Монистические трактовки бытия в философии
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
Бытие и небытие (ничто) – две простейшие и самые абстрактные категории философии. Классическая философия начинает с вопроса о первопричине бытия. Затем спрашивает, какие из вещей, о которых мы мыслим, обладают истинным бытием. И финальный вопрос философии тоже описывается категориями бытия и небытия: это знаменитая дилемма датского принца – быть или не быть?
Бытие может пониматься как предмет (субъект), обладающий различными признаками, или, напротив, как признак (предикат), который приписывается предметам. В первом случае бытие мыслится как единое, вечное и бесконечное начало (субстанция), лежащее в основе всех вещей. Во втором случае бытие оказывается особым свойством, которое принадлежит одним вещам и отсутствует у других (например, когда говорят, что эта вот вещь «есть», она «существует», а другая «нет»).
Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие – это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, словно реки. Их бытие сменяется небытием, и обратно.
Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии как таковом, сколько о том, что следует считать истинным бытием.
Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos – один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции.
Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.
К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах – бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом – как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т. е. каждая замкнута в самой себе.
Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).
Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т. е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т. е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.
Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.
Тема. Онтология. Бытие
План
1. Категория бытия, ее смысл и специфика.
2. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.
3. Основные формы бытия. Понятие материального и идеального.
4. Движение, пространство, время.
5. Философское учение о развитии. Концепции развития. Движение и развитие.
6. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Категория бытия, ее смысл и специфика.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Каково же содержание философской категории «бытие»?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции— самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие— это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными формами бытияявляются:
• материальное бытие —существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие —существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
• социальное бытие,которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:
• ноуменальное бытие(от слов «ноумен» — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие— состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.
Вся история развития философской мысли убедительно свидетельствует о том, что невозможно поставить последнюю точку в познании и понимании мира. Этим обстоятельством и объясняется множество теорий бытия, одна из которых рассмотрена выше.
Различают монистические1 и плюралистические2 концепции бытия. Так, еще в античности онтологическая концепция Демокрита предполагала множество атомов (бытие), находящихся в пустоте (небытие). Соединения и разъединение атомов образуют различные, бесконечно разнообразные сочетания, воспринимаемые как многообразие вещей мира. Платон также исходил из множества идей (эйдосов), составляющих сущность вещей и предметов мира.
По-другому рассматривал онтологическую основу мира Аристотель. В любой вещи он различал две стороны – косную, инертную материю и активную форму, делающую вещь такой, какова она есть. Так кусок глины становиться кувшином, только приобретая в руках гончара определенную форму. Последовательно обобщая различные ступени соотношения матерние и формы, придавая им все более абстрактные формы, Аристотель приходит к выводу о том, что истинным бытием является наличие высшей формы, абсолютно лишенной материи – мыслящего себя мышления.Демиург(так была названа высшая форма) в качестве философского бога выступал движителем и гарантом единства и целостности мира.
К монистическим понятиям бытия относятся материалистические учения, исходящие из признания понятия материи как объективной реальности, существующей независимо от субъективной деятельности человека.
Религиозная трактовка бытия также исходит из принципа монизма, ибо истинным бытием и творцом мира и человека выстирает единая трансцендентная личность – Бог.
Последующее многовековое развитие онтологии характеризуется многочисленными концепциями и подходами. Понятие бытие стали иногда отождествлять с такими понятиями как универсум, космос, природа, вселенная, жизнь. Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия в трактовках бытия, оно, так или иначе, связывалось с принципом самодвижения, саморазвития, самоорганизации.
На рубеже XX – XXI вв. это аспект бытия получил свое дальнейшее развитии всинергетике(греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – нового научного направления на стыке физики и химии, позволившего сделать фундаментальные философские обобщения и выводы. Новые идеи связаны с именами немецкого физика Г.Хакена, отечественных ученых В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, С. П. Курдюмова и других. И в первую
Монизм (греч. monos – один). Философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический м.), либо дух (идеалистический м.); противоп. плюрализм1.
Плюрализм (лат. plūrālis – множественный). Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей; противоп. монизм.
очередь это относится к вопросам, связанным с самоорганизацией бытия мира. В основе синергетической концепции лежит анализ развития самоорганизующихся и саморазвивающихся открытых нелинейных систем. Предлагается качественно иная картина мира по сравнению с теми, которые лежали в основе как классического, так и постклассического естествознания (первая половина XX века). Образ мира предстает как совокупность нелинейных процессов. Множество подобных взаимодействующих систем составляет основу и содержание глобальной эволюции, в которую вовлечены – природа, общество, человек. Механизмы самоорганизации бытия мира последовательно и всесторонне раскрыты в книге одного из основателей синергетики И. Пригожина с весьма символическим названием «Порядок из хаоса». В конце ХХ века возникла необходимость пересмотра многих философских традиций относящихся к онтологии, рационализму, месту и роли человека в мире. Это вызвано появлением беспрецедентных трудностей и противоречий, с которыми столкнулись люди в современную эпоху. К ним относятся экологические проблемы, грозящие самому существованию человека, распространение насилия в различных формах, возникновение новых болезней и др. Возникла необходимость новых подходов к познанию и пониманию глобальных природных и социальных процессов.
Современная философия в лице постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Делез, Ж.Бодрийар, Ж.Деррида и другие) выступает с жесткой критикой западноевропейской философской традиции, «деконструирует» ее наиболее глубокие теоретические основания, в том числе и понятие бытия.
Пророческими оказались слова Аристотеля: «Люди всегда будут спорить о бытии». Извечный спор продолжается и в наше время. Как бы не относились философы к бытию – положительно или отрицательно – в любом случае оно остается существенным ориентиром в их суждениях и выводах.
Мировоззренческие сдвиги в современном сознании – убедительное свидетельство напряженного поиска и формирования новой системы мироотношений, соответствующей XXI веку.
Категория бытия, её смысл и значение, монистические и плюралистические концепции бытия
Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Различие материалистического и идеалистического подходов к решению жизненных проблем. Смысл и содержание основных онтологических категорий. Различие понятий «сущность» и «существование».
Рубрика | Философия |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.04.2015 |
Размер файла | 64,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Категория бытия, её смысл и значение, монистические и плюралистические концепции бытия
В современной философии проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии.
Занимаясь бытием, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимых ни к значению, ни к вере, не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции.
1. Проблема бытия в истории философии
бытие онтологический плюралистический
1.1 Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия
Наряду с плюралистическими в ходу также монистические и дуалистические концепции бытия.
Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). (12,75)
1.2 Различие материалистического и идеалистического подходов к решению проблемы бытия
2. Смысл и содержание основных онтологических категорий
2.1 Бытие и ничто
Ничто, категория ряда идеалистических систем онтологии, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще. В истории идеалистической философии начиная с античности можно проследить два основных подхода к «ничто». В системах одной группы (Платон и неоплатонизм, средневековая христианская мистика, Гегель и др.) «Ничто» причисляется к ключевым категориям онтологии (как бог, бытие, абсолют и т.п.) и отвергается принцип ex nihilo nihil fit (из ничто ничего не возникает). При втором подходе к проблеме, восходящем к элейской школе древнегреческой философии, утверждается происхождение ничто из формального отрицания, т. e. ничто является только формально-логическим понятием, а роль проблемы ничто в онтологии полностью снимается. В материалистической философии ничто не является философской категорией, т.к. она исходит из того, что материальный мир неуничтожим, а чистое не существование и абсолютная пустота не возможны.
С точки зрения современных научных представлений, ранее все вещество нашей Вселенной находилось в особом состоянии, не подчиняющемся известным физическим законам, состоянии «ничто». Здравый смысл напоминает нам широко распространенную в истории философии аксиому: «из ничего не возникает нечто». Однако в данном случае «ничто» отождествляется с физическим вакуумом, имеющим сложную структуру; при этом каждая «часть» или «состояние» его имеют свой собственный энергетический потенциал, что сообщает вакууму способность к превращениям. Элементарные частицы, образующие в нашем мире вещество и антивещество, являются лишь возбужденными состояниями вакуума. (6,105)
Таким образом, из ничто возникает нечто (вполне по Гегелю), небытие становится бытием, и, более того, в современной физике выдвинута гипотеза о том, что все, имевшее ранее бытие и безвозвратно ушедшее может сохраняться в небытии в виде так называемого «информационного сгустка» в физическом вакууме. Речь идет о гипотезе торсионного поля, скорость передачи информации в котором в миллиарды раз превышает скорость света. Торсионное поле, по этой гипотезе, присутствует там, где есть вращение, т.е. практически везде. Но наиболее явственно оно проявляется в связи с активной работой мозга человека (так называемое биополе). Когда предмета (прежде всего человека) уже нет в данной точке пространства, его след сохраняется, пока другие торсионные поля его не нарушат. Накапливаясь в физическом вакууме, «информационный сгусток» мoжeт после гибели нашей Вселенной и возникновения новых космических систем реализоваться в иной материальной форме и продолжить свое существование. Такова одна из современных научных гипотез, создающих гносеологическое поле для материалистических и идеалистических выводов. (13,86)
С точки зрения диалектического материализма, получившего значительное распространение в обществе в XX в., окружающий человека мир многообразен и материален. Взаимодействующие материальные объекты образуют субстанцию всех изменений, происходящих в мире. Во взаимодействии материальные объекты обнаруживают свои свойства, во взаимодействии они усложняются и развиваются. И бытие для таких объектов означает их сосуществование в единстве с другими объектами.
2.2 Сущность и существование
Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?
Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.
Из предыдущего следует, что свое исчерпывающее обоснование проблема существования получает в науках (в том числе в философии). Обратившись к ним, мы встречаемся с различными видами бытия, число которых в точности соответствует числу наук. В данном случае предполагается, что все виды бытия так или иначе попали в сферу внимания современных наук.
Согласно нашим знаниям, существуют чувства, эмоции, мысли, высказывания, мифы о кентаврах, но сами они как таковые не существуют, ибо в противном случае их давно уже представили бы взору любопытных. Подобно кентаврам не существуют лешие, домовые, сказочные герои и многие другие выдуманные существа.
И. Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизическое противопоставление сущности и явления, Г. Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектическом идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение «абсолютной идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях (например, в условиях капитализма цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определённое время остаётся неизменной). Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: «. не только явления преходящи, подвижны, текучи. но и сущности вещей. «(Ленин). (9,189)
Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает существование как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе.
2.3 Субстанция
2.4 Содержание и форма
Содержание и форма, философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношение содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.
Наиболее развитую античную концепцию содержания и формы построил Аристотель, который утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и «материи», оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной «материи» и нематериальной формы, обладающей независимым от «материи» существованием и восходящей к «форме форм», т. е. к богу. В новое время первый шаг к преодолению идеализма в понимании «материи» и формы сделал Дж. Бруно; его идеи развивали Ф. Бэкон, Р. Декарт, Р. Бойль,Т. Гоббс. Если Декарт и его последователи свели всё богатство природных тел к протяжённости и её свойствам, то Бэкон, исходя из многокачественности «материи», выдвигал идею о её примате над формой и об их единстве. (3,189)
К. Маркс и Ф. Энгельс углубили введённое Гегелем различение содержания и материального субстрата вещи («материи»): содержанием, согласно классикам марксизма, является не сам по себе субстрат, а его внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс. (13,89)
Диалектико-материалистическое понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры; необходимо, по мысли Маркса, «. генетически вывести различные формы. » и понять «. действительный процесс формообразования в его различных фазах», с учётом объективной субординации содержания и формы. (15,127)
2.5 Единичное и общее
Единичное, отдельное, индивидуальное, философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий, присущие им специфические индивидуальные особенности, составляющие их неповторимую качественную и количественную определённость. Как единичное может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определённой меры. Вместе с тем сам предмет есть некоторое множество единичных частей. Вещи, события абсолютно нетождественны, индивидуальны. Они занимают разное место, находятся в различных связях и обладают, следовательно, разными свойствами. События неповторимы. Явления подчинены принципу необратимости времени. Так называемое повторное отличается уже тем, что оно происходит в другое время и, следовательно, в новых условиях, накладывающих отпечаток на явление.
Конкретной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которых она возникает. «. Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д.» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 318). Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного. Ещё Аристотель отмечал, что общее существует в неразрывной связи с единичным. Наука интересуется прежде всего общим, закономерным, к которому она идёт через единичное, искусство и другие сферы человеческой деятельности постигают общее в форме единичного. (6,192)
2.6 Возможность и действительность
Аристотелевское понимание возможности и действительности с небольшими изменениями господствовало до 17 в., когда формулирование принципа инерции позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и её самоопределения через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла, и Т. Гоббсом было предложено новое, «контактное» толкование возможности и действительности, основанное на вероятности причинно-обусловленного события. (3,84)
Категории возможность и действительность в марксизме, обобщившем достижения и сохранившем преемственную связь с предложенными Аристотелем, Гоббсом, Кантом и Гегелем схемами, органично связаны с производительной деятельностью и специфически социальными характеристиками общественного бытия. Возможность и действительность рассматриваются в марксизме прежде всего как свойства бытия. Эта тенденция в анализе возможности и действительности продолжает и обобщает линию, представленную Аристотелем и Гегелем (с учётом различий в других пунктах этих концепций). Основная линия марксистского анализа возможности и действительности состоит в том, чтобы рассмотреть их как моменты познания действительности с целью её изменения и раскрыть связь структур бытия и категорий мышления.
В существовании и развитии любого объекта воплощено единство противоположных тенденций и потому содержатся возможности разного уровня, направления и значения. Конкретная совокупность реальных условий определяет, какая из возможностей становится господствующей и превращается в действительность; остальные же либо превращаются в абстрактную возможность, либо вообще исчезают. Различают объективные и субъективные условия превращения возможности в действительность. Последние специфичны для общества: здесь ни одна возможность не превращается в действительность, помимо деятельности людей. Вместе с тем субъективный момент деятельности открывает возможности для её волюнтаристского истолкования и соответствующих попыток реализации. Однако произвол в истории раньше или позже терпит крах именно в силу того, что он игнорирует реальные законы действительности, её реальные возможности. Марксизм подчёркивает решающую роль активности человека, его творческих усилий в реализации возможностей, в превращении осознанных тенденций общественного развития в действительность.
Список использованной литературы
12. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: 1998.- 288 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблема бытия как совокупность утверждений и вопросов, с помощью которых человек постигал и постигает мир, направления и особенности ее исследования на разных периодах истории развития. Категория материи в философии, основные элементы ее структуры.
реферат [35,2 K], добавлен 12.02.2015
Становление философии, ее основные школы и направления. Монистические и плюралистические концепции бытия. Динамические и статистические закономерности. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Сознание, самосознание и личность.
курс лекций [61,8 K], добавлен 30.01.2009
Необходимость особого философского осмысления проблемы бытия. Смысл жизни и смысл бытия. Формы бытия (всеобщее и единичное) и диалектика их взаимодействия. Специфика социального (общественного) бытия. Философские вопросы про идеальное и материальное.
реферат [30,5 K], добавлен 01.05.2012
реферат [32,4 K], добавлен 03.11.2003
Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия, ее изучение мыслителями разных эпох. Философская категория бытия, ее диалектическая природа, специфика размышлений. Общее и частное в трактовке понятий «быт» и «бытие». Соотношение быта и бытия.
реферат [56,0 K], добавлен 11.01.2010