Нагорная проповедь толкование игнатия брянчанинова
Нагорная проповедь
(см.: Мф, гл. 5–7)
Господь часто и подолгу учил людей. Когда слава о Нем распространилась по всей Палестине и люди из Галилеи, Десятиградия, Переи, Иудеи и Иерусалима стекались послушать его, Господь однажды взошел на гору. Народ окружил Его, а у ног Его сели ученики. И Господь Иисус Христос начал учить их.
Блаженства евангельские
Господь называет Своих учеников солью земли: Вы — соль земли. Соль предохраняет пищу от порчи, она придает пище вкус. Так ученики Христовы должны своей жизнью предохранять мир от нравственного разложения, своим присутствием они должны придавать существованию мира смысл и значение.
Господь называет Своих учеников светом мира: Вы — свет мира. Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Но Господь называет Светом мира и Себя (см.: Ин 8, 12). Кто следует за Ним, получает от Него этот свет жизни, которым христианин может просвещать и других. Свет этот — добрые дела и любовь.
Ветхий закон и закон любви
Господь продолжал учить:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон Моисеев или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить».
Исполнить здесь значит не только выполнить, но и восполнить. Не отменяя духовного воспитательного смысла нравственных постановлений закона, Господь дает им новое, более высокое понимание.
«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали древнюю заповедь: “Не убивай, кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего напрасно, уже подлежит суду как убийца».
В Ветхом Завете существовал закон о возмездии. Он ограничивал человеческую мстительность: если человеку был нанесен определенный урон, то в ответ человек мог нанести обидчику не больший вред, а только равный. Но Господь говорил:
«В законе сказано: “око за око и зуб за зуб” (Лев 24, 20). А Я говорю вам: если кто-то оскорбил тебя, ударив по правой щеке, подставь ему левую. Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас. Таким образом вы будете сыновьями вашего Небесного Отца, Который повелевает восходить солнцу и над злыми, и над добрыми, Который посылает дождь на праведных и неправедных. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Как творить милостыню, молитву и пост
«Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Когда творишь милостыню, не труби перед собою. Если тебя будут прославлять люди, то ты уже получил награду свою. Твори милостыню тайно, и Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно (выделено нами. — Авт.).
И, когда молишься, не веди себя лицемерно, молясь напоказ. Ты, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры. Они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися, и тем самым их тщеславие уже получает свою награду. Постись не напоказ, но пред твоим Небесным Отцом, Который, видя тайное, воздаст тебе явно».
О богатстве и земных попечениях
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где их портят моль и ржавчина, и где воры могу пробраться и украсть их, но собирайте себе сокровища на небе».
Сокровище, которое человек собирает себе на небесах, — это добрые дела. Все, что человек тратит на служение Богу и ближнему — силы, деньги, время, — преобразуется в богатство для небесной сокровищницы. Скопленное и сохраненное в этой жизни для себя в будущей жизни уже не пригодится.
«Никто не может служить двум господам. Кто служит двум господам, тот одного будет ненавидеть, а другого любить, одному будет угождать, а другим пренебрегать. Не можете служить Богу и маммоне (то есть богатству, земным благам). Поэтому говорю вам: не заботьтесь, что вам есть и что пить, или во что одеться. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что сам царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то не оденет ли Он и вас, маловеры? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Отношения с ближними
Об отношении с людьми Господь учил: «Не судите, да не судимы будете. Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам. И что ты смотришь на соринку в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Как ты можешь говорить твоему брату: “Дай я выну соринку из твоего глаза”, когда в твоем глазу бревно? Ты вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
О слушании и исполнении слов Христа
«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многие творили чудеса?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”.
Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».
Когда Господь окончил эти наставления, народ дивился учению Его, потому что Он учил их как имеющий власть над законом, а не как обычные учителя закона.
Нагорная проповедь. Заповеди блаженств (Мф 5:2-12)
Призвав первых учеников, Христос проповедует в галилейских синагогах, уча и исцеляя. К Нему стекается народ; все больше людей сопровождает Его в пути, и не только галилеяне, но и люди из Десятиградия (Декаполиса, группы городов к востоку от Иордана), Иерусалима, Иудеи и Заиорданья.
И вот, Иисус взошел на гору и сел на вершине. Ученики расположились вокруг, а народ — на склонах.
И зазвучали впервые слова, названные затем Нагорной проповедью. Они прекрасно нам известны, но ради удобства читателей их следует здесь привести.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Этот текст (за исключением последней полуфразы о пророках) поется по-церковнославянски на Литургии в качестве третьего антифона, то есть третьего из хоров, поющихся попеременно на клиросах.
Тем самым это очень-очень знакомые слова. Но, к сожалению, при частом и не очень внимательном повторении смысл не проясняется, а наоборот, подергивается туманом. Так вернемся же к нему, тем более что существующих толкований — море. Предлагается выбрать из них максимально единообразные и для начала договориться, что все эти заповеди относятся не к разным людям: каждый слышащий их призван относить к себе все. Христос не делит Своих на десяток категорий, а просит, чтобы каждый из нас стремился быть вот именно таким, соединяющим в себе все эти качества.
Теперь посмотрим, какие именно.
Столько всего написано-наговорено про нищих духом. Сколько сторонников получили при этом идеи материальной нищеты и неразумности. А ведь сказано донельзя ясно, и проще всего понимать это так же ясно: не нужно гордиться своим духовным совершенством, потому что все, что у нас по этой части есть, даровано нам Богом по Его милости, то есть в прямом смысле слова как милостыня нищим. Поэтому недействительны мысли и разговоры о степени «воцерковления», о духовном «стаже», о том, что, мол, «а можно, батюшка, я мужем поруковожу, а то он такой недуховный. ». Лучше всего раскрывает никчемность таких горделивых построений старый добродушный анекдот о девице, которая говорит на исповеди: «Батюшка, я дошла до третьей ступени духовного совершенства по Иоанну Лествичнику». А батюшка отвечает: «Замуж. Замуж. Замуж». И все дела.
Разумеется, только нищие духом и могут войти в Царство Небесное. Гордящимся там не место.
О плачущих. Имеются в виду, разумеется, не капризные люди с расстроенными нервами, а те, кто оплакивает свое несовершенство и беды людские. Хороший пример — преподобный Давид Гареджийский ( VI в.), грузинский монах, который однажды молитвенно задумался о мучениях женщин в родах и болезнях и заплакал от сострадания. От его слез пробился источник, вода которого до сих пор помогает больным и бесплодным женщинам. И ему молятся о благополучных родах и об исцелениях.
Для того чтобы плакать слезами сострадания, нужно иметь доброе, мягкое сердце. В глазах Христа это было важнейшей чертой человека. Упрекая за недостаточное понимание духовных истин, Он говорил про окаменевшие сердца, а вовсе не про недостаток ума. И чем же могут утешиться плачущие? — только исцелением тех вещей, о которых плачут: болезней, несчастий, несправедливости. Слезы их — Богу, и Он утешит.
А как понимать то, что «кроткие наследуют землю»? А вот так и понимать. Кроткие — значит не агрессивные. Если подумать — где они, воинственные народы древности? Да, побеждали, конечно, заливая землю своей и чужой кровью. А потом исчезали, и она переходила к другим. Это не значит, что кроткие не могут воевать. Могут, но не зверея. Об этом думать и думать.
Вот совершенно замечательные слова — об алчущих и жаждущих правды, которые насытятся. Ну не может человек жить без правды! Существовать может, но не как человек, а как белковое тело. А для того чтобы поддерживать человеческую жизнь, нужны не только белки, жиры и углеводы, но и правда; без нее — как без еды и воды: одолевают голод и жажда. И не нужно рассуждать о том, что правду хорошо бы еще и умело приготовить, а то ведь не поймут, людишки-то глупые, слабые. Правда нужна такая, какая она есть: Божия. Вне Него правды нет, а есть попытки свести человека к материальным и даже чисто физиологическим потребностям, провозгласив именно их сущностью жизни. Вранье. Можно цинично провозгласить, что «на самом деле» все лгут, хитрят, прячут подлые и корыстные желания за разными словами — и самому так и жить, и не верить в добро, честность и благородство. На самом деле это прямой путь к гибели. К сожалению, те, кто избрал этот путь, стараются увлечь за собой как можно больше народа. Мафиозный принцип — основа функционирования зла в падшем мире.
Ложь не насыщает, она только создает впечатление, что кроме нее ничего не нужно, потому что трудно переварить. Это как опилками питаться. А вот правдой насыщаются, и радостно чувствуют ее полноту и то, что она придает сил жить, действовать и продолжать идти к новым ее постижениям.
Милостивые будут помилованы. Лаконично переданное древнее «золотое правило»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В ХХ веке одна монахиня назвала это «круговой порукой добра». Замечательно то, что в этот круг включается и Бог, и милостивые получают милость не только от людей, к которым проявили милосердие, но и от Него, позже сказавшего, что тот, кто помогает человеку, помогает тем самым и Ему. Христианство — удивительное учение: Господь всегда стремится быть с нами и ждет от нас ответного устремления.
Чистые сердцем увидят Бога. А что омрачает, загрязняет сердце? Злоба, зависть, ложь, алчность, грязная похоть, равнодушие. ну, и еще что-нибудь в этом же роде. Одним словом, пороки. А как же от них сердце очищать? Известное дело, постом и молитвой. Пост — хорошее средство для бодрости, а молитва должна быть совершенно конкретной и четко адресованной Создателю и Спасителю.
Тут есть одна деталь: чистота сердца — это не обязательно набожность. Существует замечательный рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он был неверующим подростком, но честно и чистосердечно стремился к истине. Не понравилась ему услышанная проповедь и он решил прочесть Евангелие и «самому убедиться», и в зависимости от результата отказаться навсегда либо от мыслей о вере, либо — от своего предубеждения. Взял Евангелие от Марка как самое короткое, начал читать — и через некоторое время ощутил, что «по ту сторону стола, тут, стоит Христос…». И эту сопричастность сохранил на всю свою долгую жизнь.
Но есть вещь, без которой чистота сердца недостижима, и это покаяние. Поэтому именно в покаянном 50-м псалме содержится молитвенное прошение:
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Миротворцы будут называться сынами Божьими. Понятно, что мир в душе и на земле — драгоценность, к которой нужно стремиться. А быть провозглашенными сынами Божиими — великая награда. По замыслу Божию люди были созданы именно в этом качестве, а согрешив, утратили свое богосыновство, можно даже сказать, добровольно от него отреклись и стали рабами. Таков удел падшего человека в падшем мире: в лучшем случае быть рабом Бога, в худшем — рабом греха. Откровение дает человечеству новый шанс, потому что Господь, щедрый и милостивый и долготерпеливый, вновь призывает его к Себе, заново усыновляет, — лишь бы человек унаследовал у своего Небесного Отца любовь и миролюбие.
Изгнанные за правду войдут Царство Небесное. Изгнать человека из его земного отечества нетрудно, а участь изгнанника горька. Ахматова писала о ней: «Темна твоя дорога, странник, полынью пахнет хлеб чужой». Но если он изгнан за правду Божию и тем самым несправедливо, то его ждет иное наследие: Царство нашего Небесного Отца. Вот только не надо в этом деле лукавить: считать изгнанником того, кто выбрал лучшие условия. Конечно, он в своем праве; конечно, степень принуждения при этом есть. Различие в нюансах. Кстати сказать, изгнание за правду — это не только высылка из страны, но и увольнение из-за веры (веры! а не из-за пренебрежения своими рабочими обязанностями, как это, увы, бывает).
Последняя из «заповедей блаженств» касается тех, кто претерпевает поношение, гонение (а мы знаем, что были в истории, и древней, и недавней, гонения смертельные) и неправедное злословие — за Христа. Но вот именно что за Него. Это не значит, что если вас обругали в магазине или в конторе, то вы уже страстотерпец. Или если на вас возвели напраслину, осудив из-за непривычной прически. Да, напрасно обиженный нуждается в сострадании (очень мне подозрительно, когда пострадавшему чуть ли не под дулом автомата кричат: «А ты смиряйся!» — лучше бы обидчиков посмиряли), праведником он сможет стать разве что если переборет обиду по-христиански. Но всегда нужно помнить строки Апокалипсиса, где речь идет о 144 тысячах праведных (число — символ полноты, тысячекратный квадрат 12), нашедших приют под Престолом Божиим и облаченных в белые одежды.
Наконец звучит призыв к радости и веселью в ожидании великой награды на небесах. И вот тут следует подумать: а на земле-то что? Сплошное горе и уныние? Вот это вряд ли, потому что само по себе исполнение этих заповедей несет в себе награду здесь и сейчас. Разумеется, она несравнима с небесным блаженством, но она его подготавливает, потому что тот, кто не любит людей (а это уже само по себе радость), не сможет полюбить и Бога, и тот, кто не знал радости, — как может ей научиться?
Другое дело — наша жизнь исполнена испытаний, и нам постоянно приходится делать выбор между добром и злом. Выбор этот труден, потому что, выбирая добро, мы рискуем подвергнуть себя очень крупным неприятностям. Но сам по себе этот выбор несет в себе и отраду: ощущение того, что я с Господом, а Он со мной. Замечательный христианский писатель Генрих Бёлль в романе «Бильярд в половине десятого», может быть, лучшем романе ХХ века, назвал это выбором между причастием агнца и причастием буйвола. Причастие агнца означает выбор пути Христова, причастие буйвола — присоединение к грубой и злой силе. И никто этот выбор за нас не сделает.
«С Богом нашим взойдем на стену», говорится в Псалтири. И без всякого карате.
9 заповедей блаженства с объяснениями и толкованием. Нагорная проповедь Иисуса Христа
Иисус Христос ходил по всей Галилее, исцелял людей и проповедовал им Евангелие Царства Божия, чтобы исцелить не только тело, но и душу их. Об Иисусе прошел слух по всем окрестностям, и много людей следовало за ним.
Увидев множество народа, Он поднялся на гору и сел, чтобы учить своих учеников и народ. Многие думали, что главное — это здоровье, и поэтому приходили исцеляться. Но Христос учил совсем другому.
Ветхозаветные десять заповедей — это закон, удерживающий людей от греховных дел. А Новый Завет — это закон Божественной любви и благодати, показывающий, как можно стать духовно здоровым человеком, достигнуть святости. Здесь Сам Бог спустился на землю и воплотился в человека. Он Сам исполнил этот закон и дал благодатную силу своим последователям исполнять его. (Мф.5;17)
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14;6). Так говорит Христос, который проложил нам путь в Небесное Царство. И все христиане должны следовать этим Путем, взяв свой крест.
Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание
Евангелист Матфей сконцентрировал в Нагорной проповеди основную суть учения Христа о спасении (Мф.5,6,7). Нагорная проповедь Иисуса Христа состоит из заповедей блаженства и дальнейшего их толкования. Господь показал здесь, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать блаженство, то есть высшую форму счастья.
Христианство призывает людей к счастью. С христианской точки зрения счастье — это приобретение духовных свойств, подобных Богу. Счастье — это Царство Божие внутри нас. Значит, смысл христианской жизни состоит в уподоблении Богу, в стяжании Духа Святого.
Глава 5
После заповедей блаженства Господь говорит: «Вы — соль земли.» Соль — дух Христов, удерживающий мир от нравственной порчи и разложения. Этот дух ученики должны передавать всей земле. (Мф.5;13).
«Вы — свет мира». Ученики Христовы должны показывать пример христианской нравственности всему миру, чтобы имя Божие не хулилось у язычников. То есть люди, называющие себя христианами, должны жить по евангельским заповедям.(Мф.5;14)
Христос показывает, что Ветхий Завет устарел, и Он дает нам Новый. Мы не должны подражать фарисеям, которые исполняли только внешние правила закона и напоказ, а духа Божия не имели (Мф.5;17-20). Далее Господь учит нас, как превзойти «праведность» книжников и фарисеев, чтобы войти в Царство Небесное, и перечисляет добродетели:
Глава 6
Здесь Христос заповедует нам бороться с тщеславием не только перед людьми, но и в мыслях: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6;1-18).
Если мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи, то и сами должны не злопамятствовать, а прощать грехи своим должникам. Мы просим Бога, чтобы в искушениях Он помог нам победить лукавого, то есть не согрешить (Мф.6;9-13).
Поборов тщеславие, Господь говорит о нестяжании, потому что люди приобретают много богатства по причине тщеславия.
Христос не запрещает нам трудиться, но запрещает ставить заботу о материальных благах на первое место, пренебрегая Богом. Небесный Отец знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6;19-34)
Глава 7
Если мы будем оплакивать свои грехи, то не будем замечать грехи других, и Господь нас не осудит. Если мы осуждаем, то наш грех Христос сравнивает с бревном, а грех того, кого мы судим, сравнивает с сучком. Поэтому изобличать кого-то может только безгрешный, святой человек. (Мф.7;1-5)
Дав нам великие и трудные заповеди, Христос показывает, как мы можем их выполнить: при помощи непрерывной молитвы. Без благодати Божьей заповеди выполнять невозможно.
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф.7;7-12)
Всякого христианина, который слушает евангельские заповеди и исполняет их, Христос уподобляет благоразумному строителю, построившему дом своей души на камне (камень — это Христос), и никакие искушения его не разрушат. А человек верующий только, но не живущий по евангелию, уподобится безрассудному строителю, построившему дом своей души на песке, а при искушениях он падает. (Мф.7;21-27)
9 заповедей блаженства Иисуса Христа с толкованием
Евангельские блаженства можно уподобить пирамиде, наподобие тех, которые строили египетские фараоны. Христианские пирамиды блаженств основаны на самом твердом Камне, который есть Христос. Основание пирамиды должно быть широким и прочным, чтобы оно выдержало верхние уровни. Христианин должен уделить особое внимание этому основанию, чтобы его пирамида не разрушилась. Основание — это первое блаженство:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное
Нищий — это тот человек, который ничего не имеет и просит у других. И милостивые люди его кормят и одевают. Такой нищий не думает, что эта одежда и пища — его собственность и не гордится этим.
А человек нищий духом думает, что, кроме грехов, у него нет ничего своего. Материальные блага, телесные красота и здоровье, душевные таланты и добродетели — все дает ему Бог. Такой нищий духом видит благодеяния, которые посылает ему Бог, понимает, что он их недостоин, смиряется и постоянно благодарит и славит Бога. Такое смирение, или нищета духа, называется добровольным.
Есть еще вынужденное смирение. Гордый или тщеславный человек думает, что все его телесные дарования, душевные таланты и добродетели, материальное богатство — это его собственность и к Богу не имеет никакого отношения. Такого человека Господь сам смиряет: посылает ему болезни, скорби, несчастья.
В такой ситуации человек может осознать свои грехи и искренно покаяться. Как разбойник на кресте осознал, что достойное по делам своим приемлет наказание и покаялся перед Господом, и сразу получил Царство Небесное, первым вошел в рай. Здесь покаяние привело разбойника к смирению.
Если человек захочет исполнять заповеди Божьи, он увидит, что своими силами не может ничего исполнить, не может освободиться ни от одной страсти. Тогда к человеку приходит осознание, что ему нужен Спаситель, который спасет его от грехов. Такой человек смиряется, как нищий, и постоянно просит у Господа помощи, как подаяния. Он кается в грехах, и милостивый Господь ему помогает во всем, очищает от страстей и спасает.
Кто увидит себя грешным, тот покается. Кто покается, тот смирится и ощутит себя духовно нищим, ничего своего не имеющим.
Он молится, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешнику». Такой человек ищет только Бога и входит в Царство Небесное. Он чувствует себя блаженным, потому что с ним пребывает Божья благодать. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»(1Пет.5;5).
Духовная нищета приобретается в опыте правильной христианской жизни и является основанием для приобретения других добродетелей. Меру любви в человеке определяет мера смирения. Только в смирении человек может соединиться с Богом, потому что Бог есть не только любовь, но и величайшее смирение: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11;29).
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся
Нищий обычно печалится о своей нищете. Поэтому нищета духа рождает плач.
Человек, который покаялся, сокрушил свое сердце и смирился, начинает оплакивать свои грехи. Он понимает, что даже с помощью Бога ему тяжело исправляться. И чем ближе он приближается к Господу, тем больше грехов он в себе замечает и больше плачет. Человек просит прощения у Бога, как ребенок просит прощения у своего родителя, и Господь его прощает и утешает. И в этом благодатном утешении человек становится блаженным.
Блаженным может быть плачь о грехах наших близких живых и умерших, когда мы вымаливаем их у Бога и просим помиловать их, простить им грехи и дать им Царство Небесное.
Еще блаженным плач может быть от печали ради Бога, или от умиления. «Умиление — это непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сердечный огонь мысленною исповедью перед Богом» (Иоанн Лествичник). Самые высокие слезы — это слезы святых, которые льются непрестанно.
Больше всего люди плачут от телесных и душевных страданий: тяжелобольные, скорбящие от потери близких, обездоленные, вдовы, сироты, обиженные сильными. Господь любящий и сострадательный примет эти слезы и утешит скорбящих. Слезы размягчают человеческое сердце. В скорби легче обратиться к Богу.
Достигши плача, надо стараться хранить его, ибо он может легко потеряться, особенно от суеты, многословия, развлечений и смеха. «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6;25).
Противоположно блаженному плачу огорчение и тоска без надежды на Бога. Такой человек обвиняет других людей в своих бедах и скорбях, ропщет на людей и на Бога, малодушествует. И не понимает, что если он живет по своей воле и без надежды на Бога, то на него действуют духовные законы: его скорби и несчастья — следствие его греховной жизни.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю
Кротость — это спокойное состояние духа, полное христианской любви, при котором человек не раздражается сам и не раздражает других, не гневается и не ропщет ни на людей, ни на Бога. Кроткий терпеливо переносит обиды, не воздает злом за зло и прощает обидчика, молясь за него Богу. Кроткий не мстит за себя, но все отдает на суд Божий.
Кроткий человек видит свои грехи и оплакивает их, поэтому уже не осуждает других людей за их грехи, а старается думать о них только хорошее. Кротким может стать только мужественный и сильный человек, который укрощает себя с Божьей помощью и становится незлобивым.
Таким блаженным кротким христианам Господь обещает не только эту тленную землю, но и ту новую «землю живых», на которой праведники будут жить вечно (Пс.26;13).
После грехопадения Бог назвал Адама землею, а в Адаме и всех людей. Будучи землею, мы вместе с тем не можем ею владеть: разные страсти похищают ее у нас, а особенно гневная страсть. Кротость возвращает нам эту власть и контроль над собою, над нашей землею. Поэтому кроткие наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
Когда христианин овладеет землею, то есть своею плотью и порывами, он начинает желать Неба и входит в новое блаженство: начинает алкать и жаждать правды Божьей. Мирское богатство и мирская правда его уже не интересуют.
Жаждущие правды, жаждут Христа, ибо Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14;6).
Алчущие и жаждущие правды так сильно желают Христа, как алчущие желают есть и жаждущие — пить. Они стараются угодить Богу своей жизнью по евангельской правде. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41;2-3).
Грехом человек насытится не может: пьяница не может удовлетворить свою жажду к алкоголю, чревоугодник не может насытить свое чрево, сребролюбец не может удовлетворить свою алчность к богатству. Они вынуждены увеличивать дозу, но все равно остаются неудовлетворенными.
Многие такие неудовлетворенные своей жизнью люди начинают искать смысл жизни и правду ее и находят Христа Спасителя. «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф:7;7).
Праведники — это люди, которые живут по евангельскому учению со Христом. Если человек по-настоящему алчет найти жизнь со Христом, то Господь его в этом насыщает и дает силы двигаться дальше по ступеням пирамиды.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут
Если человек живет со Христом по Евангелию, то он достигает любви и милосердия. Милостивые люди сострадательны к другим, всем сердцем жалеют несчастных и нуждающихся и стараются им помочь.
Милостыня бывает телесной и духовной, но духовная больше. Телесная милостыня: алчущего накормить, жаждущего напоить, принять странника, одеть нагого, посетить больного и заключенного в темнице.
Если мы просим в молитве милости «Господи, помилуй», то и сами должны миловать других. Если просим у Бога простить наши грехи, то и сами должны прощать других. «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2;13). А милостивые будут помилованы (Мф.25;31-46).
Учитывается даже милость к собственной душе, когда мы изводим ее из греховной темницы и исцеляем, очищаем ее покаянием (одеваем) и питаем Словом Божьим.
Милосердие противоположно жестокосердию. Жестокость относится к страсти сребролюбия (любостяжания), так же, как разбой и воровство. Как жестокий ненавидит бедных и нищих, так милостивый сострадает и печалится чужими бедствиями.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
Чистые сердцем не грешат не только делами, но и мыслями, желаниями и чувствами. Их сердце свободно от земных привязанностей и греховных страстей, порождаемых гордостью и самолюбием. Такие люди непрестанно помышляют о Боге и просят его: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50;12).
Чтобы приобрести чистоту сердца, нужно воспитывать в себе добродетели воздержания и целомудрия. Надо хранить церковные посты, воздерживаться от пьянства и объядения и обуздывать плоть умеренным употреблением пищи, от чего начинают ослабевать все страсти, особенно самолюбие (любовь к своей плоти, ее жизни и покою).
Чтобы воспитать в себе целомудрие, надо уклоняться от всякого рода блудных дел: неприличных бесед, книг, фильмов и т. п., хранить чувства (зрение, слух, осязание), отвергать блудные помыслы и мечтания. Начало целомудрия — это неколеблющийся от блудных помыслов ум, а совершенство целомудрия — это чистота, зрящая Бога.
Чем больше очищается наше сердце, тем больше увеличивается его емкость и тем больше Божественной любви мы сможем принимать. Если человек не занимается очищением своего сердца от грехов, то по духовным законам с ним случаются разные несчастья и болезни, чтобы он очищался хотя бы в страданиях. Но если человек покается, то духовные законы прекращают действовать, и начинает действовать благодать.
Чистые сердцем еще здесь, на земле, увидят Бога духовными очами сердца в его образах, подобиях и явлениях. А в вечной жизни будут видеть Бога, «как Он есть», это высшая степень блаженства.
7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся
По мере очищения сердца от страстей постепенно приобретается любовь. Бог есть любовь. Тот, кто пытается приобрести любовь, не очистившись от страстей, впадает в глубокую прелесть.
Миротворцы — это люди, которые приобрели дух мирный (Дух Святой, любовь). Они соединяют в себе мирным союзом дух, душу и тело; прекращают внутреннюю брань со страстями и покоряют тело духу. Христос говорит ученикам: «Мир даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14;27). Иисус пришел на землю, чтобы дать человеку Свой внутренний мир. Поэтому стяжавшие мир Сына Божия и назовутся сынами Божьими.
Миротворцы стараются сами жить со всеми в мире и примирять враждующих людей или молятся Богу об их примирении. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12;18). Важно сохранять мир в семье: любить своих ближних, уступать, сносить укоризны, жертвовать своими желаниями ради любимых.
Миротворец примиряется с Богом и с самим собой. Если в человеке живут страсти, то он терзается и лишается мира. Св. Иоанн Кронштадтский молился: «Господи! Имя Тебе — Мир. Умири мятущуюся душу мою!»
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное
Но всегда ли должен уступать миротворец, чтобы сохранить мир с людьми? Нет! Если кто-нибудь потребует от вас, чтобы вы поступили против правды Божьей, против Его заповедей, тогда не уступайте. Против вас будут восставать и ваша греховная природа, и грешные люди, и диавол. Грешным людям ваша добродетельная жизнь кажется укоризной и обличает их злые дела.
Завистник диавол больше всего любит ссоры между людьми и ненавидит миротворца, который примиряет поссорившихся людей. Поэтому бесы пакостят праведнику через злых людей. Св Нил Синайский говорил: «Если ты истинно молишься, будь готов к нападению бесовскому».
Почти все святые были гонимы либо язычниками (мученики первых веков), либо своими же христианами (например, св.Иоанн Златоуст), либо атеистической советской властью (новомученики и исповедники российские). Христианская вера быстрее умножается, когда подвергается гонениям.
Мужайтесь и крепитесь, когда будете терпеть от них лишения, бедствия, гонения, мучения, но не изменяйте правде. Молитесь за врагов ваших и уповайте на помощь Божью. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3;12). Лишь бы вы не пострадали по причине ваших грехов.
Такие гонимые праведники не находят для себя спокойного места на земле среди порочных людей, поэтому Господь обещает им Царство Небесное, радость и блаженство.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас
В восьмой заповеди речь идет о гонениях за правду, а здесь — о гонениях, поношениях, лживом злословии и клевете за то, что ты — христианин, ради Христа. Злословие и клевета уязвляет подвижника больше, чем самые опасности. Например, праведный Иов благодушно претерпел все свои несчастья. Но когда друзья стали его ругать и злословить, подвижник поколебался и пришел в смятение.
«Господи, я ведь и худшего достоин по грехам моим. Господи, достойное по делам моим приемлю. Но помяни меня, когда придешь во Царствие Твое.» Так подвизаясь, кротко перенося клевету и оскорбления, вы будете блаженны. Радуйтесь и веселитесь, что сподобились потерпеть за Христа. Благодарите Бога за все.
Бесчестие, гонения, ложь, клевета, оскорбления из-за Христа наваливаются на христианина, как последние и самые страшные искушения, которые лучше всего очищают его. Это мученичество ради Христа.
В любой семье, где есть христианин, может быть и гонитель, ибо «враги человеку домашние его» (Мф 10;36).
«Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк.6;26). Господь нам заповедует любить наших врагов, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих нас, чтобы быть совершенными, как Отец наш Небесный. Ибо Он любит и праведных, и неправедных. Наши гонители являются нашими благодетелями, потому что через них мы спасаемся.
Человек может всю жизнь трудиться, чтобы построить райскую пирамиду из блаженств. Но было много и таких мучеников, которые, только назвавшись христианами, сразу погибали за Христа. Такие мученики получали ту же награду, что и те, которые трудились всю жизнь.
Заповеди блаженства для детей воскресной школы
Каждый человек может быть счастливым. Важно видеть в жизни то, чему можно радоваться. Люди часто думают, что имея много денег, крепкое здоровье, большой дом — это все, что нужно для счастья. Но это не так. Есть много богатых людей, которые чувствуют себя очень несчастными и даже могут наложить на себя руки.
Люди всегда задавались вопросом: «Что же делать, чтобы быть счастливым?» Бог создал нас для Себя, и мы не сможем быть счастливыми, пока не успокоимся в Нём. Однажды на горе возле Иисуса Христа собралось много людей, среди которых были и дети, которых Иисус очень любил. И Господь начал их учить, какое должно быть у них внутреннее устроение сердца, чтобы быть блаженными, то есть счастливыми.
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Разве нищие могут быть счастливыми? Нищие — это люди, которые ничего не имеют и смиренно просят подаяния. Они надеются только на помощь других людей. А нищие духом испытывают нужду в Боге, понимают, что они не имеют ничего духовного (не имеют добродетелей, а имеют только грехи) и смиренно просят помощи у Бога.
Они чувствуют, что без помощи Господа не могут сами исполнять Его заповеди и полностью уповают на Него.
Такие нищие получают в помощь Духа Святого, который помогает им исполнять заповеди и делает их блаженными. Они уже не хвалятся и не гордятся своими достоинствами, потому что знают, что это — Божий дар. И за все благодарят Господа.
Иисус Христос начал свою земную проповедь с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Покайтесь — значит, признайте себя грешными и нищими духом и «обратитесь ко Мне, чтобы Я вас исцелил и сделал духовно богатыми». Нищие духом полностью зависят от Бога, как дети зависят от родителей.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Если человек плачет от горя, боли или обиды, то пусть он воззовет в скорби своей к Богу, и Господь услышит его, поможет и утешит.
Но блаженны те, кто плачет о своих грехах. Когда вам, дорогие друзья, случается совершить что-то нехорошее, вы ведь расстраиваетесь. И, плача, признаетесь в своем проступке родителям. И они, конечно, вас прощают и утешают.
Ведь родители вас так любят, что готовы простить вам любой проступок, лишь бы вы в нем раскаялись. Так и Господь постоянно ждет нашего раскаяния и прощает грешников, которые плачут о своих грехах.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кроткие — это те, кто может себя укрощать (конечно, с помощью Божьей); сдерживать себя от раздражения и гнева; спокойно оценивать ситуацию и не впадать в панику.
Кроткие не оскорбляют и не мстят тем, кто их обидел, а просто прощают и молятся Богу о них. Такие люди блаженны.
Да, это не просто быть счастливым, когда тебя обижают. Но если вы будете злиться на обидчика, то, наоборот, будете несчастными, потому что зло отгонит благодать Божью. А если будете подражать Христу и прощать, как Он прощал своих обидчиков, то будете блаженны. Христа называют еще Агнец Божий. Агнец — ягненок — символ кротости.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Христос сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4;4). А Слово Божье — это сам Христос Господь. Значит, нам надо насыщать свою душу духовным Хлебом: молитвой, чтением Библии, духовных книг.
Апостол Павел говорит: «Царство Божье не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14;17).
Правда — это истина, а истина — сам Христос. Значит, мы, христиане, должны воспитывать в себе алчбу и жажду Христа Бога. И тогда будем блаженны.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Наш Господь милостив, Он творит добро, любит и прощает нас. И мы должны брать с Него пример. Подумайте, друзья, можем ли мы защитить товарища или помочь ему в уроках? Можем ли пожалеть обиженного или утешить больного? Можем ли пожалеть и помочь своим родителям, ведь они для нас трудятся? Можем ли поухаживать за своими младшими братьями и сестрами?
А молитва за наших родных и близких — это самая лучшая милостыня.
Ведь у нас не всегда хватает сил и возможностей помочь им самим, поэтому мы просим всемогущего Бога, чтобы Он им помог. Конечно, друзья, если мы будем милостивы к своим ближним, то и Господь будет милостив к нам и пошлет нам Свою благодать, чтобы мы были блаженными.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
А вы знаете, друзья, что чистыми должны быть не только руки и одежда, но и душа и сердце? А что делает наше сердце грязным? Грех или греховные мысли и желания. Есть хорошее чистящее средство для сердца — это покаяние, исповедь и причастие.
В таинстве исповеди Господь очищает наше сердце от греховных пятен: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1;9). А причастие Тела и Крови Христовых даст нам благодатные силы бороться с грехом, чтобы больше его не совершать.
Господь, будучи чистым и святым, может поселиться только в чистом сердце.
И если мы выгоним из своего сердца разных нечистых зверушек, то в него может войти Христос, который всегда стоит у двери сердца и стучит (Ап.3;20). И мы увидим Бога и будем вечерять с Ним.
7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.
Грешные люди редко могут наслаждаться миром, потому что у них нет мира внутри. Многие семьи живут от скандала до скандала, в перерывах накапливая обиды. Государства живут от войны до войны, в перемириях накапливая новые противоречия.
Христос пришел на землю, чтобы дать нам внутренний мир: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11;28).
У кого есть мир внутри, тот может успокоить и примирить окружающих. Как сказал святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Чтобы обрести мирный дух, надо полностью возложить свое упование на Бога, все делать с молитвой и Божьей помощью, довериться промыслу Божьему о тебе и не роптать и не возмущаться. Молись о примирении твоих ближних, если сам не можешь их помирить.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
В Небесное Царство войдут те, кого обижают за правду, то есть за то, что они верят во Христа и слушают Его. И если вас, друзья, изгнали из какого-то неправедного сообщества, то не печальтесь. Вы сможете найти себе более праведных друзей, единомышленников, которые ходят с вами в церковь.
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных…» (Пс.1;1).
9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
В мире есть много людей, не знающих о Божьей любви. Они не любят Бога и не любят Его детей. Поэтому гонят их, злословят и даже мучают и убивают. Неужели можно быть счастливым, когда тебя не любят и даже гонят? Да, настоящее счастье может дать только Иисус Христос, в любых условиях. А если христианин терпит мучения ради Христа, то его ожидает высшая награда на небесах.
В условиях гонений и поношений закаляется наша вера. Истинно любящие Христа никогда Его не предадут. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел… Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15;18-20).
Но, кроме любви к Господу, нам нужна и любовь к врагам: «А я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5;44). Сам Христос молился за распинающих Его: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23;34).
Тех, кто нас обижает, мы должны любить, как своих благодетелей. Ибо через них совершается наше спасение. Если в нашем сердце не будет ни к кому ненависти, то в нем будет жить Бог. А если с нами Господь, то мы всегда будем счастливы.
Посмотрите видео о первом и самом главном блаженстве, без которого не может быть и других :
Заповеди — это свойства здорового человека. Богу нужно наше доброе намерение, доброе усилие жить по евангельским заповедям. И это Он принимает как само дело. В центре нашей жизни должен быть Христос. Все дела мы должны делать ради Него и с помощью Его.
Мы должны понять, что к этой, земной, жизни прилепляться не следует, а нужно прилепиться к Богу. Будем над собой трудиться, упражняться в добродетелях, начиная с малого. И постепенно, с терпением будем совершенствоваться. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21;19).