Мотив сна в русской классике
Исследовательская работа «Мотив сна в произведениях русской литературы»
Целью настоящего исследования является определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы XIX века. Выявить, исследуя сны в произведениях русских писателей, как через них автор художественно постигает и отражает действительность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развития основного сюжета приключений
В «Тысяче и одной ночи», сон купца Абу-Гассана
Сон — форма основного сюжета
Содержание сна одного из действующих лиц
Рассказ Владимира Короленко «Сон Макара»
Сон — форма эпизодического сюжета
Значительный эпизод в развитии главного действия.
И.А. Гончаров сон Обломова
Сон — неожиданное разъяснение фантастического сюжета
Ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна, усложняя этот прием троекратным его повторением.
Сон — завязка и разрешение сложной коллизии
Завязка действия немыслима без этого литературного приема
Шекспир «Макбет» (сон Дункана и слуг)
Сон — изобразительный эффект
Подчеркнуть известные душевные качества своего героя, чаще героини.
М.Ю.Лермонтов ( изображение спящей Тамары в «Демоне»)
Сон- средство перехода от одного эпизода к другому
Описании путешествий, странствований, осмотров, совершения подвигов
Форма видения, явления или откровения о загробных тайнах.
Н.А.Некрасов, рисуя картину покаяния дяди Власа.
Сон — переход
от действительности к утопическому будущему
Введение сна для перенесения действия из действительной жизни в воображаемое будущее:
роман Беллами «Через сто лет» и роман Уэльса «Когда спящий проснется».
Сон — переход от прошлого к современности
сопоставления двух различных эпох при помощи сна одного из действующих лиц.
У Эдгара По эта цель достигается путем возвращения к жизни египетской мумии, проспавшей столетия и проснувшейся в XIX веке
Сон — вещее предвосхищение героем судьбы, т.-е. развязки литературного произведения
Развитие сюжета предопределяется содержанием сновидения, и развязка романа заранее задана
сон Анны Карениной у Льва Толстого.
Сон — изложение мировоззрения
Образное изложение системы глубочайшего философского пессимизма
сон Ипполита («Идиот» Ф.М.Достоевского)
Сон — этическая оценка
Нравственная оценка поступков действующих лиц,
Свидригайлов («Преступление и наказание») Ф.М. Достоевский
Создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения
Научно-исследователькая работа «Роль снов и сновидений в русской литературе»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Аксайская СОШ№1”
ХХV Республиканская научная конференция молодых исследователей
Симпозиум 4.Социально-гуманитарные и экономические науки.
Секция: Теория и история литературы.
Научно-исследовательская работа на тему :
« Сны и сновидения в русской литературе»
Выполнила: Алипханова Вагидат №1».с.Аксай.Хасавюртовский район.Руководитель: Алипханова Мадина Камалдиновна,учитель русского языка и литературы МКОУ «Аксайская СОШ№1»,высшая квалификационная категория.
Аксай
2019-2020 год
Оглавление
Русский язык-это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово « сон». Конечно же, каждый человек слышал об этом явлении. Данный процесс преследует нас с самого рождения. Вроде бы мы знаем все о снах. Но явление сна все ещё остается загадкой для человеческих умов.
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей всегда. Но сегодня, в 21 веке, чувствуется особо пристальное внимание и учёных, и писателей к такому уникальному явлению, как сон человеческий. К постижению феномена сна стремится наука, недаром сейчас создан Институт снов, который исследует причины нарушения сна и проблемы их решения.
Меня тоже заинтересовала эта проблема. Я предпринял попытку рассмотрения сна и сновидений как средства отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений фольклора, русской литературы. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений в разные эпохи, в разные века? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.
Актуальность проблемы :Выбор темы обусловлен и возрастающим интересом ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией народа, поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.
Цель: Выяснить, какую роль играет сон в художественных произведениях русской литературы.
Найти определения понятия “сон” в разных словарях (мифологический, толковый) и других источниках.
Найти информацию об истории сновидений в литературе.
Найти произведения, где присутствуют картины сна.
Проанализировать отрывки, сопоставить картину сна с героем, с сюжетной линией.
Объект исследования: Сновидения и их значимость в русской литературе.
Предмет исследования: Литературные произведения и мотивы сна, по-разному интерпретируемые писателями.
диалектические: сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, классификация;
Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер. Работа может лечь в основу рассмотрения мотива сна в одном из конкретных направлений литературной современности и функций этого мотива в творчестве современных писателей.
В своей работе я рассмотрю роль снов в русской литературе и выявлю, какую функцию они выполняют в произведениях наших классиков. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Будут рассмотрены сновидения из русского фольклора и произведений:
2.А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
3.Ф.И.Достоевский «Преступление и наказание»
Презентация по литературе «Мотив сна»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мотив сна в русской литературе Исследовательская работа
Актуальность Проблема сна и сновидений интересовала писателей всегда. Но сегодня, в начале 21 века, чувствуется особо пристальное внимание и учёных, и писателей к такому уникальному явлению, как сон человеческий. К постижению феномена сна стремилась наука, недаром сейчас создан Институт снов, который исследует причины нарушения сна и проблемы их решения.
Цель Определить основную роль и предназначение сна в произведениях художественной литературы XIX века. Выявить, как через сны автор художественно постигает и отражает действительность
Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи: отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме; определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы; детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях; выделение и сопоставительный анализ функций сновидений.
Объект Сновидения и их значимость в русской литературе 19 века.
Предмет исследования Произведения художественной литературы, в которых идеи сна богаты различными направлениями, каждое из которых по-своему интерпретирует мотив сна и отводит ему совершенно особое место
Гипотеза Сон в русской литературе- это состояние, в котором человеку представляются альтернативные варианты поведения: прогнозы будущего, разрешение сложных ситуаций, принятие нестандартных решений. Предположим, что в произведениях писателей 19 века сон – это субъективное восприятие действительности и литературных образов, трактуемых нестандартно
Методы исследования Изучение научной литературы по предмету исследования; самостоятельное исследование художественного текста в направлении темы; Наблюдение за художественными функциями сна в произведениях Классификация снов, их описание; Обобщение наблюдений.
Новизна исследования При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при более детальном рассмотрении оказалось, что использование снов в текстах художественных произведений служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Практическая значимость работы Работа имеет полезную направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки персонажей и их характер. Работа может стать содержанием элективного курса, в ней прослеживаются межпредметные связи литературы и психологии
Виды сна Сон вещий- предупреждение, дающее возможность изречения «золотого слова Святослава». Сон аллегория- Поучение. На примере иносказания Истины Прямовзорной, автор хотел довести до нас, как тяжела любая власть, основанная на крови. Сон пророческий- предсказание. Сон эпитафия- надгробная надпись. В “Железной дороге ” Некрасова эпитафия от лица самих умерших. Сон новелла- сон в кубе. Всё предельно сжато.
“КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”(А.С.Пушкин) Сон в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наделён функцией предсказания последующих событий. Но это «предсказание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми факторами возвращаться к сцене сна. Удивительный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя Гринёв.
“СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Святославу снится в Киеве на горах «государственный» сон. Мистическим путём ему даётся узнать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Тем самым подчёркивается роль великого киевского князя, как главы русских князей и всей русской земли. Художественная функция Сна Святослава обосновать право последнего на «злато слово», в котором выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.
“СВЕТЛАНА”(В.А. Жуковский) Сон связан с романтическим мировосприятием. Фантастические события сна позволили Жуковскому В.А. с удивительной полнотой изобразить индивидуальный характер ожидающей любви девушки.
“ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ”(А.Н. Радищев) Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идей и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объёмен, логичен, детален.
“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”(А.С. Пушкин) Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа важный смысл. Он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Сон Татьяны Лариной – это реализация сновидений из баллады Жуковского В.А. «Светлана». Сон также играет важную роль в раскрытии образа Татьяны. Ему предшествуют пейзажные зарисовки, описывающие природу на святки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы проанализировали произведения русских писателей, изучаемых в 8-9 классах, и показали значимость мотива сна и сновидений. Сон может иметь аллегорический характер, служить не только целям разоблачения, призыва, нравоучения, но и предсказывать события. Таким образом, сон для писателя-это не уход от действительности, а, напротив, стремление постигнуть ее в собственных своеобразных формах, осмыслить художественно и донести до читателя. Через сны литературных героев в произведениях русских писателей 19 века мы постигаем действительность, учимся раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека. Мы определили роль и предназначение сна в художественной литературе, следовательно, можно говорить о достижении цели исследования. Таким образом, в произведениях писателей 19 века сон – это субъективное восприятие действительности и литературных образов, трактуемых нестандартно. действительности и литературных образов, трактуемых нестандартно,. В дальнейщем мы планируем продолжить работу по изучению места и роли сна литературных героев в произведениях русских писателей.
Сон как литературный прием. Исследовательская работа.
В данной работе рассматривается сон как литературный приём.На примере произведений(«Слово о полку Игореве», В.А.Жуковский»Светлана»,А.С.Пушкин»Капитанская дочка», М.А.Булгаков»Мастер и Маргарита») рассматривается,какую роль играет в них сон, особенности сна: цветовая гамма,звуки,символы и художественные детали и делается вывод о роли сна в художественных произведениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Сон как литературный прием (вступительное слово);
2.Таблица художественных особенностей снов;
3.Сон Святослава, его художественные особенности;
4.Сон Светланы, его художественные особенности;
5.Сон Гринева (символы, детали, цветовая гамма);
6.Сон Никанора Ивановича, его роль;
7.Выводы по исследовательской работе;
8.Заключительное слово о работе;
Сон как литературный прием
Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Известно, что ведущим приемом он был у писателей – романтиков. Как правило, это был сон вещий, пророческий (Н.В.Гоголь «Страшная месть».)
Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.
Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев
Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности.
Сон как композиционный элемент имеет свои функции:
Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета. Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает как в вогнутом зеркале в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.
В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
Представим это в виде таблицы. Для работы возьмем произведения древней литературы «Слово о полку Игореве» (обратите внимание, уже тогда, в 12 веке, использовали этот прием; корни этого приема уходят в глубокую древность.)
Так же мы берем балладу В.А.Жуковского «Светлана» (19 век). И произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Рассмотрим, чем обычно бывают наполнены сновидения.
Скатанный жемчуг
доски без князька
враны
два сокола
путы железные
два солнца померкли
два месяца – Олег и Святослав тьмою заволоклись
Синее вино
от златстола
багряные столпы
тьма свет покрыла
Кровать из тиса- красного дерева
полковники
ублажали
Тмутаракань
болотина
поречье
багряные столпы погасли
река Каяла
буйство поганых тел
бесчестие славу сменило
готские девы-красавицы
Уныли стены
веселье поникло
взыграли враны
воспели на бреге
Храм
свечи
кони
луна
гроб
вран
поле
белая пелена
страшные места
метель
вьюга
свечка пред иконой
крест в руке
белоснежный
голубок
венец
блестит свечами
бледен и унылый
яркий свет паникадил тускнеет
черный
белая
свет
белоснежный
светлые глаза
бледность на устах
У ворот их санки
пусто все вокруг
Степь
На луне туманный круг
блестят поляны
тьма людей
вран вьется над санями
в поле огонек
мирный уголок
одинокая в потьмах
хижинка
изба
дрожащий свет
затворить очи
Смолкнул милый
каркает печаль
свистит крылом
Безответный
трепет
слезы
все утихло
страшное молчанье
легкое журчанье
смолкнутый стон
барский двор
крыльцо
кровать
борода
топор
страшный мужик
комната слабо освещена
черная
Пораженный страхом
люди с печальными лицами
весело поглядывает
спотыкался о тела
кровавые лужи
С глубоким огорчением
болезнь отца
ласково кликал
Сон Никанора Ивановича
Золотые трубы
большие лакированные двери
валюта
красные горящие слова
небольшой, но богатый театр
публика мужского пола с бородами
в белых колпаках и с разливными ложками в руках
Благодаря словам и словосочетаниям, записанным в таблице, мы можем заключить, что сон Святослава предсказывает трагедию, которая произошла. Печально закончился поход князя Игоря на половцев, Застонала Русская земля.
Во сне Светланы много фантастики, Жуковский показывает борьбу мистических сил, добрых и злых, но в конце побеждает добро.
А вот в произведении А.С.Пушкина сон выполняет другую функцию: он отображает драматические события, которые произойдут в судьбе Гринева.
Во сне Никанора Ивановича отражается его повседневная жизнь, то, чем он живет, но несколько в искаженном и мистическом виде, он зациклился на четырехстах долларах, у него серьезные проблемы со здоровьем. Постоянные сновидения об одном и том же разрушают его психику.
Все сны, на мой взгляд, имеют нечто общее. Практически в каждом сне есть свои символы, художественные детали, играющие немаловажную роль, своя цветовая гамма, звуки. И роль этих особенностей колоссальна. Они многое могут передать умному читателю.
Более детальное исследование сна как литературного приема в данных произведениях позволяет расширить наши познания и сделать интересные находки.
Остановимся на сне Святослава:
Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду.
Ему снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.
Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «Золотом слове». В этом сне заложен великий смысл: призыв объединить свои силы всем князьям на Руси против половчан, врагов: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.
Святослав призывает прекратить все распри между князьями, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода. Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «Злато слово», в котором он выступает объединителем рус. князей в борьбе с врагами.
Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых и с землей, но одновременно также с небом. Поэтому ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему предписывается мудрость и способность предвидения. Таким образом, вещий ворон – преимущественно вестник несчастий и смерти.
Этот сон – предупреждение и призыв к действию.
Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим: «. вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы. На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».
Итак, в этом сне много символики; богатство фольклорных
Попробуем разобраться в символике сна Светланы:
Интересен мистический сон главной героини баллады В.А.Жуковского «Светлана». В произведении нам представлена антитеза противопоставление добрых сил злым, сна-действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит.
Грань между явью и сном стерта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню.
Расшифруем некоторые символы сна.
Двойственность этого образа – символа отражается в традиционно существующих образах белого коня – олицетворение дня и черного коня – олицетворения ночи.
Вьюга, метель – образы – символы беды, разрушения, хаоса.
Ветер, вихорь – олицетворение злых сил в народе.
Молитва – обращение к Богу и мыслимое как божественная сила с помощью слова, жеста, поведения. Различают стихийную молитву и ритуализированную в слове, жестикуляции и поведении. Бог считается существом, которое само требует, чтобы к нему в бедственных случаях обращался человек «И призови меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь меня.
Гадания – это языческий обряд. Обычно гадания происходят во время Святок. Святки зимние с 25 декабря по 6 января. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства. Святки считаются праздником молодежи по преимуществу.
Святки – время выяснения суженых и первых шагов к заключению браков, «никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские люди веселятся. Святки созданы для русских дев. В посиделках, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых».
Святочные обряды проводились по всем правилам «простонародной старины». Видов гаданий было множество. Одно из гаданий – гадание на зеркало обычно происходило в бане, а не в светлице, помещении, где нет икон. Гадание по церковным канонам считается греховным, это обращение за помощью к нечистой силе.
Еще один способ гадания, это когда «за ворота башмачок, «сняв с ноги, бросали».
Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходит на улицу и смотрят: в которую сторону обращен башмачок носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит, обращенный к домашним воротам: в этот год ей замуж не выходить.
В балладе Жуковского святочный сон фигурирует, однако, в функции, противоположной фольклору; вся святочная фантастика привиделась героине во сне и объявляется несущественной перед лицом веры в Провиденье. «Вещая», предсказывающая роль сна снята.
«Голубок со светлыми глазами ». В древних культах голубь был символом чистоты, кроткого нрава, нежности. У древних славян существовало поверие, что в голубя превращается душа умершего.
Ангелы являются обычно во сне. Видеть ангела – знак величайшей радости и счастья. Ангел – вестник. Через них Господь являл людям свою волю.
Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил» « тьма людей во храме»
Венец – терновый венец – символ страдания, венец свадебный – символ верности.
Итак, сон в данном произведении играет роль счастливого разрешения печальных событий.
И, наконец, попытаемся разобраться в символике сна Петра Гринева:
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.
Сон оказался пророческим. В скором времени молодой Гринев встретил
Пугачева. Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
В ходе поисков удалось обнаружить некоторые материалы и топоре как символе:
(Восстание Пугачева было подавлено, а сам Пугачев был казнен, ему отрубили голову.)
Лужи крови могут символизировать утечку жизненной силы
Сон Никанора Ивановича:
Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя, а также являются отражением одной из смысловых линий романа – противопоставление добра и зла и мы видим, как это зло (его постоянные сновидения), мешают ему вернуться к нормальной человеческой жизни и разрушают его изнутри.
Рассмотрим некоторые символы и детали, которые присутствуют в сне Никанора Ивановича:
Занавески снятся к неожиданным посетителям, которые могут принести большое беспокойство; видеть во сне занавеси означает, что вам не доверяют, утаивая нечто важное.
Борода : мужественность, мужская сила, с одной стороны, и дикость, варварство, с другой стороны.
Пол является вашей основой и поддержкой. Отмечайте особенности пола, чтобы решить, какое значение этот символ может иметь для вас. Например, пол может быть таким скользким, что вы не чувствуете себя в безопасности, быстро проходя по нему. Это может означать, что вы не считаете себя способным передвигаться по жизни, не приняв мер предосторожности.
Тьма – это дополнительно противозначащий символ света, прежде всего она является олицетворением древнего начального хаоса, является прежде всего символом, далеким от божественного света, сопрягаемым с мраком потустороннего мира и врагами этого мира.
Отметим, в культуре XX века сон становится одним из ведущих образов интеллектуальных игр наряду с лабиринтом, маской, зеркалом, садом, библиотекой, книгой. Сновидение становится игровым полем, на котором осуществляется игра в сакральное.
Подводя итог всей исследовательской работе, мы отметим, что использование авторами сна как литературного приема играет важную роль. И мы убедились, что функции сна многогранны, многолики. Использование приемов сна – интересная находка для писателя
Метафорика снов становится ключом к пониманию идейного содержания произведений, авторской позиции.
Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием.
Я коснулась в своей работе трех произведений, в которых использован сон как литературный прием. То, что я узнала для себя, очень увлекательно и познавательно. Открывается безграничное поле деятельности для находок, которые позволяют глубже проникнуть в идейный замысел произведения.