Курсовая работа фрейд толкование сновидений
Курсовая работа: Теория сновидений Зигмунда Фрейда – «Толкование сновидений»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Теория сновидений Зигмунда Фрейда – «Толкование сновидений»
Леухиной Елизаветы Михайловны
к.ф.н., доцент Волков А.В.
Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900) это был его первый и основной труд. Толкование сновидений это чересчур сложная работа и без всяких сомнений она касается и психоанализа. Но до того, чтобы понять в общих чертах теорию Фрейда, нам нужно ознакомиться с тем, как он представлял себе психику человека.
Согласно работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — «Оно» — Ид, «Я» — Эго и «Сверх-Я» — Суперэго.
Я- это основное состояние нормального взрослого человека. В ходе своей подготовки к докладу, я нашла такое интересное сравнение эго, как аналогия его с жуком навозником, который постоянно катит перед собой шар навоза, на шар цепляются все новые кусочки, жук не видит себя, он видит только шар, который растет, и жук думает, что этот шар и есть он. Но наше Эго – набор данных, накопленный с момента рождения.
Сверх Я. Это понятие мы все в вами знаем под обыкновенным понятием эгоизм. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.
«Оно» и «Сверх-я» носят конфликтный характер. «Сверх-Я» оказывается чем-то вроде плотины, вытесняющей из сознания все социально, культурно неприемлемые порывы. Однако, тот факт, что эти порывы вытесняются из сознания, не означает, что они исчезают. На самом деле, они остаются и переходят, по мнению Фрейда, в состояние «вытесненного бессознательного».
С точки зрения Фрейда это «вытесненное бессознательное» может в любой момент вырваться наружу, причем в самых разнообразных формах – описках, оговорках, в неврозах и психозах. При этом одной из таких форм проявления вытесненного бессознательного являются сновидения.
Сновидение является результатом борьбы и совмещения двух противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Бессознательное действует «по принципу удовольствия», вырабатывая фантастические образы, служащие удовлетворению желаний. Сознание действует «по принципу реальности», добиваясь соответствия продуктов психической деятельности с правилам логики. Конфликт между двумя этими отражается на характере сновидений, придавая им более или менее реалистический характер. Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действуют с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйством фантазии, образами, которые ни в каком опыте не встречались.
Отсюда вытекают основные положения теории сновидений Фрейда:
Первое, мы наконец выясним как же трактует понятие «сновидение» Фрейд. Итак, сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон. Поэтому второе положение это функция сновидения. Третье же положение заключается в том, что сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.
Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, — говорит Фрейд, — является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».
Можно было бы предположить, что сновидение — реакция души на внешние раздражители, которые действуют на спящего. Однако эти раздражители не могут объяснить всего в сновидении, и Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Но кроме внешних раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.
Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.
Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.
Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание такой формой как Сверх-Я. Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность Сверх-Я ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.
Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания; 2) ненависть.
Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении.
Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей. Так бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.
В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и иногда у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.
Однако обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку. Которая называется работа сновидения. Работа сновидения состоит из нескольких компонентов.
Первый это Конденсация. Сновидение сжимается. Один персонаж может представлять в сновидениях сразу несколько персон из реальной жизни. Это явление объяснимо, потому что мысли, человека который видит сон, несравнимо богаче сновидения.
Второй компонент – перемещение. Важные мысли индивида могут приобретать в сновидениях вид элементов, ничего не значащих и наоборот, но второе происходит в разы реже.
Деформация является третьим элементом в работе сновидений. Фрейд подчеркивает разницу между тем, что индивид видит во все и реальными мыслями, которые прячутся за сценарием, воспроизводимым во сне.
Четвертым компонентом в работе сновидений является построение. Сновидению неизвестны принципы состояния бодрствования. Материал сновидений должен перетерпеть превращение для составления сна. Во сне теряются связи, которые существуют между элементами состояниями бодрствования: мысли превращаются в образы; абстрактные элементы становятся конкретными.
Из этого вытекает следующий компонент, пятый, символика. Сновидение использует символы, чтобы превратить скрытые мысли в образы.
И наконец, последний компонент это вторичная переработка. Если сновидение – продукт бессознательной деятельности, оно также очень близко к умственной деятельности человека в состояние бодрствования, когда пытается, с помощью вторичной переработки, передать некое подобие логики. сновидение фрейд психика человек
Все эти процессы работы сновидения имеют целью придать снам видимость бессвязности, непонятности, главная задача которых спрятать реальный смысл в скрытом содержании.
Рассказав о теории сновидения Фрейда. Я хотела бы подвести итоги. Итак, Сновидения трактуются Фрейдом как форма ежесуточной психотерапии. С их помощью изживаются порождаемые жизнью напряжения и конфликты. Сон напоминает регрессию — свободное течение ассоциаций — от последнего случайного впечатления — к ранним и стержневым психическим комплексам. Работа сна состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятии сопротивления, а с другой, в выработке фантазий «на тему» вытесненного желания. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того «языка», который выработался у данного конкретного человека. К «сонникам», раскрывающим якобы уникальную символику сновидений, Фрейд относился отрицательно, т.к он говорил что каждый человек индивидуален в своих мыслях и психологии. Теория Фрейда интересна и полна в своей сущности, но все же теория сновидений и по сей день остается открытой. Теория Фрейда это не заключение в изучении сновидении, го теория это одна из попыток разгадать загадку сновидения. И по сей день наука философия, и психоанализ пытаются понять природу сновидений.
1) Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; под ред. А.П.Алексеева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
2) Соколов Э.В. Введение в психоанализ / Э.В.Соколов// Социокультурный аспект, изд третье.- Спб.: Лань, 2002.- 318с.
4) Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.- В.М.Лейбин. –М.: Политиздат, 1990.-397с.
Реферат: Толкование сновидений по Фрейду
Название: Толкование сновидений по Фрейду Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 03:28:24 18 июля 2005 Похожие работы Просмотров: 6595 Комментариев: 15 Оценило: 10 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать | |||||||||
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.02.2011 |
Размер файла | 63,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд.
Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному. Вместе с тем изучение сновидений продвинулось значительно дальше его личности, «Толкование сновидений» превзошло материал жизни Фрейда и даже само его учение, открыв широчайшие горизонты, не познанные нами еще и сегодня. Фрейд пишет, что ”сновидения могут служить материалом для многих дедуктивных построений, которые должны целиком изменить наши психологические теории». Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.14.В «Толковании сновидений» делается попытка создать совершенно новую антропологию, на что указывает ряд замечаний Фрейда, например, такое: «Интерпретация сновидений может дать нам о структуре разума данные, которых мы до сих пор тщетно ждали от философии». Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.17.
В «Толковании сновидений», теоретическом и практическом учебнике Фрейда по изучению сновидений, переплелись многочисленные направления: исследования скрытых, темных сторон.
Опыт клинической работы, чтение разнообразных книг о важной роли снов, а также продолжающийся прием больных служили главными источниками научного вдохновения. Связь сновидений и неврозов представляется неоспоримой; уже в 1897 году Фрейд утверждает, что в сновидениях содержатся зачатки всей психологии неврозов, и вновь выдвигает этот тезис в январе 1899 года:
«Ключ к пониманию истерии действительно находится в сновидениях” Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.358. Но благодаря самоанализу 1897 года это направление мысли Фрейда, касающееся сновидений, получило решающий импульс именно в период изучения себя, своей глубинной сущности, преодоления трудностей «опытного невроза» скрестились, соединились и стали воздействовать друг на друга явления, которые можно назвать путем неврозов и путем сновидений. Путь неврозов определяющийся личной и клинической практикой, ставящей многочисленные проблемы, нашел свое место и получил развитие внутри пути сновидений, «широкого пути», по выражению Фрейда, предоставляющего обширные антропологические сведения и одновременно выступающего в качестве «королевского пути», ведущего к бессознательному.
1. Положения З.Фрейда о сновидениях
Фрейд старается создать и пустить в действие точные, эффективные и универсальные методы, благодаря которым интерпретация снов станет ясным предметом рационального, практического изучения.
Основные фрейдовские положения о сновидении.
Фрейд возрождает некую давнюю и стойкую традицию толкования древних текстов, которая призвана, порой в сочетании с тонкой интуицией, интерпретировать сны и подчинять их смыслу, главному смыслу, диктуемому действующими культурными, религиозными, мифологическими традициями. Сон как явление внутреннее, ночное, субъективное и «иррациональное», то есть решительно не поддающееся рациональному толкованию, становится типичным примером отторжения западной рациональной культурой. Операция Фрейда заключается в том, что ему удалось вновь вернуть эти сновидения в нашу культуру с помощью рационалистических методов, которые служили и до сих пор служат для обесценивания и принижения роли снов.
Если не существует сновидения, хотя бы некоторые аспекты которого не имели бы эротического содержания в широком смысле, как оно понимается в общем контексте развития либидо, это не значит, что всякий сон должен подвергаться исключительно сексуальной интерпретации. Фрейд резко восстает против сведения к чистой сексуальности его исследования.
2. Работа сновидения
В области, намеченной положениями Фрейда о сновидении, происходят различные действия, составляющие то, что он называет «работой сновидения», причем термин «работа» здесь нужно понимать, в созидательном смысле.
Фрейд демонстрирует также серию методов, без которых отныне невозможно обойтись при любом подходе к реалиям сновидения, а также не менее эффективных в других областях исследований. В этом списке положений, составляющих силу и определяющих плодотворность фрейдовской концепции сновидения, следует отметить: конденсацию, смещение, обращение или превращение в свою противоположность, процесс формирования образов, выражение через картины, перенос логических отношений, символику, вторичную выработку и т.д. главные из этих положений требуют значительных уточнений.
Конденсация осуществляет с персонажами сновидения самые неожиданные, чрезвычайно показательные действия, и ни одна сторона действительности не ускользает от ее вмешательства. Пространства и объекты легко подчиняются ей. Знакомая улица, появившаяся в сновидении, может соединить в себе другие места и пространства, близкие и далекие, встречающиеся недавно или давно. Но совершенно очевидно, что предпочтительный материал для конденсации составляют слова и имена.
Конденсация происходит благодаря тому, что:
1) определенные скрытые элементы вообще опускаются;
2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;
3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.
Из своих сновидений можно без труда вспомнить о сгущении различных лиц в одно. Так же смешиваются местности, предметы. Благодаря этому возникает, как правило, неясная, расплывчатая картина, подобно той, что получается при печати нескольких снимков на одной фотопластинке. Работа сновидения стремится сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найти многозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться. При этом между скрытыми и явными элементами не сохраняется простого соответствия
Конгломерат черт, слогов, фактов, разрозненных частей, соединенных в образе сновидения в результате конденсации, тем труднее распутать и расшифровать, что различные его составляющие претерпели одновременно деформирующее воздействие процесса, называемого смещением. Он нарушает, порой снизу доверху, связь, существующую между элементом сновидения и его специфическим значением: главные, определяющие элементы трактуются во сне как нечто незначительное, полностью обесцениваются, в то время как элементы мелкие, второстепенные, незначащие обретают неожиданный вес, являются объектом впечатляющей переоценки.В своей небольшой работе «Сновидение и его интерпретация» Фрейд так описывает этот процесс:
«Во время работы, производимой сновидением, психическая сила идей и представлений, служащих его предметом, переносится на другие, а именно на те, подчеркивания которых мы совершенно не ожидаем. Этот перенос психических акцентов приводит к затуманиванию смыла сновидения и делает неузнаваемыми связи между сном явным и сном скрытым». Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.388
Смещение проявляется двояким образом:
1) какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т.е. намеком;
2) психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.
Важной чертой сновидения является его неспособность выражать категории противопоставления и противоречия: оно их не выражает, кажется, что оно не знает понятия «нет». Ему удается прекрасно объединять противоположности и представлять их в одном объекте. Сновидение часто представляет какой-то элемент через противоположное желание, так что невозможно понять, позитивное или негативное содержание соответствует этому элементу в системе образов сна.
Принцип регрессии глубоко пронизывает фрейдовскую концепцию сновидения, имеет большое значение в ориентации его исследования сновидений и порой рискует скрыть за собой то действительное, настоящее, что настоятельно присутствует в сновидении. Следует видеть также, что настоящее в сновидении обнаруживается лишь среди прошлого, выступает из предчувствий, давних событий, из минувшего, которое воздействует на сновидение и само подвергается его воздействию в бесконечной игре, соперничестве процессов регрессии и актуализации. Таким образом, фрейдовская регрессия действует скорее не как отрицательный вектор эволюции, не как обратное движение, чему соответствует общепринятое понимание прилагательного «регрессивный», но как движение, вскрывающее все новые грани реальности в сновидении, которое скорее можно охарактеризовать термином «ремобилизующее».
Ход фрейдовской мысли разъясняет нам значение понятия регрессии в крупной последней главе «Толкования сновидений», названной «Психология сновидения».
«Можно выделить три вида регрессии:
а) регрессия топическая;
б) регрессия временная, когда речь идет о восстановлении прошлых психических образований;
в) регрессия формальная, когда примитивные образы и способы выражения заменяют обычные. Эти три вида регрессии в основе своей едины и в большинстве случаев сливаются, поскольку то, что является более древним по времени, обычно более примитивно с точки зрения формы и расположено в топике психики наиболее близко к порогу восприятия». Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.406
«В целом сновидение является регрессией к самому давнему прошлому видящего сон, как бы возрождением его детства, мотиваций и влечений, доминировавших в то время, способов выражения, которыми оно располагало. За этим индивидуальным детством мы видим филогенетическое детство, развитие человеческого рода, кратким и подверженным влиянию непредвиденных условий жизни, повторением которого является развитие индивидуума. …Мы можем надеяться через анализ сновидений познать архаическое наследие человека, раскрыть его врожденные психические черты. Видимо, сновидения и неврозы сохранили для нас предысторию разума в большей степени, чем мы можем предположить, так что психоанализ по праву должен занять подобающее ему высокое место среди наук, пытающихся воссоздать наиболее древние и туманные периоды происхождения человечества». Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.486
Количество частей сновидения, как правило, сочетается с числом основных тем; короткое вступительное сновидение часто относится к последующему подробному основному, как введение или мотивировка; придаточное предложение замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен. Таким образом, форма сновидений очень важна и сама требует толкования.
Работа сновидения заключается в том, чтобы выраженные в словах скрытые мысли перевести в чувственные образы по большей части зрительного характера. Наши мысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материалом и предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать, образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова. а затем и мысли. Таким образом, работа сновидения заставляет мысли пройти регрессивный путь, лишает их достигнутого развития, и при этой регрессии должно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образов воспоминания к мыслями. Получается некая вторичная обработка, которая старается из ближайших результатов работы сновидения более или менее гармоничное целое. При этом материал располагается зачастую совершенно не в соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым, делаются вставки.
3. Техника и методы толкования
сновидение фрейд телепатический
В таком случае задача состоит в том, чтобы дать ему обнаружить это знание и сообщить его нам. Помочь в решении этой задачи может метод свободной ассоциации.
Метод заключается в том, чтобы видевший сон сообщил первое же, что придет ему в голову по поводу сновидения. Предлагается разбить сновидение на элементы и исследовать аналогично каждый элемент в отдельности. Любой элемент сновидения является заместителем чего-то другого, о чем видевший сон знает, но знание ему недоступно. Техника состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям вызвать к этим элементам другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое.
При этом надо соблюдать три важных правила:
1) не нужно обращать внимание на абсурдность или понятность, ясность или спутанность сновидения;
2) работу ограничивать тем, что каждому элементу вызывать замещающие представления, не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то подходящее, не обращать внимание, насколько далеко они откланяются от самого элемента;
3) нужно выждать, пока скрытое, искомое бессознательное возникнет само.
З.Фрейд выделял несколько методов толкования сновидений.
Расшифрование. ”сновидения рассматриваются как своего рода условный шифр”, Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.113в котором каждый знак может быть заменен другим знаком общеизвестного зночения. На основе этого метода составляются сонники.
Фрейд отвергает эти два метода и предлагает свою технику толкования сновидений:
-Индивидуапльный подход к сновидениям:”одно и тоже сновидение у различных лиц может открывать совершенно различные мысли” Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.114
-Анализ каждой части и выявление скрытых мыслей.
Достаточно показательным в этом плане является анализ сна об Ирме.
4. Образы и символика сновидения
Переход к образу требует от сновидения известных ограничений; между скрытыми мыслями и явным содержанием действует, наряду с конденсацией и смещением, третий фактор, который Фрейд определяет как «рассмотрение системы образов через призму собственного психического материала сновидения, то есть чаще всего через визуальные картины «. Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.448
Реальные факты и события в сновидении часто заменяются символами. Символика сна оказывает большое впечатление на пытающихся ее интерпретировать и служит в ряде случаев ключом к сновидению. Придавая достаточно большое значение символам, Фрейд тем не менее подчеркивает их расплывчатость и общий характер и предостерегает от слишком прямолинейной интерпретации.
«Когда привыкаешь к многочисленным символам, использующимся для выражения сексуального материала в сновидении, начинаешь спрашивать себя, не похожи ли они на знаки, применяющиеся в стенографии для обозначения определенных вещей, и стараешься путем расшифровки выработать новый ключ к сновидениям. Следует отметить, что эта символика характерна не только для сновидения, ее можно обнаружить в любых бессознательных образах, в коллективных, особенно народных, представлениях: фольклоре, мифах, легендах, поговорках, пословицах, игре слов: там она представлена даже более полно, чем во снах». Фрейд З. «Толкование сновидений» С.П.1998г. стр.326
В противоположность многим традиционным попыткам анализа, пытающимся рассматривать индивидуальное сновидение как массу общих символов, что придает ему универсальный характер. Метод Фрейда стремится заставить работать символы в контексте, если можно так выразиться, языка сновидения, объединять их в серии, служащие для разъяснения событий индивидуальной, ни на что не похожей истории. Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную, или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением и дает ценные результаты только в сочетании с ней.
После того как мы, по словам Фрейда, «наметили все ограничения», можно рассмотреть спектр символов, выбирая из предложенных им длинных серий некоторые наиболее показательные примеры.
- Как правильно отрегулировать клапана дэу матиз 0 8 двигатель
- Грязезащитные чехлы на ниву 21214