Лексическое толкование слова 5 класс
Конспект урока в 5 классе. Лексическое значение слова.»
Тема урока : Лексическое значение слова
Предмет : русский язык
Тип урока : открытие нового знания
— сформировать способность определять ЛЗ слова;
— развивать умение работать с толковым словарём
Эпиграфы : «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить. » В. И. Даль
Слово не стрела, да острее стрелы.
I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)
II . Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
I. Слайд 3. Пятиминутка для жизни
Правильно ли говорит наш старый знакомый Винни Пух?
Я люблю салат из свеклЫ с орехами.
Приятель звОнит мне каждый вечер.
Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог.
А ну, ложь книгу на место!
Ихний дом построен недавно.
А как сказать правильно?
(учитель читает стихотворение В. Шефнера)
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно полки за собой повести.
-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
Слайд 7. Прочитаем эпигра фы к нашему уроку.
-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и эпиграф, то высказывание, которое вам больше понравилось.
III . Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения.
— С чего же начать наше путешествие по океану знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.
( Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом).
1. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей.
2. В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (учитель)
3.Я на все твои вопросы
Под обложкой моей знанья
Загляни, скорей, сюда. (книга)
4. На столе передо мной
Арктика, Экватор, Полюс, —
Сделать новую черту
Что-нибудь без меня
6. В трубке стержень сидит,
На тетради все глядит.
Задачи записывает, решает,
Про диктант не забывает.
Сеет буквы – семена,
Всюду-всюду есть она. (Ручка.)
Посмотрите на меня —
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Невозможно не узнать:
Каждый знает, я — … (тетрадь)
— Какое слово получилось?
(Словарный состав языка)
— Сколько слов в русском языке? (Много)
(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)
Наша задача – расширять свой словарный запас.
– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что значит узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И. Токмаковой.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
И ничего не значит
Давайте исследуем его.
Разбор у доски (письменно):
Плим – существительное (что?) плим.
Одушевленное, нарицательное, 2 склонение, мужской род в именительном падеже в единственном числе.
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!
— Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
— Итак, что же такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает).
Значит, мы сегодня с вами познакомимся с понятием “Лексика” и «Лексическое значение»
Слайд 10. Словарная работа.
— Откройте тетради – справочники и запишите определение слова – ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. (Слайд)
IV . Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Откройте учебник на стр.71, прочитаем теоретический материал. Устно выполним упражнение ____.
(Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога)
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
А теперь обратите внимание на запись (слайд11). Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка) А как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки)
Итак, мы уже можем назвать наш текст «Берёзка».
Выполните лингвистическую задачку: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания:
Проверьте себя, исправьте ошибки. (слайд 12)
Слайд 13. Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают
К каким частям речи относятся эти слова? (прилаг., сущ.)
Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи. Какой тип речи выбрал автор? (описание)
А что автор описывает? (берёзку)
Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.
Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.(лиственное дерево с тонким белым стволом.)
А можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет)
Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам.
А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка? (Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.)
Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме.
Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.)
По Толковому словарю.
А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. (Слайд14 )
Так толкуется значение слова береза.
Это называется словарной статьей.
Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд.
Из чего состоит эта словарная статья?
Толкование лексического значения.
Пример употребления в речи.
Какая из этих частей главная (3). Каким образом толкуется значение этого слова? (Подбором близких по значению слов).
Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете обязательно загляните в толковый словарь..
Слайд15-16. — Существует много толковых словарей: ( выставка словарей)
1. «Толковый словарь живого великорусского языка», В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома.
2. «Толковый словарь русского языка», Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г)
3. «Словарь русского языка» ( академический), 4 тома, 1981-1984 г.
4. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов ( более 50000 слов)
6. «Школьный толковый словарь русского языка» М.С.Лопотухина, Е.В.Скорлуповский
Сценка » Словарь В.Даля».
Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
» Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»
Он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей.
Слайд18. Игра: составь слова – великорусский (выполняют задание по парам, кто больше?)
— Следующее задание. Слайд 19. Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям, составьте словосочетание и предложение.
1гр. Наметенная ветром большая куча снега, а также вообще чего-н. сыпучего, мелкого. (сугроб)
2гр. Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде ледяных кристаллов. (снег)
3гр. двенадцатый, последний месяц в году; декемврий; студень или грудень (декабрь).
— Проверьте себя и оцените свою работу.
— Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?
Нет, скоро наступит зима и любимый нами праздник. Какой? (Новый год)
Слайд 20. Теперь ваша задача наоборот дать толкование заданного слова, а мы вместе должны будем отгадать. Кому трудно составить лексическое значение слова самим, обратитесь к толковому словарю.
V .Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
чтобы знанья были впрок,
Следует кратко повторить урок.
-Исследование какой темы вели на уроке?
-Какие понятия разобрали?
Какую цель мы ставили? (понять что такое лексическое значение)
Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
А как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.
Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.
Слайд 22. Домашнее задание. 1.Написать письмо к Деду Морозу (раздать шаблоны) или 2. Учебник стр. 72, упр. 168
От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.
Урок по русскому языку для 5 класса «Слово и его лексическое значение
Выбранный для просмотра документ Открытый урок Лексика.docx
Тема: Слово и его лексическое значение
— развивать умение различать лексическое и грамматическое значения слова; пользоваться толковым словарем.
Эпиграфы : «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить. » В. И. Даль
Слово не стрела, да острее стрелы.
I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами.
II . Формулирование темы урока.
Сейчас мы без слов сказали о своём настроении и сумели понять друг друга. Но замечательный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: (слайд 2) «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». (Цитата заранее записана на доске.)
(слайд 3) Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, обложной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др.
Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых говорит писатель в своем высказывании. ( Чистый воздух, потоки воздуха, прозрачные воды, шум леса, цветение трав, плывущие облака и др.)
-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
— Прочитаем эпигра фы к нашему уроку.
— Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и эпиграф, то высказывание, которое вам больше понравилось.
III . Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения.
— С чего же начать наше путешествие по океану знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд . (Слайд 5)
( Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом).
1. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей.
2. В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (учитель)
3.Я на все твои вопросы
Под обложкой моей знанья
Загляни, скорей, сюда. (книга)
4. На столе передо мной
Арктика, Экватор, Полюс, —
Сделать новую черту
Что-нибудь без меня
6. В трубке стержень сидит,
На тетради все глядит.
Задачи записывает, решает,
Про диктант не забывает.
Сеет буквы – семена,
Всюду-всюду есть она. (Ручка.)
7. Посмотрите на меня —
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Невозможно не узнать:
Каждый знает, я — … (тетрадь)
— Какое слово получилось?
— Что же такое ЛЕКСИКА?
III. Работа с учебником.
— Откроем учебники на стр. 149 – 150 и прочитаем диалог ребят. (Чтение в лицах)
Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику.
(Слайд 6) Запись в тетрадях: Лексика — это словарный состав языка.
(Слайд 7) Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А.Шибаев)
Все предметы, которые нас окружают, имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много русских слов.
Все слова какого-либо языка образуют его словарный состав, или лексику. Так, русские слова составляют лексику русского языка, башкирские слова- лексику башкирского языка и т.д.
(Слайд 8, 9) Сколько же все-таки слов в нашем языке? (например, в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова 70 000 слов, в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка»- более 120 000 слов.)
На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи. А словарный запас одного человека называется – ЛЕКСИКОН .(слайд 10). В зависимости от того сколько слов входит в лексикон, его называют бедным или богатым.
Очень много слов знают, например, выдающиеся писатели. В произведениях А.С.Пушкина насчитывается около 22 тысяч разных слов. Это бедный или богатый лексикон?
А ваш лексикон беден или богат? Давайте высчитаем? Откройте любую страницу толкового словаря (открывает ребенок) Я читаю слова, а вы + обозначаете те, которые знаете и употребляете в своей речи. Теперь полученное число умножьте на количество страниц.
Вы получите в среднем число вашего словарного запаса или лексикона (в среднем около трех тысяч слов). Какой вывод напрашивается? (Пополнять свой словарный запас, т.е. узнавать новые слова).
А как это сделать? (Слайд 11)
Есть волшебная страна, Как писать какое слово,
Что распахнута пред вами, Как писать и как читать,
Та, которая словами, Как с другими сочетать…
Что людьми населена. Уважаем государь
Правит ими государь По прозванию Словарь.
По прозванию Словарь Даже Пушкин,
И относится он к ним, Я об этом достоверно говорю,
Словно к подданным своим. Не однажды за советом
Утверждать ему не ново, Обращался к Словарю.
(Я.Козловский)
– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что значит узнавать новые слова?
Послушайте стихотворение И. Токмаковой.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Вот прыгает и скачет
И ничего не значит
Учитель: Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово? (Да).
Давайте исследуем его.
Разбор у доски (письменно):
Плим – существительное (что?) плим.
Одушевленное, нарицательное, 2 склонение, мужской род в именительном падеже в единственном числе.
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!
— Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
— Итак, что же такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает).
Значит, мы сегодня с вами знакомимся с понятиями “Лексика” и «Лексическое значение»
— Откройте тетради – справочники и запишите определение слова – ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Работа с учебником на стр. 150-151
Где в ваших учебниках находится Толковый словарь? (стр. 175-184)
Найдем толкование слова ГАНТЕЛЬ.
Обратите внимание, что словарная статья состоит из : (Слайд 14)
Заголовочное слово.
2) Грамматические пометы.
3) Толкование лексического значения.
4) Пример употребления в речи.
Какая из этих частей главная (3).
Каким образом толкуется значение этого слова? (Подбором близких по значению слов).
Мы тоже украсим ее, только словами:
1. Крупное лиственное дерево, произрастающее в русских лесах. (Дуб)
2. Большое хвойное дерево с короткими иголками. (Ель)
3. Тропическое фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку. (Пальма)
4. Южное дерево с крупными оранжевыми плодами, похожими на солнышко. (Апельсин)
5. Дерево с ягодами темно-красного цвета, слегка кисловатыми. (Вишня)
6. Фруктовое дерево с круглыми румяными плодами. (Яблоко).
Какое слово объединяет все эти слова (дерево)
Ребята, а как называется весь растительный мир? (Флора).
Найдём лексическое значение этого слова в Толковом словаре.
Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете обязательно загляните в толковый словарь..
— Существует много толковых словарей: ( выставка словарей)
1. «Толковый словарь живого великорусского языка», В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома.
2. «Толковый словарь русского языка», Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г)
3. «Словарь русского языка» ( академический), 4 тома, 1981-1984 г.
4. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов ( более 50000 слов)
6. «Школьный толковый словарь русского языка» М.С.Лопотухина, Е.В.Скорлуповский
Сценка » Словарь В. Даля». Слайд 20
Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
» Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»
— А что вы, ребята, знаете о В. И. Дале?
IV . Это и будет ваше домашнее задание : (Слайд 21)
1. Найти сведения о В. И. Дале – создателе «Толкового словаря живого великорусского языка»
2. упр. 331 на стр. 152. Как видите. Это кроссворд. Следует решить его и записать слова.
3. А для самых творческих задание на выбор: составить кроссворд.
чтобы знанья были нам впрок,
Следует кратко повторить урок.
-Исследование какой темы вели на уроке?
-Какие понятия разобрали?
Как называется словарный запас одного человека?
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
А как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.
Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.
И в заключение урока вновь обратимся к эпиграфам: Почему пословицы говорят, о такой силе слова?
Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью
Лексике так хочется, чтобы все её жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твёрдо верит, что во всём мире останутся существовать лишь слова героические, справедливые, приносящие людям не только необходимость общаться, но и спокойно жить, трудиться и радоваться.
Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами. Наш язык- это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
Учитель: От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Есть волшебная страна, Как писать какое слово,
Что распахнута пред вами, Как писать и как читать,
Та, которая словами, Как с другими сочетать…
Что людьми населена. Уважаем государь
Правит ими государь По прозванию Словарь.
По прозванию Словарь Даже Пушкин,
И относится он к ним, Я об этом достоверно говорю,
Словно к подданным своим. Не однажды за советом
Утверждать ему не ново, Обращался к Словарю.
(Я.Козловский)
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Вот прыгает и скачет
И ничего не значит
Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
» Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»
Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
» Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»
Лексике так хочется, чтобы все её жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твёрдо верит, что во всём мире останутся существовать лишь слова героические, справедливые, приносящие людям не только необходимость общаться, но и спокойно жить, трудиться и радоваться.
Выбранный для просмотра документ Слово и его лексическое значение.pptx