Натуроцентризм в трактовке человека означает
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм
Просмотр содержимого документа
«Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм»
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы
В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Основные особенности антропоцентризма
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)
1. Бог царство священного и таинственного олицетворяет природу.
2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.
Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы» (на рубеже XIX и XX вв.)
Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии.
В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу:
(5 июля 1182-3 октября 1226)
Связь антропоцентризма и натуроцентризма
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин Древних извлекаю,
Ты предо мною весь вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе: