Литература 10 класс сон обломова
Урок литературы по теме «Глава «Сон Обломова» – ключ к разгадке характера героя». 10-й класс
Разделы: Литература
Класс: 10
Ключевые слова: значение поры детства в жизни человека
Цель: овладевать умением понимать характер человека в его связи с социальными и национальными особенностями.
1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.
2. Обучать умению анализировать образ литературного героя.
3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.
4. Обогащать словарный запас учеников и совершенствовать навыки культуры речи.
“Сны, как известно, чрезвычайно странная вещь: одно представляется с ужасающей ясностью, с ювелирски-мелочною отделкой подробностей, а через другое перескакиваешь, как бы не замечая вовсе, например, через пространство и время. Сны, кажется стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце.А между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне! Между тем с ним происходят вещи совсем непостижимые”. (Слайд 2). Презентация
Ф. Достоевский “Сон смешного человека”.
II. Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке? Обсуждение
1) И.А.Гончаров назвал “Сон Обломова” увертюрой ко всему роману.
2) А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова. 1859.
“Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова.”
3) А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.
“Писатель к Обломовке, явившейся во сне к герою, отнёсся “не только ласково, но и с грустью, сожалением”.
“Писатель рисует Обломовку даже сатирически – “сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения”.
Гончаров приглашает читателя посетить “благословенный уголок земли, чудный край”, край детства Обломова.
В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его “голубиная” кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.
Д. з. Штольц — Обломов, сравнить образы героев.
Урок по литературе в 10 классе «Сон Обломова в романе И.А.Гончарова»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Сон Обломова» и его роль в романе И.А.Гончарова «Увертюра ко всему роману» И.А.Гончаров
Задачи: Выяснить, зачем писатели в своих произведениях обращаются к форме сна. Определить роль «Сна Обломова» в романе И.А.Гончарова.
План Что такое сон? Толкование снов известных литературных героев «Сон Обломова» Выводы
Что такое сон? Сон – состояние спящего; отдых тела в забытье чувств («Толковый словарь» В.И.Даля) Сон – 1) наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители; 2) то, что снится, грезится спящему, сновидение («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)
Сон – «тайна души» У бодрствующих один общий мир; для сна же всякий уходит в свой особенный, частный мир. Гераклит Пюви де Шаванн. Грёза.
Толкование снов известных литературных героев Светлана (героиня баллады В.А.Жуковского) Сон как приём композиции баллады, игра с читателем
Толкование снов известных литературных героев Городничий (герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор») Сон как средство создания комического эффекта (ситуации несоответствия)
Толкование снов известных литературных героев Софья (героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») Сон как способ характеристики героя
Толкование снов известных литературных героев Гринёв (герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Сон как средство создания интриги
Толкование снов известных литературных героев Татьяна Ларина (героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Сон как способ выявления духовного состояния героя, средство психологического анализа
Сон Обломова Тишина и невозмутимое спокойствие Всё тихо, всё сонно Счастливые люди Мёртвая тишина Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти.
Пространство и время “Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг”.
Обломов Усадьба Губернский город Столичный город Французы, немцы Дальние страны Рыба, которую держит на себе земля
Обломовка Рождение Крестины Свадьба Похороны Лето Весна Зима Осень
Обычаи и обряды обломовцев «И вот воображению спящего Ильи Ильича начали… открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины, свадьба. Похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и улыбок».
Выводы Сон в литературном произведении – это способ добраться до тайн души человека, показать его сокровенные мысли, чувства и желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу человека. Н.М.Ромадин. Сон Андерсена. 1969
Выводы В главе «Сон Обломова» И.А.Гончаров раскрывает социальные основы, порождающие людей, подобных Обломову. Обломовка Обломов обломовщина (отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами).
Выводы В «Сне Обломова» представлен идеал главного героя романа. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, царящих в Обломовке, видит и их ущербность. Таким образом, «Сон Обломова» помогает увидеть несовпадение нравственного и социального идеала героя и автора.
Номер материала: 40877032756
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Сон Обломова и его значение в романе И. А.Гончарова. Анализ главы»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы, 10 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сон Обломова»
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.
II. Анализ произведения:
— О чём говорит название произведения?
имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.
— Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?
В главе «Сон Обломова»
— Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
— А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
— Какова композиция этой главы?
— Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?
( «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
— Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
(Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.)
— Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки? (Работа по тексту с опорой на домашнее задание.)
1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
2. Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса «Мировая художественная культура»):
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
— Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
— Какое дополнительное прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.
— Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?
Положительные моменты обломовской жизни
Отрицательные моменты обломовской жизни
1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
3. Воспитание Обломова «по-обломовски»
Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
IV. Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) Илья Обломов Андрей Штольц
Урок литературы «Сон Обломова» (10 класс)
Урок литературы в 10 классе « Сон Обломова- увертюра ко всему роману»
— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).
— выявить роль сна в романе «Обломов»
— развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;
— воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
1. Владеть смысловым чтением.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
7. Классифицировать по заданным основаниям.
8. Определять понятия.
1. Оценивать свои и чужие поступки.
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Тип урока Изучение нового материала
Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;
Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.
1.На доске запишем тему урока «Сон Обломова»… Может это заглавие отражать основное содержание урока? Вернемся к теме в конце урока. А теперь попробуйте определить те проблемы, которые нам предстоит решить в ходе урока. ( Какова роль эпизода в раскрытии идейного замысла романа? Какую роль играет глава в раскрытии характера персонажа? Почему только эта глава имеет заглавие? Почему «Сон Обломова появился раньше самого романа?)
— Что узнаем? (Какую роль играет эпизод?)
— Чему научимся? (Анализировать эпизод)
2. Предлагаю ответить на некоторые вопросы «Верите ли вы?» и обосновать своё мнение.
* что Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых?
* что главным воспитанием в семье Обломовых считалось приобщение ребёнка к труду?
* что в Обломовке такое изобилие перепелов, что летом при уборке хлеба мальчишки ловят их руками?
*что обрушившаяся галерея тотчас была поправлена?
* что главною заботой в Обломовке была кухня и еда?
*что полученное в Обломовке письмо тотчас было прочитано?
* что в доме Обломова считалось, что нет неодолимых преград к учению?
4. В романе мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна. Из скольких частей состоит «Сон Обломова»?
— Характеристика Илюши в 7-8 лет.
5. Предлагаю посмотреть фрагмент к/ф «Несколько дней из жизни Обломова», помня, что это восприятие романа режиссером С.В.Михалковым.
6. Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!
Предлагаю поработать в группах и составить по одной схеме на группу. Что входит в понятие «Благословенный край?» (Презентация схем)
7. В сне присутствуют образы- символы. Попробуйте определить значения этих символов. (Работа в группах)
Овраг ( незнакомое, страшное место)
Письмо (символизирует подозрительность обломовцев)
Пирог (символ благодатной жизни, забота о пище – главная забота обломовцев)
Сон (символ смерти, вечный сон)
8. В главе много образов русского фольклора, перечислите их. Как вы думаете, с какой целью Гончаров вводит такое количество персонажей фольклора в главу? ( Сказки, былины формируют характер русского человека)
9. Что вы можете сказать о родителях Обломова?
10.Предлагаю заполнить каждому таблицу.
Что в обломовской жизни вызывает добрые чувства писателя?
Что писатель не принимает в обломовском укладе?
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
4. В Обломовке нет места злу.
6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).
2. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.
3. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).
4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
11. Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке? Обсуждение
10. Какие черты характера сформировались у Обломова?
Умение чувствовать красоту
Способность к самообвинению
Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)
Стремление к гармонии в душе
Неумение преодолевать трудности
11. На первом уроке по роману мы назвали роман загадочным. И действительно, на протяжении более чем 100лет читатели по-разному оценивали роман. Давайте посмотрим, какую оценку давала критика в разное время 9 главе «Сон Обломова». У вас на партах есть отрывки из критических статей разного времени. Какому взгляду отдаёте предпочтение вы? Аргументируйте.
1. А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова. 1859.
“ Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова.”
А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.
В.Кантор. Долгий навык к сну. 1989.
“ Писатель рисует Обломовку даже сатирически – “сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения”.
Ю.Лощиц. Несовершенный человек. 1996.
Итак, «Обломов» — «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича..
А.Ранчин. Что такое «Обломовка»? 2006
Обломов не равен Обломовке, да и в самой Обломовке есть притягательно-манящие, но потому и “коварные” черты. Да, у Обломова есть достоинства, чуждые Штольцу (другой вопрос, насколько эти привлекательные свойства производны от быта Обломовки и воспитания Илюши). Но очевидно по крайней мере, что Обломовка не “рай земной”, не идиллия. Это мир благополучия и простых радостей, но мир примитивный, о котором можно вздыхать, а порою и мечтать, но вернуться в который не только невозможно. Возвращаться туда не следует. (Андрей Ранчин. «Что такое Обломовка?»)
12. Итак, давайте вернёмся к теме урока и попробуем доформулировать её. Допишите тему, отразив роль главы в романе. Гончаров назвал «Сон Обломова увертюрой к роману». Почему? (Увертюра –музыкальное вступление)
Попробуйте вставить в деформированный текст пропущенные слова.
С точки зрения литературоведов, эпизод сна является …..в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования …литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Описываемый в 9 главе сон во многом объясняет отношение героя к действительности, помогает понять истоки …— явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.
Детство навсегда осталось для Ильи Ильича … настоящей жизни – спокойной и сытной.
(С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.
Детство навсегда осталось для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытной.)
13. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на следующем уроке и сформулируйте домашнее задание. (Обломов и Штольц) Почему столь разные по характеру люди дружат?
Анализ главы «Сон Обломова» (10 класс)
Конспект урока «Сон Обломова»
Тема урока: «Сон Обломова»
Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.
Учитель: О чём говорит название произведения?
Ответ учеников :
Комментарий учителя: Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.
Учитель: Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно? (В главе «Сон Обломова»)
Учитель : Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
Учитель : А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
Ответ учеников :
Учитель : Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Ответ учеников :
Учитель : Какими средствами создаётся идеальное представление образа Обломовки? (задание по группам)
Группа 1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки (далее следуют предполагаемые ответы учащихся):
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
Группа 2. Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса «Мировая художественная культура») – далее следуют предполагаемые ответы учащихся:
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
Группа 3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»: Обломовка (далее следуют предполагаемые ответы учащихся):
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
Учитель : Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Положительные моменты обломовской жизни
Отрицательные моменты обломовской жизни
1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
1. Жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
3. Воспитание Обломова «по-обломовски»
Учитель : Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Рассуждение класса: …
IV . Домашнее задание.
Образ Штольца в романе по плану:
— семья;
— воспитание;
— образование;
— портретные особенности;
— образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)