Липскеров последний сон разума содержание

Рецензии на книгу «Последний сон разума» Дмитрий Липскеров

Липскеров последний сон разума содержание. . Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка . Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

Последняя загадка человечества

Дисклеймер.
Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

Прелюдия.
Не так давно мне предложили почитать последний роман Липскерова и отрецензировать для одной из рубрик Лайвлибы. Со временем тогда не складывалось и я отказался от этой затеи, не рискуя уделять время незнакомому автору, к тому же я о нём ничего на тот момент не слышал и даже не видел его фамилии во френдленте.

Меня хватило на то, чтобы немного погуглить. Статья на Вики оказалась достаточно убогой, статей же по романам вообще не оказалось. Другой поиск тоже не выдал никаких вразумительных результатов; рецензий на ЛЛ по этому автору тоже оказалось запредельно мало и совсем ни о чём.

В общем, ничего особенного, подумал я, один из авторов, которых нынче пруд пруди. Однако, глаз зацепился за дату — 19 февраля. Забавно, я решил, что всё же с автором, у которого день рождения совпадает с моим (историческая дата, кстати, хе-хе), стоит познакомиться, к тому же столько совпадений ещё.

Прошло не так много времени и Лайвлиба меня фактически заставила почитать Л., подсунув его в одно из заданий ДП. Судьба, однако, решил я и начал читать.

Между делом.
Раздражает эта формула-штамп, но нет выход — «есть такие книги, которые очень понравились, но про них совсем не хочется ничего говорить». Прочитал, и остался лежать дальше пузиком кверху, расплываясь телесами по мягкому дивану, медленно тая и впитываясь в поролон диванной набивки; но не так, что бабочки в животе, розовые сопли по щекам и над головой радуга, а скорее как наркоман убившийся героином, на грязном полу, в луже блевотины, но зато при полном счастье. Всегда вот думаю: когда так растекусь полностью, то останется ль от меня хотя бы какая оболочка разумная и метафизическая, или так и сгину жидкостью, впитавшейся в диван? Редкий случай, но бывает. Иногда про такие книги сказать надо и тогда выходит натянуто и неестественно, как произносить первый тост за столом, когда ещё совсем трезв. Я решил найти выход из положения и придумал ход конём: надо читать его до тех пор, пока не начнёт тошнить, как от Шантарама, и тогда рвотные спазмы сами выдадут суть из самого нутра. Не вышло. Втянулся, влюбился. Упоролся, заторчал.

Если коротко резюмировать весь этот многороманный опыт, то: мне понравились книги Липскерова без всяких «но». Понравились те, что прочитал, и более того я уверен, что понравятся те, которые ещё прочитаю. Сейчас вот читаю ещё одну и тоже нравится. Не важно о чём он будет писать — хоть о футболе, который я не люблю совсем. Не важно. Его манера повествования, истории, всякая муть и жесть — моя тема. Если верить во всякое кармическое дерьмо и мультивселенные, то Л. явно родился для того в этом мире, чтобы С. П. был счастлив, а всё что происходит вокруг это всего лишь иллюзия для фона. Я — солипсист! Вас никого нет. Так говорит Липскеров.

У Л. есть умение очень мягко переводить реальность в бред и обратно. Достаточно редкий талант для нашего писателя, который обычно страдает либо совсем уж фантастикой с первых слов, либо совсем уж реализмом с самой первой буквы. Липскеров как ветер, который мягко колышет водную поверхность. Волны укачивают, мягко переводят судно твоей перцепции из реальности в бред, из бреда, через прослойки налёта лёгкого не-может-быть обратно к чему-то очень похожему на реальность. Сказка ложь, да в ней намёк. Постмодернистские сказки о главном.

Заметка без темы.
Липскеров впитал от русской литературы лучшее и переварив это продолжил её традиции в своём творчестве. Романы один за одним удивляют разнообразием сюжетов, необычностью, даже абсурдностью, происходящего, хорошо прописанными персонажами и живо двигающимся сюжетом, в котором постоянно сменяются планы, не дают сконцентрироваться и заскучать. Постоянно вводятся новые герои и не всегда понятно, какой герой главный и что происходит.

Он по разному подходит к разным проблемам и житейским ситуациям. Он местами доходит до очень гротескных форм; иногда описываемое начинает казаться «слишком» уж. Каждый кусочек текста продуман, у всего есть своё назначение и своё место, даже в искусственно создаваемом хаосе. Получается очень естественно и живо, не возникает ощущения, что тебе врут, скорее кажется, что перед тобой именно создают.

Состояние.
Состояние примерно такое: лежу на полу, телом на ковре, мордой — на паркете. Разбавлять виски спиртом было идеей примерно схожей с идеей читать Л. без остановки много книг подряд. Мир прекрасен, в нём столько отвратительных книг, и так мало хороших. Пока отыщешь стоящее, начинает казаться, что ты ещё при жизни реинкарнировал в жука навозника со столетнем стажем копания нечистот. Несправедливо тут только то, что всё дело случая и найдёшь ли ты в куче навоза искомый бриллиант абсолютнейшая случайность. «Дима, я тебя нашёл!» — затрубил во мне какой-то внутренней личностью какой-то голос. Звучит гомосексуально, но — это тот мужик, которого я так давно искал. Шестая любовь А. П.

Содержание.
У мужиков по всей планете пропадают члены и они перестают смотреть футбол. Ангел в честь Фидиппида бегает по осени марафон. Нашествие кур, беззвучное; такой же беззвучный исход миллионов птиц из города. Синие яблоки как средство от оперения на затылке. Шшшшш. Жук подкожный, контролирующий нервную систему, в прошлой жизни — сын русского императора. Рука без тела, которая мастурбирует инвалиду. Много секса, грудей и твердеющего низа живота; жидкий мрамор. Расчленёнка, кишки, кровь и всякие прочие жидкости тела и не только; очень много трупов. Котлован как портал всякой невиданной хрени. Люди, вылупляющиеся из икры. Некто вроде ангелов — знают много, но не всё. Земляника в носу. Чукча, которому бьют морду призраки. Ассирийский медведь, который вместо Иакова становится отцом всех евреев. Зародыш, который говорит со своей матерью и повторяет судьбу отца, а его сын повторяет судьбу отца и деда. Сверхспособности, люди с ангельскими внешностями. Оживающая змейка на кольце. Что-то очень непонятное. Вечная жизнь и операции по наращиванию новой кожи. Хотабыч выдерал с бороды волос, чтобы исполнить желание, а братья отрезали пальцы. Смывание женщины в сливное отверстие ванной. Поедание антиматерии; обжаривание себя на батареи центрального отопления.

Стиль.
Стильный! Изначально романы стилистически более просты. Первых два текста достаточно схематичные, имеют мало подробностей, детали не так чётко прописаны и чувствуется местами какая-то фрагментарность текста. В третьем романе начинает заметно проявляться художественное мастерство автора, которое потом и вовсе разрастается в пышное безумство настоящих джунглей стиля. Всё больше и больше мелких деталей, повествование более размеренное, уже нету первоначальной шершавости текста. Впрочем, она и изначально не была особой огрехой. Вполне всё это укладывается в авторский стиль, но к третьему роману начало чувствоваться, что по сравнению с первыми двумя Липскеров стилистически значительно продвинулся. Он стал более мелодичным, при этом не утеряв динамичности сюжета, который от книги к книге становится всё более сложным и многоплановым. Герои плодятся с каждой главой привнося в книгу свою линию, которая медленно, но верно начинает сплетаться с другими. Иногда это сплетение происходит буквально в конце книги и всё время кажется, что ты просто читаешь равномерно перемешанные, не связанные между собой, рассказы. Нету прямо такого главного героя, все герои рано или поздно выходят на передний план и берут микрофон повествования, который переходит от одного к другому, развивая то одну ветвь сюжета, то другую, часть из которых сходятся в итоге к одному большому стволу понимания этого множества. Всё перемешивается в романах Липскерова: голос автора и мысли героев, реальность и вымысел, любовь и извращения, логика и абсурд.

Общий смысл происходящего.
Вот живёшь себе вполне нормальным человеком-материалистом, привык ко всякой органической жизни и тому, что энергия это масса помноженная на ускорение (даже если это выведено фекалиями на стене — пусть и закон, говном писанный; чем-то вспомнились стихи ААА, таким же странным образом каканные писанные на стене в «Голубом сале»), или чего оно там ещё есть вокруг нас окромя кислорода. Живёшь не тужишь, как тут на твоих глазах начинает происходить всякая неведомое долбанное безобразие, ну и как тут быть? Верить в это религия, то есть — материализм не позволяют, а игнорировать — глаза. Часть героев, конечно, находят выход из положения и не запариваясь со всей это метафизикой просто отдаются потоку и ловят с происходящего лулзы: превращаются то в сомов, то в гулек, рожают из ног рыбок и птичек колибри, светятся ногами и воспитывают прибежавших детей, что растут не по дням, а буквально по часам. Ну ничего так, слегка упоротость, но чего только в жизни не бывает же, вдруг чего скрывали от нас ведь, так что если с вами в один прекрасный день начнёт разговаривать ваш пенис, то не отчаивайтесь, возможно это не шизофрения, а исключение. И течёт («после слова «пенис» вскоре встречается слово «течёт», Фрейд радуется» — А. П) так сюжет переливаясь из одного безумия в другое, переходя из трэша лёгкого в трэш крайне степени психиатрии. А потом, бабах так, и всё оказывается нормально. Не было никаких потусторонних измерений, куры улетели и вообще на улице весна и почки распускаются.

Nемного традиционного СПГС.
И вот всё бы ничего, да ведь честь отдать, Дмитрий мужчина умный. Не стал бы всё так просто писать, да и написано это всё отнюдь не просто. Его тексты лишены пространных душевных терзаний героев, как у *олстого-*остоевского и не перегружены пелевинским дискурсом. С другой стороны они не становятся прямым и чистым приёмом, как у Сорокина. Я бы назвал их упоротыми притчами-сказками, если бы мне кто-нибудь позволил это сделать.

У нас у всех есть рефлексы на все случаи жизни. Одна беда, что на привычные штуки и реагируем мы привычно, но вот когда происходит нечто выходящее за рамки оценки «обычно» или «нормально», то у нас небольшая растерянность и мы бегаем по кругу в панике, машем руками и что-то неразборчиво бубним. Поведение человека в нестандартной ситуации всегда интересный маркер. Липскеров вводит своих героев в абсолютно нетипичные, запредельно нереальные ситуации, которые просто не могут быть, и весело смотрит, как и на что они реагируют.

Про кур — Пелевин писал, кстати, а поезд — вообще важный персонаж русской литературы. Тут и Толстой, и тот же Пелевин опять. Случайно или нет, но ассоциации возникают очень навязчиво, что это не что иное, как такая вот постмодернистская перекличка с предыдущей традицией, сюжетами, писателями. Л., как эхолот, посылает сигналы, получает обратно их отражения и на свой манер их расшифровывает.

Метаморфозы.
Когда в книге происходят превращения главного героя, то принято вспоминать Кафку. Безусловно значимое превращение для всея литературы, но Кафка мне всегда казался немного пустым в чём-то (для фанатов: это не была претензия). За всем действием я не видел никакого смысла, впрочем, это уже мои личные проблемы восприятия. Гораздо более интересным мне всегда казалось превращение в «Золотом осле» Апулея. Оно несло в себе что-то кармическое. Герои, превратившись в осла, проходил так сказать ряд испытаний и сложностей, чтобы вернуть себе человеческое обличие, он как бы должен был доказать то, что он заслужил звание человека. Герои Л., те которые превращаются («Последний сон разума») или же претерпевают значительные изменения в своём теле («Пространство Готлиба», «О нём и о бабочках», «Пальцы для Керолайн»), тоже проходят некий цикл в новом обличии или с увечьем.

. i ещё немного СПГС.
Традиционное: есть ли жизнь после смерти? Ну и для полноты: в чём смысл жизни? Ты не писатель, если не пытался ответить на эти вопросы большими романами, так то. «Последний сон разума» абсурдистская попытка смоделировать ответы на эти вопросы. Мне вообще нравятся всякие спекуляции на эти темы, особенно носящие явно альтернативный характер. Ответ содержится в вопросе, а суть книги — в названии. Оно очень хитрое, как бы всё время перед глазами, ответ маячит на горизонте, крутится на языке, но каким-то явным озарением снисходит только тогда, когда сам автор на него даёт прямой ответ. Вроде бы читал и понимал, что так оно и будет, но в то же время до последнего не был уверен.

Во многом его книги о том, что когда случайно сходятся в один парад планет много случайных событий, то может вызваться сатана, или Сатана (если вы поняли о чём я). Это как у Сарамаго, когда один мужик кинул камень, женщина подняла палку, парнишка плюнул (или что там они сделали точно я уже не помню) и так вот всё это сошлось, что в итоге оторвало целую Португалию и запульнуло её в плавание по Атлантическому океану. Так и в романах Л. случайно неслучайные встречи приводят ко всякому такому разному и необычному, а иногда — обычному.

Без темы.
Большое внимание уделяется различным крайностям: есть воплощение абсолютного зла (Арококо) и абсолютного добра (студент Михайлов), красивые и до безобразия уродливые персонажи. Они между собой встречаются, взаимодействуют, создают контраст. Иногда всё это так смазывается, что теряется граница между уродством и красотой, хорошим и плохим — эти «нормы» ставятся под сомнение как абсолютно необъективные категории. В своём поведении герои выходят за пределы логики нормальности. Их поступки часто никак не мотивированы, особенно это бросается в глаза, когда они происходят в череде нормальных событий.

Между делом у Л. поднимаются вопросы национальных меньшинств и их противостояние коллективному разуму, столкновение личного со стереотипами. Впрочем, это относится не только к «национальным», но и к меньшинствам в любых других смыслах. Тут же опять и проявление различных крайностей, как будь то очень красиво и очень страшно в восприятии обывателя. Неполноценности и уродства, превосходства и неординарность становятся лакмусовыми бумажками для общества, выявляют реакцию.

Постлюдия Интерлюдия, ведь ничего же не кончается, правда?
Закончилось это тем, что не закончилось. Я прочитал пять романов Липскерова и одну повесть. Читаю шестой. Достаточно долгое путешествие, которое, впрочем, только началось. Долгих лет жизни Дмитрию и творческой плодовитости. Ну и мне, тоже. А если я всё же как-нибудь непредвиденно перейду в другие измерения, то уж боже, или Боже, будь столь милостив и дай мне там возможность дочитать то, что не успел.

Всегда ваша
Святая троица личин моих
С. П., А. П. и Пашенька.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Последний сон разума

НАСТРОЙКИ.

Липскеров последний сон разума содержание. sel back. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-sel back. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка sel back. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

Липскеров последний сон разума содержание. sel font. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-sel font. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка sel font. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

Липскеров последний сон разума содержание. font decrease. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-font decrease. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка font decrease. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

Липскеров последний сон разума содержание. font increase. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-font increase. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка font increase. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Липскеров последний сон разума содержание. 2. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-2. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка 2. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

ПОСЛЕДНИЙ СОН РАЗУМА

Если быть более точным, Илье полагалось торговать не только свежей рыбой, выловленной тут же, из темной воды большого аквариума сачком с дубовой ручкой, отполированной мозолистыми руками до блеска, но и рыбой замороженной, которую татарин за рыбу как таковую и не держал, но вынужден был отпускать этот продукт гражданам по их настоятельным просьбам. Граждане объясняли, что мороженая рыба хороша в дрожжевых пирогах, сдобренных крошеными крутыми яйцами, обратно приятна запросто жареная в панировке, также она незаменима в прокорме всяческих многочисленных домашних животных — кошек, собак, а у одной миловидной особы в преклонных летах мороженой треской питался даже голосистый кенар, который в недавнем времени издох по причине глубочайшего одиночества.

В ведомство Ильи также входило небольшое подсобное помещение, где хранились всяческие приспособления для обработки рыбных пород — ножи для соскабливания особо прочной чешуи, кованые крюки, на которые подвешивались рыбьи туши особо крупных размеров, слабо засоленные татарином по особому рецепту, рецепту, придуманному им самим в дни молодости, давно прожитой в персиковом Крыму, на берегу Черного моря… Если тело такой рыбины взрезать острым лезвием, то глазам восторженного покупателя представлялась нежнейшая красная плоть, слегка зажирневшая, а оттого прозрачно-желтая по краям, до белых мягких косточек. Редкий покупатель при виде такой картины оставался равнодушным, обычно выделял слюну быстро и покупал кусок деликатеса для своих детишек, представляя тонкую нежную плоть уложенной красным флагом на разрезанную французскую булку с подтаявшим сливочным маслом. Дальше фантазия обещала чашку кофе со сливками и смешение вкусовых ощущений, сладких и слабосоленых, столь приятных перед началом солнечного воскресного дня.

Татарин Илья не был частником, хоть и трудился в магазине кооперативном, но относился к своему труду по-хозяйски, ухаживал за прилавком, словно за собственным, и вымывал его после работы чистой ветошью с особой тщательностью, чтобы рыбный дух к следующему утру не отпугнул покупателя ощущением несвежести продукта.

В аквариум, в котором дожидался своей участи сонный товар, слабо всплескивающий разномастными хвостами, Илья провел толстую резиновую трубку, подсоединенную к самодельному компрессору. Нагнетаемый в водный резервуар воздух позволял товару сохранять живой вид и не засыпать до времени.

Хозяин магазина хоть и удивлялся в душе такому радению своего продавца, но показывал всем своим видом, что так оно и надо, что поведение татарина в труде совсем обычное, и даже премии Илье давал реже, чем мясному отделу. Илья, впрочем, в премиях не нуждался, так как имел «постоянного покупателя», который приплачивал «своему» продавцу за всякого рода услуги, как то: лишить жизни мощным ударом деревянного молотка по голове какого-нибудь могучего карпа, рвущегося из сачка, выловившего его из темных недр. И с таким отчаянием тогда извивалось тело в сетке-ловушке, словно рыбина собиралась распрямиться пружиной, взмыть к небесам и светить с заоблачных высот своей золотистой чешуей вторым солнцем… Обычно Илья кончал рыбу с первого удара… Затем срезать в два движения эту драгоценную чешую, воткнуть тесак со свинцом под хвост и протащить бритвенным лезвием до самой отбитой башки, вываливая на белый мрамор еще трепыхающиеся в агонии внутренности… Через мгновение душа рыбины уже находилась далеко, а обнаженное тело можно было сей час укладывать на сковородку и наслаждаться шкворчанием подсолнечного масла с подсыпанной по бокам пшеничной мучицей. За то и приплачивал копеечки постоянный покупатель татарину Илье.

Нелюбовь продавщицы мясного отдела разделял и остальной персонал. И кондитерша, и бакалейщик, и даже вспомогательный состав грузчиков испытывали необъяснимую неприязнь к рыбному прилавку, и иногда коллектив вяло переговаривался между собой об этом, строя незатейливые планы по выживанию татарина из магазина. Порой их немногочисленная делегация обращалась к хозяину с просьбой решить кадровую проблему, ссылаясь на то, что Илья живет в новостройках, почти за городом, а их магазин находится в сердце города, в его исторической части, и что логичнее взять в штат кого-нибудь из коренных, чтобы иностранец-турист не пугался наголо бритого человека с желтой кожей на заостренных скулах. Но хозяин не внимал расплывчатым доводам своего персонала, хотя и в его душе, где-то в самой ее глубине, таилась неприязнь к этому молчаливому старику с азиатскими глазами и вечным, а оттого пугающим спокойствием во всем облике, от крупных костлявых пальцев до покатых плеч, в которых содержалась многолетне накопленная сила… Работник Илья был хороший, а потому директор пытался волевым усилием дорожить им, но издалека, стараясь как можно реже бывать на вверенном татарину рыбном участке.

Нельзя сказать, что Илья любил свое дело. Скорее был равнодушен, сам не сознавая того. Ему не слишком нравилось убивать рыбу или видеть, как она сама дохнет в аквариуме, невостребованная от чрезмерного изобилия. Не очень он любил и орудовать ножом по еще живому телу, соскабливая чешую, но уж такова была необходимость, таковы издержки профессии, и Ильясов исполнял ее, как надлежало послушному работнику, уже много лет. Сколько? Он сам не помнил.

Когда татарин появился в магазине, кто его нанимал, косноязычного и оттого молчаливого, — никто ровным счетом ничего не знал. Куда запропастилась трудовая книжка, должная лежать в сейфе незыблемой святыней, — тоже было покрыто неизвестностью. Магазин уже десять лет как принадлежал нынешнему хозяину, а до того им владело государство, называя предприятие торговой точкой № 49…

А любил Илья рыбу. Просто рыбу. Любил ее не осознанно, как люди любят кошек или собак, умиляясь отзывчивостью и просто возможностью любить за так; а привечал чешуйчатых какой-то частью своего темного, дремучего подсознания. Он мог часами наблюдать за шевелением серебряных тел в аквариуме, смотреть, как рыбины аккуратно сталкиваются телами, словно чешутся друг о друга или ласкаются. Ему нравилось, как дышат жабры, раскрываясь, будто раковины, открывая на обозрение алую внутренность, как всплескивают хвосты, как вздуваются пузыри сквозь губастые рты… Но надо заметить, что вся эта неосознанная любовь, или пристрастие, распространялась лишь на рыб больших, могучих, чьи тела несли в себе килограммы здорового мяса, наросшего на мощных костях, чьи лобастые головы тыкались в стекло аквариума, словно бычьи… Всякая же мелочь, как глупая плотва, речной окунь или ерш с ядовитым плавником, разваривающиеся в ухе в кашу на первой же минуте, не вызывали в Илье ровным счетом никаких чувств. Такое отношение бывает обычно у людей к привычным насекомым, в постоянстве ползающим под ногами, жизнь не портящим, но и не украшающим. Например, к муравьям…

Видал татарин рыб и экзотических. Такие продавались в специальных зоологических магазинах и своим цветовым многообразием лишь удивляли слегка Илью, как салют на праздник, в остальном же он считал тепловодных необязательной формой жизни, каковых в мире существовало великое множество, а оттого и

Источник

Липскеров последний сон разума содержание. 33238. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-33238. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка 33238. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

Липскеров последний сон разума содержание. fb2. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-fb2. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка fb2. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду. Липскеров последний сон разума содержание. epub. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-epub. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка epub. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду. Липскеров последний сон разума содержание. . Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка . Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду. Липскеров последний сон разума содержание. doc. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-doc. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка doc. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду. Липскеров последний сон разума содержание. pdf. Липскеров последний сон разума содержание фото. Липскеров последний сон разума содержание-pdf. картинка Липскеров последний сон разума содержание. картинка pdf. Дисклеймер.Я долго всё это читал и очень беспорядочно записывал всякие слова по поводу и без, а тут уже конец месяца и мне на самом деле и жутко лень, и сил вовсе нет всё это прилично организовывать в читаемые и логически построенный текст, отмечать что и про какую книгу, поэтому я оставлю всё как есть, дабы запечатлеть сам процесс, и даже запятые расставлять правильно не буду.

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Последний сон разума»

Описание и краткое содержание «Последний сон разума» читать бесплатно онлайн.

Роман Дмитрия Липскерова «Последний сон разума» как всегда ярок и необычен. Причудливая фантазия писателя делает знакомый и привычный мир загадочным и странным: здесь можно умереть и воскреснуть в новом обличье, летать по воздуху или превратиться в дерево…

Но сквозь все аллегории и замысловатые сюжетные повороты ясно прочитывается: это роман о России. И ничто не может скрыть боль и тревогу автора за свою страну, где туповатые обыватели с легкостью становятся жестокими убийцами, а добродушные алкоголики рождают на свет мрачных нравственных уродов. Однако роман Липскерова – вовсе не модная «чернуха». Потому что главная тема в нем – любовь. А любовь, как и жизнь, никогда не кончается. И значит, впереди – свет.

ПОСЛЕДНИЙ СОН РАЗУМА

Если быть более точным, Илье полагалось торговать не только свежей рыбой, выловленной тут же, из темной воды большого аквариума сачком с дубовой ручкой, отполированной мозолистыми руками до блеска, но и рыбой замороженной, которую татарин за рыбу как таковую и не держал, но вынужден был отпускать этот продукт гражданам по их настоятельным просьбам. Граждане объясняли, что мороженая рыба хороша в дрожжевых пирогах, сдобренных крошеными крутыми яйцами, обратно приятна запросто жареная в панировке, также она незаменима в прокорме всяческих многочисленных домашних животных – кошек, собак, а у одной миловидной особы в преклонных летах мороженой треской питался даже голосистый кенар, который в недавнем времени издох по причине глубочайшего одиночества.

В ведомство Ильи также входило небольшое подсобное помещение, где хранились всяческие приспособления для обработки рыбных пород – ножи для соскабливания особо прочной чешуи, кованые крюки, на которые подвешивались рыбьи туши особо крупных размеров, слабо засоленные татарином по особому рецепту, рецепту, придуманному им самим в дни молодости, давно прожитой в персиковом Крыму, на берегу Черного моря… Если тело такой рыбины взрезать острым лезвием, то глазам восторженного покупателя представлялась нежнейшая красная плоть, слегка зажирневшая, а оттого прозрачно-желтая по краям, до белых мягких косточек. Редкий покупатель при виде такой картины оставался равнодушным, обычно выделял слюну быстро и покупал кусок деликатеса для своих детишек, представляя тонкую нежную плоть уложенной красным флагом на разрезанную французскую булку с подтаявшим сливочным маслом. Дальше фантазия обещала чашку кофе со сливками и смешение вкусовых ощущений, сладких и слабосоленых, столь приятных перед началом солнечного воскресного дня.

Татарин Илья не был частником, хоть и трудился в магазине кооперативном, но относился к своему труду по-хозяйски, ухаживал за прилавком, словно за собственным, и вымывал его после работы чистой ветошью с особой тщательностью, чтобы рыбный дух к следующему утру не отпугнул покупателя ощущением несвежести продукта.

В аквариум, в котором дожидался своей участи сонный товар, слабо всплескивающий разномастными хвостами, Илья провел толстую резиновую трубку, подсоединенную к самодельному компрессору. Нагнетаемый в водный резервуар воздух позволял товару сохранять живой вид и не засыпать до времени.

Хозяин магазина хоть и удивлялся в душе такому радению своего продавца, но показывал всем своим видом, что так оно и надо, что поведение татарина в труде совсем обычное, и даже премии Илье давал реже, чем мясному отделу. Илья, впрочем, в премиях не нуждался, так как имел «постоянного покупателя», который приплачивал «своему» продавцу за всякого рода услуги, как то: лишить жизни мощным ударом деревянного молотка по голове какого-нибудь могучего карпа, рвущегося из сачка, выловившего его из темных недр. И с таким отчаянием тогда извивалось тело в сетке-ловушке, словно рыбина собиралась распрямиться пружиной, взмыть к небесам и светить с заоблачных высот своей золотистой чешуей вторым солнцем… Обычно Илья кончал рыбу с первого удара… Затем срезать в два движения эту драгоценную чешую, воткнуть тесак со свинцом под хвост и протащить бритвенным лезвием до самой отбитой башки, вываливая на белый мрамор еще трепыхающиеся в агонии внутренности… Через мгновение душа рыбины уже находилась далеко, а обнаженное тело можно было сей час укладывать на сковородку и наслаждаться шкворчанием подсолнечного масла с подсыпанной по бокам пшеничной мучицей. За то и приплачивал копеечки постоянный покупатель татарину Илье.

Нелюбовь продавщицы мясного отдела разделял и остальной персонал. И кондитерша, и бакалейщик, и даже вспомогательный состав грузчиков испытывали необъяснимую неприязнь к рыбному прилавку, и иногда коллектив вяло переговаривался между собой об этом, строя незатейливые планы по выживанию татарина из магазина. Порой их немногочисленная делегация обращалась к хозяину с просьбой решить кадровую проблему, ссылаясь на то, что Илья живет в новостройках, почти за городом, а их магазин находится в сердце города, в его исторической части, и что логичнее взять в штат кого-нибудь из коренных, чтобы иностранец-турист не пугался наголо бритого человека с желтой кожей на заостренных скулах. Но хозяин не внимал расплывчатым доводам своего персонала, хотя и в его душе, где-то в самой ее глубине, таилась неприязнь к этому молчаливому старику с азиатскими глазами и вечным, а оттого пугающим спокойствием во всем облике, от крупных костлявых пальцев до покатых плеч, в которых содержалась многолетне накопленная сила… Работник Илья был хороший, а потому директор пытался волевым усилием дорожить им, но издалека, стараясь как можно реже бывать на вверенном татарину рыбном участке.

Нельзя сказать, что Илья любил свое дело. Скорее был равнодушен, сам не сознавая того. Ему не слишком нравилось убивать рыбу или видеть, как она сама дохнет в аквариуме, невостребованная от чрезмерного изобилия. Не очень он любил и орудовать ножом по еще живому телу, соскабливая чешую, но уж такова была необходимость, таковы издержки профессии, и Ильясов исполнял ее, как надлежало послушному работнику, уже много лет. Сколько? Он сам не помнил.

Когда татарин появился в магазине, кто его нанимал, косноязычного и оттого молчаливого, – никто ровным счетом ничего не знал. Куда запропастилась трудовая книжка, должная лежать в сейфе незыблемой святыней, – тоже было покрыто неизвестностью. Магазин уже десять лет как принадлежал нынешнему хозяину, а до того им владело государство, называя предприятие торговой точкой № 49…

А любил Илья рыбу. Просто рыбу. Любил ее не осознанно, как люди любят кошек или собак, умиляясь отзывчивостью и просто возможностью любить за так; а привечал чешуйчатых какой-то частью своего темного, дремучего подсознания. Он мог часами наблюдать за шевелением серебряных тел в аквариуме, смотреть, как рыбины аккуратно сталкиваются телами, словно чешутся друг о друга или ласкаются. Ему нравилось, как дышат жабры, раскрываясь, будто раковины, открывая на обозрение алую внутренность, как всплескивают хвосты, как вздуваются пузыри сквозь губастые рты… Но надо заметить, что вся эта неосознанная любовь, или пристрастие, распространялась лишь на рыб больших, могучих, чьи тела несли в себе килограммы здорового мяса, наросшего на мощных костях, чьи лобастые головы тыкались в стекло аквариума, словно бычьи… Всякая же мелочь, как глупая плотва, речной окунь или ерш с ядовитым плавником, разваривающиеся в ухе в кашу на первой же минуте, не вызывали в Илье ровным счетом никаких чувств. Такое отношение бывает обычно у людей к привычным насекомым, в постоянстве ползающим под ногами, жизнь не портящим, но и не украшающим. Например, к муравьям…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *