Научно сконструированные трактовки политики
Ш. Научно-сконструированные трактовки политики
– деятельностные определения политики. Политика – это процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений.
– телеологические определения – политика – это деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Здесь подчеркивается два момента – коллективная природа деятельности (деятельность крупных социальных групп – классов, наций, государств) и сознательный целенаправленный их характер.
– системные определения – политика – относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, отличающийся целостностью, отграниченностью от окружающей среды – ост областей общества – и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.
Политика – это сфера взаимоотношений разных социальных групп (классов, наций, государств), отдельных индивидов по поводу установления и использования власти для реализации их общ. значимых интересов, потребностей.
В целом содержание политики может быть раскрыто через ряд понятий, каждое из которых характеризует разные ее стороны.
Во-первых, политика – это отношения по поводу власти между различными социальными группами, стремящимися к власти для реализации своих интересов.
Во-вторых, это способ организации самой общественной жизни, базирующейся на интеграции разнообразных интересов, их согласования на основе общего интереса, объединяющего всех членов данного общества.
В-третьих, это деятельность элит и лидеров по управлению общественными процессами.
ПО СФЕРАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ПО ОБЪЕКТУ ПОЛИТИКИ | ПО СУБЪЕКТУ ПОЛИТИКИ | ПО ЦЕЛЯМ ПОЛИТИКИ |
экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, экологическая, культурная, военная и т.п. | внутренняя внешняя | государственная политика, политика партий, политика общественных организаций и движений и т.п. | политика нейтралитета, политика компромисса, политика примирения и др. |
Роль политики в современном обществе обусловлена ее универсальностью, способностью воздействовать на любые сферы жизни, она включена во все неполитические сферы общества – экономику, образование, духовную жизнь народов и стран. Границы влияния политики в обществе, подвижны. (Это зависит от типа общества, от его экономики, характера самой политической власти).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Научно-сконструированные трактовки политики.
– деятельностные определения политики. Политика – это процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений.
– телеологические определения – политика – это деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Здесь подчеркивается два момента – коллективная природа деятельности (деятельность крупных социальных групп – классов, наций, государств) и сознательный целенаправленный их характер.
– системные определения – политика – относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, отличающийся целостностью, ограниченностью от окружающей среды – ост. областей общества – и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.
В целом содержание политики может быть раскрыто через ряд понятий, каждое из которых характеризует разные ее стороны.
Во-первых, политика – это отношения по поводу власти между различными социальными группами, стремящимися к власти для реализации своих интересов.
Во-вторых, это способ организации самой общественной жизни, базирующейся на интеграции разнообразных интересов, их согласования на основе общего интереса, объединяющего всех членов данного общества.
В-третьих, это деятельность элит и лидеров по управлению общественными процессами.
ПО СФЕРАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ПО ОБЪЕКТУ ПОЛИТИКИ | ПО СУБЪЕКТУ ПОЛИТИКИ | ПО ЦЕЛЯМ ПОЛИТИКИ |
экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, экологическая, культурная, военная и т.п. | внутренняя внешняя | государственная политика, политика партий, политика общественных организаций и движений и т.п. | политика нейтралитета, политика компромисса, политика примирения и др. |
Роль политики в современном обществе обусловлена ее универсальностью, способностью воздействовать на любые сферы жизни, она включена во все неполитические сферы общества – экономику, образование, духовную жизнь народов и стран. Границы влияния политики в обществе, подвижны. (Это зависит от типа общества, от его экономики, характера самой политической власти).
Дата добавления: 2016-02-27 ; просмотров: 794 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Основные трактовки политики
Субстанциальные
Социологические
Вопрос.
Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
Лекция № 5
1. Основные трактовки политики в истории политической мысли. Происхождение и структура политики.
2. Виды политики и функции политики.
3. Соотношение политики с моралью, правом, экономикой.
«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. На протяжении веков в истории политической мысли понятие политики интерпретировалось по-разному. Существует несколько традиций, подходов к определению понятия «политика».
Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.
Российские политологи В.П. Пугачев, А.И. Соловьев выделяют три группы определений, подходов к пониманию политики:
3. Научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
Социологические | Субстанциальные | Научно сконструированные |
экономические | властная | деятельностные |
стратификационные | институциональные | телеологические |
правовые | антропологические | системные |
этические | конфликтно-консенсусные |
Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на:
а) Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).
Определения политики в духе экономического детерминизма гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.
б) Стратификационные дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп:
– классов и наций (марксизм)
– заинтересованных групп – за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).
Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие, и в частности она представлена в плюралистических концепциях демократии, трактующих политику в современном демократическом государстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.
в) Правовая трактовка рассматривает политику, государство производными от права и прежде всего от естественных, присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав человека: на жизнь, свободу, безопасность, собственность прав, лежащих в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики – ее контрактивистские («общественного договора») теории, представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант.
В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, государства. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.
Нормативный подход выражается в стремлении людей, общества «окультурить» политику, внести в неё нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.
2. Субстанциальные определения:
ориентируются на раскрытие первоосновы, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики.
а) властная трактовка политики:
– политика – это действия, направленные на власть: ее обретение, удержание и использование.
Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».
Один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Определения политики
Тема 2. Политическая жизнь и властные отношения. Роль политики в общественной системе. Политические отношения и процессы
Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
1. Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их подразделяют на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.
Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельности, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).
Стратификационные (социальные) определения политики трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и др.).
Правовые концепции политики широко представленные в истории политической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и, прежде всего государства, как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.
Этические определения политики ярко проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага.
Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага.
2. Субстанциальные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существует несколько трактовок политики.
Антропологическиеопределения пытаются отразить глубокий источник политики, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения политика- форма общения людей, способ коллективного существования человека.
Конфликтно-консенсусные определения политики. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.
3. Научно-сконструированные трактовки политики: деятельностные, телеологические и системные определения.
Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.
Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп, классов, наций, государств и т. п.) и сознательный, целенаправленный характер.
Итак, рассмотренные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.
Обобщая разные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Научно сконструированные
характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления.
К таким стадиям относятся:
–определение целей политики,
–организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей;
–регулирование политической деятельности; контроль за ней;
–анализ полученных результатов и определение новых целей политики.
Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.
б) телеологические (teleos-цель) трактовки политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность «способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей«.
в) с системной точки зрения (Д. Истон и Г. Алмонд)
Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей:
1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных; 3) интеграция обществ
Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Итак, на ранних этапах развития общественный порядок поддерживался не за счет силовых методов, а естественным путем: решения старейшины, вождя; мнение общего собрания, общины; религиозные табу.
Однако с возникновением социальной дифференциации общества, непримиримых политических интересов и конфликтов появилась необходимость заменить старые общественные институты новыми. Ими стали публичная власть, государство, сформировавшийся вместо института самоорганизации слой профессионалов-управленцев. Общество раскололось на тех, кто управляет и на тех, кем управляют.
Происхождение политики:
Итак, на ранних этапах развития общественный порядок поддерживался не за счет силовых методов, а естественным путем:
Общество без политики | Политически организованное общество |
Социальная однородность | Усиление социальной, этнической, религиозной дифференциации общества |
Общественная власть исходит от старейшин, опирается на традиции, обычаи, мнение общины, боязнь божьей кары | Появление классовых (политических) конфликтов. Публичная власть, государство вместо внегосударственных методов воздействия и общественных институтов |
Поддержание порядка за счет самоуправления, самоорганизации | Слой профессионалов–управленцев вместо института самоуправления |
Таким образом, с появлением непримиримых интересов и конфликтов появилась необходимость заменить старые общественные институты новыми. Ими стали публичная власть, государство, слой профессионалов-управленцев. Общество раскололось на тех, кто управляет и на тех, кем управляют.
Таким образом, политика появляется там, где возникли политические конфликты, которые уже не могли быть разрешены с помощью внегосударственных методов: моральные нормы, самоуправление, авторитет. Появляется государство как посредник между непримиримыми группами людей.
Итак, политика сегодня рассматривается как область отношений, видов деятельности по осуществлению общих интересов, с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть и государство.
Государство – центральный институт политики, так как его цель – свести индивидуальные, коллективные интересы в единое, всеобщее, целое.
Свойства политики:
Неотъемлемым онтологическим свойством политики является еепространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории.
Способность политики разворачивать свои процессыво времени объясняется ее свойствомтемпоральности.
Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций.
Структура политики: политические отношения; политическая организация; политическая деятельность; политическое сознание.
Уровни:
микроуровень: деятельность партий, организаций, движений, профсозов, личностей, лоббистов;
макроуровень: сфера государственной власти ее устройства;
мегауровень: международные организации (ООН, ОБСЕ, ЕЭС, ЛАГ и др).
Функции:
1 Рационализаторская функция. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает.
3 Гуманитарная. Выражается в гарантиях прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
4 Функция политической социализации. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
5 Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
6 Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы.
Объект политики:любая человеческая проблема, если она становится общезначимой и требует для своего решения коллективных действий людей, обращенных к власти.
Субъекты (акторы) политики:
б) коллективные: нации, этносы, социальные группы, народ; политические институты: государство, политические партии
Чтобы стать субъектом политики, социальная общность должна:
а) осознать свои интересы, отличные от других;
б) оформиться организационно (партийная структура, наличие региональных отделений), идеологически (наличие программы)
в) реализовать свои интересы в практической деятельности выработать средства воздействия на государственную власть.
а) долгосрочная (10-15лет), среднесрочная (3-5лет),
б) стратегическая (выбор коренных целей), тактическая (направленная на реализацию стратегических целей).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет