Ленсовета сон в летнюю ночь

Комната Шекспира: О любви и прочих бесах (рецензия на спектакль)

Комната Шекспира: О любви и прочих бесах (рецензия на спектакль)

«Комната Шекспира» сдаётся в театре им. Ленсовета! Режиссёры Юрий Бутусов и Роман Кочержевский превратили шекспировский «Сон в летнюю ночь» в тёмное коммунальное сновиденье, которое снится Фёдору Михайловичу Достоевскому в полночь в сочельник. Всё возможно здесь: мраморные статуи оживают, персонажи цитируют «Братьев Карамазовых», улыбки летней ночи исчезают под белым занавесом метели. Пробиралась сквозь снег сна наш корреспондент Екатерина Балуева.

– И у меня бывал этот самый сон, – вдруг сказал Алёша.

– Неужто? – вскрикнула Лиза в удивлении. – Послушайте, Алеша, не смейтесь, это ужасно важно: разве можно, чтоб у двух разных был один и тот же сон?

Если бы нужно было назвать главного героя спектакля «Комната Шекспира», поставленного Юрием Бутусовым и Романом Кочержевским, я бы сказала: «Любовь». Если бы можно было продолжить цитатный ряд, я бы добавила из триеровской «Медеи»: «Нет ничего печальнее любви». В основе ленсоветовской постановки – шекспировская комедия «Сон в летнюю ночь». Однако в диалог с Шекспиром вступают то Достоевский, то Толстой, а то и вовсе Довлатов: классики устраивают жёсткий цитатный «баттл».

Жаль, что в реальной жизни нет такого волшебного Пака с лукавыми глазами, способного исправить ситуацию. Сергей Волков демонстрирует экстремально быстрое профессиональное взросление. Поначалу думаешь, что Пак там кто-то вроде портье в тарантиновских «Четырёх комнатах», но очень быстро понимаешь, что это Оберон (Иван Батарев) – властитель номинальный, а настоящий «моторчик действия» именно летучий Пак. Этот «бес сна» похож на безумного профессора из японского анимэ: сверкая линзами модных очков, он ставит опыты на влюблённых. Он – дилер любовного настроения и смертельной тоски (подозреваю, что и антидепрессанты для дельфинов у него тоже где-то есть). Обычному жителю Петербурга 40 минут хватит только на то, чтобы добраться с окраины в центр, Паку этого времени достаточно, чтобы облететь весь шар земной да ещё и начудесить, устроив остальным персонажам настоящий «rock & roses». Кажется, что и в пространстве спектакля этот вёрткий озорной эльф движется с гораздо большей скоростью, чем другие герои. Пак то радушно предлагает свои дары – приворотное разнотравье-травоцветье, то хладнокровно наблюдает, как задыхается от нежности очередная жертва.

Если любовь – сон, то ее отсутствие – невозможность уснуть. Бергмановский «час волка», когда заперт в чёрный футляр бессонницы, меряешь шагами комнату, качаешься на длинных тенях от окна, ловишь синий отсвет экрана телевизора. Выпадает снег, наступает белое королевское утро, и становится легче дышать. Всё, что было черным-черно, укрывается снежными перышками из миллиона небесных подушек, пеной дней, белым безмолвием. Кому-то суждено выпасть из ледяного сна в спасительные объятия, а кто-то замёрзнет насмерть или вдруг обнаружит, что в узорном покрывале иллюзий убаюкивал ребёнка-ветер.

«Комната Шекспира» – передозировка красотой. Вообще красота здесь – главный подозреваемый в убийстве мира. Спектакль – размышление не только о том, как быстро исчезает всё, что ярко, но и о том, как скоро лёгкое, невесомое сновидение может превратиться в настоящий кошмар. Иногда от подобной любви хочется выстроить стену до небес – такую, как в бутусовских же «Трёх сёстрах»; такую, которую не пробьёт уже ни один Солёный.

А напоследок совет: не играйте с Паком в покер, обыграет наверняка!

Фото: Юлия Кудряшова.

Следующие показы «Комнаты Шекспира»: 20 сентября; 03, 11 и 20 октября.

Источник

Ночной кошмар двух влюбленных пар в спектакле «Комната Шекспира»

Журналист Ольга Комок — о спектакле «Комната Шекспира» в театре им. Ленсовета.

Как все-таки хорошо, что в театре им. Ленсовета любят громкую музыку. Под нее очень удобно запускать театральные снегомашины на полную мощность: вой генераторов сливается с гулом рокерских басов, артисты — в мыле, сцена — в снегу, зритель — в ажитации. Главный режиссер театра Юрий Бутусов и его ученик актер Роман Кочержевский перенесли шекспировский «Сон в летнюю ночь» в самую долгую, самую зимнюю ночь года. Солнцеворот вместо Купальской ночи в «Комнате Шекспира» нужен как минимум для того, чтобы успеть посмотреть все запланированные дуэтом режиссеров сны.

Вширь и вглубь. Рецензия на спектакль «Губернатор»

Преамбула спектакля предусмотрительно снимает любые вопросы к грядущему четырехчасовому действу: две пары влюбленных в неглиже (без костюмов, вне ролей) просто спят. И видят сны, у каждого — свои. В стремлении слиться с предметом обожания почти все под силу любящему сердцу, и лишь до сновидений другого ему не дотянуться. Эта нешекспировская мысль замечательно оправдывает амурную катавасию, которую Шекспир как будто по недоразумению назвал комедией. У молодых артистов театра им. Ленсовета выяснения разнообразных отношений превратились в сущую драму. А как же: юношеская любовь — не игрушки. Это боль, кровь и слезы или, если угодно, истерики, надрыв и идиотские поступки — в общем, сплошное обсессивно-компульсивное расстройство. А тут еще Пак.

Надо сказать, Пак — Сергей Волков в очках «ботаника» с картонными оленьими рогами на голове — не столько устраивает, сколько спасает этот ночной кошмар на тему «любит — не любит — плюнет — поцелует». В потоках не слишком членораздельных излияний о любви и ненависти, в пестрой череде энергичных сценических маневров он выглядит прямо светочем артистического разума. Даже становясь объектом вожделения лесного царя, нечаянно взглянувшего на него под действием любовного эликсира, или играя со своими подопечными в карты на раздевание, Сергей Волков не теряет легкой, ясной интонации. Чего не скажешь о других действующих лицах, почти неразличимых между собой. Это последнее, кстати, вполне объяснимо: кто не терял лица в состоянии острой любовной лихорадки?

Все сцены в ленсоветовской «Комнате Шекспира» радуют глаз (спасибо художникам Марии Лукке и Александру Мохову), выстроены как буйные па в современном танце (спасибо режиссерам по пластике Римме Саркисян и Николаю Реутову), эффектно озвучены пестрой подборкой от Тома Йорка до Шуберта. Все ладно скроены, да не крепко сшиты: то саундтрек грубо оборван, то логика повествования. Впрочем, нас предупреждали: не стоит ждать связности и ясности в сновидениях.

Еще один обезоруживающий любых критиков маневр совершают народные и заслуженные артисты театра им. Ленсовета. Евгений Филатов в фирменной бутусовской шапочке, Галина Субботина и Александр Новиков с аутентичным скептицизмом разбирают по косточкам бестолковую постановку (о Пираме и Фисбе, конечно). Достается от них и самому Шекспиру: уничижительный вердикт Льва Толстого звучит апофеозом спектакля, разрезанного пространными цитатами из Достоевского, Кортасара, Исигуро, Кафки, как стоп-кадрами.

Это кино хочешь не хочешь приходится сравнивать с «Макбетом. Кино» — шекспировским шедевром, с которым Юрий Бутусов вернулся как действующий (а не просто главный) режиссер на сцену родного театра в 2012-м. Все здесь сделано по тем еще лекалам: и мелкая нарезка умопомрачительно красивых сцен, и богатый культурный слой, вынутый на поверхность режиссерами-антропологами, и жесткий микс драмы с фарсом, и перевод с «классического» на узнаваемо-сегодняшний визуальный язык. А зрительского счастья меньше. Несомненно, для бутусовского протеже Романа Кочержевского повторение — родная мать учения. Но вот для поклонников бутусовского стиля — пожалуй, все же мачеха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *