Летать в сон в исламе
Значение снов в Исламском соннике
Исламский сонник
Исламский сонник
© Фото: russian-books.com
Мусульманская культура подразумевает то, что вещими становятся сновидения только тех мусульман, которые являются поистине верными собственной культуре.
Представители исламской религии искренне верят в то, сны начнут становиться именно во время близкое к судному дню. К тому же, если верить исламским манускриптам, то именно мусульмане смогут спастись в последний день от неизбежной для иных неверных народов кары. Причем это спасение будет указано нации именно в их сновидениях, дабы указать верный путь спасения. Такие сведения являются непосредственным объяснением тому интересу, который питает мусульманский народ к таинствам мира снов.
На Арабском языке было издано довольно много сборников толкований снов, однако нельзя сказать о том, что эти книги являются востребованным в кругу обычных обывателей. «Исламский сонник» является онлайн сборником толкований, основанным на трактовках снов почерпнутых из содержания Корана и Сунны. Значительная часть трактовок позаимствована непосредственно из произведений Имама Мухаммеда, который считается одним из талантливейших последователей пророка, являлся значимым ученым своей эпохи.
Со времен Пророка сновидениям в арабских странах было уделено завидное внимание. Считалось, что именно сновидения влияют на формирование личности, способны указать праведный путь оградить от греховных деяний.
Кроме самих толкований сновидений, бесплатный «Исламский сонник: толкование снов по священному Корану и Сунне» Ибн Сирина содержит методические указания для верного анализа образов сна, указаны примеры снов, которые стали явью. Это издание очень полезно всем тем, кто стремиться познать психологическую подоплеку Ислама.
В Арабских странах толкование снов почти приравнено к научным знаниям, потому там нельзя просто так стать толкователем, необходим определенный опыт и уровень доверия. Данный сонник базируется на самых достоверных и проверенных трактовках снов в исламской культуре. И не глядя на то, что со времен составления этого сборника прошла уйма времени, он ничуть не утратил своей пользы и содержательности и для современного человека, а тем более представителя культуры востока. Данный альманах включает в себя прямые отсылки к событиям на заре становления Ислама.
Особенности «Исламского сонника: толкование снов по священному Корану и Сунне»
«Исламский сонник» предполагает деление сновидений на три вида.
Благоприятные сны. Такие сновидения считаются радостной вестью от самого Аллаха.
Негативные сны. Данные сюжеты являются посланиями Шайтана, они призваны вселить страх и неуверенность, дабы сбить человека с верного и праведного курса деяний. Такие сновидения могут побудить праведника на совершение греха, потому они считаются опасными для мусульман. После этих снов рекомендуется совершать ритуальное купание. Только если человек очистится перед сном и прочтет молитву, он может надеяться получить в сновидении весть от Аллаха. Сны Шайтана обычно приходят к тем, кто ложится спать без молитвы, и не очистившись.
Сновидения о бытовых делах, которые для сновидца в последнее время были актуальны и важны.
Сны, которые нельзя отнести ни к одной из групп снов представленных выше, как правило толковать по «Исламскому соннику» не стоит, потому как в противном случае путаницы и заблуждений не избежать.
Если сон окажется благоприятным, то сновидец должен совершить следующие вещи:
Воздать хвалу аллаху за благоприятное видение.
Быть в радости и предвкушении приятных событий.
Поделиться приснившимся сновидением с тем, кому желает только добра, но важно помнить о том, что тому, кого не любишь содержание сна лучше не раскрывать.
Верно истолковать сновидение, потому как то, что будет трактовано, то и станет явью.
С неблагоприятными сновидениями следует поступать следующим образом:
Обратиться за помощью в молитве к Аллаху, дабы тот уберег сновидца от зла.
Трижды обратиться к Аллаху за помощью в спасении от Шайтана.
Три раза плюнуть в левую сторону.
Перевернуться в постели с левого бока на правый бок или на оборот.
Выполнить намаз, как обязательный, так и желательный.
Ни в коем случае не рассказывать никому о сновидении.
Не толковать плохой сон даже для себя.
Правила пользования «Исламским сонником»
При толковании сновидений, следует придерживаться следующих правил:
Выделить в содержании сновидения самое важное, предпочтительно то, что может предвещать добрые новости или же опасность, а так же чем-то связанным с земной либо загробной жизнью.
Важно отбросить все то, в чем точно нет никаких символов и знамений.
Необходимо определить для каждого из выделенных символов самое центральное из значений, желательно основанное на Коране, либо на предельно проверенной практике.
Предлагаем вам скачать «Исламский сонник» бесплатно и без регистрации.
Исламский сонник: толкование снов по священному Корану
Несмотря на то что ислам – достаточно молодая религия, ее приверженцев насчитывается около 1,8 млрд человек. Считается, что если сны мусульман будут правдивыми, то это свидетельствует о скором приближении Судного дня. Тем не менее, исламский сонник пользуется достаточно высокой популярностью. Даже турецкие султаны, такие как Мехмед II, Сулейман I Великолепный, Ахмед I, всегда обращались за толкованием своих снов к улемам и муфтиям. В данной статье узнаем о толковании снов по Священному Корану и Сунне.
Основные правила
Прежде чем начать изучать исламский сонник, следует учесть, что есть специальные пути, способы и этика толкования сновидений. Именно они и помогают узнать наиболее точное значение снов. Истинный мусульманин всегда следует этим правилам. Первое, что нужно знать – сны разделяются на три вида:
Хорошие сны
Согласно Корану и Сунне, первые сновидения – это радостная весть от Аллаха. Кроме того, они являются одной из 46 частей пророчества. Такие сны по исламскому соннику называются «аль-мубашширатами». Согласно Корану первое сновидение, которое увидел человек, было про Еву. В райском саду Адам попросил Бога сотворить ему пару, похожую на него. Всевышний усыпил мужчину. А когда тот проснулся, и у изголовья его сидела женщина, Бог спросил: «Что за видение ты видел во сне?». Тогда Адам ответил ему, что видел в нем Еву. Это и был первый сон человека.
После аль-мубашширата – благого сна, тому, кто его увидел, следует сделать 4 вещи:
Плохие и неприятные сны
Вторая категория снов – от шайтана. Дьявол наводит на человека страшные и плохие сны, чтобы испугать его, вызвать в душе страх, ужас или даже стыд. В них могут быть вещи, которые побуждают сделать что-то плохое. Таким снам не следует верить и прислушиваться к ним. Кроме того, пророк Мухаммад говорил, что такие сны снятся людям, которые ложатся спать нечистыми (без молитвы, с плохими помыслами или на сытый желудок).
Если мусульманин увидел плохой и неприятный сон, то для того, чтобы избежать несчастья, необходимо выполнить 7 важных правил:
Влияние эмоций на сны
Спящие могут видеть во сне то, что происходило с ними в течение дня. Это могут быть определенные эмоции или переживания. Такие сновидения могут быть путанными, неясными, бессвязными и смешанными. Их сложно истолковать и делать это нет необходимости. Они всего лишь являются отражением эмоций и чувств человека. Кроме того, спящий может видеть то, что он привык делать в это самое время наяву. Например, в определенное время мусульманин совершает намаз. Если однажды он ляжет спать в тот час, то с большой вероятностью ему может присниться, что он молится.
Как толковать сон
Для расшифровки сна по исламскому соннику существует несколько важных правил. Во-первых, следует установить, что было самое главное. Это определенный символ или знак, который поможет при дальнейшем толковании и является основной сна. Далее для каждой важной детали сна нужно выяснить основу из основ, выведенных в Коране. Можно использовать сопоставления и сравнения. Например, Аль-Бакара (Корова), 74-й аят из 286 гласит:
После этого ваши сердца ожесточились и стали как камни, или даже еще жестче.
Таким образом, если вам снились камни, значит, последнее время у вас слишком суровое сердце. Следует вспомнить, может, кто-то просил у вас помощи, а вы отказали. Нужно помочь своим близким и Аллах обязательно это заметит.
Конечно же, для лучшего толкования существует специальный исламский сонник по Корану. В нем есть значения большинства вещей и событий, которые могут присниться.
Стихии и природные явления
Это достаточно важные символы и знаки, которые могут многое рассказать сновидцу.
Животные
В исламском соннике по Корану, конечно же, встречаются самые различные рыбы, птицы, насекомые и другие звери. Их значения приведены ниже:
Растения, фрукты и овощи
Что же еще можно встретить в исламском соннике? Толкование снов по священному Корану невозможно представить без живой природы – цветов, фруктов, овощей. Они достаточно часто снятся каждому человеку. Рассмотрим их толкование:
Различные люди
В исламском соннике толкование снов по священному Корану можно условно разделить на несколько категорий. Отдельную из них занимают различные люди, которые иногда приходят к нам в сновидении. Что же они могут означать?
Различные предметы и объекты и события
Толкование снов по исламу практически невозможно без знаний о значении тех или иных вещей. Конечно, в повседневной жизни нас окружают тысячи различных предметов и явлений, и описать все практически нереально. Вот основные из них:
Смерть все равно настигнет вас, даже если будете вы в башнях, воздвигнутых высоко». (Сура Ниса’,78).
Еще со времен пророка Мухаммеда снам и их толкованию уделялось особое внимание. Считается, что ночные видения играют большую роль в воспитании мусульманина и избавлении его от грехов. Исламский богослов и правовед Абу Хамид аль-Газали утверждал, что толкование снов по исламу – очень важная и ответственная задача. Это может помочь человеку открыть 5 дверей – 5 чувств, а также постичь запредельное (прошлое, настоящее и будущее).
Летать в сон в исламе
В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь из вас видел сегодня ночью сон?»[4] Некоторые ученые говорили, что вещий, правдивый сон — это творение Господа в сознании человека.
Однако есть люди, уделяющие «жизни во сне» слишком много внимания. Ниже попробую представить границы рациональности, понять, что есть семя в этой области жизни, а что — шелуха.
Начнем с того, что все сотворенное Создателем, — это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество как вокруг, так и внутри нас. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно, и наиболее важные, ценные. Среди них есть и сон:
«И из числа Его знамений — ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию][5] и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою][6]» (см. Св. Коран, 30:23).
Чем является сон в Коране?
Это знамение, указывающее на существование Бога, как уже было упомянуто, а также одна из форм проявления Его милости:
«Он [Господь миров] тот, Кто сделал для вас ночь одеждой [подобной чему-то накрывающему, во что-то вас одевающему], сон — отдыхом, а день — воскрешением (оживлением). [Ночь переводит вас в иное состояние, сон частично умерщвляет, давая телу возможность отдохнуть и восстановиться, а новый день возвращает к жизни, к новому дыханию, будто обновляет осознание и восприятие вещей, давая возможность по-новому взглянуть на окружающее]» (Св. Коран, 25:47)[7].
Сон был источником откровений для пророков и посланников Божьих (см., например, Св. Коран, 8:43, 37:102, 48:27). А после завершения миссии последнего Пророка — стал источником воодушевления, порой тем, через что может поступить предупреждение или устрашение. Сон — это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось Божественное наказание (см. Св. Коран, 7:97 и 68:19).
Что говорил о снах пророк Мухаммад?
«От пророчества[8] ничего не осталось, кроме вещего сна, [обычно] дающего радостную (благую) весть[9]. После меня не будет ни пророков, ни посланников»[10]. То есть со смертью последнего пророка и посланника Мухаммада все виды пророческих откровений уйдут в прошлое, остается только небольшой информационный канал — сон. Пророк Мухаммад также пояснял: «Благой сон благонравного человека — это одна сорок шестая часть пророчества»[11]. Ученые комментировали: «Под словосочетанием «благой сон», возможно, подразумевается радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом «человек», а если согласно тексту хадиса — «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». С этим согласны все мусульманские ученые[12].
Кто может видеть вещий, предположительно правдивый сон?
«Самые правдивые сны будут у тех верующих, кто наиболее правдив в своих словах»[13]. Проникновение в сердце, сознание и душу набожного, религиозно-практикующего человека наиболее сложно для Сатаны, поэтому вероятность увидеть вещий сон у очень правдивых из них велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе Божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена[14].
Какой сон явно правдив?
«Кто увидит меня во сне, тот истинно увидел меня. Поистине, Сатана не может принять мой облик», — произносилось устами пророка Мухаммада[15]. Некоторые ученые считали, что «хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует этому». Имам аль-Газали дал иное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать как «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога и однозначно не от Сатаны[16].
Сны и Конец Света
«Ближе к Концу Света сны верующих будут все более и более правдивыми»[17].
В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон?
«Наиболее правдивые сны — во время зари (на рассвете)»[18]. Джа‘фар ас-Садык говорил: «Сон, увиденный в промежутке между второй и третьей молитвами (дневной послеобеденный сон), наиболее легок в толковании». ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. Возможность увидеть правдивый сон в эти периоды суток одинакова. Также нет разницы между снами мужчин и снами женщин»[19].
Как воспринимать, как определять качество сна?
Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон — от Бога. Плохой сон — от Дьявола[20]. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет[21] трижды через левое плечо[22] и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет»[23]. Услышав хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания»[24].
Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: (1) речь души (то есть впечатления человека, результат его размышлений, переживаний); (2) устрашение Сатаны и привнесение им печали, скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, растерянности, печали); (3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа»[25]. Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность[26].
Некоторые толкования снов от пророка Мухаммада
— «Если Дьявол играет кем-либо из вас, когда тот спит [то есть если, проснувшись, человек вспоминает, что видел глупые, странные или страшные сны], то пусть [пробудившись, выбросит увиденное из головы, проигнорирует это, забудет об этом и] никому не рассказывает!» Эти слова пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал бедуину, пришедшему к нему и рассказавшему о том, что во сне он видел, как лишился головы и последовал за отрубленной головою. Услышав этот сон, Пророк засмеялся[27];
— Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Подобно любому спящему, я видел сон, будто мы собрались с вами в доме ‘Утбы и нам принесли хорошие финики[28]. Я растолковал это как предвестие значительного блага (превосходства) для нас в жизни мирской и в жизни вечной, и религия наша обладает полнотой (завершенностью) [практикуя ее, мы чувствуем сладость веры]»[29];
— Некая женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка, умершего незадолго до этого, забил источник. Она спросила посланника Всевышнего, и он ответил: «Это его дела (которые будут приносить ему пользу и после смерти) [будут зачисляться на его личный счет в вечности, пока не перестанут быть полезными для других людей]»[30];
— Пророка однажды спросили о Вараке[31], родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до распространения вести о тебе как о Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая одежда»[32].
К тому, как растолковывать сон, нужно относиться внимательнее. Пророк Мухаммад предупреждал: «Сон верующего — это одна сорок шестая[33] часть пророчества. И сон этот в неопределенном (подвешенном) состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенный, увязываемый с реальностью смысл]. Когда же заговорят, тогда и упадет он [на землю в том виде, который ему придадут, что запустит механизм его претворения в жизнь с Божественного на то благословения]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [сны], кроме как тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать [только и лишь в лучшую сторону]»[34].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также сказал: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], прежде чем опустить ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону]»[35].
В хадисах также упоминается о значительной греховности лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, чего он на самом деле не видел[36]. Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего сон — это больше отдых, нежели источник получения информации о будущих событиях. Почти все, что видит человек во сне на протяжении жизни, — это результат его размышлений, переживаний, впечатлений или сатанинские нашептывания, устрашения. То, что от Бога, не похоже на путаницу событий: когда мы проснемся, увиденное будет перед нами как солнце в безоблачный день.
Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от действительности этой жизни[37].
Ответы на вопросы о сне
Можно ли толковать сны?
Канонически это позволительно и допустимо (машру‘)[38].
Как растолковываются сны?
То, что я лично для себя подчеркнул, анализируя богословские материалы по этому поводу, можно сформулировать так: единой системы толкования снов нет. Есть критерии в определении сна — от Творца он, от Сатаны или результат повседневных забот и тревог. Если сон предположительно вызван последними двумя причинами, на него не нужно обращать какого-либо внимания, следует сразу о нем забыть. Если же первой, следует обратить внимание и почерпнуть что-то полезное для жизни. Наилучшим толкователем в таком случае будет сам увидевший, так как наиболее вероятно, что Божественное назидание дается ему на языке его ассоциаций и образов (как позитивных, так и негативных), жизненных правил, принципов и с учетом обстоятельств и времени, в которых он живет. Если человек не может найти ключ к разгадке, то он может обратиться к набожным, грамотным людям.
Если кто-то увидел в вещем сне самого пророка Мухаммада, как это можно трактовать?
Если человек увидел во сне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым. Мы знаем из достоверных хадисов, приведенных ранее, что Сатана не может принять облик пророка Мухаммада. «А как человек может определить, кого именно он видел?» — спросите вы. Если верующий увидит во сне последнего посланника Господа, то он не будет сомневаться, что увидел именно его. Проснувшись, он без единого сомнения будет уверен в этом. Многие богословы сказали: «Если человек увидел пророка Мухаммада во здравии и обрадованным, то это говорит о крепкой вере и набожности увидевшего, о том, что у него все хорошо. А когда — суровым, сердитым или хворающим, с какими-то недостатками, то это указывает на слабость веры увидевшего такой сон, наличие в его сути серьезных недостатков. Образ Пророка во сне — это как полное света зеркало. Спящий видит в нем истинное положение дел своей сути, собственные недостатки, погрешности». Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа его последователей, как комментировали богословы. В риваяте сказано: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть ясно, правдоподобно[39].
Мне снятся очень яркие и разнообразные сны, в значительной степени поглощающие мое сознание и не отпускающие на протяжении дня. В последнем моем сне я увидел мать пророка ‘Исы (Иисуса). Она подошла ко мне, протянула руки и сказала: «Повторяй за мной», и я вместе с ней произнес шахаду (свидетельство Единобожия).
Видеть сны — это хорошо, но учтите, что порой люди живут снами наяву, возможно, из-за каких-то неприятностей или кажущихся непреодолимыми трудностей, которые они не пытаются (боясь или сомневаясь) окончательно решить, разрешить. Не советую вам зацикливаться на снах. Сны остаются всего лишь снами. Если и есть от них польза с точки зрения мусульманских ценностей, то это — помощь в трудную минуту и импульс к действию. Пусть они вас и окрыляют для реализации новых земных побед, воодушевляют на самодисциплину, труд и кропотливую работу. Вы обязаны жить наяву, включаться в жизненный процесс интеллектуального, физического и духовного каждодневного развития, которое помогало бы вам сохранять хорошую форму и наполняло бы энергией для реализации ваших жизненных целей и задач. Надеюсь, они у вас есть. Когда жизнь наяву станет преобладать в вашем мозгу, когда вы начнете видеть плоды своих усилий и стараний, радоваться им и благодарить Всевышнего, тогда, полагаю, и мир ваших снов преобразится.
Мне снятся по ночам кошмары. Я вижу ужасные картины, как будто я умираю в тяжелых условиях, рядом близкие мне люди, мои родные. Пытаюсь проснуться и уйти от этого ужаса, но, как открою глаза, все мое тело трясет, я в холодном поту. Это очень сильно действует на мою психику. Бывает и морально, и физически устаю от этого. Что делать, когда происходят такие вещи? Отчего это? Магомед.
Следует перестать смотреть телевизор и заходить в Интернет, то есть просматривать все то, что засоряет ваш мозг и устрашает его. Полагаю, что у вас в голове скопилось много мусора, страшных ассоциаций и образов, а потому так просто и быстро все это не вычистить. Постарайтесь найти книгу Дэниела Дж. Амена «Измени свой мозг — изменится и тело!» и вычитайте из нее хотя бы 5 рекомендаций, касающихся вашего вопроса. После строго следуйте им на протяжении хотя бы 6 месяцев. Это должно касаться и вашего питания, и вашей подвижности, и вообще вашего образа жизни. Начните практиковать рекомендации из следующего хадиса. Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон — от Бога. Плохой сон — от Дьявола. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет»[40]. Также рекомендую сдать кровь на максимально развернутый анализ ее состояния и наличия в ней необходимых веществ и элементов. В моей практике общения с людьми был случай, когда человек несколько лет мучился от кошмаров, просыпаясь посреди ночи в поту. Где он только не обследовался. Но лишь попав в одну из иностранных клиник и сдав развернутый анализ крови, он узнал, что один из органов не выделяет достаточного количества вещества, жизненно необходимого для организма. Он начал принимать его в форме пищевой добавки, и все прошло.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Уже был не рассвет и не заря, а восход самого солнца, в период которого молитва-намаз не совершается.
[2] Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего — это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего — это полное прекращение связи души с телом. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244, 245.
[3] Хадис от Абу Катады; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 193, хадис № 595; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 84–86, хадис № 595 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2205, хадис № 7047; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 542, хадис № 7047; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 934, хадис № 23–(2275); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 662, хадис № 2299, «хасан сахих».
[5] «Большинству из нас необходимы 7–8 часов сна (в сутки. — Ш. А.). Во время сна восстанавливается мозг. Сон дает мозгу возможность устранить неполадки и «заняться хозяйством» — пополнить запас белков и усилить синапсы. Для этого мозг должен отключиться, чтобы нейроны не «путались под ногами». Пониженная температура мозга и замедленная скорость обмена веществ, которые сопровождают глубокий сон, помогают ферментам более успешно ремонтировать и восстанавливать клетки. Недобрав сна в одну ночь, некоторые люди не чувствуют особого дискомфорта. Но после одной-двух недель недосыпания страдают все, потому что эффект накапливается. Одна неделя недостаточного сна эквивалентна 24 часам непрерывного бодрствования. Две недели — 48 часам». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. СПб.: Амфора, 2008. С. 265, 266, 272.
[6] «Правильно дозированный послеобеденный сон помогает улучшить настроение и поднять активность. Последние исследования говорят, что достаточно 15–20 минут в промежутке между 13.00 и 14.30, чтобы прогнать усталость, повысить производительность и «подзарядить батарейки». Более долгий сон, например длящийся три четверти часа или час, может потребовать еще минут двадцать, чтобы стряхнуть инерцию сна. Короткий послеобеденный сон — естественный ответ на биологическую потребность в отдыхе. Организм человека запрограммирован на сиесту». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. С. 135–137.
[7] Также см., например: Св. Коран, 78:9–11.
[8] Именно пророчество — так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам сообщалось о сокровенном, сокрытом, неведомом, ожидающем людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались Божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих. Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Богу людей через сон.
[9] Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2188, хадис № 6990; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 464, хадис № 6990; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 2. С. 519, хадис № 4606.
[10] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2277, «сахих».
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2186, хадис № 6983; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 448, хадис № 6983; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, хадис № 6983.
[12] В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то, напротив, — мужчины не подразумеваются. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 20. С. 8, 24; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, пояснение к хадису № 6983; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2913, хадис № 4608.
[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».
[14] См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 449; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 2/839.
[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2191, хадис № 6994; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 473, хадис № 6994; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 931, хадис № 10–(2266); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 658, хадис № 2281, «хасан сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.
[16] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 479, в пояснении к хадису № 6994.
[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 3.
[18] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 71, хадис № 1083, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2279.
[19] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 213.
[20] Некоторые ученые оговаривали следующий критерий: «Мысль, идея, сон, которые от Бога, — устойчивы и ясны. То же, что от Сатаны, — неустойчиво, сопровождается путаницей и несвязностью образов».
[21] Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадисы № 4/841, 5/842 и пояснение к ним.
[22] В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершит два ракяата дополнительной молитвы-намаза. Предполагаю, это на тот случай, когда человек увидел во сне что-то очень страшное и ему сложно после этого уснуть. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 661, хадис № 2296.
[23] Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.
[24] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, в пояснении к хадису № 5747; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1.
[25] См.: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2918, 2919, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».
[26] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 1/838.
[27] Хадис от Джабира; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 12–(2268); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 27, хадис № 12–(2268) и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 844, «сахих».
[28] В хадисе упоминается хороший сорт мединских фиников.
[29] Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 933, хадис № 18–(2270); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 30, 31, хадис № 18–(2270) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2922, хадис № 4617 и пояснение к нему.
[30] Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2197, хадис № 7018; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 507, 508, хадис № 7018; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2924, хадис № 4620.
[31] Варака ибн Навфаль был набожным и религиозно грамотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада являлся христианином, читал Библию на иврите и занимался переводом ее на арабский язык. Он один из первых, кто узнал о начале Божественных откровений и подтвердил их истинность.
[32] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 660, хадис № 2293.
[33] В данном риваяте (в одном из двух, на которые ссылаюсь) говорится «одна сороковая», но в основной части достоверных риваятов (как и во втором из двух) говорится именно об «одной сорок шестой». Подробный хадисоведческий разбор риваятов с упоминанием вариантов этого числа см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 450–456.
[34] Хадис от аль-‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 659, хадис № 2283, 2284.
[35] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».
[36] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1091, хадис № 3509; там же. Т. 4. С. 2203, хадис № 7042; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 574, хадис № 844 и пояснение к нему.
[37] Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 575.
[38] См.: Св. Коран, 12:100, 101.
[39] Хадис от Абу Хурайры. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 11–(2266); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 26, хадис № 11–(2266) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадис № 7; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2190, хадис № 6993.
[40] Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.