Мотив сна в рассказе крыжовник
Сочинение Тема счастья в рассказе Крыжовник Чехова
Я, может, еще слишком молод, чтобы с точностью определить для себя понятие счастья. Вокруг так много информации, реклам и текстов и всё это с немыслимой скоростью проносится в сознании каждый день, меняя его. Сколько нужно прочесть или увидеть, чтобы себя понять, сколько пережить и прочувствовать? Но здорово, что еще есть книги, есть Чехов и Рождественский и еще многие, чьи слова заставляют замедлить темп, прислушаться, подумать и посмотреть на мир и себя немного со стороны.
Иван Иваныч показал мне, что счастье оно разное, но мне немного чужда его категоричность. «Счастья нет, и не должно его быть…». Но разве плохо хотеть и искать счастья? Разве не его поиск заставляет изменить себя к лучшему, отказаться от лишнего, научиться дисциплине и целеустремленности? Но есть и огромная правота, великая мысль, которую я очень постараюсь навсегда запечатлеть в своем сердце. Это мысль о том, что есть что-то большее, чем собственное счастье. Я соглашусь, в некоторой мере, что хотеть счастья для себя – эгоистично. Но я не чувствую стыда за этот эгоизм. Я оставлю и ему место в жизни, но хочу пронести сквозь года мысль о том, что есть что-то более важное, более великое. И пусть все поступки, что я совершу, все мысли, которые будут мной двигать и чувства окажутся светлыми и цель моя будет простой, но в то же время необъятной и сложной – пусть она будет в добре. Если я смогу стать счастливым на сто или на всю тысячу процентов, то только осознавая, что делаю что-то доброе, важное и полезное не только для себя.
Поэтому прочитав рассказ Чехова, я еще раз убедился в том, что нет в моем сердце осуждения тех, кто смысл жизни увидел в тихом существовании, в попытке оградить себя от излишних эмоций. Я их не сужу, мне их жаль. Ведь душа человеческая способна расти, становится лучше и разве хорошо это – кормить свою лень и трусость, гордыню, скупость и привязанность к материальному, когда она способна достичь высот, мира и счастья, которые не имеют единиц измерения. Выбирая свой жизненный путь, я думаю о том, как важно не потерять себя, занимаясь лишь удовлетворением простых потребностей, поучая других и как страшно осознать ошибки, когда в душе и теле сил менять себя уже не будет. Я не знаю, что ждет меня, но не выберу своей целью поиск угла, в котором смогу спрятаться и сделать вид, что нет вокруг меня людей, нет горя и проблем. Я не закрою глаза и сердце в попытках оградить себя от страданий. Пусть выбор этот и сложен, но я выберу жить, а не существовать.
2 вариант
Многие знакомы с популярным рассказом Антона Павловича Чехова «Крыжовник». На примере главного персонажа, автор показывает худший способ жизни, в котором нет места счастью. Он жаждет рассказать, что невозможно ощущать это замечательное чувство, видя, как окружающие люди страдают.
Любому человеку, даже заядлому интроверту, необходима связь с социумом. В собственном «коконе» не получиться, по-настоящему, насладиться жизнью. Как ни крути, каждому приятно делать хорошие дела для других. Осознание, что ты оказал помощь нуждающемуся, заставляет сердце «радоваться».
Есть закон бумеранга, он гласит, что все в этом мире возвращается. Если человек причиняет боль окружающим, он априори не может испытывать удовольствие. Ведь в какой-то момент, жизнь воздаст ему сполна за его старания. А когда он отдает частичку себя для облегчения бытия постороннего, вскоре получит такой же подарок судьбы.
Главный герой – Николай Иванович смолоду пытался стать владельцем большой усадьбы и быть богатым. Кроме того. Он желал посадить там крыжовник. Этот кисло-сладкий плод является прямым отображением способа жизни персонажа.
Раньше мужчина был незаурядным чиновником, после чего превратился в тщеславного, наглого и самоуверенного помещика. Из-за того, что он стал малоподвижным, его вес прибавился. По словам Чехова, ленивый хозяин имений раскормил и собственного пса, который перестал выходить из своей будки и забыл как лаять.
Иван Иванович брат главного героя, стал задумываться о том, что жизнь помещика походит на гипноз. Человек думает, что он счастлив и беззаботен. Но каждый богач должен помнить, что вокруг есть люди, чьи доходы не позволяют приобрести даже буханку хлеба.
Однажды может разрушиться все, что есть теперь. Те, кто живет в достатке, останутся без крова над головой. Тогда о них вспомнят бедняки, которые в свое время не дождались помощи. Вряд ли вчерашние скряги удостоятся поддержки от простых людей.
Когда брат прибыл к Николаю Ивановичу, он понял, что его родственник давно забыл о покое и подлинном счастье. Его не окружали семейные хлопоты и благополучие домашнего очага. «Союзниками» персонажа рассказа Чехова были лишь лицемерие и наглость, которые создавали призрачный щит от истинно удачливых людей. Главный герой всерьез не понимал, что всю жизнь гнался за материальным достатком и наличие крыжовника в саду. Теперь же впереди его жизни лишь одинокая старость и вечный покой.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема счастья в рассказе Крыжовник
Популярные сегодня темы
Конец учебного года и начало летних каникул – самое счастливое время в жизни каждого школьника. В голове сразу возникает миллион планов о том, как провести эти три месяца свободы.
Мы живём в социуме, то есть в обществе, а поэтому этот социум оказывает на нас влияние. Мы зависим от мнения других людей, от общественного мнения. Что это такое?
Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателелей
1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий
Чехов «Крыжовник «: какая главная мысль, чему учит рассказ?
Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Крыжовник»?
Чему учит рассказ Чехова «Крыжовник»?
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» история начинается с того, что ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский вместе со своим другом Буркиным попали под дождь и останавливается у помещика Алехина. За чаем Иван Иванович рассказывает историю своего брата. Его брат Николай хотел купить поместье и посадить крыжовник. Он копил, ограничивал себя в еде и даже женился по расчету. Спустя некоторое время он купил имение и посадил крыжовник. Когда брат встретился с Николаем, то он понял, что тот изменился не в лучшую сторону, но его это устраивало. Иван Иванович в конце истории рассуждает про добро, но собеседников утомляет его философский настрой.
Главная мысль рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» заключается в том, что нужно нести добро людям и помогать. Эти темы герой рассказа поднимает в самом конце. На примере его брата мы видим, что когда материальное превалирует над духовным, то человек не становится лучше, а даже наоборот. Автор дает нам возможность задуматься над благом, которое мы должны нести в мир. Только тогда, когда мы будем думать и о других мир станет лучше.
Николай Иванович Чимша-Гималайский посвятил всю свою жизнь тому, чтобы исполнить свою мечту: стать владельцем имения с кустами крыжовника. Он стал экономить на всем, даже на еде и одежде, стал скупым и алчным. Он и в брак вступил не по любви, а по расчету, ведь его жена была богатой вдовой. Свою жену он свел в могилу тем, что практически морил её голодом, от чего она и скончалась. Правда, денежки супруги Николай Иванович предусмотрительно положил на свое имя в банк еще при её жизни.
Николаю Ивановичу удалось накопить денег и он приобрел усадьбу, но при этом он был одинок. Ведь он растерял всех своих друзей, был равнодушен к чужим проблемам.
Главная мысль рассказа заключается в том, настоящий человек не может ограничиваться лишь низменными желаниями. Любой успешный человек не должен замыкаться на себе-родимом. Чехов учит нас, что нужно совершать добрые поступки, быть активными членами общества. Он призывает нас помогать бедным, сиротам и бездомным, поскольку такие добрые дела способны сделать наш мир лучше.
Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»
Автор: Guru · 24.02.2018
Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.
История создания
Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.
Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.
Жанр и направление
Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.
Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».
О чем?
Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.
Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.
Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.
Композиция
Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.
Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни — наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.
Главные герои и их характеристика
В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.
Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.
И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.
Проблемы
Смысл
Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.
Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.
Критика
Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:
Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…
Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:
Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…
Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:
С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.
Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:
Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.
Новые идейные грани рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»
Анализ системы образов рассказа «Крыжовник» на основе сопоставления первоначального замысла текста из «Записных книжек» писателя с окончательной редакцией рассказа. Интертекстуальные переклички с произведениями Гончарова, Тургенева, М. Салтыкова-Щедрина.
Рубрика | Литература |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.12.2017 |
Размер файла | 28,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru//
Размещено на http://www.allbest.ru//
Новые идейные грани рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»
доктор филологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института филологических исследований
Санкт-Петербургского государственного университета
Ключевые слова: русская проза ХХ в., А.П. Чехов, «маленькая трилогия», рассказ «Крыжовник», замысел и его реализация, система образов, «футлярная тема».
Между тем рассказ «Крыжовник» начинается не непосредственно с «одной истории» Ивана Иваныча, как, вероятно, могло быть, но с длительного и «затянутого» пейзажного эскиза, как будто бы традиционно открывающего «охотничий» рассказ. Многословность пейзажной зарисовки, ее детальная выразительность и рече-временная протяженность позволяют понять, что, с точки зрения нарративной стратегии, повествователь не просто отдает дань традиции «записок охотника», но намеренно формирует атмосферу психологического пейзажа, который должен послужить антуражем для «исповеди» Чимши-Гималайского. Парадоксальность смысло- и текстообразования внутри первого абзаца создается тем, что незаметно, но настойчиво в нем (как и в последующих абзацах) начинает звучать мотив видимости окружающего мира: относительности и переменчивости, казалось, знакомого и абсолютного.
В продолжение интертекстуальной переклички с «Обломовым» пара героев Иван Иваныч и Николай Иваныч предстает своеобразным (ин)вариантом пары Штольц и Обломов. Прежняя гончаровская дружеская преданность и сердечная близость оказываются подмененными у Чехова любовью и близостью родных братьев. Словно давняя надежда Гончарова увидеть в будущем Андрее Обломове спаянные черты не только отца по крови, Ильи Обломова, но и качества отца приемного, Андрея Штольца (как будто бы) находила реализацию в чеховском тексте. Однако ожидаемого Гончаровым разрешения «проклятых» вопросов бытия посредством сродственности характеров у Чехова не наступает. Братья Чимши-Гималайские оказывались столь же полярны, как Обломов и Штольц (или Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров). Более того, как показывает Чехов, взаимное тяготение героев-друзей Гончарова сменилось (вытеснилось) активным неприятием их литературных «потомков» (во всяком случае, со стороны одного из них).
Необходимо напомнить, что в «Записных книжках» итог размышлений героя, названного «Х», был если и не столь обличителен, то не менее разоблачителен. Даже более трагичен, ибо герой Х подводил итог собственной жизни и осознавал ее бессмысленность и бесплодность. Сравнение первоначального замысла и его реализации позволяет понять, что два рассказовых героя суть разные грани единой противоречивой человеческой личности, какой она представала в понимании Чехова. Не внешние социально-общественные приметы и признаки (столь важные, например, для Некрасова или Салтыкова-Щедрина, писателей-пропагандистов), а человеческие чувства, терпимость и милосердие разделяют героев у Чехова. Не случайно об одном говорится, что у него была «добрая улыбка» [3, с. 484] и ранее упоминалась «голубиная» кротость, тогда как в другом неизменно эксплицируется раздражительность и злость.
Список использованных источников
Анализ и сочинения по произведению «Крыжовник»
Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» является частью трилогии, в которую также входят рассказы «О любви» и «Человек в футляре». Рассказы связаны между собой через героев произведения, которые повествуют друг другу истории из собственной жизни.
Анализ повести «Крыжовник»
История написания
Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехова является частью «маленькой трилогии, в которую вошли так же «Человек в футляре» и произведение «О любви». Опубликован издательством «Русская мысль» в 1898 году. Создавалось произведение автором, когда он пребывал в Московской области в селе Мелихово. Сюжетная линия рассказа продолжает повествование «Человека в футляре», в котором так же поднята проблема очерствевшей души человека с искаженным пониманием счастья.
Принято считать, что в основе рассказа Чехова лежит история, которую рассказал юрист, известный среди писателей того времени, Анатолий Кони, писателю Л.Н. Толстому.
Посвящена эта история была одному чиновнику, который на протяжении всей жизни откладывал денежные средства на осуществление своей мечты – приобретение парадного мундира, украшенного золотой вышивкой, который должен обеспечить чиновника почетом и уважением, подарить счастье. Но увы, при жизни одеяние так и не пригодилось, и было надето на чиновника только на его похороны.
Жанровые особенности
Произведение создано с учетом жанровых особенностей рассказа и его относят к направлению реализма в литературе. Отличается «Крыжовник» лаконичной прозаической формой, наличием только одной сюжетной линии, описанием одного либо двух главных персонажей и нескольких второстепенных, небольшим объемом.
Сюжетная линия
Ввиду сложившихся обстоятельств (проливного дождя), Иван Иваныч Чимша-Гималайский, работающий ветеринаром, и учитель Буркин вынуждены навестить друга Иван Иваныча — Алехина. Во время приема пищи, доктор рассказывает своим товарищам историю своего брата Николая Ивановича.
Братья по происхождению они не из зажиточной семьи, а после смерти отца и вовсе остались без семейного поместья, которое пришлось отдать за долги.
С тех пор младший брат стал отчаянно стремиться к обогащению. Главная его мечта заключалась в приобретении усадьбы и сада, где бы можно было вырастить кусты ароматного и спелого крыжовника. Николай Иванович стал экономить на всем, не замечая ничего подле себя, за исключением объявлений по продаже земельных участков либо усадьб.
И в конце концов ему удается осуществить свою мечту. Однако, по истечению многих лет, Иван Иваныч навещает своего родственника и неприятно удивляется тем, насколько изменился в характере его брат. Теперь он типичный ленивый и недалекий житель, который думает только о комфортных условиях и сытом желудке. К нему приходит понимание, что существуют более ценные вещи в жизни, что он и пытается донести до своего младшего брата в своем монологе.
Композиционные особенности
Основной отличительной особенности построения «Крыжовника» является использование литературного приема – «история внутри истории».
Наряду с историей главного героя – Николая Ивановича описывается и реальность, в которой пребывают Иван Иваныч, Алехин и Буркин. Последние два персонажа оценивают произошедшее с младшим братом повествователя и таким образом выражают самый популярный вариант существования человека.
Описание главных персонажей
В образе ветеринара Ивана Иваныча автор выражает свою жизненную позицию. Герой относится к типу общественных деятелей. Главное его убеждение – предназначение каждого оказывать помощь другим.
Николай Иванович – представитель чиновнического класса, являющийся старательным работником и добрым человеком, который большую часть своей жизни потратил на сбор денежных средств и приобретение собственной усадьбы. После осуществления мечты стал беззаботным, эгоистичным землевладельцем.
Главные вопросы, затронутые в рассказе
В своем рассказе Чехов раскрывает ряд тем, представленных:
Проблемы
Проблематика произведения актуальна всегда, поскольку затрагивает такие вопросы как:
Основная идея
Суть рассказа изложена автором в монологе повествователя истории о своем брате, который выражает мнение о невозможности испытывать чувство радости, если рядом находятся те, кому плохо.
Не стоит пропускать мимо чужие неурядицы, поскольку в любой момент беда может случиться с каждым. Важно своевременно помогать тем, кто об этом просит. Счастье, по мнению А.П. Чехова, заключается в движении, действии, совершении добрых и справедливых дел.
О чем рассказ Крыжовник
Произведение «Крыжовник» представляет собой рассказ в рассказе. Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает помещику и учителю о своем брате Николае Ивановиче Чимша-Гималайском. Почти всю жизнь Николай проработал мелким чиновником, он старательно копил деньги на свою мечту, ущемляя себя во всем. Он мечтал купить имение на берегу реки, наслаждаться там свежим воздухом, и чтобы непременно у него рос крыжовник.
Когда ему было уже больше сорока лет он наконец купил имение, по обе стороны которого располагались заводы, а рядом протекала речка с водой коричневого цвета. С приобретением имения Николай стал считать себя дворянином, вел себя важно и высокомерно, то и дело пускаясь в рассуждения о жизни.
Однажды Николай пригласил в гости брата. В имении Ивана встречает толстая собака, которой лень даже лаять и такая же полная кухарка — жизнь там протекает лениво и праздно. Хозяин угостил его долгожданным крыжовником из своего сада.
Николай ел крыжовник по одной ягодке и приговаривал: «Ах, как вкусно!». Иван, попробовав ягоду, отметил, что она твердая и кислая. Николая это нисколько не смущало, ведь его мечта наконец сбылась. Даже по ночам он вставал, для того, чтобы съесть очередную ягоду.
В конце рассказа Иван призывает помещика оставаться молодым душой, всегда стремиться к чему-то хорошему, иметь достойную цель и смысл жизни.
Чехов раскрывает тему деградацию личности на примере Николая, готового «хрюкнуть в одеяло». Иван Иванович не хочет допустить духовного и морального разложения своего друга. Он проводит аналогию со рвом: можно просто ждать, когда он затянется илом, а можно построить через него мост и продолжать жить в широком смысле этого слова. Поэтому нужно творить добро, пока есть для этого возможность.
Да, Николай смог добиться своей цели, но в чем ее смысл? Это желание отгородиться этой усадьбой от мира, не видеть вокруг бедности, пьянства, голода. Идти к цели несмотря ни на что – это прекрасно, но цель, по мнению Чехова не должна вызывать моральное разложение.
Сочинение по рассказу Чехова
В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.
В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.
Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.
Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.
И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.
Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.
Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.
Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.
«Стремление вперед — вот цель жизни», сказал Максим Горький.
Доброта и жестокость в рассказе Крыжовник
Нравственные понятия раскрываются литературой так, что становится понятно их разнообразие. Доброта и жестокость стоят настолько близко друг к другу, что не каждый сможет увидеть момент перехода из одного качества в другое. Добрые становятся злыми и наоборот.
Николай Иванович – обычный чиновник из казенной палаты. Он переписывает одни и те же бумаги, мечтает переехать в деревню, где будет жить в своем доме у реки или озера.
Особое место в будущем имении занимает крыжовник. Он завершает план имения. Без него дом для Николая Ивановича неполный, незавершенный. Чиновник копит деньги на исполнение своей мечты. Он нищенствует, жадничает, но не изменяет поставленной цели.
Куст колючей ягоды становится символом идеи, которая съедает человека. Почему выбрана именно эта ягода? Можно рассуждать и фантазировать. Точного ответа в тексте нет. Мечта всегда должна иметь что-то индивидуальное свое, отличное от желаний других.
Крыжовник у Николая именно это отличие. С другой стороны, колючесть куста. К нему не подойти без рукавиц, нужно быть аккуратным, чтобы не уколоться и не поцарапаться. Стоять рядом с Николаем Ивановичем тоже неприятно.
Новый барин обретает отталкивающую внешность, напоминающую свинью. Нет привлекательности в помещике: обманная речь, высокопарные фразы. Автор не скрывает пустоту души, безнравственность поступков. О такого человека несложно уколоться, но его это нисколько не волнует.
Чехов указывает на вкус ягод: «кисло и невкусно». Чимша-Гималайский не замечает истинного вкуса плодов, он удовлетворен результатом: мечта сбылась. Можно сказать, что крыжовник – это доказательство ограниченности души героя, его эгоистичности и жестокости.
Преображение доброты. Добрые люди долгое время скрывают свое истинное лицо, пытаясь собрать нужное количество средств для достижения своей цели. Прикидываться скромным и тихим проще. Цель не всегда пугает окружающих. Оказывается, по мнению автора, из любой нелепой мечты можно сделать нечто, изменяющее человека полностью.
Тесный мир позволяет спрятаться за закрытыми дверями. А. П. Чехов предлагает, казалось бы, тоже нелепые решения. За дверями должен стоять «человек с молоточком». Он стучит, напоминая о светлых началах мечты. Молоток не позволяет «заснуть» состраданию, жалости к близким. Стук не даст умереть любви и погибнуть доброте.
Молоток – страж души. Как только злоба и бездушие подберутся близко, он начнет бить тревогу. Разве такое возможно в реальности? Конечно, да. «Стучать» могут друзья, родители, учителя. У каждого человека должны быть те, кто их любит. Преображение доброты в жестокость тогда станет единичной, исключительной.
Значение цели. Мечта – это смысл жизни. Хочется, чтобы цель улучшала человека, но не всегда люди мечтают о возвышенном. Часть желаний связаны с улучшениями быта: дом, техника, украшения. Имение с крыжовником в виде желания чиновника не удивляет.
Читатель не видит ничего предосудительного в том, что он копит на усадьбу. Терпение и упорство в какой-то момент покоряют. Так стремиться к цели может только целеустремленный человек. Тихий, не имеющий своего мнения чиновник превращается в «свинью».
Добрый юноша, одержимый накопительством, становится жестоким семейным деспотом, отбирающим у жены чашку наливки и вкусный пирог. Внутренние изменения страшат.
Остановить распад личности может только сама личность. Но если она этого не хочет, происходит потеря признаков человечности. Цель тогда может совсем не иметь значения, важно то, каким путем идет к ней человек.
Читайте также: «На дне» герои – описание и характеристика образов пьесы.
Чехов всю жизнь протестовал против подобного образа жизни. Человек, закрывающий себя от мира — это предатель. Прежде всего, он предает себя, тот Божий образ и подобие, которое ему дается от рождения.
Этот человек не умеет любить, губит свою молодость и жизнь той несчастной женщины, на которой женился, лишь в надежде получить некоторое богатство. Заморив ее голодом, он, наконец, покупает имение и выращивает крыжовник.
Антон Павлович Чехов в итоге спрашивает: есть ли смысл жизни в таком мелком, ничтожном существовании?