Научные слова и их толкование
Словарь научных терминов
Авторитет – преимущественное право на отличие истины от заблуждения, основанное на численном, возрастном или ином преобладании по признаку, не имеющему отношения к способности отличать истину от заблуждения.
Автор – лицо, опередившее остальных в опубликовании результатов.
Автореферат – брошюра, в которой автор диссертации (см.) затуманивает ее суть не количеством неконкретностей, а их качеством.
Алгебра – та часть математики, которую школьник еще в состоянии объяснить учителю в результате всего лишь нескольких лет репетиций.
Арифметика – та часть математики, которую понимают почти все, даже школьные учителя.
Адвокат – лицо, сберегающее ваши средства для себя самого.
Аксиома – принятие без доказательства непостижимых разумом исходных посылок.
Аргумент – не достаточно убедительный довод в дискуссии (ибо достаточный называется доказательством или опровержением).
Биолог – человек, которому химия не достаточна, а физика не понятна, поэтому он развлекается наблюдениями за живыми организмами.
Ботаник – женщина, превратившее обычное хобби в профессию, либо мужчина, склонный к женскому ремеслу.
Бюджет – еще не полученные средства, подлежащие немедленному предварительному разделу, не соблюдаемому впоследствии.
Бюджетное финансирование – средства, которые приходится тратить на то, на что их потратить невозможно.
Вера – предрассудок, разделяемый собеседником, либо приятный.
Вопрос – вежливая форма противоречия.
Высшая математика – наилучший способ навсегда отбить интерес к математике у тех, кто его проявлял в школе.
Гений – авторитет, чьи оппоненты уже скончались.
Геометрия – та часть математики, которой ученые перестали интересоваться 2000 лет назад, а школьники начнут интересоваться через 2000 лет, не раньше.
Глупости – истины, рожденные в головках блондинок (как мужчины о них думают) или научная теория, которой никто не интересуется, и поэтому не имеющая оппонентов.
Гипотеза – логически не противоречивый вздор, облегчающий понимание непостижимых закономерностей.
Дискуссия – нарушение регламента в соответствии с регламентом.
Дисперсия – предписанная ошибка эксперимента, уменьшение которой считается не вежливым.
Диссертация – научный труд, неудобочитаемый из-за раздутых размеров и дикого переплета, не содержащий новизны, но называющий новым все, что ранее опубликовано его автором.
Договор – документ, создающий видимость правильного расходования средств.
Доказательство – безошибочное подтверждение гипотезы, способное убедить только ее автора.
Документ – бумага, содержащая дату, подпись и еще хотя бы что-то.
Дополнительные расходы – средства, затраченные на выполнение основной работы.
Заблуждение – всякое конкретное мнение.
Закон – обнаруженное соответствие (см.) между некоторыми фактами (см.) и некоторыми надеждами (см.) на их понимание.
Затраты на завершение работ – средства, затраченные исполнителем на то, чтобы уговорить заказчика закрыть договор.
Защита – шоу, повторяющее предзащиту (см.), но оканчивающееся застольем.
Измерение – способ подмены сведений числом.
Исследование – совершение подряд нескольких ошибок в одной и той же области знаний.
Истина – мнение, чаще ложное, высказанное авторитетом и принятое обществом.
Казначейство – организация, следящая за выполнением невыполнимых финансовых правил.
Календарный план – сроки этапов невыполнимой работы, обоснованные желательными сроками получения финансирования.
Корреляция – общепризнанный способ доказательства произвольного утверждения о наличии или об отсутствии связи между любыми величинами.
Коллега – тот, кто мешает зарабатывать средства и помогает их тратить, не будучи членом вашей семьи.
Константа – не понятный множитель в непостижимом математическом соотношении, иногда выполняющимся на практике.
Конфиденциальность – не секретная секретность.
Конференция – банкет, прерываемый семинарами (см.).
Логика – способ доказательства без применения математики.
Математика – самодостаточная наука, экспериментально не проверяемая, и поэтому верная.
Математический анализ – кошмар для тех, кто не знаком со словом Сопромат.
Метрология – наука об ошибках, допускаемых при совершении ошибок.
Надежда – желание несбыточное, но сладкое.
Накладные расходы – средства, которые невозможно ни на что потратить.
Наука – литература, не доступная опровержению, поскольку либо ничего конкретно не утверждает, либо утверждаемое непонятно изложено.
Научность – способ изложения, уменьшающий число оппонентов за счет формул, терминологии, ссылок, расплывчатости формулировок, углубления в частности и отвлеченности тематики.
Новизна – то, что формально требуется, но всеми встречается в штыки.
Недостаток образования – не полное знакомство вашего собеседника с вашими предрассудками.
Обзор – открытый плагиат, подкрепленный ссылками на первоисточники.
Обоснование – набор доводов в пользу гипотезы, совершенно излишний, поскольку автор убежден в ее правильности и без него, а противников не убеждает и это.
Опровержение – довод против гипотезы, не существенный для ее автора, но весомый для ее противников.
Оппонент – собеседник с узаконенным правом критиковать, не вникая в суть.
Опыт – процесс приобретения квалификации повторением чужих ошибок.
Опытность – умение помнить о своих ошибках даже тогда, когда о них забыли все остальные.
Открытие – сведения не из чужой публикации.
Очевидно – утверждение, позволяющее успешно завершить доказательство, когда оно зашло в тупик.
Патент – формальное закрепление авторского права на идеи, полезность которых сомнительна для всех, кроме авторов.
План – упреждающий отчет о работе, составленный лицом, не способным ее выполнить.
Плановые расходы – средства, предназначенные на выполнение всей работы, затраченные исключительно на материальное стимулирование ее предполагаемых исполнителей.
Погрешность – ошибки, перечисление которых повышает веру в результат.
Предрассудок – чье-то убеждение, не разделяемое нами.
Предзащита – попытка доказать тем, кто считается выше тебя, что ты вправе сравняться с ними.
Преемственность – допустимый плагиат из трудов научного руководителя.
Примитивизм – врожденное или приобретенное умение излагать свои мысли так, что вас понимает даже несведущий слушатель.
Прогноз – предварительные сведения о результатах эксперимента, специально поставленного для их опровержения.
Регламент – строго ограниченная длительность доклада, на обсуждение и принятие которой затрачено неограниченное время.
Результат – сведения, которые могут быть опубликованы без необходимости их объяснения.
Семинар – групповой сон или совместное избиение чужого открытия.
Специалист – человек, чьи ошибки в данной области не очевидны даже ему самому.
Сплетня – интересная ложь про других или скучная правда про нас.
Ссылка – указание на чужие статьи на ту же тему, которые автор не успел прочесть, или на собственные, ошибочность которых не столь очевидна из названия.
Соавтор – лицо, чье согласие необходимо автору для опубликования результатов, полученных без участия этого лица.
Соответствие – любой способ соотнесения не связанных напрямую групп фактов.
Статистика – наука, превращающая излишние сведения в недостаточные.
Статья – доказательство того, что рецензент устал опровергать ваше убеждение в ценности ваших изысканий.
Точность – величина, уменьшающаяся при сложении.
Теория – гипотеза (см.), принятая авторитетами (см.).
Теорема – математическая связь между недоказуемым обоснованием и не требующим доказательств следствием.
Теоретик – человек, разбирающийся в ошибках эксперимента лучше тех, кто его проводил.
Тригонометрия – способ рассуждать об углах, ни разу не употребляя этого термина.
Убедительность – обладание в сравнении с вами приоритетом на истину в силу должностного, материального или численного перевеса.
Факты – сведения, не укладывающиеся ни в одну новую теорию, но тривиальные с позиции любой старой теории.
Физик – либо теоретик, занимающийся экспериментами, либо экспериментатор, посвящающий свое время теории.
Философ – человек, использующий ум, чтобы размышлять, а время – чтобы стареть.
Формалист – человек, требующий доказательств.
Фундаментальная константа – часто используемый в различных соотношениях множитель, не имеющий объяснения, и численно не известный в силу невозможности его точного измерения.
Химик – специалист по смешиванию, нагреванию и взрывам.
Цена работы – средства, которые согласен отпустить заказчик, не достаточные для выполнения работы.
Экономист – профессионал, умеющий составить свой доход из чужой прибыли.
Эксперимент – плановое совершение ошибок.
Экспериментатор – человек, насилующий Природу, чтобы угодить теоретику (см.).
Юрист – разбойник, грабящий исключительно в рамках закона.
Я – слово, заменяемое в научных статьях местоимением МЫ.
20 простых объяснений сложных научных терминов
В школе и университете чаще всего термины расшифровывают так, что их бывает сложно понять даже тому, кто имеет некоторые познания в данной сфере, не говоря уже о людях, которые не знают элементарных понятий. Из-за этого, во-первых, ухудшается восприятие и запоминание, а во-вторых, снижается интересность, из-за чего ученики начинают ненавидеть физику, химию и другие науки.
Сегодня мы хотим максимально просто и коротко объяснить некоторые научные термины — так, чтобы даже ни разу их не слышавший до этого человек мог понять, о чем идет речь.
1. Атом
Атомы — это строительные блоки, из которых состоит вся материя. Можно сказать, что это маленькие кирпичики, которые вместе образуют большой дом. Атомы состоят из более мелких частиц, которые называются протонами, нейтронами и электронами, что-то вроде аналога глины, песка и воды — материалов, используемых для создания кирпичей.
2. Аэродинамика
Аэродинамика — это дисциплина, которая пытается понять, как справиться с четырьмя силами: подъемной силой, весом, тягой и сопротивлением. Зачем? Чтобы сделать как можно более эффективные летательные аппараты.
3. Беспроводная передача электроэнергии
Беспроводная передача электроэнергии кажется чем-то магическим и футуристичным, но на деле очень проста. Электричество преобразуется в магнитное поле, которое получает устройство со специальным приемником и трансформатором, который превращает магнитное поле в электричество. То есть ток не передается в устройство напрямую.
4. Гидравлика
Гидравлика работает потому, что вода или масло не сжимаются. То есть, приложив небольшую силу на большом расстоянии на одном конце, ты получаешь большую силу, которая перемещает что-то на небольшое расстояние с другой стороны.
5. Глобальное потепление
Глобальное потепление — это когда в атмосфере присутствует избыток CO2, диоксида углерода, который улавливает энергию и дестабилизирует естественные климатические циклы.
1 калория равняется тому количеству энергии, которая необходима для повышения 1 грамма воды на 1 градус по Цельсию. Если точнее, то эта величина строго регламентирована и составляет нагрев с 19.5 до 20.5 градусов по Цельсию.
7. Квантовая механика
Квантовая механика — это теоретическая основа современной физики, которая объясняет природу и поведение материи и энергии на атомном и субатомном уровнях, то есть нейтронов, протонов и электронов.
8. Компьютерные алгоритмы
Алгоритм — это просто рецепт для компьютера, в котором программист описывает его точные действия по тому или иному шагу. Иногда шаги требуют от компьютера принимать собственные решения, например при создании искусственного интеллекта.
9. Магнитно-резонансная томография
Аппараты МРТ создают вокруг тела сильное магнитное поле. Оно реагирует с атомами водорода в теле, и те создают сигнал, который улавливает аппарат МРТ и интерпретирует в изображение.
10. Радиация
Радиация — это просто энергия, движущаяся в пространстве в виде волн или частиц. Радиация может производиться распадающимся атомом или электромагнитным излучением. Радиоактивное излучение состоит из нескольких видов: альфа, бета, гамма и нейтронного. Каждое из них по-своему опасно, но без радиации не было бы мутаций, которые и привели к развитию жизни на нашей планете.
11. Невесомость
Состояние невесомости существует только по отношению к точке отсчета. Для людей это наша планета. В действительности ты никогда не находишься под действием силы тяжести.
12. Рак
Рак — это обычные клетки, которые, вместо следования программе и запланированной смерти после определенного количества делений, продолжают жить и плодить «поломанные» клетки.
13. Светодиоды
Светодиоды — это просто электроны, которые проходят через материал и выделяют часть энергии в виде света. Цвет света зависит от типа материала и температуры.
14. Сонар
Это «прислушивание» к эху издаваемого определенным объектом звука. Например, сонар, установленный на подлодке, улавливая эхо корабля и зная его исходный звук, сравнивает оба этих параметра и по ним определяет расстояние, размер, форму и другие характеристики объекта.
15. Теплопроводность
Теплопроводность — это способность материала проводить тепло. Так, например, металлы хорошо проводят тепло, и поэтому они кажутся холодными, так как забирают при прикосновении больше тепла, чем выделяют. И наоборот, материалы, которые имеют низкую теплопроводность, например теплоизоляция, при прикосновении практически не забирают энергию.
16. Теория струн
По «теории струн» все во Вселенной представляет собой вибрирующие струны, которые взаимодействуют друг с другом. Также в этой теории намного больше измерений, некоторые из которых ученые придумали для того, чтобы подогнать решение под ответ. Но, на самом деле, «теория струн» настолько сложная, что простым языком ее не смогут объяснить даже те, кто изобрел эту теорию.
17. Химиотерапия
Химиотерапия работает следующим образом: в тело вводятся токсичные вещества, которые не позволяют ему производить новые клетки. Подразумевается, что раковые клетки умрут раньше, чем нормально функционирующие, что остановит рост опухоли.
18. Энтропия
Энтропия означает то, что ты не сможешь вернуться в то же энергетическое состояние, что раньше, так как во Вселенной всегда будет иметь место увеличение хаоса или энтропии.
Энергию производит не сама радиация, а стержни из радиоактивного материала, которые просто нагревают воду. Да, это, по сути, кипятильник, который превращает воду в пар, который, в свою очередь, вращает турбогенератор, и тот уже производит электроэнергию.
19. Черная дыра
Считается, что черные дыры являются результатом искривления пространства времени, вызываемого объектом с огромной плотной массой. Их масса настолько велика, что даже фотоны света, подходя к определенной границе, называемой горизонтом событий, не могут вырваться из-под ее влияния и падают в условную точку в центре, которая называется сингулярностью.
А так как масса черных дыр огромна, из-за гравитационного воздействия материя просто разрывается на атомы и более элементарные частицы и испускается из черной дыры в виде излучения.
Когда два атома делятся на несколько частей или сливаются в один большой, выделяется огромное количество энергии. При взрыве ядерной бомбы два или более разных радиоактивных элемента быстро сталкивают между собой, что порождает практически мгновенное слияние атомов и, как следствие, выделение колоссального количества энергии, которая проявляется в виде теплоты, свечения и взрывной волны.
Кроме того, ядерные бомбы производят определенное количество непрореагировавших элементов, которые вызывают радиоактивное облучение.
Словарь научных терминов
Абдукция– способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы.
Абстракция (от лат. abstractio) –отвлечение)- мысленный процесс отвлечения некоторых свойств и отношений предметов от других, которые рассматриваются в данном исследовании как несущественные и второстепенные. Результатом абстракции является образование абстрактных объектов.
Алгоритм (от Algorithmi – от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) – конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Простейшими алгоритмами являются арифметические действия с числами. Любые проблемы массового характера, допускающие описание действий с помощью точных предписаний, допускают алгоритмическое решение.
Аналогия (от греч. Analogia – сходство, соответствие) недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам. Заключение аналогии имеет вероятностный характер, степень подтверждения которого может быть увеличена путем выделения наиболее существенных признаков сходных объектов, увеличения их числа, а особенно выявления внутреннего характера их связи с переносимым признаком.
Апробация – коллективное обсуждение выполненного научного исследования на научно-технических советах и публикаций промежуточных результатов в специальных журналах, а так же выступление с докладами на научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах.
Аргументация (от лат.argumentation – приведение аргументов) – рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное обоснование и оценку доводов в защиту определенного тезиса. Самым сильным способом убеждения служит доказательство, которое является дедуктивным выводом из истинных аргументов. В большинстве случаев аргументами выступают правдоподобные суждения. В качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых доказана, аргументы должны быть непротиворечивы и достаточны.
Аспект– угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Библиографические источники – это совокупность литературно оформленных работ, выпущенных издательствами или депонированных в учреждениях научно- технической информации.
Верификация (от лат.verificatio – подтверждение, доказательство) – процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификации посредством выведения логических следствий из непроверяемых утверждений и соотнесения их с данными опыта.
Гипотеза (от лат. Hypothesis – полагаемое в основу, предположение) – утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого недоказуема дедуктивно, а может быть проверена только экспериментальным путем. Гипотезы бывают описательные (предполагающие существование, какого- либо явления), объяснительные (вскрывающие причины его), а в зависимости от уровня обобщенности инструктивные или дедуктивные. Признаками хорошей гипотезы является адекватность ответа вопросу, правдоподобность, проверяемость.
Гипотетико-дедуктивный метод – способ рассуждения, основанный на дедукции следствий из гипотез, получивший широкое распространение при систематизации результатов исследования в естествознании и эмпирических науках в целом.
Грант— денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств множества.
Доказательства – приемы, с помощью которых устанавливается истинность, какого- либо утверждения.
Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.
Индукция (от лат. Inductio – наведение) – умозаключение от частного – к общему, от фактов к некоторой гипотезе. В современной логике её рассматривают как правдоподобное заключение, полученное путем установления степени его подтверждения релевантными посылками.
Инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте. Инновация – сложный комплекс видов деятельности, начиная с появления новой идеи и последующих стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления нового образца, анализа рынка сбыта и кончая поступлением нового вида продукции или технологии в сферу производства и сбыта.
Инновационный процесс – это сложный комплекс работ от разработки технической идеи или новой технологии до её промышленного использования, получения нового продукта и его коммерцианализации.
Интеллектуальная собственность– это особый вид гражданских прав, устанавливающих монополию их владельца на использование изобретений, компьютерных программ и других результатов интеллектуальной, творческой деятельности, включая право запретить или разрешить использование, а также право переуступить другому лицу эти правомочия или отказаться от них совсем.
Интерсубъективный (от лат. Inter – между) межличностный, независимый от конкретных субъектов характер понятий и суждений науки, подчеркивающий объективный источник их происхождения.
Интерпретация(от лат. Interpretatio – истолкование, разъяснение) – раскрытие смысла явления, текста или знаковой структуры, способствующее их пониманию. В герменевтике различают грамматическую, историческую и психологическую интерпретации. В логике интерпретация сводится к приписыванию определенного смысла символам, формулам и выражениям формальной системы.
Интуиция(от лат. Intuitio – пристальное всматривание, созерцание) – способность непосредственного постижения истины без обращения к развернутому логическому рассуждению. Психологически характеризуется как внутреннее «озарение», инсайт, гештальт. В логике и в методологии рассматривается как догадка, нуждающаяся в проверке.
Исследовательское направление – устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область применения.
Исследовательский процесс – целенаправленная творческая деятельность, направленная на выяснение существенных характеристик явлений (процессов), знание которых обеспечивает преимущество в соответствующей области. Структурными компонентами исследовательской деятельности являются: ознакомление с проблемой исследования, формулирование целей, разработка гипотезы, организация и проведение эксперимента, обобщение фактического материала и выработка рекомендаций.
Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Классификация наук – это раскрытие их взаимной связи на основании определенных принципов и выражение этих связей в виде логически обоснованного расположения иди ряда.
Концепция— система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Критерий( греч. Kriterion) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. К критериям могут относиться количественные и качественные показатели, с помощью которых оценивается степень достижения поставленной цели (например, цели реализации проекта), сравнение альтернатив.
Метод(от греч. Methjdos – способ исследования, обучения, действия) – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных результатов.
· научный метод как систему правил, норм, применяемых в исследовании для решения проблемы;
· метод науки, характеризующий науку как специфическую систему познания, и получения нового знания;
Классификация методов может проводиться по разным основаниям: по областям применения – фактические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.; по охвату явлений – общие и частные; по результатам – достоверные и вероятностные, по структуре – алгоритмические и эвристические и т.д. В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.
Методика – система и последовательность действий исследования, совокупность приемов и средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая интерпретировать полученные результаты и решить исследовательскую задачу. С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. Как правило, для регистрации сходных сторон объекта существует множество методик (методическая избыточность), что обеспечивает взаимную верификацию данных, получаемых различными методиками. Методика зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.
Методика исследования по теме – это конкретизация приемов и способов выполнения работ в соответствии с целью и планом исследования. Её структура включает общие положения, методические указания по проведению исследования, научный эксперимент, внедрение исследования, заключение.
Методологический аппарат исследования – определяется современным пониманием методологии как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности применительно к научно-исследовательскому процессу. Методологический аппарат включает: принципы организации и проведения исследования; способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы); тактические средства методологического анализа (методы, аппаратура); понятийно-категорийную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели, задач и т.д.); требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и др.).
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями.
Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанном на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.
Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.
Науковедение – это учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знаний.
Научная деятельность – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды, а также на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научная дисциплина – раздел науки, который на данном уровне её развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.
Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод.
Научно- информационная деятельность – это совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации, направленной на обеспечение научных исследований необходимой информацией.
Научное исследование – это процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерности его возникновения в интересах рационального использования в практической деятельности людей. Научное исследование может быть описательно-регистрационное, прикладное, теоретическое, фундаментальное.
Научная продукция – продукт научной и/или научно-технической деятельности, в том числе интеллектуальной, содержащей новое знание или решение.
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Нематериальные активы – права, возникающие: из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы и искусства (и объекты смежных областей), программы для ЭВМ, базы данных и др.; из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения; из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на использование, из прав на «ноу-хау» и др. Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.
Обобщение – (от лат. Generalisatio – обобщаю) – процесс мысленного перехода от единичного и частного к общему. Наиболее знакомым примером является индуктивное обобщение свойств отношений и других характеристик предметов и явлений. На этой основе образуются общие понятия и суждения.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Объяснение – важнейшая функция науки, заключающаяся в подведении фактов о предметах, событиях и явлениях под некоторые общие утверждения (законы, теории и принципы). Наиболее распространенной схемой объяснения является дедуктивно-номологическая модель, в которой высказывание о факте логически выводится из закона вместе с указанием конкретной информации о факте (начальные и граничные условия).
Патент – юридический документ, удостоверяющий право изобретателя на его изобретение; выдается соответствующими государственными патентными ведомствами.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования при определенном аспекте рассмотрения.
Подтверждение – критерий, посредством которого характеризуется соответствие гипотезы, закона или теории наблюдаемым фактам или экспериментальным результатам. Поскольку рассуждение опирается на схему вероятностного заключения, постольку его результат не является окончательным.
Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию, отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его деятельности.
План-проспект рукописи— перечень глав, разделов, параграфов рукописи и краткая характеристика каждой главы, составленные автором.
Понимание – важнейшая функция научного познания, состоящая в раскрытии смысла человеческих действий, поведения и поступков, и в этом качестве используемая в «понимающей» социологии. Первоначально категория понимания стала анализироваться в связи с раскрытием смысла текстов разнообразного содержания в герменевтике, а затем любых знаковых структур. Если раньше понимание сводили к раскрытию авторского смысла текста, то теперь оно предполагает дополнение и развитие первоначального смысла, что приводит к более глубокому пониманию.
Принцип – основное, исходное положение какой – либо теории, учения, науки.
Проблема (от греч. Problema – трудность, преграда) – противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Первоначально возникает в форме проблемной ситуации и только потом ясно осознается и формулируется в виде проблемы. Разрешению проблем направлена вся исследовательская деятельность в науке. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие науки.
Программа исследования – совокупность сведений, определяющих его задачу, общее содержание и народнохозяйственное значение, принцип решения, методику, объем работ и сроки выполнения.
Разработка – деятельность, направленная на усовершенствование методов, устройств, веществ, на использование известных материалов и методов в новых условиях, на изучение условий их эффективного использования. Может быть опытно-конструкторской, опытно-технологической, эксперементальной.
Самоорганизация – комплекс мероприятий социологического и психофизиологического характера, осуществляемых работником с целью повышения эффективности проводимых научных исследований.
Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.
Сравнение— это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо; это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками или между предметом и классом предметов.
Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое.
Тема— часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования.
Теория– (от греч. Theoria – рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма организации и систематизации научного знания, дающая целостное отражение определенного фрагмента действительности. Теория представляет собой систему идей или принципов, совокупность которых образует науку или её раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнею автономность и становятся элементами целостной системы. Важнейшими компонентами теории являются:
1. ее исходные основания (фундаментальные понятия и законы);
2. идеализированные или абстрактные объекты, отражающие в отвлеченной форме свойства реальных объектов;
3. логика теории, позволяющая выводить одни утверждения из других.
Тест– (анг. Test–проба, испытание) – научно-практическая процедура измерения, состоящая из конечной серии кратких заданий, направлена на диагностику выраженности свойств и состояний объекта тестирования.
Умозаключение– процесс мышления (мыслительная операция), составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение.
Фактор – параметр внешних условий либо особенностей объекта, влияющий на изменение зависимой переменной. Используется при описании факторных экспериментов. Различают факторы времени, факторы задачи и факторы индивидуальных различий.
Фактографический документ— научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно исследовательской работы.
Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, физики и т.д.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков.
Цель исследования – достижение неких новых состояний в каком –либо звене исследовательского процесса или качественно новое состояние как результат преодоления противоречия между должным и сущим. Помимо общей цели могут быть частные и промежуточные. Цели исследования находят выражение в описании того прогнозируемого состояния (проектируемого нормативного результата), в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом.
Эксперимент – спланированное и управляемое объектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).
Экстраполяция (от лат. Extra – верх и polito – выправляю, изменяю) – процедура, служащая для перенесения и распространения свойств, отношений или закономерностей с одной предметной области на другую.
Эффект исследования – совокупность полученных научных, экономических и социальных результатов. Результат сопоставления с затратами на его достижение характеризует эффективность исследований.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 31 ; Нарушение авторских прав