Купание перед сном по комаровскому
Собственно купание.
Напоминаю — дверь в ванную комнату открыта.
Садиться на стульчик поначалу, пожалуй, не стоит. Когда приловчитесь — пожалуйста.
Итак, опускаем малыша в воду, всего целиком, чтоб из воды выглядывало только личико. Держать ребенка можно лишь за головку — мизинец под шеей, а остальные пальцы — под затылком. Чем больше погружена голова, тем лучше, и ничего страшного, если вода попадает в глаза, лишь бы нос и рот были на поверхности. Сразу же можно заметить следующее: туловище, которое вы совсем не держите, ко дну не опускается, а, напротив, всплывает. При этом грудная клетка и живот, как правило, торчат из воды. Поэтому второй рукой необходимо регулировать погружение туловища, чтобы и грудная клетка и живот полностью были под водой. Обращаю внимание — никакой опасности в том, что вода попадает в уши, нет[1]!
После того как малыш окажется в большой ванне, вы незамедлительно поймете принципиальную разницу между этим вариантом купания, и замачиванием в детской ванночке. Вы увидите, как легко ребенку двигаться без всякого риска удариться о стенки ванны.
Внимательно наблюдайте за поведением ребенка — если он не активен, спокойно лежит, зевает, значит, эта вода для него теплая, а следовательно, плохая. Поддерживая за головку, поводите малыша в воде от одного края ванны до другого. В первый раз особенно экспериментировать смысла нет — всем участникам процесса купания еще предстоит привыкнуть и приспособиться, но родителям это сделать гораздо сложнее, чем ребенку. В принципе, для домашней ванны вполне достаточны три позы — одна описана выше, другая заключается в плавании на животе (перевернули ребенка, его подбородок находится между разведенными в стороны большим и указательным пальцами), а третья — сидячая. Оказывается, в большой ванне ребенок может сидеть уже в периоде новорожденности! Дальнейшие действия родителей не требуют никаких специальных знаний — только здравый смысл. Ведь очевидно, что через 15 минут температура воды в ванной снизится на один-два градуса, и эта температура будет для ребенка уже знакомой при следующем купании. Если вы боитесь быстро снижать температуру, делайте следующим образом: начинайте с 34 °С и через два-три дня уменьшайте стартовую температуру воды на 1 °С. Мы должны добиться того, чтобы малыш в ванне был активен. Что у вас получится, зависит не только от вас, но и в немалой степени от ребенка. Каждый младенец имеет присущие только ему особенности регуляции температуры тела, и предсказать минимальную температуру воды просто невозможно: один улыбается при 23 °С, другой кричит при 30 °С.
Временные и температурные ориентиры следующие:
— в начале купания — 34 °С, 15 минут;
— к месячному возрасту — 30—32 °С, 20—25 минут;
— в два месяца — 28—30 °С, 30 минут.
Подчеркиваю — это ориентиры. Если малыш в два месяца спокойно плавает при 24 °С — очень хорошо и совсем не страшно. Но это не значит, что он такой уж особенный. В том-то и дело, что это может любой! Просто этому ребенку повезло с родителями. Последние лишены предрассудков, а уровень здравого смысла имеют выше среднестатистического. В удлинении же времени купания и максимально возможном снижении температуры воды заинтересованы все. Чем больше устанет ребенок, тем более спокойная ночь обеспечена его родителям.
И еще некоторая информация и некоторые рекомендации. В очень многих книжках, посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния. Настолько подробно, что многие родители рассматривают ее в качестве обязательной. А поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают ребенка в большой ванне не купать вообще. Если очень боитесь — не ныряйте. Но лучше купать без ныряний, чем издеваться над собой и младенцем, ополаскивая его в маленькой ванночке.
На самом же деле в нырянии ничего страшного нет — у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает, и можно захлебнуться. Но, к счастью, сама процедура купания в большой ванне невозможна без того, чтобы в какой-то момент ребенок не соскользнул с вашей руки и не погрузился полностью под воду. Не бойтесь! Это даже хорошо — подхватите, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних дыхательных путях. Успокоится — продолжайте купание. Тем не менее ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, более предпочтительна. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка несколько секунд под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание.
Я совершенно сознательно не пытаюсь морочить вам голову подробностями относительно техники купания: как обязательно надо держать ребенка, как поворачивать, как сажать и т. п. Всему этому вы быстро научитесь сами, если будете руководствоваться описанными выше принципами.
Единственное, что вам, скорее всего, понадобится, так это поддерживающая головку ребенка шапочка. Для чего она нужна? Прежде всего, для того, чтобы сделать процедуру купания более приятной для родителей. Очевидно ведь: сидеть или стоять полусогнутым в течение 30—40 минут очень тяжело. И нельзя делать ребенка здоровым за счет появления радикулита у его папы. Поэтому в возрасте около двух месяцев надобно изготовить специальную шапочку, а как это делается, мы сейчас расскажем.
— обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик);
— кусок тонкой ткани размером с половину пеленки;
— два брусочка пенопласта, оптимальный размер которых соответствует размерам обычной пачки сигарет[2].
Вначале пенопласт обшивается тканью, а затем фиксируется на шапочке, как это показано на рисунке. Обращаю внимание — верхний край брусочков должен возвышаться над головкой ребенка. Младенец в такой шапочке вызывает чувство умиления, напоминая нежного и благородного Чебурашку.
Процедура купания в шапочке ничем не отличается от той, что описана выше для положения ребенка на спине. В течение недели, постепенно убирая поддерживающую ребенка руку, вы научите его держаться на воде и сможете во время купания спокойно читать газету. Плавая самостоятельно, дети часто отталкиваются ножками от края ванны и стремительно плывут в ее противоположный конец, ударяясь головой. Поэтому я и обратил ваше внимание на то, что брусочки пенопласта должны возвышаться над головой, защищая ребенка от ударов сверху и сбоку. Вполне возможно, что вы придумаете более оригинальную конструкцию. На здоровье.
Месяца купания в шапочке вполне достаточно для того, чтобы снимать и ее: ребенок уже научился правильно держать головку, вполне сможет плавать сам. Не получается — не надо.
Мы не ставим своей целью научить его плавать. Нам необходимо только одно — чтобы ежедневно в течение определенного времени малыш находился в прохладной воде, потому что регулярное холодовое воздействие наиболее эффективно для стимуляции жизненных сил ребенка и его способности противостоять инфекционным болезням.
Конечно, будет очень хорошо, если ребенок научится плавать. Выныривающий с улыбкой на мордашке полугодовалый младенец — зрелище незабываемое. Но родителей, способных обеспечить своим детям постоянное плавание, очень мало. В домашней ванне всякие ныряния заканчивается после того, как ребенок начинает сидеть. Бассейн при поликлинике — другое дело, но, как только вы перестанете его посещать, навыки быстро угаснут. Поэтому повторяю: уметь или не уметь в грудном возрасте плавать — вопрос не принципиальный. Он определяется наличием свободного времени у родителей и благосостоянием семьи. Решайте его сами, лишь бы вам было удобно.
Скорее всего, ваша семья — обычная семья. И не имеет средств на индивидуальный бассейн и инструктора по плаванию. До шести-семи месяцев вам и вашему ребенку домашней ванны вполне хватит. А после этого мы просто изменим методику купания — наберем в ванну немного прохладной воды, на дно постелем резиновый коврик, набросаем красивых игрушек, и ребенок будет ими играть, сидя или ползая, получая при этом закаливающий контакт с водой.
В любом случае и вне зависимости от возраста необходимо эпизодически совмещать купание с мытьем. Для грудного младенца одного раза в две-три недели вполне достаточно, ну а для ползающего по квартире, может быть, придется и через день.
Мытье ребенка, который купается в полной ванне, осуществляется следующим образом. Перед окончанием купания необходимо взять пластмассовое ведро и наполнить его водой — проще всего прямо из ванны зачерпнуть. Затем при помощи детского мыла (шампуня) ребенок намыливается прямо в воде, можно несколько раз и совсем не обязательны мочалки (мамины руки гораздо приятнее). Вот и все. Один родитель поднимает ребенка, удерживая его под мышками, а второй выливает сверху ведро воды.
Коль уж мы заговорили о конце купания, следует отметить: необходимо всячески стремиться к тому, чтобы продолжительность процедуры была не менее 15 минут. Вполне возможно, что малыш будет капризничать, и вы не сможете определить, чего он хочет. Пробуйте, экспериментируйте. Меняйте температуру воды и положение ребенка в воде, более активно перемещайте его в ванне, может быть, он проголодался и надо в следующий раз изменить время купания (купать не за час до еды, а через час после еды).
Поверьте: предвидеть все возможные проблемы нельзя. Но для решения подавляющего большинства этих проблем специального образования иметь не надо.
Так, например, сын моих приятелей в возрасте четырех месяцев взял себе за правило какать в ванне[3]. А было это зимой, и горячей воды не было. Поэтому готовились заранее, активно грея воду всеми возможными способами. А он через минуту после погружения. Ну и ничего, выкрутились — надели на него трусы с резинками и держали наготове ведро с теплой водой, чтоб сполоснуть.
Отметим, что если ребенку «положено» купаться 20 минут, а он продолжает вести себя прилично — не плачет, дрыгается и т. д., — то не надо торопиться. Но коль скоро кому-то из участников процесса очень надоело — заканчиваем.
По поводу детского крика в ванне позволю себе, тем не менее, два практических совета.
[1] Лишнюю воду мы после купания удалим, а регулярный контакт с водой для ушей не опасен, в том случае, разумеется, если начало контакта и привычка к нему приходится на период новорожденности. Кроме этого, необходимо знать, что в слуховом проходе постоянно вырабатывается ушная сера, роль которой сводится к очистке уха от пыли и грязи. Увлажняя серу, мы предотвращаем излишнее ее накопление и поддерживаем должную чистоту.
[2] Размеры кусочков пенопласта могут быть разными — чем меньше, тем более естественным образом ребенок держится на воде, чем больше, тем легче и проще всем — и младенцу, и родителям.
[3] Простите за нелитературное слово «какать», но выражение «совершать акт дефекации», по-моему, тоже не очень подходит к четырехмесячному ребенку.
Ребенок и уход за ним
Авторы: Спок Б.
* Купание *
209. Купать надо перед кормлением.
Обычно матери находят для себя удобным купать ребенка перед 10-часовым вечерним кормлением. Однако, можно купать перед любым кормлением (но не после него, так как после кормления ребенок обычно засыпает). Многие отцы с удовольствием купают своих детей перед 6-часовым или 10-часовым вечерним кормлением. Когда ребенок станет старше и будет ложиться спать не сразу после ужина, то можно будет купать его перед сном. Чтобы ребенок не чувствовал голода, пока его купают, давайте ему перед купанием сок. Купать ребенка нужно в теплом помещении, например в кухне.
210. Обмывания.
Согласно давно установившемуся обычаю, ребенка купают или обмывают целиком каждый день. Однако особой необходимости в таком частом купании нет. В прохладную погоду достаточно купать ребенка один или два раза в неделю при условии, что лицо и нижняя часть туловища содержатся в чистоте, т.е. обмываются в те дни, когда ребенка не купают. Многие неопытные матери вначале боятся купать ребенка. Ребенок кажется им таким беспомощным. Кроме того, он скользкий, особенно, когда намылен. Ребенку также неудобно и страшновато в ванночке, так как его трудно поддерживать, пока он такой маленький. Поэтому в первые несколько недель или даже месяцев вы можете обмывать его, пока и вы, и ребенок не почувствуете себя увереннее. Некоторые матери предпочитают обмывать ребенка, пока он не начнет сидеть, после чего они начинают купать его в ванночке. Обычно, пока у новорожденного не зажил пупок, его не купают. Обмывают ребенка либо на столе, либо держа его на коленях. Если вы моете его на столе, подстелите клеенку, а под клеенку подложите что-нибудь мягкое (большую подушку, сложенное одеяло и т. п.), чтобы маленький ребенок не перекатывался по столу, это может его испугать. Вымойте головку и лицо ватой или мягкой тряпочкой и чистой водой. С мылом головку моют один или два раза в неделю. Тельце слегка мылят рукой, тряпочкой или ватой. Затем минимум дважды обтирают его ватой или тряпочкой, намоченной в воде, обращая особое внимание на кожные складки.
211. Купание в ванночке.
Прежде чем начать купание, убедитесь, что вы приготовили все необходимое. Если вы забудете полотенце, вам придется идти за ним с мокрым ребенком на руках.
Не забудьте снять часы. Наденьте передник, чтобы не замочить платье. Приготовьте следующие предметы: мыло (любое нещелочное), тряпочку (или вату), полотенце, вату, чтобы чистить нос и уши ребенка, если есть необходимость, масло или пудру, если вы ими пользуетесь, распашонки, пеленки.
Купать ребенка можно в эмалированном тазу или в ванночке. Можно купать и в обычной большой ванне, но матери трудно так низко наклоняться. Для удобства можно поставить ванночку на стол, около которого вы будете сидеть, или на что-нибудь другое (выше стола), около чего вы будете стоять. Температура воды должна быть приблизительно такая же, как температура тела (32-38°). Вначале, пока вы не научитесь хорошо поддерживать ребенка в воде, наливайте в ванночку совсем немного воды. Если вы пользуетесь металлической ванночкой, постелите на дно пеленку, чтобы дно не было скользким. Сначала вымойте ребенку лицо ваткой без мыла, потом вымойте головку. Дважды смойте мыло мокрой ватой. Вата не должна быть слишком мокрой, чтобы мыльная вода не попала в глаза. Затем намыльте тельце ребенка рукой.
Вытирайте ребенка мягким полотенцем, но ни трите, а промокайте. Если вы купаете его, пока пупок еще не зажил, то после купания тщательно вытирайте пупок стерильной ватой.
Большинство детей через несколько недель начинают получать огромное удовольствие от купания. Не торопите ребенка и наслаждайтесь, купая его, как и он наслаждается купанием.
212. Уши, нос, глаза, рот, ногти.
Мойте только ушные раковины, но не слуховой проход. Сера образуется и скапливается в ушном канале, чтобы защищать и очищать его. Ушной канал покрыт крошечными, почти невидимыми волосками, которые медленно передвигают серу и скопившуюся грязь к выходу.
Глаза промываются слезами, которые образуются постоянно, а не только тогда, когда ребенок плачет. Поэтому здоровые глаза не нуждаются в промывании.
Как правило, рот тоже не нуждается в уходе.
Ногти новорожденного нужно обрезать, когда он спит. Удобнее пользоваться щипчиками для ногтей, а не ножницами.
Нос снабжен превосходной системой самоочищения. Крошечные волоски в носу двигают слизь и грязь к выходу, где они скапливаются на длинных волосках почти у выхода, что вызывает щекочущее ощущение в носу, и ребенок либо чихает, либо трет нос, освобождая его от скопившейся слизи и грязи.
Вытирая ребенка после купания, почистите его нос скатанной жгутиком влажной ваткой. Делайте это быстро.
213. Если нос забит засохшей слизью.
В этом случае ребенку трудно дышать. Дети более старшего возраста и взрослые в этом случае дышат ртом. Но новорожденным трудно дышать через рот. Если нос ребенка забит, почистите его описанным способом.
214. Масло или пудра (присыпка).
Многим матерям нравится пользоваться пудрой или маслом после купания. Но в действительности в этом нет необходимости (если бы такая необходимость была, то природа позаботилась бы об этом). Пудра помогает, если у ребенка чувствительная кожа, которая легко раздражается. Посыпьте немного пудры на руку, а затем тонким слоем нанесите ее на кожу ребенка, легко поглаживая его тельце. Можно пользоваться любой детской пудрой или даже простым тальком.
Если у ребенка сухая кожа, лучше пользоваться маслом.
* Пупок *
215. Заживление пупка.
216. Пупочная грыжа.
После того как кожа пупка заживет, внутри все еще остается полое пространство (пупочное кольцо), где прежде находились кровеносные сосуды. Когда ребенок плачет, часть его кишечника заполняет это полое пространство и выталкивает пупок. Это называется пупочной грыжей. Если пупочное кольцо невелико, то пупок выступает совсем немного (0,5 см). Маленькое пупочное кольцо закрывается через несколько недель (или месяцев). Если пупочное кольцо большое, то пупок будет выступать на 1 см и оно закроется только через несколько месяцев (или даже лет).
Раньше считали, что эластичные бинты помогают закрыть пупочное кольцо. Теперь известно, что эта мера ничего не дает. Не утруждайте себя бинтованием пупка.
Пупочная грыжа не опасна. Она редко беспокоит ребенка так, как другие виды грыжи (см. раздел 674).
Когда под кожей живота появляется жировая прослойка, пупок оказывается как бы втянутым в живот. Но это произойдет после 2-3 лет. А у маленького ребенка пупок (по виду напоминающий розовый бутон) выступает над поверхностью живота. Это не следует путать с грыжей. Грыжа прощупывается под кожей, как мягкий воздушный шарик. При грыже пупок выступает гораздо дальше.
* Половые органы *
* Одежда, свежий воздух и солнце *
219. Как одевать ребенка при комнатной температуре.
220. Не кутайте ребенка.
Изменения температуры воздуха способствуют тому, что организм учится приспосабливаться и к холоду, и к теплу. Банковский служащий скорее простудится в холодную погоду, чем бродяга, который привык к любой погоде. Прохладный и холодный воздух повышает аппетит, румянит щеки и бодрит людей любого возраста. Ребенок, постоянно находящийся в теплой комнате, обычно бледный и аппетит у него плохой.
Холодный воздух суше теплого. Поэтому, когда такой воздух нагревается центральным отоплением, он становится еще суше, особенно, если температура в комнате выше 22°. Сухой, горячий воздух сушит влагу в носу и способствует воспалению слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Это причиняет ребенку беспокойство и, по всей видимости, вообще снижает способность его организма сопротивляться инфекциям.
Каждому ребенку (и каждому взрослому) полезно бывать на свежем воздухе 2-3 часа в день, особенно тогда, когда в доме работает центральное отопление.
Во время сна необходимо открывать окно в комнате, чтобы температура
упала до 16°. Когда ребенок не спит, в комнате должно быть 20-22°. Вы должны
иметь дома термометр и смотреть на него несколько раз в день, пока не
научитесь чувствовать, когда температура превышает 22°.
Бывает, что неопытная мать, излишне беспокоясь о ребенке и стремясь
предупредить простуду, держит его в жаркой комнате, да еще тепло укрытым. В
результате у ребенка зимой появляется потница.
222. Когда и сколько надо гулять с ребенком.
223. Солнце и солнечные ванны.
224. Сколько ребенок должен спать.
Желательно приучить ребенка к мысли, что сразу же после еды он должен спать. Некоторые дети любят поиграть после еды. Я бы советовал постараться отучить их от этой привычки. Приучайте ребенка засыпать в своей кровати без чьего бы то ни было присутствия, по крайней мере после 3 месяцев, когда его перестанут беспокоить колики от газов.
Большинство детей привыкают как к тишине, так и к умеренному шуму. Поэтому не нужно ходить на цыпочках и шептать. Этим вы только приучите его к тишине и он будет легко просыпаться от неожиданных звуков. Если ребенок привык к обычным домашним звукам, то вы спокойно можете принимать гостей в соседней комнате, смотреть телевизор или слушать радио. Вы можете даже входить в комнату ребенка, не разбудив его.
226. На спине или на животе.
228. После 6 месяцев, если есть возможность, поместите ребенка в отдельную комнату.
Ребенок с самого рождения может спать в отдельной комнате, если это вам удобно и если вы достаточно близко, чтобы услышать его плач. Если же вначале его кроватка находится в комнате родителей, то в 6-месячном возрасте желательно переместить ребенка в другую комнату. Я бы не рекомендовал оставлять ребенка на ночь в комнате родителей после 9 месяцев. Ребенок привыкает спать с родителями и будет бояться спать в их отсутствие. Чем он старше, тем труднее перевести его в отдельную комнату.
Кроме того, ребенка может испугать половой акт родителей, он не поймет, что происходит, и испугается. Родителям покажется, что ребенок спит, но детские психиатры утверждают, что часто ребенок просыпается и лежит молча в страхе, а родители этого не замечают. Однако не подумайте, что риск испугать ребенка или сделать его слишком зависимым от родителей так уж велик. Если вам больше негде держать ребенка, кроме своей комнаты, отгородите его кровать занавеской или ширмой.
229. Не кладите ребенка в свою постель.
У маленьких детей бывают периоды, когда они просыпаются в испуге ночью и приходят в комнату родителей, отчаянно плача. Родители берут ребенка в свою постель. В такой момент это кажется им самой практичной мерой, но это ошибка. Даже, когда ребенок перестанет пугаться по ночам, он может продолжать приходить к родителям, полюбив спать в их теплой уютной кровати. Вам будет трудно отлучить его от этой привычки. Поэтому, если ребенок приходит к вам в комнату ночью, успокойте его, но будьте тверды и положите обратно в кровать. Я думаю, разумно ни под каким предлогом не брать ребенка в родительскую кровать.
* Когда ребенок не спит *
231. Дружелюбие без баловства.
Конечно, ребенку полезно находиться недалеко от матери (братьев и сестер, если они есть), когда он не спит, чтобы он мог видеть мать, лепетать, обращаясь к ней, слышать ее голос. Но неразумно постоянно носить ребенка на руках или развлекать его, не оставляя одного ни на минуту. Общество матери доставляет ребенку огромное удовольствие и приносит ему пользу, но в то же время ребенок должен научиться занимать себя сам. Бывает, что мать настолько обожает своего первенца, что держит его на руках, играет с ним все время, пока он не спит. Ребенок может привыкнуть к постоянному вниманию матери и постепенно будет становиться все более требовательным (см. разделы 256, 257).
Чем старше становится ребенок, тем все больше увеличиваются периоды его бодрствования, особенно во второй половине дня. Пока дети не спят, они ищут чьего-либо общества и им хочется чем-то заняться. В 2, 3 и 4 месяца дети любят смотреть на яркие движущиеся предметы. На прогулке они с удовольствием наблюдают за движениями листьев, за игрой света и теней. Дома они изучают свои ручки, рисунок обоев. Вы можете подвесить яркие пластиковые игрушки на веревочке, протянутой между перилами кровати. Повесьте их достаточно высоко (а не у самого носа ребенка), но так, чтобы он смог достать их, когда начнет тянуться к предметам. Вы можете сами сделать вертушки из картона, оклеенного цветной бумагой, которые вращаются при малейшем ветерке. Подвесьте их к потолку или к люстре, чтобы ребенок не смог дотянуться до них, так как они слишком хрупки для игры и не подходят для жевания. Можно также подвешивать предметы домашнего обихода: ложки, пластиковые чашки и др. Помните, что в конце концов все попадает ребенку в рот. Около 6 месяцев главной радостью для него будет хватать, держать и брать в рот разнообразные предметы: погремушки, куклы, игрушечных животных, предметы домашнего обихода. Не разрешайте ребенку брать в рот и грызть предметы, покрашенные краской, содержащей свинец. Не позволяйте ему играть с целлулоидными игрушками, так как он сможет откусить маленькие острые кусочки. Не давайте ребенку бусы и другие мелкие предметы, которые он сможет проглотить и подавиться. Из резиновых игрушек удалите металлические пищалки.
Во второй половине дня, когда ребенку наскучит лежать в кроватке, кладите его в манеж, который вы поместите недалеко от того места, где вы работаете или просто сидите. Если вы вообще собираетесь пользоваться манежем, начинайте приучать к нему ребенка с 3-4 месяцев, прежде чем он научится сидеть и ползать и познает прелесть свободного передвижения. В противном случае ребенок воспримет манеж как клетку. Когда он научится сидеть и ползать, он будет развлекаться, передвигаясь от одного предмета к другому. Когда ребенку надоест находиться к манеже, посадите его за столик или в креслице-качалку. А когда ему и там надоест, спустите его на пол. Это ему и полезно, и приятно.
Оно может пригодиться, когда ребенок научится сидеть прямо, и до того, как он научится ходить. Если основание креслица недостаточно длинное, то ребенок может, сильно раскачавшись, перевернуться. Отец может исправить эту беду, удлинив полозья качалки или ограничив амплитуду качания.
Не следует слишком долго держать ребенка в креслице-качалке. Ребенку нужно время, чтобы ползать и учиться стоять.
В первые 2-3 дня стул новорожденного состоит из вещества, называемого меконием, черно-зеленого цвета, жидкого и вязкого. Затем его цвет становится желто-коричневым. Если в течение 2 дней после рождения у ребенка стула нет, следует посоветоваться с врачом.
236. Стул у ребенка при грудном вскармливании.
237. Стул у ребенка при искусственном вскармливании.
238. Изменения в стуле.
Вы убедились, что если ребенок хорошо прибавляет в весе и его стул всегда одинаков, то консистенция и цвет кала не имеют значения. Но, если стул резко меняется по качеству, необходимо посоветоваться с врачом. Если, например, как был вязким, а затем вдруг стал жиже с кусочками непереваренной пищи и участился, это может быть признаком расстройства пищеварения. Если кал стал очень жидким, частым, зеленоватым по цвету и имеет другой запах, то это почти наверняка означает кишечное заболевание (понос) в тяжелой или легкой форме. Если стула долго не было, а потом появился кал необычно жесткий и сухой, то иногда (но не обязательно) это означает начало простуды или другого заболевания. Дело в том, что инфекция не только уменьшает аппетит, но изменяет функцию кишечника. Вообще говоря, изменения цвета и частоты стула не так важны, как изменения консистенции и запаха.
В жидком стуле часто бывает слизь, наличие которой подтверждает заболевание кишечника. Слизь попадает в кал, если у ребенка насморк или бронхит. Часто у здоровых новорожденных в первые недели образуется много слизи.
Когда в питание ребенка вводят новый вид овощей, часть их может выйти в кале непереваренными. Если при этом кал становится жиже и в нем появляется слизь, в следующий раз давайте ему совсем немного этих овощей. В противном случае продолжайте давать то же количество или постепенно увеличивайте порции, пока ребенок не привыкнет к этому виду овощей. От свеклы кал может окраситься в красный цвет. На воздухе кал может стать коричневым или зеленым. Это ничего не означает.
Следы крови на поверхности кала говорят о том, что на стенках прямой кишки имеются царапины от слишком твердого кала. Хотя это не заболевание, но все-таки обратитесь к врачу, чтобы вовремя вылечить ребенка от запора. Запор оказывает вредное влияние не только на физическое, но и психическое состояние ребенка (см. раздел 362).
Если в кале много крови, что бывает крайне редко, то причиной может быть неправильное строение кишечника либо тяжелая форма поноса, либо инвагинация (см. раздел 671). Незамедлительно вызовите врача или доставьте ребенка в поликлинику.
О поносе см. раздел 275-277.
* Пеленки *
239. Как пользоваться пеленками.
Это зависит от размеров и ребенка, и пеленки. Главный принцип: самая толстая часть пеленки должна находиться там, куда попадает больше всего мочи, но не складывайте пеленку слишком много раз, иначе ребенку будет трудно сдвинуть ножки.
Большинство матерей меняют пеленку перед кормлением и после него. Но очень занятые матери находят, что достаточно менять пеленку либо до кормления, либо после, что экономит время и стирку.
Если ребенок много мочится, так, что вся кровать становится мокрой, можно использовать сразу две пеленки. Но вторую кладите не между ног, как первую, а оберните вокруг бедер.
После испражнения можно вытирать ягодицы ребенка детским кремом, глицерином либо простой водой и ватой. Если есть необходимость, можно помыть ягодицы с мылом (тщательно смывайте мыло). Меняя мокрую пеленку, не обязательно подмывать ребенка.
240. Стирка пеленок.
Если у вашего ребенка часто бывают опрелости, то необходимо либо кипятить пеленки, либо добавлять антисептик в воду при последнем полоскании. В моче могут быть бактерии, вырабатывающие аммоний, который вызывает опрелость кожи. При обычной стирке эти бактерии полностью не уничтожаются.