Мокрые сны это грех
Мокрые сны это грех
Что такое осквернение? Считается ли человек оскверненным после супружеских отношений? Если нет, то я слышал, что все равно есть какие-то запреты. Почему происходит осквернение? Можно ли причащаться, если ночью было осквернение?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В современной практике любое истечение, случающееся во сне, называют осквернением. Однако, согласно церковным канонам, осквернением признается только такое истечение во сне, которое имело греховные причины (см. 1-е правило святителя Афанасия Великого). Человек не считается оскверненным, если имел супружеские отношения.
Истечения могут быть от разных причин. Главная – чувственное возбуждение и плотские помыслы. Кроме этого, оно может произойти: «1) о еже судити искренняго, сиречь брата своего, еже есть грешно вельми; 2) от высокоумия и гордости, и то такожде грешно; 3) от многоядения и пития, томуже прилично; 4) от естества без движения и без мечтания изливается, якоже и ина излишия; 5) от слабости телесныя, и болезни некия; 6) от зависти бесовския» (Правило молитвенное готовящимся ко святому причащению и ежедневное вечернее и утреннее. М., 1893; репринт: М., 1993. С. 137). Причины, вызвавшие последние три случая истечения, не вменяются человеку в грех. Святитель Афанасий Великий только истечения, вызванные грехом, называет осквернением. В письме египетскому монаху-подвижнику Аммуну он пишет: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово благоухание есмы в спасаемых, по апостолу (2 Кор. 2: 15)… Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и в сем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст… Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию апостольских Деяний (17: 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной… Благословно может кто сказать в настоящем случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может быть, и врачи (да убедятся хотя внешними прекословящие) в защищение сего скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы и влажности, из главы отделяющиеся, и исходящее из чрева, также и оной избыток в семенных сосудах. Итак, боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые исходы? Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грехом и самое употребление, когда орудия Творцом устроены. Таковых вопрошениям заставим умолкнуть, глаголя на это: о каком употреблении глаголешь? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, глаголя: “раститеся и множитеся, и наполняйте землю” (Быт. 1: 28), о том ли, которое апостол допустил, глаголя: “честна женитьба, и ложе нескверно” (Евр. 13: 4), или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно?» (Правила Православной Церкви. М., 2001. С. 353–355).
Можно ли причащаться, если произошло истечение во сне? Святитель Тимофей Александрийский († 385) дает такое правило: «Вопрос. Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения или нет? Ответ. Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Таин, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться» (правило 12-е).
В «Алфавитной синтагме» Матфея Властаря этому вопросу посвящена 28-я глава («К»): «Святой Дионисий Александрийский в 4-м правиле тем, у которых случилось ночью непроизвольное истечение семени, поставляет судьею этого дела неподкупным собственную их совесть: ибо если истечение семени случилось непроизвольно, без предшествовавшего какого-либо страстного возбуждения, когда природа выделила его как излишек, то потерпевший сие беспрепятственно да приступает к Божественному причащению; а если предшествовал какой-либо страстный помысл, который, утвердившись в воображении, произвел ночью видение, и за сим последовало извержение семени, или если случилось сие вследствие пьянства и объедения, таковой не чист не по причине извержения семени, ибо семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек, но по причине дурного пожелания, которое осквернило мысль. Посему сомневающийся от сего в совести лишен дерзновения; как же приступит к Богу настроенный таким образом, ибо по великому Павлу: аще яст сомняяйся осуждается (Рим. 14: 23)… А Великий Василий в сочинении о подвижничестве, быв спрошен, должно ли дерзать приступать к причащению осквернившемуся во сне, отвечал, что приступать кому-нибудь в нечистоте к святым тайнам – это такое дело, Страшный суд за которое мы знаем и из Ветхого Завета; а если здесь более святыни, то, очевидно, еще большему страху научит нас апостол, говоря: ядый и пияй недостойне, суд яст и пиет (1 Кор. 11: 29); а нечистотою назвал святой отец не извержение семени, чего, я думаю [согласно с мнением Зонары, в его толковании на послание святого Афанасия Великого к Аммуну монаху], никто совершенно не избежит, разве только будет совершенно бесчувственным, а скверное пожелание, о котором Господь сказал: всяк иже воззрит на жену и так далее (Мф. 5: 8), в силу которого и совершается грех в мысли чрез услаждение похотью, и таким образом бывает мечтательное совокупление во сне и извержение семени».
Если причины истечения были греховные, то нужно прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения (имеется в полных Молитвословах) или «Правило от осквернения», которое находится а Канониках, а затем исповедать этот грех в таинстве покаяния.
Молитвы от осквернения во сне, рукоблудием.
Очень часто, случается так, что процессы организма, которые происходят внутри человека, не контролируются им самим. Такой факт довольно ясен, так как наш организм это очень сложный механизм, не поддающийся нашим познаниям, и работает он исключительно по правилам Великого Всевышнего Творца. Однако, Господь дает право выбора каждому из нас, кто то выбирает содержать свою душу, тело и разум в чистоте, в то время как другие поддаются скверне. Для того, чтобы избежать таких деяний, и всеми силами бороться с ними, существуют специально предназначенные молитвы.
В процессе сна, человек не контролирует никакие процессы, ни те что происходят с ним, а тем более те которые происходят вокруг него. Непроизвольные поллюции можно отнести к греховному деянию, однако, не во всех случаях!
Различные трактовки понятия осквернения
Самой известной формой осквернения это – семяизвержение во время ночного сна. Момент, когда мужчине сняться эротические сны, он не может контролировать свой организм, и в это время может произойти поллюция. Необходимо знать, что на сегодняшний день, такой грех понимается несколько иначе, нежели несколько веков назад. Правила святого Афанасия Великого говорили о том, что такое действие есть непроизвольным, и проконтролировать его нельзя, именно поэтому нельзя считать его грехом, так как мужчине во снах может сниться законная жена. Если героиней ночного сновидения была законная супруга, то в этом случае молитва не должна читаться. Стоит отметить, что богослов принятый народом говорит, что грехом есть не сам процесс семяизвержения, а именно желание, которое воплотило в жизнь такое действие.
Во власти греховных помышлений
Святые отцы имели свои учения, в которых было сказано, что непроизвольные извержения имеют свои причины, и вот эти причины делятся на шесть категорий. Три из которых не есть греховными. Первыми и самыми главными, это мысли и фантазии, которые и приводят к греховному результату. Таким мыслям могут подвергаться любая особь мужского пола, независимо от возраста, однако наиболее часто это проявляется у детей подростков, и у мужчин молодого возраста. Очень часто таким помыслам подвергаются монахи, и люди служащие Богу на протяжении всей своей жизни, именно они добровольно лишают себя естественных плотских отношений. С целью укрепления стойкости по отношению к плотским утехам, существует специально предназначенная молитва для монахов, она читается как во время греховной «напасти» так и просто в отдельное время, с профилактической целью.
Самая первая причина это:
Преднамеренная стимуляция похоти
Помыслы, касаемые плотских утех могут возникать чисто из физиологических пониманий, и в какой то степени человек не есть ему виной, однако грехом есть то, что сам человек не пытается предотвратить и снизить уровень воздействия, а наоборот разжигает желание, в конечном итоге совершает греховный процесс – рукоблудие. Для совершения такого деяния, дьявол дает возможность «прикоснуться» к запретному глазами, слухом, действиями. Это может произойти при помощи различной литературы на подобные темы, видеоролики, музыка и другое. Если разговоры, или просмотры материалов касающиеся плотских утех, сопровождаются рукоблудием, то грех и вина на человеке конечно же присутствует! Для того, чтобы избежать дьявольскому искушению, существуют различные молитвы и заговоры от совершения рукоблудия, искать их необходимо в Полном молитвослове. При прочтении молитв подобного рода и не только, необходимо помнить, что прочесть текст это не все, для одоления зла, необходимо всей душой и сердцем искренне верить и желать победить все «злые» неугодные Богу помыслы в своей голове и действиях.
Далее можно отметить такую причину как:
Путь в сети дьявола
Также, причиной, которая могла бы вызвать подобные помыслы и греховные действия может быть высокомерие и один из семи смертных грехов — гордыня. Тут, необходимо отметить тот факт, что речь идет не только о семяизвержении или рукоблудии, необходимо брать обширнее, осквернены могут быть не только помыслы и тело, но и душа человека – а это еще трагичнее. Для того, чтобы быть увереннее в данном высказывании необходимо подробно рассмотреть эти два понятия, которые есть греховными. Высокоумие ―это тот грех, к которому подходит поговорка «Нужно быть, а не казаться», так вот, высокоумие это тогда, когда человек слишком высоко оценивает свои умственные способности, имея при этом средний уровень. Что касается гордыни это то чувство, когда человек безосновательно считает то он лучше и «выше» других, окружающих его людей. Такой человек с легкостью может стать добычей ля сатаны, потому что он выходит за все рамки, установленные нормами морали, и воспитания. Сам того не осознавая, он охотно поддается прелюбодеянию в мыслях и в жизни. Молитвы от осквернения будут иметь положительное влияние только в том случае, если искоренить и уничтожить гордыню и высокоумие.
И наконец, третьей греховной причиной ночных семяизвержений можно объявить:
Чревоугодие плюс пристрастие к алкоголю равно грех
Причиной ночного излияния, так же может стать злоупотребление алкогольными напитками, или угождение своему желудку. Хотелось бы прояснить: сама по себе пища – еда, не есть грехом, так как без нее не сможет существовать ничто живое, однако злоупотреблять в ее количестве является одним из смертных грехов. Угождение своему чреву вредно не только по религиозным убеждениям, но и по медицинским показаниям. Излишнее количество пищи, может вызвать в человеке чувство похоти, и привести к ночному семяизвержению.
Вино – не есть греховным напитком, достаточно вспомнить как Иисус перетворил вино в воду. Однако его злоупотребление – это грех. Потребляя большое количество такого сладостного напитка, человек полностью теряет контроль над собой, и контролировать свои мысли, особенно в ночное время суток уже не может.
Помимо трех причин, которые являются греховными, можно отметить еще столько же, однако данные процессы не относятся к греховным, и спокойно воспринимаются священнослужителями.
Помимо самых главных греховных причин вызвавших поллюции, есть еще несколько второстепенных:
Такой список не есть исчерпывающим, и поэтому есть множество причин, которые отсутствуют в данном тексте.
Естественность – не безобразна
Сам Господь сделал так, чтобы все жизненно важный процессы в организме функционировали своевременно и правильно, поэтому, первая безгреховная причина непроизвольного процесса выделения спермы это то, что так устроен мужской организм, и органы, которые относятся к данному процессу, не могут оставаться в бездействии долгое время. Если продукт, вырабатываемый мужским органом, на протяжении долгого времени остается непотребен, то происходит непроизвольное его отторжение, и такой факт не относится к греховным деяниям.
Заболевания различного рода
Второй причиной поллюций, которая не относится к греховной, можно отметить болезни, или физическая слабость мужчины. Причислять такую причину к греху было бы совсем неуместно и не правильно, так как сам человек не контролирует данный процесс, и от него в данном случае не зависит ничего! Христианская церковь гуманно относится к подобным факторам, она призывает жалеть и помогать всем тем, кто поражен страшными недугами. Как пример гуманности, можно отметить: если самоубиение произвел человек имеющий заболевания на психическом уровне, то считаться это деяние грехом не будет!
Все недуги, связанные с физической силой и здоровьем человека, считаются законным основанием для освобождения его от вины. Если читать молитвы от осквернения во сне, в отношении физически больного человека, то они имеют место быть, исключительно с профилактической целью.
Нападки дьявола, как бороться?
Третьей причиной, которую нельзя относить к греховному деянию – это нападки сатаны! В ночное время суток, мужчин могут посещать сны, эротического характера, причем у человека не было греховных мыслей – значит это дьявольские проделки. Очень часто сатана пытается склонить человека к греху, и поставить его на неправильный путь, часто происходит так, что самым подходящим моментом для этого есть ночной сон. Именно тогда сознание человека парализовано, и контролировать его нет возможности. Когда сняться такие сны, мозг не может контролировать все остальные органы, и поэтому они начинают функционировать непроизвольно, например, учащается биение сердца, хоть сам человек этого может не заметить! Для борьбы с непроизвольной поллюцией в этом случае, самым подходящим вариантом и будет молитва!
Сон – это временный период, в котором тело человека покоится, а душа проходит испытание. Считается, что душа будет действовать во сне так, как бы поступила в реальности. Например если у человека есть склонность к блуду, то он будет блудить, если человек пуглив, то будут сниться кошмары. В таком случае отлично помогут молитвы от осквернения во сне.
Будет полезным иногда корить себя перед Господом, и просить у него прощение за все греховные деяния.
Молитва — альтернативный способ борьбы!
После появления христианской веры и церкви, сатана с самого первого дня, пытается переманить людей на свою сторону и отвратить их от Божеских заповедей! Когда заповедь гласит обходить стороной все действия связанные с прелюбодеянием, дьявольские законы наоборот вовлекают и разрешают это, и когда человек не делает этого самостоятельно, то сатана орудует мозгом и и телом человека именно в ночные часы. Для того, чтобы противостоять греху, были созданы молитвы, направленные на борьбу с таким явлением.
Все молитвы довольно действенные, главное правило при чтении любых молитвенных текстов это – вера! Верить в исцеление, верить в том, что она поможет нужно всегда!
Для того, чтобы читать молитвы о осквернения во сне, не обязательно ходить в церковь, можно делать это в домашних условиях, читать их за кого – то можно, но либо в присутствии «просящего у Господа» человека, либо вместе с ним. Просить у Бога можно и не заученными в молитве словами, но суть должна оставаться такой же.
Все молитвы довольно действенные, главное правило при чтении любых молитвенных текстов это – вера! Верить в исцеление, верить в том, что она поможет нужно всегда!
Для того, чтобы читать молитвы о осквернения во сне, не обязательно ходить в церковь, можно делать это в домашних условиях, читать их за кого – то можно, но либо в присутствии «просящего у Господа» человека, либо вместе с ним. Просить у Бога можно и не заученными в молитве словами, но суть должна оставаться такой же.
Йожкин кот
обычный дневник необычной жизни
ГРЕХ ВО СНЕ – ГРЕХ ИЛИ НЕТ?
Задалась я этим вопросом в прошлом году после того, как приснилось пару снов. В первом сне у меня было искушение и я во сне я уверенно и осознанно его победила. А потом через время приснился другой сон, когда снова было искушение, но в этот раз я ему поддалась, отчетливо – во сне! – понимая, что сознательно грешу.
Проснулась я после этого второго сна с противным чувством и вопросом – что же делать, нужно ли просить прощения за этот грех?
В Библии написано: «От больших волнений бывают плохие сны…» Еккл. 5:3
Еще: «даже и во сне учит меня внутренность моя» Псалом 15:7
И еще: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» Песн.5:2.
К какому выводу пришла – скажу в конце. А пока хочу привести идеи из интернета.
С православного сайта:
Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?»
Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.
Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии. Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.
Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.
Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне. Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.
А сейчас мы переходим к самому важному.
Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.
Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.
В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне. (конец цитаты)
Во сне я вижу, что совершаю грех. С одной стороны, как бы я его по настоящему не совершил, с другой стороны, тогда почему это мне приснилось? Очень часто во сне мы видим образы, связанные с нашими переживаниями. Может грех во сне — это проявление моей греховной сущности, моих скрытых и даже неосознанных желаний? В таком случаи, нужно ли мне каяться за свои грехи, которые я совершаю во сне? Несу ли я ответственность за то, что мне сниться?
Я пытался размышлять над этими вопросами. В Библии мы встречаем состояние, которое Соломон Описывает так: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» Песн.5:2. Это говорит о том, что даже если от меня и не зависит то, что мне снится, то я, даже во сне способен совершить нравственный выбор. И это будет проявляться в моем отношении к увиденному во сне. Эту мысль мы не раз встречаем в Библии, когда людям во сне задаются конкретные вопросы, и они отвечают на них абсолютно осознанно. И снова здесь примером является Соломон, который во сне слышит прямой вопрос от Бога, и просит у Него не богатства и славу, а мудрость. См. 3Царст.3:5-10.
Если я во сне вижу, как я совершаю грех, и мне самому это противно, я в ужасе, может быть я просыпаюсь, как после страшного сна, и счастлив, что это произошло не наяву — это одно. Если я получаю удовольствие от своих грехов во сне — это другое. Дело в том, что есть верующие люди, которые не совершая грех наяву, получают удовольствие от своих грехов во сне. Они хотят, чтобы им снились такие сны, они мечтают и провоцируют такие сны.
В таком случае, я считаю, что здесь очень хорошо подходят слова апостола Павла из послания к Галатам: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» Гал.6:7 (конец цитаты)
Советы от друзей были разные. Кто-то сказал, что во сне ты не можешь ничего контролировать, поэтому совершенный во сне грех не может считаться грехом. Но в первом сне – как мне показалось – я контролировала свою реакцию…
Кто-то сказал, что если этот сон, мысли об этом продолжают мучить и на душе неспокойно – то лучше помолиться и поговорить с Богом об этом.
В конечном итоге я так и решила – если меня это мучает, то лучше просить прощения, чем продолжать мучиться и сомневаться по этому поводу…
Про блуд и прелюбодеяние. Взгляд священника
Блуд – это греховная страсть, которая паразитирует на способности человека к произведению потомства. Страсть эта естественная, так как базируется на природе человека.
Что такое смертный грех? Апостол Иоанн Богослов говорит, что «есть грех к смерти, а есть грех не к смерти». Так вот грех смерти – это тот, который, во-первых, убивает душу человека. Во-вторых, этот грех дает право демонам вопить к Богу, дабы Он лишил этого человека жизни за подобное преступление. К этому греху, в первую очередь, относится – блуд.
Если человек не покается и не изменит своей жизни, то, как правило, он умирает неестественной смертью, то есть не своей смертью: насильственной или внезапной, не подготовившись, без покаяния и прощения.
Термин «блудодеяние» переводится как половое распутство или разврат. Но в русской транслитерации слово «блуд» означает – блуждать, заблуждаться. Что показывает, что такой человек имеет в себе полное неведение или заблуждение, беспутие, то есть это человек, который не имеет духовного пути. Это выражается в таком понятии, как «духовный блуд».
Блуд телесный – под ним подразумеваются половые отношения до брака, то есть гражданский брак и прочее, что сегодня очень распространено среди молодежи. Молодые люди аргументируют это тем, что хотят узнать друг друга получше, пожить вместе, а вдруг они не подойдут или, наоборот, убедятся, что подойдут. Но, сколько я замечал, даже с советских времен, такие пары до регистрации в ЗАГСе жили очень хорошо и дружно, детей рожали и тому подобное. Но стоило им оформить свой брак официально, как он не продолжался и пяти лет.
Сам гражданский брак не может дать человеку всю полноту ощущений законного брака, когда ты хочешь проверить, уживетесь ли вы – это просто невозможно. Это все равно, что проверить себя сможешь ли ты быть священником. Без таинства этого узнать никак нельзя. Так и брак – это тоже таинство, это Божие благословение на Вашу совместную жизнь, а без него это просто блуд, смертный грех и не более того.
Что касается официальной позиции Церкви о гражданском браке, то Она его признает, но как не совершенный, так как нет на него Божьего благословения. Однако под гражданским браком Церковь подразумевает не сожительство, а зарегистрированный брак в ЗАГСе. И такой брак уже не является блудом, и тот, кто называет его грехом, сам грешит, поскольку ни один священник не имеет права совершить таинство венчания, если пара не зарегистрировалась в ЗАГСе.
Прелюбодеяние – это когда один из супругов изменяет другому. К ним относятся и так называемые «шведские семьи» – это когда живут вместе двое мужчин и одна женщина, или наоборот, или же когда сходятся две семьи для взаимной измены – это все прелюбодеяние.
Следующее проявление блудной страсти – ночные или же нет истечения семени. Проблемы это знакома тем, кто долго воздерживается и потому подвержен бесовским нападкам.
Рукоблудие или малакия – очень распространенный вид блудной страсти. В советское время врачи стали рекомендовать мужчинам такую практику снятия напряжения, стресса или депрессии, аргументируя тем, что это полезно для организма. Все это мы слышим и сейчас, а ведь, попробовав хоть раз, уже остановиться очень тяжело, особенно для молодежи, в период роста, как физического, так и эмоционального.
Наиболее коварный вид блудной страсти у человека проявляется во влечении к своему полу или содомия, так и среди женщин. Также к этому пункту я бы отнес и педофилию – это влечение взрослого человека к малолетним детям или несовершеннолетним подросткам. Эти явления получили очень широкое распространение, я бы даже сказал, повсеместное. Люди уже не понимают, что творят, настолько они ослеплены своими низменными желаниями и инстинктами.
Скотоложство – это крайняя степень блудной страсти.
Как рождается грех блуда?
Прежде всего, это волеизъявление самого человека. Без нашего согласия, без нашей воли – это невозможно.
Продолжение рода – наше естественное желание, но когда мы делаем из этого источник наслаждения – это уже грех и похоть. Этот грех отнюдь не удел лишь взрослых, нередко можно слышать, что блудные или даже извращенные помыслы посещали человека, когда ему было 5-10лет, то есть еще до полового созревания. Грех – это тайна и личный выбор каждого человека. Мы можем лишь молиться о своих чадах и воспитывать их в нравственности, но это не дает нам 100% гарантии их праведности в будущем. Здесь тайна, здесь Промысел Божий.
И необходимо помнить историю Ноя и его сына Хама, который увидел наготу своего отца. А что сейчас творится! Например, многие берут с собой детей мыться в баню, – мол, а что туту такого, они же еще маленькие. И никто не понимает, что этим мы сами растлеваем своих детей.
Причины, по которым происходит блуд в человеке
Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?
Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.
Соблазны мира сего – это целая река порока.
Духовные причины блудного греха
Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. И это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера?! Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами.
Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено, человек получает лишние соки, как говорит Свт. Феофан Затворник, а лишние соки возбуждают природу человека.
Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим зрением и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – это ладно, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается широкая дорога для греха.
Людям, состоящим в браке, проще в этом отношении, так как они нашли своих спутников по жизненному пути, и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске своих избранников, те вынуждены смотреть, оценивать, искать.
Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, так как они созданы друг для друга. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.
Многие Святые отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани.
Лучше всего воздержаться от ненужных искушений. Вспомните житие Прп. Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда перешли, то оделись и опять соединились для дальнейшего путешествия. Так как нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей душе.
Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие Святые отцы, такие, как Прп. Иоанн Лествичник и Прп. Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Так как при этом люди, которые ведут целомудренный образ жизни, могут очень легко возбудиться от собственных прикосновений, и тогда греха не избежать.
Для женатых – это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно.
У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие.
Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные искушения, дабы смирить.
Третья причина блудных искушений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие Святые отцы пишут, что, осуждая ближних, сам впадаешь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь.
Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что – либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение, – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.
Признаки блуда
Сытое чрево – это первый признак того, что человека ждет блудное искушение.
Мечтательный сон, долгий сон или наоборот бессонница (когда человек лежит и мечтает) – все это следствие объедения.
Нехватка сна – когда человек не высыпается, тоже будет борение страсти.
Обессиливание – человек, который часто предается блудной страсти, теряет свои силы, как физические, так и духовные.
Противление к молитве. Печаль, уныние, беспросветная тьма – это состояние крайнего отчаяния, поскольку душа у человека умирает. Умирает от истощения духовных сил, Божьей благодати. Блуд уничтожает нас изнутри, а после этого приходит бес отчаяния и заполняет все собой, толкая человека на самоубийство.
Свободное обращение с ближними (особенно с противоположным полом) – когда человек развязно ведет себя с окружающими его людьми. Авва Дорофей советовал вообще не смотреть в лицо своему собеседнику, а смотреть в землю, т.к. он учил своих учеников, что, разговаривая с другим человеком, ты разговариваешь с образом Божиим, то есть с Богом. Поэтому он учил благоговению в общении между людьми. В современном обществе уже и уважение-то редко услышишь в голосе, не то что благоговение.
Частые ночные осквернения – то есть если более одного раза в месяц с человеком случается подобное, то с уверенностью можно сказать, что блудная страсть в нем прогрессирует. И нужно срочно браться за борьбу с ней.
Невоздержание в семейной жизни – то есть не соблюдение постов.
Степени греха:
2. Развращение помыслами и делами – это практическая сторона блудной страсти. Когда человек из теории переходит к практике;
3. И последняя, крайняя степень блуда – это когда человек одним лишь помыслом может довести себя до истечения семени.
Производные грехи блудной страсти
Многие из нас с ними знакомы, так как они взяты у Прп. Иоанна Лествичника, поэтому я их просто напомню: угождение страсти и покой во всем, расслабление, осуждение, хула и хульные помыслы, самолюбие, смехотворство (колкости и безвременный смех) и прочее.
Влияние блудной страсти на тело человека
«Прежде всего, – как говорит Свт. Феофан Затворник, это потеря сил организма, и его истощение, и его слабость». В древности ни один воин или атлет не разделял своего ложа ни с женой, ни с женщиной перед битвой или соревнованием, так как уже тогда знали, что человек слабеет после этого примерно на 25%. А сейчас нам, что показывают в современных исторических фильмах – всю ночь пьют, едят, гуляют, а утром в бой. Так ведут себя только самоубийцы. А там победа, фанфары и счастливый конец!
Дебелость тела – человек становится менее способным управлять своим телом, так как оно становится непослушным.
Развитие привычки ко греху и зависимости от него, когда человек уже не может без этого жить. Особенно это проявляется у тех, кто принял монашеский постриг. Хорошо если человек пришел в монастырь девственником, а тех, кто познал грех, мучают воспоминания и мечтания.
Блуд производит в теле человека мрачность и духовный смрад – и это настоящая правда. Бесы блуда зловонны, и совращенный ими человек перенимает это зловоние, и тело его становится смрадным, нечистым.
Влияние на душу человека
Даже если человек лишь в уме согрешил блудом, он все равно пал, так как блуд сразу обрушивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. Иоанн Лествичник не раз приводит такое сравнение: когда в Церковь принимают раскаявшегося еретика (человека, отступившего от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений), то его принимают через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) и все, никаких епитимий(вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви, духовные лекарства и духовное закаливание). А за прелюбодеяние отлучали от Причастия от 9 до 15 лет. То есть насколько страшнее грех блуда по сравнению с ересью!
Распаление души страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей.
Парализация всех духовных движений в человеке – после греха, человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей душой.
Расстройство, беспокойство, метание и шатание души – это когда душа не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.
Подавление радости о Боге в душе человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой Человек уже не может радоваться: он шутит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он душа компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его душе – страсть все уничтожила.
Влияние на ум человека
Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится не восприимчив ко всему духовному.
Дебелость и расстройство ума – когда человек мыслит и мудрствует только по-мирскому, духовной составляющей уже нет. Это происходит, когда человек полностью порабощен пороком. Он не может представить себя без этого. Он говорит, думает, шутит и живет только этим. Посмотрите на современное телевидение – и там вы найдете только блуд и чрево. И больше ничего.
Влияние на дух человека
Приземление духа. После молитвы дух человека горит к Богу, горит жаждой благодати, любви, радости, но когда блудная страсть владеет человеком, она не дает возгореться духу Богом, но возвращает его к земным делам и утехам.
Блуд прогоняет Святого Духа, и человек теряет дерзновение пред Богом.
Осатанение человека – это то, к чему приходит человек, одержимый страстью блуда. Он уподобляется сатане, так как этот грех – один из самых им любимых.
Общее влияние блудной страсти на человека
«Блуд – это плотская страсть, она является отрицанием христианства внутри нас» (Свт. Феофан Затворник). Когда человек совершает блудный грех – он отрекается от Христа и прогоняет Его, становясь язычником и безбожником. Блуд – это одна из самых страшных страстей.
Всецелое закабаление человека ко греху происходит через блуд. А также он уничтожает все доброе, что есть в человеке. Он разрушает и расхищает все, что человек создал в своей душе, не оставляя и камня на камне.
Наказание человека за грех блуда
Отъятие Божьего благословения в жизни.
Церковные наказания следуют в следующем порядке:
1. рукоблудие и блуд – запрет на причастие на 7 лет;
2. прелюбодеяние, содомия, скотоложство – отлучение от Свв. Тайн на 15 лет;
3. ночное осквернение – если человек перед этим не распалял себя, а это произошло просто по физиологическим причинам, то он может причаститься.
Об этом говорится в правилах Свтт. Афанасия Великого, Дионисия Александрийского и Тимофея Александрийского.
Борьба со страстью. Общие методы
Как можно более частая исповедь и причастие.
Прежде всего – борьба с чревоугодием, пост, воздержание. В борьбе с ними очень важно обращать внимание на качество пищи – это удаление мяса, жирных продуктов, острого. Привыкать вставать из-за стола немного голодным, есть не часто, чтобы не было постоянного состояния сытости.
Телесный труд до изнеможения и усталости. Сами знаете, когда устанешь, только до кровати дойти, какой там блуд.
Ревность о подвиге. Вера в Бога. Молитва – все это помощники в борьбе со страстью. Молите Бога помочь вам в искоренение этого греха в вас.
Смирение. Послушание. Милосердие – прогоняют блуд из человека.
Скромность в одежде и поведении. Щегольство должно быть исключено полностью. Потому что тот, кто щеголяет, – искушает не только себя, но и других. Провоцирует смотреть на себя и испытывать чувства. Это так сроднилось с нашей природой, что даже некоторые пожилые женщины не могут отказаться от парфюмерии и косметики. А когда говоришь им об этом – обижаются, не понимают истинной природы своей привычки.
Уклонение от зрелищ чужого тела – это фильмы, телевидение, журналы и т.д. Все эти образы потом всплывают в нашей памяти и распаляют в нас страсть. Опять же напомню про бани – ни в коем случае дети не должны видеть своих родителей обнаженными. Хочешь с сыном пойти в сауну, пожалуйста, надень плавки и иди.
Создание семьи. По словам Ап. Павла, «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор.7:2). Это помогает в борьбе со страстью, в достижении целомудрия посредством семейной жизни, так как она благословлена Богом – это уже закон. Никто этого человека не осудит за это, поскольку все по любви, по закону, по благодати.
Частные методы.
Во время искушений необходимо отсекать помыслы на корню, то есть, как только появляется образ или вдохновение в душе, нужно прибегнуть к молитве, дабы изгнать эту скверну из души или заменить это помысел на благой – так рекомендует Свт. Феофан Затворник. Призывание имени Божьего, молитва Иисусова или какая другая, так как без помощи Божьей никто и никогда не сможет победить эту страсть. По словам Святых отцов, прежде чем победить её, человек должен признать свою немощь и свою неспособность борьбы с этим грехом своими силами. До этого момента Бог не может помочь нам, не погубив нашу душу, но как только мы признаем свою немощь, с этого момента начинается наша истинная борьба с грехом блуда.
Воспоминания стыда после грехопадения. Памятование о наказании за грех в этой жизни и в будущей. Многие Святые отцы прибегали к этому методу – постоянное памятование о смерти.
Чтение Св. Писания и Житий святых. Это помогает изгнать блудные помыслы, и тогда место сатаны в нашей душе занимает благодать Святого Духа. Как вариант, можно занять себя любимым делом или хобби, что тоже поможет отвлечь себя от греха.
Блуд и семейные отношения.
Может ли блуд присутствовать в семейной жизни? Нечистота блудная может, но блуд нет! Потому что блуд – это незаконное употребление друг друга, а в браке все по закону. Когда семейный человек не может воздерживаться во время поста – это показывает, что он немощен и болен блудом.
Конечно, нужно помнить о приличиях, о естественном стыде. Однажды я гулял с собакой и решил зайти к своим знакомым, молодоженам. Открывает мне дверь его жена – одетая в одну лишь рубашку и всё! Я так и обомлел. Они на чай меня пригласили, но я, сославшись на дела, поспешил уйти. Прихожу к батюшке, говорю так, мол, и так, а он мне отвечает: «Да ну что ты – это же житейское». Одно дело, когда они в доме одни, но встречать гостей в подобном виде – это, по меньшей мере, неуважение и искушение.
Подобные мелочи настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы стали воспринимать их как норму. Мы стали забывать о том, что Господь постоянно призывает нас к чистоте, к святости, к молитве. Мы должны к этому стремиться всей своей душой. Никто не говорит, что мы святые, но стремление к святости должно стать нашей потребностью, как в воздухе. Нужно напоминать людям об их сне, будить их, а не отмахиваться от греха житейским мудрованием.
Отношения до брака должны быть без греха. Есть такая пословица: «Как начнешь, так и кончишь». То есть начал с греха свою семейную жизнь, ну и грехом и продолжишь. Кто может, пусть лучше воздержится от блуда.
Бесы, ничто так не любят, как блуд, потому что посредством блуда они быстрее всего получают нашу с вами погибель. Поэтому каждый христианин должен бояться его, бороться с ним и не потакать греху, а называть белое – белым, а черное – черным.
Вот, что говорят православные святые о прелюбодеянии:
Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества (прп. Иоанн Лествичник).
Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого (прп. Симеон Новый Богослов)
В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма (прп. Ефрем Сирин).
От пяти страстей усиливается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения (прп. авва Исайя).
Откармливающий же тело без воздержания в ястии и питии измучен будет духом блуда (свт. Феодор Едесский).