Ничто не сулило тревоги сон
Скакать во сне на лошади: значение и толкование, что предвещает, чего ожидать
Состояние лошади и ее внешность
Что означает скакать на лошади во сне
Сам процесс езды на лошади во сне предвещает стремление к карьерному росту.
Упряжка и узда на лошади в сновидении
Состояние и внешний вид упряжки не шее лошади также говорит о многом. Чаще это отражение действий и проявлений характера сновидца.
Седло на лошади: важный момент сна
Вороной скакун во сне
Лошадь черного цвета человеческое подсознание трактует как некую авторитетную фигуру.
Что предвещают гнедые скакуны
К чему снится скакать на лошади верхом, если она гнедого цвета? Этот сон предупреждает об опасных связях с противоположным полом на работе. Для того чтобы не возникло проблем на работе, лучше отказаться от любых неуставных отношений.
Сон с гнедой лошадью предупреждает человека о том, что следует быть максимально внимательным при попытке установить тесные отношения с коллегами. Такое сближение может повлечь множество неприятных последствий, вплоть до увольнения.
К чему снятся белые лошади?
Приснилось, что вы скачете на лошади белого цвета? Счастье ждет вас, по версии Лунного сонника. А если кататься верхом на белом коне вам довелось вдвоем с кем-то, то счастье «придет» к вам в лице этого человека. В целом следует запомнить – белая масть сулит радость.
К чему снится строптивая лошадь
Необычные масти лошади во сне
Цыганский сонник свидетельствует, что скакать на лошади необычной масти или яркого цвета предвещает полосу внезапных событий.
О чем говорит местность проведения скачек во сне
Важно вспомнить, в какой местности проходили скачки или одинокая поездка на коне.
Если поездка осуществлялась в темном, страшном лесу, сновидец испытывал негативные эмоции, то путь к карьере и высокой должности будет омрачен взглядами завистников и недоброжелателей. Если в конце поездки во сне человек выехал из леса, то он искоренит всех завистников и добьется признания вопреки ненавистникам.
Если во сне человек скачет на лошади по солнечной тропинке, ему комфортно и не страшно, то это признак того, что он любимец в обществе, и многие люди ему благоволят. Сновидец приятен в общении и не вызывает у людей негативных эмоций, благодаря этим своим качествам он достигнет хорошей должности и будет получать приличные деньги за свою работу.
Скакать на лошади по грязи, навозу снится к тому, что профессиональная деятельность сновидца сопряжена с обманом, аферами и неблаговидными поступками. Его мучает совесть за свои деяния, и он боится наказания.
Нарушения сна при тревожных и тревожно-депрессивных расстройствах
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
В клинической практике нарушения сна, как правило, сочетаются с тревожно-депрессивными состояниями. Существующие исследования показывают тесную взаимосвязь нарушений сна с тревожными и депрессивными расстройствами [1, 2]. Показана четкая зависимость тяжести течения обеих групп заболеваний от сопутствующих расстройств сна [1]. В общесоматической практике распространенность инсомнии достигает 73% [3], в пограничной психиатрии клинически очерченная инсомния встречается в 65%, а изменения ночного сна по данным полисомнографии отмечаются в 100% случаев [4].
Сочетание нарушений сна и тревожных расстройств
Известно, что взаимосвязь нарушений сна с тревожными расстройствами отмечается, с одной стороны, когда нарушения сна могут провоцировать развитие тревожных расстройств [5], а с другой – когда начало тревожного расстройства предшествует началу нарушений сна. Жалобы на проблемы, связанные со сном, характерны для пациентов со всеми заболеваниями, входящими в группу тревожных расстройств. В случае большого генерализованного расстройства и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) нарушения сна являются одним из критериев, необходимых для постановки диагноза. Для развития нарушений сна в рамках тревожных расстройств существуют объективные причины, а именно: тревога проявляется повышенной корковой активацией, что влечет за собой трудность засыпания и поддержания сна.
В клинике тревога проявляется беспокойством, раздражительностью, двигательным возбуждением, снижением концентрации внимания, повышенной утомляемостью [6].
Наиболее ярким проявлением тревожных расстройств является генерализованное тревожное расстройство (ГТР), которое диагностируется на основании наличия не менее чем 3-х из таких симптомов, как: двигательное беспокойство, повышенная утомляемость, трудность концентрации внимания, раздражительность, мышечное напряжение, нарушения сна. Длительность заболевания должна составлять не менее 6 мес., симптомы должны вызывать психосоматический дискомфорт и/или социальную дезадаптацию.
Нарушения сна в данной ситуации являются одним из 6 диагностических критериев ГТР. Основной симптом ГТР – чрезмерная, устойчивая тревога, является основным фактором, предрасполагающим к развитию бессонницы. Бессонница и ГТР – тесно взаимосвязанные, как правило, коморбидные расстройства. Отличием бессонницы при тревожном расстройстве от первичной бессонницы, не связанной с другими заболевания, является характер переживаний в процессе засыпания. В случае ГТР пациента беспокоят текущие проблемы [7] (работа, учеба, взаимоотношения), что и препятствует процессу засыпания. В случае первичной инсомнии беспокойство вызывает непосредственно само заболевание.
При полисомнографическом исследовании можно выявить изменения, характерные для инсомнии: увеличенное время засыпания, частые пробуждения, снижение эффективности сна, уменьшение его общей продолжительности.
Другой яркий пример тревожных расстройств – паническое расстройство, которое проявляется периодически возникающими состояниями выраженной тревоги (паники). Приступы сопровождаются явлениями деперсонализации и дереализации, а также выраженными вегетативными расстройствами. В поведении больного отмечается избегание ситуаций, в которых приступ возник впервые. Возможны появление страха одиночества, повтор приступа. Паническая атака возникает спонтанно, вне формальных ситуаций опасности или угрозы.
Паническое расстройство чаще встречается у женщин и, как правило, начинается в возрасте около 20 лет. Отличительной чертой панического расстройства являются спонтанные эпизоды панических атак, характеризующиеся приступами страха, тревоги и другими вегетативными проявлениями. Около 2/3 пациентов, страдающих этим расстройством, испытывают те или иные нарушения сна. Пациенты предъявляют жалобы на трудность засыпания, не восстанавливающий силы сон, а также на характерные ночные панические атаки. Необходимо отметить, что наличие тех или иных проблем, связанных со сном, может приводить к усугублению тревожных расстройств, в т. ч. и панического расстройства.
При полисомнографическом исследовании можно обнаружить частые пробуждения, снижение эффективности сна и сокращение его общей продолжительности [8]. Нередко можно наблюдать сочетание депрессии с тревожными расстройствами, в связи с чем существует вероятность того, что наличие других изменений структуры сна у пациентов с паническим расстройством связано с коморбидной депрессией, поэтому требуется исключение диагноза депрессии у пациентов с подобными нарушениями сна.
Сонный паралич, характерный для нарколепсии, также может возникать при паническом расстройстве. Он представляет собой двигательный паралич, возникающий при засыпании или пробуждении, во время которого пациенты испытывают страх, чувство сдавления в грудной клетке и другие соматические проявления тревоги. Данный симптом также встречается у пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Ночные панические атаки – распространенное явление при этом заболевании [9]. Они проявляются внезапным пробуждением и всеми характерными для панических атак симптомами. Пробуждение происходит во время фазы медленного сна, что, вероятнее всего, исключает их связь со сновидениями. Также было установлено, что ночные атаки – показатель более тяжелого течения заболевания. Необходимо помнить, что пациенты, опасаясь повторения подобных эпизодов, лишают себя сна, что приводит к более серьезным расстройствам и в целом снижает качество жизни этих больных.
ПТСР – заболевание из группы тревожных расстройств, при котором нарушения сна являются диагностическим критерием. Нарушения сна при данном заболевании включают 2 основных симптома: ночные кошмары и бессонницу. Другими явлениями, присущими ПТСР и связанными со сном, являются: сомнамбулизм, сноговорение, гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации. Выявляемые при полисомнографии изменения не являются специфичными и в некоторых случаях могут отсутствовать. К возможным изменениям относятся: увеличение представленности 1-й стадии сна, уменьшение представленности 4-й стадии сна. Также при ПТСР нередко обнаруживаются расстройства дыхания во сне.
Проявлением тревожных расстройств может быть и агорафобия, которая определяется как тревога, возникающая в ответ на ситуации, выход из которых, по мнению пациента, затруднителен. В клинической картине, как правило, присутствуют устойчивый страх больного оказаться в месте скопления людей, общественных местах (магазины, открытые площади и улицы, театры, кинотеатры, концертные залы, рабочие места), боязнь самостоятельных длительных поездок (на различных видах транспорта). Ситуационная составляющая синдрома агорафобии выражается в приуроченности фобических переживаний к определенным ситуациям и в страхе попадания в ситуации, в которых, по мнению больных, вероятно повторение тягостных ощущений. Часто агорафобическая симптоматика охватывает множество страхов различных ситуаций, формируя панагорафобию – страх выхода из дома с развитием глубокой социальной дезадаптации. Наблюдаются попытки больного преодолеть собственные переживания, в неблагоприятных случаях происходит ограничение социальной деятельности.
Для специфических фобий характерна связь тревоги с определенными ситуациями (авиаперелеты, контакт с животными, вид крови и т. д.), также сопровождающаяся реакцией избегания. Пациенты критичны к своим переживаниям, тем не менее фобии оказывают значительное влияние на различные сферы деятельности больных. Встречаются следующие формы: кардиофобия, канцерофобия, клаустрофобия и др. Нарушения сна у этих пациентов носят неспецифический характер, а с точки зрения больного являются неосновным проявлением заболевания.
В целом наиболее частыми проявлениями нарушений сна при тревожных состояниях являются пресомнические расстройства. Начальная фаза сна состоит из 2–х компонентов: сонливости, своего рода влечения ко сну и собственно засыпания. Нередко у больных отсутствует желание спать, нет влечения ко сну, не наступает мышечное расслабление, приходится производить различные действия, направленные на то, чтобы уснуть. В других случаях влечение ко сну имеется, но снижена его интенсивность, сонливость приобретает прерывистый, волнообразный характер. Сонливость возникает, происходит расслабление мускулатуры, снижается восприятие окружающего, больной принимает удобную позу для засыпания, и появляется легкое дремотное состояние, но вскоре оно прерывается, в сознании возникают тревожные мысли и представления. В дальнейшем состояние бодрствования вновь сменяется легкой сонливостью и поверхностной дремотой. Подобные смены состояний могут повторяться несколько раз, приводят к эмоциональному дискомфорту, препятствующему наступлению сна.
У ряда больных переживания по поводу нарушенного сна могут приобретать сверхценно-ипохондрическую окраску и по механизмам актуализации выдвигаться на первый план, нередко возникает навязчивый страх бессонницы – агриппнофобия. Она обычно сочетается с тревожно-тягостным ожиданием сна, определенными требованиями к окружающим и созданием отмеченных выше особых условий для сна.
Тревожная депрессия характеризуется постоянным переживанием пациентом тревоги, чувства надвигающейся угрозы и неуверенности. Тревожные переживания меняются: беспокойство о своих близких, опасения по поводу своего состояния, своих действий. В структуру тревожной депрессии, как правило, входят тревожные опасения, переживание своей виновности, моторное беспокойство, суетливость, колебания аффекта с ухудшением в вечерние часы и соматовегетативные симптомы. Тревожный и тоскливый аффекты часто встречаются одновременно, во многих случаях невозможно определить, какой из них является у больного ведущим. Тревожная депрессия чаще всего встречается у лиц инволюционного возраста и протекает по типу затяжных фаз. Кроме того, она фактически является ведущим типом депрессий невротического уровня [10].
У пациента обнаруживаются разнообразные симптомы тревоги и депрессии. Вначале может выявляться 1 или несколько соматических симптомов (например, усталость, боль, нарушения сна). Дальнейший расспрос позволяет констатировать депрессивное настроение и/или тревогу.
Признаки тревожной депрессии:
Часто выявляются также следующие симптомы:
Часто при тревожной депрессии наблюдаются варианты пресомнических нарушений, при которых влечение ко сну выражено, сонливость быстро нарастает, и больной сравнительно легко засыпает, но через 5–10 мин внезапно просыпается, сонливость полностью исчезает, и в дальнейшем в течение 1–2 ч он не может заснуть. Этот период без сна характеризуется неприятными представлениями, мыслями, опасениями, отражающими в большей или меньшей степени переживаемую конфликтную ситуацию и реакцию на невозможность уснуть. Также наблюдается гиперестезия к сенсорным раздражителям. Страдающие подобной формой расстройства сна чрезвычайно болезненно реагируют на малейшие сенсорные раздражители, вплоть до вспышек аффекта.
Для нарушенного засыпания характерно удлинение дремотного периода. Это дремотное состояние часто сопровождается двигательными, сенсорными и висцеральными автоматизмами, резкими вздрагиваниями, яркими восприятиями звуков и зрительных образов, сердцебиениями, ощущениями мышечных спазмов. Часто эти явления, пробуждая больного, вызывают различные тягостные представления и страхи, приобретающие иногда навязчивый характер.
Нарушения сна и их полисомнографические проявления среди психических заболеваний наиболее изучены для депрессивного расстройства. Среди нарушений сна при депрессивном расстройстве наиболее распространенным является инсомния. Тяжесть и длительность бессонницы – проявления более тяжелого депрессивного расстройства, а появление бессонницы в период ремиссии свидетельствует о скором возникновении повторного депрессивного эпизода [1]. Кроме того, расстройства сна при данном заболевании являются наиболее устойчивым симптомом. Тесная взаимосвязь данного расстройства с нарушениями сна объясняется биохимическими процессами, характерными для депрессии. В частности, при депрессивном расстройстве наблюдается снижение уровня серотонина, который играет роль в инициации фазы быстрого сна и организации дельта-сна [11]. Для депрессивного расстройства характерны следующие проявления нарушений сна: трудность засыпания [10], не восстанавливающий силы сон, как правило, уменьшенное общее время сна. Наиболее специфичными для депрессии симптомами являются частые ночные пробуждения и раннее окончательное пробуждение. Жалобы на трудность засыпания чаще наблюдаются у молодых пациентов, а частые пробуждения в большей степени свойственны пожилым [12].
При маскированной депрессии жалобы на нарушения сна могут быть единственным проявлением заболевания. При депрессии в отличие от первичной бессонницы наблюдаются жалобы на нарушения сна, типичные для данного заболевания: частые пробуждения, раннее утреннее пробуждение и др. [12].
При полисомнографическом исследовании наблюдаются следующие изменения: увеличение времени засыпания, снижение эффективности сна. Наиболее распространенными и специфичными для депрессивного расстройства симптомами являются укорочение латентного периода фазы REM-сна и уменьшение представленности дельта-сна. Было установлено, что пациенты с более высокой долей дельта-сна дольше остаются в состоянии ремиссии по сравнению с пациентами, у которых наблюдается уменьшение доли дельта-сна [13].
Были предприняты попытки выявить возможность использования специфичных для депрессии нарушений сна в качестве маркеров депрессивного расстройства. В связи с неоднородностью проявлений нарушений сна данный вопрос остается не до конца разрешенным.
Также были выделены особенности нарушений сна при различных типах депрессии. Для больных с преобладанием тревожного компонента в большей степени характерны трудность засыпания и ранние пробуждения. При данном типе депрессии сюжеты сновидений связаны с преследованием, угрозами и др. Кроме того, у данных пациентов в целом наблюдался высокий уровень бодрствования перед засыпанием. Для депрессий с ведущим аффектом тоски наиболее свойственны ранние утренние пробуждения и сновидения статичных видов мрачного содержания. Для депрессии с аффектом апатии характерны ранние пробуждения и редкие, ненасыщенные сновидения. Также типичным для депрессий с апатическим аффектом является утрата ощущения границ между сном и бодрствованием. Пациенты с биполярным расстройством имеют схожую полисомнографическую картину [14].
Особенностями нарушения сна при биполярном расстройстве являются значительное уменьшение продолжительности сна в период маниакального эпизода и большая склонность пациентов к гиперсомнии при депрессивных эпизодах по сравнению с монополярным течением расстройства. Жалобы на нарушения сна при маниакальных эпизодах обычно отсутствуют.
Лечение
Для лечения тревожно-депрессивных расстройств применяются препараты различных фармакологических групп: транквилизаторы (в основном препараты бензодиазепинового ряда пролонгированного или короткого действия), селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, селективные стимуляторы обратного захвата серотонина, трициклические антидепрессанты. Все эти препараты в той или иной степени оказывают влияние на сон человека, упрощая засыпание, уменьшая количество и длительность ночных пробуждений, тем самым действуя на процессы восстановления, протекающие во время ночного сна. При построении тактики лечения нарушений сна, сочетающихся с тревожно-депрессивными проявлениями, важно помнить, что инсомния сама по себе может увеличивать тревогу, ухудшать самочувствие, настроение, как правило, в утренние часы после плохого сна [15]. В связи с этим использование в лечении гипнотиков может быть перспективно при наличии в клинической картине преобладания симптомов инсомнии с целью предупреждения обострения тревожно-депрессивных расстройств. В этом отношении наиболее эффективными помощниками могут быть снотворные, влияющие на ГАМК-ергическую (ГАМК – γ-аминомасляная кислота) систему, – блокаторы гистаминовых рецепторов (Валокордин®-Доксиламин) и препарат мелатонина. Наиболее удобным в использовании при лечении инсомнии представляется Валокордин®-Доксиламин, который выпускается в каплях, что позволяет подбирать индивидуальную дозу препарата.
Валокордин®-Доксиламин является уникальным препаратом, применяемым в качестве снотворного средства. Большинство известных снотворных препаратов (бензодиазепины, циклопирролоны, имидазопиридины и др.) воздействуют на ГАМК-ергический комплекс, активируя деятельность сомногенных систем, тогда как блокаторы гистаминовых рецепторов действуют на системы бодрствования, а не сна, уменьшая их активацию. Принципиально другой механизм снотворного действия позволяет более широко использовать Валокордин®-Доксиламин: при смене одного препарата на другой, уменьшении дозировок «привычных гипнотиков», а также при необходимости отмены снотворных препаратов.
Исследование препарата, проводимое на здоровых лицах, показало, что доксиламина сукцинат приводит к уменьшению продолжительности ночных пробуждений и 1-й стадии сна и увеличению 2-й стадии без существенного влияния на продолжительность 3-й и 4-й стадий сна и фазы быстрого сна. Значимого субъективного влияния на отчеты здоровых добровольцев выявлено не было, однако по сравнению с плацебо на фоне доксиламина увеличивалась глубина сна, улучшалось его качество [16].
В России одно из первых исследований было выполнено под руководством А.М. Вейна [17]. Было показано, что под влиянием доксиламина улучшаются такие субъективные характеристики сна, как длительность засыпания, продолжительность и качество сна, количество ночных пробуждений и качество утреннего пробуждения. Анализ объективных характеристик сна показал, что на фоне приема доксиламина происходит сокращение времени бодрствования во сне, уменьшение длительности засыпания, увеличение длительности сна, времени фазы быстрого сна, индекса качества сна. Также было показано, что доксиламин не снижал эффективность применения у пациентов других препаратов, таких как гипотензивные, вазоактивные и др. Результаты исследования влияния доксиламина на больных инсомнией свидетельствуют об эффективности данного препарата у этих пациентов. Субъективные ощущения положительного эффекта подтверждаются объективными исследованиями структуры сна, претерпевающей положительные сдвиги, которые затрагивают такие показатели, как длительность сна, длительность засыпания, фазу быстрого сна. Большое значение имеет также отсутствие каких-либо сдвигов в результатах анкетных данных, касающихся сонливости и синдрома апноэ во сне, что свидетельствует об отсутствии эффекта последействия препарата в отношении ухудшения течения синдрома обструктивного апноэ. Тем не менее при подозрении на синдром обструктивного апноэ во сне назначать доксиламин следует с осторожностью.
Современные клинические исследования не обнаруживают серьезных побочных эффектов при лечении терапевтическим дозами препарата, но всегда необходимо помнить о возможном появлении симптомов, возникающих в силу индивидуальных особенностей организма, и противопоказаниях (глаукома; затрудненное мочеиспускание, обусловленное доброкачественной гиперплазией предстательной железы; возраст до 15 лет; повышенная чувствительность к препарату).
Одновременный прием препарата Валокордин®-Доксиламин и седативных препаратов, оказывающих влияние на центральную нервную систему (ЦНС): нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, снотворных, анальгетиков, анестетиков, противоэпилептических средств, может способствовать усилению их эффекта. Следует с осторожностью совмещать прокарбазины и антигистаминные средства, чтобы минимизировать угнетение ЦНС и возможную потенциацию препаратов. Во время лечения препаратом Валокордин®-Доксиламин следует избегать употребления алкоголя, поскольку он может непредсказуемым образом повлиять на эффекты доксиламина сукцината.
Во время применения данного препарата рекомендуется исключить вождение автомобиля и работу с механизмами, а также другие действия, сопровождающиеся повышенным риском, хотя бы на первом этапе лечения. Лечащему врачу рекомендуется оценивать индивидуальную скорость реакции при выборе дозы. Данные особенности влияния препарата важно учитывать при лечении больных с инсомнией с целью повышения эффективности препарата Валокордин®-Доксиламин и исключения возможных нежелательных эффектов.
Заключение
При диагностике заболевания важно помнить, что, как правило, проблемы засыпания указывают на наличие выраженной тревоги, ранние пробуждения являются проявлением депрессии. При выборе тактики лечения на всех этапах развития тревожно-депрессивного синдрома (ТДС) назначение современных снотворных препаратов на стадии невыраженного ТДС является перспективным тактическим приемом, направленным на снижение риска дальнейшего нарастания симптомов тревоги и депрессии.
Только для зарегистрированных пользователей
1) Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья. (Ж. Санд) 2) Дурное расположение людей, недостойных почтения, не должно быть огорчительно. (Д. Фонвизин) 3) Есть странные струны в сердце человека. Часто бесчувственные к самым страстным призывам, они вдруг начинают вибрировать при первом слове. (Ч. Диккенс) 4) Угроза искусству надвигается со стороны двух чудовищ: художника, чуждого мастерству, и мастера, чуждого искусству. (А. Франс)
• Подчеркните обособленные определения, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Проведите синтаксический разбор предложения 4, начертите его схему. В чём особенности строения данного предложения?
• Найдите в записанных предложениях слова, в которых правописание приставки зависит от последующего согласного звука.
• Выделите все орфограммы в предложении 1, объясните их правописание.
1) Делаю шаг к окну и замираю, поражённый. (Л. Колодный) 2) Мягкая неземная тишина, спадающая вместе со снегом на землю, накрывает и глушит пока ещё редкие звуки. (В. Распутин) 3) Возобновилась тишина, морозная и светлая. (М Пришвин) 4) Чуждый спора, верный взорам девы алых вечеров, я опять иду дозором в тень узорных теремов. (А. Блок) 5) Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой) 6) Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит. (Ф. Тютчев) 7) С моря поднималась туча, чёрная, тяжёлая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. (М Горький)
• Выделите обособленные определения графически, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Охарактеризуйте определения по плану: 1) согласованное или несогласованное; 2) распространённое или нераспространённое; 3) обособленное или необособленное.
• Проведите синтаксический разбор предложения, в составе которого есть необособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами. Почему данное определение не обособляется?
• Разберите по составу причастия, которые встретились вам в предложениях данного упражнения.
Долго стоял он как вкопанный и глядел на след, оставленный полозьями. Снежинки жадно садились на его волоса, бороду, плечи. Скоро след от полозьев исчез, и сам он, покрытый снегом, стал походить на белый утёс, но глаза его всё ещё искали чего-то в облаках снега.
• Подчеркните обособленные определения, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.
• Найдите в тексте притяжательное местоимение. Обоснуйте свой выбор. Докажите, что данное местоимение может быть личным: составьте и запишите соответствующее словосочетание. Как различить, когда местоимение будет личным, а когда — притяжательным?
• Проведите синтаксический разбор предложения 1.
Маленький человек — это цветок, нежный и хрупкий. Его легко надломить. Но всё лучшее в нём обязательно раскроется и окрепнет, если рядом с ним родители и учитель, излучающие тепло и свет.
(Из “Учительской газеты”)
• Подчеркните обособленные определения, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Найдите в тексте слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука. Разберите это слово по составу, укажите часть речи.
• Послушайте высказывание о русском языке Проспера Мериме. На какие богатства русского языка обращает наше внимание автор?
Русский язык, насколько я могу судить о нём, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одарённый чудесной сжатостью, соединённый с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
• Запишите текст под диктовку.
• Обособленные определения выделите графически, укажите способ выражения и причину обособления.
• Чем осложнено предложение 1?
• Укажите прилагательные в сравнительной степени. Как они образованы?
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение по тексту П. Мериме. Сформулируйте главную мысль текста. Напишите, согласны ли вы с мнением автора. Аргументируйте свои рассуждения, опираясь на свои знания и читательский опыт.
Не отличается живописным разнообразием природа степного края. Нет там высоких гор, красиво увенчанных многолюдными сёлами и торговыми городами, потонувшими в густой зелени садов. Нет и многоводных рек, с ранней весны до поздней осени горделиво несущих и дерзко свистящие пароходы, и неуклюжие дощаники, и грациозные расшивы. Нет и стекловидных озёр, поэтично сверкающих среди тихих лесистых берегов. Нет озёр, усеянных весёлыми островами, богатых рыбою, чистых и глубоких. Нет ничего этого. Куда ни глянешь — всё поля да поля.
• Объясните расстановку знаков препинания в записанных предложениях. Обособленные определения выделите графически, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Выделите орфограммы в причастиях, объясните их правописание.
• Разберите по составу слова: увенчанных, потонувшими, горделиво, стекловидных, усеянных, отличается.
• Выпишите причастие из предпоследнего предложения, проведите его морфологический разбор.
• Укажите части речи в предложении: “Нет и стекловидных озёр, поэтично сверкающих. ”
1) Меж тем в лазурных небесах плывёт луна, царица нощи. (А. Пушкин) 2) Патриарх лесов и страж полей, символ твёрдости и постоянства, долголетия, дуб издавна снискал в народе любовь и славу. (Вл. Солоухин) 3) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. (М Горький) 4) Прострел раскрытый, или сон-трава, — один из наших подснежников. (Из “Книги природы”) 5) И мы, признательные внуки, его всем подвигам благим во имя Правды и Науки здесь память вечную храним. (Ф. Тютчев)
• Подчеркните обособленные приложения, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Проведите синтаксический разбор предложения 4. В чём особенности его построения? В чём особенности пунктуации?
• Выделите словосочетания в предложении 2, определите способ связи слов в каждом словосочетании.
• Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. Объясните его правописание.
Когда один человек нападает на другого, обижает его, он этим зажигает в другом чувство ненависти, корень всякого зла. И потому непротивление злу злом есть единственное средство победить его.
• Подчеркните обособленное приложение, укажите причину его обособления.
• Укажите слово с чередующейся гласной в корне, объясните его правописание.
• Найдите слово с непроизносимой согласной в корне, объясните его правописание; разберите слово морфологически.
Борис Викторович Шергин был одним из редких бакенщиков на великой реке русского языка. Сказитель, художник, писатель, он все эти призвания употребил не на дело собственной славы, а на сохранение живого русского слова во всём его тысячелетнем течении.
• Подчеркните обособленные приложения, укажите причину обособления.
• Как вы понимаете смысл выражения “бакенщик на великой реке русского языка”?
Древнегреческая литература — одна из величайших литератур в человеческой культуре. Она дала миру легендарную Сапфо — олицетворение поэзии, Анакреонта — имя, ставшее нарицательным для поэтов, певцов веселья и радости жизни, Эсхила и Софокла, названных отцами драмы, и Аристофана — отца комедии.
• Подчеркните обособленные приложения. Какой знак препинания вы выберете для обособления приложений: запятую или тире? Обоснуйте свой выбор.
1) Окружённое темнотою, пылало багровое пламя костра. (Федосеев) 2) В жажде подвига трепещет живое человеческое сердце, скрывается пытливый и никогда не успокаивающийся человеческий разум. (М Салтыков-Щедрин) 3) Поглощённый своими думами, Алексей не видел всего этого. (Б. Полевой) 4) Дети стояли неподвижно, потрясённые. (А. Толстой) 5) На нём были штаны, закатанные выше колен, и выпущенная поверх штанов широкая белая рубаха. (В. Солоухин) 6) Через четверть часа старый граф, весёлый и довольный, приехал из клуба. (Л. Толстой)
• Найдите предложения с обособленными определениями. Подчеркните обособленные определения, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Проведите синтаксический разбор предложения, в составе которого есть как обособленное, так и необособленное определение.
• Выделите орфограммы причастий, объясните их правописание.
1) Лимонница, большая и яркая, летела над тихой водой. (М Пришвин) 2) Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда усиливался. (И. Бунин) 3) И всё терялось в снежной мгле, седой и белой. (Б. Пастернак) 4) Ночная бабочка, похожая на комок шёлка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую нить. (К. Паустовский) 5) Краски казались особенно яркими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (К. Паустовский) 6) Напоённый душистым дыханьем берёз, воздух в юную грудь так и просится. (К.Р.)
• Подчеркните обособленные определения, выраженные прилагательными. Укажите причину обособления определений.
• Послушайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.
А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.
• Запишите под диктовку.
• Пронумеруйте записанные предложения.
• Укажите номер предложения с обособленными определениями. Определения подчеркните, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Укажите номер предложения, в котором есть несогласованное определение.
• Среди диктуемых предложений найдите предложение с обособленным согласованным определением. Укажите номер этого предложения.
После того, как номер предложения выяснен, предложение записывают под диктовку и проводят его синтаксический разбор. (Предложения диктуются в замедленном темпе.)
(1)Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. (2)Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которой трудно понять себя. (3)В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. (4)Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние моря. (5)Там, сея за кормой пену, двигались корабли. (б)Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин. (7)Другие, схваченные бурунами, бились о рифы; утихающее волнение грозно шатало корпус. (8)Третьи благополучно грузились в одном порту и выгружались в другом.
1) Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
2) Почему бы мне не отправиться в путешествие, о котором я так давно мечтаю!
3) Есть такие воспоминания, которые сохраняются в памяти на всю жизнь.
4) Есть воспоминания, которые сохраняются в памяти на всю жизнь.
• Среди записанных предложений выберите такие, в которых придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Устно объясните причину, по которой невозможна такая замена.
1) Дружба учит нас забывать о себе ради другого человека, товарища и единомышленника. (Е. Крашенинникова) 2) Радость, не разделённая с задушевными друзьями, — не радость. (Д. Лихачёв) 3) В истинной дружбе таится прелесть, непостижимая для заурядных людей. (Лабрюйер) 4) Нам, людям, законов завещано много, но дружбы закон — выше всех возглашаем. (Махабхарата) 5) Нет безотрадней пустыни, чем жить без друзей; дружба умножает блага и облегчает беды; отрада души, она единственное лекарство от враждебной судьбы. (Грасиан) 6) Дружба — это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов и целей и выдержавшая проверку временем. (Специалисты этики) 7) Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. (Народная мудрость) 8) Возобновлённая дружба требует больше забот и внимания, чем дружба, никогда не прерывавшаяся. (Ф. Ларошфуко) 9) Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым. (Эзоп)
• Подчеркните обособленные приложения, укажите причину обособления.
• Проведите синтаксический разбор предложений 2 и 6. Начертите их схемы.
• Разберите по составу причастия, которые есть в записанных вами предложениях. Обозначьте, какие они: страдательные или действительные.
Человеку образованному и мудрому, Петру были чужды сословные и расовые предрассудки. Среди его сподвижников и друзей находились люди разных национальностей и зачастую совсем не аристократического происхождения. Был среди них и африканец Абрам Петрович Ганнибал, прадед Пушкина.
(Из “Календаря школьника”)
• Найдите предложения с обособленными приложениями. Приложения подчеркните, укажите причину обособления.
• Послушайте текст и сформулируйте проблему, которую поднимает автор. Сформулируйте авторскую позицию по поднятой проблеме.
Охрана природы — всенародное дело. Каждый взрослый человек или ребёнок обязан чувствовать свою личную ответственность за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро.
Под охрану государства взяты редкие и исчезающие виды животных и растений, занесённых в Красную книгу. Мы, юные натуралисты, должны уметь зажечь в людях факел гуманного отношения к животным. Мы должны объяснить, что и люди, и всё живое на планете Земля, и сама планета, выражаясь словами Маугли, героя книги Киплинга, — “одной крови, ты и я”. Если мы не будем любить, уважать природу, то и она откажется помогать нам.
(Из журнала “Юный натуралист”)
• Запишите под диктовку. Найдите предложения, в которых есть обособленные приложения. Обособленные члены подчеркните, укажите причину обособления.
• Укажите по одному примеру слов, в которых: а) букв больше, чем звуков; б) букв меньше, чем звуков. Объясните причину такого несоответствия.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображён весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал её, как чудо из чудес,
И в глубь души её, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И счастье к ней придёт. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.
• Выделите графически обособленные приложения, укажите причину их обособления.
• Среди диктуемых предложений найдите предложение с обособленным приложением. Укажите номер этого предложения.
(1)Листья белокрыльника немного похожи на крылья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные белые цветы. (2)Папоротник, ежевика, хвощи и мох наклоняются с берегов. (3)Если задеть рукой или веслом космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль — споры кукушкина льна.
(1)А всё-таки как незаметно и устрашающе течёт время!
(2)Давно ли он был озабочен покупкой игрушек, а теперь говорит с сыновьями о выборе жизненного пути, о судьбах России, о науке.
(3)Дмитрий, его старший сын, уже заканчивает университет.
(4)Средний, Андрей, видно, унаследовал частицу отцовской натуры: он решил посвятить себя энтомологии.
(5)Пётр Петрович доволен выбором Андрея. (6)Сам он тоже любит науку о насекомых. (7)Живопись и энтомология — два увлечения, которым он отдал уже много лет жизни.
(8)Третий его сын, Вениамин, собирается стать географом. (9)Измаил и Валерий ходят в гимназию, Ольга — в музыкальное училище. (10)Самый младший, Ростислав, обещает быть талантливым художником. (11)Его пейзажи выразительны и впечатляющи. (12)Они живописны и дышат русской природой. (13)Что ж! (14)В роду Семёновых будет и художник.
(По А. Алдан-Семёнову)
• Пронумеруйте записанные предложения.
• Укажите номера предложений с обособленным приложением.
• Докажите, что слово тоже из предложения 6 имеет созвучные, сопоставимые с ним слова среди других частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение; объясните правописание созвучных слов.
• Укажите части речи в предложении 14.
• Составьте и запишите предложения, в которых И будет являться: 1) союзом, соединяющим две грамматические основы в сложноподчинённом предложении; 2) союзом, соединяющим однородные члены; 3) междометием.
1) Вот деревянный дом, который возвышается над широкой Окой. 2) В просторной светлой комнате, которая служила учёному рабочим кабинетом, меня поразило множество каких-то моделей, станков, приспособлений. 3) Он [Циолковский] остался в моём сердце человеком, который был устремлён в будущее, который непоколебимо верил в правоту своих идей, расчётов, планов.
• Какие предложения вы записали? Дайте им характеристику.
• Перестройте предложения: замените придаточную часть в сложноподчинённом предложении причастным оборотом и запишите, расставляя знаки препинания. Причастный оборот подчеркните, определяемое слово возьмите в рамочку.
(Ключ: 1) Вот деревянный дом, возвышающийся над широкой Окой. 2) В просторной светлой комнате, служившей учёному рабочим кабинетом, меня поразило множество каких-то моделей, станков, приспособлений. 3) Он [Циолковский] остался в моём сердце человеком, устремлённым в будущее, непоколебимо верящим в правоту своих идей, расчётов, планов.)
• Выделите орфограммы причастий.
• Укажите слово, в котором правописание приставки не определяется общим правилом (является исключением).
Жил я на юге у старого друга и слушал радио, наверное турецкое, а может, и арабское.
Был тих голос женщины, говорившей за морем. Тихая грусть доносилась до меня и была мне понятна, хотя и не знал я слов чужого языка. Потом звучала музыка, тихая, словно бесконечная. Музыка жаловалась, ныла всю ночь. И незаметно вступал певец, который тоже вёл и вёл жалобу на одной ноте, делался совсем неразделим с темнотою неба, с твердью земли, с накатом морских волн и шумом листвы за окном. Всё-всё сливалось вместе. Чья-то боль становилась моей болью и чья-то печаль — моей печалью.
В такие минуты совсем явственно являлось сознание, что мы, люди, и в самом деле едины в этом поднебесном мире.
1. Найдите в тексте все обособленные члены; подчеркните их, укажите способ выражения и причину обособления.
2. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста. Укажите способ выражения второстепенных членов. Определите вид обстоятельств по значению.
3. Подчеркните одной чертой неполное предложение, определите, какой член предложения опущен.
4. Укажите вводные слова, определите их значение.
5. Среди предложений 1—3 найдите причастие, разберите его морфологически.
На пороге нового века
Мой юный друг! Длинный и сложный путь прошла наша Родина, прежде чем превратилась в большую, могучую державу.
Наши далёкие предки много труда положили, чтобы сделать Россию прекрасной и сильной.
Творцами нашей истории были не только князья, цари да императоры, но и церковные люди и учёные, полководцы и воины, крестьяне и мастеровые, художники и музыканты. Каждый из них внёс свой вклад в строительство Российской державы.
XX век — это век техники, век научных открытий. Крепло сельское хозяйство, бурно развивалась промышленность. В жизнь страны стремительно входило электричество. Вот-вот должно было начаться строительство первого метро — электрической подземной железной дороги.
Но тут началась Первая мировая война, которая принесла нашей стране много бед. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы возродить Россию.
На обломках старой России родилось новое могущественное государство — Советский Союз, который просуществовал почти семьдесят лет.
Огромным потрясением была и Великая Отечественная война, которая унесла много человеческих жизней.
Теперь Советского Союза больше нет. Началась новая страница нашей истории. Началась история сегодняшней России — великой и огромной державы, в которой ты живёшь. И то, какой она будет, зависит и от тебя. Ты вырастешь, станешь взрослым и сможешь своим трудом, своим талантом принести пользу Родине.
1. Найдите в тексте обособленные приложения, укажите причину их обособления.
2. Замените, где это возможно, в сложноподчинённых предложениях придаточную часть причастным оборотом. Запишите синонимичные конструкции, причастный оборот выделите графически.
Там, где придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом, письменно укажите причину.
3. Выпишите из текста диктанта три слова с чередующейся гласной в корне. Разберите слова по составу. Одно из слов разберите морфологически.
. Ничто не сулило тревоги, сон надвигался на землю, короткий и глубокий.
Но вдруг та сторона неба, что была за дальними перевалами и лесами, как-то разом потемнела, опустилась на только что видневшийся окоём и потекла чернотою во все стороны. Только-только ещё были видны облачка, чуть завитые по краям, неживая ветла, залитая морем, ястреб, летавший над этой ветлой.
И вот ничего не стало. Всё затянулось тьмою.
В мир пришло ожидание. Ничто не спало, а только притаилось. Даже и небо зажмурилось.
Ожидание разрешилось внезапно, как это всегда бывает, когда долго и напряжённо ждёшь. Ящеркой пробежало лёгкое пламя и юркнуло за горы. По хлебам, на мгновение освещённым, прокатилась лёгкая дрожь, и они сделались совсем неподвижны.
Сверкнуло ещё и ещё, теперь длиннее и ярче. Жёлтыми соломинками сламывались молнии над окоёмом и озаряли разом весь этот окоём и всё, что было там.
Зарницы тревожились в небе, зарницы играли на хлебах. В русских сёлах так и зовут их — хлебозары.
1. Проведите синтаксический разбор предложений: а) “Только- только ещё были видны облачка. ” (I вариант); б) “По хлебам, на мгновение освещённым. ” (II вариант).
2. Выпишите по два слова: а) с чередующейся гласной в корне; б) с проверяемой гласной в корне. Объясните их правописание.
3. Выпишите по одному словосочетанию со связью согласование, управление и примыкание из предложений: а) “Но вдруг та сторона неба, что была за дальними перевалами. ”; б) “Только-только ещё были видны облачка. ”.
4. Составьте и запишите предложение с приложением.
Когда свечерело, мы отправились в поле. Узкая дорожка, с глубокими колеями и красноватой травкой посередине, вела нас вверх по отлогой равнине. Весело было проходить этой дорожкой. Кругом волновалось ржаное поле, однообразное, как море, густое и прохладное. Развалины мухоморкинского домика, усадьба Листарки, дворики около сада — всё это по самую пелену пряталось за высокой рожью, и только село за рекой, расположенное на высоком берегу, господствовало над окрестностями и виднелось как на ладони.
Вечер был прекрасный. Лёгкие, как паутина, облака собрались на западе и длинными продолговатыми полосами протянулись над закатом в упор заре, окрасившей их разнообразнейшими цветами: от нежно-розового до бледно-зелёного, от ярко-фиолетового до янтарного. Воздух был прохладен и тих. Около дороги звонко перекликались перепела. С того берега доносилось мычание стада, и пыль, поднятая этим стадом, золотисто-румяными клубами стояла над селом.
Мы дошли по дорожке до межи и стали на ней. Рожь, окружавшая нас со всех сторон, то приникала под мимолётным ветром, и тогда шорох гибких стеблей встревоженно разносился в чутком воздухе, то вновь поднималась и неподвижно замирала в тонкой дремоте.
1. Найдите в тексте диктанта обособленные определения, подчеркните их, укажите способ выражения и причину обособления.
2. Составьте и запишите предложение с приложением.
Из греческой мифологии известно, что у верховного бога Зевса и Мнемосины, богини памяти, было девять дочерей, родившихся у подножия Олимпа. Это были девять прекраснейших дев с чистыми сердцами и дивными голосами. Их называли музами, богинями — покровительницами искусств и наук.
Музы обитали на вершине священной горы Парнас или на вершине священной горы Геликон. Черпая воду из Кастальского ключа или из источника Гиппокрена, музы одаривали ею избранных, и те, изведав этой живительной влаги, становились поэтами и певцами, танцорами и актёрами, музыкантами и учёными.
Каждая муза была покровительницей одного или нескольких видов искусства или науки. Каллиопа — муза эпической поэзии и знаний, Клио — муза истории, Мельпомена — трагедии, Талия — комедии, Терпсихора — танца.
Музы-сёстры были родственно связаны друг с другом, водили дружные хороводы, танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл Аполлон, бог солнца и искусств. Люди становились добрее, а боги милостивее.
Так поэтично рассказывалось в античных преданиях о божественном происхождении искусства, о дружбе муз.
(По В. Васиной-Гроссман)
Примечание: выписать на доску имена собственные.
1. Найдите в тексте диктанта и выделите все обособленные приложения, укажите причину их обособления.
2. Найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Проведите синтаксический разбор этого предложения. Начертите схему.
3. Выпишите из текста диктанта все слова с Н, НН в суффиксе. Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в этих словах.
Горы словно висели в небе, просвеченные солнцем, синими тенями, снегами, спящими вечно.
Острые пики их, тяжёлые пирамиды, грандиозные купола, ломаные и округлые перевалы казались сплошной стеной, воздвигнутой на краю земли.
И каменная эта стена была многоцветной, от ледников и водопадов, от еловых лесов и диких яблоневых рощ, жёлтых и алых тюльпанов, от снегов, гладких и твёрдых.
Она вся трепетала, дышала запахами неизвестных растений и, загадочная и манящая, всё звала на свою высоту географов мира.
Никто из учёных и путешественников не видел её. Только буддийский монах проникал за эту таинственную стену очень давно и оставил туманное описание того, что увидел.
С мистическим страхом перед грозным величием вселенной и сознанием собственного ничтожества монах записал в дневник: “С начала мира снега, здесь накопившиеся, обратились в ледяные глыбы, которые не тают ни весной, ни летом. Гладкие поля твёрдого и блестящего льда тянутся в беспредельность и сливаются с облаками. ”
С тех пор прошло двенадцать столетий, а Небесные горы по- прежнему оставались неведомыми для науки. Они были лишь обозначены робкими штрихами на географической карте Азии. И карта эта лежала на письменном столе славного путешественника Александра Гумбольдта.
Дряхлые ладони великого путешественника прикрыли на карте Небесные горы. Кто же откроет для науки Тянь-Шань? Ему, Александру Гумбольдту, уже слишком поздно.
1. Выделите в тексте обособленные члены, укажите способ их выражения и причину обособления.
2. Укажите части речи в предложениях: а) “С мистическим страхом перед грозным величием вселенной. ” (I вариант); б) “С тех пор прошло двенадцать столетий, а Небесные горы. ” (II вариант).
3. Докажите, что слова: а) с начала (из предложения “С начала мира. ”) (I вариант); б) по-прежнему (из предложения “С тех пор прошло. ”) (II вариант) — имеют сопоставимые с ними созвучные слова среди других частей речи; составьте и запишите соответствующее предложение; объясните правописание созвучных слов.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.