Мотив сна в произведениях пушкина

Сны и сновидения героев Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:19, реферат

Описание

Сон у человека, как и у животного, вызывается усталостью и переутомлением,
что создает потребность отдыха и покоя. В состоянии сна к переутомленному,
уставшему организму возвращается необходимая бодрость и сила для новых действий,
из которых слагается жизнь.

Содержание

I Глава первая.
Сны и сновидения. Определение понятий и обоснование работы стр.3

II Глава вторая.
Сны героев Пушкина стр.5
1. Сон Марьи Гавриловны из повести «Метель» стр.6
2. Сон Адрияна Прохорова (повесть «Гробовщик) стр. 8
3. Сновидение Григория из «Бориса Годунова» стр.10
4. Сон Петра Гринева из повести «Капитанская дочка» стр.11
5. Сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» стр. 13
III Глава третья.
Поэтика сновидений стр.14
IV Список используемой литературы стр.15

Работа состоит из 1 файл

Конференция(сны и сновидения).doc

Сны и сновидения. Определение понятий и обоснование работы стр.3

Сны героев Пушкина стр.5

1. Сон Марьи Гавриловны из повести «Метель» стр.6

2. Сон Адрияна Прохорова (повесть «Гробовщик) стр. 8

3. Сновидение Григория из «Бориса Годунова» стр.10

4. Сон Петра Гринева из повести » Капитанская дочка» стр.11

5. Сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» стр. 13

III Глава третья.
Поэтика сновидений стр.14

IV Список используемой литературы стр.15

Глава первая
Сны и сновидения
Определение понятий и обоснование работы

Сон у человека, как и у животного, вызывается усталостью и переутомлением,
что создает потребность отдыха и покоя. В состоянии сна к переутомленному,
уставшему организму возвращается необходимая бодрость и сила для новых действий,
из которых слагается жизнь.

Сновидения и грезы являются оттого, что некоторые органы засыпают, а другие
продолжают бодрствовать. Постепенно все органы успокаиваются, и настает глубокий и
спокойный сон. После нескольких часов такого сна, когда органы приобретают
достаточную силу и нуждаются в новом труде, а уставшие органы зрения продолжают
свой путь, снова приходят сновидения, но более определенные, часто хорошо
запоминаемые.

Сновидения являются результатом деятельности памяти и воображения, поэтому-
то они и бывают так различны по смыслу и имеют так мало общего с тем, что может
происходить в действительной жизни. Но сновидения, по своему смыслу почти всегда
соответствуют общественному положению, умственному развитию, физическому
состоянию, темпераменту и возрасту спящего. Сны поэта никогда не снятся сапожнику.
Нищий никогда не увидит снов миллионера.

Но есть и другие точки зрения. Сновидения издревле волновали людей, ощущавших в них нечто неподвластное разуму. Именно разуму, потому что все рациональные и психоаналитические толкования проблему не решили.
Сны снятся, люди в них верят или не верят, но рассказывают друг другу и пытаются
толковать. Именно иррациональность сна всегда влекла искусство (в том числе русское):
и музыку, и живопись, и литературу.

А. М. Ремизов пишет об этом так: «В снах дается и познание, и сознание, и
провидение».

Говоря о значении сна в осмыслении глубинных течений литературного произведения, нельзя пройти мимо пушкинских творений: «Бориса Годунова», «Евгения
Онегина», «Капитанской дочки», «Пиковой дамы», «Гробовщика». Все вместе они
составляют большое «сновиденческое пространство». Эти произведения знает каждый
школьник, и тем не менее сны героев А.С. Пушкина, в которых особенно раскрывается
его мастерство как психолога как-то не очень четко запечатлеваются в нашей школьной
памяти. Поэтому я хочу подробно остановиться на теме «Сны и сновидения героев А. С.
Пушкина». Меня привлекает эта тема еще и тем, что, кроме «говорящей мистики», в
снах отразилась своя специфическая поэтика.

Сон Марьи Гавриловны из повести «Метель»

Вспомним пушкинский текст: «. Перед самым рассветом она задремала; но и тут
ужасные мечтания поминутно ее пробуждали. То казалось ей, что в самую минуту, когда
она садилась в сани, чтобы ехать венчаться, отец останавливал ее, с мучительной
быстротой тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземе лье. и она летела
стремглав, с неизъяснимым замиранием сердца.. То видела она Владимира, лежащего на
траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом
поспешить с ним обвенчаться.. Другие безобразные, бессмысленные видения неслись
перед нею одно за другим.»

Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Вот как
передает Пушкин его состояние: «. непонятное беспокойство овладело мною; казалось,
кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я поехал в самую бурю. » И
герой, и героиня инстинктивно чувствуют, что метель в корне изменила их жизнь, и
судьба действительно расставляет все по своим местам.

Мимолетным оказалось стремление Марьи Гавриловны к независимости, ее «романтический бунт» ничем не завершился, она быстро подчинилась власти
обстоятельств и стала жить по законам предков (родителей и дедов). Но ситуация
выбора, мятежность героини великолепно отражены в ее сне. Именно сон и образ
метели как метафоры жизни выводят бытовой рассказ в разряд философских
произведений о человеческом бытии, о способности слышать глас судьбы. Об этом
слова Баратынского:

Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг

Сон Адрияна Прохорова (повесть «Гробовщик»)

Источник

Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:46, реферат

Описание работы

Целью моей работы является определение смысла и роли сна в текстах изученных произведений А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).
Задача, которую я поставила перед собой: показать, что сны – всегда значимые этюды произведений, которые раскрывают концепцию образа и несут смысловую нагрузку.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………………………….2
II. Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина
Поэзия и проза сна………………………………………………………………….3
Символика сна Татьяны в романе «Евгений Онегин»……………………..…6
Сон Петра Гринева из повести «Капитанская дочка»……………………….10
Сновидения Григория из трагедии «Борис Годунов»………………………..13
III. Заключение………………………………………………………………………………. 15
Список литературы………………………………………………………………………. …16

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2

Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина

Шашкова Анастасия Александровна

Ученица 9 В класса

Учитель русского языка и литературы

Рябущенко Галина Сергеевна

II. Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина

Сон – это чудо матери природы,

вкуснейшее из блюд в земном саду.

Мы достаточно часто встречаемся с мотивом сна в русской литературе. В произведениях нередко весьма подробно описываются сны героев повествования. Создатели произведений хорошо понимают, сколь значимо то, что видит герой во сне. Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сны выступают в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы, то, ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Выбор темы моего реферата обусловлен интересом ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения А.С. Пушкина, творчество которого мы изучали на уроках литературы. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, я выбрала только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и их идейная, художественная направленность.

Целью моей работы является определение смысла и роли сна в текстах изученных произведений А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).

Задача, которую я поставила перед собой: показать, что сны – всегда значимые этюды произведений, которые раскрывают концепцию образа и несут смысловую нагрузку.

Для создания этого реферата я использовала следующую литературу :

Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарии

II. Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина

1. Поэзия и проза сна

Как океан, объемист шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами…

Ф.И. Тютчев

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время – время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью.

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец.

В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними четкую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живем в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг, так или иначе, возникает у каждого человека. Сон – это всегда что-то загадочное, необъяснимое. «Сны, как известно, чрезвычайно странная вещь: одно представляется с ужасающей ясностью, с ювелирски мелочною отделкой подробностей, а через другое перескакиваешь, как бы ни замечая вовсе, например, через пространство и время. Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце… перескакиваешь через пространство и время и через законы бытия и рассудка, и останавливаешься на точках, о которых грезит сердце» (Ф.М. Достоевский «Сон смешного человека»).

Как известно, сон – одно из самых загадочных проявлений психики. О происхождении сна существует не менее десятка разных теорий, а потому на вопрос «что такое сон?» нет ясного и однозначного ответа.

Через сны человеку передается какая-то информация, которая зачастую не воспринимается им всерьез. Для большинства людей сон – это только необходимость восстановить силы организма.

Каждый человек обладает «подсознанием», в котором кроются причины наших поступков корни наших проблем. В повседневной жизни людьми управляет сознание, а то, что происходит в подсознании, остается тайной.

Почти каждый человек желает знать «к чему» что снится. Вот уже тысячи лет люди пытаются понять, о чем нам рассказывают сны. Сны следует воспринимать как окошки, через которые пытается выглянуть наше подсознанье. Подсознанье пишет сценарий из сна, а «картинка» заимствуется из реальной жизни, контролируемой сознаньем.

Во сне каждый получает возможность посмотреть на себя настоящего, то есть не скованного сознанием. Проанализировав то, что мы видим во сне, можно понять, чего мы хотим, чего боимся, как относимся к тем, кто нас окружает.

Случается, что, глянув на какой-то предмет, вдруг понимаешь, что с ним у тебя что-то связано. Но что? Кажется, это было во сне. И тогда начинаешь распутывать сложный клубок сновидений.

Человек не способен запоминать свои сновиденья полностью и зачастую запоминает их неправильно.

Многие ученые, занимающиеся проблемой сна, выделяют три вида сновидений: субъективные, физические, духовные. Они имеют связь с прошлым и настоящим, а также с будущим и, естественно, прошлое оказывает на сны свое влияние.

Субъективный вид сновидений содержит элемент предостережения, но подлинное значение заключается в виде символов либо аллегории. Они обусловлены мысленными образами прошлого, которые возникают случайно в сознании спящего.

Что касается физических снов, то они, как правило, порождаются беспокойным бодрствующим сознанием. По этой причине такие сны не стоит глубоко анализировать.

Духовные сны порождаются высшим «я», которое проникает в душу, отражает приближающиеся события. Через высшее «я» человек достигает бесконечности. Низшее «я» вовлекает нас в водоворот материального.

Архиепископ Иоанн Шаховской пишет в главе «Случаи вещих снов»: «Нередко случается во сне находить разрешение научных, философских и других задач, не разрешенных днем, вспоминать о событиях и лицах, давно забытых, получать сведения о вещах затерянных; еще поразительнее, хотя и реже, сны с предсказанием, прямым или символическим (под покровом образов) будущего»

Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка обобщить имеющиеся исследования по данной проблеме и показать, что сны и сновидения в художественной литературе рассматриваются как незаменимый способ художественного познания, как форма раскрытия подсознательного, как метод постижения действительности, а также для уяснения идейно-философской концепции писателя на примерах произведений XIX века.

Бессильные чувства так странны,

Застывшие мысли так ясны…

Н. Гумилев «Мне снилось»

Источник

Конспект исследовательской работы «Мотив сна в русской литературе»

X Уральская межрегиональная конференция

“ Интеллектуалы XXI века ”

Мотив сна в русской литературе

9 класс, МАОУ “МСОШ № 16”,

Черепанова Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы МАОУ “МСОШ № 16”,

Пинигина Ольга Валерьевна, психолог

И в грустный сон душа… погружена

Введение

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон сопровождает человека с момента его рождения и всю дальнейшую жизнь. Сон это место открытия нашего другого Я, несколько иной реальности. Поэтому в литературе испокон веков мотив сна сопутствовал мистическим элементам повествования, передавал самые сокровенные чувства героев, ярче раскрывал их личность. Сон находил себе место не только в прозе, но и в лирике, являя фантастические образы и символы.

Сон литературного героя — это часть истории его души. В литературном произведении сон отличается тем, что может являться аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присущи логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

В «Литературной энциклопедии» о сне как литературном приеме говорится:

«Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора».

Тема исследования : Мотив сна в произведениях русской литературы.

Причина выбора данной темы: Сон всегда был загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры.

— определить основную роль сна и его предназначение в произведениях художественной литературы;

— выявить, как через сны автор художественно постигает и отражает действительность.

Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме;

определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы;

детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях;

выделение и сопоставительный анализ функций сновидений.
Объект исследования:

Сновидения и их значимость в русской литературе ;

Литературные произведения, изучаемые в 8-9 классах, и мотивы сна, по-разному интерпретируемые писателями.

диалектические: сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, классификация;

методы формулировки гипотезы: аналогия, индуктивный, дедуктивный;

операции с понятиями;

методы вторичной обработки результатов (доказательства гипотезы)

Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.

Работа имеет следующую структуру : введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение

Глава I. Сон-это состояние и субъективное восприятие действительности

Первые исследования сна относятся еще ко времени Древнего мира: Историки античности любят называть в качестве первого собственно научного исследования сновидений, во всяком случае, описания, не чурающегося научной методологии, пятитомную о ней критику Артемидора Лидийского (вторая половина II в. н.э.). Его главной заслугой стала разработка подробнейшей классификации и деление сновидений на несколько типов. Они представляли собой всевозможные сонники и толкования реально видимых человеком снов. Именно тогда начинает складываться мотив сна в понимании самого человека: сон-другая реальность, послание, несущее зашифрованную информацию. Говоря о таком подходе к сновидению, можно отметить отрывок из книги Ю.М. Лотмана “Культура и взрыв”: сон- семиотическое окно.
Сон всегда был загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. К постижению феномена сна стремилась наука, недаром сейчас создан Институт снов. Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель- продолжением деятельности. Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии, в области исследования бессознательного. Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд: сон — это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов. Сны — одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей.

Рассмотрим, какую функцию «выполняет» сон в произведениях разных прозаических жанров на примере наиболее известных произведений русских писателей. Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

2.1 Пророческий сон Гринева в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

Подобное толкование противоречит самому принципу повествования Пушкина — с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон, в известной мере, наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Важно помнить при этом, что увиденный сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.

Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся». Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «. Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу, в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петруша,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит». «

Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку». Символическое в ней будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой. Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.

Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать. и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах. Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойся, подойди! под мое благословение. «

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.

2.2 “Государственный” сон в “Слове о полку Игореве”

2.3 Сон-мистика в балладе Жуковского В.А. “ Светлана”

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана. Будь вся жизнь её светла,

Будь веселость, как была,

2.4 “В России закон спит и царит беззаконие” в “Путешествии из Петербурга в Москву” Радищева А. Н.

Сон в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Спасская Полесть»). Путешественнику снится сон. «Мне представилось, что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названий нечто, сидящее во власти на престоле». Здесь все атрибуты власти, военной славы: на весах, с одной стороны, закон милосердия, с другой — закон совести. С подобострастием смотрят на владыку государственные чины, в отдалении — народы. «Иной вполголоса говорил: он усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества. Другой восклицал: он обогатил государство, расширил внутреннюю и внешнюю торговлю». Юношество восклицало, что «он правдив, закон его для всех равен, он почитает себя его первым служителем». Льются потоки восхвалений, но среди присутствующих одна женщина «являла вид презрения и негодования». Во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются.

Неизвестная «именует себя Прямовзорой и глазным врачом». Она заявила, что у правителя на обоих глазах бельмо, и очистила его глаза. «Ты видишь теперь, что ты был слеп, и слеп всесовершенно. Я есть Истина». И увидел правитель, что власть его жестока, подданные его ненавидят, всюду ложь, гибель; «знаки почестей, им раздаваемые, всегда доставались в удел недостойным». Глава заканчивается словами: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнешься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною страница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается». Современники Радищева в правителе не без основания увидели Екатерину II, но все же Радищев имеет в виду не только конкретного властителя; он считает, что царская власть-всегда зло. «Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника В. К. Тредиаковского «Тилема-хида», слегка изменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй». Чудище — это екатерининское самодержавие; стих взят из того места поэмы, где рассказывается о муках, которым подвергаются в Тартаре, подземном царстве мертвых, злые цари». Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объемен, логичен, детален и т. д.

2.5 Выдуманный сон Софьи в комедии Грибоедова А.С “Горе от ума”

Другая героиня рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением отца, оправдывается:

Сказать вам сон: поймете вы тогда.

Позвольте. видите ль. сначала

Цветистый луг; и я искала траву,

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим — будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок. Знаете, кто в бедности рожден.

Фамусов отвечает только на последние слова: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». Софья продолжает:

Потом пропало все: луга и небеса.-

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол — и вы оттуда,

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему — вы тащите с собой;

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим.

2.6 Психологический сон Татьяны в романе Пушкина А.С. “Евгений Онегин”

Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «рев, хохот, свист чудовищ». Сон снится Татьяне на святки. Она хотела ворожить в бане, но стало страшно, за нее страшится автор «при мысли о Светлане». Здесь и дух народных поверий, и «присутствие» главного романтика России — Жуковского, автора баллады о Светлане. Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором. Сон Татьяны-органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов». Подробно об этом сказано в комментарии Ю. М. Лотмана к «Евгению Онегину». Особенно интересно толкование всех «магических» явлений, образов и предметов (зеркальце под подушкой, снятие пояска, медведь — предвестник замужества и т.д.). Во сне Татьяны — русский зимний пейзаж, и реалистический, и сказочный одновременно. «Сон прежде всего мотивируется психологически: он объясняется напряженными переживаниями Татьяны». Онегин во сне «хозяин, это ясно». Жених среди разбойников, жених- разбойник — это фольклорный мотив и тема романтической поэзии, где герой убивает или невесту, или брата (Татьяна называет Ленского братом: «она должна в нем (Онегине) ненавидеть убийцу брата своего». Сатирически соотносятся сон и приезд гостей на именины Татьяны; характеристики, которые дает им автор, с «гостями» Онегина во сне Татьяны, особенно подчеркиваются ритмическими и лексическими соответствиями, что было отмечено еще современниками Пушкина. Известный пушкинист Д. Д. Благой писал: «Во сне Татьяны — в нарочитом искажении, в чудовищных гротесках поэт зарисовывает то же мелкопоместное дворянство, которое несколькими строками позднее предъявляет в его собственном, почти не уступающем ему (сну) виде в шумной галерее карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным». Благой сделал текстовые сопоставления: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! (Сон Татьяны.) Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога (Приезд гостей.)

Глава III Сон в жизни человека

Нарушения сна являются и большой социальной проблемой. Именно они являются одной из частых причин аварийных состояний на работе и крупных автодорожных аварий. Человек, который страдает нарушениями сна, не сможет полностью реализовать себя и свои возможности в карьере, учебе, досуге.

Многообразие проблем как медицинских, так и социальных, связанных с нарушениями сна, обуславливают частую обращаемость к врачу-сомнологу.

Сомнология (от латинского слова somnus – сон и греческого logos – учение) – относительно молодой (зародившийся в ХХ веке) раздел медицины, который занимается изучением физиологии сна, его нарушений и разрабатывает методики диагностики и терапии расстройств сна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *