Наказание за сон за рулем
Клонит в сон за рулем, что делать?
Вождение в сонном состоянии до добра не доведет
Сегодняшняя статья, уважаемые читатели 1GAI.RU, затронет проблему на первый взгляд не распространенную, на которую многие «закрывают глаза», но поверьте, в данном случае это последнее что стоит делать, ведь поговорим мы сегодня о сонном состоянии за рулем автомобиля.
На самом деле, каждый человек за рулем хоть раз в жизни слышал подобные симптомы, обычно о них пишут в статьях исследующих вождение под воздействием алкоголя или наркотиков. Так же как пьяное вождение или вождение под воздействием наркотиков, усталость, сонливость за рулем заставляет водителя делать ошибки, ГРУБЫЕ, СЕРЬЕЗНЫЕ ОШИБКИ, которые могут в конечно счете привести к крайне плачевным последствиям, вплоть до летального исхода. В зону риска автоматически попадают другие участники движения и пассажиры, находящиеся в автомобиле.
Согласно исследованиям Национального управления по безопасности движения на автострадах (NHTSA), сонливость или усталость являются основными причинами ежегодно совершаемых на территории США 100.000 известных полиции фактов ДТП, в которых погибает около 1.500 человек, ранения получают 71.000 человек. Многие же факты аварий, в которых решающую роль сыграла усталость водителя остаются не выявленными.
Интересный факт, распространенное мнение о том, что наибольшую опасность на трассах представляют уставшие дальнобойщики, исследованием подтверждено не было. Из доказанных случаев аварий менее чем в 1% за рулем засыпали водители большегрузов.*
*В разных странах статистика отличается, все будет зависеть от строгости законодательства, ответственности, которую могут понести водители- дальнобойщики, состояния дорог, развития инфраструктуры и других факторов.
Единым для разных стран мира будет одно, для дальнобойщиков установлены строгие правила режима труда и отдыха в которых прописано время управления автомобилем, время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах, время медосмотра и иных правил.
С введением современных тахографов (контрольных устройств, устанавливаемых на автотранспортное средство и предназначенных для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей), в том числе и в России, не исполнять требования закона для водителей- дальнобойщиков стало практически не возможно, нарушение будет легко выявлено и наложен штраф. Поэтому дисциплина, профессионализм и ответственность делают свое дело, среди общего количества происшествий подобного рода вовлеченность профессиональных водителей большегрузов меньше, чем водителей- владельцев легковых автомобилей.
Ответственность:
В отечественных правилах дорожного движения в пункте 2.7 написано:
«Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения…»
Правда вот оценить степень усталости возможно лишь субъективно, по этой причине не установлена и ответственность за нарушение этого требования ПДД. Хотя в случае чего, «утомленное состояние», если это будет указано в протоколе лично водителем или подтверждено свидетелями (уснул за рулем из-за чего произошла авария), станет отличным доказательством для юриста, что именно уставший гражданин стал виновником ДТП, даже если изначально он был пострадавшим.
Проблемы со здоровьем:
Одним из выявленных факторов в сонном вождения стала распространенность обструктивного апноэ сна (состояние при котором характерно прекращение дыхания во сне с его задержкой, остановкой до нескольких десятков секунд и интенсивностью до 200-400 остановок за ночь). Из-за нарушенной структуры сна, появляется крайняя степень дневной сонливости, снижается работоспособность и появляется постоянная усталость. Апноэ сна затрагивает приблизительно 20 процентов взрослого населения планеты и с ростом количества водителей становится все более опасной из проблем безопасности.
В некотором отношении усталый водитель очень похож на нетрезвого человека. Исследования показали, что водитель, который провел день без сна по своей психомоторике будет похож на водителя с уровнем алкоголя в крови равным 1 промилле, что квалифицируется как легкое опьянение.
Вождение в сонном состоянии
Исследование NHTSA 2006 года показало, что 20% аварий и 12% аварийных ситуаций произошли в те моменты, когда водитель был сонным.
Исследователи определили, что водитель был сонным, путем практических «опытов». 100 автомобилей были укомплектованы пятью видеокамерами связанными с компьютерами, для того чтобы записать и проанализировать действия водителя и его реакцию. NHTSA более года «следило» за водителями. Принявшие участие в эксперименте автомобилисты проехали в общей сложности более 2 млн. километров.
Благодаря полученным данным исследователи определили, что у водителей наблюдается сонливость, если их глаза были закрыты дольше, чем на мгновение (на доли секунд дольше обычного, если угодно), или, если они кивали головой вперед, а затем резко вскидывали ее в вертикальное положение. В классификацию попали и такие водители, которые напротив не двигались, уставившись вперед, не реагируя на траффик и ситуацию происходящую вокруг.
Факторы: время, возраст и график работы
Удивительно, но исследование показало, что большинство аварий и аварийных ситуаций происходили в дневное время, когда на дорогах много автомобилей и казалось бы трудно расслабиться. Но засни водитель ночью, последствия, как правило, будут гораздо серьезнее, потому что скорее всего произойдет это на скоростном шоссе или загородной дороге, где скорости выше.
Среди исследуемых, все возрастные группы имели одинаковый процент аварий и аварийных ситуаций, за исключением одной. Возрастная группа от 18-20 в пять раз чаще попадала в неприятности из-за усталости, чем любая другая группа. Главным катализатором такого «невезения» стала неопытность и нерегулярная привычка сна.
Чтобы обезопасить молодых водителей во главу угла должны быть поставлены отдых и режим дня. Молодым людям требуется от 8,5 до 9,5 часов сна. Некоторые спят по семь часов в сутки, что является минимальным порогом даже для взрослых. А многие молодые люди бодрствуют и по 18-20 часов в сутки.
Расписание работы также является фактором сонного состояния за рулем. Работа в ночную смену увеличила шансы на аварии из-за засыпания за рулем почти в шесть раз. Сверхурочная или вторая работа изматывала людей до того, что они в два раза чаще засыпали за рулем.
Другие факторы: лекарства
Фармацевты предупреждают, некоторые лекарства могут вызывать сонливость. Чтобы избежать этого, читайте инструкцию или посоветуйтесь с фармацевтом, есть ли в том или ином средстве ингредиенты вызывающие сонливость.
Как не уснуть во время вождения?
Топ-10 вещей, которые помогут вам не уснуть за рулем:
1. Остановитесь если вы чувствуете сонливость. Притормозите и выпейте кофе, зеленого чая или любой другой кофеин содержащий напиток.
2. Поскольку кофеин попадет в кровь и начнет действовать лишь через 30 минут, воспользуйтесь этим временем, чтобы вздремнуть.
3. Перед долгим путешествием хорошенько выспитесь ночью. Здоровый сон должен длиться, по крайней мере, шесть часов, но перед поездкой, чем дольше поспите, тем лучше.
4. Категорически не рекомендуется ехать в дальнее путешествие после тяжелого трудового дня.
5. Выезжайте в то время, когда вы обычно просыпаетесь. На ночь останавливайтесь в гостинице или мотеле, не нужно ехать «на пролом» день и ночь. Даже если до цели поездки остались «считанные» 100 км, а вы чувствуете усталость, остановитесь в отеле, поспите, с новыми силами и путь будет интереснее и проще.
6. Избегайте вождения в так называемое сонное время суток. Сделайте полуденный перерыв для короткого сна и найдите место для ночлега между полуночью и рассветом. Если нет времени даже вздремнуть, то по крайней мере, остановитесь и отдохните некоторое время, развейтесь.
7. Избегайте насыщенной углеводами пищи, которая может сделать вас сонливым. Вместо этого употребляйте белковую пищу.
8. Избегайте препаратов против аллергии, простуды или гриппа, содержащие дифенилгидрамин, которые могут способствовать сонливости. И не принимать предписанные средства для улучшения сна, пока вы не закончите поездку.
9. При длительных поездках, держите пассажира, который не спит на переднем сиденье. Он и беседу поддержать сможет и не даст вам уснуть. Не с кем поговорить? Поможет радио. Звук погромче и вперед! Также можно открыть окно, свежий воздух поможет взбодриться.
10. Делайте перерывы каждые два часа или каждые 160-200 километров, даже если вам кажется, что вы ни устали. Выйдите из автомобиля, сделайте несколько глубоких вдохов и разомнитесь, сделайте физкультминутку. Особенно важно размять мышцы шеи и плеч, чтобы разогнать кровь и снять напряжение. Желательно лимитировать свой дневной путь 500- 700 км.
Признаки усталости когда НЕОБХОДИМО сделать перерыв
AAA Foundation for Traffic Safety (организация занимающаяся исследованием в области вождения) обнаружила, что 9 из 10 сотрудников полиции останавливали водителя, который, по их мнению, был пьян, но в итоге оказывался просто очень уставшим. Верные признаки того, что вам следует немедленно остановиться и отдохнуть:
• Вы не можете воспроизвести в памяти несколько последних пройденных километров.
• Вы непреднамеренно съехали со своей полосы движения.
• Вам стоит немалых усилий удержать автомобиль в полосе.
• Ваши мысли блуждают и бессвязны.
• Вы начали неоднократно зевать.
• Вам сложно сосредоточиться или держать глаза открытыми, а голову прямо.
• Вы не соблюдаете дистанцию или не следите за дорожными знаками.
• Вы едва избежали аварии.
Майские праздники — ГИБДД активизировалась. За что тормозят?
Документы
Перечень документов, которые вы обязаны передавать сотруднику ДПС для проверки, указан в п.2 ПДД РФ «Общие обязанности водителей».
Что может грозить: если вы забыли водительское удостоверение, страховку или путевой лист (допустим, вы — водитель-экспедитор), это влечет предупреждение либо штраф 500 рублей (ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ).
За отсутствие свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) могут не только предупредить или оштрафовать на 500 рублей (ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ), но и эвакуировать автомобиль (ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ).
Страховку
Электронный полис ОСАГО имеет такую же силу, что и привычный бумажный документ. Чтобы продемонстрировать инспектору ГИБДД, что е-ОСАГО у вас имеется, не обязательно возить с собой распечатку полиса — достаточно фото в телефоне (п. 2.1.1(1). ПДД РФ).
Если вы не уверены, что ваш полис электронный, это легко можно выяснить: у е-ОСАГО серия начинается с букв «XXX».
Что может грозить: если у вас есть е-ОСАГО, но вы не можете предоставить ни распечатку, ни фото в телефоне, вы получите предупреждение или штраф 500 рублей (ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ). Хотя у любого инспектора ГИБДД есть возможность проверить наличие «автогражданки» через базу Российского союза автостраховщиков (РСА).
За отсутствие бумажного полиса штраф — все те же 500 рублей.
Если страховка у вас отсутствует или она просроченная, можно схлопотать штраф 800 рублей (ч.2 ст.12.37 КоАП РФ).
Улов и добычу
Во многих регионах нашей страны в майские праздники проходят еще и рейды по выявлению браконьеров.
По закону охота допустима только при наличии специальной лицензии, на разрешенные виды животных и на выделенных для этого территориях. Незаконный отстрел животных — серьезное уголовное преступление.
«Попасть под статью» можно, даже если вы сами не являетесь охотником, а просто приобрели у кого-то с рук тушу дикого зверя или улов рыбы и теперь везете добычу домой. Ведь нет никакой гарантии, что убитое животное не занесено в Красную книгу или что охота на него осуществлялась законным способом.
Что может грозить: российским законодательством не предусмотрена ответственность именно за транспортировку охотничьего трофея. Однако, если у инспектора ГИБДД возникнут сомнения относительно законности его добычи, он вправе задержать ваш автомобиль и доставить его в отдел полиции вместе с «ценным грузом». Определять, каким путем добыт трофей и законна ли добыча в принципе, будет приглашенный охотничий инспектор. Разброс санкций обширный. В зависимости от региона совершения правонарушения, вида животного и масштаба совершенного деяния ответственность может быть как административной (ст.8.37 КоАП РФ), так и уголовной ст.258, ст.258.1. УК РФ.
Состояние водителя
По закону количество алкоголя у водителя не должно превышать 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха (или 0,3 промилле). Эти цифры обозначают допустимую погрешность измерения алкотестеров, которые используют инспекторы.
В спорных ситуациях (например, если по показаниям алкотестера явно неадекватный водитель трезв), инспектор обязан сопроводить гражданина в больницу. Там водитель проходит процедуру медицинского освидетельствования.
Что может грозить: вы имеете право не проходить проверку на месте. Но вот отказ от медицинского освидетельствования в больнице — уже серьезное нарушение, за которое предусмотрен штраф 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок до двух лет (ч.1 ст.12.26 КоАП РФ). Такая же санкция предусмотрена за управление автомобилем в состоянии опьянения — не важно, алкогольного или наркотического (ч.1 ст.12.8 ).
Для пьяных за рулем предусмотрена и уголовная ответственность. Так, по статье 264.1 УК РФ водителю, уже лишенному права управления и вновь попавшемуся в нетрезвом виде, грозит штраф от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет.
Наличие в автомобиле запрещенных веществ
Рейды по проверке водителей на предмет перевозки наркотиков обычно проводятся ГИБДД совместно с сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков. Чаще останавливают странно ведущих себя водителей и молодые шумные компании.
Прежде чем осмотреть ваш багажник, инспектор должен инициировать процедуру досмотра автомобиля и заранее сообщить об основаниях для досмотра.
Досмотр всегда проводится под протокол, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. Кстати, водителю (пассажирам) также рекомендуется снимать все происходящее на телефон.
Любые свои замечания, возражения и пояснения необходимо вносить в протокол досмотра.
За незаконное приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств (веществ, используемых для изготовления наркотиков), предусмотрено менее жесткое наказание — штраф до 300 000 рублей, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до одного года (ч.1 ст. 228.3 УК РФ ). Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом до 500 000 рублей либо лишением свободы до 2 лет (ч.2 ст. 228.3 УК РФ).
Мнение эксперта
Ведите себя спокойно и вежливо
С инспектором ГИБДД надо разговаривать уважительно, даже если вопрос показался вам странным — ведь вы не знаете текущей дорожной ситуации и полученных инспектором указаний.
Необычные придирки чаще всего вызваны неправильным поведением водителей при общении с инспекторами. Мой топ-три «лишних» фраз выглядит так:
Ушел от наказания
На эту деталь обратил внимание Верховный суд, куда Тарасенко обратился с жалобой. А заключается она в том, что у Тарасенко на момент нарушения не было права управления, а значит, и лишать его нечего. Как указал ВС, согласно карточке учета операций с водительским удостоверением срок его действия истек в феврале 2019 года. То есть за 9 месяцев до правонарушения. По Закону «О безопасности дорожного движения», истечение срока действия водительского удостоверения является основанием прекращения действия права на управление транспортом.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда N 20 от 25 июня 2019 года к таким водителям лишение права управления не применяется.
То есть в случае с Тарасенко протокол должен был быть составлен по части 2 статьи 12.26. И по этой же статье суды должны были назначать ему наказание.
Поэтому Верховный суд отменил постановления, вынесенные в отношении этого водителя, а производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП.
Переквалифицировать действия Тарасенко невозможно. Поскольку арест даже на 10 суток у нас считается более строгим наказанием, чем лишение прав на полтора года. Поэтому переквалификация повлечет ухудшение положения водителя, что недопустимо.
Таким образом, после года мытарств по судам попавшийся с признаками опьянения водитель, отказавшийся от медосвидетельствования, вовсе оказался освобожденным от какой-либо ответственности. И все только по той причине, что все нижестоящие суды формально подошли к делу и не стали разбираться в обстоятельствах.
Несмотря на то что количество аварий по вине нетрезвых водителей снижается, они все равно остаются большой проблемой. Ведь тяжесть таких аварий очень высокая. В каждом четвертом ДТП с нетрезвыми водителями погибает человек.
Напомним, что сейчас продолжаются попытки ужесточения законодательства в отношении нетрезвых водителей. Так, например, в проекте нового КоАП заложен механизм конфискации автомобиля у собственника, если он дважды предоставил машину нетрезвому водителю. Предполагается, что когда эта норма заработает, то конфискация автомобиля заработает и по уголовным делам. То есть машины будут конфисковывать и у тех, кто получил уголовное наказание за повторное управление в нетрезвом виде или повторный отказ от медосвидетельствования.
Также МВД разработало поправки в Закон «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которыми водители, не имеющие прав, но попавшиеся за рулем в нетрезвом виде или отказавшиеся от медосвидетельствования, не смогут получить водительское удостоверение до истечения срока, пока они считаются подвергнутыми наказанию. То есть год с момента отбытия ареста. Сейчас, например, такой водитель, у которого истек срок действия прав, может на следующий день после ареста пойти в ГИБДД и получить новые права. Подробно об этом «РГ» рассказывала в номере от 14 ноября этого года.
Примечательно, что пока судьи неправильно применяют нормы закона и формально относятся к рассмотрению таких дел, даже новые строгости закона на таких горе-водителей распространяться не будут.
Как не уснуть за рулем – лучшие советы для водителей 16:33, 9 апреля 2021 Версия для печати
Статистика свидетельствует о том, что причиной 20% серьезных ДТП является снижение внимательности из-за усталости и засыпание за рулем.
Неуправляемая легковушка, движущаяся со скоростью 60-80 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по трассам фурах и говорить нечего. Давайте порассуждаем: если дальнобойщик, который едет со скоростью 100 километров в час, заснет хотя бы на три секунды, то успеет промчаться около 80 метров. Вывод определенный – однажды заснув за рулем, можно никогда не проснуться. Причем пострадаете не только вы, но и, скорее всего, другие участники дорожного движения.
Многие водители уверены, что способны зафиксировать первые признаки засыпания за рулем, отреагировать и предотвратить опасность. Однако, как отмечают немецкие ученые, опыты говорят о другом: даже водители-профессионалы зачастую переоценивают свои возможности, не замечают усталость и пропускают момент, когда их мозг отключается.
Особенно внимательным нужно быть по ночам. Ведь человеческий организм настроен на сон именно в темное время суток. Кроме того, обращайте внимание на свое состояние во время длительных поездок – они сильно выматывают. Если вы хотите садиться за руль перед долгой дорогой или ночным путешествием, то следует хорошо отдохнуть.
Самые действенные способы, которые позволят водителю взбодриться
По мнению специалистов, прямо перед непродолжительным сном можно выпить чашку кофе. Дело в том, что этот напиток начинает действовать не сразу, а примерно через полчаса. Так что вы проснетесь с двойным зарядом бодрости.
В целом кофе является известным психостимулятором. При этом нужно помнить, что кофеин просто использует ресурсы организма. Он сужает сосуды и увеличивает частоту сердечных сокращений.
Когда действие кофеина закончится, наступит обратная реакция. В итоге спать захочется еще больше.
Помогает в дальних поездках и зеленый чай. В его состав входят танины, которые стимулируют активность головного мозга. Но даже если от чая не будет особого толка, мочегонный эффект заставит водителя периодически останавливаться. Такой рваный темп определенно добавит концентрации внимания.
Прийти на помощь может и энергетический напиток. В их составе обычно содержится таурин, кофеин, экстракт гуараны. Впрочем, чрезмерное употребление энергетиков может привести к проблемам с энергетическим балансом организма. Также не следует злоупотреблять специальными «бодрящими» таблетками.
Еще один вариант – нужно заняться физическими упражнениями. Следует выйти из машины, сделать несколько гимнастических упражнений или совершить пробежку. После этого сонливость должна пройти.
Также во время остановок следует умываться холодной водой. Но этот способ эффективен в том случае, если его повторять раз в полчаса – не реже.
Помогут не заснуть за рулем и веселые попутчики, которые будут разговаривать и спорить. Но здесь важно не переборщить, так как слишком оживленная дискуссия может отвлечь водителя и снизить его реакцию.
Также добавить энергии может легкая трапеза, состоящая из овощей и фруктов. Тяжелой пищи лучше избегать, так как это только лишняя нагрузка на организм. И борьбе с сонливостью такая еда не поможет.
Возьмите с собой в путь горчичники. Жжение позволит отыграть у сна еще некоторое время. Горчичник лучше всего расположить на спине – между лопаток.
Если в машине есть пассажир, то можно поставить перед ним задачу: сесть на заднее сиденье и в зеркало заднего вида внимательно следить за глазами водителя. Если они начнут слипаться, нужно немедленно дать об этом знать.
Водители с опытом дают совет возить с собой апельсин. Если вы начнете засыпать, нужно очистить плод и вдохнуть запах. Цедру следует разложить по машине. Этот способ также позволит немного продержаться без сна.
Серьезно взбодрить может и свежий воздух. Можно, к примеру, открыть окно автомобиля или поставить климат-контроль на 16-17 градусов.
Многие современные автомобили оснащены специальными системами, способными отслеживать состояние и поведение водителя. Или же их можно купить отдельно. Эти устройства будут подавать звуковой сигнал или направлять в лицо водителя струю холодного воздуха, если он начнет засыпать. Впрочем, данные системы еще недостаточно совершенны, так что полностью уповать на них не стоит.
Лучше не бороться, а подчиниться – мнение дальнобойщиков
Блогер-дальнобойщик Анатолий Кречетов уверен, что если вы ходите спать, не стоит себя заставлять ехать дальше. Лучше остановиться и отдохнуть.
Такого же мнения придерживается дальнобойщик Данил Рудей.