Лермонтов где встречается слово сон

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Лермонтов где встречается слово сон. analiz stihotvoreniya son lermontova 50309. Лермонтов где встречается слово сон фото. Лермонтов где встречается слово сон-analiz stihotvoreniya son lermontova 50309. картинка Лермонтов где встречается слово сон. картинка analiz stihotvoreniya son lermontova 50309. Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Лермонтов где встречается слово сон. kuchmina nadegda 100. Лермонтов где встречается слово сон фото. Лермонтов где встречается слово сон-kuchmina nadegda 100. картинка Лермонтов где встречается слово сон. картинка kuchmina nadegda 100. Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его смерти. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Лирический герой видит себя и после смерти одиноким, лежащим среди песчаной долины, возле его тела нет даже убийцы. Герой заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие: она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело молодого человека, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав перекрестную рифму.

Это лирическое стихотворение, которое отражает мысли автора о жизни и смерти. Автор описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто лирический герой был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной.

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Источник

Полный анализ стихотворения «Сон» (М.Ю. Лермонтов)

Лермонтов где встречается слово сон. 1705837 1. Лермонтов где встречается слово сон фото. Лермонтов где встречается слово сон-1705837 1. картинка Лермонтов где встречается слово сон. картинка 1705837 1. Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Лермонтов где встречается слово сон. 292fe92427876b494fc4f78a8497faf6. Лермонтов где встречается слово сон фото. Лермонтов где встречается слово сон-292fe92427876b494fc4f78a8497faf6. картинка Лермонтов где встречается слово сон. картинка 292fe92427876b494fc4f78a8497faf6. Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Делая полный анализ стихотворения «Сон», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, команда Литеровед.ру расскажет историю создания, поможет разобраться со средствами выразительности, которые использовал автор, а так же раскроет основный смысл, переданный поэтом.

История создания

Не зря стихотворения Лермонтова были названы пророческими. Это отмечали и люди того времени, и наши современники. Ряд стихотворений Михаила Юрьевича предсказывает не только его личную судьбу, но и судьбу государства. Его труды пронизаны глубиной и смыслом. В каждой строчке мы можем заметить переживания и эмоциональное настроение самого автора.

Лермонтов где встречается слово сон. fee59415ff0b1f1dd8eb8d0ed06443fd. Лермонтов где встречается слово сон фото. Лермонтов где встречается слово сон-fee59415ff0b1f1dd8eb8d0ed06443fd. картинка Лермонтов где встречается слово сон. картинка fee59415ff0b1f1dd8eb8d0ed06443fd. Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Как и несколько других работ, стихотворение «Сон» было опубликовано уже после смерти автора.

Жанр, размер

Если говорить о жанре данного произведения – то, безусловно, это лирика. Направление – романтизм. В стихотворении «Сон» Лермонтов использует ямб, где каждая стопа состоит из двух гласных.

Смысл названия

Назвал стихотворение «Сон» Михаил Юрьевич так не зря. В названии можно увидеть сюжет данного произведения. Сон проглядывается в образах и самого героя, а так же в образе его любимой.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня — но спал я мертвым сном.

Здесь мы видим, что герой погиб недавно, поскольку его рана еще дымиться. К концу же сток он засыпает навечно.

Вторая часть включает в себя три строфы, в которой автор описывает свою родину и образ любимой.

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Там, на его далекой родине, ещё не знают, что его уже нет в живых. Это и является центральной частью композиции. Далее автор нас знакомит с возлюбленной героя, которая начинает чувствовать приближающееся горе. Далее во сне она видит то, что случилось с её любимым, переносится туда. Именно это и показывает ту связь, которую смогли обрести влюбленные в загробном мире.

Главной композиционной особенностью считается то, что конец стихотворения переносит нас обратно в начало произведения, тем самым замыкая его.

Образы и символы

В описании пейзажа автор использует Дагестан. Показывая скалы, Михаил Юрьевич подчеркивает свою отчужденность и отгороженность от внешнего мира. Он показывает то, что в момент смерти человек находится один, вдалеке от всех людей и общества.

В пророческом образе героя мы видим самого автора, который при помощи сна пытается поведать нам о своем душевном состоянии и переживаниях.

Так же поэт использует антитезу, когда речь заходит о солнце – символе жизни, которое освещает мертвое тело. Этим он показывает, что со смертью героя ничего не изменилось кардинально. Солнце продолжает светить.

В образе лирического героя мы можем увидеть сильного и смелого мужчину, который был очень одинок. Лишь умерев, он попадает в идеальный мир, где всем правит любовь.

Темы и проблемы произведения

Одна из тем произведения – это, конечно же, одиночество лирического героя. То, что он находится в далеком и скалистом Дагестане, только лучше подчеркивает то, что находиться там он не имеет ни малейшего желания. Он одинок и печален, и именно эта самая отчужденность накладывает на героя отпечаток грусти.

Второй темой смело можно назвать тему смерти. Именно она и является основной проблемой произведения, в котором вплотную переплетается с любовью. Это как вечное соседство добра и зла, которые не смогут существовать по одиночке. Это и выступает основной мыслью стихотворения «Сон».

Так же автор через описание пейзажа и природы передает все настроение произведения. Описание одиноких скал показывает настроение лирического героя, подчеркивая его одиночество. Солнце, которое продолжает светить высоко в небе, выступает противовесом самой смерти. Все стихотворение пронизано трагичностью и одиночеством. Автор доносит то, что человек в самые ответвлённые моменты своей жизни находится всегда один. Приходит в этот мир и уходит из него он в полном одиночестве. Даже любовь приходит только во сне.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич Лермонтов использует большое количество различных средств выразительности, тем самым делая текст ярким и контрастным.

В стихотворении «Сон» он использует большое количество эпитетов и метафор, благодаря которым он сумел передать все настроение автора. Так же поэт использует антитезу, чтобы провести резкий контраст между живым и мертвым.

Основная идея произведения

Мысль, которую заложил автор в произведении, дает нам возможность подумать о смерти и её неминуемом приходе. Ведь рано или поздно с ней суждено встретится абсолютно каждому человеку. Это позволяет попытаться найти смысл своей жизни. Пересмотреть свои взгляды и поступки, чтобы не оказаться в последний день жизни таким же одиноким, как и лирический герой произведения. И пока ещё есть время, есть возможность постараться изменить свою жизнь в лучшую сторону и стать счастливым.

Источник

Краткий анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»

1. История создания

Стихотворение «Сон» было создано поэтом незадолго до гибели, в 1841 году.

Уезжая во вторую ссылку на Кавказ, М.Ю. Лермонтов предчувствует свою гибель. Тем не менее, он вдохновенно пишет стихи, наполняя ими альбом, подаренный В. Одоевским перед отъездом. Среди последних произведений оказалось стихотворение «Сон».

Произведение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году, спустя два года после смерти автора.

2. Литературное направление

Стихотворение «Сон» относится к романтическому направлению. Об этом говорит мистическое содержание произведения, вопросы жизни и смерти, любви и одиночества.

3. Род

Произведение М. Ю. Лермонтова «Сон» — синтез любовной и философской лирики. В нем поднимаются вечные вопросы человеческого бытия.

4. Жанр

Жанр: мистическое стихотворение.

Сон, предчувствия и реальность соединяются в нем воедино, создавая фантастическую картину происходящего.

5. Проблематика

В стихотворении поднимается несколько важных для каждого человека проблем.

6. Тема

Стихотворение посвящено теме одиночества и смерти. Поэт, чувствуя себя одиноким при жизни, рисует грустную картину своей гибели.

Он с поразительной точностью описывает детали приближающихся трагических событий: южное палящее солнце, вершины гор и свинцовая пуля в груди поэта.

7. Идея

8. Пафос

Стихотворение проникнуто пафосом грусти и печали. Судьба героя вызывает жалость и сочувствие.

9. Система образов

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сон» два главных образа:

Главным персонажам противопоставляются второстепенные герои. «Юные девы», собравшиеся на «вечерний пир», красивы, веселы и беспечны.

Образный ряд продолжается образом природы. Полдневный жар, горячий песок, желтые вершины гор, палящие лучи солнца — детали пейзажа дополняют общую картину трагических событий.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами являются рассказчик и девушка.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения, неведомый рассказчик, судьба которого будто предвосхищает судьбу самого автора. М.Ю. Лермонтов проявил мистическое предвидение, рассказывая об обстоятельствах своей гибели устами лирического героя.

Совсем скоро несчастный поэт, так же как и его лирический герой, будет лежать «с свинцом в груди» далеко от Родины. А в далеком северном городе будет страдать в разлуке Варвара Лопухина, любимая девушка М. Ю. Лермонтова.

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения развивается последовательно.

Истекающий кровью человек лежит «на песке долины», истекая кровью. На его груди зияет глубокая рана. Умирающему снится странный сон.

Далее следует содержание сна. Герой видит родную сторону, праздник, огни, веселящихся людей, вспоминающих о нем в разговоре. И только одна девушка грустна и печальна. Ее душа, погруженная в «грустный сон», тоскует о любимом.

Последняя часть стихотворения передает содержание жуткого сна красавицы.
Сюжет стихотворения «Сон» статичен. События не развиваются: все происходит в одно и то же время.

13. Композиция

Произведение состоит из пяти четверостиший, и делится на три смысловые части:

Подобную композицию можно назвать зеркальной. Герой видит во сне девушку, во сне которой отражается реальная картина происходящих с ним событий.

14. Художественное своеобразие произведения

Жуткая картина смерти в стихотворении М Ю. Лермонтова не воспринимается как трагедия. Мы чувствуем, что герой переходит в некое состояние вечного покоя.

В тексте нет ни восклицательных предложений, ни риторических вопросов. Герой умирает в одиночестве, а читатель слышит скупые короткие фразы: «лежал один я», «и солнце…жгло меня», «спал я мертвым сном». Ни боли, ни негодования, ни отчаяния.

Далее изображается веселый пир, и опять поражает отсутствие эмоциональности: «Шел разговор веселый обо мне».

Влюбленная девушка, увидевшая во сне труп возлюбленного, не рыдает и не бьется в истерике. Ее сон поэт называет просто «грустным».

Плавность повествования и тщательно отобранная лексика создают у читателя ощущение сна, после которого наступит пробуждение.

15. Размер, рифма, строфика

Глубокое по содержанию произведение написано поэтом самым обычным ямбом. Перекрестная рифмовка и чередующаяся женская и мужская рифмы делают речь размеренной и плавной.

16. Средства художественной выразительности

Достаточно сложный смысл произведения выражается автором минимальным количеством средств художественной выразительности. Однако каждый троп наполнен глубоким содержанием.

Поэт использует тропы:

17. Значение произведения

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» помогает понять личность великого поэта. В образе лирического героя перед нами предстает его одинокая ранимая душа.

18. Актуальность

Любое талантливое произведение существует вне времени, оно вечно. Так и стихотворение «Сон» сохраняет актуальность и в наше время. Ведь в нем говорится о бессмертии души, о любви, способной чувствовать любимого, несмотря на расстояние.

19. Мое отношение

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» содержит глубокий философский смысл. Оно учит нас не бояться смерти, не жалеть о бренном теле, а думать о бессмертии души.

Источник

Черная Т.К.: М.Ю. Лермонтов. Этико-философская концепция творчества
Стихотворение «Сон»: Аспекты онтопоэтики (философия трагедии)

Стихотворение «Сон»:

Аспекты онтопоэтики (философия трагедии)

Проанализируем его в системе, образованной максимальным числом содержательных параметров, объективно воплотившихся в созданном автором художественном мире. Эта система реализована в поэтической структуре, имитирующей внутренний закон жизни, открываемый поэтом и наиболее важный для него в понимании той или иной стороны жизни. Форма познания глубинного закона бытия и форма убедительности — эстетически гармонизированная, способная обнаружить существование закона как идеи жизни во всех общих и частных проявлениях бытия. Элементы поэтики произведения выступают в таком случае именно в качестве эстетического обобщения самого бытия.

Следовательно, чтобы понять максимально объективное, наиболее адекватное замыслу и наиболее поддающееся адекватной интерпретации содержание стихотворения, необходимо проанализировать его поэтику по всем (по возможности) ее компонентам.

В стихотворении «Сон» во многом определяющей его неповторимость является форма лирического высказывания. Это повествование, что вообще характерно для Лермонтова. Поэт вводит лирику (переживание) в эпос, или наоборот, эпос (повествование) в лирику, что неизбежно приводит к эффекту полноты в изображении образа мироздания, где объединяются объективное и субъективное начала, движение сюжета как эпического события и движение сюжета как развития переживания, внешние и внутренние формы бытия. Эпическая четкость в изложении событий во «Сне» сочетается с элементами описаний, такими же четкими и точными, как и сами элементы описательной структуры («полдневный жар», «глубокая рана», «желтые вершины», «родимая сторона» и т. д.). Такая четкая и простая (на первый взгляд) форма создает эмоциональную готовность к любому проявлению чувства, возможной его глубине и неординарности.

Сюжет с элементами загадочности, тайны, намека, сюжет в эмоциональном контексте, сюжет с трагическим исходом — балладный, новеллистический. Это рассказ о взаимопроникновении судеб, о мистическом единстве двух людей, находящихся далеко друг от друга. Внутри рассказа идет развитие лирического переживания, которое обозначить очень трудно. Оно порождается повествовательно-описательной структурой и несет на себе отпечаток вселенского масштаба. Полдневный жар, палящее солнце, уступы скал, желтые вершины, рана, мертвый сон — тяжелое, неподвижное чувство. А где-то на другом краю земли — веселый разговор и задумчивость, грусть, теплое индивидуальное человеческое переживание. И снова — чистая повест- вовательность как знак совершившейся трагедии, предотвратить которую невозможно:

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

На пересечении двух снов в повествовании рождено главное чувство стихотворения — сверхчувство, метачувство, объединяющий всю эстетическую структуру центр.

В эстетической системе это противоречивое единство создается хронотопом сна. Сон — состояние вне времени. Следовательно, событие и переживание запечатлеваются как момент вечности. Разорванное единство — знаковое выражение содержания стихотворения, формула его символики.

Категория сна необычайно многозначна в стихотворении. Она, безусловно, входит в образную систему, являясь выражением эмоционального состояния личности. Это, конечно, и элемент лирического хронотопа — переживание вглубь и по времени и по пространству. Это и категория идеальности, мечты, покоя, создающая основной принцип композиции стихотворения.

Это и категория пророчества, свойственная всей поэзии Лермонтова, мучительная и трагическая для него. Сон — состояние ни жизни, ни смерти, совершенно особое, в котором мобилизованные внутренние силы действуют независимо от воли человека в одновременном бытии прошлого, настоящего и будущего.

В анализируемом стихотворении сон — не только особое временное и пространственное состояние, в котором преломилось мироздание во всех его параметрах: индивидуально-личностном, духовно-всеобщем, природном. Это своеобразный лермонтовский «магический кристалл». Поэтому не случайно, что, становясь мотивом, охватывая собой все эстетические компоненты произведения, сон удваивается, утраивается («сон в кубе» — Вл. Соловьев), умножается калейдоскопически и становится композиционно организующим началом. На фоне развития этого мотива во всей лирике Лермонтова «Сон» с его центральным объединяющим мотивом сна не как сновидения, а как провидения говорит о громадной силе личности, которая в жизни была лишена самой большой ценности, определяющей счастье человека, — любви — много раз была разочарована в любви (см., например, стихи о любви «К*. — Я не унижусь пред тобою» или «Она была прекрасна, как цветок», «К* — Оставь напрасные заботы», «И скучно, и грустно.», «Отчего.», «Нет, не тебя так пылко я люблю.» и т. д.), но тем не менее знает «духовными очами» (А. С. Пушкин), что любовь — главное.

«Сон» — стихотворение-трагедия в форме балладно-новеллистического сюжета. Композиционно текст стихотворения организуется по принципу контраста и умножения эстетических центров: мотивов сна, духовного прозрения и смерти.

Но не менее важна и словесно-тканевая структура, которая представляет собой калейдоскоп звукописи, варьирующей эмоционально-звуковой состав знаковых слов — «жар», «сон», «рана», «труп», «кровь», «грудь», «грусть». Сквозные звуковые мотивы идут от начала стихотворения до конца.

Один ряд: жар — лежал — жгло — желтые — меж юных жен — погружена — лежал. Ключевые слова «лежал» и «жена».

Другой ряд: с свинцом — на песке — уступы — скал — тесни- лися — спал — сном — снился — стороне — веселый — вступая — сон — снилась. Ключевые слова «сон» и «спал».

Еще один ряд: в груди — рана — кровь — мертвым — родимой — разговор — грустный — погружена — труп — рана — кровь — струей. Ключевые слова «рана» и «кровь».

Далее: Дагестана — песке — спал — не вступая — Дагестана — дымясь — рана. Ключевое слово «Дагестан».

Еще ряд: полдневный — в долине — глубокая — по капле — юных — младая — долина — в долине — лилась. Ключевое — «долина».

Те мелодии, которые мы видим на фонетическом уровне, гармонируют с лексическим рядом: жар — рана — жена — кровь — мертвый — труп — кровь, составляющим основу смыслового сюжета стихотворения.

Они гармонируют также с семантическими парами: с свинцом в груди — спал мертвым сном; в полдневный жар — солнце жгло; спал я — и снился мне; шел разговор веселый — но в разговор веселый не вступая и т. д.; с внутренними рифмами: жар — лежал; в груди — один; скал — спал; дымилась — точилась; дымясь — лилась.

Это все элементы гармонизации поэтического текста. Ту же функцию выполняет и ритмика стихотворения, в особенности повторы строк с аналогичными пиррихиями. В первой строфе это 1 и 4 строки, во второй строфе 2 и 3 строки; в третьей строфе все последние три строки, в четвертой — опять последние три строки, а в пятой происходит возврат к первой строфе.

Если принять, что вторая строфа развивает содержательно картину, нарисованную в первой, то получается композиционная замкнутость не только по содержанию строф, но и по их ритмике.

Итак, все эстетические компоненты стихотворения органично объединены философской концепцией трагичности, основанной на контрасте бытия вечных ценностей и земной смертности, препятствующей воплощению этих ценностей. Единство эстетической системы «Сна» держится также на пророческой сущности человеческого духа, способного чувствовать «душу родную» даже в разлуке и в разных земных мирах. Особое же значение этого стихотворения подчеркнуто было В. Соловьевым, увидевшим в нем предсказание Лермонтовым собственной гибели. (Соловьев, В. С. Лермонтов. — С. 388—389).

Важность для лермонтовского творчества стихотворения «Сон» определяется еще и тем, что все его контрасты уже находятся в поэзии этого художника — контрасты любви, природы, времени, пространства, пророчества, удивительная метатекстовая совмещенность антиномий, которая может существовать только в единственной вневременной и внепространственной форме — во сне. Сюда, в сон, перемещает поэт свою невоплощенную мечту, такую необходимую для истинно прекрасной жизни, но такую безнадежную в реальности.

Итак, обратившись к лирике Лермонтова в целом, можно сделать следующие выводы.

1. Лермонтов — русский поэт по пониманию трагического положения России, по духу постоянных поисков и, наконец, по тому гуманному чувству, которое всегда кроется в глубине его произведений.

2. Внеэстетическая действительность для Лермонтова — бесконечность и вечность мира, приобретающая смысл только в согласии с глубиной и бесконечностью человеческой личности. Эта внеэстетическая действительность объективно прекрасна, однако жизнь внеэстетическогно человека духовно противоречива и трагична. Поэтому конфликт личности с миром разрушает либо мир, либо личность. Философское содержание конфликта личности с миром уходит у Лермонтова в самые глобальные проблемы религиозного бытия, в борьбу божественного и демонического начал, откуда проистекают почти все вопросы, возникающие у лермонтовской личности. В целом лирику Лермонтова характеризует космическая тема с фаустовской рефлексией лирического героя.

3. Эстетическое содержание лирики Лермонтова представляет собой образно-композиционную модель философско-религиозного смысла внеэстетической действительности, как она открывалась индивидуальному взгляду Лермонтова. Эстетическая модель мира в поэзии Лермонтова развивается в концептуальной системе архетипов, весьма разнообразно функционирующих и приобретающих в этой модели индивидуально-поэтический характер. Таков архетип дома-вселенной, архетип ребенка — знака чистоты и гармонии души, архетип дерева — вечного покоя и свободы, архетипы стихий — символов мироздания (огня, во ды, воздуха, земли). Перечисленные архетипы — знаки тех нравственных вершин, к которым стремится лермонтовский «человек ищущий» и которыми он измеряет свою требовательность к мирозданию. Эти архетипы реализованы в эстетической системе с помощью дифференцированной конкретики образной системы, в том числе и устойчивых антиномий (небо — земля, звезда — бездна, свет — тьма, покой — буря и т. д.), а также с помощью композиционных конструкций, организующих художественную форму поэтического произведения так, как это необходимо для создания адекватного авторскому представления о мире.

6. Масштабность художественного мира Лермонтова не противоречит историзму его произведений, где его лирический герой-современник приобретает статус «судьи и гражданина».

7. Трагичность мироощущения, бунтарство, рефлексия, бесконечное страдание, готовность к гибели, — все эти дисгармонические состояния личности тем не менее воплощаются в абсолютной, универсальной гармоничности эстетических систем лермонтовских стихов. И это тот самый процесс трансформации действительности внеэстетической в эстетическую, который является сущностью творчества. Именно он преобразует трагичность и ожидание смерти в утверждение жизни, безнадежность и пессимизм в уверенность и оптимизм. Факт превращается в артефакт, позволяющий утверждать старую истину (Платон, Кант, Шеллинг, в России Жуковский, Белинский ) — искусство всегда нравственно, эстетическое и нравственное тождественны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *