Наказание аллаха во сне
Наказание Аллаха
Сонник Наказание Аллаха приснилось, к чему снится во сне Наказание Аллаха? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).
Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Наказание Аллаха, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!
Быть во сне подвергнутой заслуженному наказанию означает, что в реальной жизни справедливо воздадут должное вашим заслугам, щедро оплатив их. Получить нагоняй от начальства – серьезное наказание наяву, дать нагоняй кому-то – поступите неосторожно в отношении своих подчиненных.
Если во сне вас подвергают физическому наказанию, то есть попросту экзекуции, – значит, в действительности станете жертвой оговора. Быть битой батогами и кричать при этом – к ложным слухам, бить батогами других – к выполнению скучного занятия. Наказывать розгами – не откажете в совете друзьям. Испытать розги на своей спине – выйдете победителем из трудной схватки с серьезным противником. Получать ремнем – заслуженно подвергнетесь осуждению за грубость. Наказывать ремнем своих детей – такой сон предвещает нежелательные для вас обстоятельства.
Наказание в виде заключения на гауптвахте предвещает неожиданное поощрение от начальства. Получить несправедливое наказание означает, что ваше занятие вам не по душе, поэтому свои обязанности вы выполняете, лишь бы с рук долой.
Если вас наказали штрафом – это предвещает расстройство здоровья. Уклоняться от уплаты штрафа – наяву сэкономите деньги. Наказывать провинившихся детей, ставя в угол или лишая чего-то, – вынуждены будете признать свою неправоту в споре. Сон, в котором во избежание наказания вы прибегаете ко лжи, означает, что вы несправедливо поступите в отношении друзей.
Ожидаемое наказание в случае нарушения индивидом кодекса совести.
Мазохистическая фиксация в случае наказания самого индивида.
Садистическая — в случае наказания другого.
Воспоминание о наказании в детстве.
Мужчина видит во сне, что получает наказание, – к деньгам и славе.
Женщина видит, что получает наказание, – к ссоре с мужем.
Видеть, что наказывают ваших врагов, – к победе над ними.
Муж видит, что жену наказали, – к получению имущества от родителей жены.
Женщина видит наказанного мужа – к рождению девочки.
Видеть наказание друзей – к большим опасностям.
Видеть, что судья наказывает преступника, – к повышению зарплаты и повышению по службе.
Быть наказанным наяву: нередко имеет противоположный смысл.
Обычно такие сны говорят о том, что в глубине души вы сознаете собственные ошибки и промахи и близки к тому, чтобы их исправить.
Самому наказывать кого-либо во сне: признак вашего острого недовольства состоянием дел. После такого сна ваши дела могут заметно ухудшиться, особенно если вы будете искать виноватых вместо того, чтобы попытаться найти выход из затруднения.
Если вас наказывают каким-либо образом — штрафуют, ставят в угол, секут, оставляют без сладкого и т. д., сон означает, что наяву вам придется выполнять неприятные обязанности.
Представьте, что наказание — шуточное. Вы принимаете его со смехом. В итоге вас не просто не наказывают, а награждают (см. Награда).
Если во сне вас за что-то наказали, то в реальной жизни у вас есть обязанности, раздражающие вас и которые вы не выполняете.
Заплатили штраф в качестве наказания – опасайтесь болезни и финансовых потерь.
Избежали штрафа – станете победителем в споре.
Если родителям снится, что они наказывают своих детей, – им стоит задуматься о методах воспитания, избранных в реальной жизни.
Исламский сонник. Д
Исламский сонник. Толкование снов по Священному Корану и Сунне.
Слова на букву Д
ДАВУД(ДАВИД) а.с.-кто увидит его во сне, тот достигнет вершин могущества и власти.
Двери(порог дома) указывают на жену, верхняя часть проема двери означает мужчину, а нижняя часть-жену.
Кто во сне увидит, что его дом сгорел, того коснется беда и печаль от правителя или же от болезни чумы. А кто увидит, что двери его дома сняты и заменены на другие, тот продаст свой дом или возможно, на его жене, после его развода с ней может жениться другой. Еще говорят, что видеть во сне открытые перед собой двери-благоприятный знак, предвещающий о скором приятном и радостном событии, а закрыть перед собой дверь-к неблагоприятным событиям. Кто во сне входит в двери или в ворота,тот в жизни добьется успеха и станет победителем. В Коране сказано:» Войдите… через ворота. Если вы так сделаете,вы одержите победу.» (сура «Аль-Маида»,аят 23).
Если вы во сне увидите в своем доме маленькую дверь,остерегайтесь порочащих вас поступков,такой сон указывает на женскую измену в доме.
ДЕВОЧКА-ПОДРОСТОК — незнакомая девочка означает год. И если кто-либо увидит,что она красива,дает ему что-то или,если увидит,что обнимает ее или же имеет с ней интимные отношения,без признаков выделения,то приобретет блага этого года в зависимости от ее красоты. Если он увидит,что у него родилась дочь,то он приобретет радость. Если же он увидит,что у него родился сын,то он испытает переживание и заботу.
Кто увидит во сне скромную, пристойно одетую девушку, получит радостное известие, откуда не ожидал ее получить.
Увидеть же во сне беспечную, непристойно одетую девушку, значит, услышать радостную весть, которая может стать причиной непристойных поступков.
Худая и истощенная девушка-к тревоге и, возможно, бедности.
Если мужчина увидит голую девушку, его ждет неудача в делах торговли, но если он уверен в том, что она-девственница, то во всех торговых делах ему как никогда будет сопутствовать успех. Если во сне девушка превратилась в старушку, то это-к улучшению жизненного уровня.
И его дед во сне в степени его отца.
И если дед умрет, то его стремление и старания уменьшатся.
Срубленное дерево-предвестник тяжкой утраты и беды.
А кто увидит мужчин, которые несут его на погребальных носилках, тот достигнет величия и власти, покорит людей и будет господствовать над ними. И если они оплакивают умершего, то конец его жизни будет благополучным, а если нет, то неблагополучным. И кто увидит, что хоронит тело покойника, то это указывает на того, кто отправляется в путь, и прощание с ним. Иногда видеть себя на погребальных носилках, которые несут люди, предвещает знакомство с человеком, который будет материально помогать, а если носилки никто не несет-к тюрьме.
Нести погребальные носилки на базар-к прибыли через лицемерие, а нести их на кладбище, значит, поступать в жизни честно правильно и справедливо.
Нести во сне погребальные носилки с покойником предвещает богатство и повышение своего авторитета в кругу знакомых.
Смысл сновидения о джиннах в том, что джинны-воплошение хитрости этого мира и его обольшение.
А если кто-либо увидит, будто он учит джиннов Корану или они слушают Коран, тот приобретет главенство и власть, по словам Всевышнего: «Скажи:»Открыто мне, что слышали сонм джиннов…»
Увидеть во сне джина возле своего дома, означает; либо неисполнительный обет, либо потерю, либо унижение.
Видеть джинов внутри своего дома предвещает, что в этот дом могут войти воры или напасть враги, которые причинят ощутимый вред и ущерб.
Превратиться во сне в джина, значит, наяву быть окруженным кознями, махинациями и обманом усиливающимся с течением времени.
Видеть, как джин занимается колдовством, значит, находиться рядом со злыми духами.
Еще говорится, что тот, кто увидит себя во сне борющимся с неверием на пути Всевышнего Аллаха и сражающимся с неверными, тот усердно решает насущные проблемы своей семьи.
И кто увидит себя убитым на пути Аллаха, тот приобретет радость, блаженство, приятную жизнь и хороший заработок.
А иногда дождь во сне означает предупреждение от Аллаха. Дрожать во сне, значит, испытать трудности от правителя и его указов.
Отдавать кому-либо долг-к успешному ведению дел на работе.
Зайти в дом, закрыв плотно за собой дверь-к воздержанию от грехов. Строить во сне дом-к добру.
Ломать дом, значит, столкнуться со злом и несправедливостью.
Кто войдет во сне в дом к знакомому человеку, для того будут раскрыты его секреты. Иногда собственный дом символизирует семью, близких.
Для больного тяжелым недугом дракон во сне-предвестник смерти.
Иной раз дрова-это признак глупости и скупости в своем имуществе.
Кто увидит во сне незнакомых людей, играющих на свирели, откажется от своих слов, а если это делают близкие, то это-к увеличению собственной власти и влияния.
Исламский сонник. А
Исламский сонник. Толкование снов по Священному Корану и Сунне.
Слова на букву А мусульманский сонник
АД — рассказал Мухаммад, которому поведал Мухаммад Ибн Яакуб аль-Карабиси, слышавший от Сабита Ибн Абдулла Ибн Аби Бакр от своего отца, а тот от деда, утверждавшего, что если кто увидит во сне, будто он горит, то он в Аду. Если же кто-то увидит, будто Малик(страж Ада)взял его за волосы и бросил в огонь, то его сон предвещает ему унижение. Если кто-то увидит во сне Малика веселым, улыбающимся, то он будет обрадован полицейским или палачом правителя. Если увидит адское пламя вблизи, то он попадет в беду или тяжкое испытание, от которого он не спасется, исходя из слов Аллаха Всемогущего:» И увидели грешники огонь и подумали, что они туда попадут. И не нашли от этого избавления». И он потерпит непомерные убытки, со слов Аллаха, Велик Он и Славен: «Ведь наказание им-бедствие». Его сон-увещевание ему, чтобы он покаялся в грехе, который он совершил.
Если кто-то увидит во сне, будто попал в геенну, то он совершит непристойности и смертные грехи, которые требуют наказания. И кем-то было сказано, что он скоропостижно скончается в присутствии людей.
Если он увидит, будто он ввержен в адский огонь, то тот, кто его вверг в огонь, собьет его с пути и приведет к совершению непристойного поступка. А если он увидит, будто он вышел из огня невредимым, то его одолеют заботы этой жизни и он покается в грехах.
Если же увидит, будто он пьет адский кипяток или ест с адского дерева, то он будет стремиться узнать то, что окажется для него несчастьем. И кем-то было сказано, что его дела затруднятся, и он прольет кровь.
Если кто-то увидит во сне, будто его лицо почернело в адском огне, то это указывает на то, что он будет общаться с врагом Аллаха и будет доволен его дурными делами, и его лицо будет презренным и черным в глазах людей, а последствия этих поступков не будут похвальны.
Если кто-то увидит во сне, будто он все еще продолжает находиться в геенне, и не знает, когда и как он попал в нее, то он в этой жизни останется несчастным бедняком, оставившим молитву, пост и все обязанности.
А если он увидит, будто проходит по раскаленным углям, то он будет преднамеренно переступать головы людей на собраниях и встречах.
Каждый сон об адском огне предвещает скорую смуту, со слов Всевышнего: » Вкусите наше испытание! Это то, с чем вы торопили!»
Если кто-то увидит во сне, будто он вытащил свой меч и вошел в адское пламя, то он будет говорить непристойности и дурное. А если увидит, будто он вошел туда с улыбкой, то он будет распутничать и радоваться земным наслаждениям. Кто же увидит, как огонь приблизился к нему, то его постигнут трудности и испытания.
АДАМ а.с.- кто увидит во сне Адама, а.с, в настоящем образе, и во всем его величии тот приобретет большую власть, будучи достоин ее, ибо сказал Всевышний: «Я на земле наместника поставлю».(Сура Бакра,30).
Если же кто-либо увидит во сне, что он говорит с Адамом, а.с, тот станет ученым, знатоком. Всевышний сказал: «И научил Он Адама всем именам».
Поговаривают также, что встретившийся во сне с Адамом, а.с, может быть обольщен словами некоторых его врагов, однако через некоторое время он прозреет и освободится от обмана.
Явление Адама, а.с, во сне в меняющемся обличии означает переезд с одного места на другое, и наконец, возвращение в изначальное место.
АЗАН (призыв на молитву)-указывает на Хадж. Он также может указывать на дуа(обрашение мольбы к Аллаху), набожность, служение Всевышнему и совершение добра или на спокойствие и избавление от козней шайтана(сатаны).
АИСТ — в мусульаманском соннике увидеть во сне аиста-предвещает сбор большого количества людей в определенном месте.
Видеть во сне летящего аиста- сулит Вам благоприятную женитьбу и удачное путешествие.
Если аисты во сне собрались вместе, то Вам придется общаться с преступниками и ворами и враждовать с ними.
АЙЮБ (Иов,а.с.)-видение его во сне указывает на испытания, беды и благоприятный исход. Если же увидевший его болен, то он исцелится от своей болезни, и возможно, получит ответ на те свои желания и просьбы, о которых молил Аллаха.
АКРОБАТ,ГИМНАСТ — увидеть во сне акробата означает ненадежность места, занимаемого человеком в жизни.
АЛЛАХ (СВЯТ ОН И ВЕЛИК)-Если кому-нибудь во сне привидится, что Аллах удовлетворен, доволен им и обращен к нему Своим Ликом, то у того со Всевышним Аллахом в Судный День будет такая же встреча. Также это указывает на принятие Всевышним Господом совершенных им на этом свете благодеяний, а также на вознаграждение за них Всевышним Аллахом Раем, как воздаяние за его богоугодные дела, если Всевышний Творец приснится ему, и он будет в силах смотреть на Него. Если же он увидит, что Создатель дал ему что-либо из благ мирской жизни, то его постигнет какая-нибудь беда или болезнь, по причине которой, он удостоится Рая на том свете. Если человек увидит Аллаха во сне в какой-то известной местности на земле, то это значит, что там царит справедливость и что туда придет добро, радость и помощь. Кто же увидит, что Господь говорит с кем-нибудь порицая или предостерегая от чего-нибудь, тот является грешником, которому необходимо немедленно покаяться. Если же он увидит, что Всевышний Аллах снизошел к нему во сне и поблагодарил его, то он будет наделен способностью творит чудеса(карамат)и получит милость Аллаха. Подобный сон могут увидеть только избранные. Но если увидеть Аллаха, Велик Он и Славен, в виде кого-нибудь из его творений или с какими-нибудь недостатками, то это лживый человек, умышленно наговаривающий ложь на Господа, а также следующий за нововедениями в религии и пусть увидевший такой сон скорее покается.
Когда наступила моя очередь,-продолжал он,-я протянул руки и услышал, как некоторые ангелы говорили другим:»Не поливайте водой его руки. Он не из их числа». Тогда я обратился к Пророку, с.а.с, и сказал:» О Посланник Аллаха, пусть я не из их числа, но я люблю их». И Пророк, с.а.с, ответил:» Верующий вместе с теми, кто им любим». И пролилась на мои руки вода так, что я смог их помыть.
Появление в сновидениях ангелов, известных как ангелы, приносящие вести, означает знамения, предупреждающие о предстоящих серьезных изменениях в жизни тех, кто встречается в сновидениях с ангелами. Этих лиц ожидают величие, сила, могущество, радостное событие, победа после притеснения, излечение после болезни, спокойствие после страха, преуспевание после трудностей, богатство после бедности, освобождение после тягот. Человек, увидевший во сне ангелов, должен будет совершить Хадж или принять участие в газавате и отдать свою жизнь за веру.
Если же кто-то увидит во сне, как он борется с Джибрилем и Микаилом, а.с, или ведет с ними спор, то это означает, что в подобном положении ему придется время от времени испытывать гнев Всевышнего, ибо его мнение при этом совпадает с мнением евреев, упаси Боже!
Если во сне кого-либо Джибрил,а.с, даст спящему какую-то еду, то это знаменует, что данный человек, иншаАллах, попадет в число обитателей Рая. Появление архангела Джибриля,а.с, с печальным или озабоченным лицом является знамением того, что лицо, увидевшее во сне этого ангела, ожидают трудности и наказание. Известно, что Джибрил,а.с, является также ангелом наказания.
Встреча во сне с Микаилом,а.с, свидетельствует о том, что видевший этот сон достигнет желаемого в настоящей и будущей жизни, если он благочестив и набожен, а если же он не является таковым, то пусть остережется.
Если увидят во сне, что Микаил,а.с, появляется в каком-либо городе или деревне, то жителей этих мест ожидает выпадение большого дождя и снижение цен. Если же Микаил,а.с, заговорит со спящим или даст ему какую-то вещь, то это-к благоденствию, счастью и радости, ведь известно, что Микаил,а.с,-ангел милосердия. Говорят, что такое сновидение указывает на приход справедливости после тирании и на гибель жестокосердных тиранов в этой стране.
Встреча во сне с ангелом смерти(Азраил,а.с.), лицо которого выражает радость, означает, что видевший сон отдаст свою жизнь в борьбе за веру.
Рассказывают, что Хамза аз-Зайят сказал:»Я видел во сне ангела смерти и спросил, обратившись к нему:» О ангел смерти! Заклинаю тебя именем Аллаха! Скажи, записано ли у Всевышнего что-либо хорошее по моему поводу?». Тот ответил: » Да! И знамение этому то, что ты умрешь в Хелуане». И действительно, Хамза аз-Зайят умер в Хелуане.
Увидеть во сне, что один из ангелов предвещает кому-то рождение сына, означает, что у этого человека родится сын, который станет ученым-богословом, любезным и знатным человеком, со слов Всевышнего:»Поистине Аллах озарит тебя благой вестью», а также: » Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого».
Если кому-то приснится, что ангелы производят ту же продукцию, которую изготавливает спящий, это будет знаменовать извлечение им пользы из своего ремесла. Появление во сне ангела, говорящего: «Прочти Книгу Аллаха Всевышнего», предвещает большой почет, если видящий этот сон из добрых благочестивых людей. Если же он не принадлежит к людям добрым, то пусть будет настороже, ибо по отношению к нему действует слово Аллаха: «Читай запись дел твоих, ныне ты сам в состоянии требовать от себя отчет».
Появление во сне ангелов в каком-либо месте на лошади, знаменует собой гибель там могущественного человека или тирана.
Полет во сне неизвестных по названию птиц означает, что летят не птицы, а ангелы. Видеть это во сне в каком-либо месте означает возмездие по адресу угнетателей и помощь угнетенным.
Если же кто-либо увидит во сне Благородных Писцов(«Аль-Хафазат», ангелы по обе стороны человека, записывающие все его хорошие и плохие деяния), это означает для него радость и счастье в нынешней и будущей жизни и счастливый конец жизни. Это при условии, что видящий сон принадлежит к числу граждан праведных и добродетельных. Если же не является таковым,то за него следует опасаться,ибо сказал Всевышний:»Благородные Писцы знают,что вы делаете!»Некоторые из людей,знающие в этом толк,поговаривают,что появление во сне ангела в образе шейха (старого человека) повествует о прошедшем,в образе молодого человека- говорит о настоящем,а в образе отрока-указывает на будущее. Если же кто-либо увидит во сне,что он как бы выступает в образе ангела,это предвещает ему облегчение,если до этого он был в беде,или освобождение,если до этого был в неволе,или принятие веры,достижение больших вершин власти. Для больного же этот сон означает приближение смерти. Если видит кто-то сон,в котором ангелы приветствуют его,это означает,что Аллах одарит этого человека проницательностью в жизни и обеспечит ему счастливый исход. Рассказывают,что некий еврей-торговец по имени Шамуил,будучи в пути,ведел во сне,как ангелы благославляют его. Он обратился по этому поводу к толкователю снов, а тот ответил ему: «Ты примешь Ислам Аллаха и Шариат Посланника Божьего,с.а.с, со слов Всевышнего: «Именно Он и Его ангелы благославляют вас, чтобы вывести вас из тьмы к свету!». Этот торговец принял Ислам, и Аллах повел его по Истинному Пути. Причиной принятия им Ислама стало то, что он спрятал бедного должника от его кредитора.
Если человек во сне простирает руку к небу и ест при этом арбуз, то вскоре он получит то, что жаждет приобрести. Желтый арбуз-это болезнь, а зеленый арбуз-земной удел.
Если человек забрасывает в свой дом арбузы, то каждый заброшенный арбуз-к смерти кого-то из родственников.
Наказание аллаха во сне
В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь из вас видел сегодня ночью сон?»[4] Некоторые ученые говорили, что вещий, правдивый сон — это творение Господа в сознании человека.
Однако есть люди, уделяющие «жизни во сне» слишком много внимания. Ниже попробую представить границы рациональности, понять, что есть семя в этой области жизни, а что — шелуха.
Начнем с того, что все сотворенное Создателем, — это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество как вокруг, так и внутри нас. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно, и наиболее важные, ценные. Среди них есть и сон:
«И из числа Его знамений — ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию][5] и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою][6]» (см. Св. Коран, 30:23).
Чем является сон в Коране?
Это знамение, указывающее на существование Бога, как уже было упомянуто, а также одна из форм проявления Его милости:
«Он [Господь миров] тот, Кто сделал для вас ночь одеждой [подобной чему-то накрывающему, во что-то вас одевающему], сон — отдыхом, а день — воскрешением (оживлением). [Ночь переводит вас в иное состояние, сон частично умерщвляет, давая телу возможность отдохнуть и восстановиться, а новый день возвращает к жизни, к новому дыханию, будто обновляет осознание и восприятие вещей, давая возможность по-новому взглянуть на окружающее]» (Св. Коран, 25:47)[7].
Сон был источником откровений для пророков и посланников Божьих (см., например, Св. Коран, 8:43, 37:102, 48:27). А после завершения миссии последнего Пророка — стал источником воодушевления, порой тем, через что может поступить предупреждение или устрашение. Сон — это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось Божественное наказание (см. Св. Коран, 7:97 и 68:19).
Что говорил о снах пророк Мухаммад?
«От пророчества[8] ничего не осталось, кроме вещего сна, [обычно] дающего радостную (благую) весть[9]. После меня не будет ни пророков, ни посланников»[10]. То есть со смертью последнего пророка и посланника Мухаммада все виды пророческих откровений уйдут в прошлое, остается только небольшой информационный канал — сон. Пророк Мухаммад также пояснял: «Благой сон благонравного человека — это одна сорок шестая часть пророчества»[11]. Ученые комментировали: «Под словосочетанием «благой сон», возможно, подразумевается радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом «человек», а если согласно тексту хадиса — «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». С этим согласны все мусульманские ученые[12].
Кто может видеть вещий, предположительно правдивый сон?
«Самые правдивые сны будут у тех верующих, кто наиболее правдив в своих словах»[13]. Проникновение в сердце, сознание и душу набожного, религиозно-практикующего человека наиболее сложно для Сатаны, поэтому вероятность увидеть вещий сон у очень правдивых из них велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе Божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена[14].
Какой сон явно правдив?
«Кто увидит меня во сне, тот истинно увидел меня. Поистине, Сатана не может принять мой облик», — произносилось устами пророка Мухаммада[15]. Некоторые ученые считали, что «хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует этому». Имам аль-Газали дал иное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать как «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога и однозначно не от Сатаны[16].
Сны и Конец Света
«Ближе к Концу Света сны верующих будут все более и более правдивыми»[17].
В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон?
«Наиболее правдивые сны — во время зари (на рассвете)»[18]. Джа‘фар ас-Садык говорил: «Сон, увиденный в промежутке между второй и третьей молитвами (дневной послеобеденный сон), наиболее легок в толковании». ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. Возможность увидеть правдивый сон в эти периоды суток одинакова. Также нет разницы между снами мужчин и снами женщин»[19].
Как воспринимать, как определять качество сна?
Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон — от Бога. Плохой сон — от Дьявола[20]. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет[21] трижды через левое плечо[22] и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет»[23]. Услышав хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания»[24].
Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: (1) речь души (то есть впечатления человека, результат его размышлений, переживаний); (2) устрашение Сатаны и привнесение им печали, скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, растерянности, печали); (3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа»[25]. Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность[26].
Некоторые толкования снов от пророка Мухаммада
— «Если Дьявол играет кем-либо из вас, когда тот спит [то есть если, проснувшись, человек вспоминает, что видел глупые, странные или страшные сны], то пусть [пробудившись, выбросит увиденное из головы, проигнорирует это, забудет об этом и] никому не рассказывает!» Эти слова пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал бедуину, пришедшему к нему и рассказавшему о том, что во сне он видел, как лишился головы и последовал за отрубленной головою. Услышав этот сон, Пророк засмеялся[27];
— Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Подобно любому спящему, я видел сон, будто мы собрались с вами в доме ‘Утбы и нам принесли хорошие финики[28]. Я растолковал это как предвестие значительного блага (превосходства) для нас в жизни мирской и в жизни вечной, и религия наша обладает полнотой (завершенностью) [практикуя ее, мы чувствуем сладость веры]»[29];
— Некая женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка, умершего незадолго до этого, забил источник. Она спросила посланника Всевышнего, и он ответил: «Это его дела (которые будут приносить ему пользу и после смерти) [будут зачисляться на его личный счет в вечности, пока не перестанут быть полезными для других людей]»[30];
— Пророка однажды спросили о Вараке[31], родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до распространения вести о тебе как о Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая одежда»[32].
К тому, как растолковывать сон, нужно относиться внимательнее. Пророк Мухаммад предупреждал: «Сон верующего — это одна сорок шестая[33] часть пророчества. И сон этот в неопределенном (подвешенном) состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенный, увязываемый с реальностью смысл]. Когда же заговорят, тогда и упадет он [на землю в том виде, который ему придадут, что запустит механизм его претворения в жизнь с Божественного на то благословения]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [сны], кроме как тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать [только и лишь в лучшую сторону]»[34].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также сказал: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], прежде чем опустить ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону]»[35].
В хадисах также упоминается о значительной греховности лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, чего он на самом деле не видел[36]. Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего сон — это больше отдых, нежели источник получения информации о будущих событиях. Почти все, что видит человек во сне на протяжении жизни, — это результат его размышлений, переживаний, впечатлений или сатанинские нашептывания, устрашения. То, что от Бога, не похоже на путаницу событий: когда мы проснемся, увиденное будет перед нами как солнце в безоблачный день.
Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от действительности этой жизни[37].
Ответы на вопросы о сне
Можно ли толковать сны?
Канонически это позволительно и допустимо (машру‘)[38].
Как растолковываются сны?
То, что я лично для себя подчеркнул, анализируя богословские материалы по этому поводу, можно сформулировать так: единой системы толкования снов нет. Есть критерии в определении сна — от Творца он, от Сатаны или результат повседневных забот и тревог. Если сон предположительно вызван последними двумя причинами, на него не нужно обращать какого-либо внимания, следует сразу о нем забыть. Если же первой, следует обратить внимание и почерпнуть что-то полезное для жизни. Наилучшим толкователем в таком случае будет сам увидевший, так как наиболее вероятно, что Божественное назидание дается ему на языке его ассоциаций и образов (как позитивных, так и негативных), жизненных правил, принципов и с учетом обстоятельств и времени, в которых он живет. Если человек не может найти ключ к разгадке, то он может обратиться к набожным, грамотным людям.
Если кто-то увидел в вещем сне самого пророка Мухаммада, как это можно трактовать?
Если человек увидел во сне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым. Мы знаем из достоверных хадисов, приведенных ранее, что Сатана не может принять облик пророка Мухаммада. «А как человек может определить, кого именно он видел?» — спросите вы. Если верующий увидит во сне последнего посланника Господа, то он не будет сомневаться, что увидел именно его. Проснувшись, он без единого сомнения будет уверен в этом. Многие богословы сказали: «Если человек увидел пророка Мухаммада во здравии и обрадованным, то это говорит о крепкой вере и набожности увидевшего, о том, что у него все хорошо. А когда — суровым, сердитым или хворающим, с какими-то недостатками, то это указывает на слабость веры увидевшего такой сон, наличие в его сути серьезных недостатков. Образ Пророка во сне — это как полное света зеркало. Спящий видит в нем истинное положение дел своей сути, собственные недостатки, погрешности». Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа его последователей, как комментировали богословы. В риваяте сказано: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть ясно, правдоподобно[39].
Мне снятся очень яркие и разнообразные сны, в значительной степени поглощающие мое сознание и не отпускающие на протяжении дня. В последнем моем сне я увидел мать пророка ‘Исы (Иисуса). Она подошла ко мне, протянула руки и сказала: «Повторяй за мной», и я вместе с ней произнес шахаду (свидетельство Единобожия).
Видеть сны — это хорошо, но учтите, что порой люди живут снами наяву, возможно, из-за каких-то неприятностей или кажущихся непреодолимыми трудностей, которые они не пытаются (боясь или сомневаясь) окончательно решить, разрешить. Не советую вам зацикливаться на снах. Сны остаются всего лишь снами. Если и есть от них польза с точки зрения мусульманских ценностей, то это — помощь в трудную минуту и импульс к действию. Пусть они вас и окрыляют для реализации новых земных побед, воодушевляют на самодисциплину, труд и кропотливую работу. Вы обязаны жить наяву, включаться в жизненный процесс интеллектуального, физического и духовного каждодневного развития, которое помогало бы вам сохранять хорошую форму и наполняло бы энергией для реализации ваших жизненных целей и задач. Надеюсь, они у вас есть. Когда жизнь наяву станет преобладать в вашем мозгу, когда вы начнете видеть плоды своих усилий и стараний, радоваться им и благодарить Всевышнего, тогда, полагаю, и мир ваших снов преобразится.
Мне снятся по ночам кошмары. Я вижу ужасные картины, как будто я умираю в тяжелых условиях, рядом близкие мне люди, мои родные. Пытаюсь проснуться и уйти от этого ужаса, но, как открою глаза, все мое тело трясет, я в холодном поту. Это очень сильно действует на мою психику. Бывает и морально, и физически устаю от этого. Что делать, когда происходят такие вещи? Отчего это? Магомед.
Следует перестать смотреть телевизор и заходить в Интернет, то есть просматривать все то, что засоряет ваш мозг и устрашает его. Полагаю, что у вас в голове скопилось много мусора, страшных ассоциаций и образов, а потому так просто и быстро все это не вычистить. Постарайтесь найти книгу Дэниела Дж. Амена «Измени свой мозг — изменится и тело!» и вычитайте из нее хотя бы 5 рекомендаций, касающихся вашего вопроса. После строго следуйте им на протяжении хотя бы 6 месяцев. Это должно касаться и вашего питания, и вашей подвижности, и вообще вашего образа жизни. Начните практиковать рекомендации из следующего хадиса. Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон — от Бога. Плохой сон — от Дьявола. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет»[40]. Также рекомендую сдать кровь на максимально развернутый анализ ее состояния и наличия в ней необходимых веществ и элементов. В моей практике общения с людьми был случай, когда человек несколько лет мучился от кошмаров, просыпаясь посреди ночи в поту. Где он только не обследовался. Но лишь попав в одну из иностранных клиник и сдав развернутый анализ крови, он узнал, что один из органов не выделяет достаточного количества вещества, жизненно необходимого для организма. Он начал принимать его в форме пищевой добавки, и все прошло.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Уже был не рассвет и не заря, а восход самого солнца, в период которого молитва-намаз не совершается.
[2] Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего — это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего — это полное прекращение связи души с телом. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244, 245.
[3] Хадис от Абу Катады; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 193, хадис № 595; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 84–86, хадис № 595 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2205, хадис № 7047; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 542, хадис № 7047; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 934, хадис № 23–(2275); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 662, хадис № 2299, «хасан сахих».
[5] «Большинству из нас необходимы 7–8 часов сна (в сутки. — Ш. А.). Во время сна восстанавливается мозг. Сон дает мозгу возможность устранить неполадки и «заняться хозяйством» — пополнить запас белков и усилить синапсы. Для этого мозг должен отключиться, чтобы нейроны не «путались под ногами». Пониженная температура мозга и замедленная скорость обмена веществ, которые сопровождают глубокий сон, помогают ферментам более успешно ремонтировать и восстанавливать клетки. Недобрав сна в одну ночь, некоторые люди не чувствуют особого дискомфорта. Но после одной-двух недель недосыпания страдают все, потому что эффект накапливается. Одна неделя недостаточного сна эквивалентна 24 часам непрерывного бодрствования. Две недели — 48 часам». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. СПб.: Амфора, 2008. С. 265, 266, 272.
[6] «Правильно дозированный послеобеденный сон помогает улучшить настроение и поднять активность. Последние исследования говорят, что достаточно 15–20 минут в промежутке между 13.00 и 14.30, чтобы прогнать усталость, повысить производительность и «подзарядить батарейки». Более долгий сон, например длящийся три четверти часа или час, может потребовать еще минут двадцать, чтобы стряхнуть инерцию сна. Короткий послеобеденный сон — естественный ответ на биологическую потребность в отдыхе. Организм человека запрограммирован на сиесту». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. С. 135–137.
[7] Также см., например: Св. Коран, 78:9–11.
[8] Именно пророчество — так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам сообщалось о сокровенном, сокрытом, неведомом, ожидающем людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались Божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих. Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Богу людей через сон.
[9] Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2188, хадис № 6990; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 464, хадис № 6990; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 2. С. 519, хадис № 4606.
[10] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2277, «сахих».
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2186, хадис № 6983; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 448, хадис № 6983; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, хадис № 6983.
[12] В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то, напротив, — мужчины не подразумеваются. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 20. С. 8, 24; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, пояснение к хадису № 6983; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2913, хадис № 4608.
[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».
[14] См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 449; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 2/839.
[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2191, хадис № 6994; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 473, хадис № 6994; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 931, хадис № 10–(2266); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 658, хадис № 2281, «хасан сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.
[16] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 479, в пояснении к хадису № 6994.
[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 3.
[18] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 71, хадис № 1083, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2279.
[19] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 213.
[20] Некоторые ученые оговаривали следующий критерий: «Мысль, идея, сон, которые от Бога, — устойчивы и ясны. То же, что от Сатаны, — неустойчиво, сопровождается путаницей и несвязностью образов».
[21] Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадисы № 4/841, 5/842 и пояснение к ним.
[22] В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершит два ракяата дополнительной молитвы-намаза. Предполагаю, это на тот случай, когда человек увидел во сне что-то очень страшное и ему сложно после этого уснуть. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 661, хадис № 2296.
[23] Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.
[24] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, в пояснении к хадису № 5747; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1.
[25] См.: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2918, 2919, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».
[26] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 1/838.
[27] Хадис от Джабира; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 12–(2268); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 27, хадис № 12–(2268) и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 844, «сахих».
[28] В хадисе упоминается хороший сорт мединских фиников.
[29] Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 933, хадис № 18–(2270); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 30, 31, хадис № 18–(2270) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2922, хадис № 4617 и пояснение к нему.
[30] Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2197, хадис № 7018; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 507, 508, хадис № 7018; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2924, хадис № 4620.
[31] Варака ибн Навфаль был набожным и религиозно грамотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада являлся христианином, читал Библию на иврите и занимался переводом ее на арабский язык. Он один из первых, кто узнал о начале Божественных откровений и подтвердил их истинность.
[32] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 660, хадис № 2293.
[33] В данном риваяте (в одном из двух, на которые ссылаюсь) говорится «одна сороковая», но в основной части достоверных риваятов (как и во втором из двух) говорится именно об «одной сорок шестой». Подробный хадисоведческий разбор риваятов с упоминанием вариантов этого числа см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 450–456.
[34] Хадис от аль-‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 659, хадис № 2283, 2284.
[35] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».
[36] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1091, хадис № 3509; там же. Т. 4. С. 2203, хадис № 7042; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 574, хадис № 844 и пояснение к нему.
[37] Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 575.
[38] См.: Св. Коран, 12:100, 101.
[39] Хадис от Абу Хурайры. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 11–(2266); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 26, хадис № 11–(2266) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадис № 7; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2190, хадис № 6993.
[40] Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.