Лекции по толкованию правовых норм
Лекция 24. Толкование права.
1. Общее понятие толкования права.
2. Способы (приёмы) толкования права.
3. Виды толкования права.
4. Толкование норм права по объёму.
5. Интерпретационные акты.
2. При уяснении смысла нормы права исследуются не только ее содержание, но и ее правовые связи с другими предписаниями и элементами самой нормы, а также связи нормы права с другими общественными явлениями. Уяснение нормы права осуществляется при помощи определенных приемов (способов), которые представляют собой совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы и выраженной в ней воли законодателя. В литературе выделяют следующие способы толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический, специально-юридический и функциональный.
Грамматический способ толкования права (иначе его называют «филологический, текстовой») основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др.
Логический способ состоит в том, что он предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношение между ними.
Систематический способ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права, следовательно, взаимодействует с множеством норм. Поэтому при систематическом способе смысл нормы уясняется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юридические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими ей по содержанию. Это помогает установить сферу действия данной нормы, круг субъектов, на которых она распространяется, позволяет также выяснить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые фактически не действуют. При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Особенной частью. Это также дает возможность более полно раскрыть смысл и содержание толкуемой нормы права.
Историко-политический способ состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств (экономических, политических, социальных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений. Без учета историко-политической обстановки, в которой принималась данная норма или данный акт, создается опасность принятия решений формально правильных, но по существу противоречащих тем задачам, которые ставились при регулировании общественных отношений. Реализация нормы права — это юридически значимое действие, содержащее правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела. Например, нормы периода военного времени невозможно правильно истолковать без учета данной обстановки.
Телеологическое (целевое) толкование позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона. Оно направлено на выявление целей издания акта, как непосредственных, так и перспективных, конечных. Такой способ толкования необходим при существенных изменениях общественно-политической обстановки в стране и коренных изменениях правового регулирования общественных отношений.
Специально-юридический способ толкования права представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. Иначе говоря, данный способ базируется на правилах юридической техники. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Считается, что специально-юридическое толкование предполагает следующие приемы:
а) нормативное толкование, т.е. установление нормативности правила поведения;
б) уяснение особенностей юридических конструкций;
в) определение отраслевой принадлежности нормы;
г) терминологическое толкование,
д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и другими приемами.
Важно также изучение содержания конкретной нормы на основе постановлений пленумов Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также решений Конституционного суда Российской Федерации. Функциональное толкование права сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств. Так, при определении размера алиментов, подлежащих выплате на несовершеннолетних детей, суд должен учитывать материальное, семейное положение сторон и другие «заслуживающие внимания» обстоятельства (ст. 68, 83 СК РФ). Для установления точного смысла нормы и воли законодателя используются одновременно не все приемы, а лишь один-два. А в сложных случаях может потребоваться применение всех способов толкования.
3. Толкования-разъяснения права различаются в зависимости от субъектов, которые дают толкования норм права или отдельных актов. Выделяют два главных вида толкования по этому основанию: официальное и неофициальное. Официальное толкование-разъяснение права: а) дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах; б) имеет обязательное значение для других субъектов; в) является юридически значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.
Официальное толкование норм права, в свою очередь, подразделяется на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование — это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Оно может вызываться как неясностью закона, неадекватным выражением воли законодателя, так и неправильным пониманием закона правоприменяющими органами и должностными лицами. Следовательно, нормативное официальное толкование имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев (подобно нормативному правовому регулированию). Нормативное толкование делится на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентичное официальное толкование исходит от органа, издавшего данный акт. Иначе говоря, аутентичное толкование вправе давать все правотворческие органы, но в отношении только своих актов. Например, законодатель может давать толкование всех законодательных актов, Правительство — толковать лишь свои акты и т. д. Законодательный орган имеет право поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснять тот или иной закон, но это будет акт легального толкования. Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем. Например, Верховный суд Российской Федерации, обобщая судебную практику, дает судам разъяснения по вопросам применения закона к той или иной категории дел. Эти разъяснения обязательны для всех судов. Примером официального нормативного легального толкования служат постановления Конституционного суда Российской Федерации, в частности толкования Конституции Российской Федерации.
Казуальное толкование также относится к официальному виду. Оно дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. Необходимость данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения действующего законодательства по конкретному юридическому делу. Хотя казуальное толкование обязательно только для конкретного случая, однако оно служит образцом для других органов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих данную норму.
В юридической литературе иногда подразделяют нормативное и казуальное толкование права на два подвида: судебное и административное. Судебное толкование нормы права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. Административное толкование нормы права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда. Неофициальное толкование может быть как устным, так и письменным. Различают три разновидности неофициального толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное (научное). Обыденное толкование нормы права может даваться любым гражданином в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении законопроектов. Профессиональное (или компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты и др.). Доктринальное толкование осуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научной литературе, в комментариях, при юридической экспертизе законопроектов и т. д. Этот вид толкования не является обязательным, но его сила основывается на авторитете научного учреждения или отдельного ученого и оказывает большое влияние на процессы правотворчества и правоприменения. В частности, комментарии кодексов и отдельных наиболее важных законов получили большое распространение в судебной и иной юридической практике. И хотя на них нельзя ссылаться в обосновании принимаемого решения, однако они служат незаменимым справочным материалом и способствуют укреплению законности.
4. Как известно, результатом толкования применяемой нормы права служат полная ее ясность и точность, отсутствие двойного смысла. Если говорить более точно, то между «духом» и «буквой» закона не должно быть расхождений, т.е. между смыслом нормы и словесным ее выражением не должно быть различий.
В зависимости от результатов толкования различают буквальное (адекватное), расширительное, или распространительное, ограничительное толкование нормы права. Чаще всего воля законодателя уясняется в точном смысле с текстом нормы. Иными словами, словесное выражение нормы и ее действительный смысл должны совпадать. Тогда говорят: «дух» и «буква» закона не расходятся, совпадают. Расширительное толкование нормы права, иногда его называют распространительным, имеет место тогда, когда словесное выражение нормы уже ее действительного смысла, т.е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции Российской Федерации закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты. Ограничительное толкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе РФ обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно (ст. 63). А обстоятельства, смягчающие наказание, подлежат расширительному толкованию, поскольку в ст. 61 УК РФ указывается, что при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств и другие, не предусмотренные данной статьей. Расширительное и ограничительное толкование относятся к исключительным видам; как правило, используется буквальное толкование. Обычно считается, что не могут расширительно толковаться нормы, устанавливающие какие-либо ограничения или более строгую ответственность, а также санкции норм права. Если же в тексте нормы использованы такие обороты, как «и другие» условия или обстоятельства, «иные», «и так далее», то они предполагают расширительное толкование.
Толкование нормы права и нормативных правовых актов тесно связано с их конкретизацией. Конкретизация нормативных предписаний чаще всего осуществляется в процессе подзаконного правотворчества. Но нормы права могут конкретизироваться и при их толковании. Это характерно, например, для решений Конституционного суда Российской Федерации. В своих решениях и при толковании конституционных норм он конкретизировал конституционные положения о трехкратном представлении Президентом Российской Федерации в Государственную Думу кандидатуры на пост Председателя Правительства Российской Федерации, о подсчете голосов при голосовании федеральных законов в Государственной Думе и Совете Федерации. Конкретизация, безусловно, вносит нечто новое в содержание правового установления, поэтому конкретизацию норм могут осуществлять только субъекты толкования, обладающие соответствующими полномочиями.
5. Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов. Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:
1) закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;
2) представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т. д.;
3) имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;
4) принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;
5) носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;
6) обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия;
7) вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;
8) являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;
9) по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т.е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А.С. Пиголкин, проф. В.Н. Карташов).
Акты толкования классифицируются по различным основаниям:
1.По внешней форме они подразделяются на письменные и устные. Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт — указ, постановление, инструкция и т. д.
2.По субъекту толкования акты толкования можно делить на: а) акты законодательных органов (например, постановления Федерального Собрания, где даются официальные разъяснения принятых законов; б) акты судебного толкования — Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.; г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.
3.По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального толкования.
4.По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.
5.Акты толкования можно выделять по отраслям толкуемых норм — уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др.
6.Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: а) они имеют характер официального документа; б) обязательны для нижестоящих судов; в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.
Можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе судебные и административные, имеют правотворческий характер и служат источниками права.
Лекция 16. Толкование норм права
Лекция 16. Толкование норм права
1. Понятие толкования правовых норм и его значение
2. Виды и способы толкования правовых норм
3. Пробелы в праве и пути их устранения
4. Толкование норм права при коллизии юридических норм
Некоторые ключевые понятия темы
1. Понятие толкования правовых норм и его значение
Толкование правовых норм — это деятельность государственных органов,
общественных организаций, должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм; это деятельность, направленная на раскрытие смыслового содержания юридических норм.
Учение о приемах толкования различного рода предписаний известно еще с глубокой древности. Так, в Древней Греции практиковалось толкование-разьяснение обычаев, законов, предсказаний оракулов, литературных и религиозных текстов (экзегеза).
Более развернуто оно было разработано позднее в практике римских юристов и средневековых глоссаторов. Однако впервые стройное и развернутое учение об этих приемах дал Ф.К. Савиньи.
Необходимость толкования (юридической герменевтики/экзегетики) обусловлена тем, что:
— нормы права имеют общий, обезличенный (неперсонифицированныи) характер, в то время как реализация правовых предписаний осуществляется в конкретных жизненных ситуациях, зачастую не вписывающихся в рамки правовой нормы;
— правовые нормы представляют собой сложные юридические конструкции, построенные в соответствии со строгими правилами законодательной техники;
— случаются несовпадения буквального текста норм с подлинным смысловым содержанием правовых предписаний из-за несовершенства юридического языка.
1/8 Лекция 16. Толкование норм права
2. Виды и способы толкования правовых норм Как специфический вид юридической деятельности толкование включает в себя два этапа: уяснение и разъяснение.
Толкование-уяснение смысла правового предписания — это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на выявление смысла и содержание правовой нормы самим интерпретатором (толкователем). Это толкование “для себя”.
Способы толкования-уяснения:
— грамматический (лексический, лингвистический) — уяснение текста нормативного акта с целью определения в нем точных формулировок (“компетенция”, “правомочие”, “исковая давность”, “вина” и др.). Иное слово или юридический термин имеет совершенно различный смысл в различных отраслях права. Например “представительство” в гражданском праве применяется к сделкам, а в международном относится к посольствам и консульствам. “Содержание” в семейном праве — это “материальное обеспечение”, в гражданском праве — конкретный характер обязательств, вытекающих из договоров или других источников;
— логический способ толкования норм права заключается в использовании правил формальной и диалектической логики для уяснения смысла нормы путем установления логических связей с другими нормами и соотношение ее частей (гипотеза, диспозиция и санкция).
Логический способ приводит к определению объема толкования — он может быть буквальным, расширительным либо ограничительным.
Буквальное толкование точно соответствует тексту нормы.
Ограничительное толкование уже текстуального содержания правовой нормы, так как по смыслу правового предписания видно, что законодатель стремился ограничить действие нормы. Например в качестве основания освобождения от ответственности лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства Гражданским кодексом России указывается на “непреодолимую силу”. Это выражение должно пониматься в более узком смысле, то есть “непреодолимое” не в психологическом, нравственном или даже в социальном значении, а только в значении стихийно-природной неотвратимости наступления вредоносных последствий, которые в условиях нормальной жизнедеятельности современного общества невозможно предотвратить. Или например в случае привлечения к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность субъектом преступления может быть только взрослое лицо, а не подросток или иной несовершеннолетний. Конституция РФ устанавливает, что “забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей” (ч. 2 ст. 38). Очевидно, что в данном случае речь идет о несовершеннолетних детях, так как трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны сами заботиться о нетрудоспособных родителях.
Расширительное толкование шире текста правовой нормы, так как смысл правого 2/8 Лекция 16. Толкование норм права предписания выходит за рамки буквальных выражений. Например, нормы гражданского права, которые предусматривают ответственность за утрату вещи, понимают эту утрату как все случаи прекращения ее существования или приравнивание сделки, заключаемой с помощью современных электронных средств связи к письменной сделке.
Систематический способ — это раскрытие смысла правовой нормы путем выявления ее места в системе соответствующего нормативно-правового акта, а также соотнесения ее с нормами иных отраслей, регулирующих эго общественное отношение.
Исторический способ толкования правовых норм — это уяснение смысла и содержания норм права с помощью сопоставления ныне действующих норм с нормами, регулировавшими подобное правоотношение в прошлом; это выяснение смысла правовых предписаний на основе анализа конкретной исторической (политической, экономической, идеологической) обстановки и условий их принятия.
Специально-юридическое толкование норм права — это выявление смысла правовых норм с помощью раскрытия содержания специальных юридических терминов на основе профессиональных знаний юридической науки и правотворческой техники.
Телеологическое толкование правовых норм — это способ толкования правовых норм, заключающийся в уяснении смысла и содержания данной нормы с учетом целей ее принятия.
Толкование-разъяснение — это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на доведение интерпретатором смысла и содержания правовых предписаний до заинтересованных субъектов правоотношений. Такое толкование (“для других”) может быть дано различными субъектами (высшими представительными органами власти, правоприменительными органами, частными лицами).
Следует учитывать, что возможность разъяснять смысл закона или иного нормативного акта имеет любое лицо, любой орган или учреждение (государственное, частное), но юридические последствия такого разъяснения всегда бывают различны.
В зависимости от последствий, к которым приводит разъяснение нормативных актов, можно выделить два основные вида толкования-разъяснения. По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование.
В России официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы; Правительство РФ; отдельные министерства; Верховный Суд РФ (постановления пленума Верховного Суда РФ); Генеральный прокурор РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; другие соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
Официальное толкование бывает:
— аутентичное — толкование тем органом, который издал данную норму права (например разъяснение президентом смысла его указа);
— легальное — полномочия по толкованию нормы передаются другому органу (например законодательная власть передает такое полномочие исполнительной власти, в рамках которой соответствующая служба готовит конкретный интерпретационный акт.
Министерство финансов РФ может разъяснять решения правительства по вопросам 3/8 Лекция 16. Толкование норм права распределения госбюджета, а Министерство здравоохранения и социального развития РФ — по вопросам использования трудовых ресурсов и т.п.);
— нормативное — для всех случаев, предусматриваемых правовой нормой;
— казуальное — разъяснение по конкретному делу (наиболее часто казуальное толкование выступает в виде мотивировочной части правоприменительного акта.
Например, в судебных решениях, приговорах, правоприменительных актах министерств и т.п.).
Акты официального толкования норм права (интерпретационные акты) — это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами, которые содержат разъяснения правовых норм.
Акты официального толкования норм права направлены на конкретизацию, объяснение содержащегося в определенном правовом предписании смысла.
Они отличаются от всех иных правовых актов тем, что:
— не имеют самостоятельного значения;
— не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих;
— имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы права;
— содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;
— обладают государственной обязательностью;
— адресуются правоприменителям, а не субъектам, действия которых регулируются толкуемой нормой.
Неофициальное толкование норм права — это деятельность субъектов по разъяснению смысла и содержания нормы права, не имеющая обязательного юридического значения и лишенная властной юридической силы. Соответственно этот вид толкования- разъяснения не носит императивного характера и не имеет юридической силы. Оно призвано только оказать помощь в правоприменительной деятельности.
Видами неофициального толкования выступают:
— доктринальное (научное) толкование — это разъяснения, даваемые учеными-теоретиками и юристами-практиками (научные статьи, комментарии законодательства, выступления, монографии и др.);
— эмпирическое (обыденное, бытовое) толкование выражается в уяснении и разъяснении права людьми, не имеющими специальных юридических знаний. Это толкование основывается на жизненном опыте, данных повседневной жизни, массового сознания;
— профессиональное (компетентное) — мнение юристов-практиков, должностных лиц государственного аппарата и других аналогичных лиц.
3. Пробелы в праве и пути их устранения Пробел в праве — это случай неурегулированности данного отношения соответствующей правовой нормой, либо ее отсутствие, либо неполнота.
Причины пробелов бывают различными. Это ошибки законодателя, небрежное использование правил законодательной (правотворческой) техники, бурное развитие общественных отношений и многие др.
Пробел может восполнить только создание необходимой нормы, но это процесс довольно долгий. Практика выработала способы восполнения пробелов в праве в виде возможности применения юридической аналогии.
Юридическая аналогия — это разрешение неурегулированного правом случая посредством применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих начал (принципов) права (аналогия права).
Аналогия строго запрещена в сфере действия уголовного и административного права, но предусмотрена гражданским законодательством: “в случаях, когда.
(гражданско-правовые) отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал (принципов) и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости” (ст. 6 ГК РФ). Аналогия разрешена также и в некоторых других отраслях частного права.
По общему правилу использование аналогии права и закона возможно при следовании определенным требованиям.
В их числе:
— строгая обоснованность необходимости и разрешенность законом;
— отсутствие нормы, прямо регулирующей подобный случай;
— соответствие принципам права в целом, отрасли или института данной отрасли права;
— соответствие целям правовой политики государства и т.п.
4. Толкование норм права при коллизии юридических норм Юридическая коллизия — это противоречие между существующими правовыми актами и регулируемыми ими общественными отношениями; это также случай существования норм для разрешения конкретной ситуации, но с противоречивым содержанием.
Причины коллизий весьма разнообразны: ошибка законодателя, несвоевременное обновление законодательства, сохранение “старых” актов при принятии новых, конфликты норм международного и национального права и др.
В случае коллизии юридических норм должны действовать некоторые обязательные условия. При этом необходимо помнить о приоритете международного права над внутригосударственным; о приоритете специальных норм над общими нормами; о приоритете норм, исходящих от вышестоящего органа; о приоритете федеральных законов над нормами субъектов Федерации.
Развитие проблематики обусловило появление и укрепление двух направлений в рамках теории права: “юридического коллизионного права” и “юридической конфликтологии”.
Некоторые ключевые понятия темы
Специально-юридическое толкование норм права — выявление смысла правовых норм с помощью раскрытия содержания специальных юридических терминов на основе профессиональных знаний юридической науки и правотворческой техники.
Судебное толкование норм права — толкование закона, данное судом при разрешении конкретного судебного дела, по которому этот закон применяется (выражено в приговоре или судебном решении).
Легальное толкование норм права — это толкование, данное уполномоченным на то органом государственной власти и обязательное при всяком применении закона к предусмотренным им случаям (разновидность — аутентичное толкование).
Мнимый пробел в праве — это наличие такой ситуации, когда определенный вопрос, конкретная сфера общественных отношений находится вне пределов правового регулирования, но, по мнению определенного круга лиц, нуждается в таком урегулировании. Пробела фактически нет, т.к. имеются нормы более общего характера, 6/8 Лекция 16. Толкование норм права которые с полным основанием могут быть применимы к данному конкретному виду общественных отношений.
Реальный пробел — это отсутствие нормы права или ее части, регулирующей конкретные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования.
Первоначальные пробелы — это пробелы, которые появляются уже в момент издания нормативного акта вследствие того, что законодатель или не знал вообще о наличии обстоятельств, требующих нормативного урегулирования, или не осознавал необходимости урегулирования известных ему общественных отношений, или, наконец, зная о них и сознавая необходимость их закрепления в праве, упустил их регулирование при издании акта (“простительные” и “непростительные” пробелы).
“Простительные” первоначальные пробелы в праве — это ситуация, когда пробельность в праве возникает вследствие того, что компетентный на издание нормы орган не знал и не мог знать о существовании отношений, требующих (либо вскоре потребующих) правового регулирования.
“Непростительные” первоначальные пробелы в праве — это ситуация, когда пробельность в праве возникает в условиях того, что орган, издающий нормативные акты, мог знать о наличии определенных явлений или возможности их возникновения в ближайшем будущем, выявить потребность их юридического оформления, знал о необходимости закрепления определенных отношений в издаваемом акте, но упустил их регулирование.
Последующие пробелы — это пробелы, которые появляются уже после издания нормативного акта и возникновение их обусловлено, появлением совершенно новых, не существовавших ранее, общественных отношений, новых обстоятельств, требующих правового опосредования, новых отношений, которые хотя и охватываются правом, но в деталях не могли быть предусмотрены законодателем, возникновением потребности нормативного регулирования таких явлений, к которым ранее право было безразлично и т.д.
Технический пробел — это такие недостатки правовых норм, которые связаны с несовершенством законодательной техники и которые проявляются в непостоянстве терминологии, многословии, беспорядочности расположения материала и т.п., что в свою очередь порождает двусмысленность, пробельность и другие проявления несовершенства нормативного материала.
Коллизия законов — это противоречие друг другу (столкновение) двух или более формально действующих высших нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу.
Конкуренция норм права — это наличие двух и более правовых норм, сходно регулирующих одно и то же отношение (общие и специальные нормы).
1. Понятие и характеристика толкования норм права.
2. Случаи необходимости толкования норм права.
3. Субъекты и объекты толкования норм права.
4. Виды и способы толкования норм права.
5. Понятие и вилы официального разъяснения норм права.
6. Распространительное и ограничительное толкование норм права.
7. Понятие акта официального толкования норм права.
8. Классификация актов официального толкования норм права.
9. Отличие актов толкования права от нормативно-правовых актов и актов применения права.
10. Случаи пробелов в праве и их причины.
11. Способы восполнения пробелов в праве.
12. Юридические коллизии и способы их разрешения
13. Значение доктринального толкования для укрепления законности.
«ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Принят Народным Советом Председатель Донецкой Народной Республики Народного Совета 20 февраля 2015 года Донецкой Народной (Постановление№I-67П-НС) Республики А.Е. Пургин Настоящий Закон определяет общие для Донецкой Народной Республики организационно-правовые нормы гражданской обороны в области защиты граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц. »
«05 ноября 2014 года Выпуск № 191 Открыть бизнес в Украине стало проще? 30.10.2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса» от 15.04.2014 г. № 1206-VII.Законом предусмотрено следующее: отмена регистрационного сбора за проведение госрегистрации юрлица и физлицапредпринимателя;осуществление государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей в электронной форме без обязательного. »
«Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации «АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ» 660009, г. Красноярск, пр. Мира, 110, а/я № 19 т. 8(391)249-34-55, т/ф. 8(391)249-34-14, e-mail: gramatunov@legis.krsn.ru; kovrigina07@mail.ru; kovrigina@legis.krsn.ru. _ №_ На от_ Членам Красноярского регионального отделения АЮР, председателям АЮР в территориях, председателям комиссий (по списку) ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МЕРОПРИЯТИЯ И СОБЫТИЯ ЯНВАРЬ 2015 г. »
«Отметим, что гарантийная функция уставного фонда на современном этапе утрачена. Кроме того, отказ от установления минимального размера уставного фонда снимает проблему контроля за размером чистых активов хозяйственных обществ [5]. Учредительный договор хозяйственных обществ относится к учредительным документам. Однако действующее законодательство не требует представлять учредительный договор хозяйственных обществ, действующих на основании устава и учредительного договора регистрирующему органу. »
«Федеральное агентство лесного хозяйства РУКОВОДСТВА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛЕСОЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (проект) г. Пушкино, 2011 РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ 1 Общие положения 1. Настоящее Руководство устанавливает единые порядок и условия организации и ведения лесопатологических обследований (далее ЛПО) на землях лесного фонда. 2. Объектами ЛПО в первую очередь являются леса, поврежденные в той или иной степени неблагоприятными факторами. 3. В. »
«Д.А. Авдеев КАК СОХРАНИТЬ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА БЕСЕДА С ПРАВОСЛАВНЫМ ВРАЧОМ Издание 3 е СЕРИЯ «А З Ы П Р А В О С Л А В И Я» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДАРЪ» МОСКВА ББК 86.372 А 18 ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА: Интернет портал «Православная книга России» www.pravkniga.ru Авдеев Д.А. Как сохранить душевное здоровье ребен А 18 ка и подростка. Изд. 3 е. — М., ДАРЪ, 2008. — 256 с. ISBN 978 5 485 00140 7 Книга «Как сохранить. »
«О понятии процессуального соглашения в Проекте УПК РК. Нурмашев Усен кандидат юридических наук, профессор Университета Кайнар. В 2015 году вступит в силу новый Уголовный процессуальный кодекс Казахстана, который призван защищать конституционные права и свободы человека. Проект УПК содержит понятие “процессуальное соглашение”, где говорится об уголовнопроцессуальной сделке обвинения с защитой, обвиняемого с потерпевшим. Это нововведение, внесенные в Проект УПК РК, направлено на противодействие. »
«отзыв официального оппонента, кандидата юридических наук, доцента Кондратьевой Зои Александровны на диссертацию Змушко Александра Эдуардовича «Правовое регулирование дополнительных отпусков, предоставляемых работникам», представленную на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.05 трудовое право; право социального обеспечения Право на отдых является одним из важнейших социальноэкономических прав работников, поскольку именно данное право обеспечивает возможность. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.