Нарушение сна биология 8 класс
Конспект урока «Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.»
Предмет: Биология 8 класс
Тема урока: Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.
Цель урока : показать, что любая деятельность человека носит циклический характер, а эти циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами.
Задачи: раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.
Таблицы с изображением головного мозга, схемы рефлексов и их торможения; графики электроэнцефалограмм человека бодрствующего и находящегося в состоянии быстрого сна и медленного сна.
Беседа по вопросам
2.Изучение нового материала.
1.природные ритмы и ритмическая деятельность организма. Рассказ учителя о том, что цикличность физиологических процессов является свойством всего живого. Наши потребности достигают состояния доминанты. После удовлетворения ее наступает период покоя, а затем все повторяется снова. Жизненные циклы определяются как внутренними, так и внешними причинами. Из внешних причин наиболее сильно влияют: смена дня и ночи, сезонные явления природы, магнитные бури. Организм приспосабливается к этим внешним ритмам, и они поддерживаются внутренними процессами.
2.Сон и бодрствование.
Причина смены сна и бодрствования- смена дня и ночи. С течением времени эта смена стала внутренней потребностью человека.
Сон- это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток, состояние, при котором восстанавливаются многие процессы, которые были нарушены в состоянии бодрствования. Центр сна находится в гипоталамусе.
3. Стадии сна: медленная и быстрая.
Фазы сна
Медленный сон Быстрый сон
Редкие, высокие, медленные волны, быстрые колебания с небольшой
сердцебиение и обмен веществ замедляется амплитудой, сердцебиение
усиливается, приходят сновидения
4. Причины сновидений.
Сновидения-нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма.
Можно предложить прочитать параграф о гигиене сна.
Внимательно изучаем обобщение и обсуждаем основные понятия после параграфа.
Домашнее задание: параграф 59 читать и ответить на вопросы.
Биологические ритмы, сон и его значение
Урок 60. Биология 8 класс ФГОС
Конспект урока «Биологические ритмы, сон и его значение»
Что мы знаем о меняющихся условиях на нашей планете? Это сезонные изменения количества поступающего света в наших широтах, связанные с движением Земли вокруг Cолнца. А количество света обусловливает изменение температуры.
Это суточные изменения количества света, связанные с вращением Земли вокруг своей оси. Так мы наблюдаем последовательную и обязательную смену дня ночью.
Это и периодические приливы, и отливы водной оболочки Земли, связанные з движением Луны вокруг Земли.
Перечисленные изменения практически постоянны в своей периодичности, то есть ритмичны. Поэтому живые организмы волей-неволей оказались зависимы от этих ритмов и вынуждены были отреагировать на них своими.
Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений.
И самым наглядным изменением таких процессов и явлений будет, несомненно, изменение суточной активности человека. Которая состоит из чередования бодрствования и сна.
Наука сомнология (от лат. somnus — сон и греч. λόγος — учение) (да-да, есть и такая наука) активно развивается всего несколько десятилетий. Поэтому всё самое интересное о третьей части жизни человека, а именно столько человек проводит во сне, впереди.
Что же нам известно сегодня? Итак, сначала только факты, а затем несколько предположений.
Сон – это особое функциональное состояние организма человека, которое характеризуется неподвижностью, почти полным отсутствием реакций на раздражения и понижением активности ряда физиологических процессов. Но это состояние следует отличать от других подобных, с которыми вы встречались ранее на примере животных.
Кроме человека спят и другие млекопитающие, птицы, рыбы и некоторые насекомые. Сон необходим каждому человеку. Доказательством его биологической значимости является тот факт, что человек так и не смогли отказаться от привычки спать.
Физиологическое состояние спящего человека. У него становится более редким дыхание, снижается обмен веществ, кровяное давление, частота сердечных сокращений и мышечный тонус. Во время сна ослабевает контакт организма с внешней средой – снижается слух, обоняние, осязание, заторможены условные рефлексы и, как результат, становится невозможной целенаправленная деятельность.
Сон является одной из фаз суточного биоритма (сон – бодрствование) и выполняет приспособительную функцию – создаёт условия для переработки информации, полученной в период бодрствования.
Считают, что сон обеспечивает протекание в мозге восстановительных процессов. Клетки и ткани нашего организма во время сна получают определённую долю независимости и могут осуществлять местную саморегуляцию.
Однако проникнуть в глубину процессов, происходящих в мозге человека, удалось только с изобретением механизма для изучения электрических процессов мозга – электроэнцефалографии.
Первые сведения об электрогенных свойствах нервов и мышц появились в далёком 1849 году. А первая электроэнцефалограмма (сокращённо ЭЭГ) спустя почти 100 лет только с развитием соответствующей техники.
Какие же подробности о сне известны сейчас?
В ходе многочисленных исследований, было выяснено, что сон состоит из двух качественно различных фаз – так называемого медленного и быстрого сна. Которые последовательно сменяют друг друга.
Медленный сон характеризуется снижением всех функций человеческого организма, отсутствием сновидений и быстрых движений глаз.
Это так называемый non-REM сон (от английского REM — rapid eye movement – быстрые движения глаз). Однако, в состоянии медленного глубокого сна человек может быстро проснуться при воздействии важных для него раздражителей. То есть услышать будильник на стадии медленного сна.
Периодически, каждые 80-90 минут, медленный сон сменяется быстрым (как раз уже REM сон), который составляет приблизительно 20% от всего времени сна. Если человека в это время разбудить, то скорее всего он расскажет нам сон, который только что видел. А глаза у него под закрытыми веками быстро двигались.
Быстрый сон вообще называется парадоксальным. Дело в том, что на этой стадии, которая следует за медленным сном, мозг человека вроде бы просыпается и функционирует, как при бодрствовании. А мышечный тонус, наоборот, резко падает.
Здоровый сон всегда начинается с медленной фазы. Дремота является первой стадией медленного сна и длится 10-15 минут. Далее следует ещё целых четыре стадии во время которых сон становится всё более глубоким.
Затем наш организм переходит в фазу быстрого сна, в которой, как мы уже сказали, как бы просыпается. Далее активность мозга вновь снижается, и мы переходим к медленному сну.
Такое чередование фаз сна за время нашего отдыха сменяется 4-5 раз. К пробуждению доля медленного сна уменьшается, чередование фаз нарастает, а фаза быстрого сна увеличивается. Организм готовиться к пробуждению. Проснувшись в стадии быстрого сна, вы будете иметь все шансы встать, как говорится «с той ноги» и продуктивно провести весь день.
Собственно, своё пробуждение человек может элементарно рассчитать. Приблизительно каждая смена медленного и быстрого сна составляет 2 часа. Если вам не удалось лечь спать пораньше, чтобы получить свои «законные» 8 часов полноценного отдыха, лучше тогда уже ещё немножко подождать с засыпанием, рассчитав так, чтобы проснуться в стадии быстрого сна.
На стадии быстрого сна, человек видит сновидения. Что же такое сновидения?
Сновидения – это более или менее яркие и сложные события, картины, живые образы, которые возникают у человека, который спит. Они являются результатом деятельности нервных центров, которые остаются активными во время сна.
Одной из основных функций снов, как считают учёные, является стабилизация эмоционального состояния человека. Которое просто необходимо восстанавливать во избежание перегрузки нервной системы различными видами эмоций во время бодрствования.
Примеров этому множество.
Известный немецкий химик Кеккуле так и писал: «Учитесь видеть сны». Однажды во сне он увидел танцующие молекулы, которые чем-то напоминали змей. Внезапно одна из них укусила себя за хвост, образовав кольцо. Проснувшись и вспомнив сон, учёный предложил свою знаменитую формулу бензола – кольцо из шести атомов углерода.
Химия вообще известна своей приверженностью к сновидениям. Так, гениальный Менделеев во сне увидел таблицу, которая отражала порядок размещения химических элементов в соответствии с их свойствами.
Систематические исследования роли сновидений были проведены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом. Рассматривая сны как своеобразный и достаточно важный язык мозга, он отметил, что они являются продуктом нашей собственной психической активности.
Ложиться спать и вставать утром в одно время. Соблюдение режима дня применительно и ко сну приведёт вас к небывалым успехам в вашей жизни исключительно за счёт укрепления здоровья без всяких лекарственных препаратов, физических упражнений и так далее. Физическую культуру и спорт никто не отменял, конечно. Но без соблюдения режима дня и режима сна, в частности, вы никогда не достигните максимального коэффициента полезного действия от своих здоровых увлечений.
Непосредственно перед сном не рекомендуется напряжённая умственная деятельность, подвижные шумные игры и развлечения: это всё возбуждает нервную систему и нарушает сон.
Не засыпайте «в обнимку» со своим смартфоном или планшетом. Это также держит мозг в умственном тонусе независимо от воспринимаемой информации.
Полезно погулять на свежем воздухе, принять тёплый душ. Принимать пищу нужно не позднее чем за 1,5-2 часа до сна.
Спать рекомендуется в хорошо проветренном помещении, зимой – при открытой форточке, летом – при открытом окне.
И помните – лишение человека сна считается одной из самых страшных пыток, которые только придумывало человечество. Поэтому берегите свой сон и приятных сновидений!
Класс: 8
Презентация к уроку
Средства обучения: презентация, таблица с изображением головного мозга.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Наружный хаос мрака и огня
Мой мозг вгоняет в четкие пределы
Дробит и клеит, разрушает смело
И вечно строит только для меня
Исполненные музыки, значенья,
Причудливые яркие миры-
Творения возвышенной игры,
Сооруженья внутреннего зренья.
Д. Леви (нейроэстетик)
Древние греки верили, что сны приносит и управляет сновидениями бог Гипнос. Людям, живущим по совести он приносит облегчение и покой, охраняя их сны, и не впускает туда чудовищ ада. Но к тем, кто живет неправедно приходят во сне Цербер (адский пес Аида) и медузы горгоны терзающие душу но не плоть. Наверное, каждый из вас хоть раз в жизни просыпался в холодном поту от ужаса или страха, кто – то, наоборот, видел хорошее и просыпался с улыбкой, потому что, по мнению греков к нему являлся его сын бог Морфей, который навевал только сладкие сны. А сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую пытаются доказать до сих пор. Тема сна находит свое отражение и в картинах художников, например Сальвадор Дали в картине (как вы думаете, как называется картина?) “Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения” обратился к теме сновидений.
II. Изучение нового материала.
Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами.
Другой причиной сна является усталость.
Если человек привык ложиться спать в одно и то же время и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость.
Итак что же такое сон? (ответы учащихся)
Расстройство сна.
И.П.Павлов наблюдал за больным Качалиным, который заснул в 1898 году и проспал 20 лет. Во сне он состарился. Спал беспокойно, глаз не открывал, в сознание не приходил, но мог иногда подниматься и грызть семечки.
В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Кеннеди, заснула на 13 лет.
Бразильская певица Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась.
Слово учителя: В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего. А ведь бывали случаи, когда таких людей действительно хоронили живьем.
Николай Васильевич Гоголь писал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
А ведь до сих пор не смолкают споры по поводу смерти Николая Васильевича Гоголя. После вскрытия гроба, при переносе на другое кладбище, тело Гоголя было перевернуто в гробу. Возникает вопрос: а не захоронили ли великого писателя в состоянии сна? Что это за состояние? Очнувшись, он мог перевернуться в гробу.
Летаргия- в переводе с греческого означает спячка.
Задумывались вы над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определенное время дня, года, почему одни люди до глубокой старости сохраняют высокую работоспособность и умственную продуктивность, а другие увядают в молодости?
На все эти вопросы легче дать ответ, если учесть, что живые существа обладают “внутренним механизмом”, способным измерят время. Он обеспечивает высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.
— Давайте попробуем сейчас определить ваш биоритм, с помощью мини – анкеты.для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В.
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?
А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч.
3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно?
4. Когда вам легче учить уроки?
А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы
— если больше ответов А – вы сова
— если больше ответов В – вы жаворонок
— если больше ответов Б – вы аритмик.
Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна.
Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма.( определение биологический энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по- настоящему вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один- два раза. Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.
ПОМНИ: сном невозможно запастись впрок, так же как и едой. Избыточный сон также вреден, как переедание.
Крепкий и здоровый сон обеспечивает восстановление работоспособности клеток головного мозга, предохраняет их от чрезмерного напряжения.
Недосыпание – одна из наиболее частых причин неврозов в детском и подростковом возрасте.
А сейчас проведем эксперимент.
Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведём следующий эксперимент. На полях тетради напишите цифры:1,2,3.
1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот-же большой палец левой или правой руки (напишите букву Л или П).
2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху? (Л или П).
III. Закрепление изученного материала.
Презентация по биологии «Бодрствование и сон» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
БОДРСТВОВАНИЕ И СОН
Сон и бодрствование — это проявление суточных ритмов. Сон — это особое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители. Сон — состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой.
Зачем нужен сон? Во время сна происходит восстановление нейронов, поврежденных во время интенсивной деятельности в состоянии бодрствования. Осуществляется выработка и доставка химических веществ к месту использования. Восстанавливается работоспособность. Перерабатывается и усваивается полученная во время бодрствования информация.
Сон абсолютно необходим для организма. Патологический сон возникает в результате торможения обширных участков мозга, вызванного какими-либо болезненными факторами или функциональным расстройством деятельности мозга Литаргический сон (мнимая смерть) наступает при истощении нервной системы при тяжелых переживаниях Лунатизм чаще происходит в детском возрасте. При торможении коры головного мозга двигательные центры приходят в состояние возбуждения, что и вызывает вскрикивания по ночам, речь или хождение во сне
Сон — циклическое явление. Обычный 7–8-часовой сон состоит из 4–5 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл включает две фазы: фазу медленного сна и фазу быстрого сна. Медленный (глубокий) сон сопровождается урежением дыхания и пульса, расслаблением мышц, снижением активности мозга, обмен веществ и температуры тела. Быстрый (поверхностный) сон активизирует деятельность всех внутренних органов, дыхание становится частым, работа сердца усиливается, обмен веществ повышается, наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев, иногда спящий начинает говорить. В эту фазу человек видит сновидения.
Мы забываем 50% сна в первые пять минут после пробуждения. Эта цифра возрастает до 90% за 10 минут. Воспоминание формируется при наличии ассоциативных связей и повторений. И если во сне вы услышали или увидели нечто, но не провели аналогию, вы скорее всего это забудете. Сны можно учиться не только запоминать, но и программировать. Феномен так называемого «осознанного сновидения»
С точки зрения психологии, есть 5 причин, объясняющих наличие сновидений. Первая — компенсация. В этом случае во сне мы берем реванш, восстанавливая баланс. Вторая причина — развитие адаптационного механизма. Переживая стресс в обычной жизни, во сне мы ищем способы, как справиться с этой ситуацией. Третья связана с процессом запоминания. Сны — как результат работы мозга по упорядочиванию воспоминаний. В каком-то смысле это напоминает перезагрузку компьютера. Четвертая причина — сны как поиск решения некой задачи. Подсознание выдает нам то, чего мы на самом деле желаем.
Номер материала: ДБ-1183308
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок биологии в 8 классе «СОН»
Биологические ритмы. Сон и сновидения.
Цель урока: Создать условия для формирования понятий о биоритмах, сне и бодрствовании. Познакомить с нарушениями сна и его гигиеной.
Задачи урока: 1. Дать понятие о биологических ритмах.
2.Раскрыть физиологическую природу сна, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение. Рассмотреть толкование ученых по изучению сна.
3. Познакомить учащихся с гигиеническими требованиями, обеспечивающими полноценный сон и активное бодрствование.
4. Познакомить с нарушениями сна, гигиеной.
— Давайте, попробуем отнестись к этому с разных точек зрения. Для этого вам необходимо произнести фразу «Сегодня проводится открытый урок» с разной интонацией и чувством:
— Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что обучение и учение два разных дела?
Обучение – это дело преподавателей, они вас обучают, излагают учебный
материал, заинтересовывают, спрашивают, контролируют, оценивают.
А учитесь вы сами. И эта ваша деятельность по овладению ЗУН и есть учение.
— В народной притче говорится: «Если дать человеку одну рыбу – он будет сыт один день; двух рыб – хватит на два дня. Но если человека научить ловить рыбу, он будет жить долго».
На доске карточки с фразами и словами.
Задание: Убрать те карточки со словами и фразами, ответы на которые ребята знают или могут объяснить.
СОН. БОДРСТВОВАНИЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ. СНОВИДЕНИЯ. БЫСТРЫЙ СОН. МЕДЛЕННЫЙ СОН. ВЕЩИЕ СНЫ. ГИГИЕНА СНА. КАК ДОЛГО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ СНА. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ОТВЕДЕНО НА СОН.
Создание проблемной ситуации. В. Катаев «Сон»
«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилось еще новое – мука борьбы с непреодолимым сном.
… Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой и неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»
Проблемный вопрос: Почему человек и животные не могут обходиться без сна?
СОН – это наша жизненная потребность, часть жизненного ритма.
«И.П.Павлов: Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция… имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм»
— Работа с этим понятием. Учащиеся высказывают свою точку зрения.
СЛАЙД «Биологические ритмы»
Все живое, что существует на нашей планете, как бы несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для Земли. Вращение Земли вокруг своей оси создает смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный биологический ритм. Именно этот биоритм имеет наибольшее значение для организма животных и человека.
— Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Работа с текстом. Выдать бланки на парты уч-ся.
Можно даже сказать, что человек находится во власти суточных ритмов, более 40 физиологических процессов зависят у нас от биологических часов. На протяжении суток у человека меняется температура. Самым «горячим» он бывает в 18 часов, а самым «холодным» между 1-5 часами. Колебания температуры у разных людей составляют от 0,6 до 1,3 градуса. Примерно в том же ритме у человека меняются частота сердечных сокращений и кровяное давление, но в 13 и 21 час оно наиболее низкое. Физическая активность высока в 8 часов утра, «слабеет» с 12 до 14 часов, новый прилив сил наступает с 14 до 17 часов. А ночью, от 2-х до 5-и, человек наиболее слаб
Метод «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ».
Уч-ся выходят, встают в круг. В центре водящий, он закрывает глаза и кружится на месте указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение текста. Далее по часовой стрелке, каждый говорит по 1 предложению из текста.
После этого снова читаю текст, и исправляют ошибки. Кто был самым активным?
— Как вы понимаете высказывание И.П.Павлова «Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм».
— Всё живое, что существует на нашей планете, как бы несёт отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для Земли. Вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный или циркадный биологический ритм. Это наиболее наглядный пример экологического ритма, который занимает центральное место среди всех ритмических процессов и которому подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадно – околосуточную ритмику.
-Сегодня нас будут интересовать ваши способности, проявляющиеся в учебной деятельности. И здесь, кроме общеучебных играют большую роль индивидуальные психофизиологические особенности человека, индивидуальные качества каждого у вас. Например: некоторые из вас продуктивно работают рано утром (жаворонки), другие вечером (совы), у некоторых работоспособность в течение дня резко не меняется – это аритмики. А в целом это звучит как – индивидуальность биоритма человека.
— Давайте попробуем сейчас определить ваш биоритм, с помощью мини – анкеты. Для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В.
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
А) да Б) не всегда В) нет
2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?
А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч.
3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно?
А) утром Б) в обед В) вечером
4. Когда вам легче учить уроки?
А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы
— если больше ответов А – вы сова
— если больше ответов В – вы жаворонок
— если больше ответов Б – вы аритмик.
Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна.
— Именно о ритме сна – бодрствования пойдёт речь в следующей части урока. Попробуем для начала определить, что такое сон? (мозговой штурм, уч-ся отвечают на вопрос, учитель предлагает сравнить с определением, записанным на закрытой доске, а затем записать его в тетрадь)
СОН – это одно из основных состояний организма, наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.
— Чтобы понять значение и физиологическую природу сна люди изучали человеческий мозг ,
биолог. – А теперь мы переходим к работе в парах. Заполняем таблицу на раздаточных материалах, используя учебник. Сверяемся со слайдом.
75% всего времени сна (без быстрого движения глаз
25% всего времени сна (с быстрым движением глаз)
Физиологическое состояние организма
После засыпания и длится по 1-1,5 часа.
После медленного сна длится по 10-15 мин.
Снижается активность всех систем организма; мышцы расслабляются, понижается t тела
Активизируется деятельность всех систем организма, мышцы в тонусе, повышается t тела
Психические процессы мозга
Наблюдаются разговоры во сне, страхи и лунатизм
Сновидения. Обработка дневной информации
— Из-за физиологических особенностей сон человека отличается от сна других животных, с чем это связано?
(ответ учеников – с сновидениями)
(формулируется понятие сновидения)
(учитель характеризует образы, изображённые на картинах известных художников, формируя понятия того, что и почему отражается в снах)
— отрывок какого произведения вы видите на доске ?(слайд 19)
Ее тревожат сновиденья,
Не замечая, как его понять,
Мечтанья страшного значенья
Татьяна хочет отыскать.
(Пушкин А.С. «Евгений Онегин»)
— О чём идет речь в этом отрывке? (ответ учащихся – о «вещих снах» )
В далекие времена снам верили. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.
-В чем причина такого совпадения? (ответ учащихся )
(у учащихся формируется научное объяснение «вещим снам» )
Е) Значение сна. (слайд 21)
Мне снится сон, что сплю я непробудно,
Что в грезы я надежно погружен.
И на меня ласкательно и чудно
Надежды тень навеял этот сон.
-О чём рассказывается в этом отрывке? Сновидения.
— Почему состояние сна возникает ночью?
95% информации о внешнем мире мы получаем при помощи зрения. Глаза успешно выполняют свою функцию только в условиях освещенности, хотя бы слабой. Ночью зрение не способно предупредить о надвигающейся опасности. Поэтому для организма рациональнее всего спать ночью.
— Почему возникает состояние сна?
Изучали больных с полной атрофией мышц, у них не выявили сокращение времени сна, хотя эти больные не нуждались в телесном отдыхе.
Различают несколько механизмов сна:
В основе сна лежит накопление продуктов обмена – гипоксинов, которые вызывают состояние сна.
Мишель Жюве высказал предположение, что в головном мозге имеются локализованные нервные структуры, которые можно охарактеризовать как центры сна. Воздействие при помощи электродов на центр сна вызывает сон.
1 пара.: «Значение сна, психологические теории сна»- Гриша и Коля.
ВЫВОД ПО ВЫСТУПЛЕНИЮ:
Сон обеспечивает отдых организма.
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов.
Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
Сон — это приспособление организма к изменению освещенности (день-ночь).
Сон восстанавливает иммунитет.
Продолжительность сна обычно составляет 6—8 часов в сутки, но возможны изменения в довольно широких границах (4-10 часов). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких минут до нескольких суток.
Продолжительность сна у новорожденных, взрослых и пожилых людей составляет 12—16, 6—8 и 4—6 часов в сутки соответственно. Длительность сна менее 5 ч (гипосомния) или нарушение физиологической структуры считаются факторами риска бессонницы.
Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть, периодически «проваливается» в пограничное состояние со спутанным сознанием.
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем активного сознания и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, а также насекомым (например, дрозофилам).
2 пара «Нарушения сна» Вика и Саша.
Вопрос- почему возникают нарушения сна?
(рассказ учителя с элементами беседы об основных нарушениях сна)(слайды 28-34) 1. Летаргия.
Используя тексты учебника дайте объяснение высказыванию Сеченова о том, что «сновидения – это небывалые композиции бывалых явлений»; раскрыв при этом причины возникновения сновидений и приведя примеры, когда во сне находились решения каких-либо задач.
3 пара: «Гипноз.Гигиена сна» Лина и Ваня.
-можно ли гипноз использовать в лечебных целях?
Возможна замена рассказа учителя на сообщения учащихся.
И) Гигиена сна. (самостоятельная работ по учебнику)
Проверка по слайду 35.
Засыпать в одно и тоже время.
Перед сном много не есть и не пить.
Не заниматься напряжённой умственной работой
(уроки заканчивать за 1,5-2 часа до сна)
Создать вокруг себя тишину.
Гулять на свежем воздухе и проветривать комнату перед сном.
III. Закрепление – Итоговая беседа о значении сна, о фазах сна и их смене в течение ночи, о гигиене сна; альтернативный диктант. В тетради. Взаимопроверка.
1. Сновидения – это нормальная работа мозга в фазе быстрого сна. да
2. Сон состоит из двух фаз: быстрый сон и медленный да
3. Причиной возникновения бессонницы является нервное переутомление, длительная напряжённая умственная работа, волнения и др. да
4. Ритмические изменения в живом организме называется биоритмами. да
5. Третью часть своей жизни человек проводит во сне. да
6.Человек во сне проводит примерно: одну треть своей жизни. да
7.Сон- это торможение основных отделов коры больших полушарий. да
V Рефлексия- итог- учитель:
За период обучения в средней школе учащийся решает около 30 тыс. задач, прочитывает 800 тыс. страниц текста, он получает около 2000 оценок. Учение подходит под определение профессиональной деятельности, а результатом труда являются индивидуальные знания человека.
И в заключении нам хотелось бы знать ваше мнение об уроке. Проведём приём «Живая газета». Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
1. Когда и где вам могут пригодиться сегодняшние знания и опыт?
2. Как ваши индивидуальные способности помогали вам сегодня учиться?
Закрепление знаний: короткоспящие. Открытия во сне.
— Центры сна, которые формируют физиологию сна расположены в гипоталамусе. (слайд 15)
ответ учащихся – о значении сна )
Значение сна. (слайд 22)
2. Переработка и хранение информации.
3. Приспосабливает организм к биоритмам.
4. Восстанавливает иммунитет путём активизации Т-лимфоцитов.
— Почему человек и животные не могут обходиться без сна?
(рассказ с элементами беседы)(слайд 23)
Ж) Рубрика – это интересно.( см приложение № 2-3)(слайды 24-27)
С/р с учебником (стр. 279). Заполните таблицу.