;

— сколько времени занимает раздевание перед сном и одевание после него;

— хорошо ли проветрена комната, где спят дети;

— заботятся ли воспитатель и няня о здоровье детей;

— настроение детей перед сном; через сколько времени заснули дети; спокойно ли они спали; сколько детей проснулось раньше положенного времени;

— учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности детей, поднимает ли их постепенно.

В случае если обнаружены какие-то неполадки, заведующий принимает необходимые меры, дает распоряжения завхозу и воспитателям.

Личная гигиена дошкольника заключается в основном в поддержании чистоты кожных и волосяных покровов, гигиене полости рта, соблюдении чистоты и аккуратности в одежде, в поддержании чистоты постели, порядка на рабочем месте, в шкафу с игрушками. Нужно приучить дошкольников лицо, шею, уши мыть каждый день утром и вечером, а руки — несколько раз в день по мере необходимости: перед едой или когда они грязные (после уборки в игровом уголке, мытья цветов, лепки из глины, игр с песком, пользования туалетом).

Необходимо создать условия, чтобы детям было удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту детей (высота струи воды над уровнем опущенной и согнутой в локте руки около 10 см). Если при умывании детям приходится высоко поднимать руки, то вода затекает в рукава.

Кусок мыла должен быть таким, чтобы ребенок мог свободно взять его рукой; у каждого умывальника необходимо иметь две мыльницы с мылом. Длина детских полотенец не превышает 100 см.

Воспитатель должен организовать умывание так, чтобы не создавалось очереди. Он напоминает детям, чтобы они не забыли засучить рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек. Нужно обязательно следить, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха.

Проверяя проведение умывания, заведующий детским садом отмечает:

— все ли подготовлено для проведения умывания: лежит ли на месте мыло, у всех ли детей есть полотенца, налита ли вода в умывальники (при отсутствии водопровода);

— чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись;

— тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем;

После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны. Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей — не более 15 мин., у малышей 20—25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели. Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.

Советы по организации дневного сна.

— Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги.

— Чтобы дошкольники своевременно легли на дневной сон, воспитателю необходимо строго соблюдать распорядок дня в группе. Это способствует выработке физиологической привычки у детей. Организм дошкольников привыкает к определенной последовательности режимных моментов. В тот момент, когда приходит время тихого часа, детский организм уже готов к дневному отдыху. Недопустимо отклонение от распорядка дня, так как это негативно отразится на физиологическом состоянии малышей.

— Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты.

— Большое значение имеет цвет стен, потолков, оконных занавесей (или жалюзи) в спальне. Цвета не должны быть яркими, чтобы не возбуждать неустойчивую психику малышей. Используйте для оформления спальни пастельные, спокойные тона.

— Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки будет способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Проведите с детьми упражнения на релаксацию. Эти упражнения позволяют одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Упражнения на расслабление мышц лица.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение на расслабление мышц рук.

Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

Упражнение на расслабление мышц ног.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».

Упражнение на расслабление мышц ног.

Упражнение на расслабление всего организма.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый поле-вой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Упражнения на расслабление мышц шеи.

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Источник

Статья «Время спать, или как организовать дневной сон в детском саду»

МБОУ «Синеколодецкая начальная школа – детский сад»

«Время спать, или как организовать дневной сон в детском саду»

Тихий час
В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрывает тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.

Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня.

Соблюдение режима, столь важное для ребенка, касается, прежде всего, организации цикла сон – бодрствование. Важно приучать ребенка ложиться спать в определенное время.

При организации сна дошкольников могут возникать некоторые трудности и проблемы. Самая общая проблема дошкольного возраста, связанная со сном, – нежелание укладываться. Дошкольники будут до бесконечности изобретать причины, объясняющие, почему они не идут в постель.

Дошкольники способны понять, что они обязаны ложиться спать в определенное время. Им можно объяснить, что положение стрелок на часах соответствует отбою, напоминать, сколько им осталось играть, с помощью таймера. По сигналу таймера дети должны прекратить игру и готовиться ко сну.

Ребенок растет, ему нужно не только восстанавливать изнашивающиеся и разрушающиеся во время бодрствования живые частицы его тела, но и строить новые. Понятно поэтому, что, подобно потребности в пище, и потребность в отдыхе и сне у ребенка большая, чем у взрослого, и что чем ребенок моложе, тем длительнее должен быть у него сон.

Воспитатели и родители должны заботливо относиться ко сну ребенка и обеспечить ему возможность спокойного и достаточно длительного сна. Дошкольники до 5 лет нуждаются кроме ночного сна (10—11 час.) — в двухчасовом дневном сне, старшие (до 7 лет) — в часовом – полуторачасовом дневном сне или спокойном лежании.

Помимо часов, отводимых для сна, обычно чрезвычайно подвижный и активный ребенок нуждается в периодах относительного покоя. Такие периоды, прежде всего, должны иметь место каждый раз перед сном.

После сильного возбуждении (например, после прогулок, подвижных, увлекательных игр, яркой беседы) дети, в особенности впечатлительные, плохо засыпают.

Живучесть впечатлений у ребенка гораздо большая и более наглядно-зрительная, чем у взрослых. С другой стороны, потребность высказывания, вследствие упомянутых особенностей функции детской речи, часто непреодолима. Вследствие этого необходимо позаботиться о том, чтобы сну предшествовал промежуток времени (20—30 минут) для спокойных, не возбуждающих занятий. Какому занятию оказать предпочтение — зависит от характера индивидуального реагирования ребенка и руководства педагога. Во всяком случае никакого нового материала, никаких новых тем не следует вводить в это время.

Советы по организации дневного сна.

Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги.

Чтобы дошкольники своевременно легли на дневной сон, воспитателю необходимо строго соблюдать распорядок дня в группе. Это способствует выработке физиологической привычки у детей. Организм дошкольников привыкает к определенной последовательности режимных моментов. В тот момент, когда приходит время тихого часа, детский организм уже готов к дневному отдыху. Недопустимо отклонение от распорядка дня, так как это негативно отразится на физиологическом состоянии малышей.

Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты.

Большое значение имеет цвет стен, потолков, оконных занавесей (или жалюзи) в спальне. Цвета не должны быть яркими, чтобы не возбуждать неустойчивую психику малышей. Используйте для оформления спальни пастельные, спокойные тона.

Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки будет способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Проведите с детьми упражнения на релаксацию. Эти упражнения позволяют одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

В спальне говорите с детьми спокойным тоном. Во время сонного часа недопустимы крики, шум, громкие разговоры. Приучите детей к спокойному тону. Это позволит сформировать спокойную атмосферу в группе.

Поделюсь одним из способов, который можно использовать при организации сонного часа.

Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению — поступить так в другой раз.

Как же можно применить поощрение при укладывании детей спать?

Можно использовать сказочный персонаж пришедший сегодня в гости к детям, или инициатором может бытьсам воспитатель.

Мастер – класс
«Звездная коробочка» или «Коробочка для жетонов»

Для накопления жетонов можно использовать такую коробочку, разбитую на ячейки.

Культура сна в детском саду. hello html 32215f99. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-hello html 32215f99. картинка Культура сна в детском саду. картинка hello html 32215f99. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Необходимые материалы: крышка из коробки конфет, плотный картон, желтая и синяя бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш.

Культура сна в детском саду. hello html 5f1fe31a. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-hello html 5f1fe31a. картинка Культура сна в детском саду. картинка hello html 5f1fe31a. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Культура сна в детском саду. hello html 15e910ba. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-hello html 15e910ba. картинка Культура сна в детском саду. картинка hello html 15e910ba. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Берем крышку из-под коробки конфет и плотный картон (я брала картон из крышек коробок печатной бумаги). Делаем перегородки.

Культура сна в детском саду. hello html m3488c01b. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-hello html m3488c01b. картинка Культура сна в детском саду. картинка hello html m3488c01b. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Для этого нужно отмерить полоски картона по длине и полоски по ширине (количество полосок вы определяете сами из расхода ячеек по количеству детей.) Затем нужно разметить точки пересечения полосок и сделать на них надрезы чуть датьit середины, на каждой из полосок.

Культура сна в детском саду. hello html m1c5e22fc. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-hello html m1c5e22fc. картинка Культура сна в детском саду. картинка hello html m1c5e22fc. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Культура сна в детском саду. hello html m3488c01b. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-hello html m3488c01b. картинка Культура сна в детском саду. картинка hello html m3488c01b. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Затем обклеиваем края крышки синим и приклеиваем звездочки. Обклеиваем полоски желтой бумагой, пишем в ячейках имена людей. И для большего срока службы обтягиваем скотчем.

Культура сна в детском саду. hello html m4b41506e. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-hello html m4b41506e. картинка Культура сна в детском саду. картинка hello html m4b41506e. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Наша коробочка для жетонов готова.

Культура сна в детском саду. hello html 419914f4. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-hello html 419914f4. картинка Культура сна в детском саду. картинка hello html 419914f4. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. – М.: 1979.

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: 1968.

Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987.

Ребёнок в дошкольные годы. – Под ред. А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968, Часть II.

Источник

Методические аспекты проведения работы перед сном в детском саду

Культура сна в детском саду. post 599e925a87341. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 599e925a87341. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 599e925a87341. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.

Работа с детьми перед сном — цели и методы

Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.

Культура сна в детском саду. post 599e920b53fe7. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 599e920b53fe7. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 599e920b53fe7. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Сон — основа здоровья ребёнка

Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, необходимо строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минуты. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.

У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:

Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:

Культура сна в детском саду. post 59b6d3b816ad4. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 59b6d3b816ad4. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 59b6d3b816ad4. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Помещение, где спят дети, нужно заранее проветрить

Методическая организация подготовки детей ко сну

Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:

Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для деток средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.

Многие психологи отрицают важность дневного сна, так как подобный режимный момент, строго соблюдаемый в детском саду, подавляет индивидуальность детей, не желающих спать.

Как создать благоприятные условия для засыпания

Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:

Культура сна в детском саду. post 599e91344ebfb. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 599e91344ebfb. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 599e91344ebfb. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Пастельные тона обстановки, чистота и свежий воздух — залог сладкого сна малышей

Этапы работы перед сном: временной план

Выделяется 3 ступени организации дневного сна.

Подготовка

Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.

Игры для первой и второй младших групп

Тихие игры с предметами:

Игры для средней группы

Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и смекалку (но не только):

Культура сна в детском саду. post 59a5cbb42847f. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 59a5cbb42847f. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 59a5cbb42847f. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Мозаика, конструктор не только тренируют координацию, развивают процессы мышления ребёнка, но и отлично расслабляют

Игры для старшей и подготовительной групп

Это могут быть и двигательные игры, после которых можно рассказать сказку или провести дыхательную гимнастику:

В играх желательно задействовать всех детишек.

Сказки

Дети очень любят сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух лучший приём. Хотя и более старшие ребята с удовольствием послушают захватывающий сюжет.

Стихотворения

На стадии подготовки, после игр и чтения сказок, дети идут в туалет и проводят гигиенические процедуры: моют руки, в летний период — ноги, умываются. Младшие делают это с помощью воспитателя и помощника воспитателя. Все действия взрослые сопровождают стихотворениями (особенно важно для малышей, действия которых лучше организуются такими рифмовками), дети старшего возраста проговаривают их вместе с педагогами.

Культура сна в детском саду. post 599e9306102a6. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 599e9306102a6. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 599e9306102a6. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Подготовка ко сну в младшей группе начинается с высаживания малышей на горшки

Культура сна в детском саду. post 599e90560258c. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 599e90560258c. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 599e90560258c. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Гигиене уделяется особое внимание перед сном

Игровая ситуация

Приходит пора малышам раздеваться, складывать вещи и надевать пижамы. Процесс раздевания может быть превращён в игру «Мы уже совсем большие».

Культура сна в детском саду. post 599e90a172e13. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 599e90a172e13. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 599e90a172e13. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Создание игровых ситуаций ускоряет процесс раздевания и переодевания ко сну

Как вариант можно придумать историю про куклу Бэллу, которая никак не запомнит, в каком порядке нужно снимать одежду: сначала обувь, а потом платье или наоборот? Многие дети вне зависимости от возраста с трудом справляются с соблюдением порядка складывания вещей. Для таких ребят можно использовать историю про Митю, который после сна постоянно ходил грязнулей.

Релаксация

Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).

Дыхательная гимнастика

Перед тем как малыши ложатся в постельки, с ними проводится 1–2 упражнения (для младшей группы), 2–3 для средней, старшей и подготовительной групп.

«Роза и одуванчик»

«Дыхание»

Культура сна в детском саду. post 599e90e39ceee. Культура сна в детском саду фото. Культура сна в детском саду-post 599e90e39ceee. картинка Культура сна в детском саду. картинка post 599e90e39ceee. Наталья Шишлянникова Организация сна детей в детском саду

Дыхательные упражнения помогают детям расслабиться

Игры с поощрением

Чтобы настроить старших детей на сон, можно использовать игры с поощрением.

Таблица: игры с поощрением для организации сна (фрагмент мастер-класса «Время спать, или как организовать сон в детском саду»)

Вариант №1Перед сном воспитатель говорит детям, что у них начинается соревнование «Кто уснёт первым». После сонного часа воспитатель выбирает победителей: 1, 2 и 3 место — кто поочерёдно раньше заснул. Каждого из победителей воспитатель выделяет, поднимая его руку, и вручает медаль. Медали переходящие, на следующий день эти медали могут получить другие дети.
Вариант №2Перед сном можно устроить ещё одну хитрость. Можно предложить детям условие: для детей, которые лучше всех притворятся так, чтобы воспитатель (или персонаж) подумал, что они уснули, после тихого часа будет сюрприз (на выбор воспитателя — например, можно приобрести в подарок наклейки, фишки или другую интересную детям и недорогую вещь). Но остановить внимание на том, что это будет сделать непросто, нужно расслабиться, лечь поудобнее и закрыть глазки, не открывая их. Дети будут стараться притвориться и заснут.
Вариант №3Использовать накопительную систему бонусов. Так же выбираем победителей — кто заснул раньше всех, собираем в течение недели жетоны на каждого ребёнка. В конце недели подсчитываем количество жетонов и награждаем победителей.
Цит. по: Сковородко Е. В., воспитатель МБОУ «Синеколодецкая начальная школа-детский сад». Игры с поощрением для организации сна

Потешки

Для релаксации малышей прекрасно подходят потешки:

Переход ко сну

На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».

В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка:

С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.

Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья детей. Занятия перед сном — важная часть организации образовательного процесса в детском саду. Она состоит из трёх этапов, на каждом из которых воспитатель использует определённый набор приёмов, помогающих реализовать поставленные цели и задачи методической работы в группе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *