Молитва символ веры толкование краткое
Молитва «Символ веры»
В жизни христианской церкви особое значение всегда имел Символ веры – молитва: как емкое содержание того, во что верит Церковь. Символ – изначально то, что держит вместе, объединяет. И Символ веры как раз вмещает те истины, что, как верит Церковь, нужны человеку для наполненности его существования и избавления от греха и духовной погибели.
Текст молитвы «Символ веры»
На русском языке
На церковно-славянском языке
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
Зарождение молитвы «Символ веры»
Символ веры зародился как подготовка новообращенных, собирающихся принять крещение. В далекие времена крестились, как правило, уже взрослые люди. Точно так же, как и сегодня, воцерквлялся каждый в результате своего собственного, именно его пути. Так как любое обращение, любое соприкосновение человека с Богом – тайна божественного промысла, открыть завесу которого нам не дозволено. Кто-то ищет Бога, переполнившись несчастьями, попав в беду. Прочие находят Бога, увидев его как свет радости и благодати.
Возникновение веры в душе человека – загадка. Но, тем не менее, вера в Христа – дорога человека к Церкви, к общине верующих во Христа. Именно вера стремится и призывает к объединению верующих, которые как раз своим единением, любовью один к другому показывают свету, что они последователи Христовы.
Жизнь новоуверовавшего, как христианина брала свое начала с его визита к епископу тамошней Церкви, и тот наносил крест на лбу, словно обозначая знак Христа. Человек явился к Богу, уверовал во Христа. Но теперь ему полагается выяснить содержание веры. Он превращается в ученика. Согласно церковным писаниям его начинают оглашать. Так как христианство – не всего лишь чувство, а встреча с Истиной, непростой подвиг принятия ее всецело. Словно человек, у которого страстная любовь к музыке, чтоб играть на инструменте, обязан освоить трудное обучение, аналогично уверовавший во Христа, возлюбивший его, обязан теперь осознать глубину своей веры и то, к чему она призывает.
В канун празднования Пасхи – потому как в ранней Церкви крестили в пасхальную ночь – любой, собирающийся принять крещение торжественно читал слова молитвы «Символ веры», производя «отдачу» его, принимая свое вхождение в единение веры и любви. У любой крупной тамошней церкви – Римской, Антиохийской и так далее, имелся собственный символ веры для крещения. И даже при том, что они были везде выражением единой и неделимой веры, стилистикой и фразеологией, они различались.
Роль Вселенских соборов
В первой половине 4-го столетия в Церкви разгорелись серьезные дискуссии, относительно основного христианского учения о Христе как о Боге. В 20-х годах 4-го века в городе Никее был созван первый Вселенский Собор, и на нем составили общий, одинаковый для всех христиан Символ веры. Через несколько десятков лет, на втором Вселенском соборе, в Константинополе, Символ веры дополнили и дали ему имя Никео-Царьградский, единого для вселенской Церкви. И третий, Вселенский собор, в Ефесе в 30-х годах 5-го столетия провозгласил, что этот символ сохранялся вовеки неприкосновенным, чтобы более он не дополнялся.
С того времени вселенский Символ веры поют либо читают в Церкви на любой литургии. Он – общее для всех непременное выражение Церковью своей веры. И по этой причине любой, кто хочет выяснить, во что верит Церковь, в чем суть христианской веры, какова Истина, передаваемая христианством свету – ответ отыщет в молитве «Символ веры».
Молитва «Символ веры» в православии
Здравствуйте, дорогие друзья! Все христиане знают, как важна молитва «Символ веры» в православии. Эта молитва одна из главных, поэтому ее поют на каждой Литургии. Нам важно знать её историю, текст, когда и как правильно произносить главные для верующего христианские постулаты, как толковать священные слова, какой иконе молиться.
«Верую» — утверждение христианской позиции
Символ веры или «Верую» – одна из самых главных молитв в христианстве. Именно её поют всем приходом на каждой Литургии. Суть молитвы в том, что в ней кратко перечислены неизменные догматы православия. Именно на них основаны правила Православной Церкви.
Другими словами, Символ веры – это краткий свод правил вечной истины, которая не поддаётся сомнению. Поэтому слова этой молитвы надо обязательно знать наизусть всем верующим.
Читая сильную молитву, каждый христианин ощущает единение со всеми верующими. Мы словно соприкасаемся с Богом, со всеми Высшими силами, явно осознаем для чего Иисус был распят на Кресте.
Символ веры напоминает нам, что мы не одни. И это придает нам силы для борьбы с любым злом, бедами, болезнями. Вера и любовь в сердце каждого из нас не позволит сойти или сбиться с верного христианского пути. Только это спасет всех нас.
Перечислим основы непреходящих истин:
Что это значит — Символ веры? Само слово «символ» означает образ, соединение. Главный символ веры это не слова, а само вероисповедание. Каждому верующему должно быть известно различие «между знаком и символом».
Символ – это что-то сверхреальное, которое не понять без Божественного участия. В то же время знаки – это то, что не относится к духовности. Могут быть дорожные знаки или другое, что мы можем увидеть реально.
Вечные Святые слова
Этот текст надо знать наизусть всем христианам.
Молитва Символ веры:
Как правильно понимать значение молитвы
Чтобы каждый верующий смог понять смысл каждого слова, к молитве дается толкование:
Слово «Аминь», завершает молитву. Оно означает «Истинно так».
Символ веры хранится в таком виде с апостольских времен. Христианская Церковь также будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя будет что-то убавить или добавить к вечному Символу.
История создания главной молитвы
В старину считали, что этот свод кратких правил своим ученикам дал сам Христос. История создания молитвы относится к IV веку. Учение веры изложили отцы Первого и Второго Вселенских Соборов.
Что означает Вселенский Собор?
Вселенский Собор — это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви со всей Вселенной, где и был утвержден главный свод учения и благочиния между христианами.
Иисус Христос поручил своим ученикам донести Истину до всех народов. Чтобы Истина не была искажена при ее передаче, учение Господа изложили в краткой и понятной форме. Так христианство получило основополагающую молитву «Верую».
История также гласит, что Собором было отвергнуто все, что не относится к истинному христианству, а истина, принятая отцами церкви, стала основой, которая провозгласила, что рождение Сына Божьего произошло от Бога Отца.
На Втором Константинопольском соборе было провозглашено понятие, что Отец, Сын и Святой Дух — едины. Истинность и неизменность основ христианства была бесповоротно утверждена на Соборе в городе Эфесе.
Таковы исторические события, которые показывают, что происхождение этой молитвы не случайно. В ней отражены не только главные вехи земного пути Иисуса Христа, но смысл его явления людям.
Когда читается молитвослов Символ Веры:
Двенадцать разделов молитвы
Чтобы лучше понимать смысл Вселенского Символа веры, следует обратить внимание на его разделение на 12 пунктов. Каждый пункт из всех 12 частей надо рассматривать отдельно.
Большинство членов, то есть со 2-го по 7-й, посвящены Богу Сыну, как нашему Спасителю, который взял на себя искупление грехов всего человечества.
Истина в Библии
Для истинных христиан непреложной истиной также является Библия. Многие прихожане стараются сами толковать сказанное в Писании. Иногда неверная трактовка может исказить заложенный смысл священного текста, и тогда человек спускается до ереси.
Святитель Игнатий Брянчининов, не советует искажать билейский текст. Он говорит:
«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа [7]. Как же не безумно истолковывать его произвольно?»
И это действительно так. Не стоит с высоты современной жизни вторгаться в то, что нам духовно неведомо. Читайте ежедневно Библию, потому что она духовно питает, очищает наши души.
Бог – Творец не только материального мира, но и духовного. Всё подвластно Богу, на все его Воля, все в мире держится на Нём. Наш Господь – это Отец для всех людей.
Двенадцатичасная икона «Символ веры» создана по всем канонам православия. Каждая часть иконы изображает один из членов Символа Веры. Молиться перед иконой надо утром и вечером.
Уважаемые друзья, Символ веры в православии – важная часть христианской жизни. Молитва для каждого верующего является еще одним подтверждением его причастности к Православной Церкви и приближает к нашему Творцу.
Символ веры — краткое изложение догматов Церкви
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Ещё в на заре христианства появилось множество символов, пытавшихся выразить глубочайший смысл вероучения. Многочисленность и разночтения этих «канонов веры» связаны с тем, что они применялись, в основном, при переходе из одной конфессии в другую, то есть при крещении (или катехизации) уже взрослого человека. У каждой поместной Церкви имелась своя формулировка, какого-то единообразия не существовало.
Краткий текст об основах веры, который крестившийся произносил в день принятия им Таинства, назывался символом или «каноном». Эта ситуация продолжалась до первых Вселенских Соборов.
Полезные материалы
Символ веры, предшественник нашего (Никео-Царьградского), призванный точно сформулировать основы вероучения, в противовес появляющимся во множестве догматам от еретиков, сложился в четвертом веке. В первую очередь он противопоставлялся ереси Ария, и, в том числе, произносился отпавшими от Церкви, по возвращении их кафолическому вероучению.
Второе его название — Никейский, связано с происхождением, изначально, это «крещальный» канон одной из поместных Церквей (возможно, Иерусалимской). Никейский символ был провозглашен на Вселенском Соборе 325 года. Предварительно, его богословски переработали, с целью наиболее точно выразить догмат об ипостасной природе Христа (в пику арианству, отрицающему божественность Сына).
В таком виде он и вошел в литургическую практику. К седьмому веку использование его стало повсеместным.
Первое слово Символа «Верую» – логически связано с каждым следующим исповеданием, которых всего двенадцать. Оно придает каждому догмату личностный характер, превращая его в своеобразный манифест веры. Вера здесь означает, некоторую степень очевидности существования Бога для молящегося.
1-й член. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Господь христианского Откровения, отнюдь не безлик. Монотеизм Священного Писания, в отличии от других религий, исповедующих единобожие, признает живого личного Бога. Откровение Его начинается постепенно, как бы разворачиваясь в истории, начинаясь многочисленных символичных прообразующих Богоявлений пророкам Ветхого Завета, он раскрывается во всей своей полноте евангельским пришествием Сына Божьего. Единый всемогущий Господь явился к людям, чтобы привести их к спасению.
Первый член Символа, которым мы исповедуем веру «во Единого Бога», относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы, к Отцу, – личностному началу нераздельного Божества, равно присущего всем Трем Лицам.
В противоположность гностической мысли, мир это не самоумаление Божества, посредством нисходящих эманаций, а совершенно новый способ существования, вызванный к жизни Создателем, творчество которого не связано внутренней необходимость. Это совершенно свободный акт Его воли. Красота жизни, ее врожденная мудрость, призывают нас признать благость и ее Создателя.
Разделение сотворенного Господом бытия на «видимое и невидимое», традиционно понимается святоотеческой мыслью, как видимая материальная жизнь, и, как мир духовный, ангельский, душевный.
2-й член. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.
Половина Символа веры, шесть его членов, относится ко Второму Лицу Троицы — Иисусу Христу. Если исповедание Отечества Бога было всеобщим для иудейской религии, то личность Христа была новым, необъяснимым явлением.
Парадокс заключается в том, что утверждая Божество Сына, Евангелие, тем не менее не отрицает монотеизма, а, наоборот, проповедует Единобожие, как единственно возможный вариант религиозной жизни. Споры по этому поводу и были остановлены соборными решениями Вселенских Соборов.
Второй член Символа веры говорит об онтологической, предвечной связи Бога-Сына и Бога-Отца; Но, в первую очередь, это исповедание Сына Божьего «единородного».
Исповедуя Сына «от Отца рожденного прежде всех век», мы не просто имеем ввиду некий момент начала бытия, но утверждаем, что оно происходит предвечно и не связано с понятием тварности. В Евангелии читаем: «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Утверждение предвечного рождения Сына Божьего, одновременно, и противопоставление словам Ария: «было время, когда Его не было».
Предвечное рождение Сына от Отца так же, как и исхождение Святого Духа, есть акт Божественной жизни Троицы, не имеющий ничего общего с сотворением –
Чтобы нивелировать всякое возможное непонимание и неопределенность, отцы Вселенских Соборов раз и навсегда устанавливают формулу о том, что Сын «единосущен» Отцу. Единосущность Лиц Троицы (Ипостасей) – один из основополагающих догматов православия.
«Им же вся быша» – мир видимый и невидимый, есть творение трех Божественных Ипостасей. Каждое из Лиц остановится причиной бытия особенным, свойственным именно Ему образом.
3-й член. Ради людей и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого м Марии Девы, и вочеловечившийся.
Повествует о Воплощении Сына Божия. Евангелие провозглашает, что долгожданный Мессия здесь. Слово Божие, воплотившееся в человека, Иисус Христос, – совершенное исполнение ветхозаветных обетований. Пророки возвестили, что с приходом Мессии наступит новая эра – «Слово стало плотью, и обитало с нами». В земной истории произошло событие, в корне её преобразовавшее, потому что с вочеловечением Господа, совершенно изменились отношения между Богом и людьми.
Христианство учит, что время, как и материя, имеет начало и конец, понятие его линейно. Прерывается оно с момента рождения Господа. Ранние христиане предавали Воплощению эсхатологическое значения конца света. Святой Ириней Лионский, учитель Церкви, именует эру прихода Бога в мир «novissima tempora» – самой новой, то есть предпоследней, перед Апокалипсисом.
«Сшедшего с небес», – подчеркивается не материальное небо, а безграничное снисхождение Господа в Воплощении.
Церковью исповедуется, что Господь «воплотился от Духа Святого и Марии Девы», что соответствует евангельскому учению. Упоминание о Богородице, подчеркивает полноту человеческой природы во Христе, Мессии из рода Давидова. Воплощение совершилось по предвечному совету Пресвятой Троицы, но и по согласию Пресвятой Девы. В Её доверчивом послушании Церковь видит ответ на нарушение заповеди Божьей праматерью Евой. Через вочеловечение Сын Божий становится подобным нам по нашей природе, во всем, кроме греха.
4-й член. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
4-ый член Символа веры отмечает подлинность событий, произошедших «при Понтийском Пилате». Спасительное дело Господа Иисуса Христа свершилось в конкретный исторический промежуток времени и отмечено в зарождающейся тогда историографии.
Сошедший во ад Сын Божий, сокрушил своею «смертью смерть», пришедшую в мир через грехопадение первого человека, Адама. Христос стал первым из рода новых людей, которые могут обрести спасение, благодаря своей связи с Богом.
5-й член. И воскресшего в третий день по Писанием.
Исповедуется Вера в Воскресениее Господа – сердце христианства и главный христологический догмат. Апостол Павел пишет: «
Воскресение, как победа над смертью и грехом, было чудесным неоспоримым свидетельством мессианства Иисуса Христа, Его Божественной природы.
Слова «в третий день по Писанию » содержат в себе глубокий смысл, это парафраз на ветхозветные пророчества о мессии (термин «Писание» здесь значит Ветхий Завет). Они апеллируют к книге пророка Ионы. Господь говорит о «знамении Ионы» пробывшим три дня в китовом чреве, как о прообразовательном символе своей смерти (погребения и Воскресения).
6-й член. И восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца.
Последний член символа веры, который говорит нам о пребывания Христа во плоти на земле, завершившимся Вознесением. Оно тесно связано с последующей эпохой Церкви и Вторым Пришествием Господа «во славе».
Св. апостол Лука заканчивает свое Евангелие рассказом о Вознесении и начинает следующую книгу Деяний с развернутого повествования об этом событии. Новый Завет словами Спасителя провозглашает, что Его Вознесение, не значит ухода из мира:
Кенозис (или самоумаление) Сына Божия, начинается с Воплощения и заканчивается Вознесением. Вочеловечение Бога ничем не изменило внутрибожественных ипостасных отношений, поскольку Бог Троица «непреложен и неизменен», а Сын сущностно связан с Отцом и Святым Духом, независимо от любых обстоятельств.
Вознесение, – отнюдь не «развоплощение» божественного Логоса, потому что в истории делания о спасении человека нет обратного хода. Учение Нового Завета о Церкви, как о Теле Христовом, может быть постигнуто только в свете того, что рожденный здесь и сейчас Сын Божий «вознесся и воссел одесную Отца».
Христос преподносит Церкви Божественную жизнь, по принципу единого Тела Христова или согласия между Главой и всеми членами Церкви. Только в связи с этим учением, становится понятным прикровенные слова Спасителя, –
7-й член. И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
Христианство понимает время линейно: от его начала – сотворения мира, с центральным событием – Воплощением, и, до конца – Второго Пришествия Господа и Страшного суда. Эсхатологические надежды лежат в основе всего православного догматического богословия, апостол Павел пишет:
Слова «Его же Царствию не будет конца» были добавлены в текст Символа веры в качестве опровержения еретических умозаключений Маркелла, который считал, будто Царство Христово закончится вместе с существованием мира, а Троица – некий временный модус бытия Бога.
Если первое Пришествия Господа, связано с понятием кенозиса, то Второе (во Славе), станет для всего мира очевидным явлением силы Божией. В конце мира больше не станет возможности что-либо изменить, бытие обретёт свои истинные непреложные формы, как пребывающее вне времени. Господь наш возвещает: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Последний, Страшный Суд явит полную победу Иисуса Христа над силами зла.
8-й член. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном спокланяема и сславима, говорившего в пророках.
Здесь Церковь исповедует свою веру в Третье Лицо Пресвятой Троицы. Христианское вероучение о Святом Духе как об отдельной Ипостаси основывается на словах Спасителя:
По тринитарному догмату, источник Божества – Бог-Отец, дающий свою сущность Богу-Сыну через рождение, а Богу Святому Духу через исхождение. Поэтому, согласно с учением Самого Спасителя, Символ веры постулирует, что Святой Дух исходит от Отца.
Разный модус бытия Лиц предполагает и некое их различие; так, Церковь учит, что Святой Дух – причина и источник любого освящения. Обещание Спасителя о пришествии Святого Духа, высказанное Им перед Страстями, исполняется в день Пятидесятницы. Бытование Церкви, – не что иное, как это событие, вечно исполняющееся в Таинствах. Присутствие Святого Духа отличает Церковь от любого другого сообщества. Апостол Павел именует Третью ипостась Пресвятой Троицы «Духом усыновления».
9-й член. Во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Православие понимает единство Церкви, как некую ее постоянную во времени: Церковь наших дней, по сути своей та же, что и апостольское собрание первых христиан. Материальное единение Церквей заключается в сохранение чистоты вероучения и преемственности благодати Святого Духа, ниспосланной через апостолов; Церковь не существуют разобщенно, а находятся в едином литургическом пространстве, её Глава и Основатель – Господь Иисус Христос.
Святость Церкви обосновывается целью Её создания, она служит только Господу. У св. Климента Александрийского можно найти полные богословской глубины строки:
Благодать, данная Церкви Богом, сообщается посредством Таинств и молитвы каждому ее члену.
Соборность (кафоличность), означает здесь всеобщность. Согласно христианского вероучения, каждый человек «эллин и иудей» могут «процвести», так полнота Церкви преодолевает человеческую разобщенность, в Боге все люди становятся равными.
Апостольство Церкви происходит от её основания и от тщательного сохранения в ней предания от первых учеников Христа. В полном смысле, это качество относится именно к православной Церкви, как к единственной, сохранившей христианского вероучение в неизменном, преподанном от Господа и апостолов виде.
10-й член. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
Напоминается о том, что исповедание веры начинается с принятия этого Таинства, а так же о том, что в древней Церкви оно принималось, обычно, взрослыми. Постепенно сложилась традиция крестить детей со младенчества, как бы по слову Спасителя «Пустите детей приходить ко мне» (от Луки 18.16).
Сообщаемая Таинством Крещения благодать, предполагает и «оставление грехов» – человек должен порвать со всем, не принадлежащем Царству Божьему. Господь таинственно созидает крещаемого новым Адамом, членом Церкви Христовой.
Члены 11-й и 12-й. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Напрямую связан с эсхатологическими ожидания христианства, Вторым пришествием Господа, описанном в Апокалипсисе св. Евангелиста Иоанна Богослова. Воскресение из мертвых – не просто благочестивые верования, это достоверная реальность, пронизывающая собой всю христианскую веру.
Никео-Царьградский Символ веры говорит о «воскресении мертвых», древнейшее римское Credo, делая акцент на буквальном, отнюдь не символическом смысле этого события, именует его, в том числе, «воскресением плоти».
Святоотеческая традиция рекомендует понимать плоть не просто в значении материального тела, но в смысле всей личности, то есть всего человека в его сути, так как,
Воскресение к вечной жизни предполагает преображение как переход от тленного, к нетленному, – «сеется тело душевное, восстает тело духовное». Человек, воскресший плотью и умерший, погребенный – один и тот же субъект, но в новом, духовном модусе существования. Тело духовное, каким его изображают в иконе – одухотворенное благодатью новой жизнь в Боге: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
Особенно важно участие в Таинстве Евхаристии, преображающем человека при его земной жизни. Именно в в обожении человека, уподоблении его Богу и заключается призвание и смысл его земного бытия.
По материалам «Толкования на Символ веры» проф. Вл. Лосского