Литературный прием сон во сне
Сон как художественный прием в русской литературе XIX в.
Разделы: Литература
Цели и задачи:
Методы и приемы:
Оборудование:
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман И.А. Гончарова «Обломов»;
запись фрагмента оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»;
иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»: художник И.В. Волков «Сон Татьяны» (1891 г); Ю. Звирбулис «Сон Татьяны» (1974г.); иллюстрации к роману И. А. Гончарова «Обломов»: С. Шор «В гостиной перед ужином» (1936 г.); Чемберс-Билибина «Двор в Обломовке» (1908 г.), «Илюша и няня» (1908 г.); В. Табурин «Илюша у оврага» (1898г.)
ХОД УРОКА
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
У. Шекспир «Буря» (Акт IY, сцена I)
I. Сообщение темы, целей урока; запись темы, эпиграфа в тетрадь.
1. Вступительное слово.
— Ребята, думаю, для вас не секрет, что сон для человека всегда был таинственной загадкой. Как всякая тайна, он чрезвычайно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и даже колдовство… Безусловно, интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Например, Никита Ильич Толстой (1923-1996), выдающийся советский и российский исследователь славянской мифологии и этнолингвистики, изучая славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, установил, что «сон-это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования и пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов». К постижению феномена сна стремится и наука, недаром изучением природы сна в настоящее время занимаются специализированные научно-исследовательские институты большинства стран мира. Некоторые из этих институтов так и называются: «Институт сна», «Лаборатория сна», «Институт изучения сна» или же «Клиника нарушений сна». Такой ажиотаж вокруг сна среди ученых связан в первую очередь с тем, что науке о сне не более ста лет. А Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель – продолжением деятельности. Например, Менделеев открыл свою таблицу во сне. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было использовано литературой. Сны – одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает его чувства и переживания.
— Ребята, может быть, вы вспомните стихотворения и их авторов, в названиях которых встречается слово «сон»?
— На память приходят такие названия стихотворений, как «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день…»)1830-31г, «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)1841г. М.Ю.Лермонтова; «Сновидение» 1817г. А.С. Пушкина; «Сон на море» 1830г. Ф.И. Тютчева; «Сны раздумий небывалых…» 1902г. А.А. Блока и т.д. Список может быть длинным. Мы ограничим нашу тему именами двух великих русских писателей (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.А. Гончаров «Обломов») и попытаемся выяснить, какую функцию выполняет сон в произведениях разных жанров. Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из шекспировской пьесы «Буря» 1609г.
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
Писатели часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить желаемое своих героев, а порой через них и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного. Давайте вспомним святочную неделю, в течение которой русская традиция по гаданиям и снам предлагает угадывать будущее. Есть поговорка по такому случаю: «Сон – совет, а ясный день – ответ». И вот именно такой сон, роль которого нам нужно выяснить, мы увидим у А.С. Пушкина в его гениальном романе «Евгений Онегин».
II. Чтение, обсуждение и анализ эпизодов.
1. А.С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
— Вспомним, как А.С. Пушкин объясняет те особенности характера Татьяны, которые не понял Онегин и за которые любит ее Повествователь?
(«Татьяна русская душою…» (гл. 5, ст.IY))
— А теперь прослушаем запись из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
— Как эта запись перекликается с текстом романа?
(И в опере сатирически изображаются образы гостей, которых она ждет на свои именины, они особенно неприятны ей теперь, после того, как она узнала Онегина)
— Произведем сравнительный анализ: «За столом сидят чудовища кругом…» (гл.5,ст. XY)
Гости на именинах (гл.5,ст. XXY)
(С помощью сна перед нами выстраивается галерея карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным).
— Прошло полгода со времени объяснения Татьяны и Онегина, но он по-прежнему продолжает жить в ее воображении, за эти полгода он ни разу у Лариных не был, поэтому появление его на именинах будет воспринято Татьяной как неожиданность.
Сообщение, подготовленное заранее учащимся «Традиционные мистические элементы сна Татьяны» (Зверь, петух и свинья, медведь, козел, река)
(«Пошли приветы… (гл.5,ст. XXXIY)
— Кто помешал во сне счастью быть вместе с Онегиным? (Ольга и Ленский)
«Вдруг Ольга входит…» (гл.5, ст.XX)
— Ребята, как вы думаете, для чего Пушкин в реалистическом произведении вводит элементы мистики?
-Чем реален этот сон?
(Он предсказывает реальное событие – гибель Ленского, разрыв Татьяны и Онегина).
— Какова художественная роль сна Татьяны в романе?
— Как вы понимаете значение слова «пророческий»?
— Обратимся к иллюстрациям русских художников. Удалось ли передать им замысел автора?
Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:
2. И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ».
— Известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «…постепенно в истории культуры…сон-предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется сном как пути внутрь себя». Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне и, естественно наяву. И такой сон, показывающий лучшие качества личности, которые читатель не сразу видит при описании обыденной жизни героя, мы наблюдаем в романе Гончарова «Обломов».
— Вспомним содержание главы «Сон Обломова».
Звучит художественный пересказ главы в исполнении учащегося с использованием иллюстраций к роману.
— Ребята, может быть, сон Обломова – это сон о потерянном рае, утраченной гармонии? Что такое Обломовка? Может, это образ прекрасной, но недостижимой, невозможной уже жизни, своеобразная утопия?
(Да, это утопия для Обломова, но не для автора)
— Вспомним, что такое утопия-антиутопия.
(Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального общества.
Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития).
— С помощью сна мы обращаем внимание на одну из важнейших тем романа – тему нереализованных возможностей. Это мы слышим из уст Штольца.
— Что он говорит в конце романа об Обломове?
(«А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен, и – пропал!»
ч. IY, гл. XI?)
— И Ольга Ильинская вторит Штольцу. Обратимся к тексту.
(«Отчего погибло все? – вдруг, подняв голову, спросила она. – Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и гибнешь!» ч. III, гл.XI)
— Чувствовал ли сам Обломов, что с ним происходит?
(«Отчего же я такой?» ч.1, гл.8)
— Что же объясняет сон Обломова?
(Сон объясняет, почему хорошие, светлые начала души героя все-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный).
— Какую композиционную роль выполняет сон в романе? Что отделяет? Почему?
(Сон отделяет Обломова от визитеров и Штольца. Герой не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления)
Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:
— Гончаров, показывая Обломова, его сон, использует ярчайшую художественную особенность в этом эпизоде романа. Сказки В. Жуковского «Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина говорили о том, что чудесный сон – избавление от смерти: придет любимый с поцелуем и исчезнут чары. Любовь вернет к жизни, разбудит от сна. Гончаров же, чтобы показать трагедию личности своего героя, подчеркивает, что сон Обломова продолжается всю жизнь, даже любовь Ольги не заставила его жить.
III. Подведение итогов урока.
— На основании своих записей в тетради, сделайте вывод: какова композиционная роль снов как художественного приема в литературе.
Учащиеся самостоятельно письменно формулируют общий вывод.
(Русские писатели, используя сон как художественный прием, помогают читателю глубже понять не только суть личности героев, но и идейное своеобразие всего произведения).
IY. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Исследовательская работа по литературе «Значение сна в классической литературе».
Глава 1 Сон с точки зрения науки………………………………………. 6
Глава 2 Сон как литературный прием в художественных произведениях……………………………………………………………………………….8
Сновидение в литературе — распространенный сюжет, литературный приём, встречающийся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен.
Как литературный прием, сновидение служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Чаще всего сны в литературе помогают глубже понять переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы лучше выразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Актуальность : писатели нередко используют сны, тем самым показывая тайные желания героев и самого автора. Сновидения – это отдельный мир, где персонаж раскрывает душу, которая порой скрывается за толстой стеной характера, но описывая сон героя, автор может разбить стену недопонимания между читателем и героем, это помогает развитию сюжета или наоборот, запутывает его, тем самым делая его только интереснее.
Цель: понять, как и для чего авторы всего мира используют сны в своих произведениях и выяснить, что хотел показать автор в сновидениях своего персонажа.
Изучить список литературы, в которых используется момент сна
Проанализировать, для чего автор применяет в сюжетах своих произведений.
Сравнить произведения разных авторов.
Сделать вывод на основе полученной информации.
ГЛАВА 1. СОН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ
Сон с точки зрения психологии.
Одной из основных особенностей сна являются, несомненно, сновидения — субъективно переживаемые зрительные видения и действия, периодически возникающие во время сна, не обязательно связанные с восприятием разнообразных внешних ситуаций. Они могут иметь вполне реалистичный сюжет, могут быть бредовыми, эмоциональными, незабывающимися или незапоминающимися.
Какие же бывают сны с точки зрения психологии? Различают следующие наблюдаемые формы:
Желание, базирующееся на подсознательном стремлении к самосохранению или к размножению.
Страх, базирующийся на боязни страданий, боли и чувстве страха.
Взгляд в прошлое, воспроизводящий картинки детских впечатлений.
Mononeir — непонятные, лишенные всякого смысла образы, которые кажется не имеют никакого отношения к спящему: именно к этим снам приковано внимание толкователей.
Сон с точки зрения эзотерики.
Изучение сна – значит познание самого себя и тайн мира. Размышляя, что такое сон с точки зрения эзотерики, нужно рассматривать его не с земной, а с астральной проекции. Когда человек засыпает, он перемещается из проявленного (физического) в непроявленный мир, точнее путешествие совершает астральное тело. Практически, это означает выход в запределье. Люди способны управлять лишь известными органами чувств и не могут оставаться сознательными в состоянии покоя. Но благодаря специальным техникам некоторые умеют контролировать даже свое астральное тело.
Как литературный прием, сновидения служат для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
ГЛАВА 2. СОН КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Известно, что ведущим приемом он был у писателей – романтиков. Как правило, это был сон вещий, пророческий.
Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.
Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев.
Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности.
Сон как композиционный элемент имеет свои функции:
комментирование и оценка изображенных событий;
психологическая характеристика персонажа;
осмысление идейного содержания произведения;
Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета.
Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает как в вогнутом зеркале в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.
В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
Мы взяли несколько художественных произведений для того, чтобы проанализировать момент сна.
Дэниел Киз «Цветы для Элджерона».
Дэниел Киз, описывая сны Чарли в своем произведении «Цветы для Элджернона», хотел передать все переживания своего персонажа. Сны помогали Чарли вспомнить свое детство, моменты до операции и помогали принять важные решения, которые дальше действовали на его поведения и изменения, как личности. Дэниел описывал самые яркие моменты детства Чарли:
Сквозь круглое окошко в облаках я вижу Чарли. Трудно сказать, сколько ему лет. Пять? Еще до Нормы…
— Давай быстрее. Покончим с этим.
Отец хмурится. Матту Гордону всегда трудно было отвечать на вопросы сына. Поправляя вуаль на шляпке, из спальни выходит Роза. Она чем-то похожа на птицу, и ее порхающие над головой руки напоминают крылья.
— Мы пойдем к доктору, который поможет тебе стать умным.
— Потому что это правда. Доктор Гуарино может вылечить его.
Матт шагает взад и вперед с видом человека, давно потерявшего надежду и верящего только в чудо.
— Откуда ты это взяла? Что ты знаешь о нем? Если бы можно было что-то сделать, врачи давно сказали бы нам.
— Ум за деньги не купишь…
Отбиваясь таким образом от Матта, Роза успокаивается и снова обретает уверенность в себе. Она отпускает Чарли, и тот, дрожа от страха, забивается в угол.
— Ты всегда заводишь при нем такие разговоры.
— Боже мой! Пойдем, пойдем скорее!
«Баллада о Светлане» Жуковский
В самом начале произведения описываются гадания девушек крещенским вечером. И только Светлана грустная. Она переживает, что от ее жениха нет никаких вестей уже год.
Позже она все-таки села гадать. В полночь Светлана уснула. И ей приснилось, что приехал ее любимый, и они поехали венчаться. Потом она попала в дом, где стоял гроб. В этом гробу был ее любимый:
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий.
Вот в сторонке божий храм
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
От страха она проснулась. И в ее дом вошел любимый, затем они поехали венчаться.
В своей балладе автор хотел передать ее переживания и опасение о том, что ее суженый умер и больше не вернется к ней. Он описывал разные места, куда они отправлялись вдвоем, а в конце, перед пробуждением, он описал комнату с гробом, в котором и находился ее любимый.
Чартков издержал на портрет свой последний двугривенный и вернулся в нищую, наёмную петербургскую квартиру. Слуга Никита сообщил, что в отсутствие Чарткова хозяин дома приходил с требованием немедленной уплаты долга за жилье.
Он лёг спать расстроенным. Из-за ширм кровати виднелся купленный сегодня портрет, который уже был повешен на стену. В лунном свете глаза портрета смотрели пронзительно и пугающе (« Вдруг изображённый на холсте старик пошевелился, упёрся в рамку руками, выпрыгнул из неё и сел у самой кровати Чарткова. Из-под своего восточного одеяния он вынул мешок, а оттуда – завязанные свертки с деньгами, на каждом из которых была надпись: «1000 червонных». Художник с жадностью глядел на эту уйму денег. Старик пересчитал свёртки и сложил их обратно в мешок, но один из них откатился в сторону. Чартков незаметно схватил его – и в этот момент проснулся»). От сна осталось, однако, необыкновенно отчётливое ощущение, как если бы всё случилось наяву. В ладони сохранилось ясное ощущение тяжести свёртка.
Чартков стал мечтать, как счастливо он мог бы жить, имея хоть малую часть виденных во сне денег. Утром к нему постучался хозяин дома с квартальным, требуя сейчас же заплатить за проживание. Художник не знал, что ответить: платить было нечем. Во время разговора квартальный, рассматривая стоящие картины, взял в руки портрет азиата и неосторожно нажал на раму. Чартков заметил, как рама вдавилась внутрь, и из неё выпал точно такой же свёрток, какой ему приснился. Он поспешил поднять его.
Описывая сон Черткова в произведение «хотел придать своему произведению мистики и загадочности. И передал он это через видения Черткова, описывая его страх перед картиной и загадочностью «живых глаз», которые и пугали мужчину. Гоголь описывал, как мужчина из картины выходит из рамок, видя финансовую проблему Черткова, мужчина отдает ему мешочек с деньгами.
Подведя итог нашей исследовательской работы, можно сказать, что писатели представляли своих персонажей, большую часть, через их скрытое подсознание, выраженное во сне. Идея всех авторов заключалась практически в одном и том же: они хотели высказать в небольшом промежутке своего произведения все переживания персонажей и рассказать моменты из их тайных страхов и мечтаний.
Мы убедились, что обращаясь к снам, поэты и писатели стремились выразить свои сокровенные мысли и чувства, сон помогал им в такие моменты, когда обычные выразительные средства не давали желаемого эффекта. И нет никаких сомнений в том, что тема снов и сновидений получит дальнейшее развитие в произведениях современных писателей. Сон — это всегда попытка заглянуть в будущее. Этим, на наш взгляд, представлена востребованность темы сна в художественной литературе.
Таким образом, через сны литературных героев в произведениях писателей, мы постигаем действительность, учимся раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по изучению места и роли сна литературных героев в произведениях писателей.
Борисова С.Н. Сон как психическое явление //Будущее клинической психологии. Выпуск 2. 2008.
Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики – М., 1984.
Гоголь Н. В. Петербургские повести. Пьесы-М.: Дрофа, 2003.
Дэниел Киз. Цветы для Элджерона.Изд-во: Эксмо- Пресс, 2016.
Книга сновидений / Сост. Х.Л. Борхес. СПб.: Амфора, 2000.
Литература. 7кл.: в 2 ч. Ч. 1: учеб.-хрестоматия/ авт.- сост. Т. Ф. Курдюмова.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017
Учебный проект по литературе по теме «Роль сна в литературе 19 века»
Учебный проект по литературе
« Роль сна в литературе 19 века»
Работу выполнила ученица 10 класса
МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза
М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным.
Тема исследования: «Роль сна в произведениях 19 века».
Цель исследования: определить основную роль сна и его предназначение в произведениях Н. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова,
Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого; выявить, как через сны авторы художественно постигают и отражают действительность.
Задачи: определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы; рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях.
Объект исследования: Сновидения и их значимость в художественных произведениях.
Предмет исследования: произведения писателей 19 века.
Методы исследования: изучение литературы и источников, анализ произведений.
Практическая значимость: данная работа даёт возможность получить углубленные знания о творчестве Н. Чернышевского, А. Н. Островского,
Сон как литературный прием
Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна.
Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.
Замечательными мастерами в изображении сновидений в русской литературе19 века были Н. Чернышевский, А. Н. Островский, Гончаров,
Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.
Сны Веры Павловны в романе Н. Чернышевского «Что делать?».
Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл ( приложение 1).
Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых.
Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала –
эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Таким образом, если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Сон Обломова в романе И. Гончарова «Обломов».
«Сон Обломова» 1 – это глава большого романа (приложение 2). Литературоведы считают «Сон» отдельным самостоятельным произведением. Гениальный автор не создает во сне причудливые образы воображаемого мира. К таким снам привык читатель. В романе сон несет другую цель. Он переносит в мир прошлого, объясняет вопросы, которые ставит читатель, наблюдая за образом жизни главного героя. Это особая глава в произведении, в которой повествуется о детских и юных годах Ильи Обломова. В этой главе показан быт и уклад семьи Обломовых, в красках описана родная деревня Обломовка. Тихий, однообразный, размеренный образ жизни, отсутствие серьезных перемен и потрясений, праздное ничегонеделание оставили большой след на личности Обломова. Он полностью впитал в себя жизненные ценности своих родителей, которые плыли по течению, и довольствовались тем, что имели.
Роль главы «Сон Обломова» очень велика в раскрытии характера главного героя. Здесь подробно изображено становление характера и личности Ильи Обломова под влиянием барских условий жизни. Глава показывает этапы превращения обычного дворянского мальчика Илюши, живого и резвого, в Илью Обломова, ставшего символом лени, бездеятельности. Кроме того, это сон-мечта.
1 Гончаров И.А. Обломов, глава 9
2 Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова.
Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» сон Обломова выполняет такие функции:
— дает ключ к пониманию романа;
— раскрывает генезис характера героя;
— является сном-мечтой о потерянном рае, утраченной гармонии.
Сон Катерины в пьесе А. Островского «Гроза».
1 Островский Н.А. Гроза. М. действие 1, явление 7
2 там же, действие 1, явление 7
3 там же, действие 1, явление 7
4 там же, действие 1, явление 7
Сны Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание».
В романе «Преступление и наказание» (приложение 4) можно выделить целый цикл снов Родиона Раскольникова:
1 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 1, глава V
2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть1,глава VI
2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 3, глава VI
3 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, эпилог, глава II
Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а во сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей».
Таким образом, это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.
На протяжении всего романа «Преступление и наказание» в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому некоторые сны являются бредом, игрой воображения.
Общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения – опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.
Каждый сон является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел донести до читателя автор. В романе существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.
Таким образом, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову снятся следующие сны:
— сон-апокалипсис, пророческий сон.
Эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния.